Урок мастер-класс Проблемное обучение

Раздел Физика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок мастер-класс Проблемное обучение.6





Урок мастер-класс Проблемное обучение.



Мастер - класс

Учителя физики

ДМПЛ № 5 им. Н.П.Бойко

Донецкой Народной Республики

Кравченко Н.Ю.

«Школьник, изучающий физику,

является физиком, и для него легче изучать науку,

действуя подобно ученому - физику,

чем делать что - нибудь еще».

Дж. Брунер (американский психолог)

І. Предисловие.

1. Вступительное слово.

(Сл.1)

Мой педагогический стаж составляет 19 лет. С 1993 года я работаю учителем. Моя профессия - это моё призвание!

Достучаться до каждого сердца

Тех, кого ты решился учить,

И откроется тайная дверца

К душам тех, кого смог полюбить!

(Сл2) Сначала я хотела стать космонавтом. Но потом поняла, что дети - это те же марсиане, да и мы учителя не от мира сего. Хотела стать лётчиком - испытателем, но поняла, что можно испытывать не только самолёты, риск будет такой же!

Для меня буть учителем это…

( сл.4)…

2. Упражнение-профессиограмма « Я - учитель!» (приложение 1)

Давайте узнаем, что для вас значит быть учителем. В течение 30 секунд прошу вас заполнить карту-профессиограмму, которая определяет ваши главные профессиональные черты.

Это еще не конец упражнения. Теперь необходимо определить и выделить другим цветом только две важнейших черты на данный момент. Даю вам 10 секунд.

А теперь обратите внимание, что из многих характеристик сначала вы выбрали для себя четыре, однако на сегодня для вас учитель это ..

3. Интерактивная игра « Микрофон»( участники дают свои ответы).

А для мене это…

(сл.5)

4. Актуальность опыта.

(Сл.6)

Современный мир требует от человека АКТИВНОСТИ, мобильности, жизнетворчества.

Модернизация образования предполагает ориентацию не только на усвоение учеником определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и творческих способностей.

Одним из наиболее эффективных способов развития личности, формирования навыков самостоятельного поиска, усвоения и применения знаний является проблемное обучение. (Сл.8)

Как научить физике? На это можно ответить словами известного американского психолога Дж. Брунера «школьник изучающий физику, является физиком, и для него легче изучать науку, действуя подобно ученому - физику, чем делать что - нибудь еще».

(Сл.9)

Тема над которой я работаю «Проблемное обучение как элемент личностно ориентированной технологии». Проблемная ситуация - это состояние затруднения, когда человек не может объяснить факт с помощью тех знаний, которые у него есть. Познавательный интерес школьников - это новые знания о мире, которые поражают их воображение, вызывают удивление, побуждают учеников заглянуть вперед.

ІІ. Мастер-класс « Я это делаю так».

Тема: « Вокруг света за 80 дней».

Цель:

- сформировать представление о приемах создания и решения проблемных ситуаций, формировать коммуникативные компетентности;

- развивать внимание, логическое мышление, память;

- воспитывать доброжелательность, настойчивость.

  1. Вступительное слово.

Сегодня я хочу показать, как я призываю учеников к научному поиску, используя проблемные ситуации, вопросы. (Сл.10) Поднимите руку те, кто любит путешествовать. Попробуйте отгадать о чем идет речь. (сл.11)

Упражнение «Отгадай ребус»

- О чем идет речь? Правильно дорога. (сл. 12)

А мы вместе с главным героем совершим путешествие вокруг света за 15 минут. Наше путешествие мнимое, так представим себя учениками 8 класса. Погода сейчас у нас переменная, чтобы путешествовать необходимо учитывать некоторые ее показатели. Один из них это температура воздуха. Есть еще один важный показатель для самочувствия человека. Теперь вы можете назвать его. 3. Создание проблемной ситуации путём демонстрации и побуждения учащихся к теоретическому объяснению.

Решение проблемы упражнение «Займи позицию».

Демонстрация: стакан с водой накрывают диском и переворачивают.

- Что будет с водой, если я переверну стакан? (Выльется)

- Под действием какой силы это произойдет? (Сл.13)

Демонстрация видео фрагмента (накрываем стакан листом и переворачиваем).

- Действует ли на воду сила притяжения?

- Что удерживает воду в стакане? (атмосферное давление)

Итак, о погоде мы узнали. ( сл.14)

Поехали!

( сл. 15)

Нас ждет пароход. Капитан уверяет, что железный корабль не утонет в воде, так как на него действует выталкивающая сила.

4. Создание проблемной ситуации путем выдвижения гипотез и их опытной проверки.

Демонстрация: железный гвоздь тонет.

- Как можно доказать, что выталкивающая сила действует в этом случае?

У вас есть динамометр и стакан с водой.

Решение проблемы: эвристическая беседа.

5. Создание проблемной ситуации путем постановки проблемных задач по объяснению явления и поиска путей его практического использования.

На пароходе произошел неприятный случай с одной женщиной. Во время обеда женщина уронила в тарелку с горячим супом ключ от каюты.

Решение проблемы: Интерактивное упражнение «Круг идей».

- Как достать его, не замочив рук?

Ей предложили это сделать следующим способом.

Демонстрация: пустой стакан переворачивают и зажигают свечу внутри, опускают стакан в тарелку. Жидкость всасывается внутрь.

- Почему жидкость поднялась вверх против силы тяжести?

( сл.16)

Cледующий этап путешевствия не обходимо осуществить на подводной лодке (сл.17)

Как говорил выдающийся физик ХХ в . Нильс Бор, ничто не существует пока оно не измерено.

- Не слишком ли большое давление будет на глубине 100 м? - Спросили мы у капитана субмарины.

6. Создание проблемной ситуации из-за невозможности выполнения практического задания из-за нехватки знаний.

Чтобы установить это вспомним известный способ определения давления

( сл.18-0)

Решение проблемы путем выполнения практического задания.

Каждая «каюта» выполняет задания:

определить давление жидкости на площадь 0,05 м2.

У нас есть сосуд с водой, мензурка. Найдем давление, воды на дно сосуда, если площадь дна составляет 0,05 м2.

(сл.18-1)

- Чтобы определить давление, необходимо вспомнить известную формулу давления

- Как называется сила, с которой вода давит на дно сосуда? Как ее можно рассчитать? (сл..18-2)

- По какой формуле можно определить массу налитой воды, зная его плотность? (сл..18-3)

Используя мензурку, найдем объем воды. (сл.19)

Результат расчетов.

7. Создание проблемной ситуации.

«Невыполнимая задача».

Как найти теперь давление на глубине 100 м на площадь 0,05 м2?

- Что нужно найти сначала? Вспомните, что мы находили? (объем)

- Как рассчитать массу и объем воды в море?

Решить эту проблему можно, если вспомним формулу гидростатического давления жидкости, а также учесть давление атмосферы.

8. Создание проблемы путём анализа ситуации.

(сл..20)

У нас остается очень мало времени, поэтому попробуем добраться поездом.

Но, с этим также могут возникнуть проблемы.

Коварный преследователь мистер Фикс услышал, что когда-то произошел неприятный случай с поездом и решил воспользоваться этим способом чтобы помешать главному герою и нам. При строительстве железной дороги между Петербургом и Москвой на одной станции градоначальник для красоты приказал покрасить металлические рельсы белой масляной краской. На следующий день оркестр на вокзале до самого вечера играл марш все гости замерзли ожидая поезд, но он так и не прибыл. (сл.20-1)

  • - Что мешало ему добраться до станции?

Решение проблемного вопроса путем выполнения упражнения «Незаконченное предложение»:

«Я считаю, что поезд не добрался станции, потому что ... »

Нам сегодня такой казус не нужен, поэтому давайте воспользуемся другим видом транспорта.

9. Создание проблемной ситуации путем выдвижения гипотез и их опытной проверки.

На дальнейшем пути главных героев появляется новое испытание.

(сл.21)

Необходимо попасть из пистолета в вареное яйцо, так, чтобы оно оставалось целым. Но не все так просто, как кажется. Преследователь заменил вареное яйцо на сырое. - Сможет главный герой выполнить эту задачу, не проверив все?

Решение проблемы: упражнение «сломалась видеокамера». (сл.22)

Демонстрация видеофрагмента не полностью. - Почему сырое яйцо распадается на куски? (сл.23)

Мы справились потому садимся на воздушный шар. Чтобы взлететь и преодолеть силу земного притяжения, необходимо взять с собой только хорошее настроение, легкие мысли, положительные эмоции.

ІІІ. Рефлексия.

Я надеюсь, что эмоциональное состояние нашей аудитории хорошее. На воздушных разноцветных шариках напишите свои положительные впечатления.

Упражнение «Подарок».

Участники дарят друг другу свои воздушные шарики с лучшими впечатлениями.

К сожалению наше путешествие закончилось, мы возвращаемся.

Признайтесь после странствий многих:

Не в древний Рим ведут дороги.

Дороги все ведут домой!

(сл.24)

Спасибо за сотрудничество!



© 2010-2022