• Преподавателю
  • Физика
  • Доклад по теме Активные формы обучения как средство повышения эффективности урока физики

Доклад по теме Активные формы обучения как средство повышения эффективности урока физики

Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:













Доклад на тему:

«Активные формы обучения как средство повышения эффективности урока физики»

Августовское совещание

2013/2014 год















Мельникова Юлия Витальевна

учитель физики

МКОУ Новочановской СОШ



Введение

В настоящее время учебный процесс постоянно совершенствуется, так как происходит смена приоритетов и социальных ценностей, поэтому главными характеристиками выпускника образовательного учреждения являются его компетентность и мобильность. В этой связи акценты при изучении учебных дисциплин переносятся на сам процесс познания, эффективность которого полностью зависит от познавательной активности самого ученика.

Работая в разноуровневом классе, приходится рассчитывать на «среднего» ученика, долго объясняя материал. Успешные ученики скучают на уроке, что приводит к учёбе без интереса. Чтобы обучать эффективно, нужно создавать условия, при которых ученик самостоятельно открывает для себя такую часть учебного материала, какую максимально он может усвоить.

Активные методы обучения (от лат. aktivus - деятельный), форма обучения, направленная на развитие у обучаемых самостоятельного мышления и способности квалифицированно решать нестандартные профессиональные задачи.

Цель обучения - не просто знания, не умения и навыки решать профессиональные задачи, а умение мыслить, размышлять, осмысливать свои действия. Знания усваиваются не «про запас», учат не культуре исполнительского действия, а культуре мыслительной творческой деятельности, т. к. задачи, обстоятельства и ситуации деятельности могут меняться.

Требования к современному уроку

Цель урока: создание условий для проявления активной познавательной учебной деятельности.

Средства достижения:

- использование форм и методов для раскрытия субъектного опыта учеников;

- создание атмосферы заинтересованности;

- использование дидактического материала;

- оценка не только по конечному результату, но и по процессу достижения;

- стимулирование к диалогу, использование различных способов деятельности без боязни ошибки;

- нет правильныхи неправильных ответов, есть равноправные позиции;

- поощрение находить свой способ работы, анализировать способы работы других;

- создание ситуации общения.

Необходимые условия:

- наличие плана в зависимости от готовностикласса;

- использование проблемно-творческих заданий;

- использование вариантов заданий для различного вида деятельности (словесная, графическая, условно-символическая) и его выбор;

- сообщение не только темы, но и организации учебной деятельности;

- создание положительного настроя, ситуация успеха;

- обсуждение не только того, что узнали, но и что понравилось(что выполнить еще раз, а что сделать иначе?);

- стимулирование к выбору;

- оценка не только факта выполнения, но и анализа (правильность, самостоятельность, оригинальность);

- инструктаж домашнего задания и способов деятельности.

Говоря о требованиях к современному уроку, следует подчеркнуть, что их изменение, усложнение идут в основном за счет более активного использования учителем индивидуальных предпочтений учеников. Целью урока является не столько сообщение конкретных знаний (их усвоение, воспроизведение), сколько опора на сложившиеся у школьников способы учебной работы, обеспечивающие им самостоятельность в познании, т.е. умение учиться.

В своей работе я применяю различные формы обучения:

1.Создание проблемной ситуации. В условиях психологического затруднения у обучаемых начинается процесс мышления. В сознании обучаемых возникает проблемная ситуация, побуждающая их к самостоятельной познавательной деятельности.Проблема, требующая решения, заставляет ученика излагать собственное мнение, выдвигать гипотезы, искать решение. Учащиеся наблюдают, сравнивают, группируют, делают выводы, выясняют закономерности, планируют свою деятельность.

2. Групповая работа учащихся: на этапе закрепления изучаемого материала в каждую группу входят учащиеся со слабыми, средними и высокими уровнями подготовки. Суть такой групповой работы такова: группа получает задание, более сильный учащийся его выполняет и объясняет слабым товарищам, как он это сделал. Это развивает у детей взаимопомощь, коллективизм, воспитывает культуру общения.

3. Одним из эффективных, быстрых способов проверки текущих знаний ученика является физический диктант. Это один из видов заданий с конструированием ответов на поставленные вопросы или дополнений к повествовательным предложениям с пропусками. Его можно проводить на каждом занятии или по мере необходимости (накоплении знаний, нуждающихся в своевременной проверке и коррекции) по вариантам

4. Мультимедийные технологии, при которых восприятие информации обеспечивается одновременно несколькими органами чувств. При этом информация предстаёт в наиболее привычных для современного человека формах; аудиоинформации (звуковой), видеоинформации, анимации (мультипликации, оживления).

Применение активных форм и методов работы способствуют и формированию личностных качеств учащихся : самостоятельности , трудолюбия, креативности, адекватной самооценки.




© 2010-2022