- Преподавателю
- Физика
- Доклад ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ, ПРИМЕНЯЕМЫХ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ СНЯТИЯ УМСТВЕННОГО И ФИЗИЧЕСКОГО НАПРЯЖЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
Доклад ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ, ПРИМЕНЯЕМЫХ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ СНЯТИЯ УМСТВЕННОГО И ФИЗИЧЕСКОГО НАПРЯЖЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
Раздел | Физика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Харченко В.А. |
Дата | 17.02.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ, ПРИМЕНЯЕМЫХ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ СНЯТИЯ УМСТВЕННОГО И ФИЗИЧЕСКОГО НАПРЯЖЕНИЯУЧАЩИХСЯ
В.А. Харченко,
учитель русского языка
и литературы МОУ «СОШ №33 с УИОП»
Одна из приоритетных задач в современных условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта - это организация учебного процесса в соответствии с требованиями создания здоровьесберегающей среды.
Обучение в школе - серьезная нагрузка для детей. Они мало двигаются, подолгу сидят на месте, у них возникает гиподинамия и нарастает статическое напряжение в мышцах. Все это создает предпосылки для развития отклонений в состоянии здоровья - нарушение осанки, зрения, повышение артериального давления, накопление избыточного веса, увеличивается риск возникновения заболеваний сердечнососудистой системы и органов дыхания, нарушение обмена веществ.
Одним из способов снятия умственного и физического напряжения учащихся является применение на уроках физкультпауз. О роли физкультминуток сказано много. Но бытует мнение, что их место в классах первой ступени, да еще может быть в 5-6-х классах. Порой учителя - предметники считают проведение физкультминуток пустой тратой времени. Сконцентрировать внимание учащихся после их проведения значительно труднее. Но чем ученик старше, тем больше нагрузка. Во время урока лучшим средством профилактики и снятия утомления является переключение на двигательную активность, чем и является физкультминутка.
Я решила соединить проведение физкультминуток с изучаемым материалом или закреплением уже изученного. И логика урока сохраняется, и смена деятельности.
Например, в 5 классе на уроках русского языка можно проводить физкультминутки, сопровождая их проговариванием падежных вопросов.
И.п. кто? что? - смотрим по сторонам;
Р.п нет кого? чего? - удивляясь, разводим руками;
Д.п. дать кому? чему? - имитируем движения передачи предмета;
В.п. винить кого? что? - качаем головой, грозим пальцем;
Т.п. гордится кем? чем? - поднимаем руки вверх и аплодируем;
П.п. говорим о ком? о чем? - делаем наклоны, «говорим на ухо».
Для снятия напряжения глаз можно использовать физкультминутки, включенные в презентацию (демонстрация) или попросить учащихся найти в классной аудитории определенные предметы (назвать имена существительные, указать признаки предметов, находящихся сзади и т.д).
Любую физкультминутку можно связать с темой урока, например, изучая тему «Имя числительное как часть речи» в 6 классе, целесообразно использовать анимированную разминку (демонстрация).
Повторяя тему «Лексика» в 8 классе можно провести следующую работу: все встали, я называю слово, вы делаете движения руками и сразу же называете антоним, продолжая выполнять движения. Например, высоко (руки вверх)-низко(руки опустили вниз), широко(узко), далеко(близко), впереди(сзади), влево(вправо) и т.д.
В 7 классе богатые материал для подготовки физкультминуток представляет изучение тем «Междометия и звукоподражательные слова». Учащиеся с удовольствием сами придумывают разминки с использованием данных слов. Вот, например, ученик 7е класса составил и самостоятельно провел такую физкультминутку:
Междометия - неизменяемые слова, они гордые и самостоятельные, поэтому мы тоже встанем ровно и потянемся. Они выражают различные чувства, и нам помогают. Сопровождая междометиями, покажите испуг, радость, гнев, удивление, восторг, прогоните, позовите. Сядьте, встаньте, повернитесь, улыбнитесь, потянитесь. Но, увы! Пора за парты.
В 8-9 классе также даю задание подготовить комплекс физкультминуток в соответствии с изучаемой темой. В 9 классе, ребята придумали разминку по теме «Виды сложноподчиненных предложений». Каждому виду придаточного предложения соответствует определенное движение, заучивание шло по мере изучения тем. Один из учащихся показывает движение, все остальные повторяют и при этом называют вид придаточного предложения. Например, повороты головы - СПП с придаточным определительным, наклоны - СПП с придаточным места и т.д.
Не менее интересными можно сделать физкультпаузы и на уроках литературы. В 5-6 классах обучающиеся с удовольствием инсценируют изучаемые стихотворения. Например, текст стихотворения С. Есенина
Поет зима - аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна <…>
Ребята изображают и плывущие облака, и стелющуюся метелицу, и игривых воробышек.
Одним из способов релаксации на уроках литературы в старших классах служит прослушивание музыки. Это может быть и шум прибоя, и звуки природы, и классическая мелодия. Каждую из них необходимо связать с темой урока. Например, при изучении повести Николая Михайловича Карамзина «Бедная Лиза», учащиеся могут поразмышлять, закрыв глаза и расслабившись, над особенностями литературного направления под тихую, спокойную музыку.
Любая проверочная или контрольная работа для учащихся всегда сопряжена с состоянием стресса, поэтому сразу в 5-м классе учим стихотворение
Я скажу себе, друзья,
Не боюсь я никогда
Ни диктанта, ни контрольной,
Ни стихов и ни задач,
Ни проблем, ни неудач.
Я спокоен, терпелив,
Сдержан я и не сварлив,
Просто не люблю я страх,
Я держу себя в руках.
Проговаривая эти строки, школьники настраиваются на работу, меньше волнуются и переживают. Заучив стихотворение в 5-м классе, автоматически проговаривают даже в 9-м.
Забота о здоровье учащихся - это важнейший труд учителя. От жизнедеятельности, бодрости учеников зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы, поэтому нам необходимо сделать все возможное для сохранения и укрепления здоровья школьников.
3