Рабочая программа по физике 10-11класс

Я представляю вашему вниманию рабочую программу по предмету физика для учащихся НПО по профессии "сварщик-автомеханик". Вы можете использовать готовую рабочую программу или адаптировать ее под себя. Программа включает тематическое планирование,поурочное планирование, перечень лабораторных работ, а так же вариант итоговой аттестации учащихся и критерии его оценки. Программа включает в себя все разделы физики, которые отведены на изучуение в 10-11 классах. Рабочая программа предусмотрена на 242 ау...
Раздел Физика
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

35

Рабочая программа по физике 10-11класс

Рассмотрена на заседании МК Утверждена

протокол № зам.директора по ОД

от « »________2012г от « «____________2012г

_____________________ ________________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ФИЗИКА


















2012/2013 учебный год

Рабочая учебная программа профильного курса по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне, на основе нового федерального Базисного учебного плана, утвержденного приказом Минобразования России от 09.03.2004г. №1312. Содержание программы соотнесено с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 03-1180).

Для профессии «Автомеханик», «Сварщик»

Организация-разработчик: ГОУ НПО Ярославской области профессиональное училище №1

Разработчик: Никитина В.И., преподаватель








3

СОДЕРЖАНИЕ



Паспорт рабочей программы учебной дисциплины………4

Структура и содержание учебной дисциплины ……….......6

Объем учебной дисциплины и виды учебной работы…….6

Тематический план и содержание учебной дисциплины.. 7

Пояснительная записка …………………………………… ..10

Поурочное планирование ……………………………………12

Учебно-методический комплект…………………………….22

Контроль и оценка результатов учебной дисциплины……………………………………………………. 36

Список, используемой литературы……………………….. 37


















  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ФИЗИКА

    1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа по физике для профессии ОДП - 06.01

«Автомеханик»

«Сварщик»


    1. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы

Общеобразовательная дисциплина.

    1. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате изучения учебной дисциплины «Физика» обучающийся должен

знать/понимать

  • смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, Солнечная система, галактика, Вселенная;

  • смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;

  • смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;

  • вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

уметь

  • описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;

  • отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; что физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;

  • приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;

  • воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;

  • оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;

  • рационального природопользования и охраны окружающей среды.

1.4 Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 355часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 242 часа;

самостоятельной работы обучающегося 113 час.

.














3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

    1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы



Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка

355

Обязательная аудиторная учебная нагрузка

242

в том числе:


контрольные работы

11

лабораторные и практические работы

120


Самостоятельная работа обучающегося (работа с материалом учебника, решение задач, выполнение сообщений).

113

Итоговая аттестация в форме экзамена






    1. Тематический план и содержание учебной дисциплины физика


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение

Физика как наука. Научные методы познания окружающего мира и их отличия от других методов познания. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Научные гипотезы. Физические законы. Физические теории. Основные элементы физической картины мира.

1

2

МЕХАНИКА

Механическое движение и его виды. Прямолинейное равноускоренное движение. Принцип относительности Галилея. Законы динамики. Всемирное тяготение. Законы сохранения в механике.

Проведение опытов, иллюстрирующих проявление принципа относительности, законов классической механики, сохранения импульса и механической энергии.

Практическое применение физических знаний в повседневной жизни для использования простых механизмов, инструментов, транспортных средств.

50

2-3

Контрольная работа

3


Лабораторная работа

5


Самостоятельная работа обучающихся

25


МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА

Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Модель идеального газа. Давление газа. Уравнение состояния идеального газа. Строение и свойства жидкостей и твердых тел.

Законы термодинамики. Порядок и хаос. Необратимость тепловых процессов. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды.

Проведение опытов по изучению свойств газов, жидкостей и твердых тел, тепловых процессов и агрегатных превращений вещества.

Практическое применение в повседневной жизни физических знаний о свойствах газов, жидкостей и твердых тел; об охране окружающей среды.

32

2-3

Контрольные работы

2


Лабораторная работа

3


Самостоятельная работа обучающихся

16


ЭЛЕКТРОДИНАМИКА

Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Электрический ток. Магнитное поле тока. Явление электромагнитной индукции. Взаимосвязь электрического и магнитного полей. Электромагнитное поле.

Электромагнитные волны. Волновые свойства света. Различные виды электромагнитных излучений и их практическое применение.

Проведение опытов по исследованию явления электромагнитной индукции, электромагнитных волн, волновых свойств света.

Объяснение устройства и принципа действия технических объектов, практическое применение физических знаний в повседневной жизни:

при использовании микрофона, динамика, трансформатора, телефона, магнитофона;

для безопасного обращения с домашней электропроводкой, бытовой электро- и радиоаппаратурой.


100

2-3

Контрольные работы

5


Лабораторная работа

7


Самостоятельная работа обучающихся

50




КВАНТОВАЯ ФИЗИКА

Фотоэффект. Фотон. Корпускулярно-волновой дуализм.

Планетарная модель атома. Квантовые постулаты Бора. Лазеры.

Ядерные силы. Дефект массы и энергия связи ядра. Ядерная энергетика. Влияние ионизирующей радиации на живые организмы.

Проведение исследований процессов излучения и поглощения света, явления фотоэффекта и устройств, работающих на его основе, радиоактивного распада, работы лазера, дозиметров.

20

2-3

Контрольные работы

1


Самостоятельная работа обучающихся

10


ЭЛЕМЕНТЫ АСТРОФИЗИКИ

Солнечная система. Звезды и источники их энергии. Галактика. Пространственные масштабы наблюдаемой Вселенной.

Наблюдение и описание движения небесных тел.

6

2-3

Контрольная работа



Самостоятельная работа обучающихся

3


Физический практикум

12

2-3

Обобщающее повторение

19

2-3

Самостоятельная работа обучающихся

9


Подведение итогов

2

2-3

Всего

355



























ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа учебной дисциплины «Физика» предназначена для изучения физики в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.

Согласно «Рекомендациям по реализации среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) физика изучается в учреждениях начального профессионального образования с учетом профиля получаемого профессионального образования.

При освоении профессий НПО технического профиля физика изучается как профильный учебный предмет: в учреждениях НПО - в объеме 242 часа.

Программа ориентирована на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;

  • овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественно-научной информации;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

  • воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;

  • использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Основу данной программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.

В профильную составляющую входит профессионально направленное содержание, необходимое для усвоения профессиональной образовательной программы, формирования у обучающихся профессиональных компетенций.

В программе по физике, реализуемой при подготовке обучающихся по профессиям и специальностям технического профиля, профильной составляющей является раздел «Электродинамика», так как большинство профессий и специальностей, относящихся к этому профилю, связаны с электротехникой.

В программе теоретические сведения дополняются демонстрациями, лабораторными и практическими работами.

Программа содержит тематический план, отражающий количество часов, выделяемое на изучение физики в учреждениях НПО при овладении обучающимися профессиями и специальностями технического и естественнонаучного профилей.

В тематический план включены физический практикум, предусматривающий выполнение лабораторных работ и решение более сложных задач на материале того раздела физики, который связан с получаемой профессией.



















ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.



Содержание

Д\З

Аудиторные

242

Уровень освоения

1 семестр (51 ч)


ФИЗИКА И МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ (1ч.)

1

1/1

Физика - наука о природе. Научные методы познания. Физические законы и теории.

1

1

МЕХАНИКА (16ч.)

16

Тема: «Кинематика» (4 ч.)

4

1/2

Система отсчета. Траектория, путь, перемещение. Средняя и мгновенная скорость. Относительная скорость движения. Векторные величины и их проекции

§ 1, § 2.1, § 2.2

1

2

2/3

Равномерное прямолинейное движение. Решение задач. Ускорение. Прямолинейное движение с постоянным ускорением. Решение задач.

§ 2.3, § 3

1

2

3/4

Свободное падение. Движение тела, брошенного под углом к горизонту. Равномерное движение по окружности. Решение задач. Повторительно-обобщающий урок.

Конспект, § 4.1, § 4.2. Подготовка к к\р

1

2

4/5

Контрольная работа №1 «Кинематика».

1

2

Самостоятельная работа (2,5 часов)

  1. §1-5 Физика 10 кл. Л.А.Кирик, Ю.И.Дик

  2. №1.4, 1.3, 1.5, 1.6, 1.11, 1.16, 1.18, 1.19, 1.22; 2.1, 2.3, 2.13, 2.26, 2.28; 3.1, 3.5, 3.9 . Сборник заданий и самостоятельных работ. Физика 10 кл. Л.А.Кирик, Ю.И.Дик

  3. Выполнение сообщений по темам:" Границы применимости классического закона сложения скоростей", "Методы измерения скорости"


Тема: «Динамика» (6 ч.)

6

1/6

Закон инерции и явление инерции. Первый закон Ньютона. Принцип относительности Галилея. Место человека во Вселенной

§ 6.2, § 6.3, § 7

1

2

2/7

Взаимодействия и силы. Силы упругости. Закон Гука. Использование сил трения при различных способах соединения деталей

§8.1, § 8.2, 8.3

1

2

3/8

Второй закон Ньютона. Примеры применения второго закона Ньютона. Решение задач. Взаимодействие двух тел. Третий закон Ньютона. Примеры применения третьего закона Ньютона.

§ 9, § 10.1, § 10.2

1

2

4/9

Гравитационное взаимодействие. Закон всемирного тяготения. Движение под действием сил всемирного тяготения. Вес. Невесомость.

§ 11, §12, § 13

1

2

5/10

Сила трения. Сила трения скольжения, покоя, качения. Сила сопротивления в жидкостях и газах. Решение задач. Повторительно - обобщающий урок.

§ 14.1-14.3, § 14.4

Подготовка к к\р

1

2

6/11

Контрольная работа №2 «Динамика».

1

2,3

Самостоятельная работа (3 часов)

  1. § 6-15

  2. № 4.5, 4.6, 4.11, 4.16, 4.17, 4.18; 5.1, 5.11, 5.17, 5.18,5.26; 6.10, 6.19, 6.1, 6.2

  3. Выполнение сообщений по темам:"Прямая и обратная задачи механики","Явления, наблюдаемые в ИСО", "Определение масс небесных тел"


Тема: «Законы сохранения» (3ч.)

3

1/12

Импульс, Закон сохранения импульса. Решение задач. Реактивное движение. Освоение космоса.

§ 16, § 17

1

2

2/13

Механическая работа. Мощность. Решение задач. Механическая энергия. Решение задач.

§ 18, § 19.1-19.2

1

2

3/14

Закон сохранения механической энергии. Решение задач.

§19.3

1

2

Самостоятельная работа (1,5 часов)

  1. § 16-19

  2. №8.1, 8.7, 8.12, 8.15, 8.25;9.11, 9.14, 9.17, 9.15

  3. Выполнение сообщений по темам:"Закон сохранения энергии в механических процессах", "Движение тел в жидкостях и газах"


Тема: «Механические колебания.» (3 ч.)

3

1/15

Механические колебания. Превращение энергии при колебаниях. Резонанс.

§ 21, § 22

1

2

2/16

Механические волны. Звук. Повторительно - обобщающий урок

§ 23

1

2

3/17

Контрольная работа №3 «Законы сохранения. Механические колебания».

1

2

Самостоятельная работа (1,5 часов)

  1. § 21-23

  2. № 10.4, 10.8, 10.13, 10.12; № 11.4, 11.5, 11.8, 11.11, 11.12


Молекулярная физика (17ч.)

32

Тема: «Молекулярно-кинетическая теория» (11ч.)

11

1/18

Основные положения МКТ и их экспериментальные доказательства. Количество вещества. Постоянная Авогадро.

§ 24, § 25

1

2

2/19

Температура. Абсолютная температура. Основное уравнение МКТ идеального газа. Решение задач. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии молекул.

§ 26, § 27.2

1

2

3/20

Модель идеального газа. Связь между давлением и средней кинетической энергией молекул газа. Уравнение состояния идеального газа.

§27.2

1

2

4/21

Изопроцессы.

§ 27.1

1

2

5/22

Насыщенные и ненасыщенные пары. Влажность воздуха.Объяснение агрегатных состояний вещества на основе атомно-молекулярных представлений.

§ 28, § 30

1

2

6/23

Модель строения жидкости. Поверхностное натяжение и смачивание.

§ 30.1

1

2

7/24

Структура твердых тел. Механические свойства твердых тел. Аморфные вещества и жидкие кристаллы

§ 30.1, § 30.2

1

2

8-9/25-26

Изменения агрегатных состояний вещества.

Конспект

2

2

10/27

Решение задач. Повторно-обобщающий урок

1

2

11/28

Контрольная работа №4 «Молекулярно-кинетическая теория».

1

2

Самостоятельная работа (8,5 часов)

  1. § 24-30

  2. № 12.4, 12.12, 12.17, 12.19, 12.21; 13.16, 13.18, 13.21; 14.4, 14.10, 14.20; 15.5, 15.11, 15.16; 16.2, 16.8;17.2, 17.3, 17.12, 17.21; 18.5, 18.19.

  3. Выполнение сообщений по темам:"Атомы и молекулы", "Твердые тела", "Механические свойства твердых тел", "Строение кристаллов. Кристаллы в природе", "Применение кристаллов"


Тема: «Термодинамика» (6 ч.)

6

1/29

Внутренняя энергия идеального одноатомного газа. Работа газа при изопроцессах.

§ 31.1

1

2

2/30

Первый закон термодинамики. Примеры применения первого закона термодинамики. Адиабатный процесс. Решение задач.

§ 31.2, § 32

1

2

3/31

Тепловые двигатели. КПД тепловых двигателей. Идеальный тепловой двигатель. Цикл Карно

§ 32.1, § 34.3

1

2

4/32

Холодильники и кондиционеры Охрана окружающей среды. Решение задач.

§ 34.2

1

2

5/33

Необратимость реальных тепловых процессов и второй закон термодинамики. Повторительно - обобщающий урок

§ 33.1

1

2

6/34

Контрольная работа №5 «Термодинамика».

1

2

Самостоятельная работа (3 часа)

  1. § 31-33

  2. № 17.2-17.12

  3. Выполнение сообщений по темам: "Работа газа при изопроцессах", "Эволюция паровой машины", "Альтернативные источники энергии "


Электродинамика (47Ч.)

47

Тема: «Электрические взаимодействия» (9ч.)

9

1/35

Взаимодействие заряженных тел. Электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона.

§ 1, § 2.1

1

2

2/36

Решение задач.

1

2

3/37

Электрическое поле. Напряженность. Принцип суперпозиции полей. Линии напряжённости. Решение задач.

§ 3

1

2

4/38

Проводники в электростатическом поле. Способы защиты от статического электричества.

§ 4.1

1

2

5/39

Силовые линии у поверхности проводника. Работа при перемещении заряда в электрическом поле. Решение задач.

§ 4.2

1

2

6/40

Потенциал. Разность потенциалов. Напряжение. Связь между напряжённостью и разностью потенциалов.

§ 5.1-5.4

1

2

7/41

Электроемкость. Конденсатор. Энергия заряженного конденсатора. Диэлектрики в электростатическом поле. Решение задач.

§ 6.1-6.2

1

2

8/42

Постоянный электрический ток. Условия существования электрического тока. Сила тока.Источник тока. Источник тока в электрической цепи. ЭДС источника.

§ 7.1, § 7.2

9/43

Контрольная работа №6 «Электрические взаимодействия».


Самостоятельная работа (4 часа)

  1. § 1-6 . Физика 11 кл. Л.А.Кирик, Ю.И.Дик

  2. № 1.1-1.6, 1.15, 1.19; 2.1-2.10, 2.11 Сборник заданий и самостоятельных работ. Физика 11 кл. Л.А.Кирик, Ю.И.Дик

Выполнение сообщений по темам:"Равновесие статических зарядов", "Проводники в электростатическом поле", "Электропроводность твердых тел ", "Диэлектрики в электростатическом поле"


Тема: «Законы постоянного тока» (17ч.)

17

1/44

Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка цепи. Зависимость удельного сопротивления от температуры. Сверхпроводимость.

§ 8.1, § 8.2, § 8.3

2/45

Соединения проводников. Решение задач.

§ 9

3/46

Расчёт сопротивления электрических цепей. Решение задач.

§ 9.3

4-5/47-48

Закон Ома для замкнутой цепи. Расчёт силы тока и напряжения в электрических цепях.

§ 11.2-11.3

1/49

Лабораторная работа №1 «Исследование движения под действием постоянной силы».

1

2

2/50

Лабораторная работа №2 «Исследование упругого и неупругого столкновения тел».

1

2

3/51

Лабораторная работа №3 «Сравнение работы силы с изменением кинетической энергии».

1

2

2 семестр (44 ч)

4-5/52-53

Решение задач по теме "Кинематика"

2

2

6-7/54-55

Решение задач по теме "Динамика"

2

2

8-9/56-57

Решение задач по теме "Законы сохранения"

2

2

10-11/58-59

Решение задач по теме "Механические колебания"

2

2

12-13/60-61

Решение задач по теме "МКТ"

2

2

14-15/62-63

Решение задач по теме "Термодинамика"

2

2

16-17/64-65

Решение задач по теме "Электрические взаимодействия"

2

2

18-19/66-67

Решение задач по теме "Законы постоянного тока"

2

2

20-22/68-69

Обобщающее повторение по теме "Кинематика"

2

2

23-24/70-71

Обобщающее повторение по теме "Динамика"

2

2

25-26/72-73

Обобщающее повторение по теме "Законы сохранения"

2

2

27-28/74-75

Обобщающее повторение по теме "Механические колебания"

2

2

29-30/76-77

Обобщающее повторение по теме "МКТ"

2

2

31-32/78-79

Обобщающее повторение по теме "Термодинамика"

2

2

33-34/80-81

Обобщающее повторение по теме "Электрические взаимодействия"

2

2

35-36/82-83

Обобщающее повторение по теме "Законы постоянного тока"

2

2

37-38/84-85

Обобщающее повторение по всем пройденным темам

2

2

39/86

Лабораторная работа №4 «Сохранение механической энергии при движении тела под действием силы тяжести и упругости».

1

2

40/87

Лабораторная работа №5 « Изучение зависимости периода колебаний нитяного (или пружинного) маятника от длины нити (или массы груза)»

1

2

41/88

Лабораторная работа №6 « Измерение влажности воздуха.»

1

2

42/89

Лабораторная работа №7 «Измерение поверхностного натяжения жидкости.»

1

2

43/90

Лабораторная работа №8 «Наблюдение роста кристаллов из раствора.»

1

2

44/91

Лабораторная работа №9 «Изучение закона Ома для участка цепи"

1

2

45/92

Лабораторная работа №10 «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока».

1

2

46/93

Лабораторная работа №11 «Изучение явления электромагнитной индукции.».

1

2

47/94

Лабораторная работа №13 Измерение индуктивности катушки.

1

2

48/95

Лабораторная работа №14 «Изучение интерференции и дифракции света.».

1

2


3 семестр(65 ч)

6/96

Измерение силы тока и напряжения. Решение задач. Тепловое действие тока. Закон Джоуля-Ленца.

§ 10.1

1

2

7/97

Работа и мощность постоянного тока. Решение задач.

§ 10

1

2

8/98

Предача мощности электрического тока от источника к потребителю.

§ 10.2

1

2

9/99

Электрический ток в электролитах. Закон Фарадея.

Конспект

1

2

10/100

Электрический ток в вакууме. Электрический ток в газах. Несамостоятельный разряд в газах. Самостоятельный разряд в газах.

Конспект

1

2

11/101

Понятие о плазме.

Конспект

1

2

12/102

Электрические свойства полупроводников.

Конспект

1

2

13/103

Собственная проводимость полупроводников. Примесная проводимость полупроводников.

Конспект

1

2

14/104

Электронно-дырочный переход. Прямое и обратное включение p-n перехода.

Конспект

1

2

15/105

Полупроводниковый диод. Полупроводниковый транзистор. Применение полупроводников.

Конспект

1

2

16/106

Повторно-обобщающий урок .

1

2

17/107

Контрольная работа №7 «Законы постоянного тока».

1

2

Самостоятельная работа (15 часов)

  1. § 7-10

  2. № №4.1-4.10,4.17-4.19; 5.9-5.11

  3. Выполнение сообщений по темам:"Источник тока в электрической цепи".

Составить схему передачи электрического тока от источника к потребителю.


Тема: «Магнитные взаимодействия» (9ч.)

9

2

1/108

Магнитное взаимодействие. Магнитное поле электрического тока.

§ 12.1

1

2

2/109

Магнитное поле. Действие магнитного поля на проводник с током.

§ 12.3

1

2

3/110

Рамка с током в однородном магнитном поле. Действие магнитного поля на движущиеся заряженные частицы.

§ 13.1

1

2

4/111

ЭДС при движении проводника в магнитном поле. Решение задач.

§ 13.3

1

2

5/112

Магнитные свойства вещества. Магнитная проницаемость вещества.

Конспект

1

2

6/113

Влияние температуры. Точка Кюри.

Конспект

1

2

7/114

Взаимодействие токов. Магнитный поток.

Конспект

1

2

8//115

Энергия магнитного поля тока.

9/116

Контрольная работа №8 «Магнитные взаимодействия»

1

2

Самостоятельная работа (4, 5 часов)

  1. § 12-13

  2. № 8.1-8.10, 8.21-8.26

  3. Выполнение сообщений по темам:"Движение заряженных частиц в магнитном поле", "Эффект Холла", "Вещество в магнитном поле", "Природа ферромагнетизма"


Тема: «Электромагнитное поле» (12ч.)

12

1/117

Электромагнитная индукция. Закон электромагнитной индукции. Правило Ленца.

§ 14.1

1

2

2/118

Решение задач.

1

2

3/119

Самоиндукция. Энергия магнитного поля. Генерирование электрического тока.

§ 15.2, § 15.3

1

2

4/120

Передача электроэнергии на расстояние.

конспект

1

2

5/121

Резистор в цепи переменного тока. Конденсатор в цепи переменного тока.

Конспккт

1

2

6/122

Катушка индуктивности в цепи переменного тока. Колебательный контур

Конспект

1

2

7/123

Электромагнитные колебания в колебательном контуре.

§ 16.2

1

2

8/124

Теория Максвелла. Электромагнитные волны. Распространение электромагнитных волн.

§ 17.1

1

2

9/125

Энергия электромагнитных волн. Давление и импульс электромагнитных волн.

§ 17.2

1

2

10/126

Спектр электромагнитных волн. Генерирование электромагнитных волн

конспект

1

2

11/127

Повторительно - обобщающий урок.

1

2

12/128

Контрольная работа №9 по теме: «Магнитные взаимодействия. Электромагнитное поле».

1

2

Самостоятельная работа (6 часов)

  1. § 14-18

  2. № 9.4-9.16; 10.1-10.6,10.11-10.12

  3. Выполнение сообщений по темам:"Токи Фуко", "Трансформатор", "Превращение энергии в колебательном контуре", "Изобретение радио Поповым", "Сотовая связь", "Принципы радиосвязи", "Развитие средст связи"


Тема: «Оптика» (15ч.)

15

1/129

Развитие представлений о природе света.

§ 19.1

1

2

2/130

Принцип Гюйгенса.

§ 19.2

1

2

3/131

Отражение волн. Полное отражение.

§ 19.3

1

2

4/132

Преломление волн.

§ 19.4

1

2

5/133

Решение задач.

1

2

6/134

Дисперсия света. Невидимые лучи.

§ 23

1

2

7/136

Построение изображений и хода лучей при преломлении света.

§ 20.3

1

2

8/136

Линзы.

§ 20

1

2

9/137

Собирающие линзы. Изображение предмета в собирающей линзе.

§ 20.1

1

2

10/138

Рассеивающие линзы. Изображение предмета в рассеивающей линзе.

§ 20.2

1

2

11/139

Интерференция волн.

§ 22.1

1

2

12/140

Интерференция света.

конспект

1

2

13/141

Дифракция света. Дифракционная решётка.

§22.2

1

2

14/142

Поперечность световых волн. Поляризация света.

§ 22.3

1

2

15/143

Контрольная работа №10 по теме: «Оптика»

1

2

Самостоятельная работа (8 часов)

  1. § 19-22

  2. № 12.1-12.10; 13.1-13.7, 13.13; 14.1-14.8, 14.9-14.13

  3. Выполнение сообщений по темам:"Окружающий нас мир глазами животных", "Фотоаппарат", "Глаз человека.Очки"


КВАНТОВАЯ ФИЗИКА и элементы астрофизики (26ч.)

27

Тема: «Кванты и атомы» (7ч.)

8

1/144

Гипотеза Планка.

§ 24.3

1

2

2/145

Фотоэффект.

§ 25

1

2

3/146

Решение задач.

1

2

4/147

Строение атома.

§ 26

1

2

5/148

Спектры излучения и поглощения.

§ 27

1

2

6/149

Лазеры.

§ 28

1

2

7/150

Корпускулярно-волновой дуализм.

§ 29

1

2

Тема: «Атомное ядро и элементарные частицы» (12ч.)

12

1/151

Атомное ядро.

§ 30

1

2

2/152

Радиоактивность.

§ 31

1

2

3/153

Ядерные реакции.

§ 32

1

2

4/154

Энергия связи. Деффект массы.

§ 32.2

1

2

5/155

Реакции синтеза и деления ядер.

§ 32.3

1

2

6/156

Ядерный реактор.

§ 33.1

1

2

7/157

Перспективы и проблемы ядерной энергетики.

§ 33.2

1

2

8/158

Элементарные частицы.

§ 34

1

2

9/159

Фундаментальные взаимодействия.

§ 34.3

1

2

10/160

Повторительно-обобщающий урок.

1

2

4 семестр(82ч)

11/161

Решение задач.

1

2

12/162

Контрольная работа №11 «Атомное ядро и элементарные частицы».

1

2

Самостоятельная работа (8,5 часов)

  1. § 24-34

  2. № 19.1-19.5; 20.1-20.5, 20.12-20

  3. Выполнение сообщений по темам:"Постулаты Бора.Модель атома по Бору", "Открытие радиоактивности", "История создания атомной бомбы", "Утилизация отходов АЭС", "Открытие позитрона, античастицы"


Тема: «Строение и эволюция Вселенной» (7ч.)

7

1/163

Эффект Доплера и обнаружение «разбегания» галактик.

1

2

2/164

Большой взрыв. Возможные сценарии эволюции Вселенной.

1

2

3/165

Эволюция и энергия горения звезд. Термоядерный синтез.

§ 41

1

2

4/166

Образование планетных систем.

§ 37

1

2

5/167

Судьбы звезд.

§ 39

1

2

6/168

Галактики.

§ 40

1

2

7/169

Солнечная система.

§ 36, § 37

1

2

Самостоятельная работа (3,5 часов)

  1. § 36-41

  2. Выполнение сообщений по темам:"Планеты Солнечной системы", "Эффект Доплера и обнаружение "разбегания" галактик"

1-2/170-171

Решение задач по теме "Магнитные взаимодействия "

2

1

3-4/172-173

Решение задач по теме "Электромагнитное поле"

2

1

5-6/174-175

Решение задач по теме "Оптика"

2

1

7-8/176-177

Решение задач по теме "Кванты и атомы"

2

1

9-10/178-179

Решение задач по теме "Ядро и элементарные частицы"

2

1

11-12/180-181

Обобщающее повторение по теме "Магнитные взаимодействия"

2

1

13-14/182-183

Обобщающее повторение по теме "Электромагнитное поле"

2

1

15-16/184-185

Обобщающее повторение по теме "Оптика"

2

1

17-18/186-187

Обобщающее повторение по теме "Кванты и атомы"

2

1

19-20/188-189

Обобщающее повторение по теме "Ядро и элементарные частицы"

2

1

21-22/190-191

Обобщающее повторение по теме "Солнечная система"

2

1

23-24/192-193

Обобщающее повторение по всем пройденным темам

2

1

25-26/194-195

Лабораторная работа №15 «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров».

2

1

27-28/196-197

Лабораторная работа №16 «Измерение коэффициента трения скольжения».

2

1

29-30/198-199

Лабораторная работа №17 «Исследование изотермического процесса».

2

1

31-32/200-201

Лабораторная работа №18 «Определение числа молекул в металлическом теле».

2

1

33-34/202-203

Лабораторная работа №19 «Определение фокусных расстояний тонких линз».

2

1

35-36/204-205

Лабораторная работа №20 «Определение жесткости пружины».

2

1

37-38/206-207

Лабораторная работа №21 «Опытная проверка закона Бойля-Мариотта».

2

1

39-40/208-209

Лабораторная работа №22 «Измерение ускорения свободного падения с помощью маятника».

2

1

41-42/210-211

Лабораторная работа №23 «Параллельное соединение проводников».

2

1

43-44/212-213

Лабораторная работа №24 «Последовательное соединение проводников».

2

1

45-46/214-215

Лабораторная работа №25 «Оценка при помощи измерений и необходимых расчетов массы воздуха в классной комнате».

2

1

47-48/216-217

Лабораторная работа №26 «Измерение мощности лампочки накаливания».

2

1

49-50/218-219

Лабораторная работа №27 «Определение плотности твердых тел».

2

1

51-52/220-221

Лабораторная работа №28 «Опытная проверка закона Гей-Люссака».

2

1

53-54/222-223

Контроль знаний по теме: "Законы Ньютона"

2

1

55-56/224-225

Контроль знаний по теме: "Силы в механике"

2

1

57-58/226-227

Контроль знаний по теме: "Закон сохранения импульса и энергии"

2

1

59-60/228-229

Контроль знаний по теме: "Основы МКТ"

2

1

61-62/230-231

Контроль знаний по теме: "Основы термодинамики"

2

1

63-64/232-233

Контроль знаний по теме: "Законы постоянного тока"

2

1

65-66/234-235

Контроль знаний по теме: "Закон Кулона. Напряженность. Потенциал "

2

1

67-68/236-237

Контроль знаний по теме: "Электроемкость. Электрический ток в различных средах"

2

1

69-71/238-240

Обобщающее повторение

2

2

72-73/241-242

Итоговая контрольная работа.

2

2,3










Учебно - методический комплект


  1. Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И. Физика. Учебник для 10 кл. - М., 2005.

  2. Генденштейн Л.Э. Дик Ю.И. Физика. Учебник для 11 кл. - М., 2005.

  3. Генденштейн Л.Э. Дик Ю.И. Физика. Сборник заданий и самостоятельных работ 10 кл. - М., 2005.

  4. Генденштейн Л.Э. Дик Ю.И. Физика. Сборник заданий и самостоятельных работ 11 кл. - М., 2005.

  5. Касьянов В.А. Физика. 10 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. - М., 2005.

  6. Касьянов В.А. Физика. 11 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. - М., 2003.

  7. Громов С.В. Шаронова Н.В. Физика, 10-11: Книга для учителя. - М., 2004.

  8. Кабардин О.Φ., Орлов В.А. Экспериментальные задания по физике. 9-11 классы: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. - М., 2001.

  9. Касьянов В.А. Методические рекомендации по использованию учебников В.А.Касьянова «Физика. 10 кл.», «Физика. 11 кл.» при изучении физики на базовом и профильном уровне. - М., 2006.

  10. Касьянов В.А. Физика. 10, 11 кл. Тематическое и поурочное планирование. - М., 2002.

  11. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования / Министерство образования РФ. - М., 2004.




условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета физики.

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места студентов;

  • рабочее место преподавателя;

  • рабочая меловая доска;

  • наглядные пособия (учебники, опорные конспекты-плакаты, стенды, карточки, раздаточный материал, комплекты лабораторных работ).

Перечень лабораторного оборудовании:

  • столы лабораторные электрифицированные;

  • лотки для хранения оборудования;

  • источники постоянного и переменного тока;

  • термометры, секундомеры, штативы, весы с учебными гирями, цилиндры измерительные

Технические средства обучения:

  • ПК,

  • видеопроектор,

  • проекционный экран;

  • принтер.

Экранно-звуковые пособия:

  • видеофильмы;

  • презентации по разным разделам курса.



Контроль и оценка результатов учебной дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.



Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Знать:

  • смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;

  • смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;

  • смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;

  • вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

Уметь:

  • описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;

  • отличать гипотезы от научных теорий;

  • делать выводы на основе экспериментальных данных;

  • приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;

  • приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;

  • воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.

  • применять полученные знания для решения физических задач при изучении физики как профильного учебного предмета;

  • определять характер физического процесса по графику, таблице, формуле;

  • измерять ряд физических величин, представляя результаты измерений с учетом их погрешностей;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;

  • оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;

  • рационального природопользования и защиты окружающей среды.

1. Стартовая диагностика подготовки обучающихся по школьному курсу физики ; выявление мотивации к изучению нового материала.

2. Текущий контроль в форме:

  • защиты практических занятий;

  • самостоятельных работ;

  • контрольных работ по темам разделов дисциплины;

  • тестирования;

  • домашней работы;

  • отчёта по проделанной внеаудиторной самостоятельной работе согласно инструкции (информационное сообщение).

3. Итоговая аттестация в форме экзамена.



Формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки

В текущем и итоговом контроле знаний и умений учащихся используются различные формы контроля: диагностическая, тестовая работа, дифференцированные самостоятельные работы, дифференцированные тематические контрольные работы.

Обучающие работы нацелены на формирование важнейших умений и навыков, связанных с основным материалом. Они предназначены для организации обучения в текущем учебном процессе и используются, когда упражнений учебника не хватает для отработки навыков со всей группой. Для дополнительной работы с отстающими учащимися, для развития знаний и умений

Проверочные работы предназначены для организации текущего оперативного контроля и рассчитаны на 10-15 минут. Эти работы представлены в двух вариантах одного уровня сложности.

Тесты. Основное достоинство тестовой формы контроля - это простота и скорость, с которой делается первая оценка уровня обученности поданной теме, позволяющая к тому же реально оценить готовность к итоговому контролю в иных, более традиционных формах и, в случае надобности, откорректировать те или иные элементы темы.

Особенность тестов - снимается целый ряд психологических проблем - страхов, стрессов. Хорошие результаты тестирования помогут психологически подготовить учеников к контрольной работе.

Основные принципы проведения тестирования:

1. От тестируемого не требуется никаких иных записей, кроме заполненной карты ответов.

2. Время объяснения правил не входит в общее время проведения тестирования.

3. Зависимость оценки от количества правильных ответов лучше объявить заранее.

4.Необходимо создать условия проведения, исключающие возможность списывания и подсказки.

Контрольные работы. Вся предложенная система контроля по темам отвечает идеям уровневой дифференциации, принятой в учебнике. Главная цель уровневой дифференциации состоит в том, чтобы обеспечить достижение всеми учащимися уровня обязательной подготовки и одновременно создать условия для углубления и расширения знаний тех учеников, которые имеют для этого способности, возможности и желание. В соответствии с этим система контроля предусматривает проверку достижения всеми учащимися обязательных результатов обучения, а также дает возможность каждому ученику проявить свои знания на более высоком уровне.

Выполнение заданий только обязательной части оценивается отметкой «3», а заданий из дополнительной части отметкой «4» или «5».







Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся.

Оценка устных ответов учащихся.

Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий и законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может устанавливать связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом усвоенным при изучении других предметов.
Оценка 4 ставится в том случае, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может исправить их самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики; не препятствует дальнейшему усвоению программного материала, умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых недочетов.
Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся не овладел основными знаниями в соответствии с требованиями и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.
Оценка 1 ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.

Оценка письменных контрольных работ.

Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.
Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии не более одной ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.
Оценка 3 ставится за работу, выполненную на 2/3 всей работы правильно или при допущении не более одной грубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка 2 ставится за работу, в которой число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 работы.
Оценка 1 ставится за работу, невыполненную совсем или выполненную с грубыми ошибками в заданиях.


Оценка лабораторных работ.

Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасного труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления, правильно выполняет анализ погрешностей.
Оценка 4 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в соответствии с требованиями к оценке 5, но допустил два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы, если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.
Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью и объем выполненной работы не позволяет сделать правильные выводы, вычисления; наблюдения проводились неправильно.
Оценка 1 ставится в том случае, если учащийся совсем не выполнил работу.
Во всех случаях оценка снижается, если учащийся не соблюдал требований правил безопасного труда.

Дополнение к критериям и нормам оценки знаний, умений и навыков учащихся.



I. Грубые ошибки.

  1. Незнание определений основных понятий, законов, правил, положений теории, формул, общепринятых символов, обозначения физических величин, единицу измерения.

  2. Неумение выделять в ответе главное.

  3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы, задания или неверные объяснения хода их решения, незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенным в классе; ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.

  4. Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы

  5. Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов.

  6. Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.

  7. Неумение определить показания измерительного прибора.

  8. Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.

II. Негрубые ошибки.

  1. Неточности формулировок, определений, законов, теорий, вызванных неполнотой ответа основных признаков определяемого понятия. Ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений.

  2. Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.

  3. Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.

  4. Нерациональный выбор хода решения.



III. Недочеты.

  1. Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислений, преобразований и решения задач.

  2. Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.

  3. Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.

  4. Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.

  5. Орфографические и пунктуационные ошибки.
















Итоговая аттестация.

Итоговая аттестация проводится в форме устного экзамена по билетам.

Содержание билетов учитывает требования следующих документов:

  1. Приказ Минобразования России от 5 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»

  2. Приказ Минобразования России от 9 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».

  3. Приказ Минобразования России от 30 июня 1999года № 56 «Об утверждении обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования».

Комплект билетов состоит из 26 билетов, каждый из которых включает один теоретический и два практических вопроса. Первый вопрос проверяет освоение учащимися знаний о фундаментальных физических законах и принципах, наиболее важных открытиях в области физики и методах научного познания природы.

Вторые вопросы представляют собой либо экспериментальные, либо качественные задачи. Экспериментальные задания направлены на оценку сформированности практических умений: проводить наблюдения, планировать и выполнять простейшие эксперименты, измерять физические величины, делать выводы на основе экспериментальных данных. Всего выделено 4 основных типа экспериментальных заданий:

  1. Наблюдение и объяснение физического явления.

  2. Измерение физических величин.

  3. Построение графика зависимости одной величины от другой.

  4. Установление связи между физическими величинами на основании 2-3 опытов.

Во всех экспериментальных заданиях не требуется оценки погрешности измерений.

Последние вопросы билетов контролируют предусмотренное требованиями к уровню подготовки выпускников умение работать с научно-популярными текстами физического содержания. Практические задания на основе текстов представляют собой сам текст объёмом 200-300 слов и 3-4 вопроса или задания к нему.

При проведении устного экзамена по физике учащимся предоставляется возможность использовать при необходимости:

  • Справочные таблицы физических величин.

  • Плакаты и таблицы для ответов на теоретические вопросы.

  • Непрограммируемый калькулятор для вычислений.

  • Приборы и материалы для выполнения практических заданий.

Для подготовки ответа на вопросы билета учащимся предоставляется не менее 40 минут.

Оценивается ответ, исходя из максимума в 5 баллов за каждый вопрос и выводя затем средний балл за экзамен.

При оценивании ответов на теоретические вопросы проводится поэлементный анализ ответа на основе требований к знаниям и умениям программы, по которой велось обучение.

Обобщённый план основных элементов физических знаний (* обозначены те элементы, которые можно считать обязательными и без наличия которых невозможно выставление удовлетворительной оценки).


Задание по работе с текстом оценивается максимальным баллом, если учащийся самостоятельно ответил на все поставленные вопросы. Отметка снижается , если для ответа на предложенные вопросы понадобились уточняющие комментарии или наводящие вопросы экзаменатора. Ответ считается удовлетворительным, если ученик понимает содержание текста, но отвечает лишь на вопросы, касающиеся информации, заданной в тексте в явном виде.

Список, используемой литературы


  1. Стандарт среднего (полного) общего образования по физике 2004г

  2. Федеральный государственный стандарт НПО 2010г

  3. ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ФИЗИКА для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования Ответственный за выпуск: Е.А. Рыкова, Л.Ю. Березина Лаборатория содержания и технологий общего образования в системе НПО и СПО Центра профессионального образования ФИРО














© 2010-2022