• Преподавателю
  • Физика
  • Урок-исследование: Решение задач по теме «Применение первого закона термодинамики к изопроцессам»

Урок-исследование: Решение задач по теме «Применение первого закона термодинамики к изопроцессам»

Урок-исследование: "Решение задач по теме «Применение первого закона термодинамики к изопроцессам»" . Данный урок является следующим после урока изучения теоретического материала по теме «Первый закон термодинамики и его применение к изопроцессам». Цель данного урока- уметь составлять алгоритм решения задач по данной теме.Это урок  обобщения и практического применения, на котором применяются групповая и индивидуальная формы работы.Также на данном уроке применяются следующие ресурсные материалы: ...
Раздел Физика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок "Решение задач по теме «Первый закон термодинамики»"

Цель урока:

организовать самостоятельно-познавательную деятельность учащихся при самостоятельном решении задач.

Познавательный (образовательный) аспект:

  • Продолжить освоение следующих специальных понятий: 1 закон термодинамики, применение 1 закона термодинамики к изопроцессам, на уровне воспроизведения, применения по образцу и творческого применения.

  • Углубить представления о таких понятиях, как идеальный газ, внутренняя энергия, изменение внутренней энергии, количество теплоты, работа внешних сил, работа газа.

  • Формировать специальные умения и навыки: навык грамотного выполнения математических записей.

  • Расширить понимание знаний и отношений: связь изменения внутренней энергии тела с изменением температуры, соотношением между работой внешних сил и работой газа, поглощение и выделение тепла, связь между изменением внутренней энергии с работой, совершенной над системой и количеством теплоты.

  • Расширить представление о молекулярно кинетической теории, уравнении состояния идеального газа, уравнении изменения внутренней энергии одноатомного и двухатомного газа.

  • Продолжить формирование общеучебных умений и навыков: умения работать с учебными материалами, умения планировать, контролировать ход своей деятельности, умения работать во времени, умения работать со справочными материалами, умения осознанного чтения, умения находить рациональные пути выполнения работы, умения применять свои знания и навыки по математике при самостоятельном изучении темы «Решение задач на применение 1 закона термодинамики».

Развивающий аспект:

  • Продолжить формирование научного, теоретического и диалектического мировоззрения.

  • Продолжить формирование знаний о процессе научного познания.

  • Продолжить формирование представлений об единой физической картине мира, материальности мира.

  • Развивать умение логически мылить, умение анализировать и систематизировать знания, делать вывод при самостоятельном «Решении задач на применение 1 закона термодинамики».

  • Развивать память, воображение, концентрацию внимания, наблюдательность.

  • Развивать осмысленную самостоятельность.

Воспитательный аспект:

  • Продолжить формирование мировоззренческих позиций.

  • Продолжить формирование умения критично оценивать результаты.

  • Продолжить формирование сознательной дисциплины.

  • Продолжить формирование системы нравственных ценностей (настойчивости, целеустремленности, трудолюбия), формирование отношений к себе, одноклассникам, школе, стране.

Тип урока: урок закрепления знаний.

Критерии успеха:

  • Я знаю Первый закон Термодинамики.

  • Я понимаю как применять Первый закон Термодинамики к изопроцессам .

  • Я умею составлять алгоритм решения задач.

  • Я умею анализировать и классифицировать задачи по данной теме.

  • Я умею применять составленный алгоритм для решения задач.

  • Я умею самостоятельно оценивать свою работу и работу других учеников.

  • Я умею работать на смартфонах и оценивать свои результаты.

Ожидаемые результаты:

- определят тему и цель урока,

- сформулируют знания о Первом законе Термодинамики и его применении к изопроцессам ,

- примут участие в групповой работе по составлению алгоритма решения задач;

- научатся представлять разработанный алгоритм на примерах решения задач;

- используют полученные знания при решении практических заданий;

- определят значимость изученной темы для себя, проявят лидерские качества, организуют работу в группе;

- научатся формативно оценивать себя и других учащихся.

Этапы урока:

  1. Организация начала урока

  2. Актуализация знаний (мобилизация)

  3. Работа в группах по составлению алгоритма

  4. Презентация составленных алгоритмов

  5. Информация о домашнем задании

  6. Подведение итогов урока (рефлексия)

Ход урока:


1 ЭТАП:

Педагогический прием - «Необъявленная тема»

В начале урока я всегда называю вам тему урока, но сегодня я хочу начать с напоминания темы прошлого урока: « Первый закон термодинамики и его применение к изопроцессам». И я хочу, чтобы вы сами предложили мне тему сегодняшнего урока, такую тему, которая логично напрашивается сегодня на урок. … «Решение задач по теме: « Первый закон термодинамики и его применение к изопроцессам».

2 ЭТАП

Мобилизация Давайте «Шаг за шагом» проверим ваши знания по данной теме. Предлагаю выбрать самого веселого нашего ученика…(имя ученика)……. И проведем устный физический диктант. Каждый ученик должен дать задание, а (имя ученика)…. Ответить. Если ответ неверен, то задающий дает правильный ответ.

3 ЭТАП

Работа в группах

Какие типы задач бывают ? Расчетные, графические, качественные и экспериментальные. Сегодня на уроке вам предстоит разработать алгоритм решения расчетных и графических задач и на примере нескольких задач показать его.

Класс разбивается на 3 группы, причем в 3-ю группу входит 3 наиболее сильных ученика.

1 и 2 группы «Творцы»-составляют алгоритм и представляют результат с разбором задач.

3-я группа -«Эксперты» проводят экспертизу предоставленных алгоритмов и разборов задач.

Задания для 1-ой группы- «Алгоритм решения расчетных задач»

Задача 1. В закрытом баллоне находится газ. При охлаждении его внутренняя энергия уменьшилась на 500 Дж. Какое количество теплоты отдал газ? Совершил ли он работу?

Задача 2 Объем кислорода массой 160г, температура которого 270С, при изобарном нагревании увеличился вдвое. Найти работу газа при расширении, количество теплоты, которое пошло на нагревание кислорода, изменение внутренней энергии.

Задача 3 Кислород массой 0,3 кг при Т=320 К охладили изохорно, вследствие чего его давление уменьшилось в 3 раза. Затем газ изобарно расширили так, что температура его стала равна первоначельной. Какую работу совершил газ? Как изменилась его внутренняя энергия?

Задача 4 В вертикальном цилиндре под тяжелым поршнем находится кислород массой 2 кг.

Для повышения температуры на 5 К ему сообщили теплоты 9160 Дж. Найти удельную теплоемкость кислорода, работу, совершенную им при расширении , и увеличение его внутренней энергии.

Задания для 2-ой группы «Алгоритм решения графических задач»

Задача 1 Объем некоторой массы газа увеличивается вдвое. В каком случае газ совершает большую работу-при изобарном расширении или при изотермическом?

Задача 2 Газ, находящийся в цилиндре под поршнем, сжимают. В каком случае над газом совершается большая работа: при медленном сжатии или при быстром?В каком случае конечная температуравыше? Сосуд с газом не теплоизолирован. Конечный объем газа в обеих случаях одинаков.

Задача 3 Идеальный газ переходит из состояния 1 в состояние 4 так, как показано на рисунке. Вычислите работу, совершаемую газом.

Урок-исследование: Решение задач по теме «Применение первого закона термодинамики к изопроцессам»

Задача 4 На рис изображены 2замкнутых процесса; 1-2-4-1 и 2-3-4-2. В каком процессе совершается большая работа?

Урок-исследование: Решение задач по теме «Применение первого закона термодинамики к изопроцессам»

Задача 5 На каком участке газ совершает работу сам, а на каком участке над газом совершают работу? И какая из этих работ больше?

Урок-исследование: Решение задач по теме «Применение первого закона термодинамики к изопроцессам»

4 ЭТАП

Презентация алгоритма и решений задач.

1) Представление алгоритма. От каждой группы выходят к доске по 2 человека с плакатом и объясняют разработанный алгоритм. Потом к работе подключаются эксперты: добавляют, поправляют, пр. В результате после совместного труда появляется окончательный алгоритм.

2) Разбор задач. Далее выходят по одному ученику этой же группы и показывают на примере предложенных им задач применение разработанного алгоритма. Здесь тоже участвуют эксперты, внимательно отслеживая решения и при необходимости вмешиваются в решение.

Во время данного этапа записи в тетради не ведутся, возможно только фотографирование окончательных алгоритмов на смартфоны (для работы с ними дома)


  1. ЭТАП

Домашнее задание:

А)Записать в тетрадь разработанные алгоритмы.

Б)Решить в тетради задачи разобранные в классе.

В)Придумать собственные 2 задачи.


  1. ЭТАП

Рефлексия:

Я думаю, что сегодня на уроке каждый из вас постарался (на славу) понять, поработать. подумать, разобраться. Подумайте еще немного над прошедшим уроком и напишите на листочках в столбиках, что вам показалось сегодня на уроке положительное, отрицательное и интересное:

П-плюс, М-минус, И-интересно.

А потом уходя с урока прикрепите на тот слайд, который вам ближе по настроению!!!!

Спасибо за урок!

Урок-исследование: Решение задач по теме «Применение первого закона термодинамики к изопроцессам»

Урок-исследование: Решение задач по теме «Применение первого закона термодинамики к изопроцессам»

Урок-исследование: Решение задач по теме «Применение первого закона термодинамики к изопроцессам»

Урок-исследование: Решение задач по теме «Применение первого закона термодинамики к изопроцессам»


© 2010-2022