• Преподавателю
  • Физика
  • Рабочая программа по физике для 10 класса к учебнику Г. Я. Мякишева и А. З. Синякова ( углубленный уровень)

Рабочая программа по физике для 10 класса к учебнику Г. Я. Мякишева и А. З. Синякова ( углубленный уровень)

Раздел Физика
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИКЕ

10 КЛАСС

(ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ)


Пояснительная записка

Рабочая программа по физике на профильном уровне составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

  1. Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования по физике, утвержденный приказом Минобразования России от 05.03.2004г.№1089;

  2. Программы среднего (полного)общего образования: "Физика" 10-11 классы (профильный уровень) и авторской программы Г.Я. Мякишева для общеобразовательных учреждений 10-11 классы, М. Дрофа, 2009г. - 334с.

Рабочая программа ориентирована на использование учебников:

  1. Г.Я.Мякишев, А.З.Синяков «Физика» (углубленный уровень). Механика. 10класс - М. Дрофа, 2014г. - 510с.;

  2. Г.Я.Мякишев, А.З.Синяков «Физика» (углубленный уровень). Молекулярная физика. Термодинамика. 10класс - М. Дрофа, 2015г. - 350с.;

  3. Г.Я.Мякишев, А.З.Синяков «Физика» (углубленный уровень).Электродинамика. 10-11 классы - М. Дрофа, 2015г. - 476с.;

Программа определяет содержание и структуру учебного материала, последовательность его изучения, пути формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся.

Программа включает пояснительную записку, в которой прописаны требования к личностным и метапредметным результатам обучения; содержание курса с перечнем разделов с указанием числа часов, отводимых на их изучение, и требованиями к предметным результатам обучения; тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности школьников; рекомендации по оснащению учебного процесса

Изучение физики в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о методах научного познания природы; современной физической картине мира: свойствах вещества и поля, пространственно-временных закономерностях, динамических и статистических законах природы, элементарных частицах и фундаментальных взаимодействиях, строении и эволюции Вселенной; знакомство с основами фундаментальных физических теорий: классической механики, молекулярно-кинетической теории, термодинамики, классической электродинамики, специальной теории относительности, квантовой теории;

  • овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, выдвигать гипотезы и строить модели, устанавливать границы их применимости;

  • применение знаний по физике для объяснения явлений природы, свойств вещества, принципов работы технических устройств, решения физических задач, самостоятельного приобретения и оценки достоверности новой информации физического содержания, использования современных информационных технологий для поиска, переработки и предъявления учебной и научно-популярной информации по физике;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения физических задач и самостоятельного приобретения новых знаний, выполнения экспериментальных исследований, подготовки докладов, рефератов и других творческих работ;

  • воспитание духа сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента, обоснованности высказываемой позиции, готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, уважения к творцам науки и техники, обеспечивающим ведущую роль физики в создании современного мира техники;

  • использование приобретенных знаний и умений для решения практических, жизненных задач, рационального природопользования и защиты окружающей среды, обеспечения безопасности жизнедеятельности человека и общества.

Достижение целей обеспечивается решением следующих задач:

  • - знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;

  • - приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;

  • - формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;

  • - овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;

  • - понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.

Согласно действующему Базисному учебному плану, изучение физики на профильном уровне в 10 классе предусматривает 5 часов в неделю - 175 часов.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:

Познавательная деятельность:

  • использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;

  • формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

  • овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

  • приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

  • владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

  • владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:

  • организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

Оценка письменных контрольных работ

Оценка « 5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.

Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех - пяти недочетов.

Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки «3» или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.

Оценка лабораторных работ

Оценка «5»ставится:

- если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;

-самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование;

- все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов;

- соблюдает требования правил безопасного труда;

- в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ погрешностей.

Оценка «4» ставится, если выполнены все требования к оценке «5», но было допущено два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

Оценка «3» ставится

- если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы;

- если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

Оценка «2» ставится:

-если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильные выводы;

- если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требований правил безопасного труда.


Перечень ошибок

Грубые ошибки

1.Незнание определений основных понятий, законов, правил, основных положений теории, формул, общепринятых символов, обозначения физических величин, единиц и их измерения.

2.Неумение выделять в ответе главное.

3.Неумение выделять знания для решения задач и объяснения физических явлений;

-неправильно сформулированные вопросы задачи или неверные объяснения хода ее решения;

- незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенным в классе;

- ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.

4.Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы.

5.Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов.

6.Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.

7.Неумение определять показания измерительных приборов.

8.Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.


Негрубые ошибки

1.Неточности формулировок, определений понятий, законов, теорий, вызванные неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия; ошибки вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений.

2.Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах; неточности чертежей, графиков, схем.

3.Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.

4.Нерациональный выбор хода решения.

Недочеты

1.Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислений, преобразований и решении задач.

2.Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.

3.Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.

4.Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.

5.Орфографические и пунктуационные ошибки.

Оценка ответов учащихся

Оценка «5» ставится в том случае , если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теории, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теории а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения;

-правильно выполняет чертежи , схемы и графики;

-строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий;

-может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка «4» ставится, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка «3» ставится, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

- умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразований некоторых формул;

-допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов;

-допустил четыре-пять недочетов.

Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки «3».

Учебно-тематическое планирование по физике

Класс: 10Б (профиль)

Учитель: Жгунова Людмила Викторовна

Количество часов: всего 175 часов; в неделю 5 часов

Плановых контрольных работ 11часов ,тестов 21 час, лабораторных работ 13 часов

Планирование составлено на основе программы среднего (полного)общего образования: "Физика" 10-11 классы (профильный уровень) и авторской программы Г.Я. Мякишева для общеобразовательных учреждений 10-11 классы, М. Дрофа, 2009г. - 334с.

Учебник (3 книги):

  1. Г.Я.Мякишев, А.З.Синяков «Физика» (углубленный уровень). Механика. 10класс - М. Дрофа, 2014г. - 510с.;

  2. Г.Я.Мякишев, А.З.Синяков «Физика» (углубленный уровень). Молекулярная физика. Термодинамика. 10класс - М. Дрофа, 2015г. - 350с.;

  3. Г.Я.Мякишев, А.З.Синяков «Физика» (углубленный уровень).Электродинамика. 10-11 классы - М. Дрофа, 2015г. - 476с.;

Дополнительная литература:

«Сборник задач по физике 10-11» Г.Н.Степанова,изд. Просвещение 2002,

«Физика. Задачник. 10-11 классы» А.П.Рымкевич, изд. Дрофа 2006

ПОУРОЧНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 класс (профиль)

Сроки

Дата

Тема раздела

Тема урока

(параграф учебника)

Форма контроля

Примечание

04.09

1. ВВЕДЕНИЕ (2 часа)

  1. Зарождение и развитие научного взгляда на мир.

(§1-3)

беседа


05.09

2-2. Физическая картина мира.( §4-7)

Фронт.опр


05.09

2. КИНЕМАТИКА МАТЕРИАЛЬНОЙ ТОЧКИ (24часа)

1-3. Координатный и векторный способы описания движения точки.(1. §1-3, 8,10,11; упр.1 №1-3)

тестирование


08.09


2-4. Равномерное прямолинейное движение. (1. §4-6)


09.09


3-5. Решение задач на равномерное прямолинейное движение.

Групповая работа


11.09


4-6. Решение задач на равномерное прямолинейное движение. (1. §9)

Решение задач


12.09


5-7. Мгновенная и средняя скорости.
(1. §7,12,13)

Фронт.опр


12.09


6-8. Ускорение. Движение с постоянным ускорением. (1. § 15-18)

Фронт.опр


15.09


7-9. Решение задач по теме

«Ускорение. Движение с постоянным ускорением».

Решение задач


16.09


8-10. Уравнение прямолинейного равноускоренного движения. (1. § 19-21)

Фронт.опр


18.09


9-11.Решение задач на уравнение равноускоренного движения.

Решение задач


19.09


10-12. Решение задач на равномерное и равноускоренное движение.

Разбор ключевых задач


19.09


11-13. Контрольная работа №1

« Равномерное и равноускоренное движение»


22.09


12-14. Свободное падение. (1. § 23)

Разбор задач


23.09


13-15.Решение задач на свободное падение.

Разбор ключевых задач.

Упр. 4


25.09


14-16. Баллистика. Уравнения баллистической траектории. Основные параметры баллистического движения. (1. § 24)

Фронт.

опрос


26.09


15-17. Решение задач на движение тела, брошенного горизонтально.

Решение задач


26.09


16-18. Решение задач на движение тела, брошенного под углом к горизонту

тестирование


29.09


17-19. Равномерное движение точки по окружности( центростремительное, тангенциальное и нормальное ускорение).

(1. § 26,27)

Фронт.

опрос


30.09


18-20. Равномерное движение точки по окружности(угловая скорость и угловое ускорение). (1. § 28)

Фронт.

опрос


02.10


19-21. Стартовая контрольная работа


03.10


20-22. Решение задач по теме «Равномерное движение по окружности».

Разбор ключевых задач


03.10


21-23 Контрольная работа №2

«Движение тела, брошенного под углом к горизонту»


06.10


22-24 Относительность механического движения

(1. § 29,30)

Фронт.

опрос


07.10


23-25. Решение задач по теме «Относительность механического движения» (1. § 31 Упр. 6 №2-4)

Решение задач


09.10

24-26. Урок обобщения по периодическому движению

тестирование

10.10

3. ДИНАМИКА

(22 часа)

1-27. Первый закон Ньютона.

(2. §1,2, 3, 11, 12,13)

Фронт. опр.

10.10

2-28. Сила. (2. §4,5)

Фронт. опр.

13.10

3-29. Второй и третий законы Ньютона

(2. §6-9)

Фронт. опр

14.10

4-30. Решение задач на Законы Ньютона.

Решение задач

16.10

5-31. Решение задач на Законы Ньютона

Решение задач

17.10

6-32. Закон всемирного тяготения. (3. §1,2)

Фронт. опр

17.10

7-33. Гравитационная постоянная. (3. §3-5)

тестирование

20.10

8-34. Решение задач по теме «Закон всемирного тяготения». (3 Упр. 8 №1-3)

Решение задач

21.10

9-35. Сила тяжести. Центр тяжести. Первая космическая скорость(3. §6-7)

Решение задач

23.10

10-36. Сила упругости. Закон Гука. Виды деформации. (3. §8,9)

Фронт. опр

24.10

11-37. Применение сил в природе. Решение задач.

Разбор ключевых задач

24.10

12-38. Вес тела. Невесомость и перегрузки.

( 3. § 10-12)

Фронт. опр

27.10

13-39. Силы трения и сопротивления.

( 3. § 13,14)

тестирование

28.10

14-40. Силы трения в вязких и жидких средах.

( 3. § 15,16)

Решение задач

30.10

(КАНИКУЛЫ

С 31.10 ПО 08.11)

15-41. Решение задач по теме «Силы в природе и технике». (3 §17, Упр. 8 №14)

Разбор ключевых задач

10.11

16-42. Решение задач на движение связанных тел.

Решение задач

11.11

17-43. Решение задач по динамике( по текстам ЕГЭ).

тестирование

13.11

18-44. Решение задач по законам динамики.

Самостоятельная работа №1

Самостоятельная работа

14.11

19-45 Неинерциальные системы отсчета. Силы инерции.( 4 § 1,2)

Фронт. опр

14.11

20-46. Движущиеся неинерциальные системы отсчета. ( 4 § 3-5)

Решение задач

17.11

21-47. Повторение и обобщение материала.

( 2. §14; 3 §17 )

Разбор ключевых задач

18.11

22-48. Контрольная работа№3

«Динамика»

20.11

4. ЗАКОНЫ СОХРАНЕНИЯ

(12 часов)

1-49. Импульс силы и импульс тела.(5. §1.2)

тестирование

21.11

2-50. Закон сохранения импульса. (5. §3)

тестирование

21.11

3-51. Решение задач на закон сохранения импульса

Решение задач

24.11

4-52. Реактивное движение. (5. §4-6)

тестирование

25.11

5-53. Работа силы. Мощность. (6. §1-3)

тестирование

27.11

6-54. Энергия.(6. §4-6)

Фронт. опр

28.11

7-55. Закон сохранения энергии.(6. §8)

Решение задач

28.11

8-56. Решение задач на закон сохранения энергии. (6. §12, упр.11 №5,6)

Разбор ключевых задач

01.12

9-57. Изменение энергии системы под действием внешних сил. Решение задач на расчет энергии. (6. §9 ;Упр.11 №8-10)

Решение задач

02.12

10-58. Абсолютно упругие и абсолютно неупругие столкновения шаров.

(6. §10, упр.11 №12,14,16)

Решение задач

04.12

11-59. Обобщение и повторение материала.(5. §7, 6. §12)

Разбор ключевых задач

05.12

12-60. Контрольная работа №4

«Законы сохранения»

05.2

5. ДВИЖЕНИЕ ТВЕРДЫХ И ДЕФОРМИРУЕМЫХ ТЕЛ (17 часов)

1-61. Абсолютно твердое тело и виды его движения. Центр масс твердого тела. Импульс твердого тела. ( 7. § 1;3)

Фронт. опр

08.12

2-62. Теорема о движении центра масс.

( 7. § 4)

Фронт. опр

09.12

3-63. Решение задач на движение твердого тела. ( 7. § 2,5)

Разбор ключевых задач

11.12

4-64. Условия равновесия твёрдого тела.

( 8. § 1,2)

Фронт. опр

12.12

5-65. Центр тяжести. Виды равновесия.

( 8. § 3,4)

тестирование

12.12

6-66. Промежуточная контрольная работа

15.12

7-67. Решение задач по теме «Законы статики» ( 8. § 5)

Решение задач

16.12

8-68. Самостоятельная работа №1

Самостоятельная работа

18.12

9-69. Виды деформаций твердых тел.

( 9. § 1,2)

Фронт. опр

19.12

10-70. Механические свойства твердых тел. Пластичность и хрупкость. ( 9. § 3,4,15)

Разбор ключевых задач

19.12

11-71 . Решение задач на механические

свойства твердых тел. ( 9. § 15; Упр.16 №1-5)

тестирование

22.12

12-72. Давление в жидкостях и газах. Закон Паскаля. Гидростатический парадокс. Закон Архимеда. ( 9. § 5-7)

Решение задач

23.12

13-73. Гидродинамика. Ламинарное и турбулентное течение. Течение вязкой жидкости. ( 9. §8,9,13)

Фронт. опр

25.12

14-74. Давление в движущихся жидкостях и газах. Закон Бернулли. Подъемная сила крыла самолета. ( 9. §10-12,14)

Фронт. опр

26.12

15-75. Решение задач по гидродинамике

Разбор ключевых задач

26.12


16-76 Повторение и обобщение материала.

( 7.§2 ; 8.§5; 9.§15; )

Разбор ключевых задач

29.12

(КАНИКУЛЫ

С 30.12 ПО 10.01)

17-77. Контрольная работа№5

«Движение твердых и деформируемых тел»

12.01

ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ(7часов)

1-78. Лабораторная работа №1

«Измерение ускорения тела при прямолинейном равноускоренном движении»

Практическая работа

13.01

2-79. Лабораторная работа №2 «Определение ускорения свободного падения»

Практическая работа

15.01

3-80. Лабораторная работа №3

«Изучение движения тела брошенного горизонтально»

Практическая работа

16.01

4-81. Лабораторная работа №4

«Движение тела по окружности под действием сил тяжести и упругости»

Практическая работа

16.01

5-82 . Лабораторная работа № 5

«Изучение равновесия тела с закрепленной осью вращения»

Практическая работа

19.01

6-83. Лабораторная работа №6

«Проверка закона сохранения энергии при действии силы тяжести и упругости»

Практическая работа

20.01

7-84. Лабораторная работа №7

«Измерение модуля упругости резины»

Практическая работа

22.01

6. ОСНОВЫ МОЛЕКУЛЯРНО-КИНЕТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ГАЗОВЫЕ ЗАКОНЫ (14 часов)

1-85. Основные положения молекулярно - кинетической теории. ( 1. §1-4, 2. §1-3 )

Фронт. опр

23.01

2-86. Решение задач на основные положения молекулярно - кинетической теории.

( 2. §4-6; упр.1 )

Разбор ключевых задач

23.01

3-87. Температура. ( 3. §1-2 )

Фронт. опр

26.01

4-88. Уравнение состояния идеального газа.

( 3. §3-4 )

Решение задач

27.01

5-89. Газовые законы( 3. §5-10 )

Решение графических задач

29.01

6-90. Примеры решения задач на газовые законы. (3. §12, упр.2 №3-5)

Разбор ключевых задач

30.01

7-91 Решение графических задач на газовые законы

(3. §12, упр.2 №7-9)

Решение графических задач

30.01

8-92 Решение задач на газовые законы

(3. §12, упр.2 №11-13)

Разбор ключевых задач

02.02

9-93 Комбинированные задачи на газовые законы. (3. §12, упр.2 №18,20,21)

Разбор текстов ЕГЭ

03.02

10-94. Основное уравнение молекулярно - кинетической теории. (4. §1-4)

тестирование

05.02

11-95. Температура - мера средней кинетической энергии. (4. § 5-7)

Решение задач

06.02

12-96. Внутренняя энергия идеального газа.

(4. § 8)

Фронт. опр

06.02

13-97. Основы молекулярно-кинетической

теории. (4. § 9, упр.3)

Разбор ключевых задач

09.02

14-98. Контрольная работа №6

«Газовые законы»

10.02

7. ОСНОВЫ ТЕРМОДИНАМИКИ

(25 часов)

1-99. Работа в термодинамике. (5. § 1)

тестирование

12.02

2-100. Количество теплоты. (5. § 2-4)

тестирование

13.02

3-101. Первый закон термодинамики. (5. § 5)

Фронт. опр

13.02

4-102. Применение первого закона термодинамики к изопроцессам.

(5. § 13, упр.4)

Решение задач

16.02

5-103. Теплоёмкость газа при постоянном давлении и объёме. Второй закон термодинамики(5. § 6,8,9)

Решение задач

17.02

6-104.Принцип действия тепловых двигателей. КПД тепловых двигателей(5. §11,12)

Фронт. опр

19.02

7-105. Решение задач на расчет КПД тепловых двигателей. (5.Упр.4)

Решение задач

20.02

8-106. Тепловые машины.

Решение задач

20.02

9-107. Решение задач на расчет количества теплоты.

тестирование

24.02

10-108. Решение задач на применение законов термодинамики.

тестирование

26.02

11-109. Взаимное превращение жидкостей и газов. (6. §1-4)

Фронт. опр

27.02

12-110. Взаимное превращение жидкостей и газов. (6. §5-7)

Фронт. опр

27.02

13-111. Влажность. (6. §8)

Решение задач

01.03

14-112. Решение задач на влажность воздуха.

Решение задач

02.03

15-113. Поверхностное натяжение. Капиллярные явления. (7. §1-7)

Фронт. опр

04.03

16-114. Решение задач на поверхностное натяжение.

Решение задач

05.03

17-115. Решение задач на капиллярные явления.

Решение задач

05.03

18-116. Кристаллические тела. Виды и типы кристаллических решёток. (8. §1,2)

Фронт. опр

09.03

19-117. Аморфные тела. Жидкие кристаллы. (8. § 3-5)

тестирование

11.03

20-118. Механические свойства твёрдых тел. (8. § 6)

Решение задач

12.03

21-119. Плавление и отвердевание. Фазовые переходы. Удельная теплота плавления .

(8. § 7-9)

тестирование

12.03

22-120. Объёмное расширение жидкостей и твёрдых тел. Коэффициенты линейного и объёмного расширения.

(9. § 1-4)

Решение задач

15.03

23-121. Решение задач на плавление и отвердевание. (8. § 3-5)

Разбор ключевых задач

16.03

24-122. Повторение и обобщение материала.

(5. § 13; 6. § 9; 7. §8; 8. §10; 9. §5)

Разбор ключевых задач

18.03

25-123. Контрольная работа №7

«Основы термодинамики».

19.03

8.ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ(3часа)

1-124. Лабораторная работа №8

«Изучение изотермического процесса в газе».

Практическая работа

19.03

2-125. Лабораторная работа №9

«Изучение изобарного процесса в газе».

Практическая работа

22.03

3-126. Лабораторная работа №10

«Изучение капиллярных явлений обусловленных поверхностным натяжением жидкости»

Практическая работа

23.03

9. ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОСТАТИКИ (21 час)


1-127. Закон Кулона. (1§1,2, 3)

Фронтальный опрос

25.03

(КАНИКУЛЫ

С 26.03 ПО 03.04)

2-128. Решение задач на закон Кулона.

( 1.§6)

Решение задач

05.04

3-129. Решение задач.(1. Упр. 1)

Разбор ключевых задач

06.04

4-130. Напряженность электрического поля.

( 1.§9,10,12)

Фронтальный опрос

08.04

5-131. Решение задач на расчет напряжённости электрического поля.

( 1.§16, упр.2 №1-5)

Разбор ключевых задач

09.04

6-132. Теорема Гаусса. ( 1.§11)

Фронтальный опрос

09.04

7-133. Проводники и диэлектрики в электрическом поле. ( 1.§13-15,упр.2 №8,15)

тестирование

12.04

8-134. Потенциал электрического поля и разность потенциалов( 1.§17,19,20)

Фронтальный опрос

13.04

9-135. Решение задач на расчет потенциала электрического поля и разности потенциалов

( 1.§23,упр.3 №15-17)

Отработка заданий ЕГЭ

15.04

10-136. Энергия взаимодействия точечных зарядов. ( 1.§18)

Фронтальный опрос

16.04

11-137. Урок обобщения по основам электростатики.

Самостоятельная работа №2.

( 1.§23упр.3 №10-13)

Самостоятельная работа

16.04

12-138. Измерение разности потенциалов.

( 1.§21,22)

Решение задач

19.04

13-139. Электрическая ёмкость, конденсаторы. Типы конденсаторов.

( 1.§24-26 стр.131-132)

Решение задач

20.04

14-140. Соединение конденсаторов.

( 1.§26стр.132-134)

Фронтальный опрос

22.04

15-141. Решение задач на соединение конденсаторов. ( 1.§28, упр.4 №11,12)

Разбор ключевых задач

23.04

16-142. Решение задач на соединение конденсаторов. ( 1.§28, упр.4 №18)

тестирование

23.04

17-143. Энергия конденсаторов. ( 1.§27)

Разбор ключевых задач

26.04

18-144. Решение задач на расчет энергии конденсаторов. ( 1.§28, №948,949 - задачник Степановой Г.Н.)

Решение задач

27.04

19-145. Решение задач на расчет энергии конденсаторов. ( 1.§28, №951-С.)

тестирование

29.04

20-146. Решение задач по электростатике.

( 1.§ 6,16,23,28)

Решение задач

30.04

21-147. Контрольная работа № 8

«Основы электростатики»

30.04

10. ЗАКОНЫ ПОСТОЯННОГО ТОКА(15 часов)

1-148. Что такое электрический ток. Электрическое поле проводника с током.

( 2.§ 1-3)

Фронтальный опрос

04.05

2-149. Закон Ома для участка цепи. Сопротивление проводника. ( 2.§ 4-6)

Решение задач

06.05

3-150. Работа и мощность тока. ( 2.§7)

Решение задач

07.05

4-151. Электрические цепи. Расчет электрических цепей. ( 2.§8)

Разбор ключевых задач

07.05

5-152. Решение задач на виды соединения проводников. ( 2.§10,упр.5 №14-17)

тестирование

10.05

6-153. Закон Ома для электрических цепей.

( 2.§11-14)

Разбор ключевых задач

11.05

7-154. Мостик Уитстона. ( 2.§9 стр.195-196)

Решение задач

13.05

8-155. Измерение силы тока, напряжения и сопротивления. ( 2.§9)

Решение задач

14.05

9-156. Измерение силы тока, напряжения и сопротивления. ( 2.§18)

Разбор ключевых задач

14.05

10-157. Закон Ома для полной цепи. ( 2.§15)

Отработка заданий ЕГЭ

17.05

11-158. Правила Кирхгофа. ( 2.§17)

Решение задач

18.05

12-159. Решение задач на расчёт сложных электрических цепей. ( 2.§18)

Разбор ключевых задач

20.05

13-160. Контрольная работа №9

«Электродинамика»..

21.05

14-161. Повторение и обобщение пройденного материала.

Разбор ключевых задач

21.05

15-162. Итоговая контрольная работа.

24.05

11. ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ(4часа)

1-163. Лабораторная работа №11

«Измерение удельного сопротивления проводника»

Практическая работа

25.05

2-164. Лабораторная работа №12

«Изучение последовательного и параллельного соединений проводников»

Практическая работа

27.05

3-165. Лабораторная работа №12

«Изучение последовательного и параллельного соединений проводников»

Практическая работа

28.05

4-166. Лабораторная работа №13

« Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока»

Практическая работа

28.05, 31.05

167-175 .Резерв


(23.02-праздник)

(08.03-праздник)

(03.05-праздник)





Основное содержание (175 ч)

(5 часов в неделю)


Физика как наука. Методы научного познания природы. (2ч)

Физика - фундаментальная наука о природе. Научные методы познания окружающего мира. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Моделирование явлений и объектов природы. Научные гипотезы. Роль математики в физике. Физические законы и теории, границы их применимости. Принцип соответствия. Физическая картина мира.


Механика (75 ч)

Механическое движение и его относительность. Способы описания механического движения. Материальная точка как пример физической модели. Перемещение, скорость, ускорение.

Уравнения прямолинейного равномерного и равноускоренного движения. Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью. Центростремительное ускорение.

Принцип суперпозиции сил. Законы динамики Ньютона и границы их применимости. Инерциальные системы отсчета. Принцип относительности Галилея. Пространство и время в классической механике.

Силы тяжести, упругости, трения. Закон всемирного тяготения. Законы Кеплера. Вес и невесомость. Законы сохранения импульса и механической энергии. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований. Момент силы. Условия равновесия твердого тела.

Механические колебания. Амплитуда, период, частота, фаза колебаний. Уравнение гармонических колебаний. Свободные и вынужденные колебания. Резонанс. Автоколебания. Механические волны. Поперечные и продольные волны. Длина волны. Уравнение гармонической волны. Свойства механических волн: отражение, преломление, интерференция, дифракция. Звуковые волны.

Демонстрации

Зависимость траектории движения тела от выбора системы отсчета.

Падение тел в воздухе и в вакууме.

Явление инерции.

Инертность тел.

Сравнение масс взаимодействующих тел.

Второй закон Ньютона.

Измерение сил.

Сложение сил.

Взаимодействие тел.

Невесомость и перегрузка.

Зависимость силы упругости от деформации.

Силы трения.

Виды равновесия тел.

Условия равновесия тел.

Реактивное движение.

Изменение энергии тел при совершении работы.

Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно.

Свободные колебания груза на нити и на пружине.

Запись колебательного движения.

Вынужденные колебания.

Резонанс.

Автоколебания.

Поперечные и продольные волны.

Отражение и преломление волн.

Дифракция и интерференция волн.

Частота колебаний и высота тона звука.

Лабораторный практикум (7 ч)

-Измерение ускорения тела при прямолинейном равноускоренном движении

-Измерение ускорения свободного падения.

-Изучение движения тела , брошенного горизонтально.

-Изучение движения тел по окружности под действием силы тяжести и упругости.

-Изучение равновесия тела с закрепленной осью вращения.

-Сохранение механической энергии при движении тела под действием сил тяжести и упругости.

-Измерение модуля упругости резины.


Молекулярная физика (39ч)

Атомистическая гипотеза строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Модель идеального газа. Абсолютная температура. Температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц. Связь между давлением идеального газа и средней кинетической энергией теплового движения его молекул.

Уравнение состояния идеального газа. Изопроцессы. Границы применимости модели идеального газа.

Модель строения жидкостей. Поверхностное натяжение. Насыщенные и ненасыщенные пары. Влажность воздуха.

Модель строения твердых тел. Механические свойства твердых тел. Дефекты кристаллической решетки. Изменения агрегатных состояний вещества.

Внутренняя энергия и способы ее изменения. Первый закон термодинамики. Расчет количества теплоты при изменении агрегатного состояния вещества. Адиабатный процесс. Второй закон термодинамики и его статистическое истолкование. Принципы действия тепловых машин. КПД тепловой машины. Проблемы энергетики и охрана окружающей среды.


Демонстрации

Механическая модель броуновского движения.

Модель опыта Штерна.

Изменение давления газа с изменением температуры при постоянном объеме.

Изменение объема газа с изменением температуры при постоянном давлении.

Изменение объема газа с изменением давления при постоянной температуре.

Кипение воды при пониженном давлении.

Психрометр и гигрометр.

Явление поверхностного натяжения жидкости.

Кристаллические и аморфные тела.

Объемные модели строения кристаллов.

Модели дефектов кристаллических решеток.

Изменение температуры воздуха при адиабатном сжатии и расширении.

Модели тепловых двигателей.

Лабораторный практикум (3ч)

-Изучение изотермического процесса в газе

- Наблюдение роста кристаллов из раствора.

- Измерение поверхностного натяжения.

Электростатика. Постоянный ток (36 ч)

Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции электрических полей. Потенциал электрического поля. Потенциальность электростатического поля. Разность потенциалов. Напряжение. Связь напряжения с напряженностью электрического поля.

Проводники в электрическом поле. Электрическая емкость. Конденсатор. Диэлектрики в электрическом поле. Энергия электрического поля.

Электрический ток. Последовательное и параллельное соединение проводников. Электродвижущая сила (ЭДС). Закон Ома для полной электрической цепи. Электрический ток в металлах, электролитах, газах и вакууме. Закон электролиза. Плазма. Полупроводники. Собственная и примесная проводимости полупроводников. Полупроводниковый диод. Полупроводниковые приборы.

Демонстрации

Электрометр.

Проводники в электрическом поле.

Диэлектрики в электрическом поле.

Конденсаторы.

Энергия заряженного конденсатора.

Электроизмерительные приборы.

Зависимость удельного сопротивления металлов от температуры.

Зависимость удельного сопротивления полупроводников от температуры и освещения.

Собственная и примесная проводимость полупроводников.

Полупроводниковый диод.

Транзистор.

Термоэлектронная эмиссия.

Электронно-лучевая трубка.

Явление электролиза.

Электрический разряд в газе.

Люминесцентная лампа.

Лабораторный практикум ( 4 ч)

-Изучение последовательного и параллельного соединения проводников

(2 часа)

-Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.

-Измерение удельного сопротивления проводника.

Резерв свободного учебного времени ( 9 ч)


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГООБРАЗОВАНИЯ

В результате изучения физики на профильном уровне ученик должен

знать/понимать

  • смысл понятий: физическое явление, физическая величина, модель, гипотеза, принцип, постулат, теория, пространство, время, инерциальная система отсчета, материальная точка, вещество, взаимодействие, идеальный газ, резонанс;

  • смысл физических величин: перемещение, скорость, ускорение, масса, сила, давление, импульс, работа, мощность, механическая энергия, момент силы, период, частота, амплитуда колебаний, длина волны, внутренняя энергия, средняя кинетическая энергия частиц вещества, абсолютная температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, удельная теплота парообразования, удельная теплота плавления, удельная теплота сгорания, элементарный электрический заряд, напряженность электрического поля, разность потенциалов, электроемкость, энергия электрического поля, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, электродвижущая сила;

  • смысл физических законов, принципов и постулатов (формулировка, границы применимости): законы динамики Ньютона, принципы суперпозиции и относительности, закон Паскаля, закон Архимеда, закон Гука, закон всемирного тяготения, законы сохранения энергии, импульса и электрического заряда, основное уравнение кинетической теории газов, уравнение состояния идеального газа, законы термодинамики, закон Кулона, закон Ома для полной цепи, закон Джоуля-Ленца, закон электромагнитной индукции ;

  • вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

уметь

  • описывать и объяснять результаты наблюдений и экспериментов: независимость ускорения свободного падения от массы падающего тела; нагревание газа при его быстром сжатии и охлаждение при быстром расширении; повышение давления газа при его нагревании в закрытом сосуде; броуновское движение; электризация тел при их контакте; взаимодействие проводников с током; зависимость сопротивления полупроводников от температуры и освещения;

  • приводить примеры опытов, иллюстрирующих, что: наблюдения и эксперимент служат основой для выдвижения гипотез и построения научных теорий; эксперимент позволяет проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять явления природы и научные факты; физическая теория позволяет предсказывать еще неизвестные явления и их особенности; при объяснении природных явлений используются физические модели; один и тот же природный объект или явление можно исследовать на основе использования разных моделей; законы физики и физические теории имеют свои определенные границы применимости;

  • описывать фундаментальные опыты, оказавшие существенное влияние на развитие физики;

  • применять полученные знания для решения физических задач;

  • определять: характер физического процесса по графику, таблице, формуле; продукты ядерных реакций на основе законов сохранения электрического заряда и массового числа;

  • измерять: скорость, ускорение свободного падения; массу тела, плотность вещества, силу, работу, мощность, энергию, коэффициент трения скольжения, влажность воздуха, удельную теплоемкость вещества, удельную теплоту плавления льда, электрическое сопротивление, ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока, представлять результаты измерений с учетом их погрешностей;

  • приводить примеры практического применения физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике;

  • воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, научно-популярных статьях; использовать новые информационные технологии для поиска, обработки и предъявления информации по физике в компьютерных базах данных и сетях (сети Интернет);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;

  • анализа и оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;

  • рационального природопользования и защиты окружающей среды;

  • определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам и поведению в природной среде.

Учебно - методическое обеспечение


  1. для учащихся:

Учебник (включен в Федеральный перечень):

* Г.Я.Мякишев, А.З.Синяков «Физика» (углубленный уровень). Механика. 10класс - М. Дрофа, 2014г. - 510с.;

* Г.Я.Мякишев, А.З.Синяков «Физика» (углубленный уровень). Молекулярная физика. Термодинамика. 10класс - М. Дрофа, 2015г. - 350с.;

* Г.Я.Мякишев, А.З.Синяков «Физика» (углубленный уровень).Электродинамика. 10-11 классы - М. Дрофа, 2015г. - 476с.;

Сборники текстовых задач :

  • Рымкевич А.П. Сборник задач по физике -10-11: 7-е изд. - М.: Дрофа, 2003.

  • Сборник задач по физике. 10-11 кл.: Сост. Г.Н.Степанова: 9-е изд. - М. : Просвещение, 2003.

  1. для учителя:

Учебник (включен в Федеральный перечень):

* Г.Я.Мякишев, А.З.Синяков «Физика» (углубленный уровень). Механика. 10класс - М. Дрофа, 2014г. - 510с.;

* Г.Я.Мякишев, А.З.Синяков «Физика» (углубленный уровень). Молекулярная физика. Термодинамика. 10класс - М. Дрофа, 2015г. - 350с.;

* Г.Я.Мякишев, А.З.Синяков «Физика» (углубленный уровень).Электродинамика. 10-11 классы - М. Дрофа, 2015г. - 476с.;

Сборники тестовых и текстовых задач для контроля знаний и умений:

  • Тулькибаева Н.Н., Пушкарёв А.Э., Драпкин М.А., Климентьев Д.В. ЕГЭ: Физика: Тестовые задания: 10-11 кл. - М. :Просвещение, 2004.

  • Рымкевич А.П. Сборник задач по физике -10-11: 7-е изд. - М.: Дрофа, 2003.

  • Сборник задач по физике. 10-11 кл.: Сост. Г.Н.Степанова: 9-е изд. - М. : Просвещение, 2003.

  • Извозчиков В.А., Слуцкий А.М. Решение задач по физике на компьютере:Кн. Для учителя. -М. : Просвещение, 1999.


Дополнительная литература:


  • Буров В.А. , Дик Ю.И., Зворыкин Б.С. и др. Фронтальные лабораторные работы по физике в 7-11 классах общеобразовательных учреждений: Кн. Для учителя: Под ред. Бурова, Г.Г. Никифорова. - М.: Просвещение: Учеб.лит., 1996.

  • ГомоюновК.К., Кесамалы М.Ф., Кесамалы Ф.П. и др. Толковый словарь школьника по физике: Учеб. Пособие для средней школы. Под общ.ред.К.К.Гомоюнова: Серия «Учебники для вузов. Специальная литература,Лань,1999.

Методическая литература:

  • Мартынова Н.К. Книга для учителя. -М.: Просвещение 2002.

  • Лыков В.Я. Эстетическое воспитание при обучении физике. -М.: Просвещение, 1986,с.36.

  • В.Н.Мощанский. Формирование мировоззрения учащихся при изучении физики. -М.: Просвещение, 1989.

  • Методика преподавания физики в средней школе (Молекулярная физика. Электродинамика).Под ред. С.Я. Шамаша. -М.: Просвещение,1987

  • Методика преподавания физики в средней школе (Электродинамика нестационарных явлений. Квантовая физика).Под ред. А.А.Пинского. -М.6 Посвещение, 1989.

Учебные пособия:


  • Таблица «Международная система СИ».

  • Таблица «Шкала электромагнитных излучений».

  • Таблица «Физические величины».

  • Портреты физиков.

  • Таблицы по физике. 10класс.

  • Информационно-справочная таблица «Физика». Часть1.

  • Информационно-справочная таблица «Физика». Часть2.

  • Информационно-справочная таблица «Физика». Часть 3.

  • Информационно -справочная таблица»Физика». Часть4.


Оборудование и приборы:

1. Лоток для лабораторных работ.

2. Динамометр лабораторный 5Н.

3. Набор по электричеству.

4. Амперметр лабораторный.

5. Вольтметр лабораторный.

6. Комплект соединительных проводов КПС-9.

7. Миллиамперметр.

8. Динамометр демонстрационный.

9. Амперметр демонстрационный.

10. Вольтметр демонстрационный.

11. Штатив физический универсальный.

12. Гигрометр психрометрический.

13. Насос вакуумный Комовского.

14. Электроскопы (пара).

15. Термометр демонстрационный.

16. Шар для взвешивания воздуха.

17. Набор палочек по электростатике.

18. Электрометры с принадлежностями.

19. Султан электрический (шелк) пара.

20. Маятник электростатический (пара).


Медиаресурсы:

1. Библиотека электронных наглядных пособий «ФИЗИКА.7-11». -ГУ РЦ ЭМТО, Кирилл и Мефодий, 2003.

2. Учебное электронное издание «ФИЗИКА.7-11 классы. Практикум. 2CD. - Компания «Физикон».physikon.ru.

3. Интерактивный курс физики - 7-11. - ООО «Физикон», 2004-MSC Software Co,2002(русская версия «Живая физика» ИНТ,2003). - physikon.ru.

4. Библиотека наглядных пособий: ФИЗИКА. 7-11 классы. На платформе «1С: Образование. 3.0.»:2CD: Под ред. Н.К.Ханнанова. - Дрофа - Формоза- Пермский РЦИ. -obr/1/c//catalog/jsp?top=4.

Образовательные диски:

7.DVD «Молекулярная физика».

8.DVD «Основы МКТ» Часть 1.

9.DVD «Основы МКТ» .Часть 2.

1.DVD «Основы термодинамики».

2.DVD «Постоянный электрический ток».

3.DVD «Электрический ток в различных средах». Часть 1.

4.DVD « Электрический ток в различных средах». Часть 2.

5.DVD «Электростатика».

6.CD «Видеозадачник по физике» Часть 1-2.

7.CD «Видеозадачник по физике». Часть 3.

8.CD « Репетитор по физике».

9. CD «Уроки физики».10класс.

33


© 2010-2022