- Преподавателю
- Физика
- Конспект урока по физике на тему Выталкивающая сила. Закон Архимеда (7 класс)
Конспект урока по физике на тему Выталкивающая сила. Закон Архимеда (7 класс)
Раздел | Физика |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Зайцева М.И. |
Дата | 08.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
М.И. Зайцева, учитель физики МБОУ «Старокрымский УВК №1 «Школа-гимназия»
Конспект урока на тему: «Выталкивающая сила. Закон Архимеда» Урок в 7 классе
Цель урока: закрепить знания учащихся по теме «Закон Архимеда»
Задачи:
Образовательная - опытным путем убедиться в действии выталкивающей силы в жидкостях и газах на погруженное в них тело, сформировать умения объяснять причины возникновения выталкивающей силы, установить характер зависимости силы Архимеда от плотности жидкости и объема тела.
Развивающая - развивать коммуникативные навыки при организации работы в группах, формировать умения анализировать свойства и явления на основе знаний, выделять главную причину, влияющую на результат.
Воспитательная - содействовать формированию мировоззренческой идеипознаваемости явлений и свойств окружающего мира.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: динамометры, сосуд с водой, тела разного объема, тела одинакового объема, мензурка, рычажные весы, мультимедийная доска, проектор, компьютер.
План урока
-
Организационный момент
-
Мотивация учебной деятельности
-
Актуализация опорных знаний
-
Изучение нового материала
-
Обобщение и закрепление изученного материала
-
Применение новых знаний в учебной деятельности
-
Итоги урока. Рефлексия
-
Домашнее задание
-
Организационный момент
Приветствие. Проверь дружок, Готовь ли ты начать
Все ль в порядке, Книжка, ручка и тетрадь?
Проверили? Садитесь! С усердием трудитесь!
-
Мотивация учебной деятельности
Учитель. Сегодня я вас приглашаю в увлекательное путешествие на остров Эврика по водам Физического океана. В плавание отправляется 4 команды юных моряков, на 4-ох великолепных кораблях, которые уже ждут пассажиров на пристани города Сиракузы. Наше плавание будет не простым, но сначала давайте вернемся в то далекое время в Сиракузы и просмотрим, как Архимед сделал свое великолепное открытие.
Демонстрация мультфильма
Учитель. Как известно, моряки всегда придерживаются на протяжении всего плавания определенного курса. Мы с вами тоже выберем курс нашего плавания. Нам необходимо будет опытным путем, выяснить от каких величин зависит сила Архимеда и научиться применять полученные знания. Для этого нам понадобится судовой журнал, в котором мы будем записывать все наши наблюдения и открытия. (Работа в рабочих тетрадях)
Взаимопомощь - ещё одно условие нашего плавания, поэтому задания старайтесь выполнять сообща, помогать друг другу.
Упражнение «Ожидания»
А сейчас каждый из вас в своем судовом журнале запишет свои ожидания от этого плавания. (Предполагаемые ответы: убедиться в существовании архимедовой силы, узнать от каких величин зависит сила Архимеда, получить новые знания и др.)
-
Актуализация опорных знаний
Учитель. Чтобы попасть на свои корабли, вам необходимо добраться до причала.
Для этого вы объединитесь в две группы - 1 группа «жокеи», 2 группа «лошадки». У каждого из вас есть карточки, на которых написаны вопросы и ответы.
Приём «Жокей и лошадь».
Задание: «жокеи» задают вопросы, а «лошадки» отвечают. Поехали!
Карточки «жокеям»
-
Что такое объем тела?
-
Что такое вес тела?
-
Как действует жидкость на погруженное в нее тело?
-
Что такое плотность вещества?
-
Зависит ли сила Архимед от плотности вещества, погруженного в жидкость?
-
Как зависит сила Архимеда от плотности жидкости или газа?
-
Как зависит сила Архимеда от объема тела, погруженного в жидкость?
-
Как формулируется закон Архимеда?
-
Действует ли сила Архимеда в условиях невесомости?
-
Будет ли изменяться архимедова сила, действующая на камушек в стакане с водой, при изменении атмосферного давления?
-
Отпустим тело в жидкость. Почему по мере дальнейшего погружения тела архимедова сила не изменяется?
-
Что такое давление?
-
В каких единицах измеряется архимедова сила?
Карточки «лошадкам»
-
Физическая величина, которая характеризует свойство тел занимать ту или иную часть пространства.
-
Сила, с которой тело действует на опору или подвес.
-
Жидкость выталкивает тело.
-
Физическая величина, характеризующая данное вещество и численно равная массе вещества единичного объема.
-
Не зависит.
-
Да, зависит.
-
Чем больше объем, погруженного тела, тем больше архимедова сила.
-
На тело, погруженное в жидкость или газ, действует выталкивающая сила, равная весу жидкости в объеме погруженной части тела.
-
Нет.
-
Нет.
-
Потому что архимедова сила не зависит от глубины погружения тела в жидкость.
-
Физическая величина, равная силе, действующей на единицу площади поверхности.
-
Ньютонах.
-
Изучение нового материала. Проведение исследовательской работы
Учитель. Итак, все участники вступили на палубы кораблей «Эврика», «Архимед», «Паскаль», «Сила».
Удачного вам плавания. Встретимся у причала «Исследования»
На столах у команд задания и приборы для исследования. Нужно выполнить задания и сделать вывод, от чего зависит архимедова сила.
В тетрадях группы делают отчет о работе и записывают вывод.
Основополагающий вопрос - от чего зависит сила Архимеда?
Задание группы №1
Оборудование: сосуд с водой, динамометр, алюминиевый и медный цилиндра из набора тел для калориметра, нить.
-
Определить архимедовы силы, действующие на первое и на второе тела.
-
Сравнить плотность тел и архимедовы силы, действующие на тела.
-
Сделать вывод о зависимости (независимости) архимедовой силы от плотности тела.
-
ρ, кг/м3
Рвоздуха, Н
Ржидкости,Н
FA, Н
Вывод
Задание группы №2
Оборудование: сосуд с водой, тела разного объема из пластилина, динамометр, нить.
-
Определить архимедовы силы, действующие на каждое из тел.
-
Сравнить эти силы.
-
Сделать вывод о зависимости (независимости) архимедовой силы от объема тела.
-
Объем, м3
Рвоздуха, Н
Ржидкости,Н
FA, Н
Вывод
V1
V2
Задание группы №3
Оборудование: динамометр, нить, сосуды с водой, соленой водой, алюминиевый сосуд.
-
Определить архимедовы силы, действующие на тело в воде, соленой воде..
-
Чем отличаются эти жидкости.
-
Что можно сказать об архимедовых силах, действующих на тело в различных жидкостях?
-
Установите зависимость архимедовой силы от плотности жидкости.
-
Жидкость
Рвозд, Н
Ржидк.,Н
FA, Н
Вывод
Вода
Соленая вода
Задание группы №4
Оборудование: динамометр, нить, мензурка с водой, алюминиевый цилиндр.
-
Определить архимедовы силы, действующие на тело на глубине h1 и на глубине h2 , большей, чем, h1.
-
Чем отличаются эти жидкости.
-
Сделать вывод о зависимости (независимости) архимедовой силы от глубины погружения тела.
-
h, м
Рвозд, Н
Ржидк.,Н
FA, Н
Вывод
h1
h2
Команды зачитывают выводы после проделанной работы и отвечают на вопрос, от чего зависит архимедова сила.
Учитель. Вы все большие молодцы, хорошо потрудились, пришло время отдохнуть.
Физкультминутка
-
Обобщение и закрепление изученного материала
Учитель. Отдохнули? Тогда возвращаемся на палубы кораблей. Здесь вас встретят капитан Давление, штурман Сила давления, команда с именами - Плотность, Объем, Площадь, Сила тяжести, Архимедова сила, Масса и юнга по имени 9,8 Н/кг.
Ваша задача: навести порядок среди моряков, то есть записать формулы, которые связывают эти физические величины.
Учитель. Мы плавно перемещаемся по волнам океана и приближаемся к острову Эврика. Но что такое? Полундра! Корабли сели на рифы. Чтобы спастись, вы должны решить занимательные задачи Остера. У каждой команды находится карточка с условием задачи. Команда, которая раньше справляется с заданием, делает высадку на остров.
Задача для команды «Архимед» и команды «Паскаль»
Масса червяка Емели, которого дядя Петя встретил в огороде и уговорил сходить на рыбалку, была 0,09 г., длина 2 см., площадь поперечного сечения 0,05 см2 . Каков будет вес червяка в речке на крючке? (плотность воды 1000 кг/м3)
Задача для команды «Эврика» и команды «Сила»
Объем надувного шара, наполненного водородом 0,2 м3. Масса оболочки шарика вместе с веревочкой 5г. Сможет ли шарик поднять к потолку привязавшуюся к веревочке за хвост опытную сотрудницу белую мышку Мушку, масса которой 40 г? (плотность водорода 0,09 кг/м3 , плотность воздуха 1, 29 кг/м3 )
Команды представляют решения задач.
-
Подведение итогов урока. Рефлексия
Вот мы и добрались на остров Эврика, и хотелось бы узнать, чему вы научились во время
плавания. Тест. (Электронное приложение)
А сейчас давайте заглянем в судовые журналы, где вы писали ваши ожидания от урока, и напишите свои ощущения от урока.
-
Домашнее задание
Прочитать параграф, выучить основные понятия темы.
Дополнительное творческое задание: разработать сборник интересных фактов, примеров и задач по данной теме.