Конспект урока: Строение вещества. Молекулы

Коррекционно-развивающее занятие по физике в 7-м классе «Строение вещества.  Молекулы»  Цель: объяснить строение и свойства вещества наличием в нем отдельных очень маленьких частиц, между которыми есть промежутки; дать понятие молекулы вещества.  Задачи: 1.Содействовать развитию речи, мышления, познавательных умений. 2.Содействавать овладению методами научного исследования: анализа и синтеза. 3.Формировать добросовестное отношение к учебному труду, положительной мотивации к учению, коммуникатив...
Раздел Физика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Возраст детей, класс: 14 лет, 7 класс.

Тема урока: коррекционно-развивающее занятие по физике в 7-м классе

«Строение вещества. Молекулы»

Цель: объяснить строение и свойства вещества наличием в нем отдельных очень маленьких частиц, между которыми есть промежутки; дать понятие молекулы вещества.

Задачи:

1.Содействовать развитию речи, мышления, познавательных умений.

2.Содействавать овладению методами научного исследования: анализа и синтеза.

3.Формировать добросовестное отношение к учебному труду, положительной мотивации к учению, коммуникативных умений.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма проведения урока: исследовательская работа.

Оборудование: два сосуда с водой, пустой сосуд большого объема, тарелка с водой, подсолнечное масло, акварельная краска, сосуд с горячей водой, демонстрационный термометр.

Демонстрации:

1.Увеличение объема воды при нагревании.

2.Растекание капли масла по поверхности воды.

3.Уменьшение окраски раствора при добавлении чистой воды.

Ход урока

Эпиграф:

В одном мгновенье видеть вечность

Огромный мир - в зерне песка,

В едином миге - бесконечность

И небо - в чашечке цветка.

У. Блейк.

I. Организационный момент (приветствие учащихся, постановка цели и задач занятия).

II. Проблемная ситуация

Человек издавна пытался объяснить необъяснимое, увидеть невидимое, услышать неслышимое. Оглядываясь вокруг себя, он размышлял о природе и пытался решить загадки, которые она перед ним ставила. Сначала человек считал природу одушевленной:

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик -

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык

писал русский поэт Ф.И.Тютчев, но позже человек стал понимать, что движет всем вокруг закон. И только он стоит во главе всего, что нас окружает.

Вы ежедневно сталкиваетесь с различными физическими явлениями и в большинстве случаев можете предсказать как они закончатся.

Учитель: предскажите, чем закончатся следующие события:

*если капнуть каплю краски в стакан с водой, то.....

*если нагреть лед, то.....

*если открыть флакон с духами, то....

*если сжать сильно два кусочка пластилина, то.....

*если капнуть каплю масла на воду, то....

*если опустить термометр в горячую воду, то (демонстрация опытов).

Учитель: скажите, какие знания вы использовали для того, чтобы ответить на поставленные вопросы? Выслушиваются различные варианты ответов и пояснения к ним.

Учитель: давая свои ответы, вы руководствовались определенными знаниями, которые вы получили на уроках природоведения в младших классах.

-А теперь ответьте на такой вопрос:

«Одинаково ли себя будут вести капля подсолнечного масла, помещенная на поверхность воды и на поверхность стола?»

-Почему вы так считаете? Вы уверены в этом, или предполагаете?

-Предположим, вы решили изготовить аэроплан. Из чего вы будете его изготавливать? -----Почему вы выбрали именно эти материалы?

Учитель: мы приходим к мысли, что нам необходимо знать внутренне строение различных веществ, для того, чтобы изготовить тот или иной механизм, и чтобы при этом он отвечал определенным требованиям.

III. Этап получения новых знаний.

Учитель: мы с вами каждый день наблюдаем ряд окружающих нас предметов: столы, стулья, книги, ручки, автомобили и т. д. Скажите, они нам только кажутся сплошными или они на самом деле являются таковыми?

Ученик: только кажутся.

Учитель: тогда скажите, из чего они состоят?

Ученик: из отдельных частичек.

Учитель: а что их удерживает друг возле друга?

Ученик: притяжение.

Учитель: как вы думаете, а между ними есть пространство, или они расположены вплотную друг к другу?

Ученик: есть.

Учитель: а где на ваш взгляд промежутки между этими частицами больше, в твердых телах или газах?

Ученик: газах.

Учитель: почему вы так думаете?

Ученик: потому что они легче сжимаются.

Учитель: а при сжатии уменьшаются сами частички в объеме, или промежутки между ними?

Ученик: промежутки.

Учитель: таким образом, мы можем сделать следующие выводы:

1.Все тела состоят из отдельных частичек.

2.Между этими частичками существует притяжение.

3.Тела изменяют свой объем за счет уменьшения или увеличения промежутков между частичками.

IV. Этап исследовательской работы учащихся.

Учитель: Что ж, теперь давайте проведем небольшие исследования, чтобы ответить на вопрос: «Каков размер частиц, из которых состоят все тела?»

Работа в группах. Учитель дает указания по проведению исследовательских работ.

Исследовательская работа №1.

Растворите крупинку краски в небольшом количестве воды. Затем поместите каплю полученного раствора в сосуд с водой, тщательно перемешайте. Отлейте из сосуда половину окрашенной жидкости в другой сосуд, а первый долейте чистой водой до того же уровня. Повторите эту операцию 2-3 раза. В конце опыта оцените окрас жидкости в первом сосуде и сделайте соответствующий вывод о размерах частиц краски.

Исследовательская работа №2.

Капните каплю растительного масла на поверхность воды. Проследите за ее поведением. Оцените размер масляного пятна. Сделайте соответствующий вывод о размерах частиц масла.

Учащиеся выполняют исследовательскую работу, делают вывод по ней, после чего делают доклад о проделанной работе и ее результатах.

Учитель проводит консультационную индивидуальную работу. Затем дети делают выводы своего исследования.

Релаксация.

Цель: расслабление мышечного тонуса

Упражнения: 1) подвигали плечами вперед, назад - 3 раза

2) одно плечо вверх, другое вниз - 3 раза.

V. Этап обобщения и закрепления нового материала.

Учитель: Таким образом, мы можем сделать еще один очень важный вывод: Размеры частиц, из которых состоят все тела, малы.

Мы выяснили, что все тела состоят из частиц. А как эти частицы называются? Вспомните из природоведения.

Ученик: молекулы.

Учитель: как вы думаете, молекулы - самые маленькие частицы или они состоят из более мелких частичек?

Ученик: нет, молекулы также состоят из частиц.

Учитель: как эти частицы называются?

Ученик: атомы.

Учитель: скажите, в состав молекулы входит один атом, два или более? И от чего зависит это количество?

Ученик: в состав молекулы может входить много атомов, это зависит от вещества.

Учитель: а, как вы думаете, молекулы различных веществ одинаковы или нет?

Ученик: нет.

Учитель: лед, вода и водяной пар состоят из одних и тех же молекул или нет?

Ученик: да.

Учитель: почему?

Ученик: потому что это одно и то же вещество, но в разном виде.

Учитель: выводы:

1.Молекулы состоят из атомов.

2.Молекулы различных веществ различны.

Веселая физика. Решение задач.

1. Петя выдвинул гипотезу, что все его одноклассницы состоят из мельчайших частиц, хотя и кажутся на первый взгляд сплошными. Верна ли эта гипотеза?

Ответ. Верна, не только сами одноклассницы, даже их бантики тоже состоят из очень маленьких симпатичных частичек.

2. Что мешает семикласснику Васе, пойманному директором школы на месте курения, распасться на отдельные молекулы и врассыпную исчезнуть из вида?

Ответ. Взаимное притяжение молекул семиклассника мешает им расстаться навсегда и скрыться от директора.

VI. Рефлексия.

Учитель: Что ж, наш урок подходит к завершению. В той атмосфере и обстановке, в которой мы сегодня работали, каждый из вас чувствовал себя по-разному. И сейчас мне бы хотелось, чтобы вы оценили, насколько внутренне комфортно ощущал себя на этом уроке, каждый из вас, все вместе как класс, и понравилось ли вам то дело, которым мы с вами сегодня занимались.

Перед каждым из вас находится рисунок, на котором вы должны отметить уровень вашего настроения к концу урока. А еще хотелось бы услышать ваши отзывы о сегодняшнем уроке: что вам понравилось, что не понравилось, чем бы хотелось заняться еще.

VII. Заключительный этап.

Учитель:

Решать загадки можно вечно.

Вселенная ведь бесконечна.

Спасибо всем нам за урок,

А главное, чтоб был он впрок!

Мне очень понравилось с вами работать.

А теперь давайте подведем итоги вашей работы на сегодняшнем уроке.

Учащиеся вместе с учителем составляют синквейн.

1. Урок.
2. Познавательный и интересный.
3. Заставляет размышлять, сравнивать, искать.
4. Проблемы разрешены.
5. Справились!

Домашнее задание: § 25,26, ответить на вопросы после параграфа.



© 2010-2022