• Преподавателю
  • Физика
  • Свободные электромагнитные колебания. Превращение энергии в колебательном контуре

Свободные электромагнитные колебания. Превращение энергии в колебательном контуре

Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Свободные электромагнитные колебания. Превращение энергии в колебательном контуре.Свободные электромагнитные колебания. Превращение энергии в колебательном контуре.

Урок №27 (МПУ)


Тема урока.

Свободные электромагнитные колебания. Превращение энергии в колебательном контуре.


Цели урока:

дидактические:

  • ввести понятия: "электромагнитные колебания", "колебательный контур";

  • обеспечить усвоение понятия свободных электромагнитных колебаний;

  • периода электромагнитных колебаний;

  • обеспечить формирование умения объяснять схему колебательного контура и основные энергетические процессы, происходящие в нем.

развивающие:

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;

  • формирование умений оценивать достоверность естественнонаучной информации;

  • развивать мышление студентов и активизировать их познавательную деятельность.

воспитательные:

  • воспитание убежденности в возможности познания законов природы

  • использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации;

  • необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды.

Вид урока:

изучение нового материала

Форма работы:

индивидуальная, групповая

Методическое обеспечение:

компьютер, мультимедийный проектор, экран, опорный конспект, тексты самостоятельной работы.

Межпредметные связи:

физика и математика

Ход урока

  1. Оргмомент.

На сегодняшнем уроке мы приступаем к изучению новой главы учебника и тема сегодняшнего урока "Электромагнитные колебания. Колебательный контур".

II. Проверка домашнего задания.

Начнем наш урок с проверки домашнего задания.

  1. Вспомним понятие электроемкости. Ее основные характеристики единицы измерения.

  2. Что такое конденсатор. Виды конденсаторов. Формула емкости плоского конденсатора.

  3. Какие виды соединения конденсаторов Вы знаете?

  4. Решить задачу.

(Карточка-задание№1)

(Слабые учащиеся могут воспользоваться опорным конспектом)

(Опорный конспект)

II. Актуализация знаний. Изучение нового материала.

Давайте вспомним, что мы знаем о механических колебаниях?

Колебания - движения или состояния, повторяющиеся во времени.

В электрических цепях, так же как и в механических системах, таких как груз, на пружине или маятник, могут возникать свободные колебания.

На сегодняшнем уроке мы приступаем к изучению таких систем.

(Учащиеся записывают тему урока в тетрадях)

Давайте рассмотрим и начертим в тетрадях схему колебательного контура.

Колебательный контур - это система, состоящая из катушки индуктивности и конденсатора

(Слайд1)

- Что необходимо сделать, чтобы в этом колебательном контуре возникли колебания? (Вывести его из равновесия)

- Как это сделать? (Зарядить конденсатор)

Свободные электромагнитные колебания - колебания, происходящие в колебательном контуре при сообщении заряда конденсатору

- Обнаружить наличие колебаний позволяет прибор осциллограф.

(Слайд 2)

Электромагнитные колебания были открыты почти случайно.

(Слайд 3)

После того как изобрели лейденскую банку (первый конденсатор) и научились сообщать ей большой заряд с помощью электростатической машины, начали изучать электрический разряд банки.

Замыкая обкладки лейденской банки с помощью катушки , обнаружили, что стальные спицы внутри катушки намагничиваются.

В этом ничего удивительного не было: электрический ток и должен намагничивать стальной сердечник катушки.

Странным же было то, что нельзя было предсказать, какой конец сердечника катушки окажется северным полюсом, а какой южным.

Повторяя опыт примерно в одинаковых условиях, получали в одних случаях один результат, а в других другой.

-- Ребята, есть ли у вас объяснение этому?

Далеко не сразу поняли, что при разрядке конденсатора через катушку в электрической цепи возникают колебания.

За время разрядки конденсатор успевает много раз перезарядиться, и ток меняет направление много раз, в результате чего сердечник может намагничиваться различным образом.

Свободные электромагнитные колебания являются затухающими. Что это значит?

(С течением времени амплитуда колебаний уменьшается из-за сил сопротивления. Происходит потеря энергии, т. к. катушка и провода обладают сопротивлением).

- Перечислите что нужно для возникновения электромагнитных колебаний.

Условия возникновения электромагнитных колебаний:

1. Наличие колебательного контура.

2. Электрическое сопротивление должно быть очень маленьким.

3.Зарядить конденсатор (вывести систему из равновесия)


А теперь выясним, как же происходит преобразование энергии в колебательном контуре

(Слайд 4- 13)

Вывод:

В колебательном контуре происходят электромагнитные колебания из-за превращения энергии электрического поля конденсатора

WЭ= Свободные электромагнитные колебания. Превращение энергии в колебательном контуре.

в энергию магнитного поля катушки с током

WМ =Свободные электромагнитные колебания. Превращение энергии в колебательном контуре.

и наоборот.

IV. Закрепление изученного материала

Работа в группах.

(Раздаются тесты заданий для первой группы)

Руководителем первой группы «Мыслители» будет ученик……, к нему присоединяются ребята, сидящие с ним на одном ряду. Ваша задача, не производя никаких математических вычислений, размышляя только логически, прийти к правильному решению.

Вторая группа «Теоретики», под руководством ученика……., решают эти задачи с применением математического решения.

(Раздаются задачи для второй группы)

(Руководителям групп раздаются «Оценочные листы учащихся», которые они заполняют в ходе работы с группой, после обсуждения решений листы сдаются учителю)

V. Домашнее задание

Д/з Г. Я. Мякишев §17, стр.74-76

Выучить конспект урока

VI. Рефлексия

  • Вспомните, те цели, что мы ставили в начале урока.

  • Все ли выполнили?

  • Какие вопросы вызывают затруднение?

  • Понравился ли вам урок?

Выставление обучающимся оценок за работу на уроке с учетом

«Оценочных листов» руководителей групп.



(Карточка-задание№1)Свободные электромагнитные колебания. Превращение энергии в колебательном контуре.




(Опорный конспект)

Свободные электромагнитные колебания. Превращение энергии в колебательном контуре.

(Слайд 1)

Свободные электромагнитные колебания. Превращение энергии в колебательном контуре.

(Слайд2)

Свободные электромагнитные колебания. Превращение энергии в колебательном контуре.

(Слайд3)

Свободные электромагнитные колебания. Превращение энергии в колебательном контуре.

(Слайд4)

Свободные электромагнитные колебания. Превращение энергии в колебательном контуре.

(Слайд5)

Свободные электромагнитные колебания. Превращение энергии в колебательном контуре.

(Слайд6)

Свободные электромагнитные колебания. Превращение энергии в колебательном контуре.

(Слайд7)

Свободные электромагнитные колебания. Превращение энергии в колебательном контуре.

(Слайд8)

Свободные электромагнитные колебания. Превращение энергии в колебательном контуре.

(Слайд9)

Свободные электромагнитные колебания. Превращение энергии в колебательном контуре.

(Слайд10)

Свободные электромагнитные колебания. Превращение энергии в колебательном контуре.

(Слайд11)

Свободные электромагнитные колебания. Превращение энергии в колебательном контуре.

(Слайд12)

Свободные электромагнитные колебания. Превращение энергии в колебательном контуре.

(Слайд13)

Свободные электромагнитные колебания. Превращение энергии в колебательном контуре.

(Тесты заданий для группы «Мыслители)

Колебательный контур состоит

А) конденсатора и резистора

В) конденсатора и лампы

С) конденсатора и катушки индуктивности

Д) коденсатора и вольтметра

Периодические изменения заряда, силы тока, напряжения называются

А) механическими колебаниями

В) электромагнитными колебаниями

С) свободными колебаниями

Д) вынужденными колебаниями

Если сопротивление колебательного контура равна нулю, то полная энергия электромагнитного поля

А) меняется

В) равна нулю

С) не меняется

Д) увеличивается





(Тесты заданий для группы «Теоретики»)

Колебательный контур состоит из конденсатора ёмкостью 10 мкФ и катушки индуктивностью 100 мГн. Найти амплитуду колебаний напряжения, если амплитуда колебаний силы тока 0,1 А.











В колебательном контуре ёмкость конденсатора 3 мкФ, а максимальное напряжение на нем 4 В. Найдите максимальную энергию магнитного поля катушки. Активное сопротивление принять равным нулю.











Оценочный лист руководителя группы «Мыслители»

ФИ ученика

Активность при обсуждении

Теоретические знания

Умение решать задачи






.



Оценочный лист руководителя группы «Теоретики»

ФИ ученика

Активность при обсуждении

Теоретические знания

Умение решать задачи









© 2010-2022