• Преподавателю
  • Физика
  • Конспект урока по физике Механическое движение. Относительность движения. Поступательное движение. Траектория. Путь

Конспект урока по физике Механическое движение. Относительность движения. Поступательное движение. Траектория. Путь

Раздел Физика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Учитель физики: Андриешина Елена Николаевна

Использование на уроке приема «Ассоциативный куст» дает возможность учащимся использовать свой жизненный опыт, развивает умение анализировать наблюдаемые явления, выделить основное, «увидеть физику». Практические наблюдения окружающей действительности (движение в школу). Анализ демонстраций, выполнение чертежей.

Тема урока. Механическое движение. Относительность движения. Поступательное движение. Траектория. Путь.

Цель урока: дать определение механическому движению; показать проявления механического движения в природе, относительность движения; учить наблюдать различные механические движения в природе и технике, анализировать и описывать их; воспитывать интерес к физике.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: стеклянная трубка с подкрашенной водой, в которой поднимается пузырек воздуха; шарик на нити.

Ход урока.


  1. Организационные моменты.

  2. Постановка учебной проблемы.

Ассоциативный куст «Движение» (все ответы учащихся записываются на доске)

  • Строки со стихотворения А. С. Пушкина:

Движенья нет, сказал мудрец брадатый.

Другой смолчал и стал пред ним ходить.

Сильнее бы не мог он возразить:

Хвалили все ответ замысловатый…

Зенон (V век до н. э.) утверждал, что движения в природе нет. В чем ошибался Зенон? Что такое движение? На эти вопросы мы попытаемся ответить на уроке.

  1. Изучение нового материала.

Вопросы классу:

  • По каким признакам можно выяснить, движется тело или нет?

  • Приведите примеры тел, которые в данный момент находятся в состоянии покоя или движения.

  • А вы сами сейчас находитесь в состоянии покоя или движения?

Запись в тетрадь: механическое движение - изменение положения тела относительно других тел с течением времени.

Вопросы классу:

  1. Укажите, относительно каких тел движется, а относительно каких тело находится в состоянии покоя человек в автобусе?

  2. Нарисуйте свой путь из дома в школу. Сравните его с рисунком соседа по парте. одинаковы ли они? В чем различие?

Запись в тетрадь: траектория - линия, которую описывает в пространстве тело в результате своего движения.

Вопросы классу: Какой будет траектория движения автобуса на участке от вашего дома до школы? Стрелок часов на циферблате?

Демонстрация. Шарик подвешенный на нити, начинает двигаться. Шарик может совершать колебательные движения, вращательные. Учащимся предлагается изобразить траектории движения шарика в обоих случаях.

Демонстрация. Движение тележки с грузом (кубик, шарик). Учащимся предлагается определить какое тело находится в движении, какое находится в состоянии покоя и относительно каких тел.

Запись в тетрадь: Движение относительно. В зависимости от тела отсчета одно и то же тело может находиться в состоянии покоя или в состоянии механического движения.

Демонстрация. Движение пузырька воздуха в стеклянной трубке заполненной подкрашенной водой, движение воздушного шара.

Запись в тетради: относительной является и траектория движения.

Запись в тетради: длину траектории называют в физике - путь. Измеряется в системе СИ в метрах.

  1. Закрепление изученного материала.

  • Вопросы классу:

  • Почему в тумане не видя берега реки, невозможно указать направление движения лодки?

  • Собака взяла след. Чью траекторию она повторяет?

  • Какие части велосипеда во время его движения описывают прямолинейную траекторию, а какие - криволинейную?

  • Опишите физическую величину по предлагаемому плану:

  1. Название величины.

  2. Определение величины.

  3. Что характеризует данная величина.

  4. Обозначение величины.

  5. Единица измерения физической величины в системе СИ

  6. Прибор для измерения физической величины.

  • Дочитаем стихотворение А. С. Пушкина до конца:

…Но, господа, забавный случай сей

Другой пример на память мне приводит:

Ведь каждый день пред нами Солнце ходит.

Однако ж прав был Галилей.

  1. Подведение итогов урока.

  • Возвращаемся к нашему Ассоциативному кусту: проанализируйте ваши ассоциации вначале урока и изменились ли ваши знания о них.

  • Какие новые физические понятия изучили?

  • Что изучает раздел физики «Механика»?

  • Какие примеры доказывают, что механическое движение существует.

  1. Домашнее задание.


© 2010-2022