• Преподавателю
  • Физика
  • Планирование Рабочая программа по физике (УМК авторов Генденштейна Л. Э. и Дика Ю. И.)

Планирование Рабочая программа по физике (УМК авторов Генденштейна Л. Э. и Дика Ю. И.)

Раздел Физика
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Муниципальная автономная общеобразовательная организация

«Средняя общеобразовательная школа № 5»




«Рассмотрено» «УТВЕРЖДЕНО»

Руководитель ШМО учителей математики Директор МАОО СОШ № 5

_____________ Шиколай С.А.) _____________(Князева Н.П.)

Протокол №____от ________20_г. Приказ №___от____________20_г.






Рабочая программа

по физике (базовый уровень)

10 класс

на 2015 - 2016 уч. год


Автор-составитель:

Вопилова О.П.,

Учитель математики и физики








п. Большой Исток

2015 г

Пояснительная записка


Рабочая программа по физике 10-11 классов УМК авторов Генденштейна Л.Э. и Дика Ю.И. для базового уровня составлена на основе:

  • Базисного учебного плана образовательных школ Российской Федерации (Приказ Мин. образования РФ от 9.03.2004);

  • Федерального компонента государственного образовательного стандарта (Приказ Мин. Образования РФ от 5.03.2004);

  • Примерной программы, созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;

  • Авторской программы Генденштейна Л.И. и Дика Ю.И.

Изучение физика на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

  1. Освоение знаний о фундаментальных физических законах классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса, электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта; наиболее важных открытиях в области физики; методах научного познания.

  2. Овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты; применять полученные знания для объяснения движения небесных тел и ИСЗ, свойства газов, жидкостей и твёрдых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн, волновых свойств света, фотоэффекта, излучения поглощения света атомом; для практического использования физических знаний при обеспечении безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникаций.

  3. Развитие познавательных интересов, творческих способностей в процессе совместного выполнения задач.

  4. Использование приобретённых знаний и умений для решения практических задач; рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Курс физики 10-11 класса структурирован на основе физических теорий: механика, молекулярная физика, электродинамика, квантовая физика, элементы астрофизики.

В программе выделено 2 часа на изучение темы «Условия равновесия тел», так как она имеет большое прикладное значение, а также потому, что федеральной программой предусмотрена демонстрация по данной теме.

Федеральный базисный план отводит 136 часов для образовательного изучения физики на базовом уровне по 68 часов в 10-11 классах из расчёта 2 часа в неделю.

В тематическом и поурочном планировании из 14 часов резервного времени использовано 11 часов на проведение лабораторных работ, предусмотренных в примерной программе; на отработку практических умений по применению знаний теории, на изучение «Условия равновесия тел», для обобщающих уроков. Самостоятельные работы предназначены для текущего оценивания знаний. Они включают в себя как качественные, так и расчетные задачи и дифференцированы по трем уровням сложности - начальный, средний и достаточный. Каждая самостоятельная работа рассчитана на 10-15 минут и предусматривает решение учеником только одного задания одного уровня. Подготовка к самостоятельным работам отражена в графе «Д/З».

В поурочном планировании отражены обязательные результаты изучения курса «Физика-10» и «Физика-11», которые сформулированы в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников» примерной программы.


Пояснительная записка

Рабочая программа по физике для 10 класса составлена в соответствии со стандартом среднего (полного)общего образования по физике и примерной программой среднего общего образования для базового уровня. Федеральный базисный план отводит 136 ч для обязательного изучения физики на базовом уровне в 10-11 классах (по 68 ч в каждом из расчета 2 ч в неделю). Программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение предметных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Определен также перечень демонстраций, лабораторных работ и практических занятий.

Перечень нормативных документов, используемых при составлении рабочей программы:

  • Примерная программа среднего(полного) общего образования. Физика 10-11 кл. Из сборника «Программы общеобразовательных учреждений» М.Просвещение 2007г.;

  • Закон РФ «Об образовании» № 122-ФЗ в последней редакции от 01.12.2007 № 313-ФЗ;

  • Обязательный минимум содержания основного общего образования (Приказ Министерства образования РФ от 19.05.98 № 1276);

  • Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования (Приказ Министерства образования от 30.06.99 № 56);

  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. (Приказ Министерства образования от 05.03.2004 № 1089);

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях 2009-2010 учебный год;

  • Программа среднего (полного) общего образования по физике 10-11 класс. Авторы: Л.Э. Генденштейн, Ю.И. Дик, Л.А. Кирик. (из сборника "Программы для общеобразовательных учреждений 7 - 11 кл." М., Дрофа 2008 год). Профильная базовый уровень, 10 кл - 2 часа в неделю, 11 кл - 2 часа в неделю.


Задачи обучения:

  • Приобретение знаний и умений для использования в практической деятельности и повседневной жизни

  • Овладение способами познавательной, информационно - коммуникативной и рефлексивной деятельности

  • Освоение познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной компетенцией.

Цели изучения физики:

  • освоение знаний о тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, величинах, характеризующих эти явления, законах, которым они подчиняются, о методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

  • овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения интеллектуальных проблем, физических задач и выполнения экспериментальных исследований; способности к самостоятельному приобретению новых знаний по физике в соответствии с жизненными потребностями и интересами;

  • воспитание убежденности в познаваемости окружающего мира, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности.

Основное содержание

Физика и методы научного познания (2 час)

Физика - наука о природе. Научные методы познания окружающего мира и их отличия от других методов познания. Роль эксперимента и теоделирование физических явлений и процессов. Научные гипотезы. Физические законы. Физические теории. Границы применимости физических законов и теорий. Принцип соответствия. Основные элементы физической картины мира.

Механика (35 час)

Механическое движение и его виды. Относительность механического движения. Прямолинейное равноускоренное движение. Принцип относительности Галилея. Законы динамики. Всемирное тяготение. Законы сохранения в механике. Предсказательная сила законов классической механики. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований. Границы применимости классической механики.

Демонстрации

Зависимость траектории от выбора системы отсчета.

Падение тел в воздухе и в вакууме.

Явление инерции.

Сравнение масс взаимодействующих тел.

Второй закон Ньютона.

Измерение сил.

Сложение сил.

Зависимость силы упругости от деформации.

Силы трения.

Условия равновесия тел.

Реактивное движение.

Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно.

Лабораторные работы

Измерение ускорения свободного падения.

Исследование движения тела под действием постоянной силы.

Изучение движения тел по окружности под действием силы тяжести и упругости.

Исследование упругого и неупругого столкновений тел.

Сохранение механической энергии при движении тела под действием сил тяжести и упругости.

Сравнение работы силы с изменением кинетической энергии тела.

Молекулярная физика (24час)

Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Модель идеального газа. Давление газа. Уравнение состояния идеального газа. Строение и свойства жидкостей и твердых тел.

Законы термодинамики. Порядок и хаос. Необратимость тепловых процессов. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды.

Демонстрации

Механическая модель броуновского движения.

Изменение давления газа с изменением температуры при постоянном объеме.

Изменение объема газа с изменением температуры при постоянном давлении.

Изменение объема газа с изменением давления при постоянной температуре.

Кипение воды при пониженном давлении.

Устройство психрометра и гигрометра.

Явление поверхностного натяжения жидкости.

Кристаллические и аморфные тела.

Объемные модели строения кристаллов.

Модели тепловых двигателей.

Лабораторные работы

Измерение влажности воздуха.

Измерение удельной теплоты плавления льда.

Измерение поверхностного натяжения жидкости.

Обязательный минимум содержания образовательной программы на базовом уровне.

Методы научного познания и физическая картина мира

Функции и взаимосвязь эксперимента и теории в процессе познания природы. Моделирование явлений и объектов природы. Научные гипотезы. Роль математики в физике. Физические законы и причины существования границ их применимости. Принцип соответствия. Физическая картина мира.

Механика.

Механическое движение и его относительность. Инерциальные и неинерциальные системы отсчета. Принцип относительности Галилея. Законы Ньютона. Закон всемирного тяготения и принцип дальнодействия. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Закон сохранения механической энергии. Механическая картина мира и ее ограниченность.

Молекулярная физика. Термодинамика.

Тепловое движение. Тепловое равновесие. Внутренняя энергия. Температура как мера средней энергии теплового движения частиц вещества. Опыты Штерна и Перрена. Уравнение состояния идеального газа. Первый закон термодинамики. Второй закон термодинамики.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Познавательная деятельность:

  • использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдения, измерения, эксперимента, моделирования;

  • формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

  • овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

  • приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

  • владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

  • владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умение предвидеть возможные результаты своих действий;

  • организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен

знать/понимать:

  • смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие,

  • смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты,

  • смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики;

  • вклад российских и зарубежных ученых, оказавших значительное влияние на развитие физики; уметь

  • описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел;

  • отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что наблюдения и эксперименты являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;

  • приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике;

  • воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;

  • оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;

  • рационального природопользования и защиты окружающей среды.



Учебно-тематическое планирование

10 класс. 2 часа в неделю, всего 70 часов.

Тема

Кол-во часов

Лабор. работы.

Контрольные работы




Физика и методы научного познания

2



Механика

34


1

1. Кинематика

9

1-2


2. Динамика

14

3-4


3. Законы сохранения.

7

5


4. Механические колебания и волны

4

6


Молекулярная физика и термодинамика

24


2

1. Молекулярно-кинетическая теория.

13

7-8


2. Основы термодинамики

11

9-10





Электродинамика

8



  1. Электростатика

8



Лабораторные работы:

1.Измерение ускорения тела при равноускоренном движении.

Оборудование: металлический желоб, штатив с муфтой и зажимом, стальной шарик, металлический цилиндр, измерительная линейка, секундомер.

2. Изучение движения тела, брошенного горизонтально.

Оборудование: изогнутый желоб, штатив с муфтой и зажимом, металлический шарик, лист бумаги , лист копировальной бумаги, отвес, измерительная линейка.

3.Определение жесткости пружины.

Оборудование: штатив с муфтой и зажимом, динамометр с заклеенной шкалой, набор грузов, линейка.

4. Определение коэффициента трения скольжения.

Оборудование: Деревянный брусок, линейка, набор грузов, динамометр

5.Изучение закона сохранения механической энергии.

Оборудование: штатив с муфтой и зажимом, динамометр, груз, прочная нить, измерительная лента.

6. Измерение ускорения свободного падения с помощью маятника.

Оборудование: штатив с муфтой и кольцом, шарик с отверстием, измерительная линейка, секундомер.

7. Опытная проверка закона Бойля-Мариотта.

Оборудование: стеклянный цилиндр 50см, стеклянная трубка 50 -60 см, закрытая с одного края, стакан, пластилин, термометр, линейка, барометр, штатив с лапкой, холодная и горячая вода.

8.Проверка уравнения состояния идеального газа.

Оборудование: стеклянная трубка 50 -60 см, закрытая с одного края, два стеклянных цилиндрических сосуда, барометр, термометр, линейка, холодная и горячая вода.

9. Измерение относительной влажности воздуха.

Оборудование: Психрометр, стакан с водой, психрометрическая таблица.

10. Измерение поверхностного натяжении жидкости.

Оборудование: весы учебные, разновес, клин измерительный, пипетка, штангенциркуль, стакан с водой, стакан химический.


Тематическое оценивание:

1. по теме «Механика»;

2. по теме «Молекулярная физика и термодинамика»












Поурочное планирование по физике, 10 класс, 2 часа в неделю

Учебник Генденштейн Л.Э. и Дик Ю.И. «Физика-10»

уро-

ка

Тема урока

Кол-во

часов

Вид контроля

Работа с ЗПР

Дата

По плану

По факту

Тема 1. Физика и методы научного познания

2 часа


1

Физика и методы познания мира

1

04.09

2

Современная физическая картина Мира

1

опрос

07.09

Тема 2. Механика 35 часов

2.1Кинематика

9 часов


1

Система отсчета. Траектория, путь, перемещение

1

11.09

Основные характеристики движения тел

1

14.09

3/5

Прямолинейное равномерное движение

1

Диктант

18.09

4/6

Прямолинейное равноускоренное движение

1

21.09

5/7

Решение задач на уравнение прямолинейного равноускоренного движения

1

Тест

25.09

6/8

Лаб. раб № 1 «Измерение ускорения свободного падения»

1

Оформление работы, выводы

28.09

7/9

Криволинейное движение

1

опрос

02.10

8/10

Решение задач на движение по параболе и по окружности

1

05.10

9/11

Лаб. раб №2 «Изучение движения тела, брошенного горизонтально»

1

Оформление работы, выводы

09.10

2.2 Динамика

(14 часов


1/12

Первый закон Ньютона

1

12.10

2/13

Взаимодействие тел. Сила упругости

1

16.10

3/14

Лаб. раб №3 «Определение жесткости пружины»

1

Оформление работы, выводы

19.10

4/15

Второй закон Ньютона

1

Опрос

23.10

5/16

Третий закон Ньютона

1

26.10

6/17

Три закона Ньютона. Обобщающий урок

1

Тест

30.10

7/18

Закон всемирного тяготения

1

09.11

8/19

Развитие представлений о тяготении

1

13.11

9/20

Сила тяжести. Движение под действием силы тяжести

1

16.11

10/21

Все тела. Невесомость.

1

Тест

20.11

11/22

Движение планет и искусственных спутников Земли

1

23.11

12/23

Силы трения

1

27.11

13/24

Лаб. раб №4 «Определение коэффициента трения скольжения»

1

Оформление работы, выводы

30.11

14/25

Движение тел под действием нескольких сил

1

Тест

04.12

Законы сохранения в механике

7 часов


1/26

Импульс. Закон сохранения импульса

1

07.12

2/27

Реактивное движение

1

Опрос

11.12

3/28

Механическая работа и мощность

1

14.12

4/29

Закон сохранения энергии

1

Тест

18.12

5/30

Лаб. раб №5 «Изучение закона сохранения механической энергии»

1

Оформление работы, выводы

21.12

6/31

Решение задач на закон сохранения энергии

1

25.12

7/32

Контрольная работа по теме «Механика»

1

Самостоятельная работа

28.12

Механические колебания и волны

4 часа


1/33

Механические колебания.

1

11.01

2/34

Превращение энергии при колебаниях. Резонанс.

1

Диктант

15.01

3/35

Механические волны.

1

18.01

4/36

Звук.

1

22.01

Молекулярная физика и термодинамика

Молекулярная физика

13 часов


1/37

Основные положения МКТ.

1

25.01

2/38

Масса и размеры молекул. Количество вещества.

1

Диктант

29.01

3/39

Температура в МКТ газов.

1

01.02

4/40

Изопроцессы в газах.

1

Заполнение таблицы

05.02

5/41

Лаб. раб №7 «Опытная проверка закона Бойля-Мариотта».

1

Оформление работы, выводы

08.02

6/42

Решение графических задач на изопроцессы.

1

12.02

7/43

Уравнение состояния идеального газа.

1

Тест

15.02

8/44

Лаб. раб №8 «Проверка уравнения состояния идеального газа»

1

Оформление работы, выводы

19.02

9/45

Решение задач по теме «Уравнение состояния газа».

1

22.02

10/46

Основное уравнение молекулярно-кинетической теории идеального газа.

1

Тест

26.02

11/47

Температура и средняя кинетическая энергия молекул газа.

1

29.02

12/48

Измерение скоростей молекул газа.

1

04.03

13/49

Состояния вещества.

1

Самостоятельная работа

07.03

Термодинамика

11 часов


1/50

Внутренняя энергия.

1

11.03

2/51

Работа в термодинамике.

1

14.03

3/52

Первый закон термодинамики. Следствия из первого закона термодинамики.

1

Опрос

18.03

4/53

Решение задач на первый закон термодинамики.

1

21.03

5/54

Тепловые двигатели.

1

Тест

04.04

6/55

Второй закон термодинамики.

1

08.04

7/56

Фазовые переходы. Плавление и кристаллизация.

1

11.04

8/57

Испарение и конденсация.

1

Диктант

15.04

9/58

Влажность воздуха.

Лаб. раб №9 «Измерение относительной влажности воздуха».

1

Оформление работы, выводы

18.04

10/59

Лаб. раб №10 « Определение коэффициента поверхностного натяжения»

1

Оформление работы, выводы

22.04

11/60

Контрольная работа по теме «Молекулярная физика. Термодинамика»

1

Самостоятельная работа

25.04

Электрические взаимодействия и свойства электрического поля

8 часов


1/61

Природа электричества

1

29.04

2/62

Взаимодействие электрических 1зарядов

1

06.05

3/63

Электрическое поле. Графическое изображение электрических полей.

1

Диктант

13.05

4/64

Проводники в электростатическом поле

1

16.05

5/65

Диэлектрики в электростатическом поле

1

Опрос

20.05

6/66

Потенциальная энергия заряда в электростатическом поле

1

23.05

7/67

Связь между разновидностью потенциалов и напряжённостью

1

27.05

8/68

Электроёмкость

Электроёмкость плоского конденсатора

1

Тест

30.05

Список литературы


  1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Министерство образования, Москва, 2004.

  2. Примерная программа среднего (полного) общего образования, базовый уровень , 10-11 классы.

  3. «Физика для базового уровня». Л.Э. Генденштейн, Л.А.Кирик. // «Первое сентября», М., «Просвещение», 2006. № 13.

  4. Издательство «Мнемозина»:

    • УМК «Физика-10». Генденштейн и др. Тетрадь для лаб. Работ,

    • УМК «Физика -10». Генденштейн и др. Учебник для 10 кл, 2-е издание,

    • УМК «Физика-10». Генденштейн и др. Тетрадь для лаб. Работ,

    • УМК «Физика-10». Кирик Л.А., Методические материалы , 2 -е издание,

    • УМК «Физика-10». Кирик Л.А., и др. Сб. заданий и самостоятельных работ, 2-е издание,

  5. Кирик Л.А, Физика 9-11: Самостоятельные и контрольные работы.

  6. Кирик Л.А, Физика 9-11: Самостоятельные и контрольные работы.

  7. Кирик Л.А. Астрономия. 11: Разноуровневые самостоятельные работы.

7


© 2010-2022