• Преподавателю
  • Физика
  • Организация научно-исследовательской деятельности учащихся в рамках гимназии-интернат

Организация научно-исследовательской деятельности учащихся в рамках гимназии-интернат

Это пособие поможет учителя начать работу с детьми над исследовательским проектом. Научно-исследовательская деятельность школьников – это деятельность учащихся под руководством учителя, связанная с решением творческой исследовательской задачей с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.  Организация научно-исследовательской деятельности школьников позволяет развивать у учащихся познавательные интересы, самостоятельность, ...
Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГБОУ РК «Крымская гимназия-интернат для одаренных детей»



ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В РАМКАХ ГИМНАЗИИ-ИНТЕРНАТ

Работу выполнил

заместитель директора

ГБОУ РК «Крымской гимназии-интернат для

одаренных детей»

Марченко В.А.









с.Танковое - 2014

Содержание работы

1. Введение…………………………………………………………………………....... 4

2. Методология научного творчества

2.1. Понятия необходимые для выполнения научно-исследовательских работ… 6

2.2. Основные этапы работы в рамках научного исследования…………………. 7

2.3. Методические рекомендации к написанию исследовательской работы……. 9

3. Выполнение организации научно-исследовательской деятельности учащихся в гимназии-интернат.

3.1. Активизация деятельности учащихся в в направлении научно-исследовательской деятельности .………………………………………… 17

  1. Внеклассная работа учителей-предметников по развитию НИД среди учащихся гимназии ………...………………………………………………... 19

4. Использованная литература……………………………………………………………30







  1. Введение.

В настоящее время идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство, в основе всего образовательного процесса лежит принципы развивающих технологий направленные на личностно-ориентированное обучение. В связи с этим в традиционном образовании стала декларироваться цель всестороннего и гармоничного развития каждого ученика. Важнейшей составляющей всего педагогического процесса становится личностное взаимодействие учителя и ученика.

Программа образования направлена на необходимость разностороннего и своевременного развития у детей и молодежи творческих способностей, на формирование навыков самообразования, самореализации личности, а также на формировании активной жизненной и профессиональной позиции. В связи с этим перед школой стоит задача подготовки выпускников, способных гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умеющих критически мыслить, уметь видеть возникающие в реальной действительности проблемы, искать пути их решения, используя современные технологии и грамотно работать с информацией (анализировать, выдвигать гипотезы решения проблемы, обобщать, проводить аналогии, устанавливать закономерности, делать аргументированные выводы и применять их для решения новых проблем). При этом важно быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, самостоятельно работать над развитием собственного интеллекта, нравственности и культурного уровня.

В последние годы всё чаще ставится вопрос о применении новых инновационных технологий в школе второй ступени. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения в овладении различными предметами. Одним из таких методов является использование научно- исследовательской деятельности учащихся, основанной на экспериментальных опытах на уроках, во внеклассной и внешкольной деятельности. Это направление способствует осуществлению практических целей в обучении и реализации творческого потенциала.

При постановке такого количества педагогических и образовательных задач необходимо дополнительное обучение (помимо основной поурочной деятельности). Таким обучением может выступить внеклассная работа, одной из разновидностью которой является научно-исследовательская деятельность. В школе, во время учебного процесса, уделяется мало времени на проведение разного рода экспериментов. А роль его очень важна. Поскольку эксперимент является подтверждением тех теоретических знаний, которые дети получают на уроках.

2. Методология научного творчества.

2.1 Понятия необходимые для выполнения научно-исследовательских работ.

В современной школе обучаются разные дети. У каждого школьника свои интересы, способности, желания, возможности. Но, не смотря на это мы, педагоги, должны дать всем детям знания, научить их основам познания окружающего мира, воспитывать в каждом ученике всесторонне развитую личность, способную к самоопределению и самореализации. Поэтому каждый учитель находится в постоянном поиске новых методов и приемов обучения и воспитания, новых форм ведения учебных занятий, способствующих повышению качества образовательного процесса, воспитание интереса к изучаемому предмету, к процессу учения, развитию познавательных и креативных способностей детей.

В условиях современного рынка труда сегодня возрастает значимость знания и поэтому в школе возникает необходимость поиска новых методов обучения и воспитания, направленных на пропаганду интеллектуальных ценностей и авторитета знаний, навыков научной работы и предпрофессиональной научной деятельности.

Одной из форм работы с учащимися на уроке и во внеурочное время является организация научно-исследовательской деятельности школьников.

Научно-исследовательская деятельность школьников - это деятельность учащихся под руководством учителя, связанная с решением творческой исследовательской задачей с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.

Организация научно-исследовательской деятельности школьников позволяет развивать у учащихся познавательные интересы, самостоятельность, позволяет систематизировать, обобщать, углублять знания в определенной области учебного предмета и учит их применять на практике.

Для проведения и организации научно-исследовательской работы важно знать некоторые понятия, необходимые для проведения научно-исследовательской работы.

Аспект (вид, взгляд) - точка зрения, с позиции которой рассматриваются или воспринимаются те или иные предметы, понятия, явления. Апробация (лат. арргоЬайо) - одобрение, утверждение, основанное на проверке, испытании.

Аргумент - суждение или совокупность суждений, приводимые в подтверждение истинности другого суждения (концепции, теории); основание доказательства.

Гипотеза (основание, предположение) - научно обоснованное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений и требующее опытной проверки, подтверждения фактами для того, чтобы стать достоверной научной теорией.

Дедукция (выведение) - вывод, рассуждение от «общего» к «частному». Началом процесса дедукции являются аксиомы, постулаты или просто гипотезы, имеющие характер общих утверждений, а окончанием - следствия из посылок, теоремы.

Индукция (наведение) - вывод, рассуждение от «частного» к «общему». Умозаключение от фактов к некоторой общей гипотезе. Ключевое слово - слово или словосочетание, наиболее полно и специфично характеризующее содержание текста или его части.

Контекст (соединение, связь) - относительно законченный отрывок текста, в пределах которого наиболее точно определяется значение и смысл входящих в него слов, выражений и т.п.

Концепция (понимание, система) - система взглядов на что-либо, основная точка зрения, руководящая идея для освещения каких-либо явлений; ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов деятельности. Методология научного познания - учение о принципах, формах и способах научно-исследовательской деятельности.

Обзор - документ, текст, содержащий систематизированные научные данные по какой-либо теме, полученные в результате анализа первоисточников.

Объект исследования - процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения.

Предмет исследования - то, что находится в границах объекта исследования в определенном аспекте рассмотрения.

Принцип (начало, основание) - основное, исходное положение какой-либо теории, учения, науки.

Проблема (задача, задание) - теоретический или практический вопрос, требующий разрешения.

Тезаурус (сокровище) - словарь, в котором максимально полно представлены слова языка с примерами их употребления в тексте. Тезис ( по гречечки положение, утверждение) - утверждение, требующее доказательства; более широко - любое утверждение в споре или в изложении некоторой теории.

Теория (рассмотрение, исследование) - система основных идей в той или иной отрасли науки; форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях действительности.

Факт (сделанное, совершившееся) - событие, результат; знание, достоверность которого доказана; предложения, фиксирующие эмпирическое знание.



  1. Этапы работы ученика в процессе исследования

Прежде чем охарактеризовать этапы работы в процессе исследования, необходимо обратить внимание на определенные требования, предъявляемые к ученику и учителю, способным и желающим заниматься исследовательской деятельностью, а также на особенности содержания и представления результатов исследования.

Рассмотрим содержание этапов работы учащегося в процессе исследования.

На первом этапе, который длится не более месяца, необходимо определить область исследования - явление, эпоху, процесс и т.п. Далее в этой области следует выбрать узко опреде¬ленную проблему, наметить линию (ход) исследования и рабочую формулировку темы. Затем приступить к сбору разнообразной информации по проблеме исследования. Для этого стоит посетить библиотеки, обратиться к сети Интернет и другим источникам. Одновременно со сбором информации нужно создать базу данных, в которую включить отрывки текстов по проблеме исследования, библиографию, иллюстративные материалы.

На втором этапе ученик под руководством учителя определяет структуру исследовательской работы: обозначает актуальность проблемы, формулирует цель, задачи, объект и предмет исследования, выбирает методы и методики, необходимые для его проведения. Все это отражается в тексте введения исследовательской работы.

На третьем этапе учащийся проводит литературный обзор по проблеме исследования и приступает к описанию его этапов, что в дальнейшем составит основную часть исследования.

И наконец, на заключительном четвертом этапе ученик подводит итоги - формулирует результаты исследования и делает выводы. Эта часть отражается в тексте заключения исследовательской работы. Кроме того, на данном этапе необходимо уточнить и окончательно сформулировать тему исследования.

Таблица 1

Последовательность работы над проектом

№ п/п

Этапы работы над проектом

Содержание работы на данном этапе

Деятельность

уча­щихся

Деятельность учителя

1.

Подготовка

Определение темы и целей проекта.Формирование рабочей группы

Обсуждают предмет проекта с учителем и получают при необхо­димости дополнитель­ную информацию. Уста­навливают цели.

Знакомит со смыслом про­ектного подхо- да и мотиви­рует учащихся. Помогает в постановке цели проекта. Наблюдает за деятельностью учащихся.


Наблюдает за деят

2.

Планиро-

вание

а) нахождение источников информации;

б) определение способов сбора и анали­за информации;

в) выбор способа представления результатов (формы проекта);

г) установление процедур и критериев оценки результатов и процесса проект­ной деятельности;

д) распределение задач (обязан- ностей) между членами группы

Формируют задачи. Вы­рабатывают план дей­ствий.Выбирают и обосновывают свои кри­терии и показатели ус­пеха проектной дея­тель- ности

Предлагает идеи, высказы­вает предполо- жения. Наблюдает за деятельно­стью учащихся

3.

Исследо-ва­ние

Сбор и уточнение информации, решение промежуточных задач. Обсуждение аль­тернатив методом «мозгового штурма». Выбор оптимального варианта. Основ­ные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.п.

Выполняют иссле- дова­ния, решая промежуточ­ные задачи.

Наблюдает, советует, кос­венно руково- дит деятель­ностью учащихся

4.

Подведе-ние итогов

Подведение итогов исследования.

Определение результатов исследования. Формулировка выводов. Окончательный подбор источников информации и литературы.

Формулирует результаты своего исследования. Делает окончательные выводы. Готовит презентацию своей работы. Определяется в способе её защиты.

Оказывает рекомендательную помощь в подведении итогов и формулировке выводов. Проверяет правильность оформления.

Нельзя забывать, что исследовательская работа - серьёзный этап в деятельности не только ученика, но и учителя. Необходимо, чтобы ученик был настроен на серьёзную, кропотливую работу. Этот настрой зависит от того как будет действовать учитель. Какие слова он подберет на этом этапе для мотивации ученика к последующей научно-исследовательской работе. Взаимодействие учитель-ученик должно быть основано на демократическом, доверительном стиле.

3.2 Методические рекомендации к написанию исследовательской работы

Обоснование актуальности выбранной темы - начальный этап любого исследования. В применении к учебно-исследовательской работе понятие «актуальность» имеет одну особенность: выбор и формулировка темы характеризует научную зрелость и компетентность исследователя.

Актуальность темы всегда обосновывается с учетом практической необходимости разрешения поставленных вопросов. Актуальность может состоять, например, в необходимости получения новых данных; необходимости проверки новых методов и т.п. Объяснение актуальности должно быть не многословным. Начинать ее описание издалека нет особой необходимости - главное показать суть проблемной ситуации. Формулировка проблемной ситуации - важная часть введения, поэтому имеет смысл остановиться на понятии «проблема» более подробно.

Тема исследования - ракурс, в котором рассматривается проблема. Она представляет объект исследования в определенном аспекте, характерном для данной работы. Тема должна отражать содержание работы и иметь лаконичную формулировку. Начинающие исследователи часто избегают брать узкие темы. Это в корне неверно. Работы, посвященные широким темам, часто бывают поверхностными и мало самостоятельными. Узкая же тема прорабатывается более глубоко и детально, исследователю открываются такие стороны проблемы, о которых он раньше и не подозревал. Тема должна быть интересна ученику. Тема должна быть оригинальной, доступной, выполнимой, краткой. Тема должна отражать характерные черты проблемы.

Объект исследования - это процесс или явление, которое порождает проблемную ситуацию и на которое обращено внимание исследователя.

Предмет исследования - это способ видения объекта; это своего рода ракурс, та точка зрения, позволяющая видеть специально выделенные отдельные стороны, признаки, связи изучаемого. Предмет исследования - это та сторона с которой исследователь познает объект, выделяя в нем главные, наиболее существенные (с точки зрения исследователя) признаки объекта.

Объект и предмет исследования, как категория научного процесса, соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования, поэтому предмет исследования является частью, элементом объекта. Предмет - то, что находится в границах объекта. Понятие «предмет» исследования значительно конкретнее объекта, более узкое понятие, чем объект. В предмет включаются только те элементы, связи, отношения внутри объекта, которые непосредственно подлежат изучению. Именно на предмет исследования и направлено основное внимание исследователя. Предмет исследования чаще всего либо совпадает с его темой, либо они очень близки по звучанию. В каждом объекте можно выделять несколько предметов исследования

Из предмета исследования вытекают его цель и задачи. Целенаправленность - важнейшая характеристика деятельности человека, отличающая его и от инстинктивного поведения животных, и от хаотичных, не ориентированных целью действий человека. Определить цель исследования - значит ответить на вопрос о том, зачем мы его проводим.

Цель исследования - идеальное видение результата, это обоснованное представление об общих конечных или промежуточных результатах поиска, это то, чего хочет достичь учащийся в своей исследовательской работе.

Следующий важный этап в процессе исследования - выдвижение гипотезы исследования. Уточнив тему в результате изучения специальной литературы, и сформулировав цель, исследователь подготавливает «прорыв», свое, пусть маленькое, открытие. Формой такого предвосхищения, предвидения результатов выступает гипотеза.

Гипотеза - обоснованное предположение о том, каким путем, за счет чего можно решить проблему;

Основные свойства гипотезы:

1. Неопределенность истинного значения;

2. Направленность на раскрытие данного явления;

3. Выдвижение предположения о результатах разрешения проблемы;

4. Возможность выдвинуть вариант решения проблемы.

Задачи исследования должны соответствовать проблеме и предмету исследования. Задачи - это последовательные шаги, которые обеспечивают достижение поставленной цели и конкретизируют ее. Фактически, задачи - это уточнение плана исследования. Задачи исследования уточняют цель. Цель указывает общее направление движения, а задачи описывают основные шаги (что нужно сделать для достижения цели?), позволяют уточнить и конкретизировать цель исследования, определяют алгоритм поэтапных действий для достижения цели

Таблица 3

Вопросы к понятийному аппарату исследования


Проблема

Что надо изучить из того, что ранее не было изучено?

Тема исследования

Как это назвать?

Актуальность темы

Почему данную проблему нужно в настоящее время изучать?

Объект исследования

Что рассматривается?

Предмет исследования

Как рассматривается объект, какие новые отношения, свойства, аспекты, функции раскрывает данное исследование?

Цель исследования

Какой результат исследователь намерен получить, каким он его видит?

Гипотеза исследования

Что не очевидно в объекте, что исследователь видит в нем такого, чего не замечают другие?

Задачи исследования

Что нужно сделать, какие шаги предпринять, чтобы цель была достигнута, а условия гипотезы проверены?


3. Выполнение организации научно-исследовательской деятельности учащихся в гимназии-интернат.

3.1. Активизация деятельности учащихся в в направлении научно-исследовательской деятельности

В гимназии-интернат наблюдается значительный рост среди учащихся за последние два учебных года (см. диаграмму 1). При сравнении за последние пять лет работы в направлении научно-исследовательской деятельности сделан значительный шаг в плане роста количества привлеченных учащихся к НИД. В-первую очередь на привлечение учащихся к исследовательской деятельности повлияло то, что до этого очень малый процент учащихся занимался этим видом деятельности. На диаграмме дан анализ количества выполненных работ среди учащихся гимназии за 5 лет работы начиная с 2008-2009 учебного года. По сравнению с этим годом количество ребят привлеченных к исследовательской деятельности увеличился в 10 раз.

Диаграмма 1.

Организация научно-исследовательской деятельности учащихся в рамках гимназии-интернат

Диаграмма 2.

Организация научно-исследовательской деятельности учащихся в рамках гимназии-интернат

За последние пять лет значительно увеличился обхват предоставляемых отделений МАН. Это можно объяснить тем, что появилось больше разносторонне развитых и креативных педагогов, способных увлечь детей исследовательской деятельностью. На диаграмме 3 видно, что учащимися гимназии-интернат охвачено 83% отделений предоставляемых для работы МАН.

Диаграмма 3.

Организация научно-исследовательской деятельности учащихся в рамках гимназии-интернат

3.2. Внеклассная работа учителей-предметников по развитию НИД среди учащихся гимназии.

Безусловно, радует, что произошел значительный рост в привлечении детей к научно-исследовательской деятельности. Однако если полностью проанализировать ситуацию, среди педагогов занимающихся этим видом деятельности, то можно обнаружить тревожную ситуацию. Из всех выполненных научно-исследовательских работ только 43% приходится на основных работников гимназии.

Диаграмма 4.

Организация научно-исследовательской деятельности учащихся в рамках гимназии-интернат

Если посмотреть кто же является научным руководителем среди этих работ, то можно заметить, что только 22% учителей, основных работников гимназии работают в направлении научно-исследовательской деятельности.

Диаграмма 5.

Организация научно-исследовательской деятельности учащихся в рамках гимназии-интернат

Работа НИД - это внеклассная деятельность учителя потому, что она включает деятельность учителя направленную на отдельного ученика, занимающегося своим проектом. Поэтому вся деятельность учителя спланирована на занятия после уроков. Здесь и возникает ряд трудностей с которыми сталкивается учитель. На таблице 4 видно кто из учителей принимает активное участие с привлечением детей к научно-исследовательской деятельности.

Таблица 4.

Отделения

Учителя - научные руководители

Литературоведения,

фольклористики и искусствознания

4

1.Бобик Л.Г.

2. Бобик Л.Г.

3. Бобик Л.Г.

4. Ибраимова Л.Э

Языкознания

6

1. Тохлу Р.А.

2. Тохлу Р.А.

3. ШейхислямоваА.Э.

4. Ибрагимов Р.О.

5. Сеферова С.Х.

Гуманитарное

1

1. Новоселова Н.В.

Наук о Земле

1

1. Новоселова Н.В.

Технических наук

3

1. Марченко В.А.

2. Марченко В.А.

3. Скворцов А.Н.

Математики

5

1.Нагель И.П.

2. Нагель И.П.

3. Нагель И.П.

4. Нагель И.П.

5. Чарухова З.Х.

Физики и астрономии

5

1. Марченко В.А.

2. Марченко В.А.

3. Марченко В.А.

Научно-исследовательская деятельность школьников является одним из важнейших средств повышения качества обучения и воспитания, способных творчески мыслить, креативно подходить к решению сложившихся задач, способных творчески применять в практической деятельности новейшие достижения научно-технического прогресса. Необходимо и в дальнейшем развивать этот вид деятельности с привлечением большего количества учителей

Путем создания дополнительных методов и средств для активизации научно-исследовательской деятельности школьников в гимназии-интернат.

Список используемой литературы.

1. Арцев М.Н. Учебно-исследовательская работа учащихся // Завуч. - 2005. №6. - с.4-29.

2.Веденеева Т.Е., Воинова М.И. Организационная форма презентации результатов проектно-исследовательской деятельности учащихся // Дидакт. - 2003. № 6 - с.53.

3.Костюкова Н.К. Научно-исследовательская работа учащихся // Математика в школе. 1999. - №5.

4.Кушко А.В. Научно-практические семинары в системе методической работы школы по теме "Организация научно-исследовательской деятельности учащихся" // Практика административной работы в школе. - М: Сентябрь - 2002. №1. - с. 38 - 42.

5.Леонтович А.В. Об основных понятиях концепции развития исследовательской и практической деятельности учащихся // Исследовательская деятельность школьников. - 2003. - № 4.

6.Нархинова Э.П. Исследовательская деятельность учащихся средней школы. Метод. пособие. - Улан-Удэ: Изд-во Бурятского гос.университета, 2006.- 40 с.

7.Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. - М.: Народное образование, 2001. - 272 с.

8.Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. - Ярославль: Академия развития, 1997.

9.Чечель И. Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. - М.: Сентябрь, 1998


© 2010-2022