Рабочая программа по физике среднего (полного) образования

Раздел Физика
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Управление образования администрации МО ГО «Сыктывкар»

«Сыктывкар» кар кытшын муниципальнöй юкöнлöн

администрацияса йöзöс велöдöмöн веськöдланiн


МАОУ «Гимназия имени А.С.Пушкина»

А.С.Пушкин нима гимназия МАВУ


Рассмотрена и рекомендована Утверждена приказом

Методическим объединением № _____ от __.__.20__ г.

учителей естественно-математического цикла Директор Л.И.Гладкова

Протокол №_ от «__» ______ 20__ г. в редакции приказа ______ от __.__.20__ г.

Протокол №_от «__» ______ 20__г.


Рабочая программа учебного предмета

«Физика»

уровень среднего (полного) общего образования

_____________два года_______________

(срок реализации программы)



Составлена на основе

Авторской программы: Мякишева Г. Я., Буховцева Б. Б., «Физика» для 10-11 классов

(наименование программы, автор программы)



Майбурова А.А._____________________

(ФИО учителя, составивших рабочую учебную программу)

г. Сыктывкар

2014 г.

Содержание


  1. Пояснительная записка

    1. Статус программы

    2. Общая характеристика учебного предмета

    3. Цели обучения

    4. Место учебного предмета в базисном учебном плане

    5. Формы, методы и технологии обучения

2. Содержание учебного предмета

3.Тематическое планирование

4. Поурочное планирование

5. Требования к уровню подготовки учащихся по годам обучения

6. Требования к уровню подготовки выпускников

7. Критерии и нормы оценки образовательных результатов

8. Условия реализации:

1) учебно-методическое обеспечение;

2) материально-техническое оснащение


  1. Пояснительная записка.

    1. Статус программы

Рабочая учебная программа по предмету «Физика» разработана для обучения учащихся 10-11 классов МАОУ «Гимназия имени А.С.Пушкина» в соответствии с:

- Федеральным компонентом государственного стандарта утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05марта 2004 г № 1089;

- Приказом (ми) « О внесении изменений в ……» от 31. 01. 2012 г. № 1349.

На основе:

  • Основной образовательной программы по физике общего образования МАОУ «Гимназия им. А. С. Пушкина»;

С учетом:

  • Примерной программы среднего (полного) основного общего образования по физике (МО РФ) сборник нормативных документов, физика. М. Дрофа, 2010 г.;

  • Авторской программы Мякишева Г. Я., Буховцева Б. Б., «Физика» для 10-11 классов. М., Просвещение , 2011 г.

1.2. Общая характеристика учебного предмета

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».

Гуманитарное значение физики как составной части основного общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире. Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Курс физики в примерной программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.

Рабочая программа учитывает гуманитарное направление гимназии.

В каждой главе включены темы этнокультурного компонента, учитывающие особенности протекания физических явлений в республике Коми или на Севере.

Обоснование выбора УМК.

Для решения основных задач обучения требуются книги, созданные на основе глубокого изучения основ наук, освоения их идей, традиций и конкретного содержания. Программа для основной школы, автором которой являются Мякишева Г. Я., Буховцева Б. Б. Учебно-методический комплект (УМК) «Физика» (авторы: Мякишева Г. Я., Буховцева Б. Б.) предназначен для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. УМК выпускает издательство «Дрофа».

Учебники включены в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013/2014 учебный год. Содержание учебников соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (ФГОС ООО, 2010 г.).

1.3.Цели учебного предмета.


С учетом специфики учебного предмета «Физика» целями предмета на уровне основного среднего (полного) общего образования являются:

1) освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;

2) овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели; применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;

3) развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

4) воспитание убежденности в возможности познания законов природы и использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;

5) использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

1.4.Место и роль предмета в учебном плане.


Федеральный базисный учебный план отводит на изучение учебного предмета «Физика» 140 часов из расчёта:

10 класс - 70 учебных, 2 часа в неделю;

11 класс - 70 учебных, 2 часа в неделю.

Предлагаемая рабочая программа рассчитана на 140 часов из расчёта:

10 класс - 72 учебных, 2 часа в неделю;

11 класс - 68 учебных, 2 часа в неделю;

Изменения в программе.

Данная РУП отличается от примерной программы тем, что в 10 классе 3 часа из темы «Физика и методы научного познания» включены в КТП 11 класса в тему «Элементы теории относительности и астрофизики», в которой также рассматриваются некоторые вопросы астрофизики (2 часа). Это обусловлено тем, что целесообразнее рассмотреть вопросы темы «Физика и методы научного познания» в конце изучения курса физики в 11 классе, когда обучающиеся в полном объеме владеют научными методами познания окружающего мира и могут сравнить их с другими методами познания.

В 10 и 11 классе добавился в начале раздел «Введение». Он состоит из двух уроков «Повторение курс 9 класса и 10 класса», «Контрольная работа по остаточным знаниям», за счёт резервного времени.

Следующая особенность данной РУП заключается в том, что в 10 классе в разделе «Молекулярная физика» лабораторная работа «Измерение влажности воздуха» заменена лабораторной работой «Опытная проверка закона Гей-Люссака», так как данная работа уже присутствует в КТП 8 класса в теме «Изменение агрегатных состояний вещества».

В каждой главе включены темы этнокультурного компонента, учитывающие особенности протекания физических явлений в республике Коми или на Севере. Этнокультурный компонент предполагает включение соответствующей информации в содержание уроков.

1.5. Формы, методы и технологии обучения.

Формы организации учебных занятий: изучение нового материала; обобщения и систематизации; контрольные мероприятия.

  • Используемы методы обучения: объяснительно-иллюстративный; проблемное изложение, эвристический, исследовательский.

  • Используемые педагогические технологии: информационно-коммуникационные; компетентностный подход к обучению (авторы: Хуторский А.В., Зимняя И.А.), дифференцированное обучение (автор: Гузеев В.В).

Используемые формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения по данной рабочей программе:

Формы контроля: тестирование; лабораторная работа; устный опрос, письменный опрос.


  1. Содержание учебного материала.

10 класс.

Раздел 1. Введение 2 ч.

Повторение за курс 9 класса.

Контрольная работа по остаточному принципу.

Раздел 2. Механика 27 ч

Тема 1. Кинематика 7 ч.

Механическое движение и его виды. Движение точки и тела.

Положение точки в пространстве. Способы описания движения. Система отсчета. Перемещение. Определение координат населенных пунктов относительно Эжвы по карте.(ЭКК)

Скорость прямолинейного равномерного движения. Уравнение прямолинейного равномерного движения. Мгновенная скорость. Сложение скоростей.

Ускорение. Единицы ускорения. Скорость при движении с постоянным ускорением. Движение с постоянным ускорением. Тормозной путь на дорогах РК. (ЭКК)

Свободное падение тел. Движение м постоянным ускорением свободного падения.

Равномерное движение точки по окружности. Движение тел. Поступательное движение. Вращательное движение твердого тела. Угловая и линейная скорости вращения.

Лабораторная работа:

Изучение движения тела по окружности;

Тема 2. Динамика. Силы в природе 12 ч.

Основное утверждение механики. Материальная точка.

1 закон Ньютона. Сила.

Связь между ускорением и силой.

2 закон Ньютона. Масса.

Третий закон Ньютона. Единицы массы и силы.

Понятие о системе единиц. Принцип относительности Галилея. Инерциальные системы отсчета.

Силы в природе. Всемирное тяготение. Закон всемирного тяготения.

Первая космическая скорость.

Силы тяжести. Вес. Невесомость.

Деформация и силы упругости. Закон Гука.

Силы трения между соприкасающимися поверхностями. Роль силы трения.

Силы сопротивления при движении твердых тел в жидкостях и газах.

Тема 3. Законы сохранения в механике 6 ч.

Импульс материальной точки.

Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Успехи в освоении космического пространства.

Работа силы. Мощность.

Энергия. Кинетическая энергия и ее изменение.

Работа силы тяжести. Работа силы упругости.

Потенциальная энергия.Закон сохранения энергии в механике. Уменьшение механической энергии системы под действием сил трения.

Лабораторная работа:

Изучение закона сохранения механической энергии.

Тема 4. Статика 2 ч.

Равновесие тел. Первое условие равновесия твердого тела.

Второе условие равновесия твердого тела.

Раздел 3. Молекулярная физика.

Тема 1.Основы МКТ. 9 ч

Тепловые явления. Молекулярно-кинетическая теория. Основные положения МКТ.

Размеры молекул. Масса молекул. Количество вещества. Броуновское движение. Вода в атмосфере нашего края (ЭКК)

Силы взаимодействия молекул. Строение газообразных, жидких и твердых тел.

Идеальный газ в МКТ. Среднее значение квадрата скорости молекул. Основное уравнение МКТ газов.

Температура и тепловое равновесие. Определение температуры.

Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Температура кипения на самой высокой отметке Уральских гор (ЭКК)

Измерение скоростей молекул газа.

Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы.

Насыщенный пар. Зависимость давления насыщенного пара от температуры. Кипение. Влажность воздуха. Значение влажности воздуха для музеев, жилья. (ЭКК) Кристаллические тела. Аморфные тела.

Лабораторная работа:

Опытная проверка закона Гей-Люссака;

Тема 2. Основы термодинамики 8 ч.

Внутренняя энергия.

Работа в термодинамике.

Количество теплоты. Первый закон термодинамики.

Применение первого закона термодинамики к изопроцессам.

Необратимость процессов в природе. Порядок и хаос. Статистический характер процессов в термодинамике.

Принцип действия тепловых двигателей. Коэффициент полезного действия. Необратимость тепловых процессов. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды в РК.(ЭКК)

Тепловые двигатели и охрана окружающей среды.

Лабораторная работа:

Измерение удельной теплоемкости твердого тела.

Раздел 4: Основы электродинамики.

Тема 1. Электростатика 10 ч.

Элементарный электрический заряд и элементарные частицы.

Заряженные тела. Электризация тел.

Закон сохранения электрического заряда. Основной закон электростатики - закон Кулона. Единица электрического заряда. Взаимодействие и действие на расстоянии.

Электрическое поле. Напряженность электрического поля.

Принцип суперпозиции полей. Силовые линии электрического поля. Напряженность поля заряженного шара.

Проводники в электростатическом поле. Диэлектрики в электростатическом поле. Два вида диэлектриков.

Поляризация диэлектриков. Потенциальная энергия заряженного тела в однородном электрическом поле.

Связь между напряженностью электростатического поля и разностью потенциалов.

Эквипотенциальные поверхности. Электроемкость. Единицы электроемкости.

Конденсаторы. Энергия заряженного конденсатора. Применение конденсаторов.

Тема 2: Законы постоянного тока 7 ч.

Электрический ток. Сила тока. Объяснение устройства и принципа действия технических объектов, практическое применение физических знаний в повседневной жизни: при использовании микрофона, динамика, трансформатора, телефона, микрофона; для безопасного обращения с домашней электропроводкой, бытовой электро- и радиоаппаратурой.

Условия, необходимые для существования электрического тока.

Закон Ома для участка цепи.

Сопротивление.

Электрические цепи.

Последовательное и параллельное соединения проводников.

Работа и мощность тока. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи.

Лабораторная работа:

Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока;

Изучение последовательного и параллельного соединения проводников.

Тема 3: Электрический ток в различных средах 7 ч.

Электрическая проводимость различных веществ.

Электронная проводимость металлов. Зависимость сопротивления проводника от температуры. Сверхпроводимость.

Электрический ток в полупроводниках. Электрическая проводимость полупроводников при наличии примесей.

Электрический ток через р-п переход. Транзистор. Электрический ток в вакууме. Электронные пучки. Электронно-лучевая трубка.

Электрический ток в жидкостях. Закон электролиза.

Электрический ток в газах. Несамостоятельный и самостоятельный разряды.

Плазма.




11 класс.

Раздел 1. Введение 2 ч.

Повторение за курс 9 класса.

Контрольная работа по остаточному принципу.

Раздел 2. Электродинамика.

Тема 1: Магнитное поле 4 ч.

Взаимодействие токов. Вектор магнитной индукции. Линии магнитной индукции. Модуль вектора магнитной индукции.

Сила Ампера. Электроизмерительные приборы. Применение закона Ампера. Громкоговоритель. Магнитные аномалии в РК. (ЭКК)

Действие магнитного поля на движущийся заряд. Сила Лоренца.

Магнитные свойства вещества.

Лабораторная работа:

Наблюдение действия магнитного поля на ток

Тема 2: Электромагнитная индукция 6 ч.

Открытие электромагнитной индукции. Магнитный поток. Направление индукционного тока.

Правило Ленца. Закон электромагнитной индукции. Вихревое электрическое поле.

ЭДС индукции в движущихся проводниках.

Электродинамический микрофон. Печорская ГРЭС РК: ТЭЦ (ЛПК). (ЭКК)

Самоиндукция. Индуктивность. Южные электросети - наш поставщик э/энергии. (ЭКК)

Энергия магнитного поля тока. Электромагнитное поле.

Лабораторная работа:

Изучение явления ЭМИ.

Тема 3: Механические колебания 5 ч.

Свободные и вынужденные колебания. Условия возникновения свободных колебаний. Математический маятник.

Динамика колебательного движения.

Гармонические колеба­ния. Амплитуда, период, частота и фаза колебаний.

Превращение энергии при гармонических колебаниях.

Вынужденные колебания. Резонанс. Воздействие резонанса и борьба с ним.

Лабораторная работа:

Измерение ускорения свободного падения.

Тема 4: Электромагнитные колебания 6 ч.

Свободные и вынужденные электромагнитные колебания. Колебательный контур.

Превращение энергии при электромагнитных колебаниях.

Аналогия между механическими и электромагнитными колебаниями. Уравнения, описывающие процессы в колебательном контуре. Период свободных электри­ческих колебаний.

Пере­менный электрический ток. Активное сопротивление.

Действующее значение силы тока и напряжения.

Емкость и индуктив­ность в цепи переменного тока. Резонанс в электрической цепи. Генератор на транзисторе. Автоколебания. Развитие радио и телевидения в РК. (ЭКК)

Тема 5: Механические и электромагнитные волны 8 ч.

Экспериментальное обнаружение электромагнитных волн. Опыты Герца. Плотность потока ЭМИ. Излучение электромаг­нитных волн.

Изобретение радио А.С.Поповым. Принципы радиосвязи. Модуляция и демодуляция.

Свойства электромагнитных волн. Распространение радиоволн. Радиолокация. Телевидение. Развитие средств связи.

Волновые явления. Распространение механических волн.

Продольные и поперечные волны. Длина волны. Скорость распространения вол­ны. Уравнение гармонической бегущей волны. Звуковые волны.

Генерирование электрической энергии.

Трансформатор. Производство, передача и потребление электри­ческой энергии.

Раздел 3: Световые волны. Излучение и спектры 15ч.

Световое излучение. Скорость света и методы ее определения.

Принцип Гюйгенса.

Закон отражения света. Закон преломления света. Полное отражение. Призма.

Линзы. Построение изображения в линзе.

Формула тонкой линзы. Увеличение линзы.

Дисперсия света. Северное сияние. (ЭКК)

Интерференция механических волн.

Интерференция света. Применение интерференции.

Дифракция механических и световых волн. Дифракционная решетка.

Поперечность световых волн. Поляризация света.

Виды излучений. Источники света.

Спектры и спектральные аппараты. Виды спектров. Спектральный анализ.

Инфракрасное и ультрафиолетовое излучения.

Рентгеновские лучи. Шкала электромагнитных волн.

Лабораторная работа:

Измерение показателя преломления стекла;

Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы;

Измерение длины световой волны;

Наблюдение интерференции и дифракции в тонких пленках;

Наблюдение сплошного и линейчатого спектров.

Раздел 4: Элементы теории относительности 3ч.

Законы электродинамики и принцип относительности.

Постулаты теории относительности.

Относительность одновременности. Основные следствия из постулатов теории относительности. Элементы релятивистской динамики.

Раздел 5: Квантовая физика 12 ч.

Постоян­ная Планка. Фотоэффект. Теория фотоэффекта. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Фотоны.

Применение фотоэффекта. Давление света. Химическое действие света. Фотография. Фотографии: «Наш Край родной». (ЭКК)

Строение атома. Опыты Резерфорда.

Квантовые постулаты Бора. Модель атома водорода по Бору.

Трудности теории Бора.

Квантовая механика. Испускание и поглощение света атомом. Лазеры. Методы наблюдения и регистрации элементарных частиц.

Открытие радиоактивности. Альфа, бета и гамма излучения. Радиоактивные превращения.

Закон радиоактивного распада. Период полураспада. Изотопы. Открытие нейтрона. Строение атомного ядра.

Ядерные силы. Энергия связи атомных ядер.

Ядерные реакции. Деление ядер урана. Цепные ядерные реакции. Ядерный реактор. Термоядерные реакции. Применение ядерной энергии. Получение радиоактивных изотопов и их применение. Три этапа в развитии физики элементарных частиц. Открытие позитрона. Античастицы.

Биологическое действие радиоактивных излучений. Влияние запусков космических ракет, радиационный фон на территории РК. (ЭКК).

Лабораторная работа:

Измерение уровня радиации бытовым дозиметром

Раздел 6 :Элементы астрофизики, физика и методы научного познания 6 ч.

Физика как наука и основа естествознания. Экспериментальный характер физики. Физические величины и их измерение. Связи между физическими величинами. Научные методы познания окружающего мира и их отличие от других методов познания. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы.

Научные гипотезы. Физические законы. Физические теории. Границы применимости физических законов и теорий. Принцип соответствия. Основные элементы физической картины мира.

Видимые движения небесных тел. Законы движения небесных тел. Система Земля-Луна. Физическая природа планет и малых тел Солнечной системы. Солнце. Основные характеристики звезд. Внутреннее строение Солнца и звезд главной последовательности.

Эволюция звезд: рождение, жизнь и смерть звезд.

Млечный Путь - наша Галактика. Галактики.

Строение и эволюция Вселенной. Единая физическая картина мира







  1. Тематическое планирование.

Предметное содержание (название темы)

Предметные умения

Кол-во часов

В т.ч. практическая часть (контроль)

В т.ч. ЭКК

№ Урока.

Тема ЭКК

Лабораторные работы

Контрольные работы

10 класс

1

Введение

Объяснять, описывать физические явления, отличать физические явления от химических;

переводить значения физических величин в СИ, определять скорость, перемещение , путь.

2

-

1

-

2

Механика

Определять траекторию движения тела;

доказывать относительность движения тела;

переводить основную единицу пути в км, мм, см, дм;

различать равномерное и неравномерное движение;

определять тело относительно, которого происходит движение;

использовать межпредметные связи физики, географии, математики:

проводить эксперимент по изучению механического движения, сравнивать опытные данные, делать выводы;

рассчитывать скорость,работу, энергию, путь тела при равномерном и среднюю скорость при неравномерном движении; выражать скорость, путь в км/ч, м/с;

приводить примеры проявления явления инерции в быту; объяснять явление инерции, всемирного тяготения;

проводить исследовательский эксперимент по изучению явления инерции.

описывать явление взаимодействия тел; приводить примеры взаимодействия тел, приводящего к изменению скорости; определять плотность вещества;

применять знания из курса природоведения, математики, биологии.

приводить примеры проявления различных сил в окружающем мире.

находить точку приложения и указывать направление силы тяжести, веса, силы трения, силы упругости.

графически изображать силу упругости, показывать точку приложения и направление ее действия;

27

2

3

2

№3. Определение координат населенных пунктов относительно Эжвы по карте .

№6 Тормозной путь на дорогах РК

3

Молекулярная физика.

Объяснять опыты, подтверждающие молекулярное строение вещества, броуновское движение;

схематически изображать молекулы воды и кислорода; определять размер малых тел;

сравнивать размеры молекул разных веществ: воды, воздуха;

объяснять: основные свойства молекул, физические явления на основе знаний о строении вещества; измерять размеры малых тел методом рядов, различать способы измерения размеров малых тел, представлять результаты измерений в виде таблиц, выполнять исследовательский эксперимент по определению размеров малых тел, делать выводы;

объяснять явление диффузии и зависимость скорости ее протекания от температуры тела; приводить примеры диффузии в окружающем мире;

наблюдать процесс образования кристаллов; анализировать результаты опытов по движению и диффузии, проводить исследовательскую работу по выращиванию кристаллов, делать выводы;

проводить и объяснять опыты по обнаружению сил взаимного притяжения и отталкивания молекул;

объяснять опыты смачивания и не смачивания тел;

наблюдать и исследовать явление смачивания и несмачивания тел, объяснять данные явления на основе знаний о взаимодействии: молекул, проводить эксперимент по обнаружению действия сил молекулярного притяжения, делать выводы;

доказывать наличие различия в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов;

приводить примеры практического использования свойств веществ в различных агрегатных состояниях.

выполнять исследовательский эксперимент по изменению агрегатного состояния воды, анализировать его и делать выводы.

17

2

2

4

№ 14. Движение по дорогам РК.

№ 42.

Учет погодных условий на дорогах РК





4

Электродинамика

Обнаруживать наэлектризованные тела, электрическое поле. Объяснять электризацию тел при соприкосновении.

Собирать электрическую цепь. Объяснять особенности электрического тока в металлах, назначение источника тока в электрической цепи.

Приводить примеры химического и теплового действия электрического тока и их использования в технике.

Показывать магнитное действие тока.

Включать амперметр в цепь. Определять силу тока на различных участках цепи

Определять цену деления вольтметра, подключать его в цепь, измерять напряжение.

Чертить схемы электрической цепи.

Анализировать результаты опытов и графики. Собирать электрическую цепь, пользоваться амперметром и вольтметром.

Устанавливать соотношение между сопротивлением проводника, его длиной и площадью поперечного сечения.

Чертить схемы электрической цепи с включенным в цепь реостатом.

Пользоваться реостатом для регулировки силы тока в цепи.

Собирать электрическую цепь

Рассчитывать силу тока, напряжение и сопротивление при параллельном и последовательном соединении

работу и мощность электрического тока. Выражать единицу мощности через единицы напряжения и силы тока

Объяснять для чего служат конденсаторы в технике, Объяснять способы увеличения и уменьшения емкости конденсатора.

24

2

4

-

№ 30.

Вода в атмосфере нашего края.

№ 33 Температура кипения на самой высокой отметке Уральских гор

№ 37. Значение влажности воздуха для музеев, жилья

№ 44. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды в РК

5

Повторение

Вычислять скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;

применять практические знания при выяснении условий равновесия рычага, знания из курса биологии, математики, технологии.

2

-

-

-

-

Итого

72

12

6

7

11 класс.

1

Введение

Объяснять и вычислять силы в механике и электродинамике, понимать законы сохранения в механике и электродинамике.

2

-

1

-

2

Электродинамика

Понимать и описывать и объяснять физические явления/процессы: электромагнитная индукция, самоиндукция, преломление света, дисперсия света, поглощение и испускание света атомами, возникновение линейчатых спектров излучения и поглощения;

сравнивать физические величины: магнитная индукция, индуктивность, период, частота и амплитуда электромагнитных колебаний, показатели преломления света;

понимать смысл и умение применять закон преломления света и правило Ленца, квантовых постулатов Бора;

Объяснять метод спектрального анализа и его возможности.

29

3

3

4

№5.

Магнитные аномалии в РК

№ 10.

Южные электросети - наш поставщик э/энергии

№ 11.

Печорская ГРЭС РК: ТЭЦ (ЛПК)

№ 23. Развитие радио и телевидения в РК

3

Оптика

Формулировать закон прямолинейного распространения света.

Объяснять образование тени и полутени.

Находить Полярную звезду созвездия Большой Медведицы.

Формулировать закон отражения света.

Формулировать закон преломления света Проводить исследовательское задание по получению изображения с помощью линзы.

Строить изображения, даваемые линзой (рассеивающей, собирающей)

Применять знания о свойствах линз при построении графических изображений.

Объяснять восприятие изображения глазом человека. Применять межпредметные связи физики и биологии для объяснения восприятия изображения

15

5

1

1

№38.

Северное сияние.

4

Элементы теории относительности

Объяснять законы электродинамики и принцип относительности, постулаты теории относительности.

Познакомиться с основными следствиями из постулатов теории относительности, элементами релятивистской динамики.

3

-

-

-

№ 47. Расчет стоимости электроэнергии в нашем городе

5

Квантовая физика

Понимать, описывать и объяснять физические явления: радиоактивное излучение, радиоактивность;

формулировать физические понятия: радиоактивность, альфа-, бета- и гамма-частицы;

сравнивать физические модели: модели строения атомов, предложенные Д. Д. Томсоном и Э. Резерфордом;

приводить примеры и объяснять устройство и принцип действия технических устройств и установок: счётчика Гейгера, камеры Вильсона, пузырьковой камеры, ядерного реактора

12

1

2

2

№ 51

Фотографии: «Наш Край родной»

№ 58.

Влияние запусков космических ракет, радиационный фон на территории РК

6

Астрономия

Описывать строение солнечной системы;

объяснять строение звезды и источники их энергии, галактики. Пространственные масштабы наблюдаемой Вселенной;

применять законы физики для объяснения природы космических объектов;

уметь наблюдать и описывать движения небесных тел.

6

-

-

-

7

Повторение

Уметь объяснять и вычислять скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;

понимать смысл законов и применять их на практике: законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;

1

-

1

-

Итого

68

9

7

7





4. Поурочное планирование

10 класс.

№ урока

Тема урока

Домашнее задание

Раздел 1: Введение

1

Повторение курса 9 класса. Т/Б при проведение занятий в кабинете физики.

Повторение

2

Контрольная работа по остаточному принципу.

Раздел 2: Механика.

Тема 1. Кинематика.

3

Основные понятия кинематики. Определение координат населенных пунктов относительно Эжвы по карте. (ЭКК)

§ 3-8 № 7; 13 Р.

4

Скорость. Прямолинейное равномерное движение. Перемещение. Уравнение прямолинейного равномерного движения.

§ 9-10 №15; 16 Р. упр.1

5

Относительность механического движения. Принцип относительности в механике. Тест «Равномерное движение»

§11-12, 30 упр.2

6

Аналитическое описание равноускоренного движения. Тормозной путь на дорогах РК. (ЭКК)

§ 13-16

7

Свободное падение тел - частный случай. Тест «Равноускоренное движение»

§ 17-18 упр.4 № 2;3

8

Равномерное движение точки по окружности. Поступательное и вращательное движение.

§ 19 упр.5

9

Кинематика. Кинематика твёрдого тела. К.Р. № 1.

§ 19 № 230; 101 Р.

Тема 2. Динамика. Силы в природе.

10

Масса и сила. Законы Ньютона, их экспериментальное подтверждение.

§ 22-25 № 117; 119 Р.

11

Законы Ньютона, их экспериментальное подтверждение. Решение задач.

§ 24-27 упр.6 № 2,3

12

Силы в механике. Гравитационные силы.

§ 31-34 упр.7 № 1

13

Сила тяжести и вес. Невесомость.

§ 35 № 176-177 Р.

14

Гравитационные силы. Сила тяжести и вес. Решение задач.

§ 34-35 № 162-163 Р.

15

Сила упругости - силы электромагнитной природы. Закон Гука.

§ 34-35

16

«Изучение движения тела по окружности под действием сил упругости и тяжести». Л.Р. № 1.

17

Силы трения.

§ 36-38 упр.7 № 2,3

18

Решение задач.

19

Решение задач

20

«Динамика материальной точки» К.Р. № 2

21

Обобщение знаний по теме: «Динамика материальной точки»

Тема 3. Законы сохранения.

22

Закон сохранения импульса. Реактивное движение.

§ 39-42 упр.8

23

Работа силы. Мощность.

§ 43-44 упр.9 № 1,4

24

Энергия. Кинетическая энергия и ее изменение.

§ 45-46 № 344 Р.

25

Работа силы тяжести. Работа силы упругости. Потенциальная энергия.

§ 47-49 упр.9 № 2,3

26

Решение задач по теме.

27

Закон сохранения энергии в механике. Уменьшение механической энергии системы под действием сил трения.

§ 50-51 № 373; 362;335 Р.

Тема 4. Статика

28

Условия равновесия тел

§52-54 упр.10 № 2;3

29

Обобщение знаний по теме: «Законы сохранения»

Раздел 3: Молекулярная физика.

Тема 1. Основы МКТ.

30

Основные положения МКТ. Масса молекул. Количество вещества. Вода в атмосфере нашего края (ЭКК)

§ 55-57 упр.11 № 1-3

31

Броуновское движение. Строение тел.

§ 58-60 упр.11 № 4-7

32

Идеальный газ. Основное уравнение МКТ газа.

§ 61-63 упр.11 № 8-10

33

Температура и тепловое равновесие. Определение температуры. Температура кипения на самой высокой отметке Уральских гор (ЭКК)

§ 64-65 № 474,467

34

Температура - мера средней кинетической энергии молекул. Измерение скоростей молекул газа.

§ 66-67 упр.12№ 2,4

35

Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы.

§ 68-69 упр.13 № 1-4

36

«Экспериментальная проверка закона Гей-Люссака» Л.Р. № 2

37

Насыщенный пар. Кипение. Влажность воздуха. Значение влажности воздуха для музеев, жилья. (ЭКК). Практическое применение в повседневной жизни физических знаний о свойствах газов, жидкостей и твердых тел; об охране окружающей среды.

§ 70-72 упр.14

38

«Молекулярная физика» К.Р. № 3


Тема 2: Основы термодинамики.

39

Внутренняя энергия. Работа в термодинамике. Количество теплоты.

§ 75-77 упр.15 №1,3;7.

40

«Измерение удельной теплоемкости твердого тела» Л.Р. № 3

§ 77 № 659; 660 Р.

41

Первый закон термодинамики. Применение 1 закона термодинамики.

§ 78-79 упр.15 № 8-10

42

Решение задач по теме.

43

Необратимость процессов в природе.

§ 80-81упр.15 № 5,6

44

Тепловые двигатели. Коэффициент полезного действия (КПД). Тепловые двигатели и охрана окружающей среды в РК. (ЭКК)

§ 82 упр.15 № 11,12

45

«Основы термодинамики» К.Р. № 4

46

Обобщение знаний по теме: «Молекулярная физика. Основы термодинамики»

Раздел 4: Основы электродинамики.

Тема 1. Электростатика.

47

Электрический заряд. Электризация тел. Закон сохранения электрического заряда.

§ 83-86

48

Закон Кулона. Решение задач.

§ 87-88 упр.16 №2,3

49

Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей.

§ 89-91 упр.16 №4, № 703

50

Силовые линии ЭП. Напряженность поля заряженного шара. Проводники в электростатическом поле.

§ 92-93 упр.17 №1,2

51

Диэлектрики в электростатическом поле. Поляризация диэлектриков.

§ 94-95 упр.17 №5

52

Потенциальная энергия заряженного тела в ЭП. Потенциал ЭП и разность потенциалов. Связь между напряженностью ЭП и разностью потенциалов. Эквипотенциальные поверхности.

§ 96-98 упр.17 №7-9

53

Электроемкость. Единицы электроемкости. Конденсаторы.

§ 99-100 упр.18 № 1

54

Энергия заряженного конденсатора. Применение конденсаторов.

§ 101 упр.18 №2,3

55

«Электростатика» К.Р. № 5

56

Обобщение знаний по теме: «Электростатика»

Тема 2: Законы постоянного тока.

57

Электрический ток. Сила тока. Условия существования тока. Объяснение устройства и принципа действия технических объектов, практическое применение физических знаний в повседневной жизни: при использовании микрофона, динамика, трансформатора, телефона, микрофона; для безопасного обращения с домашней электропроводкой, бытовой электро- и радиоаппаратурой.

§ 102-103 № 775;860

58

Закон Ома для участка цепи. Сопротивление.

§ 104 упр.19 №2,3

59

Электрические цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников. «Изучение последовательного и параллельного соединения проводников». Л.Р. № 5

§ 105 № 784; 787

60

Работа и мощность постоянного тока.

§ 106 упр.19 № 4

61

Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи.

§ 107-108 упр.19 № 6,7

62

«Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока». Л.Р. № 6

Упр.19 № 8-10

63

«Законы постоянного тока» К.Р. № 6

Тема 3: Электрический ток в различных средах.

64

Электрическая приводимость различных веществ. Зависимость сопротивления проводника от температуры. Сверхпроводимость.

§ 109-112 упр.20 № 1-3

65

Электрический ток в полупроводниках. Полупроводниковый диод.

§ 113-115 № 873,871

66

Транзисторы. Электрический ток в вакууме. Диод. Электронные пучки. Электронно- лучевая трубка.

§ 116-118 № 876,877,882

67

Электрический ток в жидкостях. Закон электролиза.

§ 119-120 упр.20 № 4,5

68

Электрический ток в газах. Несамостоятельный и самостоятельный разряды. Плазма.

§ 121-122 упр.20 № 8-9

69

Обобщение знаний по теме: «Законы постоянного тока. Электрический ток в различных средах»

70

Итоговая контрольная работа.

Резерв часов учителя - 2 ч.


11 класс.

№ урока

Тема урока

Домашнее задание

Раздел № 1. Введение

1

Повторение курса 10 класса

Повторение формул

2

Контрольная работа по остаточному принципу

Раздел 2. Основы электродинамики.

Тема 1.Магнитное поле.

3

Магнитное поле. Вектор магнитной индукции. Линии магнитной индукции.

§ 1-2 № 16,23 Р.

4

Сила Ампера и её применение. «Наблюдение действия магнитного поля на ток» Л.Р. № 1

§ 3-5 упр.1 № 1-3

5

Сила Лоренца и её применение. Магнитные аномалии в РК.(ЭКК)

§ 6 упр.1 № 4,№ 852 Р.

6

Магнитные свойства вещества

§ 7

Тема 2. Электромагнитная индукция.

7

Электромагнитная индукция. Магнитный поток. Правило Ленца. «Изучение явления электромагнитной индукции» Л.Р. № 2

§ 8-9 № 913 Р.

8

Закон электромагнитной индукции. Вихревое поле.

§ 10 упр.2 №1,2

§ 11 упр.2 № 3,4

9

ЭДС индукции в движущихся проводниках. Электродинамический микрофон.

§ 12-13 упр.2 №5,№ 148 Р.

10

Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля. Южные электросети - наш поставщик э/энергии (ЭКК)

§ 14-15 № 927, 931 Р.

11

Электромагнитное поле. Решение задач. Печорская ГРЭС РК: ТЭЦ (ЛПК). (ЭКК)

§ 16-17 упр.2 №6,7

12

«Электромагнитное поле» К.Р. № 1

Тема 3. Механические колебания.

13

Свободные и вынужденные колебания. Маятник.

§ 18-19 № 100 Р.

14

Гармонические колебания. Уравнение колебательного движенияю Период и частота колебаний.

§ 20-21 упр.3 № 1,2

15

Фаза колебаний. Превращение энергии. Резонанс. Применение резонанса.

§ 22-24 упр.3 № 4 №320 Р.

16

Решение задач по теме : "Механические колебания"

§ 25-26 упр.3 № 5 №344 Р.

17

«Определение ускорения свободного падения при помощи маятника» Л.Р. № 3

Тема 4: Электромагнитные колебания.

18

Свободные колебания в колебательном контуре. Превращения энергии в колебательном контуре.

§ 27-28 упр.4 №1,№ 373 Р.

19

Аналогия между механическими и ЭМК. Уравнения, описывающие процессы в колебательном контуре.

§ 29-30 упр.4 №2,3

20

Переменный электрический ток. Активное сопротивление. Действующие значения силы тока и напряжения.

§ 31-32 № 962,378 Р.

21

Эмкостное и индуктивное сопротивление. Резонанс в электрической цепи. Автоколебания.

§ 33-36 упр.4 № 4,5

22

Генерирование электрической энергии. Трансформатор

§ 37-38 упр.5 № 2

23

Производство, использование и передача электрической энергии. Развитие радио и телевидения в РК. (ЭКК)

§ 39-41 упр.5 № 3-4

Тема 5: Механические и электромагнитные волны

24

Волновые явления. Распространение механических волн.

§ 42-43 № 454-456 Р.

25

Длина волны. Скорость волны. Звуковые волны.

§ 44-47 упр.6 № 1,2

26

Излучение электромагнитных волн. Опыты Герца.

§48-49 упр.6№3,упр.7 №1

27

Плотность потока электромагнитного излучения.

§50, №1007,1010 Р.

28

Изобретение радио. Принципы радиосвязи. Модуляция и детектирование.

§51-53 №1003,1005 Р.

29

Свойства электромагнитных волн. Распространение радиоволн. Радиолокация.

§54-56 №1001,1000 Р.

30

Телевидение. Развитие средств связи.

§ 57-58

31

«Колебания и волны» К.Р. № 2

Раздел 3. Оптика.

Тема 1: Излучение и спектры.

32

Световое излучение. Скорость света и методы его определения.

§ 59 упр.8 № 3,№ 1021 Р.

33

Принцип Гюйгенса. Закон отражения света.

§ 60 упр.8 № 4-5

34

Закон преломления света. Полное отражение.

§ 61-62 упр.8 № 6-7

35

«Измерение показателя преломления стекла» Л.Р. № 4

§ 60-62 упр.8 № 8-9

36

Линза. Построение изображения в линзе.

§ 63-64упр.9 № 2,4

37

Формула тонкой линзы.

§ 65 упр.9 № 5-7

38

Дисперсия света. «Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы». Л.Р. № 5. Северное сияние. (ЭКК)

§ 66 №1073,1070 Р.

39

Интерференция механических волн. Интерференция света. Некоторое применение интерференции света.

§ 67-69 упр.10 №1, №1088,1090 Р.

40

Дифракция механических и световых волн. «Наблюдение интерференции и дифракции в тонких пленках» Л.Р. № 6

§ 70-71№507,538 Р.

41

Дифракционная решетка. «Измерение длины световой волны» Л.Р. № 7

§ 72 упр.10 № 2 № 571Р.

42

Поперечность световых волн. Поляризация света. Электромагнитная теория света.

§ 73-74 №1101,1102 Р.

43

Виды излучений. Источники света. Спектры и спектральные аппараты.

§ 80 - 81 №1078; 646 Р.

44

Виды спектров. Спектральный анализ. «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров» Л.Р. № 8

§ 82-83 № 670, 682 Р.

45

Инфракрасное, ультрафиолетовое и рентреновское излучения. Шкала электромагнитных волн.

§ 84-86 №1064,1066,1079

46

«Световые волны. Излучение и спектры» К.Р. № 3

Раздел 4. Элементы теории относительности.

47

Законы электродинамики и принцип относительности. Постулаты теории относительности. Пространство и время в теории относительности.

§ 75-78 упр.11№1 №684 Р.

48

Релятивистская динамика. Связь между массой и энергией.

§ 79-80 упр.11 №2,3 №701

49

Обобщение знаний по теме «Оптика. Элементы СТО»

Раздел 5. Квантовая физика.

50

Тепловое излучение. Постоянная Планка. Фотоэффект. Теория фотоэффекта. Фотоны.

§ 87-89 упр.12 № 1; 2.

51

Применение фотоэффекта. Давление света. Фотография. Фотографии: «Наш Край родной». (ЭКК)

§ 90-92 упр.12 № 3;4.

52

Строение атома. Опыты Резерфорда. Квантовые постулаты Бора. Модель атома водорода по Бору.

§ 93-94 №752,769 Р.

53

Трудности теории Бора. Квантовая механика. Лазеры.

§ 95-96 упр.13 №1

54

Методы наблюдения и регистрации элементарных частиц. Открытие радиоактивности. α-, β- и γ-излучения. Радиоактивные превращения.

§ 97-100 упр.14 № 1,4.

55

Закон радиоактивного распада. Период полураспада. Изотопы.

§ 101-102 упр.14 № 2,3

56

Строение атомного ядра. Ядерные силы. Энергия связи атомных ядер.

§ 103-105 упр.14 №5,6

57

Ядерные реакции. Деление ядер урана. ЦЯР.

§ 106-108 № 1226 Р.

58

Ядерный реактор. Термоядерные реакции. Применение ядерной энергетики. Влияние запусков космических ракет, радиационный фон на территории РК (ЭКК)

§ 109-112 № 1220 Р.

59

Биологтческое действие радиактивных излучений. «Измерение уровня радиации бытовым дозиметром» Л.Р. № 9.

§ 113 №1230,1239 Р.

60

«Квантовая физика» К.Р. № 4

61

Обобщение знаний по теме: «Квантовая физика»

Тема № 10: Элементы астрофизики.

62

Видимые движения небесных тел. Законы движения планет. Система Земля-Луна.

§ 116-118

63

Физическая природа планет и малых тел Солнечной системы. Солнце.

§ 119 -120

64

Основные характеристики звезд. Внутреннее строение Солнца и звезд главной последовательности. Эволюция звезд.

§ 121-123.

65

Млечный Путь - наша Галактика. Галактики.

§ 124 - 125.

66

Строение и эволюция Вселенной.

§ 126

67

Единая физическая картина мира.

§ 127

Резерв часов - 1 ч.











5.Требования к уровню подготовки учащихся

Выпускники 10 класса должны:

В результате изучения физики ученик должен

знать/понимать

  • Знать основные понятия: закон, теория, вещество, взаимодействие, равноускоренное движение, поступательное движение, относительность движения, инертность, инерция, инерциальная система, искусственные спутники Земли, гравитационная сила, невесомость, реактивное движение, агрегатное состояние вещества, идеальный газ, состояние теплового равновесия, теплообмен, изопроцессы, газовые законы, влажность воздуха, нормальное давление, поверхностное натяжение, электролиз, полупроводник, сверхпроводник, эквипотенциальные поверхности, потенциальные поля, самостоятельный и несамостоятельный разряд, коронный разряд, дуговой разряд, плазма .

  • Знать и понимать смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, ускорение свободного падения, материальная точка, импульс тела, импульс силы, работа, механическая энергия, атом, атомное ядро, количество вещества, масса молекул, количество атомов вещества, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц, давление газа, заряд, элементарный электрический заряд, напряженность электрического поля, напряжение, электрическая емкость, сила тока, электрическое сопротивление, работа тока, мощность тока.

  • Знать, понимать и уметь применять изучаемые физические законы и принципы: принцип относительности, законы Ньютона, закон Всемирного тяготения, закон сохранения импульса, сохранения энергии, уравнение состояния идеального газа, газовые законы, уравнение теплового баланса, законы термодинамики, закон сохранения электрического заряда, закон Кулона, принцип суперпозиции полей, Закон Ома для полной цепи.


  • Знать роль эксперимента и теории в процессе познания природы.

  • Знать устройство и назначение физических приборов: психрометра, термометра, электрометра, амперметра, вольтметра, омметра, конденсатора, полупроводниковых приборов, лучевой трубки,

  • Знать назначение измерительных приборов и уметь с помощью них определять: пройденный путь, время, скорость, ускорение свободного падения, массу, объем, жесткость пружины, коэффициент трения скольжения, температуру, влажность воздуха, силу тока, напряжение, электрический заряд, удельное сопротивление проводника, ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока.

  • Представлять результаты эксперимента в виде таблиц, графиков, вычислять погрешности измерений и записывать результат с учетом погрешности, выявлять эмпирические закономерности между величинами, выражать результаты в СИ.

  • Делать выводы на основе экспериментальных данных. Применять экспериментальные результаты для предсказания значения величин, характеризующих ход изучаемых физических явлений.

  • определять: характер прямолинейного движения по графикам зависимости скорости (координаты) от времени, период, частоту, амплитуду, фазу колебаний по уравнению гармонических колебаний, характер изопроцесса по графикам в координатах pV, PT, VT; вид движения электрического заряда в однородных магнитном и электрическом полях.

Уметь.

  • Воспринимать, перерабатывать и предъявлять учебную информацию в различных формах (словесной, образной, символической).

  • самостоятельно приобретать знания с использованием различных источников информации и современных информационных технологий.


  • Применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ: свободное падение тел, движение небесных тел и искусственных спутников Земли, невесомость, инерцию, относительность движения, механические явления в макромире, природу взаимодействия тел, реактивное движение в природе и технике, изменение агрегатных состояний вещества, поверхностное натяжение, изменение внутренней энергии путем теплопередачи и совершения работы, необратимость процессов в природе, картины электрических и магнитных полей, электрический ток в проводниках, полупроводниках, электролитах, газах.

  • Применять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для оценки влияния на организм различных факторов, определять экологические проблемы, связанные с работой тепловых двигателей, гидроэлектростанций, атомных реакторов, электрических и магнитных полей.

  • Знать технику безопасности работы с бытовыми электроприборами/

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;

  • оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;

  • рационального природопользования и защиты окружающей среды.

Требования к уровню подготовки выпускников средней школы.

В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен:

знать/понимать:

- смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, Солнечная система, галактика, Вселенная;

- смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;

- смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;

- вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

уметь:

- описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;

- отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; что физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;

- приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио- и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;

- воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;

- оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;

- рационального природопользования и охраны окружающей среды;

- понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.

(абзац введен Приказом Минобрнауки России от 10.11.2011 N 2643)

7. Критерии и нормы оценки знаний , умений и навыков обучающихся оценивания работ.

Система оценивания тестов.

При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:

Процент выполнения задания

Отметка

86% и более

отлично

71-85%

хорошо

50-70%%

удовлетворительно

менее 50 %

неудовлетворительно

Оценка устных ответов учащихся.

Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий и законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может устанавливать связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом усвоенным при изучении других предметов.

Оценка 4ставится в том случае, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может исправить их самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка 3ставится в том случае, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики; не препятствует дальнейшему усвоению программного материала, умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых недочетов.

Оценка 2ставится в том случае, если учащийся не овладел основными знаниями в соответствии с требованиями и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.

Оценка лабораторных работ.

Оценка выполнения практических (лабораторных) работ, опытов по физике по умениям.

Оценка «5» ставится, если ученик:

  1. Правильно определил цель опыта и выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений.

  2. Самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью.

  3. Научно грамотно, логично описал наблюдения и сформировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы.

  4. Правильно выполнил анализ погрешностей.

  5. Проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).

  6. Эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил требования к оценке «5», но:

  1. Опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений.

  2. Было допущено два - три недочета или более одной грубой ошибки и одного недочета.

  3. Эксперимент проведен не полностью или в описании наблюдений из опыта ученик допустил неточности, выводы сделал неполные.

Оценка «3» ставится, если ученик:

  1. Правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.

  2. Подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений опыта были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов.

  3. Опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчете были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, анализе погрешностей и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения; не выполнен совсем или выполнен неверно анализ погрешностей (9-11 классы);

  4. Допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.

Оценка «2» ставится, если ученик:

  1. Не определил самостоятельно цель опыта: выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.

  2. Опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

  3. В ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке «3».

  4. Допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

Оценка выполнения письменных и контрольных работ.

Оценка "5" ставится в следующем случае:
- работа выполнена полностью;
- сделан перевод единиц всех физических величин в "СИ", все необходимые данные занесены в условие, правильно выполнены чертежи, схемы, графики, рисунки, сопутствующие решению задач, сделана проверка по наименованиям, правильно проведены математические расчеты и дан полный ответ;
- на качественные и теоретические вопросы дан полный, исчерпывающий ответ литературным языком в определенной логической последовательности, учащийся приводит новые примеры, устанавливает связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов, умеет применить знания в новой ситуации;
-- учащийся обнаруживает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения.

Оценка "4" ставится в следующем случае:
-- работа выполнена полностью или не менее чем на 80 % от объема задания, но в ней имеются недочеты и несущественные ошибки;
-- ответ на качественные и теоретические вопросы удовлетворяет вышеперечисленным требованиям, но содержит неточности в изложении фактов, определений, понятий, объяснении взаимосвязей, выводах и решении задач; - учащийся испытывает трудности в применении знаний в новой ситуации, не в достаточной мере использует связи с ранее изученным материалом и с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка "3" ставится в следующем случае:
-- работа выполнена в основном верно (объем выполненной части составляет не менее 2/3 от общего объема), но допущены существенные неточности;
-- учащийся обнаруживает понимание учебного материала при недостаточной полноте усвоения понятий и закономерностей;
-- умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении качественных задач и сложных количественных задач, требующих преобразования формул.

Оценка "2" ставится в следующем случае:
-- работа в основном не выполнена (объем выполненной части менее 2/3 от общего объема задания);
-- учащийся показывает незнание основных понятий, непонимание изученных закономерностей и взаимосвязей, не умеет решать количественные и качественные задачи.

Оценка "1" ставится в следующем случае: работа полностью не выполнена

11.5 Перечень ошибок.

I. Грубые ошибки.

1. Незнание определений основных понятий, законов, правил, положений теории, формул, общепринятых символов, обозначения физических величин, единицу измерения.

2. Неумение выделять в ответе главное.

3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы, задания или неверные объяснения хода их решения, незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенным в классе; ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.

4. Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы

5. Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов.

6. Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.

7. Неумение определить показания измерительного прибора.

8. Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.

II. Негрубые ошибки.

1.Неточности формулировок, определений, законов, теорий, вызванных неполнотой ответа основных признаков определяемого понятия. Ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений.

2.Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.

3.Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.

4.Нерациональный выбор хода решения.

III. Недочеты.

  1. Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислений, преобразований и решения задач.

  2. Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.

  3. Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.

  4. Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.

Орфографические и пунктуационные ошибки.




8.Условия реализации.

7.1. Учебно-методическое обеспечение

Наименование

Количество

  1. Учебники:

- Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев Физика 10. Москва, «Просвещение», 2010

-Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н.Сотский Физика 11. Москва, «Просвещение», 2010

Шт.

По 27

2. Сборники задач:

- Сборники задач:А.П.Рымкевич Физика 10-11 классы задачник. Москва, Дрофа, 2000

- Перельман Я. И. Занимательная физика / Я. И. Перельман. - М.: Наука, 1980 г.

15

10

7.2. Материально-техническое оснащение

Наименование

количество

Пример

Интерактивная приставка MimioTeach (5)

Интерактивная доска Smartboard (1)

Короткофокусный проектор

Маркерная доска

Проектор, экран

Мобильный класс

- магнитофон

- Стенд для размещения творческих работ учащихся.

- Стол учительский с тумбой.

- Ученические столы двухместные с комплектом стульев

Цифровая лаборатория с датчиками

Комплект по электродинамике для практикума

Набор ареометров

Набор веществ для исследования плавления и отвердевания

Набор по изучению преобразования энергии, работы и мощности

Набор по электролизу лабораторный

Проволока высокоомная на колодке

Радиоконструктор для сборки радиоприемников

Насос вакуумный

Тарелка вакуумная

Насос воздушный ручной

Термометр электронный

Динамик

Динамометр двунаправленный

Катушка дроссельная

Комплект для демонстрации превращений световой энергии

Комплект для демонстрации свойств электромагнитных волн

Комплект для изучения движения по окружности

Комплект по волновой оптике

Комплект приборов для изучения принципов радиосвязи

Комплект приборов по фотоэффекту

Манометр демонстрационный металлический

Конденсатор переменный с цифровым измерителем емкости

Машина электрическая обратимая

Маятники электростатические (пара)

Маятник Максвелла

Модели кристаллических решеток

Модель двигателя внутреннего сгорания

Модель для демонстрации магнитного поля в пространстве

Модель молекулярного строения магнита

Модель перископа

Модель работы электромагнитного реле

Набор для демонстрации магнитного поля тока

Набор капилляров

Набор маятников

Набор по статике с магнитными держателями

Набор полупроводниковых приборов

Набор спектральных трубок с источником питания

Прибор для демонстрации волновых явлений

Прибор для демонстрации вращения рамки с током в магнитном поле

Прибор для демонстрации зависимости сопротивления металла от температуры

Прибор для демонстрации линейного расширения тел

Прибор для демонстрации теплопроводности тел

Прибор для сравнения теплоемкости тел

Прибор для изучения правила Ленца

Электронно-лучевая трубка демонстрационная

Биметаллическая пластина

Призма наклоняющаяся с отвесом

Пространственная модель магнитного поля постоянного магнита

Реостаты ползунковые

Сетка электростатическая

Стрелки магнитные на штативах

Султаны электрические

Теллурий

Теплоприемники (пара)

Трансформатор универсальный

Трубка Ньютона

Шар для взвешивания воздуха

Штативы изолирующие

Электрофорная машина

Склянка на 2 л с тубусом

Шланги гибкие разные

Цифровой проектор

Передвижной столик для мобильного цифрового проектора

Экран на штативе

Принтер лазерный цветной формата А4

Задачники, банки заданий ЕГЭ по физике

Комплекты таблиц демонстрационных по физике:

Шкала электромагнитных излучений,

Физические величины и фундаментальные константы

Портреты ученых-физиков и астрономов

Комплект инструментов для кабинета физики

Комплект расходных материалов для кабинета физики

Шт.

1

1

19

10

19

16 шт.

10

2

19

Комплект

Комплект

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

11

1

1

1

1

1

1

1

1

11

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

10

1

10

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

10

1

1

1

1

Мультимедийные средства обучения и электронные образовательные ресурсы

Наименование

Количество

Пример

- CD для занятий в классе.

"Физика. 10 класс", Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н.Сотский , М., Просвещение, 2010 год

"Физика. 11 класс", Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н.Сотский., Просвещение, 2010 год

- Каталог ссылок на ресурсы о физике

http:www.ivanovo.ac.ru/phys

- Лабораторные работы по физике

http:phdep.ifmo.ru

- Анимация физических процессов

http:physics.nad.ru

Физическая энциклопедия

http://www.elmagn.chalmers.se/%7eigor

Шт.

1

1





© 2010-2022