- Преподавателю
- Физика
- Рабочая программа по физике для 10-11 классов
Рабочая программа по физике для 10-11 классов
Раздел | Физика |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Иванюк Е.В. |
Дата | 30.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Негосударственное общеобразовательное учреждение
Гатчинская гимназия «Апекс»
среднего полного общего образования
Приложение к образовательной программе
утвержденной приказом № __ от «___» ________201 __ г.
Директор _________________________
Рабочая программа
по учебному предмету «Физика»
для 10-11 классов (базовый уровень).
Рабочая программа составлена на основе примерной государственной программы по физике под редакцией В.А.Орлова, О.Ф. Кабардина, В.А. Коровина и др. Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 классы / составители В.А. Коровин, В.А. Орлов, - М.: Дрофа, 2010.
Разработчик программы:
учитель физики высшей квалификационной категории
Иванюк Елена Викторовна
«РАССМОТРЕНА»:
на заседании ШМО
Протокол № _ от «__» _____20___г.
Руководитель ________________
(подпись, расшифровка)
«СОГЛАСОВАНА»:
Зам. директора по УВР _________________________
(подпись, расшифровка)
«___» ______________20 ___г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по физике разработана на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по физике. 10-11 классы. Базовый уровень. Авторы программы В.А. Орлов, О.Ф. Кабардин, В.А. Коровин, А.Ю. Пентин, Н.С. Пурышева, В.Е. Фрадкин. Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 кл./сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов.- М.: Дрофа, 2008. Программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом полного общего образования по физике и предназначена для работы по учебникам физики для 10 класса Г.Я. Мякишева, Б.Б. Буховцева, Н.Н. Сотского и 11 класса Г.Я. Мякишева, Б.Б. Буховцева, В.М. Чаругина - базовый и профильный уровни.
Согласно действующему базисному плану рабочая программа для 10-11 классов предусматривает изучение физики в объеме 2 часа в неделю.
Изучение физики в средней школе направлено на достижение следующих целей:
-
освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
-
овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
-
воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;
-
использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».
Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
Курс физики в программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явления природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.
Рабочая программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:
познавательная деятельность:
-
использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
-
формирование умения различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
-
овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
-
приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез;
информационно-коммуникативная деятельность:
-
овладение монологической и идеологической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
-
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации;
рефлексивная деятельность:
-
владение навыками контроля оценки своей деятельности, умением предвидеть возможность результатов своих действий;
-
организации учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
Содержание программы
Введение. Физика и методы научного познания (1 ч)
Физика как наука и основа естествознания. Экспериментальный характер физики. Физические величины и их измерение. Связи между физическими величинами. Научные методы познания окружающего мира и их отличие от других методов познания. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Моделирование физических явления и процессов. Научные гипотезы. Физические законы. Физические теории. Границы применимости физических законов и теорий. Принцип соответствия. Основные элементы физической картины мира.
Механика (24 ч)
Механическое движение и его виды. Относительность механического движения. Прямолинейное равноускоренное движение. Принцип относительности Галилея. Законы динамики. Всемирное тяготение. Законы сохранения в механике. Предсказательная сила законов механики. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел для развития космических исследований. Границы применимости классической механики.
Лабораторные работы
-
Изучение движения тела по окружности под действием сил упругости и тяжести.
-
Изучение закона сохранения механической энергии.
Молекулярная физика. Термодинамика (19 ч)
Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Модель идеального газа. Давление газа. Уравнение состояния идеального газа. Строение и свойства жидкости, твердого тела.
Законы термодинамики. Необратимость тепловых процессов. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды.
Модель строения жидкостей. Испарение и кипение. Насыщенный пар. Влажность воздуха. Кристаллические и аморфные тела. Уравнение теплового баланса.
Лабораторная работа
-
Опытная проверка закона Гей-Люссака.
Электродинамика (30 ч)
Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Электрический ток. Закон кулона. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Проводники в электростатическом поле. Диэлектрики. Поляризация диэлектриков. Потенциальность электростатического поля. Потенциал и разность потенциалов. Электроемкость. Конденсаторы.
Закон Ома для полной цепи. Сопротивление. Электрические цепи. Соединения проводников. Работа и мощность тока. Электродвижущая сила.
Электрический ток в различных средах.
Магнитное поле тока. Действие магнитного поля на движущийся заряд. Явление электромагнитной индукции. Правило Ленца. Взаимосвязь электрического и магнитного полей. Самоиндукция. Индуктивность. Магнитные свойства вещества. Электромагнитное поле.
Лабораторные работы
-
Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.
-
Измерение элементарного заряда.
-
Изучение явления электромагнитной индукции.
Колебания и волны (14 ч)
Механические колебания: свободные колебания. Математический маятник. Гармонические колебания. Амплитуда, период, частота и фаза колебаний. Вынужденные колебания. Резонанс. Автоколебания.
Электрические колебания: свободные колебания в колебательном контуре. Период свободных электрических колебаний. Вынужденные колебания. Переменный электрический ток. Активное сопротивление, емкость и индуктивность в цепи переменного тока. Резонанс в электрической цепи.
Производство, передача и потребление электрической энергии. Генерирование энергии. Трансформатор. Передача электрической энергии.
Механические волны. Продольные и поперечные волны. Длина волны. Скорость распространения волны. Звуковые волны. Интерференция волн. Принцип Гюйгенса. Дифракция волн.
Электромагнитные волны. Свойства электромагнитных волн. Принцип радиосвязи. Телевидение.
Лабораторная работа
-
Определение ускорения свободного падения при помощи маятника.
Оптика (16 ч)
Световые лучи. Закон преломления света. Полное внутреннее отражение. Призма. Формула тонкой линзы. Получение изображения с помощью линзы. Скорость света и методы ее измерения. Дисперсия света. Интерференция света. Когерентность. Дифракция света. Дифракционная решетка. Поперечность световых волн. Поляризация света. Шкала электромагнитных волн.
Лабораторные работы
-
Измерение показателя преломления стекла.
-
Измерение длины световой волны.
-
Наблюдение сплошного и линейчатого спектров.
Основы специальной теории относительности (3 ч)
Постулаты теории относительности. Принцип относительности Эйнштейна. Постоянство скорости света. Релятивистская динамика. Связь массы и энергии.
Квантовая физика и элементы астрофизики (23 ч)
Световые кванты: тепловое излучение. Постоянная Планка. Фотоэффект. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Фотоны. Опыты Лебедева и Вавилова.
Атомная физика: строение атома. Опыты Резерфорда. Квантовые постулаты Бора. Модель атома водорода по Бору. Трудности теории Бора. Квантовая механика. Гипотеза де Бройля. Корпускулярно-волновой дуализм. Дифракция электронов. Лазеры.
Физика атомного ядра: методы регистрации элементарных частиц. Радиоактивные превращения. Закон радиоактивного распада и его статистический характер. Протонно-нейтронная модель строения атомного ядра. Дефект масс и энергия связи нуклонов в ядре. Деление и синтез ядер. Ядерная энергетика. Физика элементарных частиц.
Резервное время (6 ч)
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения курса физики на базовом уровне ученик должен:
знать/понимать
-
смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, Солнечная система, галактика, Вселенная;
-
смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
-
смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;
-
основные положения изучаемых физических теорий и их роль в формировании научного мировоззрения;
-
вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;
уметь
-
описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;
-
отличать гипотезы от научных теорий;
-
делать выводы на основе экспериментальных данных;
-
приводить примеры опытов, иллюстрирующих, что: наблюдения и эксперимент служат основой для выдвижения гипотез и построения научных теорий; эксперимент позволяет проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять явления природы и научные факты; физическая теория позволяет предсказывать еще неизвестные явления и их особенности; при объяснении природных явлений используются физические модели; один и тот же природный объект или явление можно исследовать на основе использования разных моделей; законы физики и физические теории имеют свои определенные границы применимости;
-
описывать фундаментальные опыты, оказавшие существенное влияние на развитие физики;
-
применять полученные знания для решения физических задач;
-
представлять результаты измерений с учетом их погрешностей;
-
приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
-
воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, научно-популярных статьях;
-
использовать новые информационные технологии для поиска, обработки и предъявления информации по физике в компьютерных базах данных и сетях (сети Интернета);
-
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;
-
анализа и оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
-
рационального природопользования и защиты окружающей среды;
-
определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам и поведению в природной среде.
Результаты освоения курса физики
Личностные результаты:
-
в ценностно-ориентационной сфере - чувство гордости за российскую физическую науку, гуманизм, положительное отношение к труду, целеустремленность;
-
в трудовой сфере - готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
-
в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере - умение управлять своей познавательной деятельностью.
Метапредметные результаты:
-
использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование и т.д.) для изучения различных сторон окружающей действительности;
-
использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;
-
умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
-
умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации целей и применять их на практике;
-
использование различных источников для получения физической информации, понимание зависимости содержания и формы представления информации от целей коммуникации и адресата.
Предметные результаты (на базовом уровне):
-
в познавательной сфере:
-
давать определения изученным понятиям;
-
называть основные положения изученных теорий и гипотез;
-
описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого естественный (русский, родной) язык и язык физики;
-
классифицировать изученные объекты и явления;
-
делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных физических закономерностей, прогнозировать возможные результаты;
-
структурировать изученный материал;
-
интерпретировать физическую информацию, полученную из других источников;
-
применять приобретенные знания по физике для решения практических задач, встречающихся в повседневной жизни, для безопасного использования бытовых технических устройств, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
-
-
в ценностно-ориентационной сфере - анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с использованием физических процессов;
-
в трудовой сфере - проводить физический эксперимент;
-
в сфере физической культуры - оказывать первую помощь при травмах, связанных с лабораторным оборудованием и бытовыми техническими устройствами.
Учебно-методическое обеспечение
рабочей программы
Учебно-методические средства обучения
Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. Физика: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений: 19-е изд. - М.: Просвещение, 2012
Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. Физика: Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений: 19 изд. - М.: Просвещение, 2012
Рымкевич А.П. Сборник задач по физике 10-11 классы: 10-е изд. - М.: Дрофа, 2012
Дополнительная литература
Сборник нормативных документов «Физика» - М.: Дрофа, 2010
Фронтальные лабораторные работы по физике в 7-11 классах общеобразовательных учреждений: Под ред. Бурова В.А., Никифорова Г.Г. - М.: Просвещение, «Учебная литература», 2006
Левитан Е.П. Астрономия. Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений - М.; Просвещение, 2004
Гендельштейн Л.Э., Дик Ю.И. Физика: Учебник базового уровня для 10 класса общеобразовательных учебных заведений: 3-е изд. - М.: Илекса, 2008
Гендельштейн Л.Э., Дик Ю.И. Физика: Учебник базового уровня для 11 класса общеобразовательных учебных заведений: 3-е изд. - М.: Илекса, 2008
Сборник задач по физике 10-11 классы: Сост. Степанова Г.Н. 9-е изд. - М.: Просвещение, 2003
Мансуров А.Н., Мансуров Н.А. Физика - 10-11: Для школ с гуманитарным профилем обучения: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2000.
Электронные издания
Библиотека лабораторных работ по физике. 10 класс [Электронный ресурс]. М.: Дрофа, 2012. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). Загл. с этикетки диска.
Библиотека лабораторных работ по физике. 11 класс [Электронный ресурс]. М.: Дрофа, 2012. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). Загл. с этикетки диска.
Интерактивный курс физики для 7-11 классов [Электронный ресурс]. М.: Лаборатория Кирилл и Мефодий, 2009. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). Загл. с этикетки диска.
Открытая физика 2.6. Часть 1 [Электронный ресурс]. М.: Новый диск, 2012. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). Загл. с этикетки диска.
Открытая физика 2.6. Часть 2 [Электронный ресурс]. М.: Новый диск, 2012. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). Загл. с этикетки диска.
Физика. 7-11 кл. Библиотека электронных наглядных пособий [Электронный ресурс]. М.: Дрофа, 2012. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). Загл. с этикетки диска.
Физика 10-11 кл. Часть 1 (Jewel) [Электронный ресурс]. М.: Новый диск, 2012. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). Загл. с этикетки диска.
Физика 10-11 кл. Часть 2 (Jewel) [Электронный ресурс]. М.: Новый диск, 2012. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). Загл. с этикетки диска.
Тематический план
10 класс
№
Разделы, темы
Количество часов
Количество
экскурсий
лабораторных работ
тестов
контрольных работ
1
Физика и методы научного познания
1
-
-
-
-
2
Механика
23
-
1
3
2
2.1
Кинематика
8
-
-
1
1
2.2
Динамика
8
-
-
1
-
2.3
Законы сохранения в механике
7
-
1
1
1
3
Молекулярная физика. Термодинамика
20
-
1
2
2
3.1
Основы молекулярной кинетической теории
13
-
1
1
1
3.2
Основы термодинамики
7
-
-
1
1
4
Основы электродинамики
21
1
2
3
2
4.1
Электростатика
7
-
-
1
1
4.2
Законы постоянного тока
7
-
2
1
-
4.3
Электрический ток в различных средах
7
-
-
1
1
5
Обобщающее повторение
2
-
-
-
-
Итого
68
1
4
8
6
11 класс
№
Разделы, темы
Количество часов
Количество
экскурсий
лабораторных работ
тестов
контрольных работ
1
Основы электродинамики (продолжение)
9
-
1
2
1
1.1
Магнитное поле
3
-
-
1
-
1.2
Электромагнитная индукция
6
-
1
1
1
2
Колебания и волны
14
1
1
5
1
2.1
Механические колебания
2
-
1
1
-
2.2
Электромагнитные колебания
3
1
-
1
-
2.3
Производство и передача электроэнергии
2
-
-
1
-
2.4
Механические волны
1
-
-
1
-
2.5
Электромагнитные волны
6
-
-
1
1
3
Оптика
17
-
2
3
1
3.1
Световые волны
10
-
2
1
-
3.2
Элементы теории относительности
3
-
-
1
-
3.3
Излучения и спектры
4
-
-
1
1
4
Квантовая физика
15
1
-
3
1
4.1
Световые кванты
4
-
-
1
-
4.2
Атомная физика
3
-
-
1
-
4.3
Физика атомного ядра
8
1
-
1
1
5
Элементарные частицы
1
-
-
-
-
6
Значение физики для объяснения мира и развития производительных сил общества
2
-
-
-
-
7
Строение Вселенной
7
-
-
1
-
8
Обобщающее повторение
3
-
-
1
-
Итого
68
2
4
15
4
Календарно-тематическое планирование. Приложение к рабочей программе.
10 класс
Обязательный
минимум
№
урока
Дата урока
Тема урока
Основное содержание учебного материала
Демонстрации
Домашнее
задание
Физика и методы научного познания
Введение
-
Физика как наука. Научные методы познания окружающего мира и их отличия от других методов познания. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы.
-
Моделирование физических явлений и процессов. Научные гипотезы. Физические законы. Физические теории. Границы применимости физических законов и теорий. Принцип соответствия. Основные элементы физической картины мира.
1/1
Что изучает физика. Физические явления. Наблюдения и опыты. Роль НТР.
Физика и астрономия - науки о природе. Физические явления. Научные методы познания окружающего мира. Эксперимент. Закон. Теория. Физические модели. Роль НТР.
Введение, § 1, 2, [1].
механика
-
Механическое движение и его виды. Прямолинейное равноускоренное движение. Принцип относительности Галилея. Законы динамики.
-
Всемирное тяготение. Законы сохранения в механике. Предсказательная сила законов классической механики. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований. Границы применимости классической механики.
-
Проведение опытов, иллюстрирующих проявление принципа относительности, законов классической механики, сохранения импульса и механической энергии.
-
Практическое применение физических знаний в повседневной жизни для использования простых механизмов, инструментов, транспортных средств.
Кинематика
2/1
Механическое движение, его характеристики.. Виды движения.
Главная задача механики. Механическое движение и его виды. Материальная точка. Система отсчета. Траектория. Перемещение.
Скатывание шарика. колебание маятника.
§ 3, 7
3/2
Прямолинейное равномерное движение тела.
Скорость. Уравнение равномерного движения. Графическое представление движения.
Спидометр.
§ 9, 10.
4/3
Прямолинейное равнопеременное движение.
Мгновенная скорость. Средняя скорость. Ускорение. Формулы скорости и перемещения в векторной форме и в проекциях на координатные оси. графическое представление движения.
§ 11, 13-15.
5/4
Решение задач.
Решение задач на применение формул скорости и перемещения равномерного и равноускоренного движения.
Индивидуальные задания.
6/5
Свободное падение тел.
Падение тел в воздухе и вакууме. Ускорение свободного падения.
Падение тел в воздухе и в разряженном пространстве.
§ 17.
7/6
Равномерное движение тела по окружности.
Линейна я и угловая скорости. Центростремительное ускорение. Период и частота обращения тела.
Направление мгновенной скорости при движении тела по окружности.
§ 21.
8/7
Решение задач по теме «Кинематика»..
Подготовка к контрольной работе.
Индивидуальные задания.
9/8
Контрольная работа №1 по теме «Кинематика».
Динамика
10/1
Взаимодействие тел в природе. Первый закон Ньютона.
Инерция и ее проявление в бытовой технике. Изменение скорости при взаимодействии тел. Сила - причина изменения скорости. Инерциальная система отсчета. Первый закон Ньютона.
Измерение сил.
§ 22-25.
11/2
Второй и третий законы Ньютона.
Связь между ускорением и силой. Масса - мера инертности. Взаимодействие тел. Второй и третий законы Ньютона. Граница применимости законов классической механики.
Экспериментальная иллюстрация второго и третьего законов Ньютона.
§ 26-29.
12/3
Принцип относительности Галилея.
Инерциальные и неинерциальные системы отсчета. Их примеры. Принцип относительности Галилея.
Опыт по рис. 70, 71.
§ 30.
13/4
Гравитационные силы. Закон всемирного тяготения.
Явление тяготения. Силы всемирного тяготения. Закон всемирного тяготения. Гравитационная постоянная. Сила тяжести.
§ 31-33.
14/5
Первая космическая скорость. Все тела.
Понятие веса. Невесомость и перегрузки. Зависимость веса тела от вектора ускорения.
Изменение веса тела при ускоренном подъеме и движении вниз.
§ 34, 35.
15/6
Силы упругости. Силы трения.
Деформация и силы упругости. Закон Гука. Силы трения между соприкасающимися поверхностями твердых тел. Трения покоя, скольжения, качения. Силы сопротивления при движении твердых тел в жидкостях и газах.
Зависимость силы упругости от деформации пружины. Трения скольжения, покоя, качения.
§ 36-40.
16/7
Механические процессы, протекающие в биосфере. Пути и последствия механизации народного хозяйства.
Механические процессы, протекающие в биосфере. Пути и последствия механизации народного хозяйства.
Конспект.
17/8
Решение задач на движение тел под действием нескольких сил.
Решение задач на движение тела под действием нескольких сил.
Индивидуальные задания.
Законы сохранения в механике
18/1
Импульс тела и импульс силы. Закон сохранения импульса.
Импульс тела и импульс силы. Закон сохранения импульса.
Закон сохранения импульса.
§ 41, 42.
19/2
Реактивное движение. Использование искусственных спутников Земли.
Реактивное движение - проявление закона сохранения импульса. Особенности реактивного движения. Устройство ракеты. Использование искусственных спутников Земли для глобального изучения влияния производственной деятельности на природу.
Модель ракеты.
§ 43, 44.
20/3
Механическая работа. Потенциальная и кинетическая энергия. Закон сохранения и превращения энергии.
Работа силы. Формулы и определения кинетической и потенциальной энергии. Связь между работой и энергией. Теорема о кинетической энергии. Замкнутая система тел. Полная механическая энергия. Закон сохранения в механике.
Изменение энергии при совершении работы.
§ 45, 47, 48, 51, 52.
21/4
ЛР №1 «Изучение закона сохранения механической энергии»
Выполнение ЛР по инструкции в учебнике.
Индивидуальные задания.
22/5
Энергетические процессы в экосистеме.
Экосистемы. Количественные закономерности использования и превращения энергии. Модель потока энергии. Антропогенное воздействие на потоки вещества и энергии.
Конспект.
23/6
Решение задач по темам «Динамика» и «Законы сохранения в механике»..
Подготовка к контрольной работе.
Индивидуальные задания.
24/7
Контрольная работа №2 по темам «Динамика» и «Законы сохранения в механике».
Молекулярная физика. Термодинамика.
-
Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества.
-
Модель идеального газа.
-
Законы термодинамики. Порядок и хаос. Необратимость тепловых процессов. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды.
-
Проведение опытов по изучению свойств газов, жидкостей и твердых тел, тепловых процессов и агрегатных превращений вещества.
-
Практическое применение в повседневной жизни физических знаний о свойствах газов, жидкостей и твердых тел; об охране окружающей среды.
Основы молекулярно-кинетической теории
25/1
Основные положения МКТ, и их опытные обоснования.
Строение вещества. Молекула. Основные положения МКТ, и их косвенные и прямые доказательства. Методы определения размеров молекулы.
Фотографии молекул. механическая модель броуновского движения.
§ 57, 58, 60.
26/2
Масса молекул. Количество вещества.
Величины, характеризующие молекулы: масса, относительная молекулярная масса, молярная масса, количество вещества, постоянная Авогадро.
§ 59.
27/3
Строение твердых, жидких и газообразных тел.
Объяснение на основе МКТ различий и сходства движения молекул твердых, жидких и газообразных тел.
Кристаллическая решетка.
§ 61, 62.
28/4
Идеальный газ. Основное уравнение МКТ.
Простейшая модель реального газа - идеальный газ. Условия применения этого понятия. Причина давления, оказываемого газом с точки зрения МКТ. Основное уравнение МКТ и его трактовка.
Модель давления газа.
§ 63.
29/5
Решение задач по теме «Основы МКТ»..
Решение задач на применение формул: масса одной молекулы, количество вещества, основное уравнение МКТ.
Индивидуальное задание.
30/6
Температура и ее измерение.
Макроскопические параметры состояния газа. Тепловое равновесие. Температура - характеристика состояния теплового равновесия. Измерение температуры. Абсолютная температура. Постоянная Больцмана и ее физический смысл. Температура - мера средней кинетической энергии. Температура - главный экологический фактор.
Измерение температуры термометром.
§ 66-68.
31/7
Диапазон температур в природе. Влияние температур на атмосферу.
Диапазон температур в природе. Влияние температур на атмосферу.
Конспект.
32/8
Уравнение состояние идеального газа. Газовые законы.
Газовые законы. Границы их применимости. Графики изопроцессов. Уравнения Клапейрона. Уравнение Менделеева-Клапейрона.
Зависимость между параметрами идеального газа. Изотермический, изобарный и изохорный процессы.
§ 70, 71.
33/9
ЛР№2 «Опытная проверка закона Гей-Люссака».
Выполнение ЛР по инструкции в учебнике.
Индивидуальные задания.
34/10
Решение задач по теме «Молекулярная физика»..
Подготовка к контрольной работе.
Индивидуальные задания.
35/11
Контрольная работа №3 по теме «Молекулярная физика».
36/12
Кристаллические и аморфные тела.
Свойства монокристаллов и аморфных тел. Механические свойства твердых тел.
Рост кристаллов. пластичность, хрупкость, прочность.
§ 75, 76.
37/13
Насыщенные и ненасыщенные пары. Влажность воздуха.
Ненасыщенный и насыщенный пары. Давление насыщенного пара и его зависимость от температуры. Кипение и его объяснение на основе МКТ. Зависимость температуры кипения от давления насыщенного пара. Относительная влажность воздуха и ее измерение. Практическое значение влажности.
Свойства насыщенных паров. Кипение воды при пониженном давлении. Устройство и принцип действия психрометра.
§ 72-74
38/14
Состояние атмосферы в Ленинградской области и Гатчинском районе. Защита атмосферы.
Атмосфера как компонент экологических систем. Изменение состава и свойств атмосферы как результат антропогенных влияний. Проблемы парникового эффекта, озонового экрана, кислотных выпадений. Влияние загрязнения атмосферы на конденсацию пара в ней. Состояние атмосферы в ЛО и Гатчинском районе.
Конспект.
Основы термодинамики
39/1
Внутренняя энергия и способы ее изменения.
Молекулярно-кинетическая трактовка. Понятие внутренней энергии. Зависимость внутренней энергии идеального газа от температуры. Способы изменения внутренней энергии. Работа в термодинамике.
Изменение внутренней энергии путем совершения работы и при теплопередаче.
§ 77, 78.
40/2
Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Решение задач на расчет количества теплоты.
Молекулярная картина теплообмена.. количество теплоты. Удельная теплоемкость. Удельная теплота парообразования. Удельная теплота плавления. Решение задач на расчет количества теплоты.
Колориметр.
§ 79.
41/3
Первый закон термодинамики.
Формулировка и уравнение первого закона термодинамики. Его применение к различным процессам.
§ 80, 81.
42/4
Необратимость тепловых процессов. Решение задач.
Обратимые и необратимые процессы. Необратимость тепловых процессов. Второй закон термодинамики. Решение задач № 621, 623.
Примеры необратимых процессов.
§ 83, № 624.
43/5
Тепловые двигатели. Роль тепловых двигателей в народном хозяйстве. Охрана окружающей среды.
Виды тепловых двигателей. Устройство и принцип действия тепловых двигателей. КПД теплового двигателя. Применение тепловых двигателей в народном хозяйстве. Проблемы, связанные с эксплуатацией тепловых двигателей. Защита воздуха от загрязнения.
Модели тепловых двигателей.
§ 84.
44/6
Решение задач по теме «Основы термодинамики».
Подготовка к контрольной работе.
Индивидуальные задания.
45/7
Контрольная работа №4 по теме «Основы термодинамики».
электродинамика
-
Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Электрический ток.
-
Объяснение устройства и принципа действия технических объектов, практическое применение физических знаний в повседневной жизни для безопасного обращения с домашней электропроводкой, бытовой электроаппаратурой.
Электростатика
46/1
Электрические заряды. Закон сохранения электрических зарядов. Закон Кулона.
Два вида электрических зарядов. Электризация тел при соприкосновении. Закон сохранения электрических зарядов. Закон Кулона. Единица измерения заряда.
Электроскоп. взаимодействие наэлектризованных тел.
§ 86-90
47/2
Электрическое поле. Напряженность электрического поля.
Близкодействие и действие на расстоянии. Вектор напряженности электрического поля. Его модуль и единица измерения. Принцип суперпозиции электрических полей. Силовые линии электрического поля.
Электрическое поле заряженных пластин.
§ 92-94.
48/3
Решение задач на применение формул закона Кулона и напряженности электрического поля.
Решение задач на применение формул закона Кулона и напряженности электрического поля.
Индивидуальные задания.
49/4
Работа электрического поля. Потенциал электрического поля. Разность потенциалов.
Работа при перемещении заряда в однородном электрическом поле. Потенциальная энергия. Потенциал электрического поля. Разность потенциалов. Связь между напряженностью и напряжением. Эквипотенциальные поверхности.
Измерения напряжения, электрометр.
§ 98-100.
50/5
Электроемкость. Конденсаторы
Электроемкость. Единицы измерения электроемкости. электроемкость плоского конденсатора. Виды конденсаторов и их применение. Энергия электрического поля.
Зависимость электроемкости от размеров конденсатора и свойств среды.
§ 101-103.
51/6
Решение задач по теме «Электростатика»..
Подготовка к контрольной работе.
Индивидуальные задания.
52/7
Контрольная работа №5 по теме «Электростатика»
Законы постоянного тока
53/1
Электрический ток. Сила тока. Закон Ома для участка цепи.
Электрический ток. Сила тока. Напряжение. Сопротивление, удельное сопротивление. Закон Ома для участка цепи. Амперметр, вольтметр.
Источники тока. Амперметр, вольтметр, реостат, реохорд.
§ 104-106.
54/2
Электрическая цепь. Схема соединения проводников.
Последовательное, параллельное и смешанное соединение проводников. Расчет электрических цепей.
§ 107.
55/3
ЛР № 3 «Изучение последовательного и параллельного соединения проводников».
Выполнение ЛР по инструкции в учебнике.
Индивидуальные задания.
56/4
Работа и мощность электрического тока.
Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля-Ленца. Применение теплового действия тока.
Нагревание проводника электрическим током.
§ 108.
57/5
Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи.
Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи. Короткое замыкание.
§ 109, 110.
58/6
ЛР №4 «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока».
Выполнение ЛР по инструкции в учебнике.
Индивидуальные задания
59/7
Решение задач на применение закона Ома для полной цепи..
Решение задач на применение закона Ома для полной цепи.
Индивидуальные задания.
Электрический ток в различных средах
60/1
Электрическая проводимость различных веществ. Электронная проводимость металлов.
Опыты Рикке, Мандельштама-Папалекси, Стюарта-Толмена. основные положения электронной теории проводимости металлов. Зависимость сопротивления металлов от температуры. Сверхпроводимость.
Зависимость сопротивления от температуры проводника.
§ 111-114.
61/2
Электрический ток в полупроводниках. Полупроводниковые приборы.
Место полупроводников в таблице Менделеева. Зависимость сопротивления полупроводника от температуры и освещенности. Собственная и примесная проводимость полупроводников. Виды примесей. Электронно-дырочный переход. Полупроводниковый диод, транзистор, термистор, фоторезистор.
Полупроводниковый диод, транзистор, термистор, фоторезистор.
§ 115-119.
62/3
Электрический ток в вакууме. Электронно-лучевая трубка.
Условия существования электрического тока в вакууме. Термоэлектронная эмиссия. Электровакуумный диод. Устройство, принцип действия и применение электроннолучевой трубки.
Электровакуумный диод. Электронно-лучевая трубка.
§ 120, 121.
63/4
Электрический ток в жидкостях. Закон электролиза.
Природа свободных носителей заряда в растворах и расплавах электролитов, ток в них. Электролиз и его применение.
Сравнение электропроводимости воды и раствора поваренной соли, электролиз медного купороса.
§ 122, 123.
64/5
Электрический ток в газах. Виды самостоятельного разряда и их применение. Плазма.
Ионизация и рекомбинация. Самостоятельная и несамостоятельная проводимость газа. Ионизация электронным ударом. Тлеющий, дуговой, искровой и коронный разряды, их применение. Плазма.
Несамостоятельный, самостоятельный разряды.
§ 124-126.
65/6
Решение задач по темам «Законы постоянного тока», «Электрический ток в различных средах».
Подготовка к контрольной работе.
Индивидуальные задания.
66/7
Контрольная работа №6 по темам «Законы постоянного тока», «Электрический ток в различных средах».
Обобщающее повторение
67/1-68/2
11 класс
Обязательный
минимум
№
урока
Дата урока
Тема урока
Основное содержание учебного материала
Демонстрации
Домашнее
задание
Электродинамика (продолжение курса 10-го класса)
-
Магнитное поле тока. Явление электромагнитной индукции. Взаимосвязь электрического и магнитного полей. Электромагнитное поле.
-
Электромагнитные волны.
-
Волновые свойства света. Различные виды электромагнитных излучений и их различное применение.
-
Проведение опытов по исследованию явления электромагнитной индукции, электромагнитных волн, волновых свойств света.
-
Объяснение устройства и принципа действия технических объектов, практическое применение физических знаний в повседневной жизни при использовании микрофона, динамика, трансформатора, телефона, магнитофона.
Магнитное поле
1/1
Магнитное поле и его свойства.
Взаимодействие параллельных токов. Магнитное поле. индикаторы магнитного поля. взаимодействие магнита и тока. Опыт Эрстеда. Характеристика магнитного поля - вектор магнитной индукции.
Взаимодействие параллельных токов, ориентирующие действия магнитного поля на рамку с током.
§ 1, 2, 3 (1 часть), [1]
2/2
Действие магнитного поля на проводник с током и движущуюся заряженную частицу.
Модуль и направление силы Ампера. Правило левой руки. Принцип действия электроизмерительных приборов. громкоговоритель. Модуль и направление силы Лоренца. Применение силы Лоренца.
Устройство амперметра, вольтметра и громкоговорителя.
§ 3 (2 часть), 4, 5, 6.
3/3
Решение задач по теме «Магнитное поле».
Решение задач на применение формул, , , правила левой руки и правила буравчика.
Электромагнитная индукция
4/1
Явление электромагнитной индукции. Магнитный поток.
История открытия электромагнитной индукции. Различные случаи возникновения индукционного тока. Магнитный поток. Правило Ленца. Закон электромагнитной индукции.
Опыты по рис. 33, 34.
§ 8-11.
5/2
ЛР №1 «Изучение явления электромагнитной индукции».
Выполнение ЛР по инструкции в учебнике.
6/3
Самоиндукция. Индуктивность. Электродинамический микрофон.
Явление самоиндукции. Зависимость магнитного потока от силы тока. Индуктивность. Учет и применение самоиндукции в технике. Аналогия между самоиндукцией и инерцией. Энергия магнитного поля. Микрофон.
Опыты по рис. 46, 47.
§ 14-16.
7/4
Электромагнитное поле.
Возникновение магнитного поля при изменении электрического поля. Электромагнитное поле и его материальность.
§ 17.
8/5
Решение задач по темам «Магнитное поле», «Электромагнитная индукция».
Подготовка к контрольной работе
Индивидуальные задания.
9/6
Контрольная работа №1 по темам «Магнитное поле», «Электромагнитная индукция».
Механические и электромагнитные колебания
10/1
Свободные и вынужденные механические колебания
Понятие о свободных механических колебаниях. Колебательные системы. Характеристики гармонических колебаний.
Математический маятник. Груз на пружине.
§ 18-22.
11/2
ЛР №2 «Определение ускорения свободного падения при помощи маятника».
Выполнение ЛР по инструкции в учебнике.
12/3
Свободные и вынужденные электромагнитные колебания.
Понятие о свободных электромагнитных колебаниях. Аналогия между механическими и электромагнитными колебаниями. Гармонические колебания.
Колебательные системы. Опыт по рис. 72.
§ 27.
13/4
Колебательный контур. Превращение энергии при электромагнитных колебаниях.
Колебательный контур. Возникновение колебаний в контуре. Уравнения, описывающие количественные процессы в колебательном Контуре. Превращения энергии при электромагнитных колебаниях. Формула Томсона.
Колебательный контур.
§ 28-30.
14/5
Переменный электрический ток.
Понятие о переменном токе как вынужденных колебаниях в электрической цепи. Мгновенное, амплитудное и действующее значения силы тока и напряжения.
Осциллограммы переменного тока.
§ 31, 32.
Производство, передача и использование электрической энергии
15/1
Генерирование электрической энергии. Трансформаторы.
Производство электроэнергии. Устройство и принцип действия генератора переменного тока и трансформатора. Коэффициент трансформации. Работа трансформатора в режиме холостого хода и нагрузки.
Получение переменного тока. Превращение витка в магнитном поле. Устройство и действие магнитного трансформатора.
§ 37, 38.
16/2
Производство и использование электрической энергии. Экология и энергетика в ленинградской области. Передача электроэнергии.
Способы производства электроэнергии, их преимущества и недостатки. Использование электроэнергии в народном хозяйстве. Развитие энергетики и охрана окружающей среды. Перспективы использования безотходных и возобновляемых источников энергии. Схема преобразования электроэнергии. Пути уменьшения потерь при передаче электроэнергии.
Плакаты ГЭС, ТЭС, АЭС.
Действующая модель линии электропередач.
§ 39, 40
Механические и электромагнитные волны
17/1
Механические волны
Распространение и колебание в упругих средах. Поперечные и продольные волны. Длина волны. Скорость волны.
Волновая машина. Камертон.
§ 42-44
18/2
Электромагнитные волны. Свойства электромагнитных волн.
Опыты Герца. Свойства электромагнитных волн.
Опыты по рис. 136-139
§ 48, 49, 54.
19/3
Принципы радиотелефонной связи. Простейший радиоприемник.
Устройство приемника Попова. Принципы радиосвязи. Блок-схема радиовещательного тракта. Модуляция. Детектирование. Схема простейшего радиоприемника.
Простейший радиоприемник.
§ 51-53.
20/4
Радиолокация. Понятие телевидения.
Понятие радиолокации. Принцип действия радара. Применение радиолокации. Принципы телевидения.
К/ф «Радиолокация», «Телевидение».
§ 55-57.
21/5
Развитие средств связи. Биологическое воздействие электромагнитных волн и защита от них.
Основные направления развития средств связи. Вредное воздействие электромагнитных волн и защита от них.
§ 58.
22/6
Решение задач по теме «Электромагнитные колебания и волны
Подготовка к контрольной работе.
Индивидуальное задание.
23/7
Контрольная работа №2 по теме «Электромагнитные колебания и волны».
Световые волны
24/1
Скорость света.
Развитие взглядов на природу света. Методы определения скорости света.
§ 59.
25/2
Законы отражения и преломления света.
Принцип Гюйгенса. Закон отражения света. Плоское зеркало. Закон преломления света. Ход лучей в трехгранных призмах.
Опыты 66-72
§ 60, 61.
26/3
Решение задач по теме «Геометрическая оптика».
Решение задач № 1023, 1025, 1027, 1034, 1036, 1038.
№ 1026, 1035, 1037, [2]
27/4
ЛР «Измерение показателя преломления стекла»
Выполнение ЛР по инструкции в учебнике.
Индивидуальное задание
28/5
Линзы.
Виды линз. Фокус линзы. Фокусное расстояние и оптическая сила линзы. Построение изображения в линзе.
Получение различных изображений с помощью линз.
§ 63, 64
29/6
Формула тонкой линзы. Увеличение линзы.
Формула тонкой линзы. Увеличение линзы. Решение задач на применение формул тонкой линзы и увеличения линзы.
§ 65, № 1066, 1068.
30/7
Дисперсия света. Решение задач.
Опыты Ньютона по разложению света. Дисперсия света.
Опыты с трехгранной призмой и светофильтрами.
§ 66, № 1080, 1082.
31/8
Интерференция света. Дифракция света.
Условие когерентности световых волн. Интерференция в тонких пленках. Кольца Ньютона. Применение интерференции. Опыт Юнга. Теория Френеля. Дифракционная решетка.
Интерференция в тонких пленках. дифракционные картины от различных препятствий. Дифракционная решетка.
§ 68, 69, 71, 72.
32/9
ЛР №4 «Измерение длины световой волны».
Выполнение ЛР по инструкции в учебнике.
Индивидуальные задания
33/10
Поляризация света. Электромагнитная теория света.
Опыты с турмалином. Поперечность световых волн. Поляроиды. Применение поляризации света. Доказательства электромагнитной природы света.
Опыты по рис. 216.
§ 73.
Элементы теории относительности
34/1
Постулаты теории относительности.
Принцип относительности в механике и электродинамике. Постулаты теории относительности. Относительность одновременности.
§ 75, 76.
35/2
Релятивистская динамика.
Основные следствия, вытекающие из постулатов теории относительности. Принцип соответствия.
§ 78, 79.
36/3
Связь между массой и энергией.
Энергия покоя. Полная энергия тела. Формула Эйнштейна.
§ 80.
Излучение и спектры
37/1
Виды излучений. Источники света.
Условия излучения света атомами. Тепловое излучение. Электролюминесценция. Хемилюминесценция. Катодолюминесценция. Фотолюминесценция. Применение различных видов излучения.
Лампа накаливания. Люминесцентная лампа.
§ 81.
38/2
Инфракрасное, ультрафиолетовое и рентгеновское излучение.
Источники, приемники ИК, УФ, рентгеновского излучений. Свойства и применения этих излучений. Биологическое действие ИК, УФ, рентгеновского излучений и защита от них.
Невидимые излучения в спектре нагретого тела.
§ 85, 86.
39/3
Шкала электромагнитных излучений.
Общие черты и различия различных видов излучения.
Таблица «Шкала электромагнитных излучений».
§ 87, краткие итоги глав 8-10.
40/4
Повторительно-обобщающий урок по теме «Электродинамика».
Обобщающие повторения. Итоговый тест.
Квантовая физика и элементы астрофизики
Световые кванты
-
Гипотеза Планка о квантах. Фотоэффект. Фотон. Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. Корпускулярно-волновой дуализм. Соотношение неопределенностей Гейзенберга.
-
Планетарная модель атома. Квантовые постулаты Бора.
-
Лазеры.
-
Модель и строение атомного ядра. Ядерные силы. Дефект массы и энергия связи ядра.
-
Ядерная энергетика. Влияние ионизирующей радиации на живые организмы. Доза излучения. Закон радиоактивного распада. Его статистический характер. Элементарные частицы.
-
Фундаментальные взаимодействия.
-
Солнечная система. Звезды и источники их энергии. Современные представления о происхождении и эволюции Вселенной. применимость законов физики для объяснения природы космических объектов.
-
Наблюдение и описание движения небесных тел.
Проведение исследований процессов излучения и поглощения света, явление фотоэффекта и устройств, работающих на его основе, радиоактивного распада, работы лазера, дозиметров.
41/1
Фотоэффект. Уравнения Эйнштейна.
Гипотеза Планка о квантах. Явление фотоэффекта. Законы фотоэффекта. Красная граница фотоэффекта. Уравнение Эйнштейна.
Фотоэффект на установке с цинковой пластиной. Законы внешнего фотоэффекта.
§ 88, 89.
42/2
Фотоны.
Кванты света. Энергия и импульс фотона. Гипотеза де Бройля. Корпускулярно-волновой дуализм. Решение задач.
§ 90.
43/3
Применение фотоэффекта. Химическое действие света.
Полупроводниковые и вакуумные фотоэлементы. Их применение. Химическое действие света и его применение.
Устройство и действие вакуумного и полупроводникового фотоэлементов. Фотореле.
§91, 93.
44/4
Решение задач по теме «Фотоэффект».
Решение задач на применение формул, , , , .
Индивидуальное задание
Атомная физика
45/1
Строение атома. Опыты Резерфорда.
Развитие представлений о строении атома. Опыты Резерфорда. Планетарная модель строения атома.
Модель опыта Резерфорда.
§ 94.
46/2
Квантовые постулаты Бора. Испускание и поглощение света атомами. Виды спектров.
Постулаты Бора. Модель атома водорода по Бору. Излучение и поглощение света атомами. Виды спектров.
Спектроскоп. Таблицы спектров.
§ 95, 83.
47/3
Лазеры.
Индуцированное излучение. Лазеры. Принцип действия лазера. Свойства лазерного излучения. Применение лазеров.
Лазерная указка.
§ 97.
Физика атомного ядра
48/1
Радиоактивность.
Открытие радиоактивности. Радиоактивность. Виды радиоактивных излучений и их свойства. Закон радиоактивного распада.
§ 99-102
49/2
Строение атомного ядра. Ядерные силы. Энергия связи атомных ядер.
Протонно-нейтронная модель ядра. Изотопы. Ядерные силы. Энергия связи.
Таблица Менделеева.
§ 105, 106.
50/3
Ядерные реакции. Деление ядер урана. Цепная реакция.
Ядерные реакции. Энергетический выход ядерных реакций. Механизм деления ядра урана. Условие протекания цепной реакции.
Плакат «Деление ядер урана».
§ 107-109.
51/4
Ядерный реактор. Техника безопасности на ядерных устройствах.
Основные элементы ядерного реактора. Виды реакторов. ТБ при работе на ядерных установках. ПИЯФ.
Схема ядерного реактора.
§ 110.
52/5
Термоядерные реакции. Применение ядерной энергии.
Термоядерные реакции, условия их протекания. Развитие ядерной энергетики. Ядерное оружие. ЛАЭС.
§ 112.
53/6
Биологическое действие радиоактивных излучений. Радиация и биосфера.
Влияние ионизирующей радиации на живые организмы. Доза излучения. Защита организмов от излучения.
Дозиметр.
§ 114.
54/7
Решение задач по теме «Квантовая физика».
Подготовка к контрольной работе.
Индивидуальное задание.
55/8
Контрольная работа по теме «Квантовая физика»
Элементарные частицы
56/1
Физика элементарных частиц.
Три этапа в развитии физики элементарных частиц. Частицы и античастицы. БАК.
§ 115, 116.
Значение физики для объяснения мира и развития производительных сил общества
57/1
Единая физическая картина мира.
Механическая картина мира. Электромагнитная картина мира. Единство строения материи. Современная физическая картина мира. Научное мировоззрение.
§ 117.
58/2
Физика и НТР.
Роль физики в развитии техники.
Технические устройства.
§ 118.
Строение Вселенной
59/1
Строение Солнечной системы.
Солнечная система. Планеты земной группы. Планеты гиганты. Малые тела Солнечной системы. Законы небесной механики.
Модель Солнечной системы.
§ 7-11, [4]
60/2
Система Земля-Луна.
Основные движения Земли. Луна - спутник Земли. Солнечные и Лунные затмения. Физические условия на Луне.
Схема Солнечных и Лунных затмений.
§ 12, 13.
61/3
Общие сведения о Солнце.
Физические характеристики Солнца. Строение атмосферы Солнца. Солнечная активность.
§ 18, 19.
62/4
Источник энергии и внутреннее строение Солнца.
Источник энергии и внутреннее строение Солнца. Перспективы использования солнечной энергии. Радиоизлучение Солнца. Солнце и жизнь Земли.
§ 22, 23.
63/5
Физическая природа звезд.
Цвет и температура звезд. Спектр и химический состав звезд. Светимость звезд. Физические характеристики звезд и их связь между собой.
§ 24, 25.
64/6
Наша Галактика.
Млечный путь. Состав Галактики. Строение Галактики. Радиоизлучение Галактики.
§ 28
65/7
Происхождение и эволюция галактик и звезд.
Возраст галактик и звезд. Происхождение и эволюция звезд. Основы современной космологии. Жизнь и разум во Вселенной.
§ 31, 33
Обобщающее повторение
66/1-68/3