Рабочая программа по физике для 7 класса

Рабочая программа по физике в 7-м классе на 2013 -2014учебный год составлен на основе: федерального компонента государственного образовательного стандарта; примерной программы основного общего образования по физике.              Изучение физики направлено на достижение следующих целей: освоение знаний о строении вещества, механических и молекулярных явлений; величинах характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технол... воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры.
Раздел Физика
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рассмотрено

на заседании ШМО

_________________

/ Д.К.Зиангирова/

«___» __________2013г.

Согласовано

ЗДУВР _________

/Р.С.Магизянова/

«___» _________ 2013г.

Утверждено

приказом №___ по Керлигачской ООШ

от «___» ___________ 2013г.

Директор школы

________________

/С.Р.Салахова/


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Керлигачская ООШ»

Лениногорского муниципального района РТ

Мукимовой Алсины Агдасовны

по учебному предмету «Физика»

для 7 класса



2013/2014 учебный год











7 класс

Пояснительная записка

Рабочая программа по физике в 7-м классе на 2013 -2014учебный год составлен на основе:

  • федерального компонента государственного образовательного стандарта;

  • примерной программы основного общего образования по физике.

Изучение физики направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о строении вещества, механических и молекулярных явлений; величинах характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;

  • воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры.

Основные задачи данной рабочей программы:

  • сформировать умения проводить наблюдения природных явлений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач.

  • научить использовать полученные знания и умения для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий:

  1. Пёрышкин, А.В. Физика. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений/ А.В. Пёрышкин, Е.М.- М.: Дрофа, 2006г.

  2. Н.И.Павленко, К.П.Павленко. Тестовые задания по физике- М. «Школьная пресса»

Согласно базисному учебному плану рабочая программа рассчитана на 70 часов в год, 2 часа в неделю.

Из них:

контрольные работы - 6 часов;

лабораторные работы - 11 часов.

При организации учебного процесса используется следующая система уроков:

Урок - исследование -на урокеучащиеся решают проблемную задачу исследовательского характера аналитическим методом и с помощью компьютера с использованием различных лабораторий.

Комбинированный урок - предполагает выполнение работ и заданий разного вида.

Урок - игра - на основе игровой деятельности учащиеся познают новое, закрепляют изученное, отрабатывают различные учебные навыки.

Урок решения задач - вырабатываются у учащихся умения и навыки решения задач на уровне обязательной и возможной подготовке.

Урок - тест - тестирование проводится с целью диагностики пробелов знаний, контроля уровня обученности учащихся, тренировки технике тестирования.

Урок - самостоятельная работа - предлагаются разные виды самостоятельных работ.

Урок - контрольная работа - урок проверки, оценки и корректировки знаний. Проводится с целью контроля знаний учащихся по пройденной теме.

Урок - лабораторная работа - проводится с целью комплексного применения знаний.

В программу внесены изменения: за счёт резервного времени, уменьшено или увеличено количество часов на изучение некоторых тем. Сравнительная таблица приведена ниже.

Раздел

Количество часов в примерной программе

Количество часов в рабочей программе

Введение

4

4

Первоначальные сведения о строении вещества

5

5

Взаимодействие тел

21

21

Давление твёрдых тел, жидкостей и газов. (25 ч)

23

25

Работа и мощность. Энергия (13 ч)

13

11

Повторение курса физики 7 класса. Решение задач.

4

4

ИТОГО:

70

70

Внесение данных изменений позволит охватить весь изучаемый материал по программе, повысить уровень обученности учащихся по предмету, а также более эффективно осуществить индивидуальный подход к обучающимся.



Требования к уровню подготовки учащихся

Ученик должен знать/понимать:

• смысл понятий: физическое явление, физический закон, взаимодействие, инерция;

  • смысл физических величин: путь, скорость, сила, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия;

  • смысл физических законов: закона Паскаля;

уметь

описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, неравномерное прямолинейное движение, применять основные положения МКТ для объяснения диффузии, различия между агрегатными состояниями вещества;

  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, силы;

  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

  • приводить примеры практического использования физических знаний о явлениях;

  • решать задачи на применение изученных физических законов;

  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, математических символов, рисунков);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники.



Содержание программы учебного предмета, курса, дисциплины.

(70 часов)

Введение. (4 ч)

Что изучает физика. Физические явления. Наблюдения, опыты, измерения. Погрешности измерений. Физика и техника.

Лабораторные работы и опыты.

Измерение физических величин с учетом абсолютной погрешности.

Первоначальные сведения о строении вещества. (5 ч)

Молекулы. Диффузия. Движение молекул. Броуновское движение. Притяжение и отталкивание молекул. Различные состояния вещества и их объяснение на основе молекулярно-кинетических представлений.

Лабораторная работа. Измерение размеров малых тел.

Взаимодействие тел. (21 ч)

Механическое движение. Равномерное движение. Скорость. Инерция. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы тела с помощью весов. Плотность вещества.

Явление тяготения. Сила тяжести. Сила, возникающая при деформации. Упругая деформация. Закон Гука. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой.

Динамометр. Графическое изображение силы. Сложения сил, действующих по одной прямой.

Центр тяжести тела.

Трение. Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя. Подшипники.

Лабораторные работы.

Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении. Измерение скорости. Измерение массы тела на рычажных весах. Измерение объема твердого тела. Измерение плотности твердого тела. Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружины. Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления. Определение центра тяжести плоской пластины.

Давление твердых тел, газов, жидкостей. (25 ч)

Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления на основе молекулярно-кинетических представлений. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе. Сообщающиеся сосуды. Шлюзы.

Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Барометр-анероид. Изменение атмосферного давления с высотой. Манометр. Насос. Гидравлический пресс. Гидравлический тормоз.

Архимедова сила. Условие плавания тел. Водный транспорт. Воздухоплавание.

Лабораторные работы.

Измерение давления твердого тела на опору. Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело. Выяснение условий плавания тела в жидкости.

Работа и мощность. Энергия. (11 ч)

Работа силы, действующей по направлению движения тела. Мощность. Простые механизмы. Условия равновесия рычага. Момент силы. Равновесие тела с закрепленной осью вращения. Виды равновесия тел.

«Золотое правило» механики. Коэффициент полезного действия.

Потенциальная энергия поднятого тела, сжатой пружины. Кинетическая энергия движущегося тела. Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения полной механической энергии. Энергия рек и ветра.

Лабораторные работы.

Выяснение условия равновесия рычага. Измерение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.

Итоговое повторение (4 ч)



Формы и средства контроля.

Основными методами проверки знаний и умений учащихся по физике являются устный опрос, письменные и лабораторные работы. К письменным формам контроля относятся: физические диктанты, самостоятельные и контрольные работы, тесты. Основные виды проверки знаний - текущая и итоговая. Текущая проверка проводится систематически из урока в урок, а итоговая - по завершении темы (раздела), школьного курса. Ниже приведены контрольные работы для проверки уровня сформированности знаний и умений учащихся после изучения каждой темы и всего курса в целом.










Тема урока

Тип урока

Кол-во уро

ков

Дата проведения

Примечание

план

факт

Введение . Физика и физические методы изучения природы

4


1

Что изучает физика. Наблюдение и опыт.

Изучение нового УМ

1

4.09

2

Физические величины. Измерение физических величин. Точность и погрешность измерений.

Комбинированный

1

6.09


3


Л/р №1 «Определение цены деления измерительного прибора».

Формирование практических навыков.

Л/р по инструкции.

1

11.09

4

Физика и техника.

Физ.диктант№1.

Изучение нового УМ.

Урок- конференция.

1

13.09

Первоначальные сведения о строении вещества

5

5

Строении вещества. Молекулы. Движение молекул. Броуновское движение.

Изучение нового УМ.

1

18.09

6

Л/р №2 «Измерение размеров малых тел».

формирование практических навыков.

Л/р по инструкции.

1

20.09

7

Диффузия в газах, жидкостях, твердых телах. Взаимное притяжение и отталкивание молекул.

Изучение нового УМ.

1

25.09

8

Три состояния вещества. Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов.

Комбинированный

1

27.09

9

Повторительно-обобщающий урок по теме «Первоначальные сведения о строении вещества»

Физ. диктант №2

Систематизация и обобщение изученного материала

1

2.10

Взаимодействие тел

21

10

Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение.

ИНМ

1

4.10

11

Скорость. Единицы скорости.Лаб.работа №3 «Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении. Измерение скорости»

Комбинированный

1

9.10

12


Расчёт пути и времени движения. Решение задач.

Отработка практических умений.

1

11.10

13


Явление инерции.

Решение задач.

Комбинированный

1

16.10

14

Взаимодействие тел.

КУ

1

18.10

15

Диагностика №1 «Мех.движение»

Масса тела. Единицы массы. Измерение массы тела на весах.

ИНМ.

1

23.10

16

Л/р №4

«Измерение массы тела на рычажных весах»

Урок комплексного применения ЗУН

1

25.10

17

Плотность вещества.

УОНМ

1

30.10

18

Л/р №5

«Измерение объёма тела»

. Урок комплексного применения ЗУН

1

1.11


19


Решение задач «Плотность»

Л/р №6

«Определение плотности вещества твердого тела»

Урок комплексного применения ЗУН

1

13.11

20

Расчёт массы и объёма тела по его плотности.

Физ. диктант №3.

Отработка практических умений.

1

15.11


21

Решение задач. Подготовка к контрольной работе.

Систематизация и обобщение изученного материала.

1

20.11


22

Контрольная работа №1 по теме «Механическое движение. Масса тела. Плотность вещества.»

Контроль ЗУН.

1

22.11

23

Сила. Сила возникающая при деформации. Явление тяготения

Сила тяжести.

ИНМ

1

27.11

24

25


Сила упругости. Закон Гука.

ИНМ

1

29.11

Вес тела.

УОНМ

1

4.12

26

Единицы силы. Связь

между силой тяжести и массой тела.Диагностика №2 «Силы»

Отработка практических умений.

1

6.12

27

Динамометр. Графическое изображение силы. Л/р №7«Градуирование пружины и измерение сил динамометром»

Формирование практических навыков.

1

11.12

28


Сложение двух сил, направленных по одной прямой

Отработка практических умений.

1

13.12

29

Сила трения. Трение скольжения. Трение покоя. Трение качения.

Физ. диктант №4.

Изучение нового УМ

1

18.12

30


Трение в природе и технике. Подшипники. Кратковременная контр.работа №2 по теме: «Сила. Равнодействующая сил».

Контроль ЗУН.

1

20.12

Давление твёрдых тел, жидкостей и газов

25


31

Давление. Единицы давления. Давление твердых тел.

ИНМ

1

25.12

32

Способы уменьшения и увеличения давления.

К

1

10.01

33

Диагностика №3 «Давление твердых тел»

Давление газа.

ИНМ

1

15.01

34


Закон Паскаля.

ИНМ.

1

17.01

35

Давление в жидкости и газе. Кратковременная контрольная работа № 3 по теме: «Давление. Закон Паскаля».

К

1

22.01

36


Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда.

Отработка практических умений.

1

24.01

37


Решение задач по теме:

«Давление жидкости на дно и стенки сосуда»

Отработка практических умений

1

29.01

38


Диагностика №4 «Давление жидкостей»

Сообщающиеся сосуды.

Шлюзы

ИНМ

1

31.01

39

Вес воздуха. Атмосферное давление.

Почему существует воздушная оболочка Земли.

ИНМ

1

5.02

40


Измерение

атмосферного давления. Опыт Торричелли.

Физ.диктант №5

ИНМ

1

7.02

41


Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах.

К

1

12.02

42


Решение задач по теме:

«Давление жидкости на дно и стенки сосуда. Правила сообщающихся сосудов. Измерение атмосферного давления».

Отработка практических умений.

1

14.02

43

Кратковременная контрольная работа № 4 по теме: «Давление в жидкости и газе». Манометры.

Урок контроля и коррекции знаний

1

19.02

44

Поршневой жидкостный насос.

ИНМ

1

21.02

45

Гидравлический пресс.

Гидравлический тормоз

ИНМ

1

26.02

46


Действие жидкостей и газов на погруженное в них тело.

Изучение нового УМ. Проблемно-поисковый.

Беседа, демонстрация.

1

28.02

47

Архимедова сила.

Отработка практических

1

5.03

48

Л/р № 8«Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело».

Формирование практических навыков

1

7.03

49

Плавание тел. Водный транспорт.

ИНМ

1

12.03

50

Решение задач по теме: «Определение архимедовой силы».

Отработка практических умений

1

14.03

51

Л\Р № 9 «Выяснение условий плавания тела в жидкости».

Формирование практических навыков.

1

19.03

52

Диагностика № 5

« Архимедова сила»

Плавание судов.

К

1

21.03

53

Воздухоплавание.

ИНМ

1

4.04

54

Повторение темы: «Давление твердых тел, жидкостей и газов».

Систематизация и обобщение изученного материала.

1

9.04


55

Контрольная работа № 5 по теме: «Давление твердых тел, жидкостей, и газов».

Контроль ЗУН.

1

11.04

Работа и мощность. Энергия

11


56

Механическая работа.

Отработка практических умений

1

16.04

57

Мощность.

К

1

18.04

58

Простые механизмы.

Рычаг. Равновесие сил на рычаге.

ИНМ.

1

23.04

59

Момент силы.

Диагностика №6 «Работа и мощность»

Отработка практических умений

1

25.04

60


Л/р № 10 «Выяснение условия равновесия рычага». Рычаги в природе, технике, быту.

Формирование практических умений.

1

30.04

61

Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило» механики.

ИНМ

1

2.05

62

Решение задач по теме: «Золотое правило механики».

Отработка практических умений.

1

7.05

63


Коэффициент полезного действия механизма. Решение задач.

К

1

9.05

64

Л/Р № 11«Определение КПД простых механизмов».

Формирование практических навыков.

1

14.05

65


Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия.

Кратковременная контрольная работа № 6 по теме: «Работа и мощность».

К.У

1

16.05


66

Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения полной механической энергии.

Энергия рек и ветра.

ИНМ.

1

21.05

67-69

Повторение изученного материала за год

Систематизация и обобщение изученного материала

3

23.05

28.05


70

Итоговый урок.

Систематизация и обобщение изученного материала.

1

30.05











Оборудование к лабораторным работам

Лабораторная работа № 1.

«Определение цены деления измерительного прибора»

Оборудование: измерительный цилиндр, стакан с водой, колба.

Лабораторная работа № 2.

«Измерение размеров малых тел».

Оборудование: линейка, дробь, горох, иголка.

Лабораторная работа № 3.

«Измерение массы тела на рычажных весах».

Оборудование: весы, гири, три небольших тела разной массы.

Лабораторная работа № 4.

«Измерение объема тела».

Оборудование: мензурка, тела неправильной формы, нитки.

Лабораторная работа № 5.

«Определение плотности твердого тела».

Оборудование: весы, гири, мензурка, твердое тело, нитка.

Лабораторная работа №6.

«Градуирование пружины и измерение сил динамометром»

Оборудование: динамометр, шкала которого закрыта бумагой, набор грузов, штатив.

Лабораторная работа №7.

«Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело»

Оборудование: динамометр, штатив, два тела разного объема, стаканы с водой и насыщенным раствором соли в воде.

Лабораторная работа №8.

«Выяснение условия плавания тел в жидкости»

Оборудование: весы, гири, мензурка, пробирка-поплавок с пробкой, проволочный крючок, сухой песок, сухая тряпка.

Лабораторная работа №9.

«Выяснение условия равновесия рычага»

Оборудование: рычаг на штативе, набор грузов, масштабная линейка, динамометр.

Лабораторная работа№10.

«Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости»

Оборудование: доска, динамометр, линейка, брусок, штатив .





© 2010-2022