Урок по теме: «Техника, ставшая спутником и помощником человека»

Урок - конференция по теме:«Техника, ставшая спутником и помощником человека». Цель урока: Познакомить с творчеством изобретателей на конкретных примерах. Выявить особенности творческого процесса, связанного с созданием новых механизмов и приборов.Вопросы для обсуждения: Как необходимость создания военной техники стимулирует творчество изобретателей и учёных? В чем сходство и различие творчества изобретателя и творчества художника? Всегда ли востребовано творчество изобретателя?
Раздел Физика
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Филиал ГБОУ ВО МО «Университет «Дубна» - ЛПГК









ФИЗИКА

Развернутый план - конспект

Тема:

«Техника, ставшая спутником и помощником человека»









Преподаватель физики: Рубцова Ольга Михайловна





















ЛЫТКАРИНО -2016

Урок - конференция

« Техника, ставшая спутником и помощником человека»



Цель урока: Познакомить с творчеством изобретателей на конкретных примерах. Выявить особенности творческого процесса, связанного с созданием новых механизмов и приборов

Задачи урока:

  • образовательные: обобщить материал как систему знаний.

  • воспитательные: воспитывать общую культуру, эстетическое восприятие окружающего мира; создать условия для реальной самооценки учащихся, реализации его как личности.

  • развивающие: развивать умение классифицировать, выявлять связи, формулировать выводы; развивать коммуникативные навыки при работе в группах, развивать познавательный интерес; развивать умение объяснять особенности:, закономерности:, анализировать:, сопоставлять:, сравнивать: и т.д.



Ход урока:

«Глаз как владыка чувств, исполняет свой долг,

поставляя препятствия тем смутным и

обманчивым рассуждениям - назову их научным, -

которые при великом шуме и хлопанье ладош

происходят на диспутах.»

Леонардо да Винчи

? Как необходимость создания военной техники стимулирует творчество изобретателей и учёных? В чем сходство и различие творчества изобретателя и творчества художника? Всегда ли востребовано творчество изобретателя?

Цель конференции: Ознакомиться с творчеством изобретателей на конкретных примерах. Понять особенности творческого процесса, связанного с созданием новых механизмов и приборов.

План конференции

1. Изобретения Архимеда, связанные с военными действиями.

2. Творческая деятельность Леонардо да Винчи.

3. Жизнь и творчество русских изобретателей 18-го века.

Источники информации

  1. Детская энцеклопедия.

  2. Страници истории науки и техники/ В.А.Кирилин. - М.: Наука, 1994.

  3. Физика. Великие открытия / В.Азерников. - М.: ОЛМА-Пресс, 2000

Сообщение 1

Военный заказ на изобретение: от Архимеда до наших дней.

Человечество с древних времён использовало мастерство ремесленников и талант изобретателей. Наиболее известны иобретения, Связанные с именем древнегреческого ученого Архимеда.

АРХИМЕД (лат. Archimedes, греч. Архимидис) (около 287 до н.э., Сиракузы, Сицилия - 212 до н.э., там же), древнегреческий ученый, математик и механик, основоположник теоретической механики и гидростатики. Разработал предвосхитившие интегральное исчисление методы нахождения площадей, поверхностей и объемов различных фигур и тел. В основополагающих трудах по статике и гидростатике (закон Архимеда) дал образцы применения математики в естествознании и технике. Архимеду принадлежит множество технических изобретений (архимедов винт, определение состава сплавов взвешиванием в воде, системы для поднятия больших тяжестей, военные метательные машины), завоевавших ему необычайную популярность среди современников. «Лапа Архимеда», уникальная подъемная машина и прообраз современного крана. Внешне она была похожа на рычаг, выступающий за городскую стену и оснащенный противовесом. Полибий во «Всемирной истории» писал, что если римский корабль пытался пристать к берегу около Сиракуз, этот «манипулятор» под управлением специально обученного машиниста захватывал его нос и переворачивал (вес римских трирем превышал 200 тонн, а у пентер мог достигать и всех 500), затапливая атакующих.

Урок по теме: «Техника, ставшая спутником и помощником человека» burninghearts.clan.su/forum/23-50-1
Подъемный кран - тоже оружие.

Сообщение 2

Леонардо да Винчи - ученый или художник?

Изобретения: ему принадлежат «авторские права» на парашют, вертолет, акваланг, пулемет, автомобиль и массу других механизмов, без которых невозможно представить современную цивилизацию. Так, прообразом современного танка стал разработанный гением XV века тяжелый фургон, окованный броней и вооруженный со всех сторон пушками.
Источником для изучения научных воззрений Леонардо да Винчи являются так называемые «кодексы», объединившие исследования ученого в области физики, химии, медицины, астрономии, анатомии, математики.

Изобретенный им винт лег в основу конструкции вертолета. Деревянный двухколесный движущийся механизм послужил прототипом велосипеда. Леонардо да Винчи известен как конструктор ткацких станков, печатных, деревообрабатывающих и землеройных машин, приборов для шлифовки стекла, металлургических печей.
После наблюдения за сценами военных сражений Леонардо создал портативную лестницу, идеально подходящую для штурма дворцов и крепостей. В наши дни это приспособление применяется при спасении людей на пожарах.
Теоретический вклад Леонардо в науку содержится в его исследованиях по «тяжести, силе, давлению и удару... детям движения...». moikompas.ru/compas/davinci

Урок по теме: «Техника, ставшая спутником и помощником человека»

Сообщение 3

Русские изобретатели 18-го века. Благодаря усилиям Петра 1 наука и техника пришли в Россию. Оказалось, Русская земля богата талантами, которые могли соперничать с европейцами. К сожалению, в связи с менее развитой промышленностью в России изобретательская деятельность была практически невостребована, и многие изобретения талантливых инженеров, сделанные даже раньше, чем в Европе, оказались забытыми.

Выдающиеся техники и изобретатели. ХVIII век стал временем прорыва в научно-технической мысли России.

  1. Андрей Константинович Наргков построил первый токарный станок с суппортом (1729) и скорострельную батарею из 44 мортир (1741).

  2. Иван Федорович и Михаил Иванович Моторины в 1735 году отлили Царь-колокол - самый большой в мире.

  3. Михаил Васильевич Ломоносов создал в 1745 году первую в мире действующую модель вертолета.

  4. Родион Глинков построил в 1760 году гребнечесальную машину, заменившую труд 30 человек.

  5. Выдающийся теплотехник Иван Иванович Ползунов (1728- 1766) в 1763 году разработал проект универсального парового двигателя непрерывного действия, а в 1765 году создал для заводских нужд первую паровую машину.

  6. Выдающимся русским гидротехником был Козьма Дмитриевич Фролов (1726-1800), создавший в 70-х годах на Эмеиногорском руднике уникальную установку в виде системы водяных колес, с помощью которых производилась откачка воды и подача руды из шахты. Это было настоящее чудо русской техники.

  7. Одним из крупнейших изобретателей и механиков ХVIII века был Иван Петрович Кулибин (1735-1818). Он усовершенствовал шлифовку стекол для оптических приборов и создал в 1773- 1775 годах уникальный микроскоп. Разработал проект и создал модель одноарочного моста через Неву с пролетом 298 м. Создал «зеркальный фонарь» - прототип прожектора. Изобрел семафорный телеграф. Был автором создания «водоходов» (судов, способных двигаться против течения реки) и самобеглой (самодвижущейся) коляски». Особенно много Кулибин смог сделать для двора: им были созданы уникальные дворцовые часы, разработан и построен для императрицы дворцовый лифт. Г. Р. Державин назвал Кулибина «Архимедом наших дней».

Подведение итогов

Деятельность ученых и изобретателей такой же творческий процесс. Как и деятельность представителей искусства и литературы. История сохранила для нас имена гениев одинаково талантливых в обеих сферах. Деятельность ученых и изобретателей служила на протяжении истории как мирным, так и военным целям. Наиболее эффективной эта деятельность является тогда. Когда она востребована обществом.

Таблица - отчет в тетрадях студентов


Цель урока:



№ п/п

ФИО

выступающего

Тема сообщения

Что нового узнали?

1




2




3




4




5




6







© 2010-2022