Рабочая программа по физике 8 класс

Раздел Физика
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по физике 8 класс



Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 18



УТВЕРЖДАЮ


Директор школы Н.В. Антонова


Приказ № 01-06/300 от 01.09.2015 г.



СОГЛАСОВАНО


Руководитель ШМО М.А.Степанова



Протокол № 1 от 27.08.2015 г.


Рабочая программа

по физике


в 8 классе

Катеринич Алены Ивановны



2015-2016 учебный год



Рабочая программа по физике 8 класс










г. Ярославль

Раздел № 1. Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта, методического письма "О преподавании учебного предмета «Физика» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2015/2016 учебном году", авторской программы «Физика. 7-9 классы» Е.М. Гутник, А.В. Перышкина (Дрофа, 2008 год), а также примерной программы основного общего образования по физике (7-9 классы, авторы: В.А.Орлов, О.Ф.Кабардин, В.А.Коровин, А.Ю.Пентин, Н.С.Пурышева, В.Е.Фрадкин, Дрофа, 2008 год).

В программе указаны содержание тем курса, распределение учебных часов по разделам, последовательность изучения материала с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, межпредметных и внутрипредметных связей.

В учебном процессе по физике могут использоваться следующие формы практической деятельности: лабораторная работа, лабораторный опыт.

Отметка за лабораторную работу выставляется обязательно всем обучающимся, принимавшим участие в работе, в клетку журнала с датой фактического выполнения работы.

Лабораторный опыт проводится в режиме, предусмотренном учителем, его проведение фиксируется при записи в журнале темы урока, отметка выставляется по усмотрению учителя.

С целью сокращения объема записей в журналах рекомендуется в рабочей программе вводить сквозную нумерацию лабораторных опытов, тогда при записи в журнале в виде исключения при недостатке места можно указать соответствующий номер опыта из рабочей программы, не раскрывая их содержания. Содержание лабораторных работ должно указываться полностью.

Программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

1. Учебник «Физика. 8 класс», автор А.В. Перышкин, Москва, Дрофа, 2010 год.

2. «Сборник задач по физике 7-9 класс для общеобразовательных учреждений», В.И. Лукашик,

Е.В.Иванова, Москва, Просвещение, 2009 год.

Учебно-методический комплекс входит в федеральный перечень учебников на 2015/16 учебный год и рекомендован МО РФ.

По количеству часов, отведенных на изучение каждой конкретной темы, программа соответствует государственному стандарту основного общего образования.

На изучение физики в 8 классе отводится 2 часа в неделю. При 34 учебных неделях общее количество, отведенное на изучение предмета, составляет 68 часов.


Раздел № 2. Цели обучения

  • освоение знаний о тепловых, электрических и магнитных явлениях, электромагнитных волнах; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

  • овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;

  • воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.


Раздел № 3. Распределение учебных часов в течение года

Учебный период

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Учебный

год

1

2

3

4

5

6

  1. Количество часов в неделю

2

2

2

2

-

  1. Количество часов на год (четверть)





68

  1. Резервное время



  1. *Кол-во контрольных, практических, лабораторных работ






  • контрольных работ






  • лабораторных работ






  • лабораторных опытов






Раздел № 4. Тематическое планирование

раздела (главы)

Наименование темы

Всего часов

Сроки

прохождения

Кол-во контрольных, практических, лабораторных работ

1

2

3

4

5

1

Тепловые явления

25

01.09-07.12

к/р-3, л/р-3, л/о-1

2

Электрические явления

26

07.12-22.03

к/р-2, л/р-5, л/о-5

3

Электромагнитные явления

5

31.03-19.04

л/р-1, л/о-4

4

Световые явления

9

19.04-24.05

к/р-1, л/р-3, л/о-3

5

Обобщающее повторение

3

17.03-22.03

19.05-31.05

к/р-1


Раздел № 6. Мониторинг успешности усвоения учебного материала


Дата

Тема контрольной работы

Класс

Кол-во уч-ся в классе

Выполняли работу

Справились

Получили «4»-«5»

1

3

4

5

6

7

8

Диагностическая контрольная работа № 1.




Контрольный урок № 2 по теме «Тепловые явления».













Контрольный урок № 3 за 1 полугодие по теме «Тепловые явления».













Кратковременная контрольная работа № 4 «Электризация тел. Строение атома».













Контрольный урок № 5 по теме «Электрические явления. Электрический ток».




Кратковременная контрольная работа № 6 по теме «Электромагнитные явления».




Итоговая контрольная работа № 7.





Раздел № 7. Анализ выполнения Программы

Параметры

Учебный период

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Учебный

год

Кол-во часов

%

1

2

3

4

5

6

7

Кол-во часов по программе

18

15

17

18

68

--

Проведено фактически




Разница в часах




Причины

























Выполнение программы



Дата заполнения



Подпись учителя




Раздел № 8. Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения курса физики в 8 классе ученики должны

знать/понимать

  • смысл понятий: взаимодействие, электрическое поле, атом, атомное ядро.

  • смысл физических величин: внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы.

  • смысл физических законов: сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля-Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света.

уметь

  • описывать и объяснять физические явления: теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, тепловое действие тока, отражение, преломление.

  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;

  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;

  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

  • приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых и квантовых явлениях;

  • решать задачи на применение изученных физических законов;

  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения безопасности в процессе использования электробытовых приборов, электронной техники;

  • контроля за исправностью электропроводки в квартире
































Приложение


Раздел № 5. Календарно-тематическое планирование учебного материала

I четверть

№ урока

Наименование темы урока

Демонстрации

Дата

План

Факт

1

2

3

4

5


Тема 1. Тепловые явления (25 часов)



1

Тепловое движение. Температура.

Лабораторный опыт № 1 «Измерение температуры.

Исследование изменения со временем температуры остывающей воды». Вводный инструктаж по охране труда.

Модель хаотического движения молекул Принцип действия термометра.

01.09-05.09


2

Внутренняя энергия.

Способы изменения внутренней энергии.

Изменение внутренней энергии при совершении работы и при теплопередаче.

01.09-05.09


3

Диагностическая контрольная работа № 1.

07.09-12.09


4

Виды теплопередачи. Теплопроводность.

Теплопроводность различных материалов.

07.09-12.09


5

Конвекция. Излучение.

Конвекция в жидкостях и газах.

Теплопередача путем излучения

14.09-19.09


6

Сравнение видов теплопередачи. Примеры теплопередачи в природе и технике.

.

14.09-19.09


7

Количество теплоты.

Удельная теплоемкость вещества.

Зависимость количества теплоты от массы вещества и разности температур Сравнение удельных теплоемкостей различных веществ.

21.09-26.09


8

Решение задач на расчет количества теплоты при теплообмене.

21.09-26.09


9

Лабораторная работа № 1 «Сравнение количеств теплоты при смешении воды разной температуры».

28.09-03.10


10

Решение задач на расчет количества теплоты.

28.09-03.10


11

Лабораторная работа № 2 «Измерение удельной теплоемкости вещества».

05.10-10.10


12

Энергия топлива. Удельная теплота сгорания. Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах. Необратимость процессов теплопередачи.

05.10-10.10


13

Решение задач на закон сохранения и превращения энергии в тепловых процессах.

12.10-17.10


14

Контрольный урок № 2 по теме «Тепловые явления».

12.10-17.10


15

Различные состояния вещества Плавление и отвердевание кристаллических тел.

Явления плавления и кристаллизации.

19.10-24.10


16

Удельная теплота плавления.

19.10-24.10


17

Испарение и конденсация

Явление испарения.

26.10-31.10


18

Насыщенный пар. Относительная влажность воздуха и ее измерение

Измерение влажности воздуха психрометром.

26.10-31.10


II четверть

№ урока

Наименование темы урока

Демонстрации

Дата

План

Факт

1

2

3

4

5

19

Лабораторная работа № 3 «Измерение относительной влажности воздуха с помощью термометра»

09.10-14.11


20

Кипение. Удельная теплота парообразования. Зависимость температуры кипения от давления.

Кипение воды. Постоянство температуры кипения жидкости

09.10-14.11


21

Решение задач на расчет количества теплоты при агрегатных переходах.

16.11-21.11


22

Работа пара и газа при расширении. Преобразование энергии в тепловых машинах. Двигатель внутреннего сгорания.

Устройство четырехтактного двигателя внутреннего сгорания.

16.11-21.11


23

Паровая турбина. КПД теплового двигателя. Объяснение устройства и принципа действия холодильника. Экологические проблемы использования тепловых машин.

Устройство паровой турбины.

25.11-30.11


24

Повторение темы «Изменение агрегатных состояний вещества »

23.11-28.11


25

Контрольный урок № 3 за 1 полугодие по теме «Тепловые явления».

23.11-28.11



ТЕМА 2. Электрические явления (26 часов)



26

Электризация тел. Два рода зарядов.

Лабораторный опыт 2 «Наблюдение электрического взаимодействия тел».

Электризация тел. Два рода электрических зарядов.

30.11-05.12


27

Электрическое поле. Действие электрического поля на электрические заряды. Делимость электрического заряда. Проводники, диэлектрики и полупроводники.

Устройство и действие электроскопа, проводники и изоляторы.

Электризация через влияние. Перенос заряда с одного тела на другое.

07.12-12.12


28

Конденсатор. Энергия электрического поля конденсатора.

Устройство конденсатора, энергия заряженного конденсатора.

07.12-12.12


29

Строение атома. Закон сохранения электрического заряда.

14.12-19.12


30

Объяснение электризации тел.

Электризация тел.

14.12-19.12


31

Кратковременная контрольная

работа № 4 «Электризация тел. Строение атома». Постоянный электрический ток. Источники постоянного тока.

Лабораторный опыт № 3 «Изготовление гальванического элемента».

Источники постоянного тока.

21.12-26.12


32

Электрические цепи.

Составление электрической цепи.

21.12-26.12


33

Электрический ток в металлах, полупроводниках, электролитах и газах. Направление электрического тока. Действия электрического тока.
Лабораторный опыт 4 «Изучение свойств жидкостей».

Электрический ток в электролитах.

Электролиз. Электрический ток в полупроводниках. Электрические свойства полупроводников. Электрический разряд в газах.

28.12-30.12

III четверть

№ урока

Наименование темы урока

Демонстрации

Дата

План

Факт

1

2

3

4

5

34

Сила тока. Измерение силы тока. Амперметр

Измерение силы тока амперметром. Наблюдение постоянства силы тока на разных участках неразветвленной электрической цепи.

11.01-16.01

35

Электрическое напряжение. Вольтметр.

Измерение напряжения вольтметром.

11.01-16.01

36

Лабораторная работа № 4 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока и напряжения»

18.01-23.01

37

Электрическое сопротивление проводников. Расчет сопротивления проводника. Удельное сопротивление.

Изучение зависимости электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала. Удельное сопротивление.

18.01-23.01

38

Закон Ома для участка электрической цепи.

Лабораторный опыт № 5 «Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения при постоянном сопротивлении».

Зависимость силы тока от напряжения на участке электрической цепи.

25.01-30.01

39

Решение задач на закон Ома для участка электрической цепи.

25.01-30.01

40

Реостаты.

Лабораторная работа № 5

«Исследование зависимости силы тока в проводнике от сопротивления при постоянном напряжении».

Реостат и магазин сопротивлений.

01.02-06.02

41

Лабораторная работа № 6

«Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра».

01.02-06.02

42

Последовательное соединение проводников.

Лабораторный опыт № 6 «Изучение последовательного соединения проводников».

Измерение напряжений в последовательной электрической цепи.

08.02-13.02

43

Параллельное соединение проводников.

Измерение силы тока в разветвленной электрической цепи

08.02-13.02

44

Лабораторная работа № 7

«Изучение параллельного соединения проводников».

15.02-20.02

45

Решение задач «Последовательное и параллельное соединение проводников».

15.02-20.02

46

Работа и мощность электрического тока.

22.02-27.02

47

Лабораторная работа № 8

«Измерение мощности и работы тока в электрической лампе».

29.02-05.03

48

Закон Джоуля - Ленца.

29.02-05.03

49

Лампа накаливания. Электронагревательные приборы. Короткое замыкание. Полупроводниковые приборы.

07.03-11.03

50

Повторение темы «Электрические явления».

07.03-11.03

IV четверть

№ урока

Наименование темы урока

Демонстрации

Дата

План

Факт

1

2

3

4

5

51

Обобщающее повторение

28.03-02.04

52

Контрольный урок № 5 по теме «Электрические явления. Электрический ток».

28.03-02.04


ТЕМА 3. Электромагнитные явления (5 часов)


53

Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока.

Лабораторный опыт 7 «Исследование магнитного поля прямого тока».

Опыт Эрстеда. Магнитное поле тока.

31.03-05.04

54

Магнитное поле катушки с током. Электромагнит.

Лабораторный опыт 8 «Исследование магнитного поля катушки с током».

04.04-09.04

55

Применение электромагнитов.

Электромагнитное реле.

Лабораторный опыт № 9 «Изучение принципа действия электромагнитного реле».

Принцип действия микрофона и громкоговорителя.

04.04-09.04

56

Постоянные магниты и их взаимодействие. Магнитное поле Земли.

Лабораторный опыт 10 «Изучение взаимодействия постоянных магнитов».

11.04-16.04

57

Электродвигатель.

Лабораторная работа № 9

«Изучение электрического двигателя постоянного тока».

Устройство электродвигателя.

11.04-16.04


ТЕМА 4. Световые явления (9 часов)


58

Кратковременная контрольная работа № 6 по теме «Электромагнитные явления». Источники света.

Источники света.

18.04-23.04

59

Прямолинейное распространение света.

Лабораторный опыт 11 «Изучение явления распространения света».

Прямолинейное распространение света.

18.04-23.04

60

Отражение света. Законы отражения. Лабораторная работа № 10

«Исследование зависимости угла отражения от угла падения света».

Закон отражения света.

25.04-30.04

61

Плоское зеркало.

Зеркальное и рассеянное отражение света

Лабораторный опыт 12 «Изучение свойств изображения в плоском зеркале».

Изображение в плоском зеркале.

25.04-30.04

62

Преломление света.

Лабораторная работа № 11

«Исследование зависимости угла преломления от угла падения света».

Преломление света.

05.05-08.05

63

Линзы. Фокусное расстояние линзы. Формула линзы. Лабораторный опыт 13 «Измерение фокусного расстояния собирающей линзы»

Ход лучей в рассеивающей и собирающей линзе. Получение изображений с помощью линз.

03.05-06.05

64

Лабораторная работа № 12

«Получение изображения при помощи линзы»

10.05-14.05

65

Оптическая сила линзы.

Оптические приборы.

Принцип действия проекционного аппарата и фотоаппарата.

16.05-21.05

66

Глаз как оптическая система. Очки.

Модель глаза.

16.05-21.05

67

Итоговая контрольная работа № 7.

23.05-28.05

68

Обобщающее повторение.

23.05-28.05


© 2010-2022