- Преподавателю
- Физика
- Методическая разработка урока «Трехфазный асинхронный двигатель»
Методическая разработка урока «Трехфазный асинхронный двигатель»
Раздел | Физика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Харский Е.С. |
Дата | 01.02.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Методическая разработка урока «Трехфазный асинхронный двигатель» преподавателем специальных дисциплин Джумаевой Елены Ивановны
Риддерского аграрно-технического колледжа.
Обоснование целей и форм обучения:
Вид целей
обучения
Формулировка цели
Обоснование постановки данной цели
Учебная
1. Проверить и оценить знания по темам: «Трехфазные электри- ческие цепи», «Одно-фазный трансформатор».
1. На знании данного материала базируется понимание темы «Электрический привод».
2. Получение сведений об уровне усвоения материала.
3. Умение использовать ранее изученный материал к практическому решению задач.
2. Сформировать представление об устройстве и принципе действия асинхронного двигателя.
1. Требует содержание рабочей программы.
2. Расширение знаний в разрезе специальности.
3. Асинхронные двигатели получили широкое применение в горной промышленности.
Развивающая
1. Способствовать развитию внимания, оперативного мышления.
1. Необходимы для дальнейшего обучения и усвоения материала.
2. Научить работать со справочным материалом.
1. Уметь определять основные технические параметры.
2. Уметь читать маркировку двигателей.
3. Развивать умения:
Осмысливать изучаемое;
Применять изученный материал к решению поставленных задач.
1. Необходимо для реализации целей урока.
2. Уметь выделять главное.
3. Уметь применять полученные знания для выполнения практических задач.
Воспита-
тельная
Способствовать воспитанию:
культуры поведения;
дисциплинированности;
ответственности.
Необходимы человеку для учебы, работы, поддержания нормальных отношений в коллективе.
ОБОСНОВАНИЕ СТРУКТУРЫ, ТИПА И ОСНОВНЫХ ЭТАПОВ УРОКА.
Для изучения данной темы был выбран комбинированный урок, обеспечивающий возможность проведения контроля и закрепления, усвоения знаний, полученных при изучении предыдущей темы и изучении нового материала.
Кроме того, комбинированный урок позволяет более полно раскрываться интеллектуальным способностям учащихся, создать атмосферу доброжелательности и понимания.
Организационный этап обеспечивает нормальную обстановку работы и психологического настроения учащихся. Он включает приветствие, определение отсутствующих и причин отсутствия, проверку готовности учащихся к уроку, проверку подготовленности аудитории к уроку, организацию внимания учащихся.
Опрос позволяет; выявить «пробелы» знаний в ранее изученном материале и позволяет производить корректировку при изложении нового материала.
Этап подготовки к усвоению нового материала позволяет:
показать практическую значимость изучения нового материала;
довести до учащихся цели и задачи, которые должны решать в процессе усвоения нового материала.
Этап усвоения новых знаний
путем использования презентации, опорных конспектов, тестов (в тестовой оболочке), разноуровневых тестов позволяет добиться полного усвоения материала.
Этап закрепления:
-
дает возможность проверить степень усвоения нового материала;
-
развивает внимательность учащихся.
Домашнее задание:
указывает на необходимость повторения пройденного материала с целью его использования в практической деятельности.
Этап подведения итогов
дает возможность отметить положительные и отрицательные моменты в работе учащихся,
напомнить наиболее важные моменты рассмотренной темы урока.
План урока.
Тема занятия: «Трехфазный асинхронный двигатель».
Тип урока: Комбинированный урок.
Личная проблемная тема: «Формирование и развитие творческого и критического мышления, технического кругозора, дисциплинированности и трудолюбия в процессе изучения общей электротехники».
Цель занятия:
Учебная:
Проверить и оценить знания по темам: «Трехфазные электрические цепи», «Однофазный трансформатор».
Сформировать представление об устройстве и принципе действия асинхронного двигателя.
Развивающая:
Способствовать развитию внимания, оперативного мышления (умение кратко и быстро отвечать на вопрос); научить работать со справочным материалом.
Развивать умения:
осмысливать изучаемое; применять изученный материал к решению поставленных задач.
Воспитательная:
Способствовать воспитанию: культуры поведения, дисциплинированности, ответственности.
Межпредметные связи:
Физика - «Явление электромагнитной индукции»; ЭО и ЭСГП, Электротехнические материалы
Методы обучения:
метод письменного контроля; словесный (разъяснение, сообщение);метод информационных технологий; практический (решение поставленной задачи);
Технические средства: компьютер, проектор,. диск с презентацией.
Наглядные пособия, раздаточный материал: рабочая карта урока, разноуровневые тесты: по теме: «Трехфазные электрические цепи», «Однофазный трансформатор» - 2 варианта, по теме: «Трехфазные электрические цепи», «Однофазный трансформатор» - (в тестовой оболочке).
Опорный конспект.
Литература: 1). В.С. Попов, С.А. Николаев «Общая электротехника с основами электроники» - «Энергия», Москва 1976 г.
2)М.К.Бечева «Электротехника и электроника» М., В.Ш. 1991г
Структура урока.
Организационный этап - 5 мин.;
Опрос - 15 мин.
Подготовка учащихся к активному и осознанному усвоению нового материала - 5 мин.;
Усвоение новых знаний - 40 мин.;
Проверка усвоения новых знаний - 5мин;
Закрепление - 15мин.;
Подведение итогов-3мин.;
Домашнее задание- 2мин.
Ход занятия:
I.Организационный этап: Приветствие; определение отсутствующих (причина);
проверка готовности учащихся к уроку: вид, поза, место, наличие ручки, карандаша.
- Мобилизация внимания;
- Определение видов деятельности учащихся и преподавателя.
II.Этап. Опрос
Вид опроса:
Фронтальный опрос:
1). По какой схеме соединены фазы генератора и фазы потребителя?
(Слайд)
2). Назначение нулевого провода?
3). Назначение силового трансформатора? (Слайд 2)
4). Из какого материала изготовлен сердечник трансформатора? .
5). С какой целью сердечник трансформатора собирают из отдельных пластин?
- Опрос по тестам.
IV.Этап. Подготовка учащихся к активному и осознанному усвоению нового материала:
Сообщение темы; Мотивация изучения темы.
Постановка цели перед учащимися:
1. Изучить устройство и принцип работы асинхронных двигателей.
2. Познакомиться с физико-техническими параметрами А.Д.
3. Рассмотреть причины зависимости этих величин и условия их выполнения.
Сообщение плана:
1. Назначение асинхронных двигателей переменного тока. Их классификация.
2. Устройство асинхронного двигателя с короткозамкнутым и с фазным ротором.
3. Принцип работы.
4.Первичные параметры двигателей: частота, скольжение, вращающий момент
V.Этап. Усвоение новых знаний.
Изучаемый вопрос.
Деятельность преподавателя
Деятельность учащихся.
1. Назначение асинхронных двигателей переменного тока. Их классификация
1)Постановка проблемного вопроса:
- Почему в одних случаях используют эл.двигатели постоянного тока, а в других переменного тока?
2) Исправляет, обобщает
ответы.
3)Объясняет материал, используя слайды на ПК.
- Думают, предполагают, отвечают
Слушают, смотрят,
конспектируют.
Выполняют записи в опорном конспекте.
2. Устройство асин-
хронного двигателя с короткозамкнутым и фазным ротором.
1) Задает вопрос учащимся:
Сравните трансформатор и электродвигатель,
назначение разное, но какой конструктивный фрагмент объединяет их?
2) Анализирует, делает поправки.
Объясняет материал, используя слайды.
Думают, отвечают: сердечник и катушка.
Смотрят слайды,слушают, делают записи в опорном конспекте.
3. Принцип работы.
Задает вопрос учащимся:
В 1831 году английским ученым М.Фарадеем было открыто явление электромагнитной индукции. В чем же оно проявляется?
Объясняет материал, используя схему и характеристику, изображенную на слайде.
Слушают, отвечают:
При всяком изменении магнитного потока, пронизывающего контур, в нем наводится ЭДС.
Слушают, выполняют необходимые записи в опорном конспекте.
4.Первичные параметры двигателей: частота,
скольжение, вращающий момент
1)Задает вопрос учащимся:
- При увеличении нагрузки двигателя частота вращения ротора
увеличивается или уменьшается?
2). Заслушивает ответы.
Дает пояснения, записывая формулы на доске.
Думают, отвечают
Слушают, смотрят, записывают в конспект.
VI. Этап. Проверка усвоения новых знаний: Вопросы:
1.Почему двигатель назвали асинхронным?
2.Основное отличие двигателя с фазным ротором от двигателя с короткозамкнутым ротором?
3.Что называют скольжением?
4.Процентная величина скольжения, при которой наступает торможение?
5.На какую обмотку подается ток от источника питания
Заслушивание ответов, уточнение, исправление в случае необходимости.
VII. Этап. Закрепление нового материала. Решение задачи на тему: «Асинхронные двигатели».
- Подведение итогов
VIII. Этап. Домашнее задание:
Приложение 1.
Р А Б О Ч А Я К А Р Т А У Р О К А
№
Фамилия
Имя
ЭТАП УРОКА ( СПОСОБ ОЦЕНКИ)
Фронтальный опрос по пройденному материалу.
( 1-2 балла за
правильный
ответ).
(оценка преподавателя)
Работа по
тестам.
(письменные)
(2 балла за каждый правильный
ответ).
(взаимопро-
верка)
Работа по тестам (на
компьютере).
(2 балла за каждый правильный
ответ).
(самопроверка)
Усвоение
материала
Общее количество
баллов
Оценка
за
урок.
(согласно критериев)
Фронтальный опрос..
(1-2 балла за правильный ответ).
(оценка преподавателя).
1
2
3
4
5
6
8
9
Приложение2. Опорные конспекты
УСТРОЙСТВО СТАТОРА И РОТОРА .
.
Приложение 3.
Принцип работы трехфазного А.Д. с к.з. ротором.
Приложение 4. Вопросы по теме «Трехфазные электрические цепи», «Однофазный трансформатор» (2 варианта)
(1 ВАРИАНТ)
1.Трехфазная цепь соединена звездой. Линейное напряжение 380В. Чему равно фазное напряжение? Ответ:__________________________________________________________________
2. Трехфазная цепь соединена треугольником. Линейное напряжение 380В. Чему равно фазное напряжение?Ответ:___________________________________________________________________
3. Назначение нулевого провода в четырехпроводной трехфазной цепи? Ответ:________________
4. Почему сердечник трансформатора не делают сплошным? Ответ:_________________________
5. Запишите формулу коэффициента трансформации (через ЭДС) Ответ:_____________________
6. Каким сечением провода выполняют обмотку трансформатора на высокое напряжение:
(Большим или малым) Ответ:__________________________________________________________
7. Как называется обмотка трансформатора, подключенная к источнику питания? Ответ_________
8. Из какого материала изготавливают сердечник трансформатора?Ответ:_____________________
9. Какой трансформатор является понижающим: (220В на 36В или36В на 220В) Ответ:_________
10. Передача электрической энергии производится повышенным значением тока или напряжения?Ответ:___________________________________________________________________
(2 ВАРИАНТ)
1. Напишите соотношение между Uл и Uф при соединении «звезда» в трехфазной эл. цепи. Ответ:
2. Как соединить фазы потребителя в трехфазной системе, чтобы получить сборку «звезда»? твет:
3. Можно ли ставить предохранитель в нулевой провод? Ответ:_____________________________
4. Напишите соотношение между Uл и Uф при соединении «треугольник» в трехфазной эл. цепи
Ответ:____________________________________________________________ __________________
5. При каком напряжении целесообразно передавать электроэнергию? (При высоком или
при низком Ответ:_____________________________________________________________________
6. Какие трансформаторы используются для питания электроэнергией жилых помещений и производственных нагрузок Ответ:______________________________________________________
7. Если первичная обмотка рассчитана на 220В, а вторичная на 12В,, трансформатор будет понижающим или повышающим? твет:__________________________________________________
8. На каком явлении основано действие трансформатора? Ответ:_____________________________
9. Как называется магнитный поток, связывающий обе обмотки? Ответ:_______________________
10. Как называется обмотка трансформатора, подключенная к потребителю? Ответ:____________
Ответы на вопросы по теме «Трехфазные электрические цепи», «Однофазный трансформатор»
(1 ВАРИАНТ)
№
Правильный ответ
Критерии оценок
1.
220В
1) правильный - 2 балла
2) неправильный - 0 баллов
2.
380В
1) правильный - 2 балла
2) неправильный - 0 баллов
3.
Обеспечивает равенство напряжений на фазах
1) правильный - 2 балла
2) неправильный - 0 баллов
3) неполный - 1 балл
4.
Для уменьшения потерь на нагрев
1) правильный - 2 балла
2) неправильный - 0 баллов
3) неполный - 1 балл
5.
К = Е1 ⁄ Е2
1) правильный - 2 балла
2) неправильный - 0 баллов
6.
Малым
1) правильный - 2 балла
2) неправильный - 0 баллов
7.
Первичная
1) правильный - 2 балла
2) неправильный - 0 баллов
8.
Из электротехнической стали
1) правильный - 2 балла
2) неправильный - 0 баллов
3) неполный - 1 балл
9.
220В на 36В
1) правильный - 2 балла
2) неправильный - 0 баллов
10.
Напряжения
1) правильный - 2 балла
2) неправильный - 0 баллов
(2 ВАРИАНТ)
№
Правильный ответ
Критерии оценок
1.
Uл = √3 Uф
1) правильный - 2 балла
2) неправильный - 0 баллов
2.
Все концы фаз соединить в один узел
1) правильный - 2 балла
2) неправильный - 0 баллов
3) неполный - 1 балл
3.
Нельзя
1) правильный - 2 балла
2) неправильный - 0 баллов
4.
Uл = Uф
1) правильный - 2 балла
2) неправильный - 0 баллов
5.
При высоком
1) правильный - 2 балла
2) неправильный - 0 баллов
6.
Силовые
1) правильный - 2 балла
2) неправильный - 0 баллов
7.
Понижающим
1) правильный - 2 балла
2) неправильный - 0 баллов
8.
На явлении взаимоиндукции
1) правильный - 2 балла
2) неправильный - 0 баллов
3) неполный - 1 балл
9.
Полезный
1) правильный - 2 балла
2) неправильный - 0 баллов
10.
Вторичная
1) правильный - 2 балла
2) неправильный - 0 баллов
ТЕСТОВЫЕ ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ:
«Трехфазные электрические цепи», «Однофазный трансформатор».
( В тестовой оболочке)
-
Нагрузка трехфазной цепи соединена звездой. Линейное напряжение 380В. Определите фазное напряжение.
-
380В.
-
127В
-
220В
-
110В
-
660В
-
Нагрузка трехфазной цепи соединена треугольником. Линейное напряжение 380В. Определите фазное напряжение.
А. 380В.
В. 127В
С. 220В
D.110В
E.660В
-
Для чего сердечник трансформатора собирают из тонких листов трансформаторной стали, изолированных друг от друга?
-
Для уменьшения потерь на вихревые токи;
-
Для увеличения коэффициента трансформации;
-
Для уменьшения коэффициента трансформации;
-
Нет правильного ответа
-
Для увеличения коэффициента трансформации и для
-
уменьшения потерь
4..Каким образом в трехфазной электрической цепи можно получить соединение «звезда»?
-
Конец первой фазы соединить с началом второй и т.д.
-
Все концы фаз соединить в один узел.
-
Начало первой фазы соединить с началом второй и т.д.
-
Нет ответа.
Е. Все начала фаз соединить в один узел.
5. При каком условии в контуре возникает ЭДС?
-
Если его пронизывает магнитный поток.
-
Если меняется магнитный поток, пронизывающий контур.
-
Если стороны контура пересекают магнитные линии.
-
Нет ответа.
Е. Если он перемещается в магнитном поле.
6. Для какого соединения в трехфазной цепи верно равенство Uл = √3* Uф
-
Для соединения «треугольник»
-
Для соединения «звезда»
-
Для соединения «звезда» и «треугольник»
-
Нет вариантов ответа.
-
Для смешанного соединения.
7. Мощность на входе трансформатора 10 кВт, на выходе 9,7 кВт. Чему равно КПД трансформатора?
-
0,98
-
0,99
-
0,97
-
Не достаточно данных.
-
0,90
/8. .При каком режиме работы трансформатора ток во вторичной обмотке достигнет максимального значения?
-
При режиме работы под нагрузкой.
-
При режиме холостого хода.
-
При режиме короткого замыкания.
-
Нет вариантов ответа.
-
Во всех предыдущих режимах.
-
Какой трансформатор устанавливается в линиях электропередач?
-
Силовой
-
Автотрансформатор
-
Сварочный трансформатор.
-
Трансформатор тока.
-
Нет варианта ответа.
-
Из какого металла изготовлена обмотка трансформатора?
-
Медь
-
Алюминий
-
Константан
-
Манганин.
-
Серебро.
Коды ответов:
№Вопроса
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Код ответа
С
А
А
В
В
В
С
С
А
А