Статья Отражение нового содержания образования в основной школе

Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ - СОШ пос. Чайковского

Клинского муниципального района

Московской области


« Отражение нового содержания образования в педагогическом процессе основной школы»



Шашловой Татьяны Александровны



г. Клин



2015 г.

















Что говорят документы?

Федеральный государственный стандарт основного общего образования второго поколения утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897. Реализация ФГОС ООО станет логическим продолжением внедрения ФГОС НОО, которое с 1 сентября 2011 г. вошло в штатный режим на территории Российской Федерации. Таким образом, с 1 сентября 2015 года ФГОС ООО будут введены в действие в плановом порядке во всех школах России.

Фундаментальное ядро содержания общего образования - базовый документ, необходимый для создания базисных учебных планов, программ, учебно-методических материалов и пособий. Основным назначением Фундаментального ядра в системе нормативного сопровождения стандартов

является определение:

1) системы базовых национальных ценностей, определяющих самосознание российского народа, приоритеты общественного и личностного развития, характер отношения человека к семье, обществу, государству, труду, смысл человеческой жизни;

2) системы основных понятий, относящихся к областям знаний, представленным в средней школе;

3) системы ключевых задач, обеспечивающих формирование универсальных видов учебной деятельности, адекватных требованиям стандарта к результатам образования.1

Размышления над поставленным вопросом привели к тому, что на момент введения ФГОС каждый педагог оказался на индивидуальном уровне готовности. Думаю, наибольшее количество изменений в своей деятельности претерпят те учителя, которые работают по так называемой традиционной программе (особенно в сельской школе). Менее же всего изменений внесут в свою деятельность преподаватели, уже реализующие на практике новые технологии. Главное нужно перестроиться самому учителю. Для учеников же ФГОС особой трудности не вызовет. А вот относительно документации... её стало больше.

Что же изменится в преподавании конкретных учебных предметов: предметное содержание, процесс его изучения, формы организации учебной деятельности школьников или методы обучения?

Так как преподаваемый мной предмет - физика, то вряд ли предметное содержание претерпит большие изменения, все-таки это фундаментальная наука о природе, а вот процесс изучения данного курса изменится.

Принципиальное отличие новых стандартов заключается в подходе к процессу обучения, где ученик становится не объектом, а субъектом образовательного процесса. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который подразумевает, среди прочего, активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся; формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования. Урок остается главной, но не единственной формой организации учебной деятельности. Важное место занимает также внеурочная деятельность, организованная по разным направлениям. Реализация системно-деятельностного подхода невозможна без широкого использования современных педагогических технологий, которые способствуют повышению мотивации учащихся, вовлечению их в активную познавательную деятельность, формированию универсальных учебных действий, что является важнейшим условием достижения планируемых результатов.

При организации образовательного процесса предпочтение отдается активным методам обучения, в том числе проектно-исследовательской деятельности. Обязательное использование информационно-коммуникационных технологий и современного компьютерного и лабораторного оборудования является также неотъемлемой составляющей образовательного процесса при работе по новому ФГОС ООО, так как иначе невозможно формирование ИКТ-компетентности обучающихся. Но обеспечить новое лабораторное оборудование по физике не каждая школа может, а как тогда быть?

Достаточно серьезно изменилась система требований стандарта. Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения включает совокупность трех систем требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями:

  1. требования к условиям реализации стандарта (кадры, финансы, материально-техническая база, информационное сопровождение и т.д.);

  2. требования к образовательному процессу (предметное содержание, организация образовательного процесса, современные педагогические технологии и т.д.);

  3. требования к результатам образования, которые, в свою очередь, разделяются на три группы: предметные, метапредметные и личностные.

При реализации ФГОС второго поколения мы должны позаботиться не только о предметных результатах. При планировании урока или внеурочного занятия педагог должен помнить о достижении личностных результатов и о формировании универсальных учебных действий как необходимого условия дальнейшего самоопределения и саморазвития ребенка.

Знакомство с Фундаментальным ядром содержания общего образования и с Примерной основной образовательной программой позволяет сделать вывод, что в новом Стандарте меньше детализируется предметное содержание, однако, иначе изложены планируемые результаты обучения, которые подразделяются на два уровня: «Выпускник научится…» и «Выпускник получит возможность научиться…». Таким образом, станет возможным проектирование индивидуальной образовательной траектории для каждого конкретного ребенка.

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. - М.: Просвещение, 2011.

  2. Фундаментальное ядро содержания общего образования. - М.: Просвещение, 2011.

  1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. - М.: Просвещение, 2011.



1Фундаментальное ядро содержания общего образования. - М.: Просвещение, 2011.


© 2010-2022