• Преподавателю
  • Физика
  • Методическое пособие Рекомендации по составлению рабочей программы пропедевтического курса физики для 4 класса

Методическое пособие Рекомендации по составлению рабочей программы пропедевтического курса физики для 4 класса

Раздел Физика
Класс 4 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА, ЗАНЯТОСТИ И ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ

НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Новосибирской области

«Татарский политехнический колледж»









Методическое пособие

Рекомендации по составлению рабочей программы пропедевтического курса физики для 4 класса





Автор-составитель: Преподаватель физики

Лилия Александровна

Золотых

Пояснительная записка

Ключевым элементом модернизации российской школы на современно этапе является внедрение Федерального государственного стандарта второго поколения. Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. С одной стороны, система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

С другой стороны, характерной особенностью новых стандартов- это повышение научного уровня преподавания изучение вопросов современной науки, обогащение учебного материала сведениями из истории и методологии науки, изменение традиционной последовательности изучения разделов различных курсов. В результате, по мнению многих педагогов, уже в начальной школе с точки зрения развития детей мы несём невосполнимые потери, так ка у ребёнка стихийно складываются своё индивидуальные представления о многих явлениях природы, техники, культуры- своя «картина мира». При этом у детей появляется множество своих проблем, загадок, вопросов.

Другой существенный недостаток современной системы естественнонаучного образования - отсутствие взаимодействия между предметами естественного цикла: жизнь и развитие живых организмов, процессов их жизнедеятельности рассматриваются без учёта физико-химических факторов в среде их обитания и процессов, происходящих внутри самих организмов. Это мешает формированию у учащихся единой естественнонаучной картины мира, раскрытию общности методов исследования, применяемых в естественных науках.

Возникшие противоречия, составители стандартов нового поколения, предлагают решить введением пропедевтических курсов по физике в 5-6 классов. Сама идея не новая, её концепция была предложена ещё в конце 90-х годов академиком А.В.Усовой . В рамках этой идеи были разработаны опережающие курсы физики (М.Д.Даммер), химии (М.Ж.Симонова), биологии (С.М.Похлебаев иВ.С.Елагина).

Однако, мы предлагаем, пойти ещё дальше и начать пропедевтику в начальной школе для более лаконичного перехода к стандартам второго поколения общего образования.

Для реализации высказанных идей, была разработана программа пропедевтического курса физики для 4 класса «Физика для малышей» . Данная программа, безусловно, ориентируется на стандарт второго поколения для общего образования, но составлена с учётом познавательных возможностей учащихся начальной школы.

Пропедевтический курс направлен на ознакомление учащихся с основными физическими явлениями и методами их изучения.

Основной целью курса является ввести учащихся в новую науку - физику, определить основной предмет для изучения, научить технике проведения эксперимента, дать навыки работы с измерительными приборами и начать изучение методов исследования.

Отличительной особенностью этой программы является то, что изучение материала идёт на уровне осязания, так как практически каждое занятие предусматривает лабораторное исследование. Проведение небольших исследований, практических работ позволяет ребёнку научиться наблюдать, анализировать, делать выводы.

Данный курс призван решать следующие задачи:

- Познакомить учащихся с понятиями физической величины, единицы измерения, физические явления, массы, температуры, света и д.р.

- Познакомить с измерительными приборами, методами измерения, методиками экспериментальных исследований.

- Обучить учащихся пользоваться измерительными приборами.

- Научить детей делать выводы в соответствии с поставленной целью, предварительно проанализировав результаты эксперимента.

- Сформировать навыки наблюдения, что даёт возможность в дальнейшем более успешно изучать физику.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.

Методическое обеспечение курса основывается на системе демонстрационных и лабораторных исследований, в процессе выполнения которых учащиеся приобретают ряд умений по технике проведения эксперимента, умение анализировать полученные результаты.

По каждой теме предлагается проведение ряда фронтальных практических работ, наблюдений, исследований, а так же самостоятельные практические работы в качестве контроля за усвоением изученного материала.

Учебно- методический комплект в программе не указан, так как его нет для начальной шкалы, однако имеется много учебников и дополнительной обучающей литературы по физике для детей, которыми могут пользоваться учителя для реализации данной программы.

С целью облегчения работы по данному направлению, нами было разработано методическое сопровождение, а именно дидактический материал для учащихся начальной школы «По следам физики», который и предлагается вашему вниманию.

Общая характеристика программы

Программа пропедевтического курса по физике для младшей школы ориентирована на Фундаментальное ядро содержания общего образования и освоение требований к результатам обучения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования второго поколения.

Рабочая программа пропедевтического курса по физике для начальной школы разработано с учётом:

  1. требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС ООО, М.: «Просвещение», 2011 год);

  2. рекомендациями Примерной программы (Примерные программы по учебным предметам. Физика 7-9 классы. Естествознание 5 класс, М.: «Просвещение», 2010 .-79с.);

Предлагаемая программа обеспечивает подготовку к освоению системы фундаментальных знаний основ физической науки для всех учащихся основной школы. Пропедевтический курс физики строится на следующих принципах:

  • быть завершенным и включать в себя материал всех основных разделов курса физики;

  • обеспечивать доступность изучаемого материала для учащихся 4 классов;

  • обеспечивать формирование и развитие общеучебных умений и навыков;

  • обеспечивать развитие интеллектуальных и экспериментальных умений учащихся.

В программе, кроме перечня элементов учебной информации, предъявляемой учащимся, содержится перечень демонстраций, фронтальных практических работ .

Цели и образовательные результаты представлены на личностном, метапредметном и предметном уровнях.

Общая характеристика учебного предмета

Поскольку физические законы лежат в основе содержания курсов химии, биологии, географии, астрономии, школьный курс физики является системообразующим для всех естественно-научных предметов.

Цели изучения физики в начальной школе следующие:

поддержать или пробудить интерес к познанию природы, опираясь на естественные потребности младших школьников разобраться в многообразии природных явлений;

заложить фундамент для понимания взаимосвязи явлений природы, установить причинно-следственные связи между ними;

научить школьников наблюдать и описывать явления окружающего их мира в их взаимосвязи с другими явлениями и объяснить наиболее распространенные и значимые для человека явления природы;

мотивировать необходимость осознания человека как субъекта и объекта природы;

научить школьников представлять полученную информацию в разных формах и транслировать ее из одной формы в другую.

Место учебного предмета в учебном плане

Программа рассчитана на 1 ч в неделю в 4 классах. Общее число часов по предмету 34 ч.

Личностные, предметные и метапредметные результаты освоения

учебного предмета

К личностным результатам обучения физике в начальной школе относятся:

  • мотивация образовательной деятельности школьников;

  • сформированность познавательных интересов и познавательных возможностей учащихся;

  • убеждённость в возможности познания природы, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;

  • самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений.

Предметными результатами обучения физике в основной школе являются:

  • понимание, а также умение объяснять следующие физические явления: понятие физического явления, обратимые и необратимые явления и процессы, течение времени, явление инерции, явление взаимодействия тел, колебания математического и пружинного маятников, вращательное движение волчка, распространения звука, распространение света, образование тени, отражение и преломление света, дисперсия света, испарение жидкости, плавление и кристаллизация вещества, охлаждение жидкости при испарении, теплопередача, электризация тел, магнитное взаимодействие;

  • умение измерять и находить: расстояния, промежутки времени, скорость, температуру, силу электрического тока;

  • понимание принципов действия машин, приборов и технических устройств, с которыми человек встречается в повседневной жизни, а также способов обеспечения безопасности при их использовании;

  • умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни.

Общими предметными результатами обучения физике в основной школе, основанными на частных предметных результатах, являются:

  • знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;

  • умения пользоваться методами научного исследования явлений природы: проводить и фиксировать наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, кодировать извлечённую из опытов информацию в виде таблиц, графиков объяснять полученные результаты и делать выводы;

  • умения применять полученные знания на практике для решения физических задач и задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни и жизни окружающих людей, рационального природопользования и охраны окружающей среды;

  • убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;

  • развитое теоретическое мышление, включающее умения устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, формулировать доказательства выдвинутых гипотез;

  • коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссиях, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать различные источники информации.

Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:

  • овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умения предвидеть возможные результаты своих действий;

  • понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями;

  • умение воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символичной формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, излагать содержание текста, находить в нём ответы на поставленные вопросы;

  • развитие монологической и диалогической речи, умение выражать свои мысли и выслушивать собеседника, понимать его точку зрения;

  • освоение приёмов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

  • умение работать в группе с выполнением различных социальных ролей, отстаивать свои взгляды, вести дискуссию.

Формы организации учебного процесса.

Учебное занятие, практические работы.

Технологии обучения.

Деятельностный подход, проблемный и ИКТ на основе идей и принципов личностно ориентированного обучения.


Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся.

- познавательная - работа с дополнительной литературой; восприятие (восприятие пространства, оценка расстояний, пространственных размеров тел; восприятие времени, оценка длительности временного интервала, временной последовательности событий и др.); наблюдение; эксперимент;

- практическая - работа с приборами и принадлежностями; измерения; наглядно-графическая деятельность; решение практических задач;

- организационная - планирование различных видов деятельности; организация рабочего места и др.;

- оценочная - оценка значимости и ценности информации, экологического состояния окружающей среды,числовых параметров различных процессов;

- деятельность самоконтроля - контроль правильности и эффективности своих действий, их последовательности и содержания; результатов своей деятельности и др.

Форма контроля.

Итоговая игра

Содержание учебного курса.

Пропедевтический курс физики для младших школьников имеет своей целью формирование у школьников младших классов начальных научных представлений об устройстве окружающего мира, ознакомление с методами научных исследований в доступной форме(наблюдение, опыт, систематизация ит.д.), развитие творческих способностей( фантазии, любознательности. Образного мышления) и творческой индивидуальности школьников (через рисунки изготовление наглядных пособий).

Предлагаемое содержание курса состоит из 8 разделов и рассчитан на 34ч.

Раздел 1 Введение (1ч)

Понятие о физике как о науке. Представление о физических явлениях в живой и неживой природе. Физические измерения.

Демонстрации

Разные виды механического движения;

Разряды электрофорной машины;

Электрические цепи;

Восходящие конвекционные потоки.

Раздел 2 Первые законы природы(4ч)

Критика мифологической картины мира. Отсутствие свободы воли у неживых объектов. Порядок и «беспорядок» в природе, обратимые и необратимые процессы, явления.

Длительность событий, исчисление времени, история календаря. Событие в природе, течение времени, как события отмечают течение времени.

Демонстрации

  1. Кипение и остывание воды.

  2. Свободное падение тел.

  3. Способы измерения времени.

  4. Измерение времени между ударами пульса.

Практическая работа.

Измерение времени

Раздел 3 Загадки движения (7ч)

Механические явления. Механическое движение. Траектория. Путь. Тело отсчёта. Скорость. Относительность движения. Материальная точка. Взаимодействие тел.

Явление инерции.

Трение, положительное и отрицательное проявление трения.

Реактивное движение. Опыты по реактивному движению. Реактивное движение в природе.

Демонстрации

  1. Способы измерения длины .

  2. Равномерное прямолинейное движение.

  3. Простой акселерометр.

  4. Зависимость силы трения от силы давления и от рода трущихся поверхностей.

  5. Свободные колебания (маятники нитяной и пружинный, конический, маятник Максвелла).

  6. Связь между вращательным и колебательным движением.

  7. Явление инерции

  8. Реактивное движение ракеты.

Практическая работа.

Вращательное движение

Раздел 4 Чудо- звук (3ч)

Что такое звук. Источники звука, воспроизведение звука, передача звука, усиление звука.

Демонстрации

  1. Опыт с электрическим звонком, помещённым под колокол вакуумного насоса.

  2. Источники звука (камертон, динамик, струна и т.д.).

  3. Воспроизведение звука фунтиком.

  4. Усиление звука рупором.

Практическая работа.

Самый простой телефон

Раздел 5 Свет (6ч)

Источники света. Прямолинейное распространение света. Отражение и преломление света. Прохождение света через прозрачную призму. Оптические приборы. Различие понятий свет и цвет. Радуга.Дисперсия света.

Понятие тени, полутени.

Живой свет(светящиеся организмы)

Камера обскура.

Демонстрации


  1. Искусственные источники света.

  2. Световой луч и световой пучок.

  3. Прямолинейность распространения света.

  4. Образование тени и полутени.

  5. Отражение света.

  6. Преломление света.

  7. Дисперсия света.

  8. Ход лучей в камере обскура.

Практическая работа.

Семь цветов радуги (наблюдение явления дисперсии)

Раздел 6 Вещества и свойства(5ч)

Окружающий мир. Малая Вселенная, свойства вещества. Фазовые переходы. Тепло и холод. Как передаётся тепло, понятие теплопроводности.

Измерение температуры, термометр. Шкала температур.

Искусственный холод, кристаллические тела.

Демонстрации


  1. Сравнение теплопроводности различных материалов.

  2. Конвекция в жидкостях и газах.

  3. Нагревание теплоприёмника посредством излучения.

  4. Плавление и кристаллизация.

  5. Зависимость скорости испарения от рода жидкости.

  6. Охлаждение жидкости при испарении.

  7. Измерение температуры остывающей воды

  8. Кристаллические тела.

Практическая работа.

Измерение температуры

Раздел 7 Электричество и магнетизм(5ч)

Электризация тел. Взаимодействие заряженных тел. Электрические явления в природе и технике.

Электрический ток. Сила электрического тока. Источники тока.

Электрические цепи. Основные элементы. Электрические схемы.

Постоянные магниты. Свойства магнитов, взаимодействие магнитов.

Демонстрации

1. Явление электризации.

2. Взаимодействие заряженных тел.

3. Устройство и действие электроскопа.

5. Опыты с электрическими султанами.

6. Опыты с сеткой Кольбе.

7.Получение электрической искры при помощи электрофорной машины.

8. Модель молниеотвода.

9.Электрическая цепь и элементы электрической цепи (потребители, источники тока, элементы управления).

10.Действия электрического тока: тепловое, магнитное, химическое.

11.Амперметр. Измерение силы тока.

12.Постоянные магниты.

13. Взаимодействие магнитов.

Практическая работа.

Сборка цепи и измерение силы тока

Раздел 8 Заключительное занятие(2ч)

Итоговая игра «Следопыт»

Обобщение и систематизация знаний.

Резервное время 1ч



Календарно - тематическое планирование занятий по физике в 4 классе 34 часа - 1 час в неделю

№ п/п

Тема урока.


Тип урока

Планируемые результаты

(в соответствии с ФГОС)

Понятия

Предметные

результаты

УУД

Личностные результаты

1

2

3

4

5

6

7

Введение (1час)


Первичный инструктаж по ТБ.

Мы наблюдатели

Изучение нового материала

предмет физика

физические явления

овладение научной терминологией наблюдать и описывать физические явления

формирование учебно-познавательного интереса к новому материалу, способам решения новой задачи

осознание важности изучения физики, проведение наблюдения,

формирование познавательных интересов

Первые законы природы(4 ч)


Может ли камень «хотеть»

Изучение нового

отсутствие свободы воли у неживых объектов. Порядок и «беспорядок» в природе. Обратимые и необратимые процессы и явления

Высказывать предположения- гипотезы,

Участвовать в диспуте на тему «Физическая картина мира и альтернативные взгляды на устройства мира»

адекватно реагировать на нужды других, формирование эффективных групповых обсуждений,

мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;


Что за чем следует

Изучение нового

Длительность событий, исчисление времени

формирование представлений о событии, длительности события

развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

развитие межпредметных связей


Как события отмечают течение времени

Изучение нового

Событие в природе, течение времени

овладение знаниями о течении времени

, формирование умения выделять разные промежутки времени


Измерение времени

практический

Прибор для измерения времени, время- как физическая величина

Наблюдать и описывать течение времени,

самостоятельно контролировать свое время, адекватно оценивать правильность своих действий, вносить коррективы

ставить проблему, выдвигать гипотезу, самостоятельно проводить измерения, делать умозаключения

развитие внимательности собранности и аккуратности;

выражать свои мысли и описывать действия в устной и письменной речи

Загадки движения(7ч)


Кто как движется

Изучение нового материала

относительность

механическое движение

состояние покоя

тело отсчета

материальная точка

формирование представлений о механическом движении тел и его относительности

провести классификацию движений по траектории и пути

приобретение опыта анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

овладение средствами описания движения,

формировать умения выполнять рисунки, аккуратно и грамотно делать записи в тетрадях


Движение оставляет след

Комбинированный

траектория

пройденный путь

равномерное

неравномерное движение, скорость

самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

измерять скорость равномерного движения

адекватно реагировать на нужды других, планировать исследовательские действия, оформлять результаты измерений, расчетов.

соблюдение техники безопасности, ставить проблему, выдвигать гипотезу, самостоятельно проводить измерения, делать умозаключения;

развитие внимательности собранности и аккуратности


Почему шахматы не упали

Комбинированный

действие другого тела,

инерция

Г. Галилей

умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;

формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий, результатам обучения.

развитие умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения

формировать умение наблюдать и характеризовать физические явления, логически мыслить


Что мешает движению

комбинированный

Трение. Положительное и отрицательное проявление трения

овладение навыками работы с физическим оборудованием

самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

соблюдать технику безопасности, ставить проблему, выдвигать гипотезу, самостоятельно проводить измерения, делать умозаключения


Почему летит ракета

Изучение нового материала

Реактивное движение

Формирование умения выделять реактивное движение среди других видов движения формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания

освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

продолжить формирование умений наблюдать и объяснять физические явления

развитие кругозора

мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;


Качели и маятники. Танцующее яйцо

Изучение нового материала

Колебательное, вращательное, поступательное движения

Объяснять процессы: колебания маятника, вращения яйца.

освоение приемов действий в нестандартных ситуациях,

развитие умений и навыков применения полученных знаний для решения практических задач повседневной жизни


Вращательное движение

Практический

волчок

Изготовления волчка, демонстрация вращательного движения

осуществлять взаимный контроль, оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; формулировать и осуществлять этапы практической задачи

соблюдать технику безопасности, ставить проблему, выдвигать гипотезу, самостоятельно проводить измерения, делать умозаключения

Чудо- звук(3ч)


Источники звука. Как сделать звук громче

Изучение нового материала

Звук, источники звука, усиление звука

формирование умения выделять звуковые явления среди других явлений;

объяснять эффект усиления звука.

развитие монологической и диалогической речи

овладение универсальными учебными действиями для объяснения известных фактов

развитие умений и навыков применения полученных знаний для решения практических задач повседневной жизни


Почему играет пластинка

Комбинированный

Воспроизведение звука

овладение навыками работы с физическим и самодельным оборудованием

самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

соблюдать технику безопасности,

развитие внимательности собранности и аккуратности


Самый простой телефон

практический

Передача звука

овладение навыками работы с физическим и самодельным оборудованием

самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

осуществлять взаимный контроль, оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

соблюдать технику безопасности, ставить проблему, выдвигать гипотезу, самостоятельно проводить измерения, делать умозаключения

выражать свои мысли и описывать действия в устной и письменной речи

Свет (6ч)


Секрет солнечного зайчика

Изучение нового материала

Источники света, световой луч, распространение света

Наблюдать световой луч, продолжить формирование умения характеризовать световые явления

освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;


В стране «Наоборот»

Комбинированный

Преломление, отражение света

Исследовать свойства изображения в зеркале

формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

соблюдать технику безопасности, ставить проблему, выдвигать гипотезу, самостоятельно проводить измерения, делать умозаключения

развитие внимательности собранности и аккуратности


Симметрия в природе. Что такое тень

Изучение нового материала

Симметрия, тень, полутень

Наблюдать симметричные объекты в природе, ближайшем окружении. Распознавать разные участки освещённости

приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации;

понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения

понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;

формировать умения выполнять рисунки, аккуратно и грамотно делать записи в тетрадях


Семь цветов радуги

Практический

Дисперсия, цвет и свет

Наблюдать явление дисперсии

овладение навыками работы с физическим оборудованием

самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений

формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

соблюдать технику безопасности, ставить проблему, выдвигать гипотезу, самостоятельно проводить измерения, делать умозаключения

выражать свои мысли и описывать действия в устной и письменной речи


Знакомство с камерой обскура

Комбинированный

Изображение предмета

Ознакомиться с устройством камеры обскура, исследовать ход лучей в камере

приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации;

мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

Вещества и свойства(5ч)


Малая Вселенная

Изучение нового материала

Окружающий мир, свойства вещества

формирование умений наблюдать, делать выводы, выделять главное,

приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации;

понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения

понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;

формировать умения выполнять рисунки, аккуратно и грамотно делать записи в тетрадях


Как передаётся тепло

Комбинированный

Тепло и холод, теплопроводность

формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания,

наблюдать явления теплопроводности

овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов

формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.


Фазовые переходы

Комбинированный

Фазовый переход

Наблюдать явления фазового перехода лёд- вода- пар

развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

убежденность в возможности познания природы,


Измерение температуры

Практический

Температура, термометр, шкала температур

Изучить устройства термометра, измерить температуру тел в различных агрегатных состояниях

формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

соблюдать технику безопасности, ставить проблему, выдвигать гипотезу, самостоятельно проводить измерения, делать умозаключения


Цепь о которой не знаешь

Изучение нового материала

Искусственный холод, кристаллические тела

умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств

формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

уважение к творцам науки и техники

Электричество и магнетизм(5ч)


Электрические опыты

Изучение нового

Электризация, источники тока

Наблюдать явление электризации, работу источников тока

формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

осуществлять сравнение, поиск дополнительной информации,

развитие диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;


Знакомство с основными звеньями электрической цепи

Комбинированный

электрический ток, источники тока

Наблюдать за измерением тока

,наблюдение за изготовлением простейшего гальванического элемента

освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;


Сборка простейшей цепи

Комбинированный

Электрическая цепь

Элементы цепи

установить основные звенья электрической цепи

овладение навыками самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

формировать умения выполнять рисунки, аккуратно и грамотно делать записи в тетрадях


Сборка цепи и измерение силы тока

Практический

овладение навыками работы с физическим оборудованием

развитие самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений;

формирование умения сравнивать массы тел

приобретение опыта работы в группах, вступать в диалог

структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;

соблюдать технику безопасности, ставить проблему, выдвигать гипотезу, самостоятельно проводить измерения, делать умозаключения

развитие внимательности собранности и аккуратности;

выражать свои мысли и описывать действия в устной и письменной речи


Ожившие железки

Изучение нового

Постоянные магниты, свойства магнитов, взаимодействие магнитов

формирование умений наблюдать, делать выводы, выделять главное, планировать и проводить эксперимент

формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества

Заключительное занятие(2ч)


Итоговая игра «Следопыт»

Проверки

Основные вопросы курса

умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;

овладение навыками самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

формирование ценностных отношений к результатам обучения

Резервное время 1ч

Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета физики.

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места учащихся;

  • рабочее место преподавателя;

  • рабочая доска;

  • наглядные пособия (учебники, опорные конспекты-плакаты, стенды, карточки, раздаточный материал, комплекты лабораторных работ).

Технические средства обучения:

  • ПК,

  • Интерактивная доска.

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется учителем в процессе проведения практических занятий, итоговой игры, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, исследований.

Список рекомендуемой литературы.

  1. Гуревич А.Е.Физика и химия 5-6 класс. - М: Просвещение, 2009.-175с

  2. А.В. Перышкин, Физика-7, учебник для общеобразовательных учреждений, «Дрофа», 2011 год.

  3. А.В. Перышкин, Физика-8, учебник для общеобразовательных учреждений, «Дрофа», 2011 год.

  4. В.С. Лебединская, Физика-7, Диагностика предметной обученности (контрольно-тренировочные задания, диагностические тесты и карты), Волгоград «Учитель», 2009 год.

  5. В.С. Лебединская, Физика-8, Диагностика предметной обученности (контрольно-тренировочные задания, диагностические тесты и карты), Волгоград «Учитель», 2009 год.

  6. В.С. Лебединская, Физика-9, Диагностика предметной обученности (контрольно-тренировочные задания, диагностические тесты и карты), Волгоград «Учитель», 2010 год.

Материально-техническая база.

• Уроки физики Кирилла и Мефодия - 7-11 класс. CD-ROM for Windows.

• Сборник демонстрационных опытов для средней общеобразовательной школы:

1. Молекулярная физика

2. Основы МКТ часть 1

3. Основы МКТ часть 2

4. Гидроаэростатика часть 1

5. Гидроаэростатика часть 2

6. Механичекие волны

7. Основы термодинамики

8. Механические колебания

9. Магнитное поле

10. Постоянный электрический ток

11. Электрический ток в различных средах 1

12. Электрический ток в различных средах 2

13. Электромагнитная индукция

14. Электромагнитные колебания часть 1

15. Электромагнитные колебания часть 2

16. Электромагнитные волны

17. Излучение и спектры

18. Квантовые явления

19. Геометрическая оптика часть 1

20. Геометрическая оптика часть 2

21. Волновая оптика

22. Электростатика.



© 2010-2022