Урок физики в 7 классе «Условия плавания тел»

"Описание материала: На этом уроке учащиеся с при помощи эксперимента и используя знания об архимедовой силе, должны самостоятельно сделать выводы о условии плавания тел. На этом уроке учащиеся продолжают приобретать навыки самостоятельной работы с приборами. Продолжается развитие познавательного интереса учащихся, умение обобщать знания программного материала. Задачи: Общеобразовательные: формировать навыки работы в коллективе, научить отстаивать свое мнение. Развивающие: Развивающие: развитие ...
Раздел Физика
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок физики в 7 классе

Тема урока :Условия плавания тел

Подготовил :

Учитель физики и математики

МКОУ «Орловская СОШ»

Дикарев Виктор Иванович

Тип урока: Урок изучения нового материала и первичного закрепления.

Дидактическая цель урока: создание условий для осознанного изучения нового материала и включение знаний учащихся в процесс познания.

Цель урока:

Образовательная

Добиться усвоения учащимися условий плавания тел на основе изученного понятия об архимедовой силе. Развивать умения учащихся делать выводы по результатам экспериментальных заданий. Показать использование условий плавания тел в технике. Выяснить, как будет зависеть глубина погружения от плотности жидкости.Осмыслить практическую значимость, полезность приобретаемых умений, знаний.

Интересными формами урока способствовать усвоению основного материала, правильного образного мышления,

Отработать навыки работы с физическими приборами, умение ставить опыты.

Развивающая

создать условия для развития творческих и исследовательских навыков,

формировать умения выделять главное, сопоставлять, делать выводы;

решать тренировочные задачи;

развивать навыки исследовательской деятельности, навыки самоконтроля, самоанализа.

Воспитательная

способствовать привитию культуры умственного труда, создать условия для повышения интереса к изучаемому материалу.-

Приобретаемые навыки детей:

учащиеся учатся работать в группах, сопоставлять, обобщать,проводить исследования;

развивают логическое мышление ,речь, память , пространственное воображение;

повышается уровень восприятия, осмысления и запоминания;

воспитание очень внимательного отношения к окружающим, учебной дисциплине.

Умение подводить итоги своей работы, анализировать свою деятельность.

Формы организации работы детей: групповая.

Формы организации работы учителя:

используется словесно- иллюстративный, репродуктивный, практический, проблемный методы, беседа-сообщение, проверка ранее изученного материала, организация восприятия новой информации

постановка цели занятия перед учащимися;

обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, сосуды с водой, маслом, набор тел разной плотности, деревянный и пенопластовый кубики одинаковых размеров, клубень картофеля, пробирка с поваренной солью, пластилин ,пробирки с песком, параллелепипед из пенопласта, динамометр, измерительный цилиндр, гири.

План урока

Повторение темы: «Архимедова сила».

Изучение и закрепление нового материала.

Сравнение плотностей жидкости и вещества тела, погруженного в жидкость, в случаях, когда тело плавает на поверхности или тонет.

Сравнение архимедовой силы и силы тяжести в случаях , когда тело плавает на поверхности или тонет.

Условие плавания тел внутри жидкости.

Условия плавания тел(общий вывод)

Задание на дом.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Подготовка к восприятию нового материала:

Учитель: Сегодня мы организуем работу так, чтобы каждый проявил свои способности, приобрел навыки работы в коллективе. Покажем умения и навыки при изучении темы: «Условие плавания тел».

3. Актуализация знаний учащихся

. Проводим фронтальный опрос.

ВОПРОСЫ:

1.Какая сила возникает при погружении тела в жидкость?

2.Как направлена эта сила?

3.От чего зависит архимедова сила?.

4.А если тело погружено в жидкостьнеполностью, то как определяется архимедова сила?

5.Какими способами на опыте можно определить архимедову силу?

6.Как вы понимаете понятие уровень?

ответы

.На экране появляется кадр с правильными ответами:

Учащиеся проверяют правильность ответов.

Изучение нового материала

Учитель. Итак, мы знаем, что на всякое тело, погруженное в жидкость действует архимедова сила. Но одни тела плавают в жидкости, другие тонут, а третьи всплывают на поверхность. Почему? Сегодня мы выясним это. Запишите в тетрадях тему урока-« Условия плавания тел »

Попробуем все сведения об условии плавания тел получить из опыта. Сегодня каждая группа получит свое задание. После выполнения заданий мы обсудим полученные результаты и выясним условие плавания тел. Внимательно прочитайте свои задания. Все результаты записывайте в тетрадь. Учащиеся получили карточки с заданиями и оборудование для их выполнения (5 вариантов).

Варианты заданий неодинаковы по уровню трудности. Они даются соответственно уровню подготовки учащихся.

Первый вариант: пронаблюдать, какиеиз предложенных тел тонут и какие плавают в воде; найти в таблице учебника плотности этих веществ и сравнить с плотностью воды. Результаты оформить в виде таблицы.

Плотность жидкости

Плотность вещества

Тонет или нет



Второй вариант: сравнить глубину погружения в воде деревянного и пенопластового кубиков одинакового размера; выяснить, отличается ли глубина погружения деревянного кубика в жидкости разной плотности. Результат опыта представить на рисунке.

Третий вариант: сравнить архимедову силу, действующую на каждую из пробирок, с силой тяжести каждой пробирки; сделать вывод на основании результатов опыта.

Четвертый вариант: заставить картофелину плавать в воде. Объяснить результаты опыта.

Пятый вариант: добиться, чтобы кусок пластилина плавал в воде. Пояснить результаты опыта.

Пока учащиеся выполняют задания, учитель наблюдает за их работой, оказывает посильную помощь.

После выполнения работы переходим к обсуждению результатов.

Выводы записываются на доске и в тетрадях.

FaУрок физики в 7 классе «Условия плавания тел»

1.ЕслиУрок физики в 7 классе «Условия плавания тел»вещества >Урок физики в 7 классе «Условия плавания тел»жидкости, то 1.Если FтУрок физики в 7 классе «Условия плавания тел»Fa, то тело тонет.

тела тонут.

2.Если Урок физики в 7 классе «Условия плавания тел»вещества Урок физики в 7 классе «Условия плавания тел»жидкости, то 2.Если FтУрок физики в 7 классе «Условия плавания тел»Fa, то тело всплывает.

тело всплывает на поверхность

жидкости.

3.ЕслиУрок физики в 7 классе «Условия плавания тел»веществаУрок физики в 7 классе «Условия плавания тел»жидкости, то 3.Если FтУрок физики в 7 классе «Условия плавания тел»Fa, то тело плавает

тело плавает внутри жидкости. внутри жидкости.

Глубина погружения тела зависит от Урок физики в 7 классе «Условия плавания тел»жидкости и Урок физики в 7 классе «Условия плавания тел»вещества.

Учитель. Значит, условия плавания тел можно сформулировать двумя способами: сравнивая архимедову силу и силу тяжести или сравнивая плотности жидкости и находящегося в ней вещества. Где в технике учитываются эти условия? Ученик. При постройке кораблей. Раньше делали деревянные корабли и лодки. Плотность дерева меньше плотности воды, и корабли плавали в воде. Учитель. Металлические корабли тоже плавают, а ведь куски стали тонут в воде. Ученик. С ними поступают так, как мы поступили с пластилином: увеличивают объем, архимедова сила становится больше, и они плавают. Еще делают понтоны и подводные лодки. Учитель. Итак в судостроении используется тот факт, что путем изменения объема можно придать плавучесть практически любому телу. А учитывается ли как-нибудь связь условий плавания тел с изменением плотности жидкости? Ученик. Да при переходе из моря в реку меняется глубина осадки судов. Учитель. Приведите примеры использования условий плавания тел в технике? Ученик. Для речных переправ применяют понтоны. В морях и океанах плавают подводные лодки. Для подводного плавания часть их емкости заполняют водой, а для надводного-воду выкачивают.

Далее учитель демонстрирует слайды кораблей, подводных лодок и понтонных мостов.

Закрепление изученного материала:

Фронтальный опрос.

1.Что вы сегодня узнали на уроке?

2.Тело находится в равновесии внутри жидкости. Каково соотношение между силой тяжести и архимедовой силой?

3.Чему равна масса воды, вытесняемой подводной частьюа судна?

4.Каково направление архимедовой силы, действующей на подводную лодку, плывущую горизонтально под водой? 5.Вопросы на странице 125 учебника.

Решение задач: Упражнение 26 № 1,2

9.Домашнее задание к следующему уроку.

§ 50,51. Упр.26 №3, задание 15.

УЧИТЕЛЬ ПОДВОДИТ ИТОГИ УРОКА , СТАВИТ ОЦЕНКИ ЗА РАБОТУ НА УРОКЕ.

Литература:

Перышкин А.В. Учебник физики 7 класс.

Кабардин О.Ф. . С.И. Кабардина. В.А. Орлов. Задания для контроля знаний.

Марон А.Е., Е.А Марон Дидактический материал 7 класс.

Марон А.Е., Е.А Марон Сборник качественных задач по физике. 7-9 класс.

Лукашик В.И. Сборник задач по физике 7-9 класс.

Приложения:

Урок физики в 7 классе «Условия плавания тел»

Урок физики в 7 классе «Условия плавания тел»

Урок физики в 7 классе «Условия плавания тел»

Урок физики в 7 классе «Условия плавания тел»

Урок физики в 7 классе «Условия плавания тел»

© 2010-2022