Сюжетно-ролевая игра «Автомобиль не роскошь, а средство передвижения… » (10 класс)

Представляю Вашему вниманию методическую разработку урока на тему «Автомобиль не роскошь, а средство передвижения…». Деловая игра по теме «Тепловые двигатели. Максимальный КПД тепловых двигателей».Среди различных активных методов, которые используются в учебном процессе, можно выделить деловую игру, так как именно она активизирует мыслительную деятельность учащихся, развивает их творческие способности и позволяет значительно повысить эффективность образовательного процесса.В деловых играх на ос...
Раздел Физика
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Игры - обучение

Методическая разработка урока на тему « Автомобиль не роскошь, а средство передвижения…» направлена на интенсификацию учебного процесса. Ее целью является оказание методической помощи учителям в организации и проведении урока, развитие творческого потенциала учителя и развитие познавательной деятельности учащихся.

С позиции целостности педагогического процесса урок необходимо рассматривать как основную форму его организации. В форме урока возможна эффективная организация не только учебно-познавательной, но и других развивающих видов деятельности учащихся.

Человек как субъект труда, познания и общения формируется в процессе деятельности, которая обеспечивает научное освоение действительности, возбуждает интерес, чувства, переживания, порождает новые потребности, активизирует волю, энергию - все то, что служит строительным материалом для построения личности.

Все виды деятельности, имеющие общественные цели, потенциально обладают определенными развивающими и воспитывающими возможностями, но даже объективно ценная для общества деятельность может не повлиять положительно на ученика, если она не имеет для него личного смысла. В итоге, для того, что бы материал урока был усвоен, учителю необходимо подбирать такие формы организации, которые позволят личностно ориентировать материал, перевести его в сферу «личностного смысла»

Подготовка к мероприятию:

  1. За две недели учитель доводит до сведения учащихся тему урока, цель и задачи

  2. Знакомит с планом урока

  3. Дает задание и формулирует основные вопросы.

  4. Рекомендует литературу для самостоятельного изучения

5. Учащиеся самостоятельно:

  • Распределяют роли

  • Составляют текст выступления, используя соответствующую литературу.

  • Готовят оформление кабинета.

  • Повторяют уже изученный материал

Программа:

Учебник: Мякишев Г.Я., Синяков А.З. ФИЗИКА. Молекулярная физика. Термодинамика. 10кл. / Г.Я.Мякишев, А.З. Синяков. -- Москва,:ДРОФА, 2005.-С.349.

Глава 4. Молекулярно-кинетическая теория идеального газа.

№ п\п

Содержание

Кол во часов

Дата

Работа в термодинамике. Количество теплоты. Теплоемкость.

1ч.

Решение задач на применение теплового баланса.

1ч.

Закон сохранения энергии при тепловых процессах.

1ч.

Решение задач на вычисление внутренней энергии идеального газа.

1ч.

Первый закон термодинамики. Адиабатный процесс.

1ч.

Решение задач на применение первого закона термодинамики.

1ч.

Решение графических задач на применение первого закона термодинамики.

1ч.

Второй закон термодинамики.

1ч.

Тепловые двигатели. Идеальная тепловая машина Карно.

1ч.

Автомобиль не роскошь,а средство передвижения…

1ч.

Кр № 10 « Основы термодинамики».

1ч.


Тема урока: Автомобиль не роскошь, а средство передвижения…

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Вид урока: Сюжетно-ролевая игра

Имитационная модель Покупка автомобиля

Метод: частично - поисковый с элементами репродуктивного.

Методическая цель: Отработка методики проведения учебного занятия - деловой игры по теме «Тепловые двигатели. Максимальный КПД тепловых двигателей».

Цели:

1) Образовательные:

  1. получить необходимые знания о принципах действия двигателей внутреннего сгорания (карбюраторного и дизельного типа)

  2. сформировать целостное видение проблемы использования тепловых двигателей в системе профессиональной деятельности и здорового образа жизни, экологии окружающей среды

  3. Закрепить имеющиеся представления о ДВС, расширить, дополнить.

2) Развивающие:

  • развить у учащихся способности анализировать ситуации, связанные с охраной окружающей среды.

  • Анализировать, сопоставлять изучаемые процессы.

  • логически излагать свои мысли,

  • развивать умения учащихся работать самостоятельно, коллективно.

  • формирование научного мировоззрения

- показать необходимость умения использовать полученные знания в различных ситуациях.

3) Воспитательные:

  • познаваемость мира и его закономерностей

  • формирование у детей толерантного отношения к окружающим

  • правильное отношение к своему здоровью.

- воспитывать бережное и разумное отношение к окружающей среде -

Учебные задачи:

  • овладения навыками самостоятельной работы с дополнительной литературой.

  • осуществление управления и самоуправления самостоятельной, познавательной и практической деятельностью учащихся

  • организация самостоятельной деятельности учащихся по реализации поставленных целей

Межпредметные связи: тема связана главным образом с образом жизни учащихся, поэтому для изучения темы необходимы знания анатомии (темы: строение человеческого организма), гигиены (влияние загрязнения среды, шума на организм человека), имитационная модель игры подразумевает знания по ОБЖ (охрана окружающей среды), по химии (свойства газов.)

-Внутрипредметные связи: изучение темы опирается на знания газовых законов, законов термодинамики.

Средства обучения:

  • аудиозапись песни и фрагмент программы радио России (статистика).

- таблицы с графиками газовых процессов, таблица компонентов отработанных газов.

  • портреты изобретателей двигателей

  • книжки-раскладушки о моделях автомобилей.

  • газеты: « Фотохимический смог», «История светофора», «Производственный шум тепловых двигателей», «Внимание-дорога!».

  1. Раздаточный материал:

-таблица классификации тепловых двигателей.

-графики газовых процессов, иллюстрирующих принцип работы двигателей.

-таблицы компонентов отработанных газов.

- основные термины и определения

Продолжительность урока - 45 мин.

План урока:

  1. Вступление. Преподаватель озвучивает важность решаемого вопроса.

Вам повезло. Вы выиграли в лотереи «Русское лото» крупную сумму денег и хотели бы купить современный автомобиль. Вот мы и отправимся вместе с вами за покупкой.

  1. Основная часть. Первичное обобщение и введение новых знаний в систему знаний учащихся.

  2. Обобщение полученных сведений о различных видах двигателей, видах топлива, экологических проблемах (межпредметные связи)

  3. Итоги урока

Структура урока:

  1. Организационный этап - 2 мин.

  2. Постановка целей и задач урока - 2 мин.

  3. Поход в магазин -25 мин.

  4. Решение задач - 10 мин.

  5. Высказывание мнений учащимися. - 3 мин

  6. Подведение итогов. Рефлексия - 2мин.

  7. Домашнее задание - 1 мин.

Роли:

1.Менеджеры консультанты (2 чел.)

2.Покупатели (2 чел.)

3 Посетители салона (остальные учащиеся).

4.Химик-технолог

  1. Эксперт - эколог

6. Сотрудник ЦНИИАТ (центральный научно-исследовательский институт автотранспорта)

Ход урока

  1. Организационный этап - начинается с подготовки и оформления учебного кабинета к занятию, Оснащение занятия необходимыми средствами обучения. Проверяется готовность учащихся к уроку, выявляются отсутствующие, организуется внимание учащихся, их быстрое включение в деятельность.

  2. Постановка целей и задач урока - учитель сообщает цели и задачи урока, показывает практическую значимость урока, ставит перед учащимися учебные задачи


  1. Основная часть:

Или люди сделают так,

Чтобы в воздухе стало меньше

дыма, или дым сделает так,

чтобы на Земле стало меньше

людей

Л. Дж. Баттон.

Звучит музыка автомобильного радио и передается информация об экологической ситуации в нижегородской области:

«В России сегодня многие областные центры входят в сотню самых неблагополучных городов России по загрязнению воздуха. Больше всего вреда приносят транспортные средства. Доля автотранспорта по всем видам загрязнений, поступающих в окружающую среду, достигает от 50 до 90%. По данным Госкомэкологии, ежегодно образуется около 10 млрд. т производственных и бытовых отходов. При этом в атмосферу выбрасывается около 100 млн. т вредных веществ, а со сточными водами в водоемы их поступает почти 40 млн. т. Выхлопные газы ДВС вызывают до 70% детских болезней. Считают, что болезни человечества на 68 % вызваны вдыханием отравленного воздуха. Так, вероятность заболевания раком на 57 - 80% зависит от состояния окружающей среды».

В салон входят покупатели Александра и Анна, к ним подходит менеджер по продажам и начинает предлагать модели машин, которые находятся в автосалоне. Анне нравится машина «Лада - Калина», и она просит подробно объяснить преимущества данной модели.

Консультант Дмитрий: Данная модель оснащена двигателем внутреннего сгорания карбюраторного типа, который работает по принципу цикла Отто.

Первый такт - процесс впуска - происходит практически при

постоянном давлении, объем рабочего тела при этом увеличивается от V, до V2 (рис.)- В конце такта, когда цилиндр заполнен горючей смесью паров, клапан закрывается.

Сюжетно-ролевая игра «Автомобиль не роскошь, а средство передвижения… » (10 класс)

Рис. . Цикл с изохорным подводом тепла в карбюраторном двигателе

Во время второго такта, при обратном движении поршня, начинается быстрое - адиабатное - сжатие горючей смеси (участок АВ на рис.), при этом ее температура и давление возрастают. В конце такта горючая смесь воспламеняется электрической искрой. При сгорании топливно-воздушной смеси сообщается количество теплоты Qi

температура поднимается до

2000- 2500 °С, давление - до 40 атм (1 атм = 9,8-105 Па). За очень короткое время горения смеси поршень практически не изменяет своего положения, поэтому процесс подвода тепла СЬ, можно считать изохорным (участок ВС

на рис.)-

Третий такт (рабочий ход). Под давлением сжатых газов поршень идет вниз. Во время этого основного рабочего хода - адиабатного расширения (участок CD на рисунке) - энергия газов передается поршню, а от него к коленчатому валу. К концу такта температура и давление понижаются примерно в два и в десять раз соответственно. После расширения рабочего тела до объема V3 открывается выпускной клапан, отработанные газы вырываются наружу, в атмосферу. Выпуск отработанных газов на изохорном участке (DA на рисунке) сопровождается передачей окружающей среде количества теплоты Q1

Во время четвертого такта (выхлопа) выпускной клапан остается открытым, поршень идет вверх, выталкивая оставшиеся отработанные газы. В крайнем верхнем положении поршня клапан закрывается, и весь процесс повторяется.

Работа W, совершаемая за один цикл, характеризуется площадью фигуры внутри кривой ABCDA, заштрихованной на рисунке. Эта работа совершается за счет разности количеств теплоты Q1 - Q2 Термодинамический КПД цикла определяется соотношением:

Сюжетно-ролевая игра «Автомобиль не роскошь, а средство передвижения… » (10 класс)

Современные автомобильные двигатели, как правило, многоцилиндровые (четырех-, шести-, восьми - и даже двенадцати - и шестнадцатицилиндровые). С повышением числа цилиндров увеличивается число рабочих ходов за один оборот коленчатого вала (два - у четырехцилиндрового, три - у шестицилиндрово-го и т.д.). повышается плавность хода автомобиля и мощность автомобильного двигателя Р - работа, совершаемая в единицу времени. Расчетная мощность автомобильного двигателя в лошадиных силах (л.с.) определяется по формуле:

Сюжетно-ролевая игра «Автомобиль не роскошь, а средство передвижения… » (10 класс)

где D - диаметр цилиндра в миллиметрах, п - число цилиндров

Александра: Принцип работы двигателя я поняла, а преимущества какие? Почему именно этот двигатель лучше?

Дмитрий:

  1. Малая масса

  2. Компактность

  3. Сравнительно высокий КПД (30%)

Они приводят в движение автомобили, мотоциклы, моторные лодки, их применяют в бензопилах и т.д.

Александра: А какие же недостатки он имеет?

1. Работает на дорогом высококачественном топливе (АИ - 92, АИ- 95)

2. Довольно сложны по конструкции, т.к. имеют большую скорость вращения вала двигателя.

3. Выхлопные газы загрязняют атмосферу

4. Создают шумовое загрязнение

Анна: Мне не очень понравились параметры этой машины, может, еще что-нибудь посмотрим?

Консультант Алексей: Обратите внимание на

следующую модель с двигателем дизельного типа. Более экономичным считается, четырехтактных дизельный двигатель, запатентованный в 1892 году немецким инженером Рудольфом Дизелем Диаграмма цикла в дизельном двигателе показана на рис

I такт: при ходе поршня вниз через впускной клапан в цилиндр засасывается атмосферный воздух (изобара);

II такт: при ходе поршня вверх воздух адиабатно сжимается до давления примерно 1,2 106 Па, что ведет к повышению его температуры в конце такта (АВ) до 500-700 °С. В сжатый раскаленный воздух впрыскивается с помощью

Сюжетно-ролевая игра «Автомобиль не роскошь, а средство передвижения… » (10 класс)

топливного насоса и форсунки дизельное топливо, оно воспламеняется (причем горит дольше бензина);

III таккт: образующиеся при горении газы давят на поршень и производят полезную работу во время движения поршня вниз. Давление расширяющегося газа поддерживается приблизительно постоянным (изобара ВС). По окончании горения впрыснутой порции топлива происходит адиабатное расширение газа (CD), открывается выпускной клапан, давление падает (изохора),

IV такт: поршень движется вверх и выталкивает продукты сгорания в атмосферу (изобара DA).

В дизельных двигателях высокая степень сжатия (16 - 21, КПД около 40%) достигается за счет того, что сжимается воздух, а не горючая смесь. В конце такта адиабатного сжатия температура воздуха повышается до 600 - 700°С, так что горючее, впрыскиваемое через форсунки, самовоспламеняется от соприкосновения с раскаленным воздухом

Цикл завершен. Полезная работа равна площади заштрихованной фигуры. Видим, что она больше полезной работы карбюраторного двигателя, поэтому больше кпд (35-40%). Дизельные двигатели устанавливают на тракторах и автомобилях, на речных и морских теплоходах, на дизель - электроходах, тепловозах, электростанциях небольшой мощности.

Анна: Принцип работы двигателя я поняла, вы сказали, что это более экономичный двигатель более мощный, в чем же еще его преимущества?

Алексей: Преимущества

1. В двигателе сжимается воздух, а не горючая смесь

2. Работают без карбюратора и свечи

3. На дешевых сортах топлива

4. расход топлива меньше, чем у карбюраторных

5. Высокий КПД (40 - 42%)

Анна: А недостатки?

Алексей:

1. Более мощный двигатель предполагает больший объем и большую массу

2. Принципиально иной характер воспламенения топлива предъявляет специальные требования к свойствам горючей смеси. Топливо, впрыскиваемое через форсунки, должно обладать определенными вязкостью (главное свойство), плотностью и испаряемостью, чтобы обеспечить тонкое распыление (малые размеры капель) и определенную форму факела распыления.

3. При больших ПЗВ (продолжительность задержки воспламенения) в камере сгорания скапливается большое количество топлива, которое успевает прогреться, испариться и перемешаться с воздухом. Сгорание такой смеси происходит очень интенсивно и сопровождается резким повышением давления в цилиндре, работой с ударными нагрузками, что ведет к преждевременному износу, а то и к поломкам двигателя, ухудшает его экономические показатели.

4. Очень большое загрязнение атмосферы выхлопами

5. Сильное шумовое загрязнение

Анна и Александра обсуждают услышанное, к ним подходит консультант Александр и предлагает ознакомиться с моделями автомобилей с инжекторным двигателем.

Александр: Принцип работы инжекторного двигателя, напоминает работу карбюраторного двигателя отличие лишь в том, что отсутствует карбюратор (Емкость для смешивания воздуха и паров бензина) и впрыск бензина контролируется электронным устройством индивидуально в каждый цилиндр. Тип двигателя: Инжекторный с многоточечным электронным впрыском.

Преимущества:

1. Компактные двигатели

2. Легче по конструкции

3. Экономичен по расходу топлива

Недостатки:.

Бензин должен быть высококачественным иначе все загрязнения( грязь, сера, различные смолы и присадки) разрушают насосы, забивает фильтры, выводит из строя форсунки

2. Надо обязательно ездить с бензобаком, заполненным хотя бы на треть, т.к. малое количество бензина приводит к перегреву бензонасоса и загрязняет воздушный фильтр.

Покупательницы продолжают обсуждение: Какой же двигатель выбрать обратимся к точным расчетам:

Директор магазина раздает задачи на расчет параметров КПД различных двигателей (работа в группах)

ЗАДАЧИ.

1. Двигатель реактивного самолета развивает мощность 4,4-107 кВт при скорости 900 км/ч и потребляет 2,04-103 кг керосина на 100 км пути. Определить КПД двигателя.

2. Определить расход дизельного топлива трактором Т-4 за 1 час, если при КПД в 25 % он развивает мощность 81 кВт.

3. Какую силу тяги развивает тепловоз, если он ведет состав со скоростью 27 км/ч и расходует400 кг дизельного горючего в час при КПД 30%

4. На какое время непрерывной работы двигателя при равномерном движении мотоцикла «Восход-2» с постоянной скоростью по горизонтальному пути хватит 4 кг бензина, если при КПД 25% он развивает мощность 8 кВт?

5. Определить скорость автомобиля « Москвич», если при КПД 25% его двигатель развил мощность 27,75 кВт и израсходовал 10 кг бензина на 100 км пути.

6. На каком топливе работает двигатель автобуса, если при мощности 90кВт и КПД 24% за 2 часа непрерывной работы он расходует 62,3 кг горючего?

7.В процессе работы тепловой машины за некоторое время рабочим телом было получено от нагревателя Q1=1,5-106Дж теплоты, передано холодильнику Q2=-1,2-106Дж теплоты. Вычислить КПД машины и сравнить его с максимально возможным КПД, если температура нагревателя 250 °С, холодильника 30°С.

8. Температура нагревателя идеальной тепловой машины 117°С, а холодильника 27°С. Количество теплоты, получаемое машиной от нагревателя за 1 секунду, равно 60 кДж. Вычислите КПД машины, количество теплоты, отдаваемое холодильнику в 1 секунду и мощность машины.

Давайте проверим получившиеся результаты

В это время в салоне к девушкам подходит эксперт - эколог, который пытается объяснить, что автомобиль - это катастрофа для окружающей среды.

Эколог:

Эколог: Да выхлопные газы ядовиты, наносят огромный вред окружающей среде. Считается, что один автомобиль выделяет 1000-1200 вредных компонентов, многие из которых токсичны. Давайте рассмотрим таблицу:


Компоненты

Двигатели


Токсичность

Карбюраторные

Дизельные

Азот

74-77

76-78

Нет

Водяной пар

3-5,5

0,5-4

Нет

Диоксид углерода

5-12

1-10

Нет

Оксиды азота

0-0,8

0,001-0,4

Да

Оксид углерода

1-10

0,01-0,5

Да

Альдегиды

0-0,2

0-0,002

Да

Углеводороды

0,2-3

0,01-0,11

Да

Сернистый газ

0-0,002

0,01-1 г/м3

Да

Сажа

0-0,4 г/м3

до 10 г/м3

Канцероген

Бензопирен

10-20 г/м3 (ПДК-10-6 мг/м3)

____


Свинец

… (ПДК- 2*10-5 г/м3)


яд

3). Коварным газом является оксид углерода СО (угарный газ) - ядовитый газ без цвета и запаха, появляется в результате неполного сгорания углерода, содержащегося в моторном топливе. При вдыхании связывается с гемоглобином крови, вытесняя из нее кислород, в результате наступает кислородное голодание, сказывающееся, прежде всего, на центральной нервной системе. Высокая концентрация даже при кратковременном воздействии может вызвать смерть, небольшие дозы вызывают головокружение, головную боль, чувство усталости и замедленную реакцию.

Оксид углерода - один из факторов, вызывающих болезнь сердца стенокардию, т. к. уменьшается перенос кислорода к тканям миокарда (сердечная мышца). Повышение концентраций СО (до 70 ПДК) часто возникает в туннелях, в «пробках» (до 60 ПДК). Угарный газ угнетает активность ферментов клеток печени, мозга, повышает уровень сахара в крови.

Диоксид углерода (СО2 - углекислый газ) обладает наркотическим действием, раздражающе действует на кожу и слизистую оболочку. Усиливает парниковый эффект, способствует образованию кислотных осадков, вызывающих разрушение зданий, дорожного покрытия, закисление водоемов и др. Нежелательные последствия. Один только парниковый эффект может привести к таянию льдов и соответственно поднятию уровня мирового океана на 50 м.

Оксиды азота (NOx) образуются при сгорании любых видов топлива. Приблизительно 90% годового выброса оксидов азота вызвано сжиганием ископаемого топлива, причем половина приходится на автотранспорт. Наибольшую опасность представляет диоксид азота NO2, который в присутствии водяных поров, образует азотистую и азотную кислоту. Поступая в верхние слои атмосферы, вызывает образование кислотосодержащих облаков. Он вызывает сильные раздражения слизистой оболочки глаз, а при вдыхании - образование азотной и азотистой кислот в дыхательных путях (ожог).

Альдегиды (кислотосодержащие производные углеводородов, в частности формальдегид) - отравляющие вещества, действующие на глаза, дыхательные пути, поражающие центральную нервную систему, почки и печень.

Углеводороды (СхРу) - не сгоревшие химические составляющие этих веществ на перекрестках и у светофоров в несколько раз больше, чем по магистралям.

Вместе с оксидами азота, сернистым газом, углекислым газом, углеводороды, растворяясь в дождевой воде, образуют кислоты:

СО22О→Н2О3; SO2+H2O→H2SO3; 2NO2+H2O→HNO3HNO2;

Это так называемые кислотные дожди (туман, снег), оседая на почву и вступая с ней во взаимодействие, способствуют образованию ионов алюминия и др. токсичных металлов, что приводит к загрязнению как поверхностных, так и подземных вод. Алюминий, например, способен вызывать болезнь Альцгеймера, заключающуюся в преждевременном старении и развитии умственной неполноценности.

Кислотные дожди вызывают коррозию металлов, разрушают строительные материалы, содержащие карбонат кальция, приводит к образованию «рака камня»

СаСО3+H2SO4→CaSO4+CO2+H2O (мел, мрамор, известняк)

CaCO3+2HNO3→Ca (NO3)2+CO2+H2O

Хочу добавить, что алканы, алкены, арены вызывают депрессию центральной нервной системы. А также приводят к образованию фотохимического смога (сухой туман англ. Smog от smoke(дым) +вод-туман). Он образуется внезапно, в виде желто-зеленой мглы. Впервые такое явление наблюдалось в Лос-Анджелесе. При фотохимическом смоге воспаляются глаза, слизистые оболочки носа и горла, отмечаются симптомы удушья, обострение легочных и нервных заболеваний, бронхиальной астмы.

Повреждаются растения - нижние поверхности листьев приобретают бронзовый оттенок, верхние становятся пятнистыми, наступает быстрое увядание. Смог вызывает коррозию металлов, разрушение красок, резиновых и синтетических изделий, порчу одежды. Считается, что оксиды азота здесь в 10 раз опаснее, оксида углерода. Они являются причиной возникновения нитрозоаминов? - сильных канцерогенов.

Загрязнение воздуха

Сернистый газ (SO2), растворяясь в парах воды в атмосфере, образует аэрозоли сернистой кислоты, а в результате фотохимического окисления превращается в сернистый ангидрид SO3. Длительное вдыхание повышенных концентраций действует на организм общетоксично, вызывая раздражение деятельности нервной системы.

При сжигании топлива образуются и твердые фазы - сажа. Окрашенность дыма зависит от ее содержания, чем больше сажи, тем чернее дым. Как и любая мягкая пыль, сажа действует на органы дыхания, но главная опасность заключается в том, что на поверхности частиц сажи абсорбируются канцерогенные вещества. Попадая в поверхности воды, сажа способствует повышению их щелочной реакции. В саже содержится сильный канцероген - бензопирен. У людей, дышавших воздухом с бензопиленом длительное время, отмечается высокая заболеваемость злокачественными опухолями. Особенно много бензопирена выделяется на холостом ходу, во время разгона, торможения, а также езде по плохим дорогам.

Бензопирен даже в малых дозах способен аккумулироваться в организме.

Соединения свинца - яды, поражающие органы и ткани организма, нервную систему, желудочно-кишечный тракт, нарушающие обменные процессы. В некоторых городах России ПДП превышают в несколько раз. Опасность отравления соединениями свинца усугубляется тем, что они, как и другие канцерогены не удаляются из организма, а накапливаются в нем так же и в почве, и растениях. Техногенные свинцовые омонимы? почвы отмечаются на расстоянии до 100 метров на автомагистралей. Во многих распространенных культурных растениях (пшенице, ячмене, картофеле, моркови, грибах) концентрации свинца могут превышать ПДК в 5-10 раз. В атмосферу свинец попадает в основном в результате сжигания этилированного бензина. Мировой автомобильный парк выбрасывает в атмосферу 250 тыс. тонн соединений свинца в год. Для России это 4 тыс. т.

Пыль - в результате стирания дорожного покрытия образуется пыль, которая летом поднимаясь в воздух, представляет большую опасность для здоровья. Применение асбестовых материалов в тормозных накладках ведет к образованию асбестовой пыли (канцероген).

Покупательницы: Что же нам делать? Отказаться от автомобиля ведь на данный момент автомобиль это главное средство передвижения в одной только России насчитывается более 14 млн. автомашин?

К девочкам подходит сотрудник ЦНИИАТ

Сотрудник ЦНИИАТ: я случайно услышала ваш разговор и могу вам помочь. Какую бы модель машины вы не выбрали в данный момент, вы обязаны соблюдать Женевское соглашение, которое Россия подписала в 1986 года о выполнении стандартов единой экологической комиссии ООН по экологии автотранспорта. Поэтому уже сейчас необходимо выполнять ряд

мероприятий для улучшения экологической обстановки, связанной с эксплуатацией автотранспорта.

1. Увеличить производство карбюраторных двигателей с двухтопливным питанием (это значительно сэкономит топливо) и двигателей, работающих на смеси дизельного топлива и природного газа.

2. Усилить контроль над системами очистки выхлопа. Сделать невозможным эксплуатацию автомобиля без катализатора выхлопа.

3. Продолжить создание сети диагностических станций для контроля за техническим состоянием автомобиля, таких, как «ГАЗ - сервис» и «ВАЗ - сервис» и др.

4. Работать над проблемой строительства объездных дорог для выноса за городскую черту транзитных грузовых потоков.

5. Усиливать количество пешеходных зон, микрорайонов, куда въезд автотранспорта запрещен или предельно ограничен.

6. Службам ГИБДД обеспечивать равномерное движение машин на улицах, предотвращать заторы, задержки машин на перекрестках, когда автомобили простаивают, впустую расходуя горючее и загрязняя воздух выхлопами. Добиваться предельной скорости движения 60 км/ч, т. к. при этом выброс вредных веществ минимален.

7. И, наконец, активная работа по экологическому просвещению населения.

Рефлексия

Директор магазина: Возьмите таблицу, которую вы заполнили, выскажите свое мнение и помогите Анне и Александре выбрать автомашину.

4. Учитель подводит итоги урока:

Каждый из нас в ответе за чистоту на нашей планете. Каждый водитель должен знать - неисправность двигателя, неотлаженность систем питания или зажигания, неправильный выбор скорости движения, резкие разгоны и торможения на холостом ходу - приводят к загрязнению атмосферы.

Размещение личных автомобилей во дворах жилых домов, на зеленых газонах, площадках отдыха, мытье автомашин в реках, озерах - признак невоспитанности. Мы должны быть сознательными - не только люди, сидящие за рулем, но и пешеходы, это помогает водителям и сохраняет наше с вами здоровье

  • оценивает качество достижения поставленных целей и решения задач, собирает тетради и заполненные таблицы, оценивает качество работы индивидуально каждого учащегося и класса в целом.

  • Информирует учащихся о домашнем задании. Дает инструктаж по его выполнению.

Литература.

1.Боровский Е. Автомобиль и экология //Физика.-1998.-(№ 32) С.1-16.

2.Бродянский В.М. Сади Карно:1796-1832 /.В.М. Бродянский.- Москва: Наука, 1993.-- С.158.

3.Дягилев Ф.М. Из истории физики и ее творцов. / Ф.М. Дягилев. -- Москва: Просвещение, 1986.-С.255.

4.Круглов С.М. Все о легковом автомобиле. / С.М. Круглов,--Москва:Издательский центр «Академия»,2000.-С.540.

5.Моржаретто Игорь. Автомобильный клондайк // За рулем.-2005.--№12.-С.108-109.

6. Мякишев Г.Я., Синяков А.З. ФИЗИКА. Молекулярная физика. Термодинамика. 10кл. / Г.Я.Мякишев, А.З. Синяков. -- Москва,:ДРОФА, 2005.-С.349.

7.Небель Б. Наука об окружающей среде / Б. Небель.- Москва: --Мир, 1993.-С.213.

8.Родичев В.А. Грузовые автомобили. / В.А. Родичев.- Москва: ПрофОбрИздат, 2001.-С.256.

9.РябоволовГ.И., Дадашева Н.Р., Курганова В.А. Сборник дидактических заданий по физике. Учебное пособие для техникумов. / Г.И. Рябоволов, Н.Р. Дадашева, В.А. Курганова.- Москва: Высшая школа, 1985.-С.415.

10.Шевцов В.А. Задачи для подготовки к олимпиадам по физике. / В.А. Шевцов-Волгоград: Учитель,2003.-С.96.

11. ЧумаченкоЮ.Т., Герасименко А.Н., Рассанов Б.Б. Автослесарь / . Ю.Т.Чумаченко, А.Н. Герасименко, Б.Б. Рассанов.-Ростов на Дону: Феникс, 2004.-С.576.










© 2010-2022