- Преподавателю
- Физика
- Методическая разработка бинарного урока по дисциплине
Методическая разработка бинарного урока по дисциплине
Раздел | Физика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Вяткина И.М. |
Дата | 01.02.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области
ГАОУ СПО СО «Екатеринбургский энерготехникум»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
БИНАРНОГО УРОКА
по дисциплине «Электротехника и электроника»
и ПМ 01«Обслуживание электрооборудования электрических станций,
сетей и систем»
по специальности
140407 Электрические станции, сети и системы
Екатеринбург
2014
СОСТАВИТЕЛИ
ГАОУ СПО СО
«Екатеринбургский энерготехникум»
преподаватель
преподаватель ПМ
И.М. Вяткина
А.Г. Чередниченко
ЭКСПЕРТЫ:
ГАОУ СПО СО
«Екатеринбургский энерготехникум»
методист
Г.Н. Русакова
ОДОБРЕН:
Цикловой комиссией
Общепрофессиональных дисциплин
Председатель ЦК
С.П. Соловьева
УТВЕРЖДЕНО:
Методическим советом ГАОУ СПО СО «Екатеринбургский
энерготехникум»
Протокол № от « ____ » __________ 2014 г.
Председатель: зам. директора по УР, к. п. н.
_________________ И.А. Созыкина
АННОТАЦИЯ
Методическая разработка бинарного урока по дисциплине, входящей в цикл ОПД и ПМ 01 специальности 140407 позволяет продемонстрировать возможности применения нетрадиционного вида урока для обучения студентов 2 курса. Форма бинарного урока позволяет показать связь между дисциплиной ОП и МДК ПМ01, возможность интегрирования знаний из разных областей, служит средством повышения мотивации к изучению предметов, так как создает условия для практического применения знаний.
Использование технологии опорного конспекта является эффективным средством в процессе обучения, позволяют решить помимо дидактических задач и психологические аспекты и способствуют формированию у обучающихся профессиональных компетенций.
Методическая разработка может быть интересна как начинающим преподавателям, так и преподавателям со стажем.
СОДЕРЖАНИЕ
1
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ВЫБРАННОЙ ТЕМЫ
5
2
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
13
ПРИЛОЖЕНИЕ А (контрольно - измерительное)
тестовое задание по теме «Однофазные трансформаторы»
20
ПРИЛОЖЕНИЕ Б (информационное)
методические рекомендации по выполнению практического задания
24
ПРИЛОЖЕНИЕ В (контрольно - измерительное)
кроссворд по теме «Трехфазные трансформаторы»
26
ПРИЛОЖЕНИЕ Г (контрольно - измерительное)
бланк самоанализа
28
ПРИЛОЖЕНИЕ Д (информационное)
опорный конспект
29
ПРИЛОЖЕНИЕ Е (информационное)
Презентация по теме «Трехфазные трансформаторы»
30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
31
1 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ВЫБРАННОЙ ТЕМЫ
Упрощать сложное - во всех отраслях
знания самый существенный результат.
Г. Бокль
Бинарный урок
Любая современная педагогическая технология - это синтез достижений педагогической науки и практики, сочетание традиционных элементов прошлого опыта и современного педагогического опыта.
В рамках интегрированной образовательной технологии наиболее интересны бинарные уроки, так как предполагает использование сплава из различных педагогических технологий.
Цели (для педагогов):
- развитие сотрудничества педагогов;
- формирование у студентов убеждения в связности дисциплин, в целостности мира.
Бинарные уроки - одна из форм реализации связей между дисциплинами и профессиональными модулями. Это нетрадиционный вид урока. Урок по теме ведут два или несколько педагогов.
Порядок подготовки бинарных уроков:
1-й этап. Проводится анализ учебного материала двух и более дисциплин или профессиональных модулей, с целью определения общей темы, которая будет основой такого урока.
2-й этап. Совместное тщательное планирование педагогами хода урока, в котором четко будет определена роль каждого из них. Необходимо знать, что такой урок должен состоять из дополняющих друг друга, но не дублирующих частей из разных дисциплин и профессиональных модулей. Хорошо, если будут разработаны задания, которые дадут студентам возможность, используя изученный материал на дисциплинах и профессиональных модулях, творчески применить знания и умения, решить доступные им проблемы на основе взаимодействия, увидеть результаты своего труда и в итоге получить от занятия радость и удовлетворение.
3-й этап. Подведение итогов. Оценивание и оформление результатов деятельности студентов.
Бинарный урок помогает в решении следующих задач:
-
развивает сотрудничество педагогов, способствует сплочению педагогического коллектива;
-
расширяется кругозор у студентов и педагогов;
-
интегрирует знания из разных областей;
-
способствует формированию у студентов убеждения в связности предметов, в целостности мира;
-
служит средством повышения мотивации к изучению предметов, т. к. создает условия для практического применения знаний;
-
развивает у студентов навыки самообразования, потому что подготовку к уроку студенты частично могут осуществлять самостоятельно и во внеурочное время;
-
развивает аналитические способности и изобретательность;
-
обладает огромным воспитательным потенциалом;
-
позволяет учащимся принимать решения в творческих ситуациях. Целесообразно проведение бинарных уроков в профессиональном образовании, т. к.:
-
профессиональные знания будущих специалистов формируются в комплексе, тогда как разрозненное изучение дисциплин не дает представления о целостном явлении, дробя его на не связанные фрагменты;
-
форма проведения бинарного урока увлекательна и необычна. Использование различных видов деятельности на уроке дает возможность студентов поддерживать внимание на высоком уровне, что позволяет говорить о развивающем эффекте обучения;
-
бинарные уроки повышают потенциал студентов, ведут к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. Они формируют умения сравнивать, обобщать и делать выводы;
-
такие уроки дают возможность педагогам самореализоваться в творческом процессе, способствуют формированию профессиональных компетенций студентов.
Опорно-логические конспекты, как средство формирования профессиональных компетенций обучающихся на уроках электротехники
Технология опорных конспектов не нова, но на сегодняшний день весьма актуальна и получила новое рождение. За последние годы количество часов на изучение дисциплины сокращается, программа осталась прежней, и преподаватель испытывает катастрофическую нехватку времени на уроках. Опорные конспекты позволяют большой объем информации представить сжато и лаконично.
Для решения основной задачи обучения - формирование профессиональных компетенций обучающихся - необходимо следовать следующим принципам:
-
поддерживать интерес обучающихся к дисциплине «Электротехника и электроника», развивать их творческий и познавательный потенциал;
-
развивать личность на основе доброжелательности, личность, способную определять задачи профессионального и личностного развития;
-
эффективно использовать средства наглядности и информационно-коммуникационные технологии.
Известно, что при объяснении нового материала в виде лекции у студентов работает лишь звуковой канал восприятия. Устная информация проще, но такое усвоение нового материала не эффективно. Пропускная способность зрительного канала в 100 раз больше, кроме того зрительная информация дает простор и свободу мыслительной деятельности обучающегося, развивает логическое мышление, включает студента в активную познавательную и творческую работу, помогает более легко и усвоить и запомнить материал, повышает интерес к дисциплине.
В педагогике существует несколько определений опорного конспекта. Изначально, понятие «опорный конспект» принадлежит народному учителю СССР В.Ф. Шаталову. Проанализировав определения понятия «опорный конспект» можно сделать вывод, что опорный конспект - это построенная по специальным принципам визуальная модель содержания учебного материала, в которой сжато изображены основные смыслы изучаемой темы, а также используются графические приемы повышения эффекта запоминания и усвоения.
Многолетняя практика преподавания говорит, что для наших обучающихся которые не умеют говорить нужен материал близкий к языку учебника, только более систематизированный, очищенный от лишней информации. Такой конспект - это хорошая подсказка для студента, которая дает уверенность и спокойствие, бросив взгляд на которую студент вспоминает все, о чем надо рассказать.
Известно, что опора на наглядность облегчает понимание нового материала и закрепление его в памяти. Опорные конспекты позволяют усвоить больший объем информации, помогают установить связи между отдельным звеньями новой информации, заставляют прослеживать логическую цепочку физических процессов.
При составлении опорных конспектов необходимо учитывать психологические и дидактические приемы и правила, позволяющие эффективно использовать опорные конспекты для усвоения и запоминания информации. Эффективность схемы тем выше, чем больше идей можно развернуть на основе представленных символов. Кроме того, необходимо учитывать возраст обучающихся, степень их владения материалом.
Известно, что материал четко оформленный в виде системы, запоминается прочнее и допускается более широкий перенос на новые ситуации, чем собранные не системно отдельные факты.
Основными требованиями к составлению опорного конспекта, по мнению В.Ф. Шаталова, являются:
-
Лаконичность. Ограничивает содержание в опорном конспекте печатных знаков (не более 400). Под печатным знаком понимается точка, цифра, стрелка, буква, но не слово, которое уже представляет собой опорный сигнал. В конспекте находит отражение лишь самое главное в этой теме, изложенное с помощью символов, схем, формул, ассоциаций.
-
Структурность. Материал излагается цельными блоками (связками) и содержит 4 - 5 связок. Структура их расположения должна быть удобной и для запоминания, и для воспроизведения, и для проверки.
-
Унификация. Введение определенных знаков-символов для обозначения ключевых или часто повторяющихся слов.
-
Автономность. С одной стороны обеспечивает возможность воспроизводить каждый блок в отдельности, мало затрагивая другие блоки, с другой - все блоки между собой связаны логически.
-
Привычные ассоциации и стереотипы. При составлении опорного конспекта следует подбирать ключевые слова, предложения, ассоциации, схемы (например, всем известный образ позволяет оживить в памяти рассказ по ассоциации).
-
Непохожесть. Разнообразие опорных конспектов и блоков по форме, структуре, графическому исполнению.
-
Простота. Избегание вычурных шрифтов, сложных чертежей и оборотов речи, буквенные обозначения сводятся до минимума.
Опорный конспект является эффективным средством в процессе обучения и решают сразу несколько дидактических задач:
-
Позволяет проверять подготовленность студентов при изучении каждой поурочной темы, и дает возможность выявить микро пробелы в знаниях;
-
В результате закрепления нового материала по опорному конспекту, обращая внимание на самое главное, возрастает запоминание, так как при этом включаются еще и зрительные рецепторы;
-
Опорный конспект дает возможность в любое время вытянуть из долговременного хранилища, все что туда было заложено ранее. Он подскажет последовательность рассказа, отдельные части материала и связь между ними.
-
В результате длительной учебной практики работа с книгой при составлении опорных конспектов становится навыком.
Помимо решения дидактических задач опорные конспекты помогают решить и психологические аспекты применения опорных конспектов. Поскольку материал разбивается на блоки, он легче воспринимается и запоминается. Кроме того, опорный конспект позволяет выполнить логические операции и помогает сохранить основные знания долговременной памятью. Работа с опорным конспектом, способ подачи информации, нестандартно и ярко оформленные опоры вызывают положительные эмоции, а следовательно, и более прочное запоминание.
Существует технология разработки опорного конспекта, которая определяет определенную последовательность работы с изучаемым материалом. При составлении опорного конспекта необходимо соблюдать требования, предъявляемые к ним:
-
Опорный конспект должен соответствовать смысловой структуре изучаемого материала: количество логических блоков должно быть равно количеству числовых частей.
-
Логические блоки должны зрительно хорошо определяться;
-
Не следует включать в опорный конспект слишком много опор. Это затруднит работу с конспектом;
-
Опорные конспекты не должны быть похожи друг на друга. Для этого можно менять шрифт, расположение смысловых блоков, цвета и т.п.;
-
Для выделения особо важных понятий, определений используется красный цвет. Здесь надо быть осторожным, что бы цвет не потерял своей значимости;
-
При возможности в опорном конспекте следует показывать взаимосвязи и взаимозависимости.
Объяснение нового материала с помощью опорного конспекта целесообразно проводить в несколько этапов. Существует несколько алгоритмов работы с опорным конспектом. Я в своей практике использую опорные конспекты, в которых часть вопросов оставлены открытыми. Это дает возможность заполнить опорный конспект в виде самостоятельной работы студента с книгой на занятии или в качестве домашнего задания. Заполненные пробелы обязательно проверяются и уточняются.
Опорные конспекты могут предлагаться преподавателем в готовом виде, а могут по заданию преподавателя при наличии примерных ориентиров составляться студентами. Важно, чтобы опорные конспекты не исключали развитие речи студента.
Важно отметить, что технологию опорных конспектов можно использовать в сочетании с другим инновационным методом, т.е. с информационно - компьютерной технологией. Использование учебной презентации при объяснении нового материала наглядно иллюстрирует рассказ преподавателя. Студенты визуально и аудиально знакомятся с основными понятиями, конструкциями изучаемых устройств. На уроках по дисциплине «Электротехника и электроника» я использую презентации различного вида: презентация «урок-лекция», презентация «урок изучения нового материала», используемые в ходе урока при объяснении нового материала с использованием опорного конспекта, презентация вспомогательная «одномоментная».
В заключении можно сказать, что эффективность опорных конспектов в том, что они дают возможность работать с каждым студентом, учитывая их возможности и раскрывая способности. Кроме того, они развивают привычку у студентов готовиться к каждому занятию и это не становится обузой из-за оригинальности и отсутствия трудностей. Данная технология интересна и преподавателю, и студенту, так как обычный урок, часто еще и скучный, становится интересным и насыщенным.
2 ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА БИНАРНОГО ЗАНЯТИЯ
Дисциплина: «Электротехника и электроника» и ПМ 01 «Обслуживание электрооборудования электрических станций, сетей и систем»
Специальность: 140407 «Электрические станции, сети и системы»
2 курс
Продолжительность занятия: 2 урока по 45 минут
Тема урока: Трехфазные трансформаторы.
Тип урока: комбинированный, формирования умений
Форма урока: бинарный
Цели и задачи урока:
обучающие:
-
формирование представления о конструкции трехфазных трансформаторов, о назначении его отдельных узлов и деталей, применении в энергетике
-
формирование учебных умений по выбору основного силового оборудования по заданным параметрам с использованием учебной и справочной литературой
развивающие:
-
активизация познавательной деятельности обучающихся
-
формирование умений выделять главное, сравнивать, обобщать, применять полученные знания на практических занятиях
-
развитие словесно-логического мышления, умения работать в нужном темпе
воспитательные:
-
формирование уважения к чужому мнению, умения аргументировать свои ответы
-
воспитание ответственности к порученному заданию, навыка самостоятельной работы
Формируемые компетенции:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
ПК 1 Проводить техническое обслуживание электрооборудования
знания и умения:
- основы теории электрических машин, принцип работы типовых электрических устройств;
- методика расчета коэффициента трансформации и потерь в трансформаторе;
- принципы действия, устройство, основные характеристики электротехнических и электронных устройств и приборов;
- назначение, конструкцию, технические параметры и принцип работы электрооборудования (ПМ 01);
- осуществлять выбор основного силового оборудования по заданным параметрам с использованием учебной и справочной литературой (ПМ 01);
Ресурсы:
- учебно-методическое обеспечение:
-
опорный конспект
-
учебная презентация
-
методические рекомендации по выполнению практического задания,
-
Неклепаев, Б.Н., Крючков, И.П. Электрическая часть электростанций и подстанций [Текст]: Справочные материалы для курсового и дипломного проектирования. - М.: Энергоатомиздат, 1989.
-
Электрооборудование электрических станций и подстанций [Текст]: учебник для СПО - Рожкова, Л. Д. - М.: изд. центр «Академия», 2011- 448 с. 1.
- оборудование: мультимедиа
Межпредметные связи:
- физика
- математика
Внутрипредметные связи:
- Явление электромагнитной индукции
- Законы Кирхгофа
- Трехфазные цепи переменного тока
Методы обучения:
- беседы
- иллюстративно-пояснительный
- частично-поисковый
ХОД УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Название этапа учебного занятия
Деятельность преподавателя
Деятельность обучающихся
Формы и методы организации деятельности обучающихся
Формируемые знания, умения, ОК
Учебно-методическое обеспечение (включая оценочные средства)
Оргмомент
2 мин
Приветствие, проверка явки, проверка готовности к уроку. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
Здравствуйте! Сегодня мы с вами проводим необычный урок - урок совместно с преподавателем профессионального модуля. Цель нашего урока - узнать об особенностях конструкции трехфазных трансформаторов, научиться выбирать трансформаторы по заданным параметрам, узнать об области применении их в энергетике.
Приветствие, подготовка к уроку
ОК 2
Актуализация знаний
13 мин
Проверка усвоения материала предыдущего урока
«Три пути ведут к знанию: путь размышления - это путь самый благородный, путь подражания - это путь самый легкий, и путь опыта - это путь самый горький».
Я предлагаю ответить на вопросы тестового задания, путем размышления, опираясь на полученные знания предыдущих уроков. Но прежде, чем вы начнете работать с тестом, повторим то, что вы уже знаете о трансформаторах:
-
Что называют трансформатором и для чего он предназначен?
-
Назовите основные части трансформатора. Почему их называют активными?
-
Расскажите об особенностях устройства магнитопровода трансформатора.
-
Расскажите об обмотках трансформатора.
-
Какие опыты проводят для определения потерь трансформатора.
-
К.П.Д. трансформатора
Выдача вопросов тестового задания
(см. Приложение 1)
Систематизация учащимися знаний, необходимых для усвоения нового материала. Необходимо вспомнить:
-
Трансформатор - это статический электромагнитный аппарат для преобразования переменного тока одного напряжения в переменный ток другого напряжения.
-
Трансформатор состоит из двух основных частей: магнитопровода и обмоток. Это активная часть трансформатора - так как они непосредственно участвуют в процессе преобразования.
-
Магнитопровод - всегда замкнутый, для усиления магнитного потока; шихтованный, т.е. выполнен из листов электротехнической стали, изолированных друг от друга.
-
Две обмотки: первичная-подключена к источнику эл. энергии, вторичная - к потребителю (нагрузке). Выполнены из медного или алюминиевого провода, располагаются рядом на разных стержнях, рядом на одном стержне-одна над другой, но чаще - на одном стержне одна внутри другой.
-
Опыт холостого хода (х.х.) и короткого замыкания (к.з.). При опыте х.х. - вторичная обмотка разомкнута, по результатам измерения определяют потери в стали магнитопровода. При опыте к.з. - вторичная обмотка накоротко замкнута, к первичной обмотке подается пониженное напряжение, по результатам измерений - определяют потери в меди (в обмотках).
-
По результатам опытом определяют к.п.д. трансформатора как отношение полезной мощности к полной мощности, потребляемой трансформатором из сети.
Отвечают на вопросы теста
Фронтальный, индивидуальный
ОК 6
Вопросы фронтального опроса
Задание1- тест (Приложение 1)
Усвоение новых знаний
30
мин
Сообщение нового материала, обеспечение осознания, обобщения и систематизации нового материала.
Изложение нового материала с демонстрацией слайдов презентации и частичным заполнением опорного конспекта.
Обратить внимание на
- понятие симметричной и не симметричной магнитной системы
- назначение вспомогательных и контрольно-защитных устройств силовых трансформаторов
- способы соединения обмоток трансформатора: «звезда», «треугольник», «зигзаг»
- понятие «группа соединения»
- условия включения трансформаторов на параллельную работу
- маркировку силовых трансформаторов
Восприятие нового материала, работа с опорным конспектом и его заполнение;
Расшифровка маркировки предложенных марок трансформаторов
Индивидуальный
ОК 6
Презентация,
Опорный конспект
10 мин
Организация работы для выполнения практического задания (см. Приложение 2)
-Чтобы обслуживать оборудование, надо знать его назначение, конструкцию, принцип действия. Это можно узнать из маркировки оборудования. Определив основные параметры по данным, с помощью справочной литературы мы сможем найти подходящий тип трансформатора и дать ему характеристику.
Изучение методических рекомендаций по выполнению практического задания
групповой
ОК 2, 4, 5
Методические рекомендации по выполнению практического задания
25 мин
Консультирование обучающихся по выполнению расчетов:
- Сначала выпишите условия выбора и подставьте в них значения своего варианта. В справочнике найдите таблицу с трансформаторами с вашим классом напряжения на ВН РУ и подберите тип трансформатора с подходящими мощностью и напряжением на НН РУ
-После этого выпишите параметры трансформатора и расшифруйте буквы в маркировке выбранного трансформатора
Выполнение практического задания:
-
выбор силового трансформатора
-
определение технических характеристик
-
расшифровка выбранного типа трансформатора
Индивидуальный
ОК 2, 4, 5, 6
Задание №2.
Источник [3],[4]
Первичное закрепление
7 мин
Проверка глубины понимания нового учебного материала с помощью кроссворда (см. Приложение 3)
Ответы на поставленные вопросы, вопросы кроссворда
Группами по 2 человека
ОК 2, 4, 6
ПК 1
З 1, 2, 3
Задание № 3 - кроссворд (Приложение 3)
Домашнее задание
1
мин
Сообщение домашнего задания:
Римский оратор, педагог, философ считал, что любое явление, устройство можно описать, ответив на 7 вопросов: Кто? Что? Где? Чем? Когда? Как? Зачем?
Я предлагаю вам подготовиться к следующему уроку, ответив на эти вопросы
Восприятие и запись домашнего задания
Ок 2, 4, 5, 6
Опорный конспект, учебник, Интернет-ресурс
Рефлексия
2
мин
Подведение итогов:
1 - преподаватель предлагает студентам заполнить лист самоанализа (см. Приложение 4)
2 - анализ работы студентов на уроке и при выполнении практического задания
3 - заключение:
- Еще раз прочитайте слова Конфуция и скажите, какой из путей приобретения знаний для вас самый приемлемый? /студенты отвечают по-разному/
- Не важно, каким путем человек получает знания, каждый индивидуален, важен результат.
Результат нашего урока - ваши приобретенные знания и умения по теме: «Трехфазные трансформаторы»
- самоанализ: студенты заполняют лист самоанализа (см. Приложение 4), оценивая степень выполнения практического задания
индивидуальный
ОК 7
Бланк самоанализа (Приложение 4)
Приложение А
(контольно - измерительное)
Задание № 1
Тестовое задание по теме «Однофазные трансформаторы»
Вариант 1
-
Укажите правильное определение трансформатора
а) статический электромагнитный аппарат, повышающий мощность переменного тока
б) статический электромагнитный аппарат, понижающий мощность переменного тока
в) статический электромагнитный аппарат для преобразования переменного тока одного напряжения в переменный ток другого напряжения
г) электромагнитный аппарат для преобразования частоты переменного тока
-
Выберите правильное определение вторичной обмотки
а) обмотка, подключаемая к нагрузке
б) обмотка, подключаемая к источнику
в) обмотка с высоким напряжением
г) обмотка с низким напряжением
-
Первичная обмотка имеет 500 витков, вторичная - 1000. Какой это трансформатор?
а) повышающий
б) понижающий
в) для ответа не достаточно данных
-
Укажите для чего нужен магнитопровод в трансформаторе
а) для конструктивной жесткости
б) для усиления магнитного потока
в) для создания вихревых токов
-
Укажите параметр, который определяется отношением W1 / W2
а) коэффициент активной мощности
б) коэффициент нагрузки
в) коэффициент трансформации
г) коэффициент реактивной мощности
-
По известным данным определите коэффициент трансформации трансформатора: U1 = 120 В, U2 = 12 В
а) 1440 в) 0,1
б) 10 г) 132
-
Разберитесь в схеме и укажите правильный комплексный ответ
а) А - первичная обмотка б) А - вторичная обмотка
Б - вторичная обмотка Б - первичная обмотка
В - магнитопровод В - магнитопровод
-
Выберите приборы, необходимые для опыта холостого хода трансформатора
а) б) в)
-
Укажите условие, которое не определяет режим короткого замыкания трансформатора
а) ток в первичной и вторичной обмотках - номинальный
б) вторичная обмотка разомкнута
в) к первичной обмотке подведено пониженное напряжение
-
Укажите, что показывает ваттметр в опыте короткого замыкания трансформатора
а) потери в стали магнитопровода
б) потери в обмотках трансформатора
в) потери в первичной обмотке
г) потери во вторичной обмотке
Вариант 2
-
Укажите принцип, на котором основана работа трансформатора
а) магнитоэлектрическом в) ферродинамическом
б) электромагнитном г) резонансном
-
Выберите правильное определение первичной обмотки
а) обмотка, подключаемая к нагрузке
б) обмотка, подключаемая к источнику
в) обмотка с высоким напряжением
г) обмотка с низким напряжением
-
По данным схемы определите число витков во вторичной обмотке
а) 15 витков
б) 25 витков
в) 35 витков
г) 10 витков
-
Обмотка трансформатора рассчитана на напряжение 220 В. Какая это обмотка?
а) высокого напряжения в) низкого напряжения
б) для ответа не достаточно данных г) первичная
-
Укажите правильную формулу коэффициента трансформации
а) б) в)
-
Выберите причину, по которой сердечник трансформатора собирают из тонких листов трансформаторной стали
а) для уменьшения нагрева обмоток
б) для увеличения вихревых токов
в) для уменьшения потерь в магнитопроводе
г) легче транспортировать
-
Укажите условие, которое не определяет режим холостого хода трансформатора
а) ток в первичной обмотке равен нулю
б) ток нагрузки равен нулю
в) к первичной обмотке подведено номинальное напряжение
-
Укажите причину по которой обмотки трансформатора располагают одна внутри другой
а) для уменьшения габаритов
б) экономии материала
в) для усиления связи между обмотками
г) по всем перечисленным причинам
-
Выберите приборы, необходимые для опыта короткого замыкания трансформатора
а) б) в)
-
Укажите какие трансформаторы изображены на рисунке
а) а и б - стержневого типа
б) а - стержневого типа; б - броневого типа
в) а - броневого типа; б - стержневого типа
Приложение Б
(информационное)
Задание №2
Методические рекомендации по выполнению практического задания
Тема: Выбор силового трансформатора и автотрансформатора по заданной мощности, определение технических характеристик, расшифровка выбранных типов.
Задание:
-
выбрать силовой трансформатор;
-
определить технические характеристики;
-
расшифровать выбранный тип;
Ход работы:
-
Выписать данные своего варианта из таблицы 1
Таблица 1 - Данные для практического задания
Номер варианта
Напряжение РУ высокого напряжения (РУ ВН) U1, кВ
330
110
220
330
500
110
500
500
220
220
Напряжение статора генератора U ном г, кВ
10,5
6,3
10,5
15,75
20
10,5
15,75
24
6,3
24
Номинальная активная мощность генератора,
Р г, МВт
40
32
100
200
500
63
210
800
25
800
Коэффициент мощности генератора,
сos φ г
0,8
0,8
0,8
0,85
0,85
0,8
0,85
0,85
0,8
0,9
-
Выбрать по справочной литературе силовой трансформатор в соответствии с данными, в зависимости от следующих условий:
-
Номинальное напряжение обмотки высокого напряжения трансформатора должно быть больше или равно напряжению распределительного устройства:
-
U ном вн Т ≥ U РУ,
-
Полная номинальная мощность трансформатора должна быть больше или равна полной номинальной мощности выбранного генератора:
S ном т ≥ S ном г,
-
Номинальное напряжение обмотки низкого напряжения трансформатора должно быть равно напряжению статора выбранного генератора:
U ном нн Т = U ном г,
3.Выписать основные технические параметры (в виде таблицы):
-
Номинальное напряжение обмоток, кВ
- высокого напряжения - U ном вн,
- низкого напряжения - U ном нн,
-
Номинальная полная мощность - S ном Т, МВА;
-
Потери холостого хода - РХ, кВт;
-
Потери короткого замыкания РК, кВт;
-
Напряжение короткого замыкания - u К в-н, %;
-
ток холостого хода - IХ , %
4. Расшифровать выбранный тип трансформатора.
Приложение В
(контрольно-измерительное)
Задание № 3
В
5
П
1
Р
Е
Д
О
Х
Р
А
Н
И
Т
Е
Л
Ь
З
Р
4
Д
М
6
А
У
А
В
2
В
О
Д
С
Х
С
Б
Ш
О
Л
М
3
А
Г
Н
И
Т
О
П
Р
О
В
О
Д
О
Р
С
У
Т
И
У
К
К
Т
Ш
А
А
Е
И
З
Л
Т
А
Ь
Е
Т
Л
Е
Ь
Л
Ь
Кроссворд по теме «Трехфазные трансформаторы»
По горизонтали:
1 - Один из элементов активной части трансформатора, выполненный из листов электротехнической стали
2 - Вспомогательный элемент трансформатора, служащий для присоединения концов обмотки к внешней сети
3 - Контрольно-защитное устройство для защиты обмоток НН в случае пробоя изоляции между обмотками ВН и НН
По вертикали:
4 - Один из элементов активной части трансформатора, изготавливается из меди или алюминия
5 - Бак в верхней части трансформатора, служит для свободного расширения масла при его нагреве
6 - Контрольно-защитное устройство для защиты масла от увлажнения и загрязнения
7 - контрольно-защитное устройство, имеет отметки, соответствующие уровню масла при трех разных температурах
Приложение Г
(контрольно-измерительное)
Бланк самоанализа
ФИО обучающегося________________________________________________
Группа_______________ Специальность_____________________________
Наименование
Максимальный балл
Баллы
1. Повторение (тест)
0, 2 за 1 правильный ответ
2.Владение информацией по трансформаторам (кроссворд)
0,5
за 1 правильно отгаданное слово
3.Выполнение расчета
2
4.Выполнение выбора трансформатора
2
5. Определение типа трансформатора (повышающий или понижающий)
1
6. Расшифровка трансформатора
2
7. Владение профессиональной терминологией
3
8. Умение пользоваться учебной и справочной литературой
1
9. Выполнение дополнительного задания
1
Критерии оценки:
Оценка «отлично» - 17 - 14 баллов;
Оценка «хорошо» - 13 - 10 баллов;
Оценка «удовлетворительно» - 9 - 7 баллов;
Оценка «неудовлетворительно» - менее 7 баллов.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д
(информационное)
ПРИЛОЖЕНИЕ Е
(информационное)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
-
Кацман, М.М. Электрические машины: учебник [Текст] / М.М. Кацман. - 9-е изд., испр. - М.: Академия, 2011.- 496 с. (Гриф МО РФ);
-
Лоторейчук, Е.А. Теоретические основы электротехники [Текст]: учебник. - М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2010.- 320 с. (Гриф МО РФ);
-
Неклепаев, Б.Н., Крючков, И.П. Электрическая часть электростанций и подстанций [Текст]: Справочные материалы для курсового и дипломного проектирования. - М.: Энергоатомиздат, 1989.
-
Электрооборудование электрических станций и подстанций [Текст]: учебник для СПО - Рожкова, Л. Д. - М.: изд. Центр «Академия», 2011- 448 с.