• Преподавателю
  • Физика
  • Повторительно-обобщающий урок в 7 классе по физике на тему «Первоначальные сведения о строении вещества »

Повторительно-обобщающий урок в 7 классе по физике на тему «Первоначальные сведения о строении вещества »

Раздел Физика
Класс 7 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Повторительно-обобщающий урок

в 7 классе по физике

на тему

«Первоначальные сведения о строении вещества »


Цель урока - обобщить и повторить материал по теме «Первоначальные сведения о строении вещества».

Закрепить навыки решения качественных задач;

уметь применять знания в новой ситуации;

уметь грамотно объяснять происходящие явления;

формировать навыки коллективной работы.

Ход игры:

Класс делится на 6 команд(можно сократить количество команд, соответственно и вопросов).

ВОПРОСЫ ПЕРВОГО ТУРА

(теоретический тур)


Учитель задает каждой команде поочередно вопрос из разных тем (см. таблицу),за каждый правильный ответ команда получает жетон, стоимостью 1 балл. (Ответы представлены ниже в виде таблицы)

Три состояния

вещества

Строение

вещества

Диффузия

Взаимодействие

молекул

Смачивание и

капиллярность

В каких трех агрегатных

состояниях может находиться

любое вещество

Мельчайшая

частица

вещества

Что

называется

диффузией

Почему твёрдые тела и жидкости не

распадаются на

отдельные молекулы

Объяснить

явление

смачивания

Что можно сказать

об объёме и форме

твёрдого тела

Частицы, из

которых

состоят

молекулы

Что

является

причиной

диффузии

Какие силы существуют

между молекулами

Объяснить

явление не

смачивания

Как вы объясните

что тело сохраняет

свой объём и

свою форму

Из каких

атомов состоит

молекула воды

Объяснить опыт с медным

купоросом

Почему

существуют

промежутки между

молекулами

Что такое капилляр?

Тело сохраняет свой объём, но легко меняет форму. В каком состоянии находится тело?

Из скольких атомов состоит молекула СО2

углекислого газа

В каком состоянии должно находиться вещество, чтобы быстрее

происходил процесс

диффузии

Привести примеры, что между молекулами действуют силы притяжения

Объяснить

явление

капиллярности

для смачивающихся

жидкостей

Как объяснить, что газ занимает весь предоставленный объём

Каковы размеры молекул, по сравнению с другими телами

Привести примеры диффузии в различных состояниях

Привести примеры, что между молекулами действуют силы отталкивания

Объяснить явление капиллярности для не смачивающихся жидкостей

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ПЕРВОГО ТУРА


Три состояния

вещества

Строение

вещества

Диффузия

Взаимодействие

молекул

Смачиваемость и

капиллярность

Твёрдом

Жидком

Газообразном

Молекула

Самопроизвольное перемешивание веществ

Между молекулами существует взаимное притяжение

Молекула жидкости притягивается к молекулам твёрдого вещества сильнее чем друг к другу

Постоянная форма и постоянный

объём

Атомы

Непрерывное и беспорядочное движение частиц

Силы притяжения и силы отталкивания

Молекулы жидкости притягиваются друг к другу сильнее, чем к молекулам твёрдого тела

Частицы расположены в определённом порядке. Притяжение между частицами большое

Из трёх атомов.

Одного атома кислорода и двух водорода

Благодаря непрерывному движению частиц

Благодаря силам притяжения и отталкивания взаимодействию между молекулами

Тонкая

трубочка

В жидком

Из одного атома углерода и двух атомов кислорода

В газообразном

Притяжение двух свинцовых цилиндров

Большие притяжения молекул между стенками сосуда и жидкостью чем внутри жидкости

Газ не имеет собственного объёма и не обладает собственной формой

Молекулы во столько раз меньше яблока среднего размера во сколько раз яблоко меньше земного шара

Молекулы жидкости сильнее притягиваются, чем молекулы жидкости и молекулы стенки сосуда

Второй тур-это работа с презентацией (см. презентацию)

Все, что собрано в презентации, в этом документе оформлено в виде таблицы. Команды сами выбирают себе категорию и номер вопроса, на который хотят ответить. Тот вопрос, который отыграл- в презентации исчезает. Не обязательно отвечать на все вопросы, учитель ориентируется по отведенному для игры времени. Второй тур оценивается также жетонами, но по 5 баллов. Поскольку это игра, то здесь не подо всеми цифрами скрыт вопрос- могут быть переход хода, прибавление и уменьшение баллов команде, что добавляет азарта в игре.


ВОПРОСЫ ВТОРОГО ТУРА

Три состояния

вещества

Строение

вещества

Диффузия

Смачивание и

капиллярность

Почемучки-стишочки

всего в 4 строчки

Можно ли газом наполнить половину пустой закрытой банки.

Почему частицы мела

остаются на доске?

В какой воде горячей или холодной быстрее растворится сахар

Прошёл человек по сырому песку, водой напитался оставленный след. За ним и другой . Объясни, почему?

И дай мне быстрее ответ

Летним вечером над болотом образовался туман. Какое это состояние воды.

Отличаются ли молекулы воды и водяного пара

Объясните распространение запахов бензина, ду-хов , дыма в воздухе

Какой грунт сохнет быстрее после дождя -песчаный или глинистый?

Бензина на воде пятно.
Переливается оно. Что за волшебное пятно. Никак не опускается на дно

Почему в мороз снег скрипит под ногами.

Можно ли утверждать, что объем воздуха в комнате , равен сумме молекул, составляющих воздух.

Почему ткань, окрашенную недоброкачественной краской нельзя в мокром состоянии держать в соприкосновении со светлым бельём

В засуху слежавшаяся почва высыхает сильно, а вспаханная -слабо. Почему?

Если воду на пол пролить, то она быстро растекается. И обратно никогда не собирается. Ты ответь мне -почему?

Поясни - я не пойму.

Почему проявление силы сцепления между двумя кусками металла показывают со свинцом, а не со сталью.

Зубной врач не рекомендует есть очень горячую пищу. Почему?

Будут ли распостраняться запахи в герметически закрытом подвальном помещении, где совершенно нет сквозняков.

Некоторые мелкие насекомые, попав под поверхность воды, не могут выбраться наружу. Почему?

Если ртуть на пол пролить Легко две капли соединить. Стоит

им соприкоснуться. Почему они сольются?

Фирма занимается перевозкой бензина в цистернах. если предположить, что цены на бензин везде одинаковые, то куда выгоднее перевозить бензин: с севера на юг или с юга на север.

Из крана самовара падают капли. Когда эти капли более тяжелые, когда вода горячая или когда она остыла.

Какой физический процесс способствует попаданию кислорода в листья растений.

Если положить кусок мела на мокрую губку, он намокнет. Если сухую губку положить

на мокрый мел, то она останется сухой. Почему?

Пред тобою звонкий мяч. Ударяется о землю мчится вскачь. Почему же этот мячик. Так красиво, быстро скачет.


Ответы на вопросы второго тура


Строение вещества

Три состояния вещества

Диффузия

Смачивание и капиллярность

Почемучки- стишочки-всего четыре строчки

Нет. газ не имеет собственного объема

Между частицами мела и частицами доски действуют силы притяжения больше, чем между частицами мела.

В горячей.

Шелк плохо смачивается водой

Песок под ногами человека уплотняется .По образовавщимся капиллярам поднимается вода.

В газообразном.

Нет. Молекулы одного и того же вещества одинаковы.

Явление диффузии

Песчаный, т. к в нем содержатся капилляры по которым вода поднимается из почвы на поверхность.

Бензин вода не смачивающиеся жидкости. Плотность бензина меньше плотности воды

Ломается большое количество снежинок кристалликов

Нет, так как между молекулами есть промежутки

Частицы краски проникают между частицами ткани

В вспаханной почве разрушены капилляры, а в слежавшейся жидкость поднимается по капиллярам

Пол смачивается водой. Силы притяжения между водой и полом больше, чем внутри жидкости.

Расстояние между молекулами свинца больше, чем между молекулами стали

В связи с нагреванием эмаль зубов и сам зуб расширяются по разному и могут появиться трещины на эмали

Часть соли вследствие диффузии переходит из сельди в воду

Ртуть является не смачивающейся жидкостью, а вода смачивающейся

Не смачивающая жидкость принимает форму шара. Молекулы жидкости притягиваются сильнее, чем молекулы ртути и пола

Выгоднее перевозить бензин с севера на юг, так как он при нагревании расширяется

Когда вода остыла

Будут, так как частицы непрерывно двигаются

Мел имеет капилляры меньшего диаметра, чем губка.

Мяч деформируется, уменьшается объём воздуха, В результате возникает сила упругости




ВОПРОСЫ ТРЕТЬЕГО ТУРА

(экспериментальный)


Требуется небольшая подготовка)

Команды подходят к учителю и выбирают любую из предложенных карточек,проводят эксперимент и объясняют явление. За правильно проведенный опыт и грамотное объяснение учитель выдает жетон, стоимостью до 5 баллов.


1,Положите кусок мела в воду . Из него во всех направлениях начнут выходить пузыри. Объясните?

2.Почему капля воды не смешивается с маслом. Почему капля воды принимает данную форму?

3. Если кусок мела положить на мокрую губку, то он намокнет. если сухую губку положить на мокрый мел, то она останется сухой.

4.На поверхности воды лежит несколько спичек. Если прикоснуться к воде кусочком сахара, то спички сблизятся.

5.Почему волоски кисточки расходятся в воде, а вынутые из воды -слипаются?

6.Почему уменьшаются размеры мыльного пузыря , если перестать дуть в трубку, на конце которой держится пузырь?

Вопросы четвертого тура


В этом туре можно заработать 7 баллов. Ребятам надо угадать, что находится в «черном ящике». Учитель произносит подсказки, каждая команда может дать только один вариант ответа. Если ни одна команда не угадала, произносится следующая подсказка и т.д.С каждой следующей подсказкой количество возможных баллов уменьшается. Чаще всего ребята дают верный ответ на 7 подсказке -это всего 2 балла. Их зарабатывает команда, правильно назвавшая предмет (в данном случае сахар).Последний слайд презентации -памятник сахару.


1.Бывает в трех агрегатных состояниях, но чаще встречается в твердом.

2.Бывает разного цвета.

3.Родина этого вещества - Индия, где он известен 2300 лет.

4.В Чехии ему установлен памятник.

5.На это вещество бывает аллергия, он может вызывать некоторые болезни.

6.Это вещество используют почти все люди.

7.Он продается в магазине и его добывают из тростника, свеклы.

8.На его родине его именовали как «сак-кара».

Подведение итогов игры, по желанию учителя-выставление оценокСписок литературы

  1. С.В. Громов, Н.А. Родина Физика 7 класс. - М.: Просвещение, 2001

  2. А.Е.Марон, Е.А.Марон Сборник качественных задач по физике 7-9 класс.- М. : Просвещение, 2006.

  3. Л.А. Горлова Нетрадиционные уроки, внеурочные мероприятия 7-11 классы. - М.: ВАКО, 2006

  4. В.И. Лукашик, Е.В. Иванова Сборник задач по физике 7-9 класс. - М.: Просвещение, 2007

  5. М.Е. Тульческий Сборник качественных задач по физике. - М.: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР


© 2010-2022