- Преподавателю
- Физика
- Методическая разработка внеклассного мероприятия Как физику и лирику связать бы нам в одно?
Методическая разработка внеклассного мероприятия Как физику и лирику связать бы нам в одно?
Раздел | Физика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Волкова С.Д. |
Дата | 22.03.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Конкурс
«Как физику и лирику связать бы нам в одно?»
Цели и задачи:
1. Способствовать дальнейшему расширению кругозора обучающихся и получению ими новых естественнонаучных знаний.
2. Продолжить формирование логического мышления, умения находить объяснения природных явлений, изображённых в литературных отрывках, оценивать ситуацию и применять к наблюдаемым природным явлениям изученные законы.
3. Содействовать формированию чувства ответственности перед членами команды, культуры общения, сплочённости коллектива.
4. Способствовать развитию быстроты реакции, умения применять полученные знания в необычной ситуации.
5. Стимулировать желание самостоятельно работать с дополнительной литературой по предметам естественнонаучного цикла.
Физик, не воспринимающий
поэзии, искусства - плохой физик.
(Л.Д. Ландау)
Преподаватель 1: Добрый день, дорогие ребята, уважаемые коллеги, гости! Мы сегодня собрались с вами, чтобы подумать над важным вопросом: изучая разные науки, мы разгадываем загадки природы, познаём мир. Природа таит в себе большое количество загадок, ответы на многие уже найдены, но, сколько ещё явлений пока не поддаются объяснению! Ответы на эти загадки предстоит находить вам. У нас сегодня необычная встреча, на которой мы попробуем доказать, что такие, казалось бы, несовместимые науки - физика и лирика - не мешают друг другу, а помогают лучше понять мир, расширить кругозор.
Преподаватель 2: Мы хотим убедить весь мир и вас, дорогие друзья, что «физики» и «лирики» - единое целое, мир во всём его многообразии. Откуда же пришло это пресловутое деление на «физиков» и «лириков»? Примерно в шестидесятых годах прошлого века появилось стойкое убеждение, что всё человечество делится на «технарей» и «гуманитариев» (они же «физики» и «лирики»). В XX веке роль интуиции в науке была признана не менее важной, чем роль логики. На что вы чаще полагаетесь, когда принимаете решение: на интуицию или логику? А вы уверены, что, действуя по наитию, вы совершенно не «включаете» логику? И наоборот: всегда ли рациональные выводы вы делаете без участия подсознания?
Преподаватель 1: Исследования ученых показывают, что непреодолимого барьера между «физиками» и «лириками» никогда не было. Более того, в последнее время все важнее становится способность человека к интуитивному мышлению. И сегодня мы попытаемся доказать, что настоящие «физики» могли быть и замечательными писателями, а мечтательные «лирики» неплохо разбирались в физике и математике.
Преподаватель 2:
Кто сказал, что физик не поэт?
Может он стихи писать, как бог.
Кто сказал, что скучен белый свет?
Он расцвечен спектрами дорог.
Любят слушать звёздные хоры
Физики - смешные человеки.
Микро -, макро - и т. д. миры
Поселились в душах их навеки.
Преподаватель1:
В ураганах квантов и полей
Слышится дыхание Вселенной.
Физики счастливей всех людей,
С ними даже Время откровенно.
Им видны и смысл, и красота
В дебрях самых сложных уравнений,
А ещё им снится иногда
Звёзд далёких бурное рождение.
Преподаватель 2:
Итак, начинаем игру «Как физику и лирику связать бы нам в одно?» Участники сегодняшней игры: команды групп «Э-11», «ЭЛ-11» и «П-11», «Т-11» и «Т-12». Оценивает задания конкурса компетентное жюри в составе:
1.Ефременко В.А. - руководитель структурного подразделения.
2. Радивилова Т.Л. - старший преподаватель;
3. Полоз Е.П. - зав.учебной частью.
4. Новикова С. Г. - библиотекарь.
Преподаватель 1: Начинаем 1 конкурс: «Визитка команды». В этом конкурсе каждая команда представляет себя: название, девиз и эмблему. Итак, слово командам.
(следует представление команд)
Преподаватель 2: Второй конкурс - «Разминка». Вашему вниманию предлагается разгадать кроссворд. На выполнение данного задания вам отводится 3 минуты, по окончании работы сдаются жюри.
Группы выполняют работы по разгадыванию кроссворда.
Преподаватель 1: Объявляется конкурс «Физики». Участвуют все команды. Отвечает команда, в которой капитан первым поднял руку в знак готовности дать ответ. За правильный ответ команда получает 1 балл. Если команда дала неверный ответ, то есть возможность получить 1 балл другой команде.
1 вопрос: В 1942 году некий ученый предложил принять за точку плавления льда - 100º, а кипения воды - 0º. Как фамилия ученого?
Ответ: Андерс Цельсий
2 вопрос: 3,66 - отношение диаметра Земли к диаметру Луны; 36,6 - нормальная температура человека; 366 -???
Ответ: 366 дней - продолжительность високосного года.
3 вопрос: При ходьбе - 33,5%; при езде на велосипеде - 30%; при поднятии тяжести - 8,4 %. (Юрий Власов установил 29 мировых рекордов - шесть в жиме, семь в рывке, девять в толчке и семь в троеборье!). О чём идёт речь?
Ответ:Речь о КПД.
4 вопрос: О каком русском ученом великий поэт А.С. Пушкин сказал, что он создал первый в России университет, что «он, лучше сказать, сам был первым русским университетом»?
Ответ: О М.В. Ломоносове.
5 вопрос: Известный персонаж Клуба «12 стульев» «Литературной газеты» Евгений Сазонов воскликнул:
«Я сорок лет гляжу на чайник,
Поэт, прозаик, эрудит.
Но никаких необычайных
Во мне он мыслей не родит!».
А вот английскому изобретателю Джеймсу Уатту вид кипящего чайника подсказал идею создания… чего?
Ответ: теплового двигателя.
6 вопрос: Так человека яблоко сгубило… Какой закон и кем был открыт при таких обстоятельствах?
Ответ: Закон всемирного тяготения, открыт И. Ньютоном.
7 вопрос: Московский князь Дмитрий Иванович возглавил борьбу против монголо-татар. В Куликовской битве проявил полководческий талант и доказал, что победить Мамая можно. В честь победы на Куликовом поле князя стали называть Дмитрием Донским.А какую роль, с точки зрения физики, играет кольчуга на теле воина?
Ответ: Уменьшает давление острия, перераспределяя на большую площадь.
8 вопрос: Фирменным знаком, украшающим продукцию Мерседес-Бенц, является трехлучевая звезда. На что указывают её лучи?
Ответ: На три среды обитания, где используются двигатели, производимые фирмой: на воду, землю и воздух.
9 вопрос: Перед вами ребус. Прочтите, что в нём зашифровано.
Ответ: Архимед.
10 вопрос: Этот вопрос музыкальный. Вашему вниманию будет предложено музыкальное произведение, в котором следует найти те слова, в которых кроется физическое явление или закон. Будьте внимательны. Одновременно вам предлагается текст, выделите в нём эти слова подчёркиванием.
-
Романс «Цыган идет»
Мохнатый шмель - на душистый хмель,
Мотылёк - на вьюнок луговой,
А цыган идёт, куда воля ведёт,
За своей цыганской звездой!
А цыган идёт, куда воля ведёт,
Куда очи его глядят,
За звездой вослед он пройдёт весь свет -
И к подруге придёт назад.
От палаток таборных позади
К неизвестности впереди
(Восход нас ждёт на краю земли) -
Уходи, цыган, уходи!
Полосатый змей - в расщелину скал,
Жеребец - на простор степей.
А цыганская дочь - за любимым в ночь,
По закону крови своей.
Дикий вепрь - в глушь торфяных болот,
Цапля серая - в камыши.
А цыганская дочь - за любимым в ночь,
По родству бродяжьей души.
И вдвоём по тропе, навстречу судьбе,
Не гадая, в ад или в рай.
Так и надо идти, не страшась пути,
Хоть на край земли, хоть за край!
Так вперёд! - за цыганской звездой кочевой -
К синим айсбергам стылых морей,
Где искрятся суда от намёрзшего льда
Под сияньем полярных огней.
Так вперёд - за цыганской звездой кочевой
До ревущих южных широт,
Где свирепая буря, как Божья метла,
Океанскую пыль метёт.
Так вперёд - за цыганской звездой кочевой -
На закат, где дрожат паруса,
И глаза глядят с бесприютной тоской
В багровеющие небеса.
Так вперёд - за цыганской звездой кочевой -
На свиданье с зарёй, на восток,
Где, тиха и нежна, розовеет волна,
На рассветный вползая песок.
Дикий сокол взмывает за облака,
В дебри леса уходит лось.
А мужчина должен подругу искать -
Исстари так повелось.
Мужчина должен подругу найти -
Летите, стрелы дорог!
Восход нас ждёт на краю земли,
И земля - вся у наших ног!
Преподаватель 2: Продолжит игру конкурс «Лирики». Внимание на экран: команда по очереди выбирает номер вопроса (вопросы пронумерованы) и предлагает вариант ответа. Если ответ неверен, то балл в свою копилку может заработать другая команда. Начинаем:
1 вопрос: К какой российской императрице поэт и ученый Михаил Ломоносов обращается в своей оде:
Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастной случай берегут;
В домашних трудностях утеха
И в дальних странствах не помеха.
Ответ: Российская императрица из династии Романовых Елизавета Петровна.
2 вопрос: Объясните значение понятия «крылатое выражение». Приведите 2 - 3 примера крылатых выражений из произведений русской литературы.
Ответ: Крылатое выражение (или крылатая фраза) - это устойчивый фразеологизм, который появился из каких-то культурных или литературных источников. Если данные слова являются очень выразительными и запоминающимися, то они получают статус крылатого выражения. Например:
-
«Любви все возрасты покорны»
-
«Чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей»
-
«Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь»
-
«Счастливые часов не наблюдают»
-
«Каждый человек сам себя воспитать должен» и т.д.
3 вопрос: «Бородино» М. Ю. Лермонтова было зерном, из которого вырос мой роман». Кому из русских писателей принадлежат эти слова и о каком романе идет речь?
Ответ: Роман Л.Н. Толстого «Война и мир».
4 вопрос: Кто из этих русских писателей мог обедать за одним столом: А.С.Пушкин, А.Н.Островский, Н.А.Некрасов, В.А.Жуковский, Л.Н.Толстой?
Ответ: Пушкин и Жуковский; Некрасов, Островский, Толстой.
5 вопрос: «Она сидела на полу и груду писем разбирала»,- это строки из стихотворения Ф.И.Тютчева. Назовите 2-3 произведения, в сюжете которых письмо играет важную роль.
Ответ: А.С. Пушкин: «Капитанская дочка», «Евгений Онегин»
Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»
Л.Н.Толстой «Война и мир»
Преподаватель 1: Следующий конкурс называется «Физики и лирики». Команда выбирает категорию вопросов: А, Б, В, Г, Д. В каждой категории один вопрос из физики, один - из лирики. Отвечаете на оба вопроса, получаете 2 балла, если отвечаете только на один вопрос, зарабатываете 1 балл.
Вопросы категории А:
-
Физика:
Завивает ветер белый снежок.
Под снежком - ледок,
Скользко, тяжко, всякий ходок.
Скользит - ах, бедняжка!
Вот барыня в каракуле
К другой подвернулась:
Уж мы плакали, плакали…
Поскользнулась
И бац - растянулась!...
А. Блок.
Какое отношение к физике имеют эти строки известной поэмы?
Ответ:Это сила трения скольжения, которая уменьшается на гладкой поверхности.
-
Лирика:
Разгадайте ребус, в котором зашифровано название произведения М. Ю. Лермонтова:
Ответ: «Узник».
Вопросы категории Б:
-
Физика:
Ехал странный пассажир,
Вёз в кошёлке рыбий жир.
Чуть трамвай притормозит-
Пассажир вперед скользит.
Чуть трамвай прибавит ход-
Пассажир назад ползёт.
Все, кто ехал с пассажиром,
Вышли, смазанные жиром.
К. Завойский.
Какое свойство физических тел объясняет поведение пассажира?
Ответ: Это инерция.
Про инерцию слыхали?
Эта сила - само то:
пять-шесть раз крутнёшь педали -
велик едет метров сто!
2. Лирика:
- Она дрожала и бледнела.
Когда ж падучая звезда
По небу тёмному летела
И рассыпалася, - тогда
В смятенье Таня торопилась
Пока звезда ещё катилась,
Желанье сердца ей открыть.
Назовите произведение и его автора.
Ответ:А.С. Пушкин «Евгений Онегин».
Вопросы категории В:
-
Физика.
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады
И ясны спящие громады …
И не пуская тьму ночную
На золотые небеса,
Одна заря сменить другую
Спешит, дав ночи полчаса.
А.С. Пушкин.
Какому явлению природы посвящено это стихотворение А.С. Пушкина?
Ответ: Это - белые ночи.
-
Лирика.
Какое устройство предлагает поставить в городе Калинове механик-самоучка Кулигин из пьесы А.Н. Островского «Гроза»?
Кулигин: Савел Прокофьич, ведь от этого, ваше степенство, для всех вообще людей польза.
Дикой: Поди ты прочь! Какая польза! Кому нужна эта польза?
Кулигин: Вот бы, сударь, на бульваре, на чистом месте, и поставить. А какой расход? Расход пустой: столбик каменный, дощечку медную, такую круглую, да шпильку, вот шпильку прямую, простую самую. Уж я все это прилажу, и цифры вырежу уже все сам. Теперь вы, ваше степенство, когда изволите гулять, или прочие, которые гуляющие, сейчас подойдете. А то этакое место прекрасное, и вид, и солнце. Все-таки и украшение, и польза.
Ответ: Солнечные часы.
Вопросы категории Г:
-
Физика.
На окне, серебряном от инея,
За ночь хризантемы расцвели.
В верхних стёклах - небо ярко-синее
И застреха в снеговой пыли.
И.А. Бунин.
Почему оконные стёкла покрылись узором от инея?
Ответ: Потоки воздуха, соприкасаясь с оконными стёклами, охладились, водяные пары, содержащиеся в них, сконденсировались, охладились и кристаллизовались.
-
Лирика.
Они сошлись. Вода и камень,
Стихи и проза, лед и пламень.
Не столь различны меж собой.
Кого из героев романа «Евгений Онегин» так охарактеризовал А.С. Пушкин?
Ответ: Евгения Онегина и Владимира Ленского.
Вопросы категории Д:
-
Физика.
Татьяна пред окном стояла
На стёкла хладные дыша,
Задумавшись, моя душа,
Прелестным пальчиком писала
На отуманенном стекле
Заветный вензель О да Е
А.С. Пушкин
Какое физическое явление при этом происходило?
Ответ:Конденсация водяного пара.
-
Лирика.
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла,…
Какому городу посвятил А.С. Пушкин эти строки?
Ответ:Санкт-Петербургу.
Санкт-Петербург - гранитный город,
Взнесённый славой над Невой,
Где небосвод давно распорот
Адмиралтейскою иглой!
Преподаватель 1: Ну, а сейчас нашу игру продолжат капитаны. Им было дано домашнее задание - доказать, что важнее - физика или лирика? При этом следует аргументировать свои доводы. Приглашаем капитанов не только посоревноваться в красноречии, но и привести весомые доказательства в отношении вопроса - что же важнее - физика или лирика? Для определения порядка выступления капитанов проведём жеребьёвку (идёт жеребьёвка). Итак, слово предоставляется капитану команды … Спасибо! Послушаем капитана команды …Прекрасно!...
Выступления капитанов
Преподаватель 2: Пока команды готовятся к последнему конкурсу, предлагаем провести конкурс среди болельщиков. Баллы, полученные вами, уважаемые болельщики, перейдут вашей команде.
Болельщики получают распечатанные задания:
Назовите автора и название произведения, строки из которого приведены. Перечислите все физические явления, описанные в нём.
Опрятней модного паркета
Блистает речка, льдом одета.
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет лёд;
На красных лапках гусь тяжелый,
Задумав плыть по лону вод,
Ступает бережно на лед,
Скользит и падает; веселый
Мелькает, вьется первый снег,
Звездами падая на брег.
Ответ: отражение света, кристаллизация воды, механическое движение, распространение звука, плавание тел, притяжение тел, скольжение, свободное падение, вращательное движение.
Преподаватель 2: И завершает нашу игру «Как физику и лирику связать бы нам в одно?» конкурс «Сказка - ложь, Да в ней намёк…В ней нам физики урок!» Каждая команда должна была подготовить домашнее задание - инсценировать сказку, которая ей досталась в жеребьёвке. Слово командам.
Выступления команд с инсценировкой сказки
Преподаватель 1: Спасибо всем, кто сегодня был с нами. Наш конкурс закончился, и осталось выяснить то, ради чего мы его проводили. Что же общего между физикой и литературой, наукой и искусством? Искусство не только хобби в жизни учёного, не только средство отдыха, сколько совершенно необходимая гимнастика ума, тренировка его фантазии, воображения. Литература совершенствует образное мышление, развивает воображение, необходимое современному учёному-физику. Сбываются слова Флобера, который предсказывал: «Чем дальше, тем искусство становится более научным, а Наука более художественной; расставшись у основания, они встретятся где-нибудь на вершине».
Преподаватель 2: Таким образом, тот, кто по-настоящему увлечён физикой, должен развиваться эстетически, дружить с литературой и искусством. Балкарский поэт Кайсын Кулиев писал:
«Рождаются великие творенья
Не потому ли, что порою где-то
Обычным удивляются явленьям
Учёные, художники, поэты».
Действительно, так ли необходимо выяснять, кто важнее в нашем мире. Может, стоит просто принять во внимание, что и физики, и лирики - это просто разные взгляды на мир, при этом взгляды не противоречивые, а взаимно дополняющие друг друга.
Преподаватель 1: Нам очень приятно, что вы не только приняли участие в нашем конкурсе, но и задумались о необходимости существования людей разных взглядов, интересов, темпераментов, ощущений. Я предлагаю на сегодня закончить спор физиков и лириков стихами. Искусство и наука всегда идут рука об руку, они говорят об одном, но разными языками, они описывают красоту… красоту природы, которая нас окружает.
Нас физика повсюду окружает.
Из дома в колледж утром провожает.
Набраться бы ученикам терпения:
Подняться из постели тяготения.
Умыться, применяя силу трения.
В кабине лифта ощутить падение,
На тротуаре сильное скольжение,
А вот и колледж - вечное движение!
Всем физикам почет и уважение!
Спасибо всем! До новых встреч!