Рабочая программа по физике (1 курс)

Раздел Физика
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ЦЕНТРАЛЬНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования города Москвы

Колледж связи № 54









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебной дисциплины ОДП.03 Физика

технический профиль



























2014 год

ОДОБРЕНА

Предметной

Цикловой комиссией естественных дисциплин

протокол № 1

от 26 августа 2014 г.

Составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования

(приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г. №1089) и письма Минобразования от 29.05.2007г. № 03-1180 «Рекомендации по реализации среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях среднего профессионального образования»

Составитель:­­_____­­­__________________ /К.Х. Кременцова/

преподаватель первой квалификационной категории

Председатель ПЦК: ____________________/Е.А. Орлова /

Зам. директора

по учебной работе: ____________________/М.И. Вдовина /


Рецензент: преподаватель высшей квалификационной категории

ГАОУ СПО ПК № 8 им. И.П.Павлова - О.В.Поцелина




СОДЕРЖАНИЕ


стр.

  1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

8

  1. условия реализации учебной дисциплины

15

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

17































1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Физика


  1. Область применения примерной программы

Рабочая программа дисциплины «Физика» - является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС и входит в общеобразовательный цикл дисциплин для специальностей технического профиля:

13.02.07 Электроснабжение (по отраслям)

15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)

23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта


  1. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Учебная дисциплина «Физика» базируется на знаниях, полученных студентами при изучении физики в основной школе, и является фундаментом для изучения общеобразовательных дисциплин.

«Физика» является дисциплиной, закладывающей базу для последующего изучения специальных предметов. Физика - общая наука о природе, дающая диалектно - материалистическое понимание окружающего мира. Человек, получивший среднее профессиональное образование, должен знать основы современной физики, которая имеет не только важное общеобразовательное, мировоззренческое, но и прикладное значение.

Учебная дисциплина «Физика» относится к циклу общеобразовательной подготовки и преподается на профильном уровне.


  1. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате изучения учебной дисциплины «Физика» студент должен:

знать:

- основы теории курса физики; обозначения и единицы физических величин в СИ;

- теоретические и экспериментальные методы физического исследования;

- физический смысл универсальных физических констант;

- о физических явлениях:

а) признаки явления, по которым оно обнаруживается;

б) условия, при которых протекает или фиксируется явление;

в) примеры использования явления на практике;

- о физических опытах:

а) цель, схему, ход и результат опыта;

- о физических понятиях, физических величинах:

а) определение понятия, величины;

б) формулы, связывающие данную величину с другими;

в) единицы измерения;

г) способы измерения;

- о физических законах:

а) формулировку и математическое выражение закона;

б) опыты, подтверждающие его справедливость;

в) примеры применения;

г) условия применимости (если границы применимости рассматриваются в курсе физике);

- о физических теориях:

а) опытное обоснование теории;

б) основные формулы, положения;

в) законы, принципы;

г) основные следствия;

д) условия применимости (если границы применимости рассматриваются в курсе физики);

- о приборах, механизмах:

а) схему устройства и принцип действия;

б) назначение, примеры применения;

уметь:

- пользовать необходимой учебной и справочной литературой;

- использовать законы физики при объяснении различных явлений в природе и технике.

- решать задачи на основе изученных законов и с применением известных формул;

- пользоваться Международной системой единиц при решении задач;

- переводить единицы физических величин в единицы СИ в ходе лабораторных занятий:

а) применять правила техники безопасности при обращении с физическими приборами и оборудованием;

б) планировать проведение опыта;

в) собирать установку по схеме;

г) проводить наблюдения;

д) снимать показания с физических приборов;

е) составлять таблицы зависимости величин и строить графики;

ж) оценивать и вычислять погрешности измерений;

з) составлять отчет и делать выводы по проделанной работе.

Изучение дисциплины направлено на формирование общих компетенций (информационной, коммуникативной, самоорганизации, самообучения).

Техники по различным специальностям обеспечивают выполнение профессиональных деятельности связанной с выполнением комплекса технических, аналитических управленческих решений. Поэтому при изучении дисциплины предполагается формирование общих компетенций по дисциплине:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения поставленных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в обучении и будущей профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с сокурсниками, и преподавателями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение качества обучения

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

1.4 Профильная направленность

Профильная составляющая общеобразовательной дисциплины «Физика» обеспечивается реализацией потенциала дисциплины и его структурирования на основе межпредметных связей с дисциплинами «Химия», «Информатика», «Биология», «Математика», а в последующем - со спецдисциплинами. В программе по физике профильной составляющей является тема «Электродинамика», так как перечисленные специальности, относящиеся к техническому профилю, связаны с электротехникой и электроникой, поэтому данному разделу выделено максимальное количество часов. При этом учитывается индивидуальная особенность каждой специальности. Так, например, в группах по специальностям «Электроснабжение (по отраслям)», «Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)», особое внимание уделяется изучению разделов «Механика» «Электродинамика» («Электронная проводимость металлов», «Ток в полупроводниках», «Магнитное поле»). В группе по специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» - темам из раздела «Механика» и «Молекулярная физика».

1.5. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

Программа предусматривает следующий объем часов по дисциплине:

  • максимальная нагрузка - 234 часа

  • самостоятельная работа - 78 часов

  • обязательная аудиторная - 156 часов, из них 26 часов лабораторных работ.





  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

234

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

156

в том числе:


лабораторные работы

26

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

78

в том числе:


реферирование

конспектирование

выполнение практических заданий

25

10

43

Итоговая аттестация в форме ЭКЗАМЕНА

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОДП 03. ФИЗИКА

Наименование

разделов

и тем

Содержание учебного материала,

лабораторные и практические работы,

самостоятельная работа учащихся

Количество часов

Уровень

освоения

1

2

3

4

Введение

Физика - наука о природе.

Естественно - научный метод познания.

2

2

Раздел 1.

Механика

Относительность механического движения. Характеристики движения. Виды движения и их графическое описание. Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью. Взаимодействие тел. Принцип суперпозиции сил. Законы динамики Ньютона. Силы в природе: упругость, трение, сила тяжести. Закон всемирного тяготения. Невесомость. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Закон сохранения механической энергии. Работа и мощность. Решение задач. Механические колебания. Амплитуда, период, частота, фаза колебаний. Свободные и вынужденные колебания. Механические волны. Свойства волн. Звуковые волны. Ультразвук. Его использование.

24

2

Лабораторные работы:

Лабораторная работа №1

Исследование движения тела по окружности

Лабораторная работа №2 Исследование движения тела под действием постоянной силы

Лабораторная работа № 3 Сохранение механической энергии при движении тела под действием сил

Лабораторная работа № 4 Изучение зависимости периода колебаний нитяного и пружинного маятника.

8

3

Самостоятельная работа:

Решение задач по основным законам механики.

Рефераты по темам: «Использование механических колебаний в профессии» либо «Влияние шума улиц города Москвы на жителей столицы» либо «Новейшие достижения техники при передаче звуковой информации».

16

3

Раздел 2.

Молекулярная физика. Термодинамика

Наблюдения и опыты, подтверждающие атомно-молекулярное строение вещества. Тепловое движение. Абсолютная температура.

Объяснение агрегатных состояний вещества. Модель идеального газа. Связь между давлением и средней кинетической энергии молекул газа. Решение задач. Ненасыщенные и насыщенные пары. Влажность воздуха. Модель строения жидкости. Поверхностное натяжение. Смачивание. Модель строения твердых тел. Аморфные тела и кристаллы. Механические свойства твердых тел.Внутренняя энергия. Работа газа. Решение задач. Первый закон термодинамики. Решение задач. Необратимость тепловых процессов. Тепловые двигатели. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды.

26

2

Лабораторные работы:

Лабораторная работа №5

Экспериментальная оценка массы воздуха в аудитории.

Лабораторная работа № 6 Измерение влажности воздуха

Лабораторная работа № 7 Исследование свойств твердых тел

6

3

Самостоятельная работа студентов

Решение задач по теме: «Основные положения молекулярно кинетической теории и термодинамика»

Рефераты по темам: «Использование кристаллических веществ в средствах связи» либо «Тепловые двигатели и экология в г. Москве»


15



2

Раздел 3.

Электродинамика

Взаимодействие заряженных тел. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность. Потенциал. Разность потенциалов.

Проводники и диэлектрики в электрическом поле.

Электроемкость. Конденсатор. Постоянный ток. Закон Ома. Последовательное и параллельное соединение проводников. Решение задач. Закон Джоуля - Ленца. Мощность тока. ЭДС источника тока. Закон Ома для замкнутой цепи. Электронная проводимость металлов. Сверхпроводимость. Полупроводники. Полупроводниковые приборы. Магнитное поле. Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Сила Ампера и сила Лоренца.

Принцип действия электродвигателя. Электроизмерительные приборы. Явление электромагнитной индукции. Закон электромагнитной индукции Фарадея. Правило Ленца. Самоиндукция. Индуктивность. Принцип действия электрогенератора. Переменный ток. Трансформатор. Проблемы энергосбережения. Техника безопасности Колебательный контур. Свободные и вынужденные электромагнитные колебания. Действующие значения. Конденсатор и катушка в цепи переменного тока. Активное сопротивление. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Принципы радиосвязи и телевидения. Свет как электромагнитная волна. Законы отражения и преломления. Дисперсия света. Интерференция и дифракция света. Виды электромагнитных излучений, их свойства и применение. Оптические приборы, их разрешающая способность.

52

2

Лабораторные работы:

Лабораторная работа №8

Изучение закона Ома для участка цепи

Лабораторная работа №9 Исследование последовательного и параллельного соединения проводников.

Лабораторная работа №10

Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока. Лабораторная работа №11

Изучение явления электромагнитной индукции.

Лабораторная работа №12

Определение показателя преломления стекла.

Лабораторная работа №13

Изучение интерференции и дифракции света.

12

3

Самостоятельная работа:

Решение задач по основным законам электродинамики. Рефераты по темам: «Использование металлических проводников в выбранной специальности», «Использование полупроводников в технике»

Решение задач по теме: Электромагнитные колебания и волны». Рефераты по темам: «Использование электромагнитных колебаний в радиосвязи», «Использование электромагнитных волн и их влияние на человека».


39


3

Раздел 4.

Строение атома и квантовая физика

Гипотеза Планка о квантах. Волновые и корпускулярные свойства света. Фотоэффект. Фотон, его свойства. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Использование фотоэффекта. Решение задач

Строение атома: планетарная модель и модель Бора

Поглощение и испускание света атомом. Строение атомного ядра. Энергия связи. Связь массы и энергии. Ядерная энергетика. Ядерное оружие Радиоактивные излучения, их воздействие на живые организмы.

16

2

Самостоятельная работа студентов

Решение задач по теме: «Строение атома и квантовая физика».

Реферат по теме: «Использование атомной энергии».

8

2

Раздел 5.

Эволюция вселенной

Эффект Доплера. Большой взрыв.

Возможные сценарии эволюции Вселенной.

Эволюция и энергия горения звезд. Термоядерный синтез.

Образование планетных систем. Солнечная система.

6



2

Повторение

4



2

ИТОГО 156 часов, из них 26 часов лабораторных работ.



  1. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета физики.

Оборудование учебного кабинета:

- рабочее место преподавателя;

  • посадочные места студентов;

  • рабочая меловая доска;

  • наглядные пособия (учебники, опорные конспекты, стенды, карточки, раздаточный материал, комплекты лабораторных работ);

  • оборудование для выполнения лабораторных работ.

Технические средства обучения:


  • ПК, DVD,

  • Телевизор,

  • видеопроектор,

  • проекционный экран.

Программированные задания по физике

Раздаточный материал по всем темам.


3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

- В.Ф. Дмитриева ФИЗИКА Для профессий и специальностей технического профиля. М.образовательно - издательский центр «Академия» ОАО «Московские учебники» 2010

- Самойленко П.И., Сергеев А.В. Сборник задач и вопросы по физике: учеб. пособие. - М., 2011.

- Самойленко П.И., Сергеев А.В. Физика (для нетехнических специальностей): учебник. - М., 2011.

- Мякишев Г. Я., Буховцев Б. Б., Сотский Н. Н. Физика. 10 кл. Просвещение

- Мякишев Г. Я., Буховцев Б. Б., Сотский Н. Н. Физика. 11 кл. Просвещение

-

- Сборник задач по физике для 10-11 кл." Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Просвещение

- Тестовые задания ЕГЭ

- Воронцов-Вельяминов Б.А. Астрономия - 11. Изд. Дрофа.

- Астрономия. Энциклопедия для детей. Изд. Аванта+.

Дополнительные источники:
- Каменецкий С.Е., Степанов С.В., Петрова Е.Б.; Лабораторный практикум по теории и методике обучения физике в школе. Учебное пособие для ВУЗов; Академия; 2002; Твердая; 304;

- Ковтунович М.Г. Домашний эксперимент по физике. 7-11 классы.

М.: Владос, 2007

Анциферов Л. И. Физика. 10 кл. 11 кл. 2001-2005 Мнемозина. (Библиотека учителя физики)

Интернет ресурсы.

fizika.ru/ Физика.ru. Сайт для преподавателей физики, учащихся и их родителей

class-fizika.narod.ru/ Класс!ная физика для любознательных

alsak.ru/component/option,com_weblinks/catid,19/Itemid,32 Школьная физика для учителей и учеников





  1. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных заданий, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Знать:

  • смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;

  • смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;

  • смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;

  • вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

Уметь:

  • описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;

  • отличать гипотезы от научных теорий;

  • делать выводы на основе экспериментальных данных;

  • приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;

  • приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;

  • воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.

  • применять полученные знания для решения физических задач при изучении физики как профильного учебного предмета;

  • определять характер физического процесса по графику, таблице, формуле;

  • измерять ряд физических величин, представляя результаты измерений с учетом их погрешностей;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;

  • оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;

  • рационального природопользования и защиты окружающей среды.

1. Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью студента в процессе освоения образовательной программы.

2. Стартовая диагностика подготовки студентов по школьному курсу физики; выявление мотивации к изучению нового материала.

3. Текущий контроль в форме:

- кратковременных письменных работ;

- тестирования (по материалам ЕГЭ);

- домашней работы;

- отчёта по проделанной внеаудиторной самостоятельной работе согласно инструкции (практического задания, презентации /буклета, информационное сообщение).

4. Итоговая аттестация в форме экзамена.





© 2010-2022