- Преподавателю
- Физика
- Конспект урока физики в 8 классе Зависимость силы тока от напряжения
Конспект урока физики в 8 классе Зависимость силы тока от напряжения
Раздел | Физика |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Гайсина Х.Б. |
Дата | 26.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Урок физики в 8-м классе по теме "Зависимость силы тока от напряжения. Закон Ома для участка цепи"
Цель урока:
Образовательная:
- установить линейную зависимость между силой тока, напряжением сопротивлением в электрической цепи;
-сформулировать закон Ома для участка цепи.
Развивающая:
-
- Развитие умений учащихся наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы,
-
проводить простейший физический эксперимент;
-
развитие речи учащихся,
-
Развитие коммуникативных способностей,
-
развитие познавательного интереса учащихся.
Воспитательная:
-
- содействовать формированию у учащихся умения совместной работе в группе (паре) при рациональном разделении труда,
-
содействовать формированию у учащихся умения осуществлять самоконтроль;
-
показать роль ученого Г. Ома в развитии физики;
-
воспитание бережного отношения к школьному оборудованию,
-
соблюдению техники безопасности при проведении физического эксперимента.
Задачи урока:
-
Выяснить, что сила тока в участке цепи обратно пропорциональна его сопротивлению, если при этом напряжение остается постоянным
-
выяснить, что сила тока прямо пропорциональна напряжению на концах проводника, если при этом сопротивление не меняется.
-
научиться применять закон Ома для участка цепи при решении задач.
-
научиться определять силу тока, напряжение по графику зависимости между этими величинами, а также сопротивление.
Тип урока:
-
изучение нового материала,
-
урок - эксперимент.
Структура урока:
-
Актуализация знаний учащихся;
-
Постановка проблемного вопроса;
-
Выдвижение гипотез;
-
Экспериментальная проверка гипотез;
-
Выводы по результатам эксперимента;
-
Историческое подтверждение выводов. Открытие закона Ома
Оборудование: Экран, демонстрационные амперметр и вольтметр, источник тока, ключ, соединительные провода, демонстрационный магазин сопротивлений, ТСО, портреты ученых.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний учащихся
Учитель: Проведем проверку знаний (Слайд 1)
Учитель: А теперь, дайте небольшую характеристику каждой из этих величин, по следующему плану:
-
Название величины.
-
Что характеризует данная величина?
-
По какой формуле находится?
-
В каких единицах измеряется?
-
Каким прибором измеряется или изменяется?
3. Изучение нового материала
Учитель: На прошлых уроках ребята, мы изучали силу тока, напряжение и сопротивление в отдельности. Сегодня мы перед собой поставили цель: раскрыть взаимозависимость силы тока, напряжения и сопротивления на участке электрической цепи. Выясним, как зависит сила тока от сопротивления, если напряжение остается постоянным.
Обратимся к опыту:
1. Соберем цепь, состоящую: источника тока, амперметра, вольтметра, проводников сопротивлением 1 Ом, 2 Ом, 4 Ом.
2. В цепь по очереди включаем проводники, обладающие различным сопротивлением. Напряжение на концах проводника во время опыта поддерживается постоянным. Силу тока в цепи измеряем амперметром.
Результаты измерений поместим в таблицу 2:
Таблица 2
№ опыта
Напряжение на концах проводника, В
Сопротивление проводника, Ом
Сила тока в цепи, А
1
2
1
2
2
2
2
1
3
2
4
0,5
Учитель: Что вы наблюдали?
Ученики: С увеличением сопротивления сила тока уменьшается.
Учитель: Какой вывод можно сделать из этого?
Ученики: Сила тока в проводнике обратно пропорциональна сопротивлению проводника.
Учитель: Выясним, как зависит сила тока от напряжения, если при этом сопротивление не меняется. Обратимся к опыту:
1. Соберем цепь, состоящую из источника тока - аккумулятора, амперметра, спирали из никелиновой проволоки (проводника), ключа и параллельно присоединенного к спирали вольтметра.
2. Присоединяем к первому аккумулятору второй, затем третий такой же, замыкаем цепь и отмечаем показание приборов при каждом подключении дополнительного аккумулятора.
Результаты измерений поместим в таблицу 3:
Таблица 3
№ опыта
Напряжение на концах проводника, В
Сопротивление проводника, Ом
Сила тока в цепи, А
1
2
4
0,5
2
4
4
1
3
6
4
1,5
Учитель: Что вы наблюдали?
Ученики: При увеличении напряжения в два раза, сила тока увеличилась вдвое. При трех аккумуляторах напряжение на спирали увеличилось втрое, во столько же раз увеличилась сила тока.
Учитель: Какой вывод из этого можно сделать?
Ученики: Сила тока в проводнике прямо пропорциональна напряжению на концах проводника.
Учитель: Используя результаты опытов, и выводы сделанные из них, установим зависимость силы тока, напряжения и сопротивления.
Такая запись носит название закона Ома для участка цепи.
Сила тока в участке цепи прямо пропорциональна напряжению на концах этого участка и обратно пропорциональна его сопротивлению.
Учитель:
Историческая справка: Этот закон открыл немецкий физик Георг Ом в 1827 году. Французские школьники изучают этот закон под именем Пуйе - французского физика, установившего этот же закон, но спустя 10 лет.
Учитель: Для того, чтобы вам было легче запомнить формулу закона Ома можно воспользоваться следующим способом её записи. (рис. 3)
Рис. 3
; ; U = I * R
Физическая пауза
Учитель: Прежде чем приступить к решению задач проведем физическую паузу. Представим, что мы с вами пассажиры автобуса…
-
автобус резко трогается с места - ученики должны наклониться назад.
-
автобус тормозит - отклонится вперед.
-
автобус поворачивает направо - наклоняются влево.
-
автобус поворачивает налево - наклоняются вправо.
Учитель: Какое физическое явление вы изображали?
Ученики: Инерция - явление сохранения скорости тела, когда на это тело не действуют внешние силы.
4. Закрепление умений и навыков
Используя закон Ома для участка цепи, решим задачу.
Задача 1.
Напряжение на зажимах электрического утюга 220 В, сопротивление нагревательного элемента утюга 50 Ом. Чему равна сила тока в нагревательном элементе?
Дано:
U = 220 В
R = 50 Ом
I - ?
Решение:
Ответ: 4,4 А
5. Домашнее задание: п.42-44, упр.19 № 3,4
6. Подведение итогов урока, оценки работы учащихся
Учитель: Молодцы ребята, очень хорошо потрудились, хорошо решали задачи, внимательно слушали и принимали активное участие в выводе закона Ома. Как для каждого прошел урок, мы сейчас увидим по результатам самодиагностики.
Самодиагностика (учащиеся поднимают одну из трех карточек, лежащих у них на парте).
-
Красная карточка - удовлетворен уроком, урок полезен для меня, я работал и получил заслуженную оценку; я понимал все, о чем говорилось.
-
Желтая карточка - урок был интересен, я отвечал с места, сумел выполнить ряд заданий. Мне на уроке достаточно комфортно.
-
Зеленая карточка - пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чем идет речь, к ответу на уроке я был не готов.