Конспект урока физики в 8 классе Зависимость силы тока от напряжения

Раздел Физика
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок физики в 8-м классе по теме "Зависимость силы тока от напряжения. Закон Ома для участка цепи"

Цель урока:

Образовательная:

- установить линейную зависимость между силой тока, напряжением сопротивлением в электрической цепи;

-сформулировать закон Ома для участка цепи.

Развивающая:

  • - Развитие умений учащихся наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы,

  • проводить простейший физический эксперимент;

  • развитие речи учащихся,

  • Развитие коммуникативных способностей,

  • развитие познавательного интереса учащихся.

Воспитательная:

  • - содействовать формированию у учащихся умения совместной работе в группе (паре) при рациональном разделении труда,

  • содействовать формированию у учащихся умения осуществлять самоконтроль;

  • показать роль ученого Г. Ома в развитии физики;

  • воспитание бережного отношения к школьному оборудованию,

  • соблюдению техники безопасности при проведении физического эксперимента.

Задачи урока:

  • Выяснить, что сила тока в участке цепи обратно пропорциональна его сопротивлению, если при этом напряжение остается постоянным

  • выяснить, что сила тока прямо пропорциональна напряжению на концах проводника, если при этом сопротивление не меняется.

  • научиться применять закон Ома для участка цепи при решении задач.

  • научиться определять силу тока, напряжение по графику зависимости между этими величинами, а также сопротивление.

Тип урока:

  • изучение нового материала,

  • урок - эксперимент.

Структура урока:

  • Актуализация знаний учащихся;

  • Постановка проблемного вопроса;

  • Выдвижение гипотез;

  • Экспериментальная проверка гипотез;

  • Выводы по результатам эксперимента;

  • Историческое подтверждение выводов. Открытие закона Ома

Оборудование: Экран, демонстрационные амперметр и вольтметр, источник тока, ключ, соединительные провода, демонстрационный магазин сопротивлений, ТСО, портреты ученых.



ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний учащихся

Учитель: Проведем проверку знаний (Слайд 1)

Учитель: А теперь, дайте небольшую характеристику каждой из этих величин, по следующему плану:

  1. Название величины.

  2. Что характеризует данная величина?

  3. По какой формуле находится?

  4. В каких единицах измеряется?

  5. Каким прибором измеряется или изменяется?

3. Изучение нового материала

Учитель: На прошлых уроках ребята, мы изучали силу тока, напряжение и сопротивление в отдельности. Сегодня мы перед собой поставили цель: раскрыть взаимозависимость силы тока, напряжения и сопротивления на участке электрической цепи. Выясним, как зависит сила тока от сопротивления, если напряжение остается постоянным.
Обратимся к опыту:

1. Соберем цепь, состоящую: источника тока, амперметра, вольтметра, проводников сопротивлением 1 Ом, 2 Ом, 4 Ом.

2. В цепь по очереди включаем проводники, обладающие различным сопротивлением. Напряжение на концах проводника во время опыта поддерживается постоянным. Силу тока в цепи измеряем амперметром.

Результаты измерений поместим в таблицу 2:

Таблица 2

№ опыта

Напряжение на концах проводника, В

Сопротивление проводника, Ом

Сила тока в цепи, А

1

2

1

2

2

2

2

1

3

2

4

0,5

Учитель: Что вы наблюдали?

Ученики: С увеличением сопротивления сила тока уменьшается.

Учитель: Какой вывод можно сделать из этого?

Ученики: Сила тока в проводнике обратно пропорциональна сопротивлению проводника.

Учитель: Выясним, как зависит сила тока от напряжения, если при этом сопротивление не меняется. Обратимся к опыту:

1. Соберем цепь, состоящую из источника тока - аккумулятора, амперметра, спирали из никелиновой проволоки (проводника), ключа и параллельно присоединенного к спирали вольтметра.

2. Присоединяем к первому аккумулятору второй, затем третий такой же, замыкаем цепь и отмечаем показание приборов при каждом подключении дополнительного аккумулятора.

Результаты измерений поместим в таблицу 3:

Таблица 3

№ опыта

Напряжение на концах проводника, В

Сопротивление проводника, Ом

Сила тока в цепи, А

1

2

4

0,5

2

4

4

1

3

6

4

1,5

Учитель: Что вы наблюдали?

Ученики: При увеличении напряжения в два раза, сила тока увеличилась вдвое. При трех аккумуляторах напряжение на спирали увеличилось втрое, во столько же раз увеличилась сила тока.

Учитель: Какой вывод из этого можно сделать?

Ученики: Сила тока в проводнике прямо пропорциональна напряжению на концах проводника.

Учитель: Используя результаты опытов, и выводы сделанные из них, установим зависимость силы тока, напряжения и сопротивления.

Конспект урока физики в 8 классе Зависимость силы тока от напряжения

Такая запись носит название закона Ома для участка цепи.

Сила тока в участке цепи прямо пропорциональна напряжению на концах этого участка и обратно пропорциональна его сопротивлению.

Конспект урока физики в 8 классе Зависимость силы тока от напряжения

Учитель:

Историческая справка: Этот закон открыл немецкий физик Георг Ом в 1827 году. Французские школьники изучают этот закон под именем Пуйе - французского физика, установившего этот же закон, но спустя 10 лет.
Учитель: Для того, чтобы вам было легче запомнить формулу закона Ома можно воспользоваться следующим способом её записи. (рис. 3)

Конспект урока физики в 8 классе Зависимость силы тока от напряжения

Рис. 3

Конспект урока физики в 8 классе Зависимость силы тока от напряжения ; Конспект урока физики в 8 классе Зависимость силы тока от напряжения ; U = I * R

Физическая пауза

Учитель: Прежде чем приступить к решению задач проведем физическую паузу. Представим, что мы с вами пассажиры автобуса…

  • автобус резко трогается с места - ученики должны наклониться назад.

  • автобус тормозит - отклонится вперед.

  • автобус поворачивает направо - наклоняются влево.

  • автобус поворачивает налево - наклоняются вправо.

Учитель: Какое физическое явление вы изображали?

Ученики: Инерция - явление сохранения скорости тела, когда на это тело не действуют внешние силы.

4. Закрепление умений и навыков

Используя закон Ома для участка цепи, решим задачу.

Задача 1.

Напряжение на зажимах электрического утюга 220 В, сопротивление нагревательного элемента утюга 50 Ом. Чему равна сила тока в нагревательном элементе?

Дано:

U = 220 В
R = 50 Ом

I - ?

Решение:

Конспект урока физики в 8 классе Зависимость силы тока от напряжения

Конспект урока физики в 8 классе Зависимость силы тока от напряжения

Ответ: 4,4 А

5. Домашнее задание: п.42-44, упр.19 № 3,4

6. Подведение итогов урока, оценки работы учащихся

Учитель: Молодцы ребята, очень хорошо потрудились, хорошо решали задачи, внимательно слушали и принимали активное участие в выводе закона Ома. Как для каждого прошел урок, мы сейчас увидим по результатам самодиагностики.

Самодиагностика (учащиеся поднимают одну из трех карточек, лежащих у них на парте).

  • Красная карточка - удовлетворен уроком, урок полезен для меня, я работал и получил заслуженную оценку; я понимал все, о чем говорилось.

  • Желтая карточка - урок был интересен, я отвечал с места, сумел выполнить ряд заданий. Мне на уроке достаточно комфортно.

  • Зеленая карточка - пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чем идет речь, к ответу на уроке я был не готов.


© 2010-2022