Рабочая программа Физике 9 класс

Раздел Физика
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
  1. Пояснительная записка.

Цели:

обеспечение конституционного права граждан Российской Федерации на получение качественного общего образования;

Обеспечение достижения результатов обучения в соответствии с федеральными государственными общеобразовательными стандартами;

Развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;

Овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;

Усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, понимание роли практики в познании физических явлений и законов;

Задачи:

формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии.

Рабочая программа предусматривает формирование у школьников общенаучных умений и навыков.


  1. Нормативно - правовые документ

Данная рабочая программа составлена на основании:

  • Закон РФ «Об образовании» №273 от 29 декабря 2012г;

  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 №1089 « Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004 №1312 « Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».

  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.08.2008 №241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004 года №1312». ( Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования).

  • Приказа Министерства образования и науки Р Ф от 31.03.2014г №253 « Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»

  • Приказ Министерства образования и науки Р Ф от 08 .06.2015г №576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014г. №253»

  • Приказа Министерства образования и науки Р Ф от 30.08.2010 №889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004 года №1312». ( Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Р Ф, реализующих программы общего образования).

  • - Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (Сан ПиН 2.4.28 21 - 10).

  • Приказа Управления образования и науки Липецкой области №424 от 29.04.2015г «О базисных учебных планах для общеобразовательных учреждений Липецкой области, реализующих программы общего образования, на 2015-2016 учебный год»;

  • Приказа по муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средней общеобразователь-ной школе с углублённым изучением отдельных предметов с.Тербуны Тербунского муниципального района Липецкой области «Об утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин образова-тельного учреждения реализующего образовательные программы общего образования от 31.08.2015г. №49

  • Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов образовательного учреждения, реализующего образовательные программы общего образования.

  • Устава муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы с углублённым изучением отдельных предметов с.Тербуны Тербунского муниципального района Липецкой области.

3.Сведения о программе.

Данная рабочая программа по физике для 9 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования с учетом Федерального компонента государственного стандарта общего образования. Рабочая программа ориентирована на 68 учебных часа из расчета 2 часа в неделю и соответствует учебнику «Физика 9 класса» , автор Перышкин А.В. 2010 года издания.

4.Обоснование выбора программы.

Данная программа выбрана в связи с тем, что она соответствует Федеральному компоненту, принципу преемственности в обучении, наиболее отвечает основным направлениям модернизации школы.

5. Изменения в программу не внесены.

6.Место и роль предмета.

В соответствии с Федеральным учебным планом для общеобразовательных классов на курс физики отведено 2 часа.

Рабочая программа предусматривает формирование у школьников общенаучных умений и навыков. Значение физики в школьном образовании определяется ролью физической науки в жизни современного общества, ее влиянием на темпы развития научно-технического прогресса.

Программа ориентирована на 68 учебных часов из расчета 2 часа в неделю.

Программой предусмотрено 6 контрольных работ, для проверки

знаний, умений и навыков учащихся.

Программой предусмотрено 10 фронтальных лабораторных работ.

8. Формы организации учебного процесса.

Основной формой организации учебного процесса является урок, фронтальные лабораторные работы. В конце изучения каждой темы проводится обобщающий урок по теме. После контрольной работы проводится ее анализ с полным разбором ошибок.

9 Технологии обучения.

Принципиальным положением организации школьного образования становится дифференциация обучения. Это означает, что, осваивая общий курс, одни школьники в своих результатах ограничиваются уровнем обязательной подготовки, зафиксированным в настоящей программе, другие в соответствии со своими склонностями и способностями достигают более высоких рубежей. При этом достижение уровня обязательной подготовки становится непременной обязанностью ученика в его учебной работе.

В организации учебного процесса важную роль играют задачи. При планировании уроков следует иметь в виду, что теоретический материал осознается и усваивается преимущественно в процессе решения задач. Организуя решение задач, целесообразно шире использовать дифференцированный подход к учащимся, основанный на усвоении
обязательного уровня подготовки. Это способствует нормализации нагрузки школьников, обеспечивает их посильной работой в зависимости от указанных факторов учителю необходимо реализовать сбалансированное сочетание традиционных и новых методов обучения, оптимизировать применение объяснительно-иллюстративных и

эвристических методов, использование технических средств. Критерием успешной работы учителя должно служить качество подготовки школьников, выполнение поставленных образовательных и воспитательных задач, а не формальное использование какого-то метода, приема, формы или средства обучения.

Учебный процесс необходимо ориентировать на рациональное сочетание устных и письменных видов работ. Внимание учителя должно быть направлено на развитие речи учащихся, формирование у них навыков умственного труда - планирование своей работы, поиск рациональных путей ее выполнения, критическую оценку результатов, формирует у них положительное отношение к учебе.

Следует всемерно способствовать удовлетворению потребностей и запросов школьников, проявляющих интерес, склонности и способности к физике. Такие школьники должны получать индивидуальные задания; желательно рекомендовать им дополнительную литературу. Развитие интереса к физике является важнейшей целью учителя.

Важным условием правильной организации учебного процесса является выбор учителем рациональной системы методов и приемов обучения, ее оптимизация с учетом возраста учащихся, их подготовки, развития общеучебных умений, специфики решаемых образовательных и воспитательных задач.


10.Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся. Основные компетенции формируются как в урочной деятельности учащихся, так и во внеурочной, путем решения задач прикладного характера рассматривается применение полученных знаний и умений в практической жизни.

Рабочая программа предусматривает формирование у школьников общенаучных умений и навыков.

Познавательная деятельность

  1. Использование методов научного познания, таких как наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование.

  2. Формирование умения различать факты, гипотезы, причины, следствия, законы, теории.

3. Овладение алгоритмическими способами решения задач.
Информационно- коммуникативная деятельность

1. Способность понимать точку зрения собеседника и признавать право
на иное мнение.

2. Использовать для решения учебных задач различные источники
информации.

Рефлексивная деятельность: владение навыками самоконтроля, умение предвидеть результаты своей деятельности.

Усвоение опыта предшествующих поколений: формирование знаний основ физики: фактов, понятий, законов, элементов физических теорий; формирование знаний об экспериментальном методе познания в физике и представлений о роли эксперимента и теории в познании; формирование представлений о логике научного познания, знаний о применении физических явлений и законов в технике, экспериментальных умений, умений объяснять явления, применять знания к решению практических и теоретических задач; формирование представлений о значении физики для техники и других наук.

11.В иды и формы контроля.

Согласно Уставу школы предусмотрен текущий, тематический и итоговый контроль знаний, умений и навыков учащихся. Виды контроля: текущие и итоговые контрольные работы, самостоятельные работы, тестирование, физические диктанты.


12. Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса.

ученик должен

Знать/понимать:

- смысл понятий: электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;

- смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, сила, импульс;

-смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии;

уметь

- описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, электромагнитную индукцию, преломление и дисперсию света;

- использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: естественного радиационного фона;

- представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: периода колебаний нитяного маятника от длины нити, периода колебаний пружинного маятника от массы груза и от жесткости пружины;

- выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

- приводить примеры практического использования физических знаний о механических, электромагнитных явлениях;

-решать задачи на применение изученных физических законов;

-осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для рационального использования, обеспечения безопасности в процессе использования электрических приборов, оценки безопасности радиационного фона.

13. Литература и средства обучения.

1. Перышкин А.В. Физика 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. - 2-е изд. М. Дрофа, 2010г.

2.Гутник Е. М. Тематическое и поурочное планирование к учебнику А.В.Перышкина «Физика 9 кл.».

3. Сборник задач по физике. 7-9 кл. (Составитель В.И.Лукашик), - 7-е изд. - М. Просвещение, 2008 г. Дополнительная литература.

1. Газета «Физика», издательский дом «Первое сентября».

2. Кабардин О.Ф. и др. Задания для итогового контроля знаний
учащихся по физике в 7-11 кл. общеобразовательных учреждений - 2-е изд.- М. Просвещение.





Содержание .(70 часов)

Законы взаимодействия и движения тел (27часов)

Материальная точка. Система отсчета. Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения. Прямолинейное равноускоренное движение. Мгновенная скорость. Ускорение, перемещение.

Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движении.

Относительность механического движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Инерциальная система отсчета. Первый, второй и третий законы Ньютона. Свободное падение. Невесомость. Закон всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли. Импульс. Закон сохранения импульса.

Реактивное движение.

Демонстрации.

Относительность движения. Равноускоренное движение. Свободное

падение тел в трубке Ньютона. Направление скорости при равномерном

движении по окружности. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона.

Невесомость. Закон сохранения импульса. Реактивное движение..

Лабораторные работы.

1. Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.

2. Измерение ускорения свободного падения.

Механические колебания и волны. Звук. (11 часов)

Колебательное движение. Колебания груза на пружине. Свободные колебания. Колебательная система. Маятник. Амплитуда, период, частота колебаний. (Гармонические колебания).

Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс.

Распространение колебаний в упругих средах. Продольные и поперечные волны. Длина волны. Связь длины волны со скоростью еѐ распространения и периодом (частотой).

Звуковые волны. Скорость звука. Высота, тембр и громкость звука. Эхо. Звуковой резонанс.

Демонстрации.

Механические колебания. Механические волны. Звуковые колебания.

Условия распространения звука.

Лабораторная работа.

3. Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины.

4. Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины нити.

Электромагнитное поле (12 часов)

Однородное и неоднородное магнитное поле. Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика.Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки. Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Опыты Фарадея. Электромагнитная индукция. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление

самоиндукции.

Переменный ток. Генератор переменного тока. Преобразования энергии в электрогенераторах. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние.

Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.Конденсатор. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения. Электромагнитная природа света. Преломление света. Показатель преломления. Дисперсия света. Типы оптических спектров. Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.

Демонстрации.

Устройство конденсатора. Энергия заряженного конденсатора.

Электромагнитные колебания. Свойства электромагнитных волн. Дисперсия света. Получение белого света при сложении света разных цветов.

Лабораторные работы.

5. Изучение явления электромагнитной индукции.

6. Наблюдение сплошного и линейчатого спектров испускания.

Строение атома и атомного ядра.( 15 часов)

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета-, гамма-излучения. Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома. Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядового и

массового чисел при ядерных реакциях. Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике.

Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел. Изотопы. Правила смещения. Энергия связи частиц в ядре.Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерная энергетика. Экологические

проблемы работы атомных электростанций.Дозиметрия. Период полураспада. Закон радиоактивного распада.

Влияние радиоактивных излучений на живые организмы.Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и звезд.

Демонстрации.

Модель опыта Резерфорда. Наблюдение треков в камере Вильсона.

Устройство и действие счетчика ионизирующих частиц.

Лабораторные работы.

7. Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков.

8. Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям.

9. Измерение естественного радиационного фона дозиметром.

№ п/п

Содержание

Количество часов

Количество контрольных работ

Количество

лабораторных работ

1.

Законы взаимодействия и движения тел

27

2

2

2.

Механические колебания и волны. Звук

11

1

1

3.

Электромагнитное поле

12

1

1

4.

Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер.

15

1

0

5.

Резерв времени

3

-

-

Итого:

68

5

4

Календарно-тематическое планирование.

№ урока

Содержание

Количество уроков

Виды и формы контроля

ДАТА

Коррекция

Законы взаимодействия и движения тел

27

1

Материальная точка. Система отсчета.

1

Устный опрос

1-09

2

Перемещение.

1

Устный опрос

3-09

3

Определение координаты движущегося тела.

1

Фронтальн

8-09

4

Перемещение при прямолинейном равномерном движении.

1

Фронтальн

10-09

5

Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение.

1

Фронтальн

15-09

6

Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости.

1

Устный опрос

17-09

7

Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении.

1

Устный опрос

22-09

8

Перемещение при равноускоренном прямолинейном движении без начальной скорости.

1

Фронтальн

24-09

9

Л.р. №1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости».

1

Сам.работа

29-09

10

Решение задач.

1

Тест

1-10

11

К.р. №1 по теме «Основы кинематики».

1

Темат-ий по вариантам

6-10

12

Относительность движения.

1

Фронтальн

8-10

13

Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона.

1

Фронтальн

13-10

14

Второй закон Ньютона.

1

Устный опрос

15-10

15

Третий закон Ньютона.

1

Устный опрос

20-10

16

Свободное падение тел.

Фронтальн

22-10

17

Движение тела, брошенного вертикально вверх.

1

Индив.карточки

27-10

18

Л.р. №2 «Исследование свободного падения тел».

1

Сам.работа

5-11

19

Закон всемирного тяготения.

Фронтальн

10-11

20

Ускорение свободного падения на Земле и других планетах.

1

Индив.карточки

12-11

21

Прямолинейное и криволинейное движение.

Индив.карточки

17-11

22

Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью.

1

Сам.работа

19-11

23

Решение задач (на движение по окружности)

1

Устный опрос

24-11

24

Импульс тела. Закон сохранения импульса.

1

Устный опрос

26-11

25

Реактивное движение. Ракеты.

1

Устный опрос

1-12

26

Вывод закона сохранения механической энергии

1

Индив.карточки

3-12

27

К.р. №2. по теме «Основы динамики».

1

Темат-ий по вариантам

8-12


Механические колебания и волны. Звук

11

28

Колебательное движение. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник.

1

Устный опрос

10-12

29

Величины, характеризующие колебательное движение.

1

Устный опрос

15-12

30

Л.р. №3 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний математического маятника от его длины»

1

Сам.работа

17-12

31

Затухающие колебания. Вынужденные колебания.Резонанс.

1

Фронтальн

22-12

32

Распространение колебаний в среде. Волны. Продольные и поперечные воны.

1

Фронтальн

24-12

33

Длина волны. Скорость распространения волн.

1

Фронтальн

29-12

34

Источники звука. Звуковые колебания. Решение задач.

1

Индив.карточки

12-01

35

Высота и тембр звука. Громкость звука.

1

Устный опрос

14-01

36

Распространение звука. Звуковые волны. Скорость

звука.

1

Устный опрос

19-01

37

Отражение звука. Эхо. Звуковой резонанс.

1

Тест

21-01

38

К.р. №3 по теме «Механические колебания. Волны».

1

Темат-ий по вариантам

26-01


Электромагнитное поле

12

39

Магнитное поле и его графическое изображение. Неоднородное и однородное магнитное поле.

1

Устный опрос

28-01

40

Направление тока и направление его магнитного поля.

1

Устный опрос

2-02

41

Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки.

1

Сам.работа

4-02

42

Индукция магнитного поля. Магнитный поток.

1

Сам.работа

9-02

43

Явление электромагнитной индукции.

1

Фронтальн

11-02

44

Направление индукционного поля. Правило Ленца. Явление самоиндукции.

1

Фронтальн

16-02

45

Л р.№4 «Изучение явления электромагнитной индукции».

1

Сам.работа

18-02

46

Получение переменного электрического тока. Трансформатор.

1

Фронтальн

25-02

47

Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Конденсатор.

1

Индив.карточки

1-03

48

Колебательный контур. Принцип радиосвязи и телевидения.

1

Индив.карточки

3-03

49

Электромагнитная природа света. Преломление света. Дисперсия света.

Тест

10-03

50

К.р. №4 по теме «Электромагнитное поле».

1

Темат-ий по вариантам

15-03


Строение атома и атомного ядра.

Использование энергии атомных ядер

14

51

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов.

1

Устный опрос

17-03

52

Модели атомов Опыт Резерфорда.

1

Устный опрос

22-03

53

Радиоактивные превращения атомных ядер.

1

Устный опрос

24-03

54

Экспериментальные методы исследования частиц.

1

Устный опрос

5-04

55

Открытие протона. Открытие нейтрона.

1

Устный опрос

7-04

56

Состав атомного ядра. Массовое число. Зарядовое число. Ядерные силы.

1

Устный опрос

12-04

57

Энергия связи. Дефект масс.

1

Индив.карточки

14-04

58

Деление ядер урана. Цепная реакция.

1

Индив.карточки

19-04

59

Ядерный реактор. Преобразование внутренней энергии ядер в электрическую энергию.

1

Фронтальн

21-04

60

Атомная энергетика

1

Устный опрос

26-04

61

Биологическое действие радиации

1

Устный опрос

28-04

62

Термоядерная реакция

1

Фронтальн

3-05

63

Повторение темы «Строение атома»

1

Тест

5-05

64

К.р. №4 по теме «Строение атома и атомного ядра».

1

Темат-ий по вариантам

10-05

65

Итоговое повторение

1

12-05

66-68

Резерв

3

17-05

19-05

24-05


Итого

68



© 2010-2022