Программа элективного курса История физики в России

Раздел Физика
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа элективного курса


История физики в России

Автор: Бурлак Елена Евгеньевна,

преподаватель физики

ГБПОУИО «ИАТ»

Содержание

1.Пояснительная записка 2

1.1 Актуальность курса 2

1.2 Структура курса 3

1.4 Задачи курса 3

1.5 Умения, приобретаемые в процессе обучения 3

1.6 Ожидаемые результаты данного курса 4

1.7 Контроль результативности 4

1.8 Применяемые технологии обучения 4

3. Содержание программы 5

4. Календарно-тематическое планирование (при 34 часах) 7

Демонстрации, опыты, 7

5. Списки литературы 8

5.2 Литература для учителя 9

6.1 Примерные темы рефератов по курсу "История физики в России" 10
















Элективный курс «История физики в России»


Боги людям открыли не все.

В поиск пустившись,

Люди сами открыли немало…

Ксенофан.

Аннотация

Программа элективного курса для учащихся 9-11 классов общеобразовательной школы и 1 курса среднего профессионального образовательного заведения.

  1. Пояснительная записка

    1. Актуальность курса

Предлагаемый элективный курс предназначен для дополнительного образования учащихся 9-11 классов и студентов 1 курса учреждений СПО. Курс опирается на знания, полученные учащимися при изучении физики и истории. К сожалению, школьная программа не предусматривает широкого изучения истории наук, в частности, естествознания. Однако, как писал Ф.Тютчев: «Нет ничего более человечного в человеке, чем потребность связывать прошлое с настоящим».

История - это память о прошлом. Только человеку, владеющему прошлым, принадлежит будущее. Все новое прочно связано с прошлым, в котором оно зарождалось, в которое уходят его корни, из которого мы познаем настоящее и которым подпитываем национальный иммунитет. Без отбора полезных для общества традиций невозможно не только развитие, но и существование цивилизаций. «Идти вперед, - говорил М.М. Бахтин, - может только память, а не забвение». В зеркале истории мы ищем ответы на самые сокровенные вопросы: во имя чего живем, к чему принадлежим, какое занимаем место на оси исторического развития.

История - это не только память, но и прогнозирование. История наук призвана не только описывать великие открытия прошлого, но и находить новые проблемы, и давать ключ к их решению, обогащая человечество опытом накопленных ошибок и достижений. Именно в этом и заключается ее пропедевтическое назначение. Изучать науку в отрыве от истории нельзя. История - это мост из прошлого через настоящее в будущее, выбор оптимального пути, механизм передачи опыта по цепи поколений, отбор ценностей. Вот как об этом сказал Б.Пастернак:

Однажды Гегель ненароком,

И, вероятно, наугад

Назвал историка пророком,

Предсказывающим назад.

В истории физики можно отыскать множество удивительных и занимательных фактов, которые повышают интерес к физике и способствуют ее лучшему усвоению. В курсе физики средней школы роль российских ученых освещается (очень скудно) в связи с общим ходом развития физики. В курсе истории Отечества эти вопросы также рассматриваются, но в небольшом объеме. В предлагаемом элективном курсе акцент сделан на изучении истории отечественной физики, начиная от М.В. Ломоносова до современных ученых физиков и научных школ. Освещены вопросы истории физики в Сибири и в частности, в Иркутске, показана история становления и развития Иркутского Государственного университета и роль иркутских ученых в развитии российской науки. По мнению Я.Г. Дорфмана (автора учебников по истории науки), "физика нашего времени не может быть понята и осознана во всей своей глубине без изучения ее исторических основ и корней, без научного анализа условий, определяющих ход ее развития на отдельных исторических этапах" [ 1 ].

    1. Структура курса

Курс рассчитан на 17(34) часов, т. е предлагается в двух вариантах, что позволяет использовать его в зависимости от наполнения учебного плана. Курс разбит на 8 самостоятельных, но взаимосвязанных блоков, включающих теоретические и семинарские занятия, а также итоговую конференцию. Программа включает пояснительную записку, учебно-тематический план, содержательную часть, календарно-тематическое планирование, список литературы для учащихся и для учителя, примерные темы рефератов.

1.3 Цель курса

Познакомить учащихся с вкладом российских ученых в развитие физики, повысив тем самым интерес к ее изучению и чувство гордости за отечественную науку.

1.4 Задачи курса

  • Формирование представлений о материальном мире и методах научного познания природы на основе знакомства с историей открытий российских ученых-физиков;

  • Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе приобретения и практического применения знаний;

  • Создание или закрепление положительной мотивации к дальнейшему более глубокому знакомству с физической наукой;

  • Расширение представлений о практической значимости физического знания, как в адекватном восприятии окружающего мира, так и в создании различных устройств и приборов, в практической области;

  • Развитие умений и навыков самостоятельного приобретения знаний с использованием различных источников информации, в том числе современных информационных технологий, расширение кругозора.

  • Воспитание умения работать в группе; вести дискуссию; отстаивать и обосновывать свою точку зрения.

1.5 Умения, приобретаемые в процессе обучения

  • Получать, анализировать и обобщать информацию из различных источников: учебная, научно-популярная литература, ресурсы сети Интернет;

  • Представлять результаты исследований в виде реферата, доклада, компьютерных демонстрационных материалов (презентаций).

  • Обсуждать проблемы, делать выводы, участвовать в дискуссии.

1.6 Ожидаемые результаты данного курса

  • Сознательное самоопределение ученика относительно профиля дальнейшего обучения;

  • Получение представлений о вкладе российских ученых в развитие физики, методах научного познания природы и современной физической картине мира;

  • Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе приобретения новых знаний, анализа и оценки новой информации;

  • Приобретение опыта поиска информации по заданной теме, подготовки реферата, устного доклада, презентации.

1.7 Контроль результативности

Осуществляется:

  • выполнением учащимися заданий творческого характера (докладов, рефератов, компьютерных презентаций);

  • в процессе изучения курса проводится промежуточное тестирование;

  • на заключительном этапе проводится конференция, включающая защиту и обсуждение результатов самостоятельного исследования; по результатам конференции выставляется дифференцированный зачет;

  • отслеживанием выбора учащимися профиля и успешностью обучения по этому профилю.

1.8 Применяемые технологии обучения

  • Применяются технологии проблемного изложения с элементами опережающего обучения, организации познавательной и творческой деятельности учащихся, интерактивного обучения, метод проектов. При изучении отдельных тем используются хрестоматийные материалы, Интернет - ресурсы, интерактивные курсы, фото- и видеоматериалы.

  • По итогам изучения отдельных блоков проводятся семинары. На семинарах учащиеся выступают с сообщениями и компьютерными презентациями, проводят обсуждения и дискуссии. Темы семинаров и примерные темы рефератов объявляются заранее, и каждому учащемуся предоставляется возможность выступить с сообщением на одном из занятий. Сообщения сопровождаются показом видеоматериалов, демонстрацией опытов, иллюстрирующих открытия, причем подготавливают и демонстрируют опыты сами учащиеся под руководством учителя, проводятся мини-исследования по проблемам, обсуждаемым на семинарах.

  • Возможно проведение экскурсий на физические факультеты ИГУ и ИГПУ, в институты солнечно- земной физики и земного магнетизма СОРАН, в музей связи.

2. Учебно-тематический план

Тема

Число часов

34

17

I

Начало развития естествознания в России.

3

1

II

Исследования российских ученых в области аэро-гидродинамики.

4

2

III

Исследования российских ученых в области термодинамики и молекулярной физики.

4

2

IV

Исследования российских ученых в области электродинамики.

5

3

V

Исследования российских ученых в области оптики, атома и атомного ядра.

5

2

VI

Исследования российских ученых в области техники.

7

3

VII

История Иркутского государственного университета. Вклад иркутских ученых в развитие науки.

4

2

VIII

Итоговая конференция.

2

2

Итого:

34

17


3. Содержание программы


  1. Начало развития естествознания в России (3 /1 ч).

Организация Петербургской академии наук. Жизнь и деятельность М.В.Ломоносова. Исследования М.В. Ломоносова по молекулярной физике, оптике, электричеству. Первые учебники физики. Ученые-современники Ломоносова.

  1. Исследования российских ученых в области аэрогидродинамики (4/2 ч).

Разработка теоретических основ аэрогидродинамики. Исследования Д. Бернулли и Л. Эйлера в Петербургском университете. Работы Н. Е. Жуковского. Создание К.Э. Циолковским теории реактивного движения и межпланетных полетов.

Эксперимент и демонстрации:

  • Экспериментальная проверка уравнения Бернулли.

  • Демонстрация полета ракеты.

Видеофильмы:

  • История российской авиации.

  • Покорение космоса.

  • С.П. Королев.

  1. Исследования российских ученых в области термодинамики и молекулярной физики (4/2 ч).

Исследования М.В. Ломоносова, Г.В. Крафта, Г.В. Рихмана. Открытие периодического закона Д.И. Менделеевым. Исследования в области физики низких температур. Работы Б.Б.Голицына, М.П. Авенариуса, А.Г.Столетова, П.Л.Капицы, Л.Д.Ландау.

Эксперимент и демонстрации:

  • Опыт Авенариуса.

Видеофильмы:

  • М.В.Ломоносов.

  1. Исследования российских ученых в области электродинамики (5/3 ч).

Работы Г.В.Рихмана и М. В.Ломоносова по электричеству. Исследование электрических явлений В.В. Петровым, открытие электрической дуги. Изобретение П.Л.Шиллингом электрического телеграфного аппарата. Исследования Э.Х.Ленца и Б.С.Якоби. Создание электрического освещения. Работы П.Н.Яблочкова и А.Н.Лодыгина, М.И. Доливо - Добровольского. Изобретение радио А.С.Поповым. Изобретение телевидения (Б.Л.Розинг, В.К.Зворыкин).

Эксперимент и демонстрации:

  • Демонстрация электрической дуги.

  • Демонстрация принципа работы телеграфного аппарата.

  • Демонстрация различных видов электрического освещения.

  • Экспериментальная проверка закона Джоуля-Ленца.

  • Изучение принципа действия трансформатора.

  • Демонстрация электромагнита.

  • Демонстрация модели электродвигателя.

  • Сборка и испытание модели радиоприемника.

Видеофильмы:

  • Зворыкин - изобретатель телевидения.

  • А.С.Попов.

  1. Исследования российских ученых в области оптики, атома и атомного ядра(5/2 ч).

Открытие фотоэффекта А.Г.Столетовым. Открытие светового давления П.Н.Лебедевым. Исследования С.И.Вавилова, В.А.Фабриканта, Н.Г.Басова, А.М.Прохорова. Исследования в области физики полупроводников А.Ф.Иоффе, Ж.И.Алферова. Открытия Я.Б.Зельдовича, Ю.Б. Харитона, И.В.Курчатова, А.Д.Сахарова. Создание атомного оружия и атомной энергетики.

Эксперимент и демонстрации:

  • Демонстрация радиометра Крукса.

  • Демонстрация работы люминесцентной лампы.

  • Демонстрация явления фотоэффекта.

  • Демонстрация свойств лазерного излучения.

  1. Исследования российских ученых в области техники (7/3 ч).

Выдающиеся русские инженеры и изобретатели: И.И.Ползунов, И.П.Кулибин, отец и сын Черепановы, Н.Н.Бенардос, А.Ф.Можайский, Н.И.Кибальчич, С.И.Мосин, В.Г.Шухов, Н.Г.Славянов, Ф.А.Цандер, А.Н.Туполев, И.И.Сикорский, С.В.Илюшин, П.О.Сухой, М.И.Кошкин, С.П.Королев.

  1. История Иркутского государственного университета. Вклад иркутских ученых в развитие науки (4/2 ч).

VIII. Итоговая конференция (2/2 ч).


4. Календарно-тематическое планирование (при 34 часах)

занятия


Тема занятия


Демонстрации, опыты,

фильмы

  1. Начало развития естествознания в России (3 /1 ч).

1

Организация Петербургской академии наук. Жизнь и деятельность М.В.Ломоносова.

В/ф «М.В.Ломоносов»


2

Исследования М.В. Ломоносова по молекулярной физике, оптике, электричеству.


3

Первые учебники физики. Ученые - современники Ломоносова.


  1. Исследования российских ученых в области аэрогидродинамики (4/2 ч).


4

Разработка теоретических основ аэрогидродинамики.

.

5

Исследования Д. Бернулли и Л. Эйлера в Петербургском университете.

Опытная проверка уравнения Бернулли.

6

Работы Н. Е. Жуковского в области аэродинамики.

В/ф «История российской авиации».


7

Создание К.Э. Циолковским теории реактивного движения и межпланетных полетов.

Демонстрация полета ракеты

  1. Исследования российских ученых в области термодинамики и молекулярной физики (4/2 ч).


8

Исследования М.В. Ломоносова, Г.В. Крафта, Г.В. Рихмана.

Открытие периодического закона Д.И. Менделеевым


9

10

Исследования в области физики низких температур. Работы Б.Б.Голицына, М.П. Авенариуса, А.Г.Столетова, П.Л.Капицы, Л.Д.Ландау.

Опыт Авенариуса.

В/ф «П.Л.Капица»

11

Семинар «Начало развития естествознания в России»


IV. Исследования российских ученых в области электродинамики (5/3 ч).


12

Работы Г.В.Рихмана и М. В.Ломоносова по электричеству.

Исследование электрических явлений В.В. Петровым, открытие электрической дуги.

Демонстрация электрической дуги.

Демонстрация электромагнита.

13

Изобретение П.Л.Шиллингом электрического телеграфного аппарата. Исследования Э.Х.Ленца и Б.С.Якоби.

Демонстрация принципа работы телеграфного аппарата.

Демонстрация модели электродвигателя.

14

Создание электрического освещения. Работы П.Н.Яблочкова и А.Н.Лодыгина, М.И. Доливо - Добровольского. План ГОЭЛРО.


Изучение принципа действия трансформатора Демонстрация различных видов электрического освещения.

15

Изобретение радио А.С.Поповым. Изобретение телевидения (Б.Л.Розинг, В.К.Зворыкин).

Сборка и испытание модели радиоприемника.

Видеофильмы:

  • Зворыкин - изобретатель телевидения.

  • А.С.Попов.

16

Семинар « История электричества в России»


  1. Исследования российских ученых в области оптики, атома и атомного ядра(5/2 ч).

17

Открытие фотоэффекта А.Г.Столетовым. Открытие светового давления П.Н.Лебедевым.


Демонстрация радиометра Крукса.

Демонстрация явления фотоэффекта.

Демонстрация работы люминесцентной лампы.

18

Исследования С.И.Вавилова, В.А.Фабриканта, Н.Г.Басова, А.М.Прохорова.

Демонстрация свойств лазерного излучения.


19

Исследования в области физики полупроводников А.Ф.Иоффе, Ж.И.Алферова.

В/Ф «Нобелевские лауреаты»

20

Открытия Я.Б.Зельдовича, Ю.Б. Харитона, И.В.Курчатова, А.Д.Сахарова. Создание атомного оружия и атомной энергетики.

В/ф «Атомная энергетика»

21

Семинар «История оптики и атомной физики в России»


  1. Исследования российских ученых в области техники (7/3 ч).

22

Выдающиеся русские инженеры и изобретатели: И.И.Ползунов, И.П.Кулибин, отец и сын Черепановы.


23

Строительство и архитектура: А.А.Бетанкур, Н.А.Львов, В.Г.Шухов


24

Электротехника: Н.Н.Бенардос, Н.Г.Славянов, О.В.Лосев


25

Ракетостроение: Н.И.Кибальчич, Ф.А.Цандер, С.П.Королев.

Покорение космоса.

С.П. Королев.

26

Авиация: А.Ф.Можайский, И.И.Сикорский, С.В.Илюшин, А.Н.Туполев, П.О.Сухой,

В/ф «История авиации в России»

27

Военная техника: С.И.Мосин, М.И.Кошкин, М.И.Калашников


28

Семинар «История техники в России»


VII. История Иркутского государственного университета. Вклад иркутских ученых в развитие науки (4/2 ч).

29

История создания ИГУ.

30

История развития ИГУ.


31

История физико-математического факультета.


32

История создания Иркутской астрофизической обсерватории.


33

Заключительная конференция « История физики в России».


34



5. Списки литературы

5.1 Литература для учащихся

  1. Хрестоматия по физике / Под ред. Проф. Б.И.Спасского: Учебное пособие для учащихся. М.:Просвещение,1987

  2. Энциклопедия для детей. Физика. Т.16. М.: Аванта, 2000.

  3. Энциклопедический словарь юного физика. М.:Педагогика,2003.

  4. 100 великих открытий. М.: Аванта, 2000.

  5. От махин до роботов. Летопись научно-технической мысли России в лицах, документах, иллюстрациях. Под.ред. М.Н.Ишкова.

5.2 Литература для учителя

  1. Дорфман Я.Г. Всемирная история физики с начала XIX до середины ХХ вв. - М.: Наука, 1979. - 317 с.

  2. Дорфман Я.Г. Всемирная история физики с древнейших времен до конца XVIII века. - М.: Наука, 1974. - 352 с.

  3. Спасский Б.И. Физика и ее развитие. - М.: Просвещение, 1979. - 208 с.

  4. Спасский Б.И. История физики. Ч. 1. - М.: Просвещение, 1977. - 320 с.

  5. Спасский Б.И. История физики. Ч. 2. - М.: Просвещение, 1977. - 312 с.

  6. Кудрявцев П.С. История физики. Т.1. - М.: Госучпедгиз, 1956. - 563 с.

  7. Кудрявцев П.С. История физики. Т.2. - М.: Госучпедгиз, 1956. - 487 с.

  8. Кудрявцев П.С. История физики. Т.3. - М.: Просвещение, 1971. - 423 с.

  9. Льоцци М. История физики. - М.: Мир, 1970. - 221 с.

  10. Хрестоматия по физике /Под ред. Прф. Б.И.Спасского:Учебное пособие для учащихся. М.:Просвещение,1987.

  11. Ахутин А.В. История принципов физического эксперимента (от античности до наших дней) - М.: "Наука", 1976. - 292 с.

  12. Ахманов С.А., Никитин С.Ю. Физическая оптика. - М.: Изд-во МГУ, 1998. - 695 с.

  13. Гумилев Л.Н. Этносфера: История людей и история природы. - М.: Экопрос, 1993.- 544 с.

  14. Развитие физики в России: Очерки. Т.1. - М.: Просвещение, 1970. - 415 с.

  15. Развитие физики в России: Очерки. Т.2. - М.: Просвещение, 1970. - 447 с.

  16. Лазарев П.П. Исторический очерк развития точных наук в России в продолжение 200 лет. Успехи физических наук. - 1999. Т. 169 - № 12. - С. 1352-1361.

  17. Хвольсон О.Д. Физика наших дней. 2-е изд. М.-Л.: Госиздат, 1929. - 381 с.

  18. Гинзбург В.Л. Какие проблемы физики и астрофизики представляются сейчас особенно важными (тридцать лет спустя, причем уже на пороге XXI века)? // Успехи физических наук. - 1999. - Т.169. - № 4. - С. 419-441.

  19. Пуанкаре А. О науке. - М.: Наука, 1983. - 560 с.

  20. Линдер Г. Картины современной физики. - М.: Мир, 1977.- 272 с.

  21. Борн М. Размышления и воспоминания физика. Сб. статей. - М.: Наука, 1977. - 280 с.

  22. Дирак П. Воспоминания о необычной эпохе. - М.: Наука, 1990. - 208 с.

  23. Бройль Л. Революция в физике. - М.: Атомиздат, 1965. - 231 с.

  24. Гейзенберг В. Физика и философия. Часть и целое. - М.: Наука, 1989.

  25. Кадомцев Б.Б. Динамика и информация. М.: Успехи физич. наук. 1997. - 400 с.

  26. Вернадский В.И. Химическое строение биосферы Земли и ее окружение. - М.: Наука, 1987. - 338 с.

  27. Шредингер Э. Что такое жизнь (с точки зрения физики).- М.: Атомиздат, 1973

  28. Дунская И.М. Возникновение квантовой электроники. - М.: Наука, 1974. - 160 с.

  29. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания. - Новосибирск: ЮКЭА, 1977. - 832 с.

  30. Архипкин В.Г., Тимофеев В.П. Концепции современного естествознания. Красноярск, 1996. - 126 с.

  31. Чолаков В. Нобелевские премии по физике. Ученые и открытия: Пер. с болг. - М.: Мир, 1986.- 368 с.

  32. Нобелевские премии по физике: Справочное пособие / Сост. В.Б. Шкуряева, Т.А. Ким - Красноярск, 1998.- 274 с.

  33. Нобелевские премии по химии физикам: Справочное пособие / Сост. В.Б. Шкуряева, Т.А. Ким - Красноярск, 1998. - 92 с.

  34. Чистяков Н.С. Смолин Р.П. Леонид Васильевич Киренский (1909-1969). - М.: Наука, 1981. - 169 с.

  35. Машуков Ю. В реке времени. День и ночь. 1999. - № 4. С. 172-201.

6. Приложение

6.1 Примерные темы рефератов по курсу "История физики в России"

    1. Михаил Васильевич ЛОМОНОСОВ (1711-1765)

    2. Иван Иванович ПОЛЗУНОВ (1729-1766)

    3. Иван Петрович КУЛИБИН (1735-1818)

    4. Отец и сын ЧЕРЕПАНОВЫ (1774-1842, 1803-1849)

    5. Павел Львович ШИЛЛИНГ (1786-1837)

    6. Борис Семёнович ЯКОБИ (1801-1874)

    7. Александр Фёдорович МОЖАЙСКИЙ (1825-1890)

    8. Дмитрий Иванович МЕНДЕЛЕЕВ (1834-1907)

    9. Александр Григорьевич СТОЛЕТОВ (1839-1896)

    10. Николай Николаевич БЕРНАДОС (1842-1905)

    11. Николай Егорович ЖУКОВСКИЙ (1847-1921)

    12. Александр Николаевич ЛОДЫГИН (1847-1923)

    13. Павел Николаевич ЯБЛОЧКОВ (1847-1894)

    14. Николай Иванович КИБАЛЬЧИЧ (1853-1881)

    15. Константин Эдуардович ЦИОЛКОВСКИЙ (1857-1935)

    16. Александр Степанович ПОПОВ (1859-1906)

    17. Михаил Осипович ДОЛИВО-ДОБРОВОЛЬСКИЙ (1862-1919)

    18. Владимир Иванович ВЕРНАДСКИЙ (1863-1945)

    19. Борис Львович РОЗИНГ (1869-1933)

    20. Фридрих Артурович ЦАНДЕР (1887-1933)

    21. Андрей Николаевич ТУПОЛЕВ (1888-1972)

    22. Владимир Кузьмич ЗВОРЫКИН (1889-1982)

    23. Игорь Иванович СИКОРСКИЙ (1889-1972)

    24. Аксель Иванович БЕРГ (1893-1979)

    25. Сергей Владимирович ИЛЬЮШИН (1894-1977)

    26. Павел Осипович СУХОЙ (1895-1975)

    27. Михаил Ильич КОШКИН (1898-1940)

    28. Игорь Васильевич КУРЧАТОВ (1903-1960)

    29. Георгий Антонович ГАМОВ (1904-1968)

    30. Сергей Павлович КОРОЛЁВ (1907-1966)

    31. Мстислав Всеволодович КЕЛДЫШ (1911-1978)

    32. Александр Михайлович ПРОХОРОВ (1916-2002)

    33. Михаил Тимофеевич КАЛАШНИКОВ (1919)

    34. Андрей Дмитриевич САХАРОВ (1921-1989)

    35. Николай Геннадиевич БАСОВ (1922-2001)

    36. Жорес Иванович АЛФЁРОВ (1930)

    37. История Иркутского университета.

    38. Физики Иркутска.

    39. История изобретения радио.

    40. « Русский свет» - история изобретения электрической лампы.

    41. История развития воздухоплавания.

    42. История изобретения телевидения.

    43. История ракетостроения и освоения космоса.

    44. История изобретения электросварки.

    45. Первый российский университет.

    46. История создания танка «Т-34».

    47. История создания подводной лодки.

    48. История создания атомной энергетики

11

© 2010-2022