Предметная неделя физики в школе «СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ»

Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Предметная неделя физики в школе

«СЧАСТЛИВЫЙ СЛучай



























ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Одной из задач школы является повышение качества обучения. Для физики это необходимо особенно, так как специфика её требует чёткого понимания изучаемого и умение применять его на практике. Состояние физической подготовки учащихся характеризуется в первую очередь умением решать задачи (вычислительные, качественные, экспериментальные). Занимательные задачи развивают любознательность, сообразительность, интуицию, наблюдательность, настойчивость в преодолении трудностей. Использование игровой программы позволяет расширить рамки школьного учебника, узнать много нового, увлекательного, развивает интерес к изучаемому предмету.

Игра «Счастливый случай» проводится после изучения курса физики 7 класса с целью повторения и обобщения теоретических знаний и практических навыков. В ходе игры формируются обще учебные умения и навыки, развиваются коммуникативные свойства личности учащихся, воспитывается стремление к взаимопомощи. Игра развивает произвольное внимание, умение отстаивать свою точку зрения, коротко, чётко и быстро излагать свои мысли.

Цели:

- повышение качества знаний по физике;

- развитие интеллектуальных способностей учащихся;

- формирование умений решать физические задачи.

Задачи:

1.​ Сформировать познавательный интерес.

2.​ Развить мышление, внести вклад в формирование умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления.

3.​ Расширить круг знаний по физике.

4.​ Воспитание убеждённости в необходимости познания законов природы, разумного использования научных достижений для дальнейшего развития человеческого общества.

ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ ИГРЫ

В ходе игры соревнуются 2 команды (по 8 человек в каждой). Выбирается жюри. Соревнование состоит из 6 геймов.

Первый гейм «Дальше, дальше…» Участники команд отвечают на вопросы ведущего. Жюри учитывает быстроту и правильность ответа.

Второй гейм «Заморочки из бочки». Представители команд вынимают бочонок из мешка, называют номер, а ведущий задаёт вопрос данной команде. На одном бочонке изображена подкова. Участник, которому достался «счастливый» бочонок, получает очко.

Третий гейм «Ты - мне, я - тебе». Учащиеся задают по 3 вопроса команде соперника (домашнее задание).

Четвёртый гейм «Третий лишний». Исключить одно из понятий, объединив два других, с пояснением по какому признаку.

Пятый гейм: составь рассказ, 6 гейм :Темная лошадка и в процессе игры 2 паузы ( очки тоже за паузы засчитываются) .

Подведение итогов игры. Награждение победителей.

СЦЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИЯ

I гейм «Дальше, дальше…»

Участники команд отвечают на вопросы ведущего. Жюри учитывает быстроту и правильность ответа.

Вопросы 1 команде:

1. Самопроизвольное перемешивание веществ вследствие беспорядочного движения частиц, из которых они состоят, называется…(диффузией).

2.​ То, из чего состоит физическое тело -…(вещество).

3.​ Частицы, из которых состоят молекулы -…(атомы).

4.​ Сохранение объема и формы - это свойство…(твердых тел).

5.​ Одним из основателей учения о молекулярном строении вещества был великий русский ученый…(М. В. Ломоносов).

6.​ При нагревании металлов, жидкостей, воздуха объем их…(увеличивается).

7.​ Азот, кислород, воздух - …(газы).

8.​ Парта, книга, камень - …(твердые тела).

9.​ Молекула воды, молекула льда, молекула пара - …(одинаковы).

10.​ Линию, которую описывает тело при своем движении, называют…(траекторией).

11.​ Явление сохранения скорости тела при отсутствии действия на него других тел, называют…(инерцией).

12.​ Сколько килограммов содержит 2,5 т? (2500 кг)

13.​ Чтобы определить плотность вещества, надо…(его массу разделить на объем).

14.​ Какая сила удерживает спутник на орбите? (сила тяжести).

15.​ По международному соглашению за единицу силы принят…(ньютон).

Вопросы 2 команде:

1.​ Вода, ртуть, спирт - …(жидкости).

2.​ Соль, алюминий, кислород - …(вещества).

3.​ Засолка огурцов в горячем рассоле протекает…(быстрее).

4.​ Легко сжимаются, занимают весь предоставленный им объем, это свойство…(газов).

5.​ Изменение положения тела относительно другого тела с течением времени, называют…(механическим движением).

6.​ Длину траектории, по которой движется тело в течение некоторого промежутка времени, называют…(пройденным путем).

7.​ Сколько граммов содержат 0,025 кг? (25 г)

8.​ Сила, с которой тело вследствие притяжения к Земле действует на опору или подвес, называется…(весом тела).

9.​ Камень падает на Землю вследствие того, что на него действует…(сила тяжести).

10.​ Какова сила тяжести, действующая на тело массой 50 кг? (490 Н).

11.​ При смазке трущихся поверхностей сила трения…(уменьшается).

12.​ Рассвет, снегопад, метель - это…(явления).

13.​ Можно ли заполнить сосуд газом на 50% его объема? (нет).

14.​ Летним вечером над болотом образовался туман. Какое это состояние воды? (газообразное).

15.​ Вещества состоят из отдельных мельчайших частиц. Это утверждал еще около 2500 лет назад древнегреческий ученый… (Демокрит).

Пауза: Определить цену деления измерительных приборов.

II гейм «Заморочки из бочки»

Представители команд вынимают бочонок из мешка, называют номер, а ведущий задает вопрос данной команде. Жюри оценивает ответы. На одном бочонке изображена подкова. Участник, которому достался «счастливый» бочонок, получает очко.

1.​ В старинной книге перед страницами с рисунками подклеены листы тонкой прозрачной бумаги. Почему на сторонах этой бумаги, соприкасающихся с рисунками, со временем появились отпечатки рисунка?

2.​ Морское животное кальмар при нападении на него выбрасывает темно-синюю защитную жидкость. Почему через некоторое время пространство, заполненное этой жидкостью, даже в спокойной воде становится прозрачным?

3.​ Мяч, спокойно лежавший на столе вагона при равномерном движении поезда, покатился вперед по направлению движения поезда. Какое изменение произошло в движении поезда? (резко затормозил).

4.​ Почему на классной доске пишут мелом, а не куском белого мрамора? Что можно сказать о силах сцепления между молекулами каждого из этих тел?

5.​ С какой целью бумажные пакеты для молока или кефира пропитывают парафином?

6.​ Одинаковую ли массу имеют ведро с питьевой водой и такое же ведро, заполненное морской водой?

7.​ Почему жидкость можно переливать из сосуда в сосуд?

8.​ Какая сила вызывает приливы и отливы в морях и океанах на Земле?

9.​ Что называется равнодействующей силой?

10.​ Зачем в гололедицу тротуары посыпают песком?

11.​ Почему после дождя опасно съезжать на автомобиле по грунтовой дороге с уклоном вниз?

12.​ Зачем некоторые мастера смазывают мылом шуруп перед ввинчиванием его в скрепляемые детали?

III гейм «Ты - мне, я - тебе»

Учащиеся задают по 3 вопроса команде соперника (домашнее задание).

Пауза: Изобразить командам движение молекул в горячей и холодной воде. ( оценить по 5-бальной системе).

IV гейм «Третий лишний»

Исключить одно из понятий, объединив два других, с пояснением по какому признаку.

Задание 1 команде:

1.​ Масса, скорость, инерция

2.Килограмм, километр, секунда

3.​ +10С; -3,5С; +7,5С.

Задание 2 команде: Исключить одно из понятий, объединив два других, с пояснением по какому признаку

1.​ Время,объем,диффузия

2.​ Температура, динамометр, масса

3. км/ч; с ; м/с

5 Гейм: Составь рассказ

Составить рассказ о отрицательном проявлении силы трения(1 команда)и рассказ о отрицательной проявлении инерции(2 команда) .

6 гейм:

Темная лошадка(угадать предмет, находящийся в ящике).

Подведение итогов игры. Награждение победителей.

Литература:

1.​ Демкович В. П. Сборник задач по физике. - М., 2000.

2.​ Лукашик В.И. Сборник вопросов и задач по физике для 7 - 9 кл.

3.​ Перышкин А. В. Сборник задач по физике 7 - 9 кл. - М., 2009.



© 2010-2022