Рабочая программа по физике (7 класс)

Раздел Физика
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рассмотрена и одобрена на Утверждена

заседании методического объединения директором МБОУ КСОШ № 2

учителей естествознания Чамзинского муниципального

Протокол № 1 от __ августа 201_ г. района Республики Мордовия

Руководитель МО: __________ /_____________/

_______________/________ / _ августа 201_ г




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса «Физика»

в 7А классе







Составитель:

учитель первой

квалификационной категории

Беговаткина Л.В.


п.Комсомольский, 2015г


Пояснительная записка.

Рабочая программа учебного курса «Физика» для 7А класса составлена на основе примерной программы по учебным предметам Физика 7-9 классы. Естествознание 5 класс. Стандарты второго поколения. Программы подготовлены в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения». Руководители проекта: А.А.Кузнецов, М.В.Рыжаков, А.М. Кондаков. М: Просвещение 2011), содержание которой соответствует требованиям, предъявляемым к базовому уровню обучения, рекомендованной Министерством образования и науки РФ. Программа определяет содержание и структуру учебного материала, последовательность его изучения, пути формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся.

Рабочая программа соответствует учебнику «Физика» для 7 класса общеобразовательных учреждений / А. В. Перышкин - М.: Вертикаль,2013 г.

Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего общего образования по физике и авторской программой учебного курса.

Программа рассчитана на изучение физики в 7А классе средней общеобразовательной школы объёмом 68 часов (из расчета 2 часа в неделю).

По сравнению примерной программы по учебным предметам Физика 7-9 классы. Естествознание 5 класс. Стандарты второго поколения. Программы подготовлены в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения». Руководители проекта: А.А.Кузнецов, М.В.Рыжаков, А.М. Кондаков. - изменений нет.

Изучение физики в основной школе направлено на достижение следующих целей:

1) в направлении личностного развития

• развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту:

• формирование у обучающихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта:

• воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения:

• формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном обществе:

•. развитие интереса к физическому творчеству и физических способностей:

2) в метапредметном направлении

  • систематизация знаний о многообразии объектов и явлений природы, о закономерностях процессов и о законах физики для осознания возможности разумного использования достижений науки в дальнейшем развитии цивилизации;

  • формирование готовности современного выпускника основной школы к активной учебной деятельности в информационно-образовательной среде общества, использованию методов познания в практической деятельности, к расширению и углублению физических знаний и выбора физики как профильного предмета для продолжения образования;

  • Организация экологического мышления и ценностного отношения к природе, осознание необходимости применения достижений физики и технологий для рационального природопользования;

  • понимание физических основ и принципов действия (работы) машин и механизмов, средств передвижения и связи, бытовых приборов, промышленных технологических процессов, влияния их на окружающую среду; осознание возможных причин техногенных и экологических катастроф;

  • формирование представлений о нерациональном использовании природных ресурсов и энергии, загрязнении окружающей среды как следствие несовершенства машин и механизмов;

3) в предметном направлении

  • усвоение учащимися смысла основных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;

  • формирование системы научных знаний о природе, ее фундаментальных законах для построения представления о физической картине мира;

  • формирование убежденности в познаваемости окружающего мира и достоверности научных методов его изучения;

  • развитие познавательных интересов и творческих способностей учащихся и приобретение опыта применения научных методов познания, наблюдения физических явлений, проведения опытов, простых экспериментальных исследований, прямых и косвенных измерений с использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов; оценка погрешностей любых измерений;

  • овладение основами безопасного использования естественных и искусственных электрических и магнитных полей, электромагнитных и звуковых волн, естественных и искусственных ионизирующих излучений во избежание их вредного воздействия на окружающую среду и организм человека

  • развитие умения планировать в повседневной жизни свои действия с применением полученных знаний законов механики, электродинамики, термодинамики и тепловых явлений с целью сбережения здоровья.

Достижение целей рабочей программы по физике обеспечивается решением следующих задач:


  • обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;

  • организация интеллектуальных и творческих соревнований, проектной и учебно-исследовательской деятельности;

  • сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности;

  • формирование позитивной мотивации обучающихся к учебной деятельности;

  • обеспечение условий, учитывающих индивидуально-личностные особенности обучающихся;

  • совершенствование взаимодействия учебных дисциплин на основе интеграции;

  • внедрение в учебно-воспитательный процесс современных образовательных технологий, формирующих ключевые компетенции;

  • развитие дифференциации обучения;

  • знакомство обучающихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;

  • приобретение обучающимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;

  • формирование у обучающихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;

  • овладение обучающимися общенаучными понятиями: природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;

  • понимание обучающимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.

Программой предполагается проведение практикумов: контрольных и лабораторных работ. Обучающие практические работы включены в содержание уроков, на которых теория закрепляется выполнением практической работы, которая носит не оценивающий, а обучающий характер.

Результаты освоения курса физики

Изучение курса физики в 7 А классе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов развития:

Личностным результатом обучения физике в основной школе являются:

  • сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;

  • убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;

  • самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

  • готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;

  • мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

  • формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Метапредметным результатом изучения курса в основной школе является формирование универсальных учебных действий(УУД):

  • овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

  • понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;

  • формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

  • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

  • развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

  • освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

  • формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную про6лечу, Определять цель УД;

  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения целей из предложенных, а также искать их самостоятельно:

  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта):

  • работая по плану сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план)

  • в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки:

Познавательные УУД:

  • использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;

  • формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

  • овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

  • приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Коммуникативные УУД:

  • владение монологической и диалогической речью,

  • развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Предметным результатом изучения курса является:

  • понимание и способность объяснять такие физические явления, как свободное падение тел, атмосферное давление, плавание тел, диффузия, большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел;

  • умение измерять расстояние, промежуток времени, скорость, массу, силу, работу силы, мощность, кинетическую энергию, потенциальную энергию;

  • овладение экспериментальными методами исследования в процессе самостоятельного изучения зависимости пройденного пути от времени, удлинения пружины от приложенной силы, силы тяжести от массы тела, силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления, силы Архимеда от объема вытесненной воды;

  • понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике (закон всемирного тяготения, законы Паскаля и Архимеда, закон сохранения энергии);

  • понимание принципов действия машин, приборов и технических устройств, с которыми каждый человек постоянно встречается в повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности при их использовании;

  • овладение разнообразными способами выполнения расчетов для нахождения неизвестной величины в соответствии с условиями поставленной задачи на основании использования законов физики;

  • способность использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, охрана окружающей среды, техника безопасности и др.).











Содержание дисциплины (68 ч).


Физика и физические методы изучения природы -5 ч

Физика - наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Физические приборы. Физические величины и их измерение. Погрешности измерений. Международная система единиц. Физика и техника. Физика и развитие представлений о материальном мире.

Демонстрации.

Примеры механических, тепловых, электрических, магнитных и световых явлений. Физические приборы.

Практикум:

  • Лабораторные работы

«Определение цены деления измерительного прибора"

В результате изучения темы учащийся должен

научится:

понимать, что изучает физика, физические термины, физические величины, учёных физиков и их открытия.

получить возможность научится:

измерять физические величины, находить погрешность измерений.

Первоначальные сведения о строении вещества -6 ч Строение вещества. Диффузия. Взаимодействие частиц вещества. Модели строения газов, жидкостей и твердых тел и объяснение свойств вещества на основе этих моделей.

Демонстрации.

Диффузия в газах и жидкостях. Сохранение объема жидкости при изменении формы сосуда. Сцепление свинцовых цилиндров.

Практикум:


  • Лабораторная работа

«Измерение размеров малых тел»

В результате изучения темы учащийся должен

научится:

понимать, что такое молекула, диффузия, три состояния вещества, различие в молекулярном строении твёрдых тел, жидкостей и газов.

получить возможность научится:

объяснять расположение частиц в твёрдых, жидких и газообразных веществах, объяснять явление смачивания и несмачивания.

Взаимодействие тел. 21 ч -Механическое движение. Относительность механического движения. Траектория. Путь. Прямолинейное равномерное движение. Скорость равномерного прямолинейного движения. Неравномерное движение. Явление инерции. Масса тела. Измерение массы тела с помощью весов. Плотность вещества. Методы измерения массы и плотности. Взаимодействие тел. Сила. Правило сложения сил, действующих по одной прямой. Сила упругости. Закон Гука. Методы измерения силы. Динамометр. Графическое изображение силы. Явление тяготения. Сила тяжести. Связь между силой тяжести и массой. Вес тела. Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя. Подшипники. Центр тяжести тела.

Демонстрации.

Равномерное прямолинейное движение. Относительность движения. Явление инерции. Взаимодействие тел. Сложение сил. Сила трения.

Практикум:


  • Контрольная работа по теме "Взаимодействие тел"

  • Лабораторные работы

«Измерение массы тела на рычажных весах»

«Измерение объема тела»

«Определение плотности вещества твердого тела».

«Градуирование пружины»

«Измерение силы трения с помощью динамометра».

В результате изучения темы учащийся должен

научится:

понимать, формулы скорости, плотности, массы, силы тяжести, веса и их единицы измерения, закон Гука; виды сил, виды движения.

получить возможность научится:

использовать прибор динамометр на практике, рассчитывать путь, скорость, массу, плотность, силу.

Давление твердых тел, газов, жидкостей. 18 ч-

Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления на основе молекулярно-кинетических представлений. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе. Сообщающиеся сосуды. Шлюзы. Гидравлический пресс. Гидравлический тормоз.

Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Методы измерения давления. Барометр-анероид. Изменение атмосферного давления с высотой. Манометр. Насос.

Закон Архимеда. Условие плавания тел. Плавание тел. Воздухоплавание.

Демонстрации.

Зависимость давления твердого тела на опору от действующей силы и площади опоры. Обнаружение атмосферного давления. Измерение атмосферного давления барометром-анероидом. Закон Паскаля. Гидравлический пресс. Закон Архимеда.

Практикум:

  • Контрольная работа по теме "Давление твердых тел, жидкостей и газов"

  • Лабораторные работы

  • «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело»

  • «Выяснение условий плавания тел в жидкости».

В результате изучения темы учащийся должен

научится:

понимать, формулы давления, способы уменьшения и увеличения давления, приборы для измерения атмосферного давления, закон Паскаля, формулу для вычисления Архимедовой силы, строение гидравлического пресса.

получить возможность научится:

вычислять давление по формулам, измерять атмосферное давление.

Работа и мощность. Энергия. 12 ч

Работа силы, действующей по направлению движения тела. Мощность. Кинетическая энергия движущегося тела. Потенциальная энергия тел. Превращение одного вида механической энергии в другой. Методы измерения работы, мощности и энергии.

Простые механизмы. Условия равновесия рычага. Момент силы. Равновесие тела с закрепленной осью вращения. Виды равновесия тел. «Золотое правило» механики. Коэффициент полезного действия.

Демонстрации.

Простые механизмы.

Практикум:

  • Контрольная работа по теме «Работа и мощность. Энергия»

  • Лабораторные работы

  • «Выяснение условия равновесия рычага»

  • «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости».

В результате изучения темы учащийся должен

научится:

понимать, формулы механической работы, мощности, момента силы и их единицы измерения, «Золотое правило» механики, КПД механизмов, простые механизмы.

получить возможность научится:

вычислять по формулам мощность, работу, момент силы, применять «Золотое правило» механики на практике.

Обобщающее повторение -6ч

Практикум:

Итоговая контрольная работа

В результате изучения темы учащийся должен

научится:

-понимать, все основные понятия и формулы за 7 класс.

получить возможность научится:

-использовать полученные знания на практике.















Тематическое планирование по дисциплине

«Физика» (7Акласс)

№ п/п

Наименование разделов и тем

Максимальная нагрузка учащегося, ч.

Из них

Теоретическое обучение, ч.

Лабораторные и практические работы, ч.

Контрольная работа, ч.

I.

Физика и физические методы изучения природы

5

4

1


II.

Первоначальные сведения о строении вещества

6

5

1


III.

Взаимодействие тел

21

15

5

1

IV

Давление твердых тел, жидкостей и газов

18

15,5

1,5

1

V

Работа и мощность. Энергия

12

9,5

1,5

1

V I

Обобщающее повторение

6

5


1

Итого

68

54

10

4





Календарно-тематический план

Наименование

разделов и тем

Всего

Из них

Познавательные

УУД

Регулятивные

УУД

Коммуникативные УУД

Дата

проведения урока

урока

п/п



Контрольных работ

Самостоятельных работ




план

факт

Фаза запуска (совместное проектирование и планирование учебного года)

1

Физика и физические методы изучения природы 5 ч

1

1

Инструктаж по ТБ в кабинете физика. Физика - наука о природе

1



Пробуют самостоятельно формулировать определения понятий (наука, природа, человек).

Выбирают: основания и критерии для сравнения объектов; выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи; знаково-символические средства для построения модели Умеют: классифицировать объекты; заменять термины определениями. Выделяют: количественные характеристики объектов, заданные словами; объекты и процессы с точки зрения целого и частей ; формальную структуру задачи; количественные характеристики объектов, заданные словами; формальную структуру задачи; объекты и процессы с точки зрения целого и частей. Выполняют операции со знаками и символами.

Ставят учебную задачу: на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; на год, предвосхищают временные характеристики достижения результата и уровень усвоения.

Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона, вносят коррективы в способ своих действий. Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения


Позитивно относятся к процессу общения. Умеют: задавать вопросы, строить понятные высказывания, обосновывать и доказывать свою точку зрения; обосновывать и доказывать свою точку зрения, планировать общие способы работы; слушать собеседника, формулировать вопросы. Осознают свои действия. Учатся строить понятные для партнера высказывания. Имеют навыки конструктивного общения, взаимопонимания. Владеют вербальными и невербальными средствами общения. Осуществляют взаимоконтроль и взаимопомощь. Понимают относительность оценок и выборов, совершаемых людьми



2

2

Наблюдения и опыты. Физические величины. Измерение физических величин

1








3

3

Измерение физических величин. Точность и погрешность измерений

1








4

4

Лабораторная работа №1 «Определение цены деления измерительного прибора»

1


1






5

5

Физика и мир, в котором мы живем

1








Личностные результаты освоения темы: готовность и способность к выполнению прав и обязанностей ученика, готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности, познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива, готовность к равноправному сотрудничеству, оптимизм в восприятии мира

Фаза постановки и решения системы учебных задач

2

Первоначальные сведения о строении вещества 6 ч

6

1

Строение вещества. Молекулы

1



Выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки).

Анализируют наблюдаемые явления, обобщают и делают выводы .Выбирают знаково-символические средства для построения модели. Выделяют обобщенный смысл наблюдаемых явлений

Выбирают смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними. Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей

Умеют выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними, выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных

Создают структуру взаимосвязей смысловых единиц текста. Выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки)

Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

Принимают и сохраняют познавательную цель, четко выполняют требования познавательной задачи.

Принимают и сохраняют познавательную цель, четко выполняют требования познавательной задачи.

Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.

Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона.

Осознают качество и уровень усвоения. Оценивают достигнутый результат.

Владеют вербальными и невербальными средствами общения.

Имеют навыки конструктивного общения, взаимопонимания. Строят понятные для партнера высказывания. Обосновывают и доказывают свою точку зрения. Планируют общие способы работы.

Умеют полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Осуществляют взаимоконтроль и взаимопомощь. Умеют задавать вопросы, обосновывать и доказывать свою точку зрения. Понимают относительность оценок и выборов, совершаемых людьми. Осознают свои действия



7

2

Лабораторная работа №2 «Измерение размеров малых тел»

1








8

3

Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах

1








9

4

Взаимное притяжение и отталкивание молекул

1








10

5

Агрегатные состояния вещества

1








11

6

Строение вещества

1








Личностные результаты освоения темы: убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники; отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры; умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения; потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании; доброжелательное отношение к окружающим.

3

Взаимодействие тел 21 ч

12

1

Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение

1



Выделяют и формулируют познавательную цель. Выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами.

Выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки).

Выделяют формальную структуру задачи. Выражают структуру задачи разными средствами. Умеют выбирать обобщенные стратегии решения задачи. Выделяют и формулируют проблему.

Выполняют операции со знаками и символами, заменяют термины определениями.

Строят логические цепи рассуждений. Устанавливают причинно-следственные связи. Выполняют операции со знаками и символами.

Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

Анализируют объекты, выделяя существенные и несущественные признаки

Анализируют условия и требования задачи, создают алгоритмы деятельности, выполняют операции со знаками и символами

. Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей. Выбирают знаково-символические средства для построения модели

Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки, выводят следствия из имеющихся данных

Выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки)

Устанавливают причинно-следственные связи. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме

Умеют выбирать обобщенные стратегии решения задачи. Умеют выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных

Составляют целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты

Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий

Ориентируются и воспринимают тексты художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей

Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий

Сличают свой способ действия с эталоном

Составляют план и последовательность действий

Предвосхищают результат и уровень усвоения

(какой будет результат?)

Сличают свой способ действия с эталоном

Принимают и сохраняют познавательную цель, регулируют весь процесс и четко выполняют требования познавательной задачи

Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней

Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения

Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта

Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата

Осознают качество и уровень усвоения

Оценивают достигнутый результат

Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений

Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки деятельности

Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации

Умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию

Учатся управлять поведением партнера - убеждать его, контролировать, корректировать его действия

Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений

Умеют (или развивают способность) брать на себя инициативу в организации совместного действия

Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции

Общаются и взаимодействуют с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией

С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Общаются и взаимодействуют с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией

Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации

Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности

Учатся действовать с учетом позиции другого и согласовывать свои действия

Проявляют готовность адекватно реагировать на нужды других, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам

Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной форме

Вступают в диалог, учатся владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка



13

2

Скорость

1








14

3

Расчет пути и времени движения

1








15

4

Взаимодействие тел. Инерция.

1








16

5

Масса тела

1








17

6

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа№3

«Измерение массы тела на рычажных весах»

1


1






18

7

Плотность вещества

1








19

8

Лабораторная работа№4

«Измерение объёма тела»

1


1






20

9

Расчет массы и объема тела по его плотности

Лабораторная работа №5 «Определение плотности твердого тела»

1








21

10

Сила. Сила тяжести

1








22

11

Сила упругости. Закон Гука. Динамометр

1








23

12

Лабораторная работа №6 «Градуирование пружины»

1


1






24

13

Равнодействующая сила

1








25

14

Вес тела. Невесомость

1








26

15

Сила трения. Трение покоя

1








27

16

Лабораторная работа №7 «Измерение силы трения с помощью динамометра»

1


1






28

17

Движение и взаимодействие. Силы вокруг нас

1








29

18

"Реальная физика"

(урок-игра)

1








30

19

Решение задач по теме: «Движение и взаимодействие, Силы вокруг нас».

1








31

20

Контрольная работа по теме "Взаимодействие тел"

1

1







32

21

Движение и взаимодействие.

(урок-презентация)

1


















Личностные результаты освоения темы: позитивная моральная самооценка; доброжелательное отношение к окружающим; уважение личности и ее достоинства; готовность к равноправному сотрудничеству; основы социально-критического мышления, умение конструктивно разрешать конфликты, вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения

4

Давление твердых тел, жидкостей и газов 18 ч

33

1

Давление. Единицы давления

1



Выделяют и формулируют проблему. Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки

Анализируют условия и требования задачи. Выражают структуру задачи разными средствами. Осуществляют поиск и выделение необходимой информации

Устанавливают причинно-следственные связи. Строят логические цепи рассуждений

Выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки)

Выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами

Извлекают необходимую информацию из текстов различных жанров. Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей

Анализируют объекты, выделяя существенные и несущественные признаки Анализируют объекты, выделяя существенные и несущественные признаки

признаки.

Устанавливают причинно-следственные связи. Выделяют обобщенный смысл и формальную структуру задачи

Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

Ориентируются и воспринимают тексты художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей

Структурируют знания

Проводят анализ способов решения задачи с точки зрения их рациональности и экономичности

Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий

Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. Определяют основную и второстепенную информацию

Предвосхищают результат и уровень усвоения (какой будет результат?)

Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней

Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению

Принимают и сохраняют познавательную цель, четко выполняют требования познавательной задачи

Вносят коррективы и дополнения в составленные планы внеурочной деятельности

Составляют план и последовательность действий

Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней

Самостоятельно формулируют

строят действия в соответствии с ней

Составляют план и последовательность действий

Оценивают достигнутый результат

Осознают качество и уровень усвоения

Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта

Оценивают достигнутый результат

Оценивают достигнутый результат

Умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию

Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации

Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической формами речи

Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции

С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соотоветствии с задачами и условиями коммуникации

Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме

Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности

Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности

Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации

Работают в группе. Умеют слушать и слышать друг друга. Интересуются чужим мнением и высказывают свое

Учатся действовать с учетом позиции другого и согласовывать свои действия

Общаются и взаимодействуют с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией

Проявляют готовность адекватно реагировать на нужды других, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам

Проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие



34

2

Способы уменьшения и увеличения давления

1








35

3

Давление газа

1








36

4

Давление в жидкостях и газах. Закон Паскаля

1








37

5

Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда

1








38

6

Сообщающиеся сосуды

1








39

7

Решение задач по теме : «Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда»

1








40

8

Вес воздуха. Атмосферное давление

1








41

9

Измерение атмосферного давления. Барометры

1








42

10

Измерение давления. Манометры

1








43

11

Поршневой жидкостный насос. Гидравлическая машина

1








44

12

Решение задач по теме "Атмосферное давление"

1








45

13

Архимедова сила

1








46

14

Лабораторная работа №8 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело»

1


1






47

15

Плавание тел .Лабораторная работа №9 «Выяснение условий плавания тела в жидкости»

1


0,5






48

16

Решение задач по теме "Архимедова сила. Плавание тел"

1








49

17

Контрольная работа по теме "Давление твердых тел, жидкостей и газов"

1

1







50

18

"На земле, под водой и в небе..."

(урок-презентация)

1








Личностные результаты освоения темы: устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива; готовность к равноправному сотрудничеству; потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании; позитивная моральная самооценка; освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия; знание основных принципов и правил отношения к природе; знание правил поведения в чрезвычайных ситуациях; убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры; самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений

Работа и мощность. Энергия 12 ч

51

1

Механическая работа

1



Выделяют и формулируют познавательную цель. Строят логические цепи рассуждений

Умеют заменять термины определениями. Устанавливают причинно-следственные связи

Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей

Выбирают знаково-символические средства для построения модели

Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки

Умеют выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных

Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки

Выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами

Проводят анализ способов решения задачи с точки зрения их рациональности и экономичности

Структурируют знания.. Умеют выбирать обобщенные стратегии решения задачи

Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий

Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже усвоено, и того, что еще неизвестно

Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней

Составляют план и последовательность действий

Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия

Формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней

Принимают и сохраняют познавательную цель при выполнении учебных действий

Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще неизвестно

Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения

Оценивают достигнутый результат. Осознают качество и уровень усвоения

Умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию

Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений

Умеют (или развивают способность) брать на себя инициативу в организации совместного действия

Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности

Работают в группе, устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать

Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической формами речи

Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции

Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации

Общаются и взаимодействуют с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией

Описывают содержание совершаемых действий



52

2

Мощность

1








53

3

Простые механизмы.

1








54

4

Момент силы. Рычаги

1








55

5

.Лабораторная работа №10 «Выяснение условий равновесия рычага»

1


1






56

6

Блоки

1








57

7

"Золотое правило" механики

1








58

8

Коэффициент полезного действия. Лабораторная работа №11 «Определение КПД при подъёме тела по наклонной плоскости»

1


0,5






59

9

Энергия. Кинетическая и потенциальная энергия

1








60

10

Превращения энергии

1








61

11

Решение задач по теме "Работа и мощность. Энергия"

1








62

12

Контрольная работа по теме "Работа и мощность. Энергия"

1

1







Личностные результаты освоения темы: убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры; самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения; знание основных принципов и правил отношения к природе; знание правил поведения в чрезвычайных ситуациях

Рефлексивная фаза

Обобщающее повторение 6 ч

63

1

Физика и мир, в котором мы живем

1



Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

Проводят анализ способов решения задач с точки зрения их рациональности и экономичности. Структурируют знания

Умеют выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных. Выбирают наиболее эффективные способы решения задач

Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме

Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения

Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта

Оценивают достигнутый результат. Осознают качество и уровень усвоения

Оценивают достигнутый результат. Осознают качество и уровень усвоения

Проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие

Проявляют готовность адекватно реагировать на нужды других, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам

Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности

Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений

Придерживаются морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества



64

3

Физика и мир, в котором мы живем

1








65

4

Итоговая контрольная работа

1

1







66

5

"Я знаю, я могу..."

1








67

6

"Я знаю, я могу..."

1








68

7

"На заре времен..."

1




























Личностные результаты освоения курса: сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры; самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения



Итого

68

4

10










Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса по предмету «Физика»

Для реализации целей и задач обучения физике по данной программе используется библиотечный фонд, печатные пособия, а также информационно-коммуникативные средства, экранно-звуковые пособия, технические средства обучения, учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование.

Библиотечный фонд

  1. Примерные программы по учебным предметам Физика 7-9 классы. Естествознание 5 класс. Стандарты второго поколения. Программы подготовлены в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения». Руководители проекта: А.А.Кузнецов, М.В.Рыжаков, А.М. Кондаков. М: Просвещение 2011г.

  2. Рабочие программы по учебникам А.В.Перышкина, Е.М.Гутник. Физика 7-9 классы Волгоград «Учитель» 2015г.

  3. Перышкин А. В. Физика. Учебник для 7 кл. - М.: Вертикаль, 2013 г.

  4. Рабочая тетрадь по физике. 7 класс. К учебнику Перышкина А.В. "Физика. 7 класс". ФГОС Р.Д.Минькова, В.В. Иванова - М: Экзамен, 2015г.

  5. Контрольные и самостоятельные работы по физике 7 класс-О.И Громцева М: Экзамен, 2014г

  6. Тесты по физике 7 класс А.В. Чеботарева. М: Экзамен, 2014г

  7. Лукашик В.И. Сборник вопросов и задач по физике. 7-9кл. - М.: Просвещение, 2011г(и посл).

Интернет-ресурсы:

1. 1. fizportal.ru/ - Физический портал.

2. class-fizika.narod.ru - Классная физика.

3. elkin52.narod.ru / - занимательная физика в вопросах и ответах; сайт заслуженного учителя РФ, методиста Виктора Елькина.

4. fizkaf.narod.ru - кафедра и лаборатория физики МИОО (Московский институт открытого образования).

5. school-collection.edu.ru/ - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР).

6. fcior.edu.ru/ - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР).

7. ict.edu.ru/ - информационно-коммуникационные технологии в образовании.

8. ug.ru - «Учительская газета».

9. 1september.ru - «Первое сентября».

10. lbz.ru - сайт издательства «БИНОМ».

11. drofa.ru - электронное приложение к учебнику

Печатные пособия

1. Таблицы по физике для 7 классов.

Информационные средства

1. Электронные учебные издания.

2. Электронная база данных для создания тематических и итоговых разноуровневых тренировочных и проверочных материалов для организации фронтальной и индивидуальной работы.

3. Инструментальная среда по физике.

Экранно-звуковые пособия


  1. Учебное электронное издание « Физика - 7-11 классы» - Практикум. 2 CD.- Компания «Физикон»

  2. Библиотека наглядных пособий: ФИЗИКА. 7-11 классы. На платформе «1С: Образование. 3.0»: 2 CD: Под ред. Н. К. Ханнанова. - Дрофа-Формоза-Пермский РЦИ.

  3. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия «Уроки физики Кирилла и Мефодия-7 класс» - ООО «Кирилл и Мефодий»,2006

Технические средства обучения


  1. Компьютер

  2. Интерактивная доска

  3. Мультимедийный проектор

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

I. Демонстрационное

Демонстрационный прибор по инерции

Динамометр двунаправленный-

Комплекс блоков-

Весы учебные с гирями-

Манометр-

Манометр жидкостный-

Барометр БР-52-

Набор для демонстрации нахождения архимедовой силы-

Набор грузов по механике-

Набор пружин с различной жесткостью-

Набор тел равного объема-

Набор тел равной массы-

Набор тел разной массы и разного объема-

Насос воздушный ручной

Прибор для демонстрации давления внутри жидкости

Рычаг - линейка

Сосуды сообщающиеся

Стакан отливной

Шар Паскаля

Шар с кольцами ШП

Штатив, изолирующий ШтИз-1 (пара)

Набор химической посуды для кабинета физики (КДЛФ)

II. Лабораторное

Весы учебные с гирями

Динамометры

Штативы с муфтой и лапкой

Комплекс блоков

Лаб. набор «Гидростатика, плавание тел»

Рычаг линейка лабораторная

Стаканы отливные лабораторные

Лаб. набор «Механика. Простые механизмы»


© 2010-2022