- Преподавателю
- Физика
- Метод проектов на уроках физики
Метод проектов на уроках физики
Раздел | Физика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Запорожцева О.И. |
Дата | 18.03.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Подготовил: учитель физики
Запорожцева Ольга Ивановна
Глава 1:
Основные понятия
Проект - замысел разработанный план.
Деятельность - занятие, труд.
Исследовать - подвергнуть научному изучению.
Исследование - научный труд, процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности. Характеризуется объективностью, воспроизводимостью, доказательностью, точностью. Имеет два уровня:
1.Эмпирический - основанный на опыте (метод исследования, основанный на описании фактов, без последующих заключений и теоретических обобщений). Наблюдение в естественных условиях, в отличие от эксперимента.
2.Теоретический - рассмотрение, исследование. Дающее целостное представление о закономерностях и существенных связях действительности. Включает:
-
Эксперимент
-
Моделирование
-
Анализ
-
Синтез…
Наиболее распространённым является деление исследований на:
-
Фундаментальные и прикладные
-
Количественные и качественные
-
Уникальные и комплексные
Глава 2
Элементы проектной и исследовательской деятельности
Мыследеятельностные: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия.
Презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе.
Коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус.
Поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в Интернет, формулированию ключевых слов.
Информационные: структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядочение и поиск информации
Проектно - исследовательская деятельность на учебном занятии
Глава 3
Квалификационные требования к учителю
Учителю нужно знать:
-
Как составить учебно - тематический план курса, в котором предусматривается проектная или исследовательская деятельность обучающихся
-
Как подготовить обучающихся к работе над учебным проектом или исследованием
-
Как адаптировать известный учебный проект или исследование к особенностям своего класса, учреждения образования и условиям имеющегося обеспечения
-
Как разработать учебный проект или исследование
-
Как оценить выполнение педагогических задач в результате выполнения учебного проекта или исследования
-
Как осуществить учебный проект или исследование. Какие формы образовательной деятельности применять
-
С кем консультироваться по вопросам содержания проектной или исследовательской деятельности
Оценивание успешности обучающегося в выполнении проекта или исследования
При оценке успешности обучающегося в проекте или исследовании необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности).
Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов.
Оценивание степени сформированности умений и навыков проектной и исследовательской деятельности важно для учителя, работающего над формированием соответствующей компетентности обучающегося.
Можно оценивать:
-
Степень самостоятельности в выполнении этапов работы над проектом
-
Степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли
-
Практическое использование предметных и общешкольных ЗУН
-
Количество новой информации, использованной для выполнения проекта
-
Степень осмысления использованной информации
-
Уровень сложности и степень владения использованными методиками
-
Оригинальность идеи, способа решения проблемы
-
Осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования
-
Уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объектами наглядности
-
Владение рефлексией
-
Творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации
Глава 4
Планирование работы по самообразованию с учётом метода проектов
Тема: Разработка дидактических материалов с учётом дифференциации
Направление № 1
Разработка Л/Р с 7 по 11 класс с учётом обязательного минимума (базового) их выполнения и:
-
Правом выбора учеником той работы, которая ему кажется более интересной для исследования
-
Правом выбора учеником той работы, которая соответствует его приобретённым ЗУН (дифференциация)
-
Правом выбора учеником выполнения дополнительных работ, согласно его интересам в данной области (или с учётом дифференциации)
Направление № 2
Разработка тестовых заданий:
-
По теории
-
Умение решать задачи (простейшие и по нарастающей сложности)
-
Обозначение, написание, название и единицы измерения физических величин (физический диктант)
-
Знание формул
-
Завершение крупной темы, раздела
-
Полугодие (сессия)
-
Годовое тестирование
Направление № 3
Изучение дополнительного материала:
1.Связь науки и практики (где в повседневной жизни или технике применяются изучаемые темы)
-
Подготовка презентаций
-
Чтение энциклопедических статей
-
Интернет
2.Самостоятельная работа учащихся:
-
Доклады
-
Рефераты
-
Мини исследовательские работы
Цели:
-
Создание условий для самореализации учащихся в процессе учебной деятельности
-
Повышение интереса к физической науке
-
Контроль знаний
-
Развитие практических умений
Задачи:
-
Способствовать развитию мышления учащихся, их познавательной активности и самостоятельности, формированию современного понимания науки
-
Способствовать интеллектуальному развитию учащихся, которое обеспечит переход от обучения к самообразованию
-
Способствовать усовершенствованию приобретённых ЗУН
Предполагаемый результат:
-
Повышение качества знаний
-
Развитие интереса к физической науке