- Преподавателю
- Физика
- Рабочая программа по физике для 10 класса
Рабочая программа по физике для 10 класса
Раздел | Физика |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Ганова К.М. |
Дата | 26.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 41»
РАССМОТРЕНА
на заседании методического объединения
Протокол № 1
от «20» августа 2015г.
СОГЛАСОВАНА
на заседании
методического совета
Протокол № 1
от «21» августа 2015 г.
УТВЕРЖДЕНА
Директор МБОУ «СОШ № 41»
_______________Н.Н. Фадеева
приказ № 164 от
«25» августа 2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«Физика»
10 класс
Учитель: Ганова Ксения Михайловна
Квалификационная категория: нет
2015-2016 учебный год
Содержание рабочей программы
Паспорт программы ..………………………………………………………3
Пояснительная записка…………………………………………………….4-6
Содержание программы по предмету……………………………………..7
Календарно-тематическое планирование …..…………………………8-10
Требования к уровню подготовки обучающихся……………………10-12
Формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки………………….…………………………………………………13-16
Учебно-методическое обеспечение для учителя и для учащихся………17
Лист изменений и дополнений……………………………………………18
Контрольно-измерительные материалы по курсу
Паспорт программы
Тип программы: программа основного общего образования.
Статус программы: рабочая программа учебного предмета.
Назначение программы:
-
для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;
-
для педагогических работников МБОУ «СОШ № 41» программа определяет приоритеты в содержании основного общего образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования;
-
для администрации МБОУ «СОШ № 41» программа является основанием для определения качества реализации общего основного образования.
Категория обучающихся: учащиеся 10-х классов МБОУ « СОШ № 41»
Сроки освоения программы: 1 год.
Объем учебного времени: 70 часов.
Форма обучения: очная.
Режим занятий: 2 часа в неделю
Формы контроля: изучение учебного курса в 10 классе заканчивается итоговой контрольной работой в письменной форме. Контроль осуществляется в виде самостоятельных работ, контрольных работ, лабораторных работ, зачётов, письменных тестов, физических диктантов, защита проекта, реферата.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по физике составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
-
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физике, утвержденного приказом Минобразования России от 5 марта 2004 №1089
-
Федерального перечня учебников, рекомендованного Министерством образования РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.
-
Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» (статья 7, 9, 32).
-
Учебного плана МБОУ « Средняя общеобразовательная школа № 41» на 2015-2016 учебный год.
-
Положение о рабочей программе учебных предметов МБОУ « Средняя общеобразовательная школа № 41»
-
Программы для общеобразовательных школ: «Рабочие программы по физике 10-11 классы» /авт.-сост.
Программа включает следующие разделы: основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки выпускников.
Программа рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю), из которых 17 часов рассчитаны на лабораторные работы, 7 часов на контрольные работы. Остальные часы отводятся на теоретический материал и решение задач. Также проводятся самостоятельные работы и тесты для текущего контроля знаний учащихся.
Распределение часов по темам соответствует авторской программе. Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по физике и авторской программой учебного курса.
Изучение физики в средних образовательных учреждениях на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
-
усвоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира, наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
-
овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперементы, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ, практического использования физических знаний;
-
создание условий для ознакомления учащихся с физикой как наукой, чтобы обеспечить им возможность осознанного выбора профиля дальнейшего обучения в старших классах;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных технологий;
-
создание условий для формирования научного миропонимания и развитию мышления учащихся;
-
воспитание убежденности в возможности познания законов природы, использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации.
Значение физики в школьном образовании определяется ролью физической науки в жизни современного общества, её влиянием на темпы развития научно-технического прогресса.
В задачи обучения физики входит создание условий для:
-
ознакомления учащихся с основами физической науки, с её основными понятиями, законами, теориями, методами физической науки; с современной научной картиной мира; с широкими возможностями применения физических законов в технике и технологии;
-
усвоения школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса её познания, для понимания роли практики в познании физических законов и явлений;
-
развития мышления учащихся, для развития у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;
-
формирования умений выдвигать гипотезы строить логические умозаключения, пользоваться дедукцией, индукцией, методами аналогий и идеализации;
-
развития у учащихся функциональных механизмов психики: восприятия, мышления (электрического и теоретического, логического и интуитивного), памяти, речи, воображения;
-
формирования и развития типологических свойств личности: общих способностей, самостоятельности, коммуникативности, критичности,
-
развития способностей и интереса к физике; для развития мотивов учения.
Содержание программы по предмету
Введение. Особенности физического метода исследования (1 час)
Физика как наука и основа естествознания. Экспериментальный характер физики. Физические величины и их измерение. Связи между физическими величинами. Научные методы познания окружающего мира и их отличие от других методов познания. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Моделирование физических явления и процессов. Научные гипотезы. Физические законы. Физические теории. Границы применимости физических законов и теорий. Принцип соответствия. Основные элементы физической картины мира.
Механика (22 часа)
Механическое движение и его виды. Относительность механического движения. Прямолинейное равноускоренное движение. Принцип относительности Галилея. Законы динамики. Всемирное тяготение. Законы сохранения в механике. Предсказательная сила законов механики. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел для развития космических исследований. Границы применимости классической механики.
Молекулярная физика. Термодинамика (21 час)
Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Модель идеального газа. Давление газа. Уравнение состояния идеального газа. Строение и свойства жидкости, твердого тела.
Законы термодинамики. Порядок и хаос. Необратимость тепловых процессов. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды.
Модель строения жидкостей. Испарение и кипение. Насыщенный пар. Влажность воздуха. Кристаллические и аморфные тела. Уравнение теплового баланса.
Электродинамика (21 ч)
Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Электрический ток. Закон Кулона. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Проводники в электростатическом поле. Диэлектрики. Поляризация диэлектриков. Потенциальность электростатического поля. Потенциал и разность потенциалов. Электроемкость. Конденсаторы.
Закон Ома для полной цепи. Сопротивление. Электрические цепи. Соединения проводников. Работа и мощность тока. Электродвижущая сила.
Электрический ток в различных средах.
Повторение (5 часов)
Календарно - тематическое планирование
№ п./п.
Наименование раздела и тем
Количество
часов
Дата
проведения
Введение. Основные особенности физического метода исследования
1
1.
Физика и познание мира.
1
01.09-05.09
Механика
22
Кинематика
7
2.
Основные понятия кинематики
1
01.09-05.09
3.
Скорость. Прямолинейное равномерное движение (РПД)
1
08.09-12.09
4.
Относительность механического движения. Принцип относительности в механике.
1
08.09-12.09
5.
Аналитическое описание равноускоренного прямолинейного движения (РУПД)
1
15.09-19.09
6.
Свободное падение тел - частный случай РУПД.
1
15.09-19.09
7.
Равномерное движение точки по окружности. (РДО)
1
22.09-26.09
8.
Зачет по теме «Кинематика»
1
22.09-26.09
Динамика и силы в природе
8
9.
Масса и сила. Законы Ньютона, их экспериментальное подтверждение.
1
29.09-03.10
10.
Решение задач на законы Ньютона.
1
29.09-03.10
11.
Силы в механике. Гравитационные силы.
1
06.10-10.10
12.
Сила тяжести и вес. Решение задач по теме: «Гравитационные силы. Вес тела»
1
06.10-10.10
13.
Силы упругости - силы электромагнитной природы
1
13.10-17.10
14.
Лабораторная работа №1 «Изучение движения тела по окружности под действием сил тяжести и упругости»
1
13.10-17.10
15
Силы трения.
1
20.10-24.10
16.
Зачет по теме «Динамика. Силы в природе»
1
20.10-24.10
Законы сохранения в механике.
7
17.
Закон сохранения импульса. (ЗСИ)
1
27.10-31.10
18.
Реактивное движение.
1
27.10-31.10
19.
Работа силы (механическая работа)
1
10.11-14.11
20.
Теоремы об изменении кинетической и потенциальной энергии.
1
10.11-14.11
21.
Закон сохранения энергии в механике.
1
17.11-21.11
22.
Лабораторная работа №2 « Экспериментальное изучение закона сохранения механической энергии »
1
17.11-21.11
23.
Зачет по теме «Законы сохранения в механике», коррекция
1
24.11-28.11
Молекулярная физика. Термодинамика (21 час)
21
Основы МКТ
9
24.
Основные положения молекулярно - кинетической теории (МКТ) и их опытное объяснение
1
24.11-28.11
25.
Решение задач на характеристику молекул и их систем
1
01.12-05.12
26.
Идеальный газ. Основное уравнение МКТ идеального газа.
1
01.12-05.12
27.
Температура
1
08.12-12.12
28.
Уравнение состояния идеального газа (уравнение Менделеева - Клайперона)
1
08.12-12.12
29.
Газовые законы.
1
15.12-19.12
30.
Решение задач на уравнение Менделеева - Кдайперона и газовые законы
1
15.12-19.12
31.
Лабораторная работа №3 «Опытная проверка закона Гей-Люссака»
1
22.12-16.12
32.
Зачет по теме «Основы МКТ идеального газа»
1
22.12-26.12
Взаимные превращения жидкостей и газов. Твердые тела.
4
33
Реальный газ. Воздух. Пар.
1
12.01-16.01
34.
Жидкое состояние вещества. Свойства поверхности жидкости.
1
12.01-16.01
35.
Твердое состояние вещества
1
19.01-23.01
36.
Зачет по теме «Жидкие и твердые тела»
1
19.01-23.01
Термодинамика.
8
37.
Термодинамика как фундаментальная физическая теория
1
26.01-30.01
38.
Работа в термодинамике.
1
26.01-30.01
39.
Решение задач на расчет работы термодинамической системы
1
02.02-06.02
40.
Теплопередача. Количество теплоты.
1
02.02-06.02
41.
Первый закон (начало) термодинамики
1
09.02-13.02
42.
Необратимость процессов в природе. Второй закон термодинамики
1
09.02-13.02
43.
Тепловые двигатели и охрана окружающей среды.
1
16.02-20.02
44.
Зачет по теме «Термодинамика»
1
16.02-20.02
Электродинамика.
21
Электростатика.
8
45.
Введение в электродинамику. Электростатика. Электродинамика как фундаментальная физическая теория
1
23.02-27.02
46.
Закон Кулона.
1
23.02-27.02
47.
Электрическое поле. Напряженность. Идея близкодействия
1
02.03-04.03
48.
Решение задач на расчет напряженности электрического поля и принцип суперпозиции
1
02.03-04.03
49.
Проводники и диэлектрики в электрическом поле.
1
09.03-13.03
50.
Энергетические характеристики электростатического поля.
1
09.03-13.03
51.
Конденсаторы. Энергия заряженного конденсатора.
1
16.03-20.03
52.
Зачет по теме «Электростатика»
1
16.03-20.03
Постоянный электрический ток.
7
53.
Стационарное электрическое поле.
1
30.03-03.04
54.
Схемы электрических цепей. Решение задач на закон Ома для участка цепи
1
30.03-03.04
55.
Решение задач на расчет электрических цепей.
1
06.04-10.04
56.
Лабораторная работа №4 «Изучение последовательного и параллельного соединения проводников»
1
06.04-10.04
57.
Работа и мощность постоянного тока.
1
13.04-17.04
58.
Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи
1
13.04-17.04
59.
Лабораторная работа №5 « Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока»
1
20.04-24.04
Электрический ток в различных средах.
6
60.
Вводное занятие по теме «Электрический ток в различных средах»
1
20.04-24.04
61.
Электрический ток в металлах.
1
27.04-01.05
62.
Закономерности протекания электрического поля в полупроводниках.
1
27.04-01.05
63.
Закономерности протекания тока в вакууме.
1
04.05-08.05
64.
Закономерности протекания тока в проводящих жидкостях
1
04.05-08.05
65.
Зачет по теме «Электрический ток в различных средах»
1
11.05-15.05
Повторение.
4
66
Законы сохранения в механике.
1
11.05-15.05
67
Молекулярная физика.
1
18.05-22.05
68
Термодинамика
1
18.05-22.05
69
Электродинамика
1
25.05-29.05
70
Итоговый урок
1
25.05-29.05
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен
Знать/понимать:
-
Смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;
-
Смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
-
Смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;
-
Вклад российских и зарубежных ученых, оказавших значительное влияние на развитие физики;
Уметь:
-
Описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и ИСЗ, свойства газов, жидкостей и твердых тел, электромагнитная индукция, распространение электромагнитных волн, волновые свойства света, излучение и поглощение света атомом, фотоэффект;
-
Отличать гипотезы от научных теорий, делать выводы на основе экспериментальных данных, приводить примеры, показывающие, что наблюдения и эксперименты являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов, физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще не известные явления;
-
Приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике, различных видов электромагнитных излучений для развития радио- и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
-
Воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
Обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;
-
Оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
-
Рационального природопользования и защиты окружающей среды.
Формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки
В ходе изучения учебного предмета предусмотрен тематический и итоговый контроль в форме тематических тестов, самостоятельных, контрольных работ.
Общее количество контрольных работ, проводимых после изучения различных тем равно 5:
Контрольная работа №1 по теме «Основы кинематики»
Контрольная работа №2 по теме «Динамика »
Контрольная работа №3 по теме «МКТ, Основы термодинамики».
Контрольная работа №4 по теме «Основы электродинамики»
Контрольная работа №5 по теме « Законы постоянного тока»
Кроме того, целесообразным является проведение тестовых и самостоятельных работ
Критерии оценивания устного ответа.
Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка 4 ставится, если ответ ученика, удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка 3 ставится, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в его ответе, имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала. Учащийся умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется, если требуются преобразования некоторых формул. Ученик может допустить не более одной грубой ошибки и двух недочетов; или не более одной грубой ошибки и не более двух-трех негрубых ошибок; или одной негрубой ошибки и трех недочетов; или четырёх или пяти недочетов.
Оценка 2 ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.
Критерии оценивания расчетной задачи.
Оценка 5 ставится в том случае, если получен верный ответ в общем виде и правильный численный ответ с указанием его размерности, при наличии исходных уравнений в «общем» виде - в «буквенных» обозначениях;
Оценка 4 ставится, если отсутствует численный ответ, или арифметическая ошибка при его получении, или неверная запись размерности полученной величины; задача решена по действиям, без получения общей формулы вычисляемой величины
Оценка 3 ставится, если учащимся записаны все необходимые уравнения в общем виде и из них можно получить правильный ответ (ученик не успел решить задачу до конца или не справился с математическими трудностями). Записаны отдельные уравнения в общем виде, необходимые для решения задачи.
Оценка 2 ставится, если учащимся допущены грубые ошибки в исходных уравнениях
Оценка 4 ставится, если выполнены требования к оценке 5, но было допущено два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
Оценка 3 ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной её части позволяет получить правильный результат и вывод; или если в ходе проведения опыта и измерения были допущены ошибки.
Оценка 2 ставится, если работа выполнена не полностью или объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов; или если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
Критерии оценивания контрольных работ.
Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.
Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.
Оценка 3 ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка 2 ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.
Перечень ошибок
Грубые ошибки
-
Незнание определений основных понятий, законов, правил, основных положений теории, формул, общепринятых символов обозначения физических величии, единиц их измерения.
-
Неумение выделить в ответе главное.
-
Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы задачи или неверные объяснения хода ее решения; незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенных в классе, ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.
-
Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы.
-
Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты, или использовать полученные данные для выводов.
-
Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.
-
Неумение определить показание измерительного прибора.
-
Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента
Негрубые ошибки
-
Неточности формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванные неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия, ошибки, вызванные несоблюдением условий проведении опыта или измерений.
-
Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.
-
Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.
-
Нерациональный выбор хода решения.
Недочеты
-
Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислении, преобразований и решений задач.
-
Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.
-
Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.
-
Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков. Орфографические и пунктуационные ошибки.
Учебно-методическое обеспечение для учителя и учащихся
Литература для учителя
1. Физика. 10 класс: базовый и профильный уровни / Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, В. М. Чаругин. - М. : Просвещение, 2008.
2.Физика. Задачник. 10-11 класс / А. П. Рымкевич. - М. : Дрофа, 2009.
3.Физика. Дидактические материалы. 10 класс / А. Е. Марон, Е. А. Марон - М. : «Дрофа», 2006.
4. Ерунова Л.И. Урок физики и его структура при комплексном решении задач обучения. - М.:Просвещение,1988
5.Балаш В.А. задачи по физике и методы их решения. - М.:Просвещение,1983
6. .Гольдфарб Н.И. Физика: сборник задач. - М.:Просвещение,1997
Литература для учащихся
1. Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. Физика-10. - М.:Просвещение,2004
2.Кабардин О.Ф. Справочные материалы. - М.:Просвещение,1991
3..Гладской В.М., Самойленко П.И. Сборник задач по физике. - М.:Дрофа,2004
4.Губанов В.В. Физика. 10класс. Тесты. - Саратов: Лицей,2004
5.Степанова Г.Н. Сборник задач по физике для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. - М.:Просвещение,2003
Лист изменений и дополнений
№
Дата изменений
Причина изменений
За счет чего произошла корректировка
1