Рабочая программа по физике 9 класс

Раздел Физика
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Кремяновская средняя общеобразовательная школа»

Кореневского района Курской области

РАССМОТРЕНА И ПРИНЯТА решением педагогического совета от 26.08.2015 г.

протокол №1

УТВЕРЖДЕНА

приказом от 01.09.2015 г.

№ 1/144

Директор школы

_________ Т.В.Мусияченко




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по физике


УРОВЕНЬ ОБУЧЕНИЯ: основное общее образование

Класс : 9

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: 68 (2 часа в неделю)

УРОВЕНЬ: БАЗОВЫЙ

УЧИТЕЛЬ: Савостиков Сергей Владимирович,

I квалификационная категория

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА РАЗРАБОТАНА ОСНОВЕ:

-Примерной (базовой) программы по физике;

- авторской программы Е.М.Гутник, А.В. Перышкин из сборника "Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 - 11 кл. / сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. - М.: Дрофа, 2010.

на 2015 - 2016 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по физике для 9 класса составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по физике 2004 года, учебным планом школы на 2015 - 2016 учебный год, примерной программой среднего (полного) общего образования по физике (базовый уровень) и авторской программой Е.М.Гутник, А.В. Перышкин из сборника "Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 - 11 кл. / сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. - М.: Дрофа, 2010.

Она позволяет сформировать у учащихся основной школы достаточно широкое представление о физической картине мира.

В курсе 9 класса рассматриваются вопросы: законы взаимодействия и движения тел, механические колебания и волны, звук, электромагнитное поле. строение атома и атомного ядра, использование энергии атомных ядер.

Используемый математический аппарат не выходит за рамки школьной программы по элементарной математике и соответствует уровню математических знаний у учащихся данного возраста.

На изучение курса физике по предлагаемой программе отводится 102 часа за учебный год (3 часа в неделю).

В соответствии с предлагаемой программой курс физики должен способствовать формированию и развитию у учащихся следующих научных знаний и умений:

  • знаний основ современных физических теорий (понятий, теоретических моделей, законов, экспериментальных результатов);

  • систематизации научной информации (теоретической и экспериментальной);

  • выдвижение гипотез, планирование эксперимента или его моделирования;

  • оценки достоверности естественно-научной информации, возможности её практического использования.

Тематический контроль знаний и умений учащихся осуществляется при выполнении контрольных работ, состоящих из двух частей: заданий с выбором ответа и расчетных задач.









УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Количество контрольных работ

Количество лабораторных работ


Законы взаимодействия и движения тел

35

2

2

1

Основы кинематики

14

1

1

2

Основы динамики.

21

1

1

3

Механические колебания и волны. Звук

14

1

1

4

Электромагнитное поле

15

1

1

5

Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер

25

1

2

6

Итоговое повторение

13

1

0
















СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

ОСНОВЫ КИНЕМАТИКИ (14 часов)

Материальная точка. Система отсчета. Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения. Прямолинейное равноускоренное движение. Мгновенная скорость. Ускорение. Графики зависимости скорости и перемещения от времени при прямолинейном равномерном и равноускоренном движениях.

Демонстрации.

Равноускоренное движение

Лабораторные работы

Исследование изменение координаты тела со временем

Контрольные работы

Основы кинематики


ОСНОВЫ ДИНАМИКИ (21 час)


Относительность механического движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Инерциальная система отсчета. Первый, второй и третий законы Ньютона. Свободное падение. Невесомость. Закон всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.

Демонстрации.

Относительность движения. Свободное падение тел в трубке Ньютона. Направление скорости при равномерном движении по окружности. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Невесомость. Закон сохранения импульса. Реактивное движение..

Лабораторные работы и опыты.

Исследование ускорения свободного падения.

Контрольные работы

Основы динамики и закон сохранения импульса

МЕХАНИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ. ЗВУК (14 часов)


Колебательное движение. Пружинный, нитяной, математический маятники. Свободные и вынужденные колебания. Затухающие колебания. Колебательная система. Амплитуда, период, частота колебаний. Превращение энергии при колебательном движении. Резонанс.

Распространение колебаний в упругих средах. Продольные и поперечные волны. Длина волны. Скорость волны. Звуковые волны. Скорость звука. Высота, тембр и громкость звука. Эхо.

Демонстрации.

Механические колебания. Механические волны. Звуковые колебания. Условия распространения звука.

Лабораторная работа.

Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины нити.

Контрольная работа

Механические колебания и волны. Звук

ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЕ ПОЛЕ (15 часов)

Магнитное поле. Однородное и неоднородное магнитное поле. Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика. Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки. Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Электромагнитная индукция. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции. Переменный ток. Генератор переменного тока. Преобразования энергии в электрогенераторах.

Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость электромагнитных волн

Демонстрации.

Электромагнитные колебания. Свойства электромагнитных волн.

Лабораторные работы.

Изучение явления электромагнитной индукции.

Контрольная работа

Электромагнитное поле

СТРОЕНИЕ АТОМА И АТОМНОГО ЯДРА (25 час)

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета-, гамма-излучения. Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома. Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях. Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике.

Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел. Изотопы. Правила смещения. Энергия связи частиц в ядре. Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерная энергетика. Экологические проблемы использования АЭС. Дозиметрия. Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и звезд.

Демонстрации.

Модель опыта Резерфорда. Наблюдение треков в камере Вильсона.

Лабораторные работы.

Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков. Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям.

Контрольная работа

Строение атома и атомного ядра

Итоговое повторение 13 часов

Итоговая контрольная работа за курс 9 класса (2 часа)

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ


В результате изучения курса физики 9 класса учащийся должен:

знать/понимать

  • смысл понятий: электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;

  • смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, сила, импульс;

  • смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии;

уметь

  • описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, электромагнитную индукцию, преломление и дисперсию света;

  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: естественного радиационного фона;

  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: периода колебаний нитяного маятника от длины нити, периода колебаний пружинного маятника от массы груза и от жесткости пружины;

  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических, электромагнитных явлениях;

  • решать задачи на применение изученных физических законов;

  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для рационального использования, обеспечения безопасности в процессе использования электрических приборов, оценки безопасности радиационного фона.




Перечень учебно-методического обеспечения

п\п

Авторы,

составители

Название учебного издания

Год издания

Издательство

1.

А.В. Перышкин и Е.М. Гутник

Физика-9кл

2014

М.: Дрофа

2.

В.И. Лукашик

Сборник задач по физике7-9кл.

2008

М.Просвещение

3.

Л.А.Кирик

Самостоятельные и контрольные работы-9 класс

2005

М.: Илекса

4.

Е. М Гутник

Э. И. Доронина

Е.В. Шаронина

Примерное поурочное планирование к учебнику «Физика-9» А.В. Перышкина и Е.М. Гутник

2000

М.: Дрофа

5.

А.П. Рымкевич.

Сборник задач по физике для 10-11 классов. 4-е издание

2000

М.: Дрофа

6

Н.М. Шахмаев, В.Ф. Шилов

Физичекий эксперимент в средней школе. Механика. Молекулярная физика. Электродинамика.

1989

М.: Прсвещение

7.

В.А. Буров, Б.С. Зворыкин, А.П. Кузьмин и др

Демонстрационный эксперимент по физике в средней школе. Ч.2: пособие для учителей (под ред. А.А. Покровского) 3-е изд.

1997

M.: Просвещение

Пояснительная записка


Данное тематическое планирование составлено в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта 2004 года и разработано на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по физике, авторской программы Е.М.Гутника, А.В.Перышкина «Фи­зика» 7-9 классы, 2004.

Учебно-методическое обеспечение

  1. Пёрышкин А.В. Физика. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. - 12-е изд. - М.: Дрофа, 2014.

  2. Пёрышкин А.В. Физика. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. - 12-е изд. - М.: Дрофа, 2014.

  3. Пёрышкин А.В., Гутник Е.М. Физика. 9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. - 12-е изд. - М.: Дрофа, 2014.

Учебники рекомендованы Министерством образования и науки Российской Федерации и включены в федеральный перечень учебников на 2015 - 2016 учебный год.

Методические пособия

  1. Сборник задач по физике. 7 - 9 кл. / Составитель В. И. Лукашик. - 7-е изд. - М.: Просвещение, 2009. (В календарно-тематическом планировании сокращенно - Л.)

  2. Сборник задач по физике. 7 - 9 кл. / Сост. А.В. Пёрышкин, Н.В. Филонович. - М.: Экзамен, (В календарно-тематическом планировании сокращенно - П.)

Дополнительная литература

Газета «Физика», издательский дом «Первое сентября».

Форма промежуточной и итоговой аттестации - контрольные работы:

в 7 классе - 6;

в 8 классе - 8;

в 9 классе - 5.

Количество учебных часов, но которые рассчитана программа:

в 7 классе - 68 часов (2 часа в неделю);

в 8 классе - 102 часов (3 часа в неделю);

в 9 классе - 68 часа (2 часа в неделю).

Количество лабораторных и практических работ:

в 7 классе - 10;

в 8 классе - 15;

в 9 классе - 5.

№ п/п

Дата

Содержание учебного материала

Коли

чество часов

Задание на дом

Примечание

по

плану

фактически

Кинематика (8 часов)

1

Материальное тело. Система отсчета.

1

§1

2

Перемещение. Определение координаты движущегося тела.

1

§2,§3

3

Перемещение при прямолинейном равномерном движении.

1

§4

4

Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение. Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости.

1

§5,§6

5

Перемещение тела при прямолинейном равноускоренном движении.

1

§7

6

Перемещение тела при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости.

1

§8, л.р.№1

7

Лабораторная работа №1. "Исследование равноускоренного движения без начальной скорости".

1

8

Контрольная работа №1 по теме «Кинематика».

1

Законы динамики (15 часов)

9

Относительность движения.

1

§9

10

ИСО. Первый закон Ньютона.

1

§10

11

Второй закон Ньютона.

1

§11

12

Третий закон Ньютона

1

§12

13

Свободное падение тел.

1

§13

14

Движение тела, брошенного вертикально вверх

1

§14

15

Закон всемирного тяготения.

1

§15,

16

Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах.

1

§16

17

Открытие планет Нептун и Плутон.

1

§17 л.р.№2

18

Лабораторная работа №2. "Исследование свободного падения".

1

19

Прямолинейное и криволинейное движение. Движение тела по окружности с постоянной скоростью.

1

§18,19

20

Искусственные спутники Земли.

1

§20

21

Импульс тела. Закон сохранения импульса.

1

§21

22

Реактивное движение. Ракеты. Вывод закона сохранения полной механической энергии.

1

§22,§23

23

Контрольная работа №2 по теме «Динамика».

1

Механические колебания и волны. Звук. (15 часов)

24



Колебательное движение. Колебательные системы.

1

§24, 25

25



Величины, характеризующие колебательное движение.

1

§26,л.р.

№3

26



Лабораторная работа №3 "Исследование зависимости периода и частоты маятника от длины нити".

1

27



Гармонические колебания.

1

§27

28



Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания.

1

§28

29



Вынужденные колебания. Резонанс.

1

§29, §30

30



Решение задач по теме «Колебания».

1

31



Распространение колебаний в среде. Волны. Продольные и поперечные волны.

1

§31,32

32



Длина волны. Скорость распространения волны.

1

§33

33



Источники звука. Звуковые колебания.

1

§34

34



Высота и тембр звука, громкость звука.

1

§35,36

35



Распространение звука. Звуковые волны. Скорость звука.

1

§37,38

36



Отражение звука. Эхо.

1

§39

37



Ультразвук и инфразвук. Интерференция звука.

1

§40,41.

38



Контрольная работа №3 по теме: «Механические колебания и волны. Звук.»

1

Электромагнитное поле (21 час)

39



Магнитное поле и его графическое изображение. Виды магнитных полей.

1

§43,42

40



Направление тока и направление линий его магнитного поля.

1

§44

41



Индукция магнитного поля.

1

§46

42



Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки.

1

§45

43



Магнитный поток.

1

44



Административная контрольная работа.

1

§47

45



Явление электромагнитной индукции.

1

§48

46



Направление индукционного тока правило Ленца.

1

§49

47



Явление Самоиндукции.

1

§50

48



Получение переменного и передача электрического тока. Трансформатор.

1

§51 ,л.р.№4

49



Лабораторная работа №4. "Изучение явления электромагнитной индукции".

1

50



Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Электромагнитная природа света.

1

§52,53,58

51



Конденсатор.

1

§54

52



Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний.

1

§55

53



Принципы радиосвязи и телевидения.

1

§56

54



Интерференция света.

1

§57,§58

55



Преломление света. Физический смысл показателя преломления.

1

§59

56



Дисперсия света. Цвет тела.

1

§60

57



Спектрограф и спектроскоп. Типы оптических спектров.

1

§61,62

58



Спектральный анализ. Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.

1

§63,64

59



Контрольная работа №4 по теме: «Электромагнитные волны».

1

Строение атома и атомного ядра (10 часов)

60



Радиоактивность. Модели атомов. Опыт Резерфорда. Радиоактивные превращения атомных ядер.

1

§65,66§67

61



Экспериментальные методы исследования частиц.

1

§68

62



Открытие протона. Открытие нейтрона.

1

§69§70,л.р.№6

63



Лабораторная работа №6. "Изучение треков заряженных частиц".

1

64



Состав атомного ядра. Массовое число. Зарядовое число. Ядерные силы.

1

§71§72

65



Энергия связи. Дефект масс. Деление ядер урана. Цепная реакция.

1

§73§74§75

66



Ядерный реактор. Атомная энергетика.

1

§76, §77

67



Биологическое действие радиации. Закон радиоактивного распада.

1

§78

68



Термоядерная реакция. Элементарные частицы.

1

§79, §80

69



Контрольная работа №5 по теме «Атом. Атомное ядро»

1







© 2010-2022