- Преподавателю
- Физика
- Методическая разработка изучения механического движения с помощью ключевых ситуаций
Методическая разработка изучения механического движения с помощью ключевых ситуаций
Раздел | Физика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Мухутдинова З.Б. |
Дата | 30.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Методологическая разработка урока с использованием
ключевых учебных ситуаций.
-
Равноускоренное движение. Наблюдая движение автобуса, трамвая, поезда и т. д., мы замечаем, что на одних участках пути они движутся быстрее, на других - медленнее, а на остановках скорость движения вообще равна нулю. Иными словами, скорость движения этих тел изменяется с течением времени. Например, скорость поезда, отходящего от станции, возрастает, а скорость шайбы, движущейся на льду, уменьшается и т. д. В разных случаях неравномерного движения скорость меняется с течением времени по-разному. Например, тяжелогруженый товарный поезд развивает определенную скорость в течение нескольких минут, а легковой автомобиль может достичь той же скорости уже через несколько секунд. Поэтому для сравнения переменных движений находят не просто изменение скорости , а изменение скорости за единицу времени( ускорение). Определение, обозначение, единица измерения, формула по учебнику. Далее выясняется направление, направление скорости и ускорения. Особое внимание следует обратить на то, что знание ускорения позволяет найти мгновенную скорость равноускоренного движения: v=v0+at. Из этой формулы видно, что для определения скорости в любой момент времени в равноускоренном движении надо знать начальную скорость и ускорение.
Надо подчеркнуть, что подобно тому, как скорость позволяет определить координаты движущейся точки в любой момент времени, если известна начальная координата, так и ускорение позволяет сделать то же по отношению к скорости. Таким образом, выясняется значение нахождения ускорения для решения основной задачи механики.
Учащиеся должны хорошо понимать, что в формуле v=v0+at, v, v0, а - это проекции векторов скорости, начальной скорости, ускорения на какую-либо координатную ось, т.е. они могут быть как положительными, так и отрицательными.
Необходимо разъяснить учащимся, что житейское понимание слова «ускорение» значительно уже его физического смысла. Понятие ускорения в физике включает в себя и замедление (отрицательное ускорение).
Таким образом, из определения ускорения следуют два существенных признака равноускоренного движения: в таком движении мгновенная скорость за любые равные промежутки времени изменяется одинаково и ускорение постоянно. Нужно указать, что истинно равноускоренных движений в природе не бывает, как и равноускоренных. Однако приближенно в течение более или менее короткого промежутка времени удаётся наблюдать движения, при которых ускорение постоянно.
Чтобы создать реальное представление о значение ускорений, встречающихся в природе и технике, следует привести примеры средних значений ускорений.
Учащиеся удивляются, когда учитель обращает внимание на то, что ускорение при разгоне самолётов ТУ-104 или ИЛ-18 лишь немного больше, чем у грузового автомобиля, и почти вдвое меньше, чем у легкового.
-
Движение с увеличивающейся скоростью
-
0,м/с2
Движение с уменьшающейся скоростью
a< 0,м/с2
Пассажирский поезд
0,33
Автомобиль при аварийном торможении
4 - 6
Трамвай
0,5
Реактивный самолёт при посадке
5 - 8
Грузовой автомобиль в нач. дв-я
1
Парашютист во время наполнения купола парашюта
Около 60
Самолёт ТУ-104 или ИЛ-18 при разгоне
Более
1-го
Легковой автомобиль
2
Гоночный автомобиль
4,5
Скоростной пассажирский лифт
0,9-1,6
Ракета при запуске спутника или космического корабля
60
Снаряд в стволе орудия
500000
-
Изучение данного вопроса целесообразно завершить построением графиков скорости равноускоренного движения (а>0, a<0; v0=0, v0>0). В традиционных задачниках такие задачи есть.
Главная особенность этих графиков состоит в том, что площадь фигуры, заключённой под графиком, численно равна пути, пройденному телом за этот промежуток времени и ещё важнее то, то «графический» подход к решению задач куда нагляднее раскрывает основные свойства равноускоренного движения, чем традиционный «формульный» подход.
Задачи на «равноускоренное движение» весьма разнообразны. Но можно их разделить на три вида: 1) задачи на движение одного или двух тел по горизонтальной прямой; 2) задачи на движение одного или двух тел по наклонной плоскости; 3) задачи на движение одного или двух тел по вертикальной прямой (свободное падение и движение тела, брошенного вверх). Любую задачу можно решить при помощи двух формул:
V=V0+at, s=v0t+ .
Для выполнения расчетов векторные формулы надо заменить скалярными, спроецировав векторы на выбранную ось координат:
V=V0+ at, s = v0t + , при этом надо помнить, что здесь s, v, v0 и а могут быть как положительными, так и отрицательными.
В эти уравнения равноускоренного движения входят пять величин: v, v0, s, t, a. Известно, что решение системы двух уравнений позволяет определить значение двух неизвестных. Поэтому задача решается определено лишь в том случае, если значения остальных трёх величин обязательно заданы в условиях задачи. Причем, некоторые величины могут быть заданы в неявном виде: например «тело начало двигаться…» означает, что начальная скорость равна нулю; выражение «тело остановилось…» - конечная скорость равна нулю.
-
Криволинейное движение. Равномерное движение по окружности.
Движение, траекторией которого является кривая линия, называется криволинейным. Примеры криволинейного движения: движение тела, брошенного под углом к горизонту; вращение Земли вокруг Солнца; движение искусственных спутников вокруг Земли; движение снаряда, вылетевшего из орудия и др. Демонстрация некоторых опытов (выстрел из баллистического пистолета, движение шарика на центробежной дороге) запомниться учащимся. Необходимо иметь в виду, что криволинейное движение и величины, характеризующие его, ввиду их необычности, нелегко усваивается учащимися. Поэтому все понятия в этой теме должны быть разобраны с особой тщательностью и доведены до сознания учащихся путём доступного изложения, хорошо подобранного демонстрационного эксперимента и разбора конкретных примеров. Только опыты помогают учащимся сделать вывод: направление скорости криволинейного движения определяется направлением касательной к той точке траектории, в которой находиться в данный момент вращения движущаяся материальная точка. Так как направление касательной к траектории в разных точках различно, то это означает, что в криволинейном движении скорость изменяется по направлению. Необходимо обратить внимание учащихся на следующий факт. В криволинейном движении вектор скорости не совпадает по направлению с вектором перемещения, а составляет с ним некоторый угол.
Любое криволинейное движение можно приближенно представить как движение по дугам некоторых окружностей. Именно поэтому изучение его представляет значительный интерес. Самолет, описывающий «мертвую петлю»; люди, катающиеся на карусели, совершают движения по окружности. По дуге окружности движутся машины, мотоциклы на поворотах. При равномерном движении тела по окружности модуль его скорости остается постоянным, а направление скорости меняется. Поскольку скорость - величина векторная, то изменение направления скорости означает, что тело движется по окружности с ускорением. Ускорение тела определяется по формуле:
a = = , где v - вектор изменения скорости тела. Направление вектора а совпадает с направлением вектора v . Вектор изменения скорости и вектор ускорения направлены по радиусу к центру окружности. Поэтому ускорение при равномерном движении тела по окружности называют центростремительным.
Таким образом, при равноускоренном движении тела по окружности его ускорение постоянно по модулю и в любой точке направлено по радиусу окружности к ее центру. Вывод формулы нахождения центростремительного ускорения в учебнике изложен наглядно , подробно и доступно. Направление центростремительного ускорения непрерывно изменяется, поэтому равномерное движение тела по окружности не является равноускоренным.
-
Тело упало с некоторой высоты с нулевой начальной скоростью и при ударе о землю имело скорость 40м/с. Определите время падения? Сопротивлением воздуха пренебречь.
-
0,25 с 2) 4 с 3) 40 с 4) 400 с
-
Тело движется по окружности с постоянной скоростью по модулю скоростью. Как изменится его центростремительное ускоренное, если скорость увеличить в 2 раза, а радиус окружности уменьшить в 2 раза?
-
увеличиться в 2 раза
-
уменьшиться в 4 раза
-
увеличиться в 8 раз
-
не измениться
-
Тело движется по оси ОХ. Проекция его скорости
на эту ось меняется по закону, приведенному на
графике. Путь пройденный телом за 2 с, равен
-
1 м 2) 2 м 3) 4 м 4) 8 м
-
Тело свободно падает с высоты 40 м. Начальная скорость тела равна нулю. На какой высоте оно окажется через 2 с после начала падения? Сопротивлением воздуха пренебречь.
-
0 2)10 м 3) 20 м 4 50 м
Часть 2.
В результате перехода с одной круговой орбиты на другую центростремительное ускорение спутника Земли увеличивается. Как изменится в результате этого перехода радиус орбиты спутника, скорость его движения по орбите и период обращения вокруг Земли?
Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:
-
увеличилась
-
уменьшилась
-
не изменилась
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой физической величины. Цифры могут повторяться.
-
Радиус орбиты
Скорость движения по орбите
Период обращения вокруг Земли
Часть 3.
Лыжник съезжает со склона горы из состояния покоя с ускорением 0,5 м/с2 за 20 с и дальше движется по горизонтальному участку, проехав до остановки 40 м. Сколько времени двигался лыжник по горизонтальной поверхности? Какова длина склона горы?
Дано: решение:
V01 = 0 движение лыжника состоит из двух этапов: на первом этапе,
a1 =0,5 м/с2 спускаясь со склона горы, лыжник движется с возрастающей
t1= 20 с по модулю скоростью; на втором этапе при движении по
s2 =40 м горизонтальной поверхности его скорость уменьшается.
v2 =0 Величины, относящиеся к первому этапу движения, запишем с
t2 =? индексом 1 , а ко второму этапу - с индексом 2. Систему отсчета
S1= ? свяжем с Землёй, ось X направим по направлению скорости
лыжника на каждом этапе его движения.
Запишем уравнение для скорости лыжника в конце спуска с горы:
V1 = V01 + a1t1.
В проекциях на ось Х получим: V1X = a1X t . Поскольку проекции скорости и ускорения на ось Х положительны, модуль скорости лыжника равен: V1 = a1t1.
Запишем уравнение для перемещения лыжника на втором движения:
S2X = V02X t2 + .
Учитывая, что начальная скорость лыжника на этом этапе движения равна его конечной скорости на первом этапе V02 = V1 , a V2X= V02X + a2X t2 = 0, a2X = -a2, получим
V02 = a2t2 ; a2 = ; s2 = V1t2 - = = .
Отсюда t2 = ; t2 = = 8 с.
Модуль перемещения лыжника на первом этапе движения равен длине склона горы. Запишем уравнение для перемещения:
S1X = V01X t + . длина склона горы s1 = ; s1 = = 100м.
Ответ: t2 = 8 с ; s1 = 100 м.