Рабочая программа кружка «Физика своими руками»

Программа кружка «Физика своими руками» разработана для учеников, начинающих изучение курса физики – 7-8 классов. Особенностью работы кружка является в основном подготовка учащихся к восприятию и осмыслению физических процессов, изучаемых в старших классах, практического применения знаний, их связи с наукой и техникой. На занятиях ученики должны убедиться в том, что практически все явления, окружающие нас и непосредственными участниками некоторых из них, могут явиться сами ученики, объясняются с...
Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Управление образования Альметьевского муниципального района

Республики Татарстан

Муниципальная бюджетная образовательная организация «Ямашинская средняя общеобразовательная школа»

«Рассмотрено»

на МС

Протокол №__от_________2013г

«Согласовано»

Заместитель директора по ВР

_________/(Вахтерова Т.Б.)

«_______» ___________ 2013 г.

«Утверждаю»

Директор школы ____________/(Степанов Н.М.)

«______» ___________ 2013 г.





Рабочая программа


кружка «Физика своими руками»


Составитель: Тришкина Татьяна Ананьевна

учитель физики и математики,

второй квалификационной категории


2013-2014 учебный год




Ямаши, 2013 год

Пояснительная записка


Рабочая программа кружка «Физика своими руками» разработана на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

1. Закона Российской Федерации «Об образовании» от 10 07 1992г № 3266-1.

2. Закона Республики Татарстан «Об образовании» введен в действие Постановлением ВС РТ от 20 октября 1993г № 1993-Х11;

3. Положения о кружковой работе;

4. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», № 120 от 24 июня 1999г;

5. Санитарно- эпидимиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г №189

Программа кружка «Физика своими руками» разработана для учеников, начинающих изучение курса физики - 7-8 классов. Особенностью работы кружка является в основном подготовка учащихся к восприятию и осмыслению физических процессов, изучаемых в старших классах, практического применения знаний, их связи с наукой и техникой. На занятиях ученики должны убедиться в том, что практически все явления, окружающие нас и непосредственными участниками некоторых из них, могут явиться сами ученики, объясняются с точки зрения физики, основываются на физических законах. Использование физических закономерностей и явлений пронизывает все стороны человеческой деятельности. И основой производства и совершенствования быта служат в числе других факторов физические знания, что физика нужна людям многих профессий.
Главная цель современного образования - формирование разносторонне развитой личности, способной реализовать творческий потенциал в динамичных социально-экономических условиях, как в собственных жизненных интересах, так и в интересах общества. Формирование у учащихся способности к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициативности возлагается в первую очередь на образование и главным образом на среднюю школу. Реализация этих целей может осуществляться также через научно-исследовательскую деятельность учащихся.

Это актуально в наше время, когда разобщенность учебных предметов естественного цикла приводит к разобщенности знаний, к бессмысленности их. Кроме того, наши дети, к сожалению, рано утрачивают способность удивляться. Задача педагога - привлечь внимание ученика, показать удивительное в привычном, убедить, что физика - инструмент для познания окружающего мира.

Курс "Физика своими руками" является пропедевтическим, т.е. готовит учащихся к более глубокому изучению систематического курса физики на втором этапе в 9-10-х классах.

Цель и задачи курса «Физика своими руками»


Цели программы

Образовательная:

  • развивать умения проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты;

  • выдвигать гипотезы и строить модели;

  • применять полученные знания для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ;

  • на практике использовать физические знания.

Развивающая:

  • развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности в процессе приобретения знаний и умений с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

  • расширять кругозор учащихся.

Воспитательная:

  • воспитывать убеждённости в возможности познания законов природы;

  • необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач;

  • уважительного отношения к мнению другого при обсуждении проблем естественнонаучного содержания;

  • чувства ответственности за экологическую обстановку в природе.

Задачи программы:

* формировать представления о явлениях и законах окружающего мира, с которыми школьники сталкиваются в повседневной жизни;

* развивать способности к исследовательской и проективной деятельности;

* создавать условия для развития устойчивого интереса к изучению физики;

* создавать условия для приобретения учащимися практических навыков

Возраст детей участвующих в реализации дополнительной образовательной программы

Состав группы- постоянный( мальчиков-12)

Особенности набора обучающихся-свободный

Возраст детей-13-14 лет

Срок реализации программы - 1 год

Основные формы деятельности объединения по данной программе:

Обучение проходит в виде кружковых занятий.

Основные формы организации деятельности учащихся на занятии:

В соответствии с целями данного курса, его содержанием и методами обучения наиболее оптимальной формой занятия является самостоятельная исследовательская работа.

Необходимо отдавать предпочтение следующим формам работы:

практические и лабораторные работы;

работа в малых группах (2-3 человека) при выполнении исследовательских и проектных заданий;

подготовка отчетных материалов по результатам проведения исследований.

Основные методы проведения занятий:

- проблемное и проектное обучение - основные методы ведения кружка насыщены действием, демонстрационными опытами, практическими наблюдениями, небольшими исследованиями. Дети в 13-14 лет любят фантазировать, изобретать. Проблемное и проектное обучение позволяет развить на первом этапе познавательную активность, научить элементам исследования, наблюдения, приучить к оформлению результатов наблюдения.

- при подготовке к занятиям необходимо учитывать психологические особенности возраста. Весь иллюстративный материал, как основное средство подачи информации, должен быть ярким и красочным, возбуждать зрительное восприятие.

- из всех видов деятельности предпочтение отдается проектированию и эксперименту. Необходимо использовать творческую фантазию и выдумку детей через творческие домашние работы: нарисуй, изобрети, придумай применение.

Место кружка в учебном плане

Содержание кружка отвечает требованию к организации внеурочной деятельности, соответствует курсу «Физики» , не требует от учащихся дополнительных физических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные физические факты, полученные в процессе проведения опытов и экспериментов.

В методике проведения занятий учитываются возрастные особенности и возможности детей среднего школьного возраста.

Режим занятий: работа кружка «Физика своими руками»39 часов в год. Одно занятие в неделю по одному часу.

Содержание тем курса «Физика своими руками»

Тема 1 Механическое явление-7 часов

Механическое движение. Инерция. Равновесие тел. Центробежная сила. Поверхностное натяжение

Тема 2 Тепловые явления -2 часа

Тепловое движение. Связь температуры тела со скоростью движения его молекул. Внутренняя энергия. Два способа изменения внутренней энергии: работа и теплопередача. Виды теплопередачи.

Тема 3 Кристаллы-1 час

Твердые тела. Аморфные тела. Выращивание кристаллов

Тема 4 Давление-4 часа

Давление. Давление твёрдых тел. Давление газа. Объяснение давления газа на основе молекулярно - кинетических представлений. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе.

Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Барометр - анероид. Изменение атмосферного давления с высотой. Манометры.

Тема 5 Выталкивающее действие жидкости и газа-4часа

Архимедова сила. Условия плавания тел.Водный транспорт. Воздухоплавание.

Тема 6 Световые явления-3 часа

Источники света. Прямолинейное распространение света. Отражения света. Закон отражения. Плоское зеркало.

Тема 7 Оптические явления-1 час

Преломление света. Линза. Оптические приборы.

Тема 8 Электрические явления-3 часа

Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Взаимодействие заряженных тел. Электрическое поле.

Тема 9 Магнитные явления-2 часа

Электромагниты и их применение. Постоянные магниты. Магнитное поле Земли. Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель.

Тема 10 Физика и химия-3 часа

Связь физики и химии в быту

Тема 11 Работа над проектом. Защита- 11 часо

Учебно-тематический план


№ темы

Тема

Теоретическое занятие

Практическое занятие

1

Механическое явление

2

5

2

Тепловые явления

0,5

1,5

3

Кристаллы

0,5

0,5

4

Давление

1

3

5

Выталкивающее действие жидкости и газа

0,5

1,5

6

Световые явления

1

2

7

Оптические явления

0,5

0,5

8

Электрические явления

1

2

9

Магнитные явления

0,5

1,5

10

Физика и химия

-

3

11

Работа над проектом. Защита

-

11

Итого

7,5

30,5




Календарно-тематическое планирование кружка

«Физика своими руками»(7-8 класс)


№ занятия

Тема

Кол-во часов

Дата проведения

План

Факт

Тема 1 Механическое явление

7

1.1

Инерция

1

5.09

2.2

Инерция

1

12.09

3.3

Центробежная сила

1

19.09

4.4

Равновесие

1

26.09

5.5

Поверхностное натяжение

1

3.10

6.6

Реактивное движение

1

10.10

7.7

Волны на поверхности жидкости

1

17.10

Тема 2 Тепловые явления

2

8.1

Способы теплопередачи. Конвекция

1

24.10

9.2

Способы теплопередачи. Тяга

1

31.10

Тема 3 Кристаллы

1

10.1

Кристаллы

1

7.11

Тема 4 Давление

4

11.1

Давление твердых тел

1

14.11

12.2

Давление жидкостей и газов

1

21.11

13.3

Давление жидкостей и газов

1

28.11

14.4

Атмосферное давление

1

5.12

Тема 5 Выталкивающее действие жидкости и газа

2

15.1

Выталкивающее действие жидкости

1

12.12

16.2

Выталкивающее действие газа

1

19.12

Тема 6 Световые явления

3

17.1

Образование тени и полутени

1

26.12

18.2

Отражение света.

1

9.01

19.3

Оптические приборы

1

16.01

Тема 7 Оптические явления

1

20.1

Оптические иллюзии

1

23.01

Тема 8 Электрические явления

3

21.1

Электризация

1

30.01

22.2

Электризация

1

6.02

23.3

Электрические цепи

1

13.02

Тема 9 Магнитные явления

2

24.1

Магниты и их взаимодействие

1

20.02

25.2

Фокусы с магнитами

1

27.02

Тема 10 Физика и химия

3

26.1

Физика на кухне

1

6.03

27.2

Физика на кухне

1

13.03

28.3

Физика на кухне

1

20.03

Тема 11 Работа над проектом. Защита.

11

29.1

30.2

Проект «Температура воздуха в разных точках нашего села»

2

27.03

31.3

32.4

Проект «Диффузия в различных агрегатных состояниях»

2

3.04

10.04

33.5

34.6

Проект «Плотность овощей»

2

17.04

24.04

35.7

36.8

Проект « Народные приметы глазами физика»

2

1.05

8.05

37.9

Конкурс «Научные забавы»

1

15.05

38.10

Шоу «Физика своими руками»

1

22.05

39.11

Подведение итогов

1

29.05


Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся:

Учащимся необходимо знать основной и дополнительный теоретический материал по основным разделам физики. Обучающиеся должны уметь на практике пользоваться соответствующими приборами, иметь твердые навыки работы с измерительными приборами (определять цену деления, снимать показания, соблюдать все требования техники безопасности).

Учащиеся должны овладевать навыками письменной речи, для того, чтобы грамотно, ясно и доступно выразить свои мысли при написании инструкций к своим моделям и приборам, при составлении текстов проектов и исследовательских работ.

Выполнение, а также защита работ и проектов исследовательского характера предусматривает итоговые конференции в классе, с последующим выступлением на научных конференциях школьного уровня. Высшей формой оценки результатов труда учащихся является участие в научных конференциях различного уровня (от районных до республиканских).

Перечень учебно-методического обеспечения:

Для успешного проведения занятий кружка «Астрономия и физика космоса» в школе имеется :

  • Учебный кабинет, учебные стулья и столы;

  • учебно-методический материал;

  • наглядные пособия: таблицы, схемы, картинки

  • приборы и материалы;

  • компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор.

Список литературы

  1. afizika.ru/

  1. eidos.ru/

  1. google.ru

  1. Гулиа, Н. В. Удивительная физика: о чем умолчали учебники. - М., 2003.

  1. Горев, Л. А. Занимательные опыты по физике. - М., 1985.

  1. З.Дягилев, Ф. М. Из истории физики и жизни ее творцов. - М., 1986.

  1. Перельман, Н. Я. Занимательные опыты по физике. - М., 1972.

  1. Рабиза, Ф. В. Простые опыты: забавная физика для детей. - М., 1997.

  1. Физика: великие открытия / Популярная школьная энциклопедия. - М.,2001

  1. Хрестоматия по физике. 8-10кл. / под ред. Б. И. Спасского. - М.,1992.

  1. Джим Уиз "Занимательная химия, физика, биология".

  1. Дарья Орлова "Игрушки, которые в 1000 раз полезнее, умнее, интереснее, чем в магазине".

Приложение 1

Лист

корректировки рабочей программы

Класс

Номер урока

Название раздела, темы

Дата провед

по плану

Причина корректировки

Корректирующее мероприятие

Дата провед

по факту






























10


© 2010-2022