- Преподавателю
- Физика
- Рабочая программа кружка «Физика своими руками»
Рабочая программа кружка «Физика своими руками»
Раздел | Физика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Тришкина Т.А. |
Дата | 06.11.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Управление образования Альметьевского муниципального района
Республики Татарстан
Муниципальная бюджетная образовательная организация «Ямашинская средняя общеобразовательная школа»
«Рассмотрено»
на МС
Протокол №__от_________2013г
«Согласовано»
Заместитель директора по ВР
_________/(Вахтерова Т.Б.)
«_______» ___________ 2013 г.
«Утверждаю»
Директор школы ____________/(Степанов Н.М.)
«______» ___________ 2013 г.
Рабочая программа
кружка «Физика своими руками»
Составитель: Тришкина Татьяна Ананьевна
учитель физики и математики,
второй квалификационной категории
2013-2014 учебный год
Ямаши, 2013 год
Пояснительная записка
Рабочая программа кружка «Физика своими руками» разработана на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
1. Закона Российской Федерации «Об образовании» от 10 07 1992г № 3266-1.
2. Закона Республики Татарстан «Об образовании» введен в действие Постановлением ВС РТ от 20 октября 1993г № 1993-Х11;
3. Положения о кружковой работе;
4. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», № 120 от 24 июня 1999г;
5. Санитарно- эпидимиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г №189
Программа кружка «Физика своими руками» разработана для учеников, начинающих изучение курса физики - 7-8 классов. Особенностью работы кружка является в основном подготовка учащихся к восприятию и осмыслению физических процессов, изучаемых в старших классах, практического применения знаний, их связи с наукой и техникой. На занятиях ученики должны убедиться в том, что практически все явления, окружающие нас и непосредственными участниками некоторых из них, могут явиться сами ученики, объясняются с точки зрения физики, основываются на физических законах. Использование физических закономерностей и явлений пронизывает все стороны человеческой деятельности. И основой производства и совершенствования быта служат в числе других факторов физические знания, что физика нужна людям многих профессий.
Главная цель современного образования - формирование разносторонне развитой личности, способной реализовать творческий потенциал в динамичных социально-экономических условиях, как в собственных жизненных интересах, так и в интересах общества. Формирование у учащихся способности к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициативности возлагается в первую очередь на образование и главным образом на среднюю школу. Реализация этих целей может осуществляться также через научно-исследовательскую деятельность учащихся.
Это актуально в наше время, когда разобщенность учебных предметов естественного цикла приводит к разобщенности знаний, к бессмысленности их. Кроме того, наши дети, к сожалению, рано утрачивают способность удивляться. Задача педагога - привлечь внимание ученика, показать удивительное в привычном, убедить, что физика - инструмент для познания окружающего мира.
Курс "Физика своими руками" является пропедевтическим, т.е. готовит учащихся к более глубокому изучению систематического курса физики на втором этапе в 9-10-х классах.
Цель и задачи курса «Физика своими руками»
Цели программы
Образовательная:
-
развивать умения проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты;
-
выдвигать гипотезы и строить модели;
-
применять полученные знания для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ;
-
на практике использовать физические знания.
Развивающая:
-
развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности в процессе приобретения знаний и умений с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
-
расширять кругозор учащихся.
Воспитательная:
-
воспитывать убеждённости в возможности познания законов природы;
-
необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач;
-
уважительного отношения к мнению другого при обсуждении проблем естественнонаучного содержания;
-
чувства ответственности за экологическую обстановку в природе.
Задачи программы:
* формировать представления о явлениях и законах окружающего мира, с которыми школьники сталкиваются в повседневной жизни;
* развивать способности к исследовательской и проективной деятельности;
* создавать условия для развития устойчивого интереса к изучению физики;
* создавать условия для приобретения учащимися практических навыков
Возраст детей участвующих в реализации дополнительной образовательной программы
Состав группы- постоянный( мальчиков-12)
Особенности набора обучающихся-свободный
Возраст детей-13-14 лет
Срок реализации программы - 1 год
Основные формы деятельности объединения по данной программе:
Обучение проходит в виде кружковых занятий.
Основные формы организации деятельности учащихся на занятии:
В соответствии с целями данного курса, его содержанием и методами обучения наиболее оптимальной формой занятия является самостоятельная исследовательская работа.
Необходимо отдавать предпочтение следующим формам работы:
практические и лабораторные работы;
работа в малых группах (2-3 человека) при выполнении исследовательских и проектных заданий;
подготовка отчетных материалов по результатам проведения исследований.
Основные методы проведения занятий:
- проблемное и проектное обучение - основные методы ведения кружка насыщены действием, демонстрационными опытами, практическими наблюдениями, небольшими исследованиями. Дети в 13-14 лет любят фантазировать, изобретать. Проблемное и проектное обучение позволяет развить на первом этапе познавательную активность, научить элементам исследования, наблюдения, приучить к оформлению результатов наблюдения.
- при подготовке к занятиям необходимо учитывать психологические особенности возраста. Весь иллюстративный материал, как основное средство подачи информации, должен быть ярким и красочным, возбуждать зрительное восприятие.
- из всех видов деятельности предпочтение отдается проектированию и эксперименту. Необходимо использовать творческую фантазию и выдумку детей через творческие домашние работы: нарисуй, изобрети, придумай применение.
Место кружка в учебном плане
Содержание кружка отвечает требованию к организации внеурочной деятельности, соответствует курсу «Физики» , не требует от учащихся дополнительных физических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные физические факты, полученные в процессе проведения опытов и экспериментов.
В методике проведения занятий учитываются возрастные особенности и возможности детей среднего школьного возраста.
Режим занятий: работа кружка «Физика своими руками»39 часов в год. Одно занятие в неделю по одному часу.
Содержание тем курса «Физика своими руками»
Тема 1 Механическое явление-7 часов
Механическое движение. Инерция. Равновесие тел. Центробежная сила. Поверхностное натяжение
Тема 2 Тепловые явления -2 часа
Тепловое движение. Связь температуры тела со скоростью движения его молекул. Внутренняя энергия. Два способа изменения внутренней энергии: работа и теплопередача. Виды теплопередачи.
Тема 3 Кристаллы-1 час
Твердые тела. Аморфные тела. Выращивание кристаллов
Тема 4 Давление-4 часа
Давление. Давление твёрдых тел. Давление газа. Объяснение давления газа на основе молекулярно - кинетических представлений. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе.
Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Барометр - анероид. Изменение атмосферного давления с высотой. Манометры.
Тема 5 Выталкивающее действие жидкости и газа-4часа
Архимедова сила. Условия плавания тел.Водный транспорт. Воздухоплавание.
Тема 6 Световые явления-3 часа
Источники света. Прямолинейное распространение света. Отражения света. Закон отражения. Плоское зеркало.
Тема 7 Оптические явления-1 час
Преломление света. Линза. Оптические приборы.
Тема 8 Электрические явления-3 часа
Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Взаимодействие заряженных тел. Электрическое поле.
Тема 9 Магнитные явления-2 часа
Электромагниты и их применение. Постоянные магниты. Магнитное поле Земли. Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель.
Тема 10 Физика и химия-3 часа
Связь физики и химии в быту
Тема 11 Работа над проектом. Защита- 11 часо
Учебно-тематический план
№ темы
Тема
Теоретическое занятие
Практическое занятие
1
Механическое явление
2
5
2
Тепловые явления
0,5
1,5
3
Кристаллы
0,5
0,5
4
Давление
1
3
5
Выталкивающее действие жидкости и газа
0,5
1,5
6
Световые явления
1
2
7
Оптические явления
0,5
0,5
8
Электрические явления
1
2
9
Магнитные явления
0,5
1,5
10
Физика и химия
-
3
11
Работа над проектом. Защита
-
11
Итого
7,5
30,5
Календарно-тематическое планирование кружка
«Физика своими руками»(7-8 класс)
№ занятия
Тема
Кол-во часов
Дата проведения
План
Факт
Тема 1 Механическое явление
7
1.1
Инерция
1
5.09
2.2
Инерция
1
12.09
3.3
Центробежная сила
1
19.09
4.4
Равновесие
1
26.09
5.5
Поверхностное натяжение
1
3.10
6.6
Реактивное движение
1
10.10
7.7
Волны на поверхности жидкости
1
17.10
Тема 2 Тепловые явления
2
8.1
Способы теплопередачи. Конвекция
1
24.10
9.2
Способы теплопередачи. Тяга
1
31.10
Тема 3 Кристаллы
1
10.1
Кристаллы
1
7.11
Тема 4 Давление
4
11.1
Давление твердых тел
1
14.11
12.2
Давление жидкостей и газов
1
21.11
13.3
Давление жидкостей и газов
1
28.11
14.4
Атмосферное давление
1
5.12
Тема 5 Выталкивающее действие жидкости и газа
2
15.1
Выталкивающее действие жидкости
1
12.12
16.2
Выталкивающее действие газа
1
19.12
Тема 6 Световые явления
3
17.1
Образование тени и полутени
1
26.12
18.2
Отражение света.
1
9.01
19.3
Оптические приборы
1
16.01
Тема 7 Оптические явления
1
20.1
Оптические иллюзии
1
23.01
Тема 8 Электрические явления
3
21.1
Электризация
1
30.01
22.2
Электризация
1
6.02
23.3
Электрические цепи
1
13.02
Тема 9 Магнитные явления
2
24.1
Магниты и их взаимодействие
1
20.02
25.2
Фокусы с магнитами
1
27.02
Тема 10 Физика и химия
3
26.1
Физика на кухне
1
6.03
27.2
Физика на кухне
1
13.03
28.3
Физика на кухне
1
20.03
Тема 11 Работа над проектом. Защита.
11
29.1
30.2
Проект «Температура воздуха в разных точках нашего села»
2
27.03
31.3
32.4
Проект «Диффузия в различных агрегатных состояниях»
2
3.04
10.04
33.5
34.6
Проект «Плотность овощей»
2
17.04
24.04
35.7
36.8
Проект « Народные приметы глазами физика»
2
1.05
8.05
37.9
Конкурс «Научные забавы»
1
15.05
38.10
Шоу «Физика своими руками»
1
22.05
39.11
Подведение итогов
1
29.05
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся:
Учащимся необходимо знать основной и дополнительный теоретический материал по основным разделам физики. Обучающиеся должны уметь на практике пользоваться соответствующими приборами, иметь твердые навыки работы с измерительными приборами (определять цену деления, снимать показания, соблюдать все требования техники безопасности).
Учащиеся должны овладевать навыками письменной речи, для того, чтобы грамотно, ясно и доступно выразить свои мысли при написании инструкций к своим моделям и приборам, при составлении текстов проектов и исследовательских работ.
Выполнение, а также защита работ и проектов исследовательского характера предусматривает итоговые конференции в классе, с последующим выступлением на научных конференциях школьного уровня. Высшей формой оценки результатов труда учащихся является участие в научных конференциях различного уровня (от районных до республиканских).
Перечень учебно-методического обеспечения:
Для успешного проведения занятий кружка «Астрономия и физика космоса» в школе имеется :
-
Учебный кабинет, учебные стулья и столы;
-
учебно-методический материал;
-
наглядные пособия: таблицы, схемы, картинки
-
приборы и материалы;
-
компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор.
Список литературы
-
afizika.ru/
-
eidos.ru/
-
google.ru
-
Гулиа, Н. В. Удивительная физика: о чем умолчали учебники. - М., 2003.
-
Горев, Л. А. Занимательные опыты по физике. - М., 1985.
-
З.Дягилев, Ф. М. Из истории физики и жизни ее творцов. - М., 1986.
-
Перельман, Н. Я. Занимательные опыты по физике. - М., 1972.
-
Рабиза, Ф. В. Простые опыты: забавная физика для детей. - М., 1997.
-
Физика: великие открытия / Популярная школьная энциклопедия. - М.,2001
-
Хрестоматия по физике. 8-10кл. / под ред. Б. И. Спасского. - М.,1992.
-
Джим Уиз "Занимательная химия, физика, биология".
-
Дарья Орлова "Игрушки, которые в 1000 раз полезнее, умнее, интереснее, чем в магазине".
Приложение 1
Лист
корректировки рабочей программы
Класс
Номер урока
Название раздела, темы
Дата провед
по плану
Причина корректировки
Корректирующее мероприятие
Дата провед
по факту
10