- Преподавателю
- Физика
- Работа на уроках по тесту Беннета
Работа на уроках по тесту Беннета
Раздел | Физика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Сальникова С.А. |
Дата | 10.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
ПОВЫШЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ
Мышление обычно делят по характеру решения задач на теоретическое и практическое. Теоретические, интеллектуальные операции обычно предшествуют практической деятельности направленной на их воплощение. Практическое мышление не является начальной формой мышления ребенка, а является зрелой формой мышления взрослого человека.
Высшие формы теоретического мышления возникают из практики и содержат обобщенные представления. Техническое мышление, как раз и является такой формой теоретического мышления. Техническое мышление - это множество интеллектуальных процессов и их результатов, обеспечивающих решение задач, связанных с технической деятельностью. Это могут быть, как конструкторские и технологические задачи, так и задачи появляющиеся при обслуживании и ремонте оборудования, приборов и др.
Смысл технического мышления состоит в решении задач, в процессе их решения и формируются необходимые качества технического мышления.
Чтобы решить технологическую задачу необходимо:
-
иметь установленную цель и стремиться получить конкретный ответ;
-
учитывать условия и исходные данные, необходимые для достижения цели;
-
применять такие способы решения задач, которые соответствуют имеющимся условиям.
При решении конструкторских или технологических задач есть свои особенности: в процессе работы человек должен уметь самостоятельно, ясно и компетентно поставить вопросы, на которые ему следует ответить, решая такую задачу, уметь разобраться в чертежах и схемах.
Навыки технического мышления приобретаются людьми в результате многолетней практики. В результате многократных повторений у учащихся накапливается опыт, а также вырабатываются навыки технического мышления.
В целом технические способности рассматриваются как общие умственные способности. Исследователи, которые занимаются этой проблемой, показали, что существуют независимые факторы, влияющие на уровень технической понятливости: пространственные представления и техническое понимание.
Согласно такому делению на два фактора создаются и специальные тесты, которые включают у себя задача на техническое понимание и пространственные представления.
Очень популярным тестом изучения технического понимания есть тест Беннета, в котором используют серию картинок с короткими вопросами. Для того чтобы ответить на вопрос, необходимо понимать общие, технические принципы, которые встречаются в повседневных ситуациях.
С целью повышения уровня технических способностей обучающихся Железногорского политехнического колледжа в период с апреля по октябрь 2009 г. проводилась работа с тестом Беннета.
В начале эксперимента была проведена группировка заданий теста (70 вопросов). Получены 7 групп заданий:
-
Задачи на быстроту вращения тел
-
Задачи на направление поворотов
-
Задачи на механическое напряжение цепей, равновесие тел
-
Задачи с жидкостью
-
Задачи с использованием троса
-
Задачи, решение которых определяется формой тела
-
Задачи на движение тел
Из каждой группы заданий были выбраны по одному заданию для проведения исходного и конечного тестирования. Из оставшихся заданий составлены 20 групп заданий для работы на уроках в качестве разминки, переключения внимания с одного вида деятельности на другой.
Каждый правильный ответ оценивается одним баллом. Уровень технических способностей определяется с помощью специальной оценочной таблицы. Шкальная оценка имеет шесть градаций:
-
очень высокий,
-
хороший,
-
выше среднего,
-
ниже среднего,
-
низкий,
Для проведения исходного тестирования был составлен тест из 10 вопросов. Число испытуемых - 50 человек. Получены следующие результаты (рис.1).
Рис.1. Доля каждого уровня технической грамотности
в общем числе испытуемых (исходный)
В дальнейшей работе методика была ориентирована на развитие технических способностей испытуемых.
Материал для каждого занятия представлен 5 несложными физико-техническими заданиями, которые представлены на интерактивной доске в виде рисунков. После текста вопроса (рисунка) следует три варианта ответа на него, причем только один из них является правильным. Необходимо выбрать и указать правильный ответ.
Методика относится к тестам скорости. На общее выполнение всех заданий отводится 5 мин.
Допускается выполнение заданий в любой последовательности. Процедура подсчета полученных результатов заключается в начислении 1 балла за каждое правильно выполненное задание.
Для проведения конечного тестирования было отобрано в произвольном порядке также 50 человек и составлен тест из 10 вопросов.
Результаты конечного тестирования следующие (рис.2).
Рис. 2. Доля каждого уровня технической грамотности
в общем числе испытуемых (конечный)
Как мы видим, наблюдается высокой и очень высокой уровень технической грамотности среди обучающихся нашего колледжа.
Сравним границы уровней механической понятливости:
Рис.3. Сравнение объемов уровней механической понятливости
Как видно из рис.3 произошло увеличение ширины интервалов, соответствующих таким уровням как выше среднего, высокий и очень высокий. Одновременно сократился интервал, соответствующий среднему уровню технической грамотности.
Таким образом, работа с тестом Беннета, проведенная в Железногорском политехническом колледже в течение апреля-октября 2009 г. оказалась продуктивной. Она показала, что техническая грамотность наших обучающихся достаточно высокая и, поработав на уроках, её можно повысить.
5