Работа на уроках по тесту Беннета

Очень популярным тестом изучения технического понимания есть тест Беннета, в котором используют серию картинок с короткими вопросами. Для того чтобы ответить на вопрос, необходимо понимать общие, технические принципы, которые встречаются в повседневных ситуациях. Смысл технического мышления состоит в решении задач, в процессе их решения и формируются необходимые качества технического мышления. Из каждой группы заданий были выбраны по одному заданию для проведения исходного и конечного тестирования. Из оставшихся заданий составлены 20 групп заданий для работы на уроках в качестве разминки, переключения внимания с одного вида деятельности на другой.      
Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОВЫШЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ

ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ


Мышление обычно делят по характеру решения задач на теоретическое и практическое. Теоретические, интеллектуальные операции обычно предшествуют практической деятельности направленной на их воплощение. Практическое мышление не является начальной формой мышления ребенка, а является зрелой формой мышления взрослого человека.

Высшие формы теоретического мышления возникают из практики и содержат обобщенные представления. Техническое мышление, как раз и является такой формой теоретического мышления. Техническое мышление - это множество интеллектуальных процессов и их результатов, обеспечивающих решение задач, связанных с технической деятельностью. Это могут быть, как конструкторские и технологические задачи, так и задачи появляющиеся при обслуживании и ремонте оборудования, приборов и др.

Смысл технического мышления состоит в решении задач, в процессе их решения и формируются необходимые качества технического мышления.

Чтобы решить технологическую задачу необходимо:

  • иметь установленную цель и стремиться получить конкретный ответ;

  • учитывать условия и исходные данные, необходимые для достижения цели;

  • применять такие способы решения задач, которые соответствуют имеющимся условиям.

При решении конструкторских или технологических задач есть свои особенности: в процессе работы человек должен уметь самостоятельно, ясно и компетентно поставить вопросы, на которые ему следует ответить, решая такую задачу, уметь разобраться в чертежах и схемах.

Навыки технического мышления приобретаются людьми в результате многолетней практики. В результате многократных повторений у учащихся накапливается опыт, а также вырабатываются навыки технического мышления.

В целом технические способности рассматриваются как общие умственные способности. Исследователи, которые занимаются этой проблемой, показали, что существуют независимые факторы, влияющие на уровень технической понятливости: пространственные представления и техническое понимание.

Согласно такому делению на два фактора создаются и специальные тесты, которые включают у себя задача на техническое понимание и пространственные представления.

Очень популярным тестом изучения технического понимания есть тест Беннета, в котором используют серию картинок с короткими вопросами. Для того чтобы ответить на вопрос, необходимо понимать общие, технические принципы, которые встречаются в повседневных ситуациях.

С целью повышения уровня технических способностей обучающихся Железногорского политехнического колледжа в период с апреля по октябрь 2009 г. проводилась работа с тестом Беннета.

В начале эксперимента была проведена группировка заданий теста (70 вопросов). Получены 7 групп заданий:

  1. Задачи на быстроту вращения тел

  2. Задачи на направление поворотов

  3. Задачи на механическое напряжение цепей, равновесие тел

  4. Задачи с жидкостью

  5. Задачи с использованием троса

  6. Задачи, решение которых определяется формой тела

  7. Задачи на движение тел

Из каждой группы заданий были выбраны по одному заданию для проведения исходного и конечного тестирования. Из оставшихся заданий составлены 20 групп заданий для работы на уроках в качестве разминки, переключения внимания с одного вида деятельности на другой.

Каждый правильный ответ оценивается одним баллом. Уровень технических способностей определяется с помощью специальной оценочной таблицы. Шкальная оценка имеет шесть градаций:

  • очень высокий,

  • хороший,

  • выше среднего,

  • ниже среднего,

  • низкий,

Для проведения исходного тестирования был составлен тест из 10 вопросов. Число испытуемых - 50 человек. Получены следующие результаты (рис.1).

Работа на уроках по тесту Беннета

Рис.1. Доля каждого уровня технической грамотности

в общем числе испытуемых (исходный)

В дальнейшей работе методика была ориентирована на развитие технических способностей испытуемых.

Материал для каждого занятия представлен 5 несложными физико-техническими заданиями, которые представлены на интерактивной доске в виде рисунков. После текста вопроса (рисунка) следует три варианта ответа на него, причем только один из них является правильным. Необходимо выбрать и указать правильный ответ.

Методика относится к тестам скорости. На общее выполнение всех заданий отводится 5 мин.

Допускается выполнение заданий в любой последовательности. Процедура подсчета полученных результатов заключается в начислении 1 балла за каждое правильно выполненное задание.

Для проведения конечного тестирования было отобрано в произвольном порядке также 50 человек и составлен тест из 10 вопросов.

Результаты конечного тестирования следующие (рис.2).

Работа на уроках по тесту Беннета

Рис. 2. Доля каждого уровня технической грамотности

в общем числе испытуемых (конечный)



Как мы видим, наблюдается высокой и очень высокой уровень технической грамотности среди обучающихся нашего колледжа.

Сравним границы уровней механической понятливости:



Работа на уроках по тесту Беннета

Рис.3. Сравнение объемов уровней механической понятливости


Как видно из рис.3 произошло увеличение ширины интервалов, соответствующих таким уровням как выше среднего, высокий и очень высокий. Одновременно сократился интервал, соответствующий среднему уровню технической грамотности.

Таким образом, работа с тестом Беннета, проведенная в Железногорском политехническом колледже в течение апреля-октября 2009 г. оказалась продуктивной. Она показала, что техническая грамотность наших обучающихся достаточно высокая и, поработав на уроках, её можно повысить.



5

© 2010-2022