- Преподавателю
- Физика
- Программа элективного курса Физические основы астрономии и экологии
Программа элективного курса Физические основы астрономии и экологии
Раздел | Физика |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Кондыкова Л.Е. |
Дата | 07.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Элективный курс
«Физические основы астрономии и экологии»
(1 час в неделю, всего 36 часов)
Тематическое планирование учебного материала
на 2014-2015 учебный год.
Разработчик: Кондыкова Людмила Евгеньевна,
учитель физики высшей категории,
старший учитель
Пояснительная записка.
В настоящее время во всех сферах общественной жизни востребованы люди адаптированные, творческие, активные, мобильные и инициативные. Современный человек должен уметь наблюдать, анализировать, делать предложения, отвечать за принятые решения. Человек, который самостоятельно умеет определить перспективу, наметить план действий и осуществить его, оценить и проанализировать, что удалось, а что нет, обладает проектным типом мышления. Введение проектной деятельности в начальной школе очень актуально в наши дни. В основе организации проектной деятельности учащихся лежит метод учебного проекта - это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности школьников, направленный на решение задачи учебного проекта. Программа внеурочной деятельности школьников «Секреты Вселенной» относится к общеинтеллектуальной направленности. Ушедший ХХ век, который был так богат научными открытиями в области космонавтики, по праву считается веком космоса, так как именно с ним связано начало космической эры человечества. Человек, впервые за всю свою историю существования, посмотрел на свой родной дом - Землю - со стороны и понял, как она мала и как велика Вселенная. Сегодня человечество активно изучает Солнечную систему с помощью гигантских телескопов, космических обсерваторий и межпланетных станций. Благодаря научным открытиям человеческое сознание проникло в глубины Вселенной.
Следовательно, в связи со значительным увеличением знаний о космосе, современное образование должно обеспечивать необходимый минимум астрономических знаний. Однако, в основной школе космическое Фобразование не имеет системы, а в некоторых школах отсутствует вообще. Таким образом, дети лишены возможности изучения строения и эволюции космического пространства. Многие современные школьники не могут ответить на простые, казалось бы, вопросы: Кто был первым космонавтом? Кто из космонавтов первым вышел в открытый космос? Как устроена наша Солнечная Система? В целях повышения интереса учащихся к астрономии, к изучению Вселенной, разработана данная программа.
Актуальность программы заключается в том, что она позволяет средствами внеурочной деятельности частично компенсировать пробелы в изучении астрономии, существующие в школе, одновременно способствуя и общекультурному развитию детей. Программа «Физические основы астрономии и экологии» позволяет школьникам среднего возраста освоить необходимую астрономическую базу знаний или астрономический минимум через создание учебных проектов. Знания и умения, необходимые для организации проектной деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы основного общего образования. Работа над проектами - это способ формирования общих УУД:
организационных (регулятивных),
интеллектуальных (познавательных),
оценочных (личностных),
коммуникативных.
Организация массовой работы школьников над проектами позволит существенно дополнить усилия учителей по формированию универсальных учебных действий на уроках по базовым дисциплинам. Кроме того, работа над проектами позволяет:
обрести ученикам ощущение успешности, с одной стороны, независящее от успеваемости и, с другой стороны, не на пути асоциального поведения,
научиться применять полученные знания,
организовывать сотрудничество с родителями на регулярной основе.
Проектная деятельность ребенка интенсивно может развиваться в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях. Она позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей.
Новизна данной программы состоит в том, что она использует в обучении новейшие мультимедийные компьютерные технологии, с целью создания максимально возможной наглядности. Основные принципы реализации программы - научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.
Цель и задачи курса «Физические основы астрономии и экологии»
Цель программы: создание условий для успешной реализации детьми своих способностей и потенциала личности, а так же формирования у учащихся, на основе изучения астрономии навыков познавательной деятельности, целостного представления об окружающем мире, о Вселенной. Задачи программы: Обучающие:
Формировать основы естественнонаучного мировоззрения, целостного представления о строении Вселенной и месте в ней человека.
Обучить основным навыкам наблюдений небесных объектов.
Формировать умение учиться, навыкам самообразования.
Формировать представление о проектном обучении как ведущем способе учебной деятельности.
Формировать навыки работы с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).
Развивающие:
Развивать познавательную активность.
Способствовать развитию чувства сопричастности к космосу.
Развивать способность инициировать и осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками, договариваться и приходить к общему решению в совместной работе.
Воспитательные:
Воспитывать качества, необходимые в научно-исследовательской работе: наблюдательность, аккуратность, сосредоточенность, усидчивость.
Воспитывать эмоционально-эстетические чувства при изучении космоса.
Формировать умения оценивать свои возможности и делать осознанный выбор.
Способствовать созданию дружного коллектива учащихся, педагога и родителей (коммуникативные навыки).
Учебно - тематический план элективного курса
«Физические основы астрономии и экологии»
Темы разделов программы
Число часов
Наблюдения
Раздел 1
Тайны звёздного неба
11
№1
Раздел 2
Земля и Луна
5
Раздел 3
Солнце и его семья
7
№2
Раздел 4
Мир звёзд
3
№3
Раздел 5
Мир галактик
2
№4
Раздел 6
Космос и человек. Экологические проблемы околоземного пространства.
6
Итого: 32 часа + 4 часа наблюдения
№ урока
Тема урока
Тип, методы занятий
Методическое обеспечение
Домашнее задание
Раздел 1. Тайны звёздного неба ( 11часов)
1/1
Пространственно - временные масштабы Вселенной
Информационно - развивающий. Эвристическая беседа, наглядные, практические
Видеофильм: «масштабы Вселенной», презентация
Составить и выучить ОК № 1.
2/2
Задачи астрономии на различных исторических этапах, включая современный.
Творчески - репродуктивный. Эвристическая беседа с презентацией.
Презентация по теме: «Этапы развития астрономии»
Подготовить видео сообщения по теме.
Вечернее наблюдение №1 «Общее знакомство со звездным небом» . Суточное вращение неба. Основные созвездия и наиболее яркие звёзды. Определение сторон горизонта и примерной географической широты по полярной звезде
3/3
Знаменитые астрономы и их открытия (Фалес, Анаксагор, Пифагор, Демокрит, Аристотель, Аристарх, Эрастофен, Птолемей, Коперник, Галилей, Браге, Кеплер)
Информационно - развивающий. Словесные, наглядные, практические, Творчески - репродуктивный. Эвристическая беседа.
Видео сообщения, биографические ролики о Копернике, Галилее, Браге, Кеплере, CD- «Мультимедиа библиотека по астрономии».
Подготовить видео сообщения по теме следующего урока (опережающие индивидуальные задания)
4/4
Связь астрономии с другими науками
Изучение нового .Беседа с презентацией.
Видеоролики
Индивидуальные
задания по подготовке видео-сообщений
5/5
Созвездия. Ориентирование по сторонам света.
Изучение нового ч/з беседу и постановку проблем. Практическая работа, индивидуальная.
Словесные, наглядные, практические
Презентация по теме, Звездная карта, ПКЗН, видео «Созвездия», фотографии участков неба, список созвездий. CD- «Red Shift 5.1». Приложение №9. ШАК. Телескоп. CD-Большая энциклопедия, CD- «Мультимедиа библиотека по астрономии».
Легенды о созвездии - найти. Составить ОК №2
6/6
Изменение вида звездного неба в течение суток и в течение года.
Изучение нового ч/з беседу и постановку проблем.
Словесные, наглядные, практические
Звездная карта (атлас), ПКЗН, модель небесной сферы, фотография околополярной области неба. Таблица перевода градусной меры в часовую. CD- «Red Shift 5.1».
ОК № 3. Подготовить видео-сообщение, презентацию по теме
7/7
Звездные карты. Атласы. ПКЗН
Изучение нового. Практическая работа, индивидуальная.
Звездная карта (атлас), ПКЗН, модель небесной сферы, модель горизонтальных и экваториальных координат. CD- «Red Shift 5.1». Видеофильм «Астрономия» (ч.1).
ОК № 4., повторить работу с картой звёздного неба
8/8
Способы определения географической широты. Вид звёздного неба на различных широтах
Изучение нового. Практическая работа, индивидуальная.
Теодолит или другой угломерный инструмент, географическая карта. ПКЗН. CD- «Мультимедиа библиотека по астрономии».
ОК № 5.
9/9
Назначение, принцип действия и важнейшие характеристики телескопов разных систем. Спектральный анализ
Изучение нового. Практическая работа, индивидуальная.
Презентация по теме Глобус Земли, Видео «Крупнейшие астрономические Обсерватории» Теодолит. Телескоп. CD- «Red Shift 5.1», CD- «Мультимедиа библиотека по астрономии».
ОК № 6. Подготовить видео - сообщение по теме.
10/10
Основы измерения времени. Солнечные сутки. Всемирное время, Исчисление времени в РФ.
Изучение нового. Информационно - развивающий. Словесные, наглядные, практические. Практическая работа, индивидуальная.
ПКЗН, маятниковые и солнечные часы, метроном, секундомер, кварцевые часы Глобус Земли.
Повторить тему. Подготовить творческую работу «История календаря», кроссворд.
11/11
Летоисчисление, календарь, старый и новый стиль.
Комбин. Урок. Беседа с презентацией. Объяснительно - иллюстративные, повторение и обобщение знаний. Контроль знаний .
Календари. Презентация по теме. Разноуровневые тесты
КР №1
Раздел 2. Земля и Луна. (5 часов)
1/12
Земля как планета
Изучение нового ч/з беседу и постановку проблем.
Словесные, наглядные, практические
Видео: «Наша планета Земля». CD- «Red Shift 5.1», CD- «Мультимедиа библиотека по астрономии», теллурий, глобус.
ОК №7. Подготовить видео-сообщение
2/13
Система «Земля - Луна» Причины возникновения приливов и отливов.
Лунный глобус.
Изучение нового. Информационно - развивающий. Словесные, наглядные, практические
Видеофильм: «Причины возникновения приливов и отливов.»
CD- «Мультимедиа библиотека по астрономии».
ОК № 8.
3/14
Природа Луны.
Комбин. Урок. Беседа с презентацией. Объяснительно - иллюстративные
Глобус Луны, карты Луны, фотографии, видеофильм: Луна
Индивидуальные задания
4/15
Периоды и фазы Луны.
Изучение нового ч/з беседу и постановку проблем.
Словесные, наглядные, практические. Практическая работа, индивидуальная.
Прибор солнечно-лунных затмений. Видеоролики и видеофильмы о Луне
ОК № 9.
5/16
Видео урок: « Луна. Секретная зона.»
Изучение нового. Творчески - репродуктивный. Эвристическая беседа.
Видеоролик по теме урока
повторение и обобщение знаний-индивидуальные задания
Вечернее наблюдение №2 «Наблюдение Луны и планет в телескоп»
Раздел 3. Солнце и его семья (7 часов)
1/17
Солнце как звезда Строение солнечной атмосферы (фотосфера, хромосфера, корона)..
Видео урок. Изучение нового. Творчески - репродуктивный. Эвристическая беседа.
Видеоролик по теме урока: «Солнце»
ОК № 10. Подготовить видео-сообщение
2/18
Солнце как звезда Источник энергии и внутреннее строение Солнца. Солнечная активность, солнечно-земные связи
Изучение нового Информационно - развивающий. Словесные, наглядные, практические. Изучение нового.
. Д/ф «Солнце и жизнь Земли»,
ОК № 11. Подготовить видео-сообщение
3/19
Планеты земной группы
Изучение нового ч/з беседу и постановку проблем.
Словесные, наглядные, практические
К/ф «Планетная система» (ч.1). ПКЗН. CD- «Red Shift 5.1», видеофильм: «Планеты земной группы»
ОК № 12. Подготовить видео сообщение
4/20
Видео урок: «Планеты земной группы»
Изучение нового. Творчески - репродуктивный. Эвристическая беседа.
Видеоролик по теме урока: «Планеты земной группы»
Индивидуальные задания
5/21
Планеты - гиганты
Изучение нового ч/з беседу и постановку проблем.
Словесные, наглядные, практические.
CD- «Мультимедиа библиотека по астрономии».
ОК № 13. Подготовить презентацию по теме.
6/22
Видео урок: «Планеты - гиганты»
Изучение нового. Творчески - репродуктивный. Эвристическая беседа.
Видеоролик по теме урока: Планеты - гиганты»
повторение и обобщение знаний-самостоятельно
7/23
Астероиды и метеориты Кометы и метеоры Болиды, метеорные потоки, порождаемые кометами.
Изучение нового ч/з беседу и постановку проблем.
Словесные, наглядные, практические, повторение и обобщение знаний. Контроль знаний .
Видеофильм: «Малые тела Солнечной системы», CD- «Мультимедиа библиотека по астрономии». Разноуровневые тесты
Выполнить контрольную домашнюю работу
Дневное наблюдение №3 «Наблюдение Солнца в телескоп»
Раздел 4. Мир звёзд. (3 часа)
1/24
Звёзды, их основные характеристики:цвет, температура (закон Вина), спектр и химический состав, светимость, размер, масса, плотность звезд.. Внутреннее строение и источники энергии
Комбин. Урок Информационно - развивающий. Словесные, наглядные, практические. . Объяснительно - иллюстративные. Практическая работа, индивидуальная.
Видеоролик по теме урока, презентация: «Звёзды, их основные характеристики»
ОК № 14.
2/25
Классификация и эволюция звёзд. Двойные звезды. Переменные и нестационарные звезды
Изучение нового ч/з беседу и постановку проблем.
Словесные, наглядные, практические
Видеоролик по теме урока: «Двойные звезды. Переменные и нестационарные звезды»
ОК № 15. Подготовить презентацию
3/26
Белые карлики, нейтронные, чёрные дыры
Изучение нового ч/з беседу и постановку проблем.
Словесные, наглядные, практические
CD- «Мультимедиа библиотека по астрономии».
Индивидуальные задания
Раздел 5. Мир галактик (2 часа)
1/27
Наша Галактика. Млечный путь. Состав Галактики: звезды, скопления и их виды, туманности и их виды, лучи, поля, газ и пыль. Строение и вращение Галактики. Положение Солнца в Галактике.
Изучение нового Информационно - развивающий. Словесные, наглядные, практические.
Видеоролик по теме урока: «Наша Галактика.»
Кроссворд, Реферат, презентация. Повторение и обобщение знаний..
2/28
Галактики во Вселенной. Ближайшие галактики. Типы, состав и структура галактик. Квазары
Информационно - развивающий. Словесные, наглядные, практические. Контроль знаний
CD- «Мультимедиа библиотека по астрономии». Разноуровневые тесты.
Выполнить контрольную домашнюю работу
Вечернее наблюдение №4 «Наблюдение звездных скоплений, туманностей и галактик»
Раздел 6. Космос и человек. Экологические проблемы околоземного пространства. (6 часов)
1/29
Изучение человеком ближнего и дальнего космоса Космические аппараты, спутники, телескопы на орбите
Изучение нового ч/з беседу и постановку проблем.
Словесные, наглядные, практические
Видео, «Мультимедиа библиотека по астрономии»
Подготовить .презентацию
2/30
Экологические проблемы космического мусора.
Изучение нового ч/з беседу и постановку проблем.
Словесные, наглядные, практические
Урок-экскурсия совместно с сотрудниками РТ-22
Подготовить видео сообщение
3/31
Воздействие запусков космических ракет на околоземную орбиту и на озоновый слой атмосферы
Информационно - развивающий. Словесные, наглядные, практические. Изучение нового.
Таблицы: диаграмма «Атмосфера Земли, Д/ф «Парниковый эффект»
Творческая работа по теме
4/32
Проблема устойчивого сохранения экологии состояния космической среды. Обеспечение существования современной цивилизации
Творчески - репродуктивный. Эвристическая беседа.
Видеоролик по теме урока
Индивидуальные задания
5/33
Жизнь и разум во Вселенной. Проблема внеземных цивилизаций.
Комбин. урок. Объяснительно - иллюстративные
Фотографии НЛО из газет, журналов, радиотелескопов Наши послания (видео).
Индивидуальные задания
Защита проектов
6/34
Изучение человеком ближнего и дальнего космоса Космические аппараты, спутники, телескопы на орбите
ККР, Беседа с презентацией.
Информационно - развивающий. Словесные, наглядные, практические
Разноуровневые тесты
Творческая работа по теме.
Итого: 34часа, 4 часа наблюдений, 4 часа практических работ, 4 контрольных .