Конспект урока: Три состояния вещества (7 класс)

Раздел Физика
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока: Три состояния вещества (7 класс)Конспект урока: Три состояния вещества (7 класс)Конспект урока: Три состояния вещества (7 класс)Конспект урока: Три состояния вещества (7 класс)Конспект урока: Три состояния вещества (7 класс)Конспект урока: Три состояния вещества (7 класс)Конспект урока: Три состояния вещества (7 класс)Конспект урока: Три состояния вещества (7 класс)Конспект урока: Три состояния вещества (7 класс)Конспект урока: Три состояния вещества (7 класс)Конспект урока: Три состояния вещества (7 класс)Конспект урока: Три состояния вещества (7 класс)Конспект урока: Три состояния вещества (7 класс)Конспект урока: Три состояния вещества (7 класс)Конспект урока: Три состояния вещества (7 класс)Конспект урока: Три состояния вещества (7 класс)Конспект урока: Три состояния вещества (7 класс)Конспект урока: Три состояния вещества (7 класс)Конспект урока: Три состояния вещества (7 класс)Конспект урока: Три состояния вещества (7 класс)Конспект урока: Три состояния вещества (7 класс)Конспект урока: Три состояния вещества (7 класс)Конспект урока: Три состояния вещества (7 класс)Конспект урока: Три состояния вещества (7 класс)Конспект урока: Три состояния вещества (7 класс)Конспект урока: Три состояния вещества (7 класс)Конспект урока: Три состояния вещества (7 класс)Конспект урока: Три состояния вещества (7 класс)Конспект урока: Три состояния вещества (7 класс)Конспект урока: Три состояния вещества (7 класс)Конспект урока: Три состояния вещества (7 класс)Конспект урока: Три состояния вещества (7 класс)Конспект урока: Три состояния вещества (7 класс)Конспект урока: Три состояния вещества (7 класс)Конспект урока: Три состояния вещества (7 класс)Конспект урока: Три состояния вещества (7 класс)Конспект урока: Три состояния вещества (7 класс)Конспект урока: Три состояния вещества (7 класс)Конспект урока: Три состояния вещества (7 класс)Конспект урока: Три состояния вещества (7 класс)Конспект урока: Три состояния вещества (7 класс)Конспект урока: Три состояния вещества (7 класс)Конспект урока: Три состояния вещества (7 класс)Конспект урока: Три состояния вещества (7 класс)Конспект урока: Три состояния вещества (7 класс)Конспект урока: Три состояния вещества (7 класс)Конспект урока: Три состояния вещества (7 класс)Конспект урока: Три состояния вещества (7 класс)Конспект урока: Три состояния вещества (7 класс)Конспект урока: Три состояния вещества (7 класс)Конспект урока: Три состояния вещества (7 класс)Конспект урока: Три состояния вещества (7 класс)Конспект урока: Три состояния вещества (7 класс)Конспект урока: Три состояния вещества (7 класс)Конспект урока: Три состояния вещества (7 класс)Конспект урока: Три состояния вещества (7 класс)Конспект урока: Три состояния вещества (7 класс)Конспект урока: Три состояния вещества (7 класс)Конспект урока: Три состояния вещества (7 класс)Конспект урока: Три состояния вещества (7 класс)ПЛАН - КОНСПЕКТ

Тема урока: «Три состояния вещества. Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов»


Тип урока: изучение нового материала

Цель урока: Изучить физические свойства веществ в различных агрегатных состояниях. Выяснить особенности строения веществ в различных агрегатных состояниях и объяснить их.

Задачи урока:

  • образовательная: познакомить с основными свойствами трех агрегатных состояний вещества: твердого, жидкого и газообразного, научить объяснять свойства различных агрегатных состояний вещества на основе особенностей их внутреннего строения.

развивающая: формировать у учащихся логическое мышление; развивать познавательный интерес к предмету; развивать умение оперировать ранее полученными знаниями; развивать умение планировать свою деятельность.

воспитательная: воспитывать умение самостоятельно мыслить, ответственности за выполняемую работу, аккуратности при выполнении работы.

Оборудование: пластилин, мензурка, два сосуда, подкрашенная жидкость, воздушный шар.

План урока.

  1. Организационный момент (2 мин).

  2. Актуализация знаний (10 мин).

  3. Введение нового материала (20 мин).

  4. Закрепление изученного материала (10 мин).

  5. Домашнее задание (3 мин).

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика, записи на доске, в тетради.

  1. Организационный момент.

Проверка посещаемости, готовности класса к уроку, запись темы и домашнего задания на доске.

Тема: «Три состояния вещества. Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов»

Д/З: §

  1. Актуализация знаний

Учитель: Сегодня на уроке мы повторим с вами физические величины, их единицы измерения и обозначение, понятия притяжения и отталкивания молекул, и наконец-то «разберемся» с молекулой воды (вывешивается на доске модель молекулы ), которая не меняясь, не меняя свою форму и размеры, своей внешности может образовывать со своими «подружками-близняшками» ,и газообразное тело, и жидкое, и что самое удивительное- твердое тело. А потом экспериментально, т.е. на опытах еще раз подтвердим наши теоретические знания.

Работа с карточкой (1 человек, за партой)

Работа у доски заполнить таблицы №1 ,№2 ( 2 человека, письменно)

Учитель Выбрать из списка вещества, находящиеся в обычных условиях : в твердом состоянии, затем в жидком и газообразном и занести соответственно в таблицу№ 2.

Параллельная работа с классом

Задание (устно) Расскажите способы соединения стеклянной трубочки, которая нечаянно разбилась на прошлом уроке ,и обоснуйте ответ с точки зрения строения вещества.(зачитать по тетради)

Фронтальный опрос

Учитель: Что мы знаем о строении вещества? Я начинаю предложение, вы его хором ,но вполголоса завершаете:

Все тела состоят из… молекул и атомов, которые движутся …беспорядочно ( хаотически) или… колеблются вокруг своего положения равновесия и друг с другом …взаимодействуют: либо …притягиваются , либо… отталкиваются.

Учитель: На этих знаниях о строении вещества постройте ответ на вопрос. Почему дым сигареты вреден даже для некурящего человека?

Учитель: Резиновый шнур - твердое тело? Да. Как можно объяснить с молекулярной точки зрения растяжение резинового шнура?

Учитель: А теперь, проверим заполнение таблицы 2 ….и ответим на вопрос. Назовите одно и то же вещество, которое встречается в таблице в 3-х состояниях?

Учитель: Скажите, молекула воды в кофе, в чае, в молоке, пара над горячей водой, в сосульке одинаковы между собой?

Учитель И я опять возвращаю вас к вопросу: Почему молекулы воды одинаковы , а вещество находится в разных состояниях? Что же мы еще не знаем до сих пор о строении вещества?… А давайте попробуем сравнить свойства твердых, жидких и газообразных тел, выдвинем гипотезу

( предположение) об их строении , а потом проверим ее экспериментально (на опытах).




Ученики: Стеклянную трубку можно соединить двумя способами: расплавив концы, сильно прижать друг к другу и подержать пока не затвердеет или применить клей для стеклянных поверхностей. В первом случае твердое стекло превратится в жидкое, и молекулы будут перемешиваться ,т.е. произойдет диффузия, стекло спаивается. Во втором случае молекулы клея сильнее взаимодействуют (притягиваются)с молекулами стекла и между собой.


Ученики: Это объясняется явлением диффузии -перемешиваются молекулы дыма с молекулами воздуха и проникают в легкие некурящего человека при вдохе.

Ученики: Взаимодействие молекул резинового шнура между собой под действием силы растяжения уменьшается. После прекращения действия силы шнур возвращается в исходное положение.

Ученики: Лед, вода, водяной пар.

Ученики: Молекулы воды везде одинаковы



  1. Введение нового материала

Учитель: Представьте себе, что вы - молекулы и образуете твердое тело (первый ряд от окна), жидкость (второй ряд ) и газ (третий ряд). «Твердое тело», ваша форма определяется границами первой и второй партами и проходами. «Жидкость», вы должны показать, как может измениться ваша «коллективная «форма от нынешних границ до …(определяет новые границы). «Газ», вам предоставлен объем…(определяет пространство для «газа»).

Помните, у молекул нет ртов, совещаться можно только шепотом. В вашем распоряжении - 5 минут. По истечении этого срока представитель вашей группы должен описать словами и продемонстрировать характер движения и взаимодействие молекул, расположение частиц , а затем заполнить второй и третий столбик в таблице №3, используя модели молекул и магнитики.

Работа в группе

Работа в группе Работа в паре §11

стр.26-27

Работа в паре §11 Работа сам-льно

§12 стр.28-29

стр.26-27

Состояние вещества

Расположение частиц

Характер движения

Форма

Объем

Сжимае

мость

Газ

Беспорядочное, хаотическое


Жидкость


Колебания и перескоки



Твердое тело

колебания




Учитель: Спасибо, молекулы могут вернуться на свои места. Итак, расположение частиц в разном состоянии отличается друг от друга. Какие еще меняются свойства вещества в различных состояниях?

Попробуем сравнить такие свойства тел, как форма, объем и характер движения. Предлагаю вам заполнить в таблице №3 четвертый и пятый столбец. Вам поможет учебник, откройте §11 на стр. 26-27. Работаем в паре.

Время заполнения таблицы - 5 минут. Ответ достаточно записать одним глаголом.

Учитель: А теперь я предлагаю вам заполнить оставшийся столбец самостоятельно. Достаточно написать одно прилагательное.

Время работы 1 минута.


  1. Закрепление изученного материала

Учитель: Ну что же , а теперь пора проверить экспериментально справедливость наших высказываний и теоретических знаний.

Опыт №1 Кусок пластилина на нити опускаем в мензурку и измеряем объем.

Вывод: изменяя форму тела , при этом объем остается неизменным

Примеры: Твердые тела - стол, стул, книга, доска и т.д. сохраняют свою форму и объем.

Опыт №2 Подкрашенную жидкость емкостью 100мл переливают из одного сосуда в другой

Вывод: форма жидкости изменяется, объем остается один и тот же.

Примеры: «Замуровали» воду в каменном сосуде, попробовали сжать- вода просочилась сквозь камень. Шприц наполнили водой и закрыли отверстие - сжать воду очень трудно по сравнению с воздухом.

Опыт №3 Надувной шар легко меняет свой объем, если его сжать. Поменять форму шара также очень легко.

Вывод: Газы не сохраняют ни объем, ни форму.

Примеры: Кислородные, водородные баллоны можно накачать сильно.


  1. Домашнее задание

§


Работа в группе

Работа в группе Работа в паре §11

стр.26-27

Работа в паре §11 Работа самостоятельно

стр.26-27 §12 стр.28-29

Состояние вещества

Расположение частиц

Характер движения

Объем

Форма

Сжимаемость

Газ

Беспорядочное, хаотическое

Не сохраняет

Не сохраняет

Хорошая

Жидкость


Колебания и перескоки

сохраняет

Не сохраняет

Плохая

Твердое тело

колебания

сохраняет

сохраняет

Плохая

Работа с карточкой( 1 человек, за партой)

Физическая величина

Буквенное обозначение

Единица измерения

Длина

Площадь

Масса

Таблица 1 (1 человек)

Физическая величина

Буквенное обозначение

Единица измерения

Скорость

Время

Расстояние

Объем

Физическая величина

Букв.обозначение

Единица измерения

Скорость

ν

м/с, км/ч, км/с, м/мин

Время

t

с, мин, ч, сут, год, век

Расстояние

S

м, мм,см, дм, км

Объем

V

м³, мм³, см³, дм³, км³, л, мл,

Таблица 2.

Твердое вещество

Жидкое вещество

Газообразное вещество

На доске перечень веществ: железо, водород, лед, бензин, углекислый газ, дерево, вода, пластмасса, водяной пар, керосин, стекло.

Таблица № 2

Твердое вещество

Жидкое вещество

Газообразное вещество

Железо

Лед

Дерево

Пластмасса

стекло

Бензин

Вода

Керосин

Водород

Углекислый газ

Водяной пар




















РАСПРЕДЕЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА НА ДОСКЕ




Модель молекулы воды

Таблица 3

Состояние вещества

Расположение частиц

Характер движения

Объем

Форма

Сжимаемость

Газ








Жидкость






Тв.тело







Дом .зад.

§11-12, задание №84 Сб.З. Лукашик стр.12,

творческое задание:

создать модель строения льда, пользуясь реальным пластилином и проволокой ,или воды и водяного пара в виртуальном мире программы Word или Paint.


Таблица 1

Физ.вел

Букв. обозн

Единица

измерения



















Таблица 2

Тв тела

жидк

газы




Перечень веществ



























Выставление и комментирование оценок

1 Таблица №1_(доска)_________________________________

2.Таблица №2 (доска)__________________________________

  1. Вопрос о вреде сигаретного дыма _____________________

  2. Вопрос о резиновом шнуре___________________________

  3. Представитель группы «Газы»________________________

  4. Представитель группы « Жидкость» ___________________

  5. Представитель группы « Твердые тела» ________________

  6. Вывод к опыту№1_________________________________

  7. Вывод к опыту№2__________________________________

  8. Вывод к опыту№3__________________________________

Мне кажется, что сегодня нам стали чуть-чуть ближе те крошечные частицы , из которых состоит вся наша огромная Вселенная.

Спасибо за урок !До свидания! Все свободны.



© 2010-2022