- Преподавателю
- Физика
- Конспект урока: Три состояния вещества (7 класс)
Конспект урока: Три состояния вещества (7 класс)
Раздел | Физика |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Наумкина Е.В. |
Дата | 01.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
ПЛАН - КОНСПЕКТ
Тема урока: «Три состояния вещества. Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов»
Тип урока: изучение нового материала
Цель урока: Изучить физические свойства веществ в различных агрегатных состояниях. Выяснить особенности строения веществ в различных агрегатных состояниях и объяснить их.
Задачи урока:
-
образовательная: познакомить с основными свойствами трех агрегатных состояний вещества: твердого, жидкого и газообразного, научить объяснять свойства различных агрегатных состояний вещества на основе особенностей их внутреннего строения.
развивающая: формировать у учащихся логическое мышление; развивать познавательный интерес к предмету; развивать умение оперировать ранее полученными знаниями; развивать умение планировать свою деятельность.
воспитательная: воспитывать умение самостоятельно мыслить, ответственности за выполняемую работу, аккуратности при выполнении работы.
Оборудование: пластилин, мензурка, два сосуда, подкрашенная жидкость, воздушный шар.
План урока.
-
Организационный момент (2 мин).
-
Актуализация знаний (10 мин).
-
Введение нового материала (20 мин).
-
Закрепление изученного материала (10 мин).
-
Домашнее задание (3 мин).
Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика, записи на доске, в тетради.
-
Организационный момент.
Проверка посещаемости, готовности класса к уроку, запись темы и домашнего задания на доске.
Тема: «Три состояния вещества. Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов»
Д/З: §
-
Актуализация знаний
Учитель: Сегодня на уроке мы повторим с вами физические величины, их единицы измерения и обозначение, понятия притяжения и отталкивания молекул, и наконец-то «разберемся» с молекулой воды (вывешивается на доске модель молекулы ), которая не меняясь, не меняя свою форму и размеры, своей внешности может образовывать со своими «подружками-близняшками» ,и газообразное тело, и жидкое, и что самое удивительное- твердое тело. А потом экспериментально, т.е. на опытах еще раз подтвердим наши теоретические знания.
Работа с карточкой (1 человек, за партой)
Работа у доски заполнить таблицы №1 ,№2 ( 2 человека, письменно)
Учитель Выбрать из списка вещества, находящиеся в обычных условиях : в твердом состоянии, затем в жидком и газообразном и занести соответственно в таблицу№ 2.
Параллельная работа с классом
Задание (устно) Расскажите способы соединения стеклянной трубочки, которая нечаянно разбилась на прошлом уроке ,и обоснуйте ответ с точки зрения строения вещества.(зачитать по тетради)
Фронтальный опрос
Учитель: Что мы знаем о строении вещества? Я начинаю предложение, вы его хором ,но вполголоса завершаете:
Все тела состоят из… молекул и атомов, которые движутся …беспорядочно ( хаотически) или… колеблются вокруг своего положения равновесия и друг с другом …взаимодействуют: либо …притягиваются , либо… отталкиваются.
Учитель: На этих знаниях о строении вещества постройте ответ на вопрос. Почему дым сигареты вреден даже для некурящего человека?
Учитель: Резиновый шнур - твердое тело? Да. Как можно объяснить с молекулярной точки зрения растяжение резинового шнура?
Учитель: А теперь, проверим заполнение таблицы 2 ….и ответим на вопрос. Назовите одно и то же вещество, которое встречается в таблице в 3-х состояниях?
Учитель: Скажите, молекула воды в кофе, в чае, в молоке, пара над горячей водой, в сосульке одинаковы между собой?
Учитель И я опять возвращаю вас к вопросу: Почему молекулы воды одинаковы , а вещество находится в разных состояниях? Что же мы еще не знаем до сих пор о строении вещества?… А давайте попробуем сравнить свойства твердых, жидких и газообразных тел, выдвинем гипотезу
( предположение) об их строении , а потом проверим ее экспериментально (на опытах).
Ученики: Стеклянную трубку можно соединить двумя способами: расплавив концы, сильно прижать друг к другу и подержать пока не затвердеет или применить клей для стеклянных поверхностей. В первом случае твердое стекло превратится в жидкое, и молекулы будут перемешиваться ,т.е. произойдет диффузия, стекло спаивается. Во втором случае молекулы клея сильнее взаимодействуют (притягиваются)с молекулами стекла и между собой.
Ученики: Это объясняется явлением диффузии -перемешиваются молекулы дыма с молекулами воздуха и проникают в легкие некурящего человека при вдохе.
Ученики: Взаимодействие молекул резинового шнура между собой под действием силы растяжения уменьшается. После прекращения действия силы шнур возвращается в исходное положение.
Ученики: Лед, вода, водяной пар.
Ученики: Молекулы воды везде одинаковы
-
Введение нового материала
Учитель: Представьте себе, что вы - молекулы и образуете твердое тело (первый ряд от окна), жидкость (второй ряд ) и газ (третий ряд). «Твердое тело», ваша форма определяется границами первой и второй партами и проходами. «Жидкость», вы должны показать, как может измениться ваша «коллективная «форма от нынешних границ до …(определяет новые границы). «Газ», вам предоставлен объем…(определяет пространство для «газа»).
Помните, у молекул нет ртов, совещаться можно только шепотом. В вашем распоряжении - 5 минут. По истечении этого срока представитель вашей группы должен описать словами и продемонстрировать характер движения и взаимодействие молекул, расположение частиц , а затем заполнить второй и третий столбик в таблице №3, используя модели молекул и магнитики.
Работа в группе
Работа в группе Работа в паре §11
стр.26-27
Работа в паре §11 Работа сам-льно
§12 стр.28-29
стр.26-27
Состояние вещества
Расположение частиц
Характер движения
Форма
Объем
Сжимае
мость
Газ
Беспорядочное, хаотическое
Жидкость
Колебания и перескоки
Твердое тело
колебания
Учитель: Спасибо, молекулы могут вернуться на свои места. Итак, расположение частиц в разном состоянии отличается друг от друга. Какие еще меняются свойства вещества в различных состояниях?
Попробуем сравнить такие свойства тел, как форма, объем и характер движения. Предлагаю вам заполнить в таблице №3 четвертый и пятый столбец. Вам поможет учебник, откройте §11 на стр. 26-27. Работаем в паре.
Время заполнения таблицы - 5 минут. Ответ достаточно записать одним глаголом.
Учитель: А теперь я предлагаю вам заполнить оставшийся столбец самостоятельно. Достаточно написать одно прилагательное.
Время работы 1 минута.
-
Закрепление изученного материала
Учитель: Ну что же , а теперь пора проверить экспериментально справедливость наших высказываний и теоретических знаний.
Опыт №1 Кусок пластилина на нити опускаем в мензурку и измеряем объем.
Вывод: изменяя форму тела , при этом объем остается неизменным
Примеры: Твердые тела - стол, стул, книга, доска и т.д. сохраняют свою форму и объем.
Опыт №2 Подкрашенную жидкость емкостью 100мл переливают из одного сосуда в другой
Вывод: форма жидкости изменяется, объем остается один и тот же.
Примеры: «Замуровали» воду в каменном сосуде, попробовали сжать- вода просочилась сквозь камень. Шприц наполнили водой и закрыли отверстие - сжать воду очень трудно по сравнению с воздухом.
Опыт №3 Надувной шар легко меняет свой объем, если его сжать. Поменять форму шара также очень легко.
Вывод: Газы не сохраняют ни объем, ни форму.
Примеры: Кислородные, водородные баллоны можно накачать сильно.
-
Домашнее задание
§
Работа в группе
Работа в группе Работа в паре §11
стр.26-27
Работа в паре §11 Работа самостоятельно
стр.26-27 §12 стр.28-29
Состояние вещества
Расположение частиц
Характер движения
Объем
Форма
Сжимаемость
Газ
Беспорядочное, хаотическое
Не сохраняет
Не сохраняет
Хорошая
Жидкость
Колебания и перескоки
сохраняет
Не сохраняет
Плохая
Твердое тело
колебания
сохраняет
сохраняет
Плохая
Работа с карточкой( 1 человек, за партой)
Физическая величина
Буквенное обозначение
Единица измерения
Длина
Площадь
Масса
Таблица 1 (1 человек)
Физическая величина
Буквенное обозначение
Единица измерения
Скорость
Время
Расстояние
Объем
Физическая величина
Букв.обозначение
Единица измерения
Скорость
ν
м/с, км/ч, км/с, м/мин
Время
t
с, мин, ч, сут, год, век
Расстояние
S
м, мм,см, дм, км
Объем
V
м³, мм³, см³, дм³, км³, л, мл,
Таблица 2.
Твердое вещество
Жидкое вещество
Газообразное вещество
На доске перечень веществ: железо, водород, лед, бензин, углекислый газ, дерево, вода, пластмасса, водяной пар, керосин, стекло.
Таблица № 2
Твердое вещество
Жидкое вещество
Газообразное вещество
Железо
Лед
Дерево
Пластмасса
стекло
Бензин
Вода
Керосин
Водород
Углекислый газ
Водяной пар
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА НА ДОСКЕ
Модель молекулы воды
Таблица 3
Состояние вещества
Расположение частиц
Характер движения
Объем
Форма
Сжимаемость
Газ
Жидкость
Тв.тело
Дом .зад.
§11-12, задание №84 Сб.З. Лукашик стр.12,
творческое задание:
создать модель строения льда, пользуясь реальным пластилином и проволокой ,или воды и водяного пара в виртуальном мире программы Word или Paint.
Таблица 1
Физ.вел
Букв. обозн
Единица
измерения
Таблица 2
Тв тела
жидк
газы
Перечень веществ
Выставление и комментирование оценок
1 Таблица №1_(доска)_________________________________
2.Таблица №2 (доска)__________________________________
-
Вопрос о вреде сигаретного дыма _____________________
-
Вопрос о резиновом шнуре___________________________
-
Представитель группы «Газы»________________________
-
Представитель группы « Жидкость» ___________________
-
Представитель группы « Твердые тела» ________________
-
Вывод к опыту№1_________________________________
-
Вывод к опыту№2__________________________________
-
Вывод к опыту№3__________________________________
Мне кажется, что сегодня нам стали чуть-чуть ближе те крошечные частицы , из которых состоит вся наша огромная Вселенная.
Спасибо за урок !До свидания! Все свободны.