Урок по теме Поршневой жидкостный насос 7 класс

Раздел Физика
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Урок самостоятельного изучения новых знаний «Поршневой жидкостный насос»

Урок физики в 7 классе.

Технологии обучения : личностно - ориентированная, здоровьесберегающая, информационно - коммуникационная .

Продолжительность: 45 минут

Автор: Ахметова Ирина Петровна, учитель физики МОУ «Основная общеобразовательная школа № 15» г. Рубцовск, Алтайский край

Цель урока: создание условий для самостоятельного изучения и применения новых знаний.

Образовательные задачи урока:

  • ознакомить с устройством и принципом работы поршневого жидкостного насоса с помощью компьюторной модели;

  • формировать навыки технического моделирования;

  • формировать опыт самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников

  • Развивающие задачи урока:

  • развивать навыки самостоятельной работы учащихся;

  • развивать умение обобщать, анализировать, сравнивать, делать выводы;

  • развивать коммуникативную компетенцию учащихся;

  • создать условия для проявления познавательной активности учащихся;

Воспитательные задачи урока:

  • воспитывать культуру умственного труда;

  • воспитывать культуру коллективной работы;

  • воспитывать информационную культуру;

  • показать роль физического эксперимента.

Тип урока - урок изучения нового материала и его первичное закрепление.

Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, групповая, самостоятельная работа, тестирование.

Оборудование: стеклянная трубка с поршнем (шар Паскаля или шприц), персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран, таблица «Водяной насос»

Межпредметная связь: техника, биология, литература.

Структура урока:

  1. Орг.момент - 2 мин.

  2. Постановка цели урока: актуализация знаний - беседа, демонстрация - 5 мин.

  3. Организация деятельности учащихся - 3 мин

  4. Групповая работа с просмотром видеофильма и схемы работы на таблице - 10 мин.

  5. Физкультминутка. Гимнастика для глаз - 4 мин.

  6. Продолжение групповой работы - первичная проверка понимания нового материала - 5 -7 мин.

  7. Закрепление знаний - выполнение тестов, самопроверка, решение расчетных задач, решение качественных задач

  8. Рефлексия - 5 мин.

  9. Домашнее задание - 3 мин.





Описание урока


1. Обоснование выбора формы проведения урока.

Одним из результатов обучения физике в основной школе является понимание принципов действия машин, приборов и технических устройств, с которыми каждый человек постоянно встречается в повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности при их использовании. Возрастающая потребность связи физики и различных жизненных ситуаций побуждает учителя применять такие формы проведения уроков, которые бы могли донести знания до учащихся как можно интереснее и доступнее. Одной из таких форм является урок самостоятельного изучения принципа работы поршневого жидкостного насоса, на котором школьники сами с помощью компьюторной модели рассматривают устройство насоса, учатся сравнивать и анализировать результаты работы.

2. Методы обучения на уроке:

  • методы психологии - развитие мыслительных операций: анализ и синтез, наблюдение, сравнение и обобщение;

  • методы педагогики - методы организации и стимулирования учебной деятельности;

  • информационные методы - просмотр видеофильма «Водяной насос», использование презентации Power Point;

  • демонстрационный метод.

3. Актуальность поставленной цели урока.

При изучении законов физики учащиеся 7-х классов затрудняются применять полученные знания для объяснения принципов действия технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, решения физических задач на применение полученных знаний. Проявив самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений на примере несложного устройства водяного насоса, школьники получат опыт самостоятельного изучения принципа работы более сложных технических устройств, что явится толчком к развитию конструкторских способностей.

4. Место урока в тематическом планировании и системе уроков.

Преподавание ведётся по учебнику «Физика 7», А.В.Перышкин. Урок «Поршневой жидкостный насос» рассматривается в конце темы «Давление твердых тел, жидкостей и газов», после изучения закона Паскаля и атмосферного давления. Водяной насос является подтверждением существования атмосферного давления, далее рассматривается принцип работы гидравлического пресса, гидравлического домкрата.

5.Форма организации деятельности учащихся.

На этапах 1-4 происходит фронтальная работа с классом, на 8 - индивидуальная работа, на остальных - групповая работа. Групповая форма работы не является новой для учащихся. На данном уроке учащиеся разбились на группы по принципу личных симпатий. В каждой группе выбирается консультант, учащиеся знакомятся с технологической картой. Желающий от каждой группы озвучивает просмотренный фильм или выступает с сообщением после работы с таблицей. 6. Организация учебной деятельности с учётом личностно - ориентированной технологии обучения.

На уроке созданы условия для реализации основных принципов ЛОО. Это выражено в следующем:

  • создание атмосферы взаимной заинтересованности в работе учащихся и учителя;

  • стимулирование учащихся к высказываниям;

  • оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно-неправильно), но и по процессу его достижения;

  • создание педагогических ситуаций межгруппового и внутригруппового общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы;

  • создание ситуации выбора и успеха;

  • создание условий для актуализации и обогащения субъектного опыта учащихся;

  • создание обстановки для естественного самовыражения ученика;

7. Организация учебной деятельности с учётом здоровьесберегающей технологии обучения

Учебная деятельность, организованная на уроке, способствует сохранению здоровья детей, а именно:

  • своевременная подготовка к уроку и его мобилизующее начало;

  • доброжелательная атмосфера, способствующая положительному эмоциональному настрою;

  • чёткая организация учебного труда;

  • групповая работа, создающая ситуацию, когда более «слабый» ученик чувствует поддержку товарища;

  • объединение в группы по желанию учащихся, т. е. с учетом психологической совместимости;

  • смена видов деятельности учащихся;

  • выполнение упражнений для глаз для снятия усталости.

8. Организация учебной деятельности с учётом ИКТ.

Большая часть учащихся 7 класса владеет навыком работы на компьютере, поэтому самостоятельно просматривают видеофильм, презентация Power Point используется на данном уроке в качестве демонстрации. Презентация состоит из 11 слайдов, включая титульный.

Смена слайдов происходит путем по щелчку мыши.

Оформление презентации отвечает основным требованиям:

  • один и тот же вид информации помещён в одном и том же месте;

  • при оформлении презентации минимизировано количество используемых цветов, для выделения наиболее важных данных и развития зрительной памяти использован один и тот же цвет;

  • разумно использован цветовой контраст.

Использование ИКТ на данном уроке способствует:

  • решению всех задач урока: обучающих, развивающих, воспитательных;

  • повышению познавательной активности учащихся: развивается интерес к теме, каждый ученик на уроке занят делом, никто не бездельничает;

  • повышению интенсификации урока и темпа урока: тест проецировался на экран, далее ответы к тесту для самопроверки, презентация позволила значительно сократить время на выполнение теста.

  • увеличению объёма выполненной работы.

ИКТ выполняет важные функции и в деятельности учителя на уроке, увеличивая его возможности в качестве воспитателя, организатора, оценивающего и контролирующего процесс и результаты обучения

  1. Результат деятельности учащихся.

Результатом деятельности учащихся на уроке является: самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений, овладение навыками самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, понимание устройства и принципа работы поршневого жидкостного насоса при помощи компьютера, решение задач. Результат деятельности учащихся зафиксирован в технологической карте и в выполненном тесте.

Другой стороной, надпредметным компонентом результата деятельности учащихся на уроке является приобщение их к процессу творчества, открытия для себя нового, осознание чувства сопричастности к общему успеху.

Литература





Ход урока

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Оргмомент

Цель: подготовка учащихся к работе на уроке

Приветствует учащихся, определяет отсутствующих, проверяет наличие тетрадей, калькуляторов.

Приветствуют учителя.

2.Постановка цели урока

Цель:

-актуализация опыта учащихся по данной теме;

-организация целенаправленной познавательной деятельности учащихся.

Слайд 1

Перед определением темы и цели урока предлагает посмотреть презентацию (слайд 1), демонстрацию опыта.

Учитель:

  • Предлагает вспомнить схему водопровода. Приводит строки из стихотворения Маяковского «Во весь голос»: Мой стих трудом громаду лет прорвет

И явится весомо, грубо, зримо Как в наши дни вошел Водопровод

Сработанный еще рабами Рима

- Вопрос: Чего не знали древние римляне при строительстве водопровода?

- И каким он у них был?

- Какой закон используется при строительстве водопровода?

- Как вы думаете, какое устройство нужно для поднятия воды?

- Побуждает к определению цели урока.

Насосы бывают разные: воздушные поршневые: насос для накачивания шин - велосипедных и автомобильных, мощные насосы-компрессоры, обеспечивающие продувание воздуха при выплавке металлов, перекачивание по трубопроводам горючего газа и жидкостные. Сердце - насос, перекачивающий кровь. На уроках биологии вы подробно ознакомитесь со строением сердца и его работой. Как и в любом насосе, в сердце есть клапаны и создается давление. Пищеварительный аппарат пиявки наполняется кровью подобно тому, как всасывающий насос водой.

Показывает поднятие воды в стеклянной трубке вслед за поршнем.

- Почему вода поднимается вслед за поршнем?



- На какую максимальную высоту можно поднять воду?


Один учащийся у доски коротко рассказывает по таблице схему водопровода.



Принцип сообщающихся сосудов.

Очень длинным, все время под уклон, чтобы текла вода.

Закон Паскаля.

Насос.

Формулируют тему и цель урока: изучить устройство и принцип работы водяного насоса.

Записывают тему урока: «Поршневой жидкостный насос».

Слушают, смотрят презентацию.




При подъеме поршня, под ним образуется безвоздушное пространство. В это пространство под давление наружного воздуха вдавливается вода, которая будет подниматься вслед за поршнем. Вода будет подниматься, пока давление водяного столба меньше давления атмосферы. С увеличением высоты столба жидкости в трубке давление тоже растет, и достигает своего наибольшего значения, когда максимальное давление равно атмосферному.

Ученик записывает на доске: p=gρh, h=p/gρ, p=100 кПА

  1. Организация деятельности учащихся

Цель:

  • подготовка учащихся к деятельности на основном этапе урока


Предлагает учащимся разделиться на 2 группы, выбрать в группе консультанта, ознакомиться с технологической картой (см. приложение № 1).

1 группа- самостоятельно с помощью компьютерной модели; 2 группа - самостоятельно с помощью учебной таблицы изучить устройство и принцип работы насоса.

Делятся на 2 группы, выбирают консультанта, знакомятся с картой.



Слушают задания.

  1. Групповая работа по самостоятельному добыванию знаний

Цель:

- создание условий для самостоятельного поиска информации;

- выработка умения воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной и символической формах;

- развитие творческой стороны мыслительной деятельности учащихся;

- развитие коммуникативной компетенции учащихся;

- воспитание культуры коллективной работы.


Предлагает самостоятельно изучить устройство и принцип работы насоса.

Самостоятельно изучают устройство и принцип работы насоса.


  1. Гимнастика для глаз.

Цель:

- предупредить физическое напряжение, усталость, утомление;

- способствовать усилению работоспособности во второй половине урока.

Комплекс упражнений для глаз

Выключает компьютер.

Проводит гимнастику для глаз

Выполняют гимнастику для глаз.


  1. Продолжение групповой работы:

-первичная проверка понимания нового материала


Включает компьютер.

Предлагает заполнить пробелы в технологической карте.

Показывает правильный текст на слайде.

Предлагает 1 группе отключить звук и озвучить фильм.

Предлагает 2 группе по таблице рассказать устройство и принцип работы насоса.

Предлагает сделать вывод: как устроен насос? принцип работы?

Предлагает сравнить учащимся что более наглядно: просмотр видеофильма или работа с таблицей?

- На какую предельную высоту можно поднять: 1 группа - воду, 2 группа - нефть при нормальном атмосферном давлении?

- Сравните результаты: почему нефть можно поднять выше?

Заполняют пробелы.

Самопроверка.

Один учащийся по желанию озвучивает фильм, остальные при необходимости дополняют, исправляют.

По таблице рассказывает устройство и принцип работы.

Коротко называют основные части и принцип работы.

Отвечают.

Находят по формуле, записанной на доске:

h=p/gρ h = 10,2 м h = 12,5 м

Плотность нефти меньше плотности воды.

  1. Закрепление знаний

Цель:

- создание условий для проверки полученных знаний;

- формирование умений работать в группе;

- развитие навыков решения физических задач на применение полученных знаний;

- формирование умений и навыков применять полученные знания для объяснения действия технических устройств.


Выполнение теста

Самопроверка

Решение расчетных задач





Решение качественных задач

Предлагает тест из 9 вопросов, ответы сверить друг с другом в группе (см. приложение № 2)


После выполнения теста показывает слайд с верными ответами, предлагает выставить себе оценки за тест.

Предлагает решить задачи, изложенные в карте, ответы записывает на доске.

а) Определить высоту в (м) водонапорной башни села, если манометр, установленный у ее основания, показывает давление 150 кПа.

б) Под каким давлением (в кПа) должен насос поднимать воду в трубу, чтобы фонтан из нее бил на высоту 4,5 м?

Дополнительная задача тем, кто справляется быстрее:

в) Считают, что самое сильное сердце у жирафа,т.к. ему приходится поднимать кровь на высоту до 3 м. Определить давление (в кПа), создаваемое сердцем. Плотность крови считать равной плотности воды.

Предлагает задачу из серии о Шерлоке Холмсе:

«Уважаемый Шерлок Холмс, что за сосуд вы все время перекладываете из стороны в сторону?- поинтересовался Ватсон, заглядывая в ящик. «Это фляжка в виде усеченного конуса,- ответил Холмс.- Она оказалась здесь почти случайно. Преступник хотел подшутить надо мной. Он оставил эту фляжку вместе с запиской: «Не переворачивай, взорвется!» Во фляжку была налита обыкновенная вода. Посмотрите внимательно, Ватсон, - фляжка имеет две пробки: внизу и вверху. Обе пробки довольно свободно входят в отверстие. Если фляжку нести большим основанием вниз, то вода не выливается. А если перевернуть, то нижняя пробка сразу вылетает и вода начинает вытекать». Почему?

Выполняют тесты.

Самопроверка. Выставляют оценки.

Самостоятельно решают

15 м

45 кПа


30 кПа


Так как фляжка имеет форму усеченного конуса, то давление на дно зависит от того, как ее держат. Если фляжку держать основанием вниз, то уровень воды меньше, значит и давление воды на дно меньше, чем в обратном случае.

  1. Рефлексия

способствовать формированию умения анализировать собственную деятельность

-Ребята, что нам удалось сделать на уроке?

Выставляет оценки самым активным, комментируя их.

-Предлагает открыть программу Paint, выбрать фигуру - круг, залить его:

Красным цветом, если урок понравился,

Зеленым - не совсем понравился,

Синим-

Самостоятельно изучить устройство и принцип работы поршневого жидкостного насоса при помощи видеофильма и таблицы. Коротко называют основные узлы и принцип работы.

Выставляют оценки в дневники.


  1. Домашнее задание

§ 46, ответить на вопросы, упр. 22

Записывают задание в дневник.

Урок по теме Поршневой жидкостный насос 7 класс


© 2010-2022