- Преподавателю
- Физика
- Разработка урока - детектива по темеРавноускоренное движение
Разработка урока - детектива по темеРавноускоренное движение
Раздел | Физика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Майборода И.А. |
Дата | 29.09.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Майборода Иван Александрович,
учитель высшей категории ГБОУ 286, г. Санкт - Петербург
Урок - детектив по физике «Следствие ведут знатоки». Урок в 9 классе.
Тема урока: «Равноускоренное движение, свободное падение» (закрепление, решение задач ).
Инновационные технологии. Интеллектуально - познавательная
деятельность учащихся.
«Социальная технология - это предварительно определенный ряд операций, направленный на достижение некоторой цели или задачи».
Н.Стефанов (из книги Конаржевского «Анализ урока», стр.202)
Цели урока.
1.Обучающая: закрепить и осмыслить пройденный материал «Равноускоренное движение и свободное падение».Повторение пройденного материала с использованием моторных и интеллектуальных знаний, умений и навыков учащихся; тренировка, перенос знаний, умений и навыков в сферу нестандартных ситуаций.
2.Развивающая: развивать познавательные функции учащихся (мышление, восприятие, память, качества личности каждого ученика, умение свободно объяснять свои действия и мысли, умение критически их оценивать, способность самостоятельно решать задачи).
3.Воспитательная: воспитать физическое понимание процессов, умения применить это понимание для решения задач, умения находить выход из любых ситуаций в поисковой деятельности учащихся , способствующих их умственному развитию, культуру педагогического отношения к самим себе, к коллективу, к труду.
Оборудование к уроку:
1.На доске дается алфавит русского языка.
2.Краткая запись всех заданий на доске.
3. Пакет с текстом обращения детективов к учащимся класса.
Форма работы - интеллектуально - познавательная игра, способствующая активизации мыслей учащихся, выработки привычки сосредоточиться, мыслить самостоятельно, активизировать внимание, стремление к знаниям.
Интеллектуально- познавательная игра - это творчество и труд. Увлекшись, учащиеся не замечают, что продолжают учиться: запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. По сути - это дидактическая игра, которая поддерживает бодрое, рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в применении математических расчетов для получения количественного результата.
Обращение к учащимся: Чем мы будем сегодня заниматься на уроке?
Открывается шифровка на доске (предварительно приготовленная заранее и закрытая бумажной лентой).
19-6-4-16-5-15-33 14-29 17-18-16-3- 6-5-7-14 21-18-16-12 5-6-20-6-12-20-10-3
Давайте по цепочке (каждый говорит одну букву) расшифруем эту запись. Каждое число обозначает порядковую букву в русском алфавите.
( учащиеся расшифровывают: сегодня мы проведем урок детектив).
Вступительное слово учителя.
В одной отдаленной стране Иксландии совершено преступление. Детективы всех стран. Назовите, пожалуйста, каких детективов вы знаете? (учащиеся называют: Шерлок Холмс, Эркюль Пуаро, мисс Марпл, комиссар Мегрэ, майор Пронин, лейнтенант Коломбо, Александр Турецкий, инспектор Морс, Аделаида Евлампиевна..).Замечательно, как много детективов Вы знаете.
Так вот, эти детективы сбились с ног, но вычислить и поймать преступника не смогли. Они обратились к нам за помощью, передав эту просьбу по электронной почте. Что ж, попробуем им помочь. Для начала нам нужно выполнить «нулевое задание»:
«От начала координат (точка указана на доске) нужно пройти 3 шага на Восток, 8 шагов на Юг, 3 шага на Запад и 6 шагов на Север» .Именно здесь находится послание детективов Иксландии. Нашли? Читаем!
Текст послания: «Дорогие ребята! Помогите вычислить преступника по следующим приметам:
1 размер обуви
2 рост преступника
3 вес преступника
4 имя преступника (или кличку).
Итак, удачи Вам! Мы надеемся, что Ваши знания, смекалка и сообразительность помогут вычислить эти приметы!
С уважением - Детективы Иксландии!
Поможем им, ребята? Поможем!
И для начала, как показывают во всех детективных фильмах, мы проведем оперативное совещание: проверим наши кадры и наше интеллектуальное вооружение.
Документы расследования:
1.Как определяется ускорение? ((а = (V- Vо)/t)
2.Как определяется конечная скорость? (V = Vо + at)
3. По какой формуле вычисляется путь (перемещение), если время известно?
(S=Vо*t + (at*t/2)
4. Скорость в любой момент свободного падения определяется по формуле
(V = g*t)
5. Путь ( высота) при свободном падении вычисляется по формуле
h = g*t*t/2
(здесь - g=10 м/с*с - ускорение свободного падения).
Вот и замечательно! Документы у нас в порядке. Значит, мы можем их использовать в нашей работе. Итак, приступим.
1.Автомобиль проходит из города А в город В со скоростью 70 км/ч, а обратно - со скоростью - 30 км/ч.Определить среднюю скорость на всем пути.
Решаем на доске ( число ответа нам даст размер обуви).
Дано:
S1=S2=S Решение
V1=70км/ч Vcр= S/t S=S1+S2=S+S=2S (весь путь)
V2=30км/ч t=t1+t2 t1= S/V1 t2= S/V2
__________ t=S/V1+S/V2= S(V1+V2)/V1*V2
Vср -? Vcp=2S/{S(V1+V2)/V1*V2}=2V1*V2/(V1+V2)
Vcp=2*70*30/(70+30)=42(км/ч)
(Размер обуви - 42)
2. Теплоход, двигаясь равноускоренно из состояния покоя с ускорением 0,1 м/с*с, достигает скорости 18км/ч. За какое время эта скорость достигнута? Какой путь он за это время пройдет?
( нужно сложить числа ответов и получить рост преступника в см).
Дано: Решение
а=0,1м/с*с a=(V-Vо)/t= V1/t=5м/с:0,1 м/с*с=50 с
V1=18км/ч=5м/с S=Vo*t+a*t*t/2=0+0,1*50*50/2=125(м)
Vо=0______________ (Рост преступника равен 50+125=175(см))
t-?
S-?
3.Участок пути длиной 1 км мотоциклист, двигаясь из состояния покоя, проходит с постоянным ускорением 0,8 м/с*с. За какое время этот путь был пройден? Какова скорость в конце данного участка?
( нужно сложить числа ответов и узнаем вес преступника).
Дано:
S=1км=1000м Решение
а= 0,8 м/с*с S=a*t*t/2=1000м (решаем относительно времени в квадрате и извлекаем квадратный корень) t = 50 с
Vo=0 V=a*t= 0,8*50=40(м/с)
___________ (Вес преступника равен 50+40=90(кг))
t-? V-?
4.Теперь определим имя преступника (для этого определим каждую букву имени)
(ответ каждой задачи определит номер буквы в русском алфавите).
Первую и четвертую букву в имени преступника определит ответ первой задачи.
А)Тело падает из состояния покоя. В конце первой половины времени достигает скорости 90м/с. Сколько времени оно падало?
Дано: Реение
Vo=0 V=g*t1=g*t/2 Находим время
t1=t/2 t=2V/g= 2*90/10=18(с)
V=90м/с (первая и четвертая буква в имени преступника « Р»)
g= 10 м/с*с
___________
t-?
Теперь определим вторую и седьмую букву в имени, решив следующую задачу.
Б) Мяч был брошен вертикально вверх два раза. Второй раз ему сообщили скорость в 4 раза большую, чем в первый раз. Во сколько раз мяч поднимется выше во второй раз, чем в первый?
Дано: Решение
V2/V1=4 h1=V1*V1/2g h2= V2*V2/2g
__________ h2/h1=V2*V2/(V1*V10=4*4=16
h2/h1-? (вторая и седьмая буква в имени «О»)
Теперь определим третью и пятую буквы, решив следующую задачу.
В) Какой путь проходит свободно падающее тело за первую секунду своего падения?
Какую скорость оно будет иметь в конце первой секунды?
Дано: Решение
t=1c
Vo=0 h= g*t*t/2 h= 10*1*1/2=5(с)
g=10м/с*с V= g*t V=10*1=10(м/с)
__________ (третья буква «Д», пятая буква «И»)
h-? V-?
И, наконец, определим шестую букву имени преступника.
Г) Тело движется со скоростью, закон изменения которой определяется уравнением
V=0,8*t. Какую скорость будет иметь тело в конце пятой секунды движения?
Дано: Решение
V= 0,8*t V=0,8*t=0,8*5=4(м/с)
t= 5c ( седьмая буква «Г»)
_________
V(5)-?
Итак: имя: 1 2 3 4 5 6 7
Р О Д Р И Г О
Это имя преступника из мексиканского сериала «Никто, кроме тебя», кто -нибудь смотрел из Вас этот сериал? Ничего, может, удастся, посмотрите.
Вместе с именем мы передаем детективам и другие приметы:
1)размер обуви - 42,
2) рост преступника - 175 см,
3)вес преступника - 90 кг.
Мы запечатаем наши расследования и отправим детективам Иксландии.
Сегодня на уроке получают хорошие оценки за оперативную работу следующие учащиеся (указываются фамилии).
Чтобы наша работа более запомнилась, запишите домашнее задание ( повторить параграфы… и решить задачи…).
Благодарю всех за оперативную работу…