Доклад на тему Использование ЭОР на уроках физики

Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Доклад на тему Использование ЭОР на уроках физикиДоклад на тему Использование ЭОР на уроках физикиДоклад на тему Использование ЭОР на уроках физикиДоклад на тему Использование ЭОР на уроках физикиДоклад на тему Использование ЭОР на уроках физикиМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №1 г. Ак-Довурака

Городская научно-практическая конференция учителей

Применение электронных образовательных ресурсов на уроках физики



Автор: Монгуш Рона Григорьевна,

учитель физики МБОУ СОШ №1 г.Ак-Довурак



Ак-Довурак

2012



Применение электронных образовательных ресурсов на уроках физики

Cкажи мне, и я забуду.
Покажи мне и может быть, я запомню.
Сделай меня соучастником, и я запомню.

В наше время учитель должен не только научить школьника учиться, но и воспитать личность, ориентированную на саморазвитие. Успешно учиться и учить в современной школе помогают электронные образовательные ресурсы.
В помощь педагогам и детям создаются электронные образовательные ресурсы, размещенные в сети Интернет, на CD дисках. Там учебные объекты представлены множеством различных способов: с помощью текста, графиков, фото, видео, звука и анимации. Таким образом, используется все виды восприятия; закладывается основа мышления и практической деятельности ребенка.
Интерактивные средства обучения предоставляют уникальную возможность для самостоятельной творческой и исследовательской деятельности учащихся. Ученики действительно получают возможность самостоятельно учиться. Могут самостоятельно провести практическую работу по физике и тут же проверить свои знания.


На уроках физики можно использовать мультимедиа ресурсы и Интернет.

Мультимедиа ресурсы (CD-диски).
1. Видеоуроки по физике 7-11 класс. На этих дисках записаны видео уроки ко всем темам по физике. Этот диск можно использовать при изучении данной темы, или ученик сам может изучить и повторить материал.
2. Уроки физики в 10 классе. Мультимедийное приложение к методическому пособию.

3. Уроки физики в 7 - 9 классах. Мультимедийное приложение к урокам. Данный диск содержит как информационные материалы, так и проблемные вопросы в виде презентаций, видеофрагменты с показом физических опытов, тестовые задания разной степени сложности для базового и углубленного уровней обучения.


Интернет.
1. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. (ФЦИОР) направлен на распространение электронных образовательных ресурсов и сервисов для всех уровней и ступеней образования. Сайт ФЦИОР обеспечивает каталогизацию электронных образовательных ресурсов различного типа. Модульные мультимедиа системы (ОМС), объединяющие электронные учебные модули трех типов: информационные, практические и контрольные. Электронные учебные модули создаются по тематическим элементам учебных предметов и дисциплин.
2. Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов. Одним из преимуществ Единой коллекции как образовательного Интернет-ресурса является наличие методического обеспечения по использованию ее ресурсов в образовательном процессе. Разработчиками методик являются сами учителя, которые смогли по-новому взглянуть на возможности использования ИКТ в преподавании различных учебных предметов. Основная часть цифровых образовательных ресурсов Единой коллекции может применяться при различных методиках, педагогических технологиях, в УМК с бумажным компонентом, на любых стадиях процесса трансформации школы - и по сегодняшним стандартам (массовые педагогические технологии), и в преподавании в соответствии с новыми стандартами (новые педагогические технологии).
3. Презентации PowerPoint. Презентации по разным предметам, картинки для оформления презентаций, бесплатные шаблоны презентаций.
4. Учительский портал - всё для учителя! На этом портале можно совершенно бесплатно скачать презентации, уроки, практические, лабораторные, контрольные работы, тесты, поурочное и тематическое планирование.

Компьютерная поддержка курса физики создает принципиально новые (дополнительные) возможности для организации усвоения содержания курса. Она может и обогатить содержание, и обеспечивает новые активные формы и способы овладения.
Электронные образовательные ресурсы позволяют решить задачи:
- индивидуализации и дифференциации обучения;
- стимулирования разнообразной творческой деятельности учащихся;
- воспитания навыков самоконтроля, привычки к рефлексии;
- изменения роли ученика в учебном процессе от пассивного наблюдателя до активного исследователя.

Мультимедийная среда организована таким образом, что более значимыми становятся наблюдение, разного рода эксперименты, физическое моделирование, конструирование. Использование электронных образовательных ресурсов значительно облегчает и сокращает время подготовки учителя к уроку. Более того, дает возможность «конструировать» школьные уроки и другие учебные занятия, определяя их оптимальное содержание, формы и методики обучения; способствует организации учебного процесса не только в традиционно-урочной, но и в проектной, дистанционной формах обучения. Это особенно важно для обучения одаренных детей, детей с ограниченными физическими возможностями, детей, пропустивших большое количество занятий из-за болезни.
Занимательная форма подачи материала в виде веселых анимированных героев способствуют непосредственному запоминанию и более качественному усвоению знаний, дают возможность подростку получить опыт решения проблем.
Использование ЭОР в обучении школьников позволяют не только сделать урок ярким, нестандартным, но и создают предпосылки для освоения способов деятельности. Поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека, то использование их в изучении материала повышают эффективность обучения:
- демонстрации физические модели помогают ученикам понимать сложные физически термины и понятия;
- возможности, предоставляемые ученикам, манипулировать (исследовать) различными объектами на экране дисплея, изменять скорость их движения, размер, цвет и т. д. позволяют детям усваивать учебный материал с наиболее полным использованием органом чувств и коммуникативных связей головного мозга.
Компьютер использую на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при этом для ученика он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения.

Пример урока физики с использованием ЭОР.

Урок физики с использованием ЭОР

Плотность вещества

1.ФИО (полностью)

Монгуш Рона Григорьевна

2. Место работы

МБОУ СО №1 г. Ак-Довурак

3.Должность

учитель, зам. директора по ВР

4.Предмет

физика

5.Класс

7 класс

6.Тема и номер урока в теме

Плотность вещества, № 18

7.Базовый учебник

Пёрышкин А. В. Родина Н. А. Физика -7 М.: Издательский дом " Дрофа" 2007

  1. Цель урока: познакомиться с такой характеристикой вещества как плотность;

выяснить физический смысл плотности;

  1. Задачи:

обучающие - ввести понятие плотности вещества, единицы плотности, выяснить физический смысл плотности;

содействовать развитию у школьников умений использовать научные методы познания: наблюдение, гипотеза, эксперимент; создать условия для отработки у учащихся навыков самостоятельной практической работы с ЦОР; создать условия для совершенствования методов измерения физических величин.

развивающие - развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения физических задач и самостоятельного приобретения знаний; содействовать развитию у школьников научного мышления, интеллекта, творческих умений и навыков, индивидуальности; развитие логического мышления, умения преодолевать трудности при достижении поставленной цели.

воспитательные - содействовать развитию у учащихся умения работать в группе, сотрудничать, выслушивать товарища, уважать мнение оппонента; создать условия для развития у школьников стремления к познанию.

10. Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

11. Формы работы учащихся: Индивидуальная, практическая работа, фронтальная работа.

12. Необходимое техническое оборудование: Интернет, мультимедийный проектор, компьютер, экран; тела разного объема, но равной массы; тела равного объема, но разной массы;

13.Структура и ход урока

Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

2

3

5

6

7

1

Организационный момент

проверка готовности к уроку, сообщение цели урока.

Слушают учителя и настраиваются на урок

2 мин

2

Постановка проблемной ситуации при повторении

Взаимодействие тел. Плотность вещества (рес.1)

слайд 2

слайд 3

слайд 4

Постановка проблемы.

Следит за ходом эксперимента виртуального и практического; корректирует и направляет ход эксперимента

Поиск ответа

Проводят опыт по взвешиванию тел из одного и того же материала, но разного объема и массы, одинакового объема, но разной массы, одинаковой массы, но разных объемов. Объясняют результаты опыта.

10мин

3

Изучение нового материала

Взаимодействие тел. Плотность вещества (рес 1) слайд 5 слайд 6 слайд 7

Подводит итог работы обучающихся и организует работу по изучению новой темы

Слушают объяснение

Делают конспект

8мин

4

Закрепление:

Практическая работа № 1

Измерение плотности твердого тела (рес.2) слайд 2 слайд 3

Рекомендует сделать акцент на определение объема тела с помощью отливного сосуда, взвешивание на рычажных весах.

Выполняют виртуальный эксперимент и находят плотность тела.

7 мин

Практическая работа № 2

Определение плотности твердого тела (рес.3)

слайд 1

Объясняет порядок выполнения работы

Выполняют виртуальный эксперимент по определению плотности машинки

7 мин

5

Диагностика процесса усвоения учебного материала

Тест к уроку «Плотность вещества» (рес.4)

Задает тест для проверки усвоения материала

Выполняют тестовое задание

7 мин

6

Обобщение урока

Выставляет оценки за урок.

Комментирует выполнение домашнего практического задания «Определить плотность мыла»

Обобщают изученный материал. Слушают задание на дом.

4 мин




Приложение к плану-конспекту урока

Плотность вещества.

(Тема урока)

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Взаимодействие тел. Плотность вещества

Информационный модуль

Интерактивная модель

files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b2b5d-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/3_9.swf (объяснение)

2

Измерение плотности твердого тела

Практический модуль

Интерактивная модель

fcior.edu.ru/card/6841/izmerenie-plotnosti-tverdogo-tela.html

(практическая работа)

3

Определение плотности твердого тела

Практический модуль

Анимация

files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5e7042ed-d568-43c6-ad31-df9d934185d9/21.swf (практическая работа)

4

Тест к уроку «Плотность вещества»

Контрольный модуль

Тестовое задание

files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b044d-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/index_listing.html (тест на закрепление)

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Традиционная методика проведения практических занятий не полностью удовлетворяет сегодняшним требованиям развития и воспитания учащихся. Перед школой стоит задача о развитии творческих способностей учащихся с учётом их индивидуальности, воспитание у них самостоятельности и инициативности. Эти требования в значительной мере отвечает предлагаемая (виртуальная) методика проведения практических и лабораторных работ. Работы проводятся в виде самостоятельного (без инструкций) решения учащимися небольших экспериментальных задач, в том числе и творческого характера. Однако поскольку и они выполняются без инструкций или с минимальными указаниями к работе, то степень самостоятельности учеников оказывается более высоким. Опыт показывает, что при такой методике меняется стиль работы учеников: почти исчезают частые обращения за помощью к учителю или одноклассникам (т.к. оценивается самостоятельность), уплотняется темп работы. Большинство учащихся выполняют больший объём работы, чем в обычных условиях. Естественно, меняется и характер умственной деятельности учеников: уменьшается нагрузка на память, возрастает объём творческого и логического мышления. В 7 классе учащиеся впервые знакомятся с предметом физика, поэтому основной задачей творческих практических и лабораторных работ является не только проверка и закрепление материала, но и прививание интереса к предмету на первых ступенях его преподавания. Количество и качество заданий можно изменять в соответствии с индивидуальными особенностями класса, желанием учителя и возможностями школьного кабинета физики.























Заключение


Уроки с использованием ЭОР - это, на мой взгляд, является одним из самых важных результатов инновационной работы в школе. Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Важно одно - найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. Использование информационных технологий позволяет мне осуществить задуманное, сделать урок современным. Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, это способствует значительному повышению качества образования, что ведёт к решению главной задачи образовательной политики.

Анализируя опыт использования ЭОР на уроках, можно с уверенностью сказать, что использование информационно-коммуникативных технологий позволяет:

- обеспечить положительную мотивацию обучения;

- проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация);

- обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);

- повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5 - 2 раза;

- усовершенствовать контроль знаний;

- рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;

- формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;

- обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

Что касается результативности, то те ученики, которые систематически работают с компьютерными учебными программами, занимаются проектной деятельностью, повышают свое качество знаний. Учащиеся проявляют устойчивый интерес к изучению физики, участвуют в конкурсах и олимпиадах и показывают хорошие результаты.






















Используемая литература

1. Осин А.В. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации. - М.: ООО «Ритм», 2005. URL: ict.edu.ru/lib/index.php?id_res=6209 (дата последнего просмотра: 28.08.2011г.)

2. Образовательные ресурсы сети Интернет для основного общего и среднего (полного) общего образования: Каталог / Гл. ред. Тихонов А.Н. - Москва, 2006. - 72 с. URL: catalog.iot.ru/ (дата последнего просмотра: 28.08.2011г.)

3.school-collection.edu.ru

4. experiment.edu.ru

5. college.ru/fizika/

6.files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b2b5d-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/3_9.swf

7. fcior.edu.ru/card/6841/izmerenie-plotnosti-tverdogo-tela.html

8. files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5e7042ed-d568-43c6-ad31-df9d934185d9/21.swf

9. files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b044d-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/index_listing.html

© 2010-2022