Занятие индивидуального выбора «Экспериментальные задачи-оценки»

Методическая разработка учебного занятия индивидуального выбора "Экспериментальные задачи-оценки" для учашихся 8-11 классов по теме "Оценочный метод измерения величин"(модульный блок "Маятники"). Данное занятие разработано в соответствии с рабочей программой спецкурса по физике "Экспериментальные  исследовательские задачи", составленной в рамках индивидуальной научно-методической темы "Формирование исследовательской культуры учащихся". В разработке указаны основные задачи занятия и пути их решен...
Раздел Физика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка занятия элективного курса по физике для учащихся старших классов

Предмет: Физика. Занятие индивидуального выбора «Экспериментальные задачи-оценки»

Класс: 9-11

Тема: Оценочный метод измерения величин. Модульный блок «Маятники»

Учащиеся должны:

- использовать полученные знания по теме «Механические колебания» для решения экспериментальных задач;

- планировать и проводить простейший физический эксперимент по определению значений физических величин;

- измерить физические величины (массу тела, диаметр мяча, частоту пульса);

- описывать и объяснять методы исследования в физике при проведении эксперимента;

- оценить результаты эксперимента, используя контрольный измеритель и метод оценок.

Критерии оценивания: Научные знания и понимание, научное исследование, обработка данных, коммуникация

Метод: исследовательский

Прием: мозговой штурм

Формы организации познавательной деятельности учащихся: групповая

Ресурсы: УМК занятия индивидуального выбора «Задачи-оценки», разработанного в рамках научно-методической темы «Формирование исследовательской культуры учащихся»

Структура занятия

1. Вводный мотивационный этап (5-8 минут)

1.1Создание учителем в начале урока положительного эмоционального настроя на работу. Лист эмоционального фона.

1.2 Постановка цели и задач занятия.

1.2.1 Обсуждение цели и поставленных задач, форм организации деятельности учащихся.

1.3 Организация ориентировочной основы действий учащихся для выполнения экспериментальной работы (ООД). Лист-здание.

2.Основной этап. Выполнение экспериментальной работы(30-35 мин.) 2.1 Самостоятельное изучение содержание листа-задания.

2.2 Распределение заданий между группами, внутри группы и определение функциональной роли каждого участника.

2.3 Поиск решения поставленной проблемы.

2.4 Выполнение разноуровневых экспериментальных заданий.

2.5 Оценка результатов измерений.

3.Рефлексивно-оценочный этап (5-8минут)

К занятию разработаны:

- Лист-задание;

- Лист эмоционального фона учебного занятия;

Занятие индивидуального выбора «Экспериментальные задачи-оценки»Занятие индивидуального выбора «Экспериментальные задачи-оценки»

Классификация заданий (по таксономии Блума)

Знание

  1. Какая колебательная система называется математическим маятником?

  2. Что такое период колебаний?

  3. Что такое частота колебаний?

  4. Формула определения периода колебания математического маятника.

  5. Формула определения периода колебания пружинного маятника.

Понимание

  1. Каким требованиям должен удовлетворять маятник, если он математический?

  2. Определить условия проведения колебательного процесса, обеспечивающие модель математического маятника.

Применение

  1. Определить ускорение свободного падения.

Оборудование: штатив, нить, груз, линейка, секундомер.

2. Определить собственный рост с помощью математического маятника.

Оборудование: штатив, нить, груз, линейка, секундомер.

Анализ, синтез

  1. Оценить диаметр мяча.

Оборудование: штатив, нить, груз, секундомер.

Предложить контрольный измеритель.


  1. Определить частоту пульса человека.

Оборудование: ? (набор оборудования произвольный)

Контрольный измеритель: секундомер

Творчество

Как определить отношение длин двух математических маятников без всяких приборов?

Анализ учебного занятия и рекомендации по его использованию


Уровень обучения физики: профильный

Направление: естественно-математическое

Компонент учебного плана: занятие индивидуального выбора (ЗИВ)

ЗИВ: «Экспериментальные задачи по физике»

Модульный блок: «Маятники»

Тема занятия: Оценочный метод измерения физических величин

Класс: 9-11

Метод: исследовательский

Прием: мозговой штурм

ФОПДу: групповая

Ресурсы: УМК занятия индивидуального выбора «Задачи-оценки»

Ожидаемый результат

Учащиеся должны:

- использовать полученные знания по теме «Механические колебания» для решения экспериментальных задач;

- планировать и проводить простейший физический эксперимент по определению значений физических величин;

- измерить физические величины (массу тела, диаметр мяча, частоту пульса);

- описывать и объяснять методы исследования в физике при проведении эксперимента;

- оценить результаты эксперимента, используя контрольный измеритель и метод оценок.

Критерии оценивания


  1. Научные знания и понимание: Учащиеся демонстрирует понимание изученного материала, способны применять полученные знания в стандартных и измененных ситуациях.

  2. Научное исследование: Учащиеся определяют проблему исследования, формируют проверяемую гипотезу, определяют методы исследования, планируют деятельность, делают выводы согласно полученным данным, самостоятельно описывают свою деятельность.

  3. Обработка данных: Учащиеся независимо используют простое оборудование, получают надежные результаты при наблюдениях и измерениях, соблюдают нормы техники безопасности.

  4. Коммуникация: Учащиеся осмысленно и логично передают информацию, применяют научную терминологию, показывают высокий уровень сотрудничества с другими учениками.

Рекомендации


  1. Применение в дополнительных и основных курсах физики.

  2. Использование разработанных экспериментальных заданий в практической части общего курса физики.

  3. Многоуровненный характер заданий позволяет применить их на разных ступенях обучения, в классах и группах с различной степенью предметной подготовки.



© 2010-2022