- Преподавателю
- Физика
- Занятие индивидуального выбора «Экспериментальные задачи-оценки»
Занятие индивидуального выбора «Экспериментальные задачи-оценки»
Раздел | Физика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Кревсун С.М. |
Дата | 09.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Методическая разработка занятия элективного курса по физике для учащихся старших классов
Предмет: Физика. Занятие индивидуального выбора «Экспериментальные задачи-оценки»
Класс: 9-11
Тема: Оценочный метод измерения величин. Модульный блок «Маятники»
Учащиеся должны:
- использовать полученные знания по теме «Механические колебания» для решения экспериментальных задач;
- планировать и проводить простейший физический эксперимент по определению значений физических величин;
- измерить физические величины (массу тела, диаметр мяча, частоту пульса);
- описывать и объяснять методы исследования в физике при проведении эксперимента;
- оценить результаты эксперимента, используя контрольный измеритель и метод оценок.
Критерии оценивания: Научные знания и понимание, научное исследование, обработка данных, коммуникация
Метод: исследовательский
Прием: мозговой штурм
Формы организации познавательной деятельности учащихся: групповая
Ресурсы: УМК занятия индивидуального выбора «Задачи-оценки», разработанного в рамках научно-методической темы «Формирование исследовательской культуры учащихся»
Структура занятия
1. Вводный мотивационный этап (5-8 минут)
1.1Создание учителем в начале урока положительного эмоционального настроя на работу. Лист эмоционального фона.
1.2 Постановка цели и задач занятия.
1.2.1 Обсуждение цели и поставленных задач, форм организации деятельности учащихся.
1.3 Организация ориентировочной основы действий учащихся для выполнения экспериментальной работы (ООД). Лист-здание.
2.Основной этап. Выполнение экспериментальной работы(30-35 мин.) 2.1 Самостоятельное изучение содержание листа-задания.
2.2 Распределение заданий между группами, внутри группы и определение функциональной роли каждого участника.
2.3 Поиск решения поставленной проблемы.
2.4 Выполнение разноуровневых экспериментальных заданий.
2.5 Оценка результатов измерений.
3.Рефлексивно-оценочный этап (5-8минут)
К занятию разработаны:
- Лист-задание;
- Лист эмоционального фона учебного занятия;
Классификация заданий (по таксономии Блума)
Знание
-
Какая колебательная система называется математическим маятником?
-
Что такое период колебаний?
-
Что такое частота колебаний?
-
Формула определения периода колебания математического маятника.
-
Формула определения периода колебания пружинного маятника.
Понимание
-
Каким требованиям должен удовлетворять маятник, если он математический?
-
Определить условия проведения колебательного процесса, обеспечивающие модель математического маятника.
Применение
-
Определить ускорение свободного падения.
Оборудование: штатив, нить, груз, линейка, секундомер.
2. Определить собственный рост с помощью математического маятника.
Оборудование: штатив, нить, груз, линейка, секундомер.
Анализ, синтез
-
Оценить диаметр мяча.
Оборудование: штатив, нить, груз, секундомер.
Предложить контрольный измеритель.
-
Определить частоту пульса человека.
Оборудование: ? (набор оборудования произвольный)
Контрольный измеритель: секундомер
Творчество
Как определить отношение длин двух математических маятников без всяких приборов?
Анализ учебного занятия и рекомендации по его использованию
Уровень обучения физики: профильный
Направление: естественно-математическое
Компонент учебного плана: занятие индивидуального выбора (ЗИВ)
ЗИВ: «Экспериментальные задачи по физике»
Модульный блок: «Маятники»
Тема занятия: Оценочный метод измерения физических величин
Класс: 9-11
Метод: исследовательский
Прием: мозговой штурм
ФОПДу: групповая
Ресурсы: УМК занятия индивидуального выбора «Задачи-оценки»
Ожидаемый результат
Учащиеся должны:
- использовать полученные знания по теме «Механические колебания» для решения экспериментальных задач;
- планировать и проводить простейший физический эксперимент по определению значений физических величин;
- измерить физические величины (массу тела, диаметр мяча, частоту пульса);
- описывать и объяснять методы исследования в физике при проведении эксперимента;
- оценить результаты эксперимента, используя контрольный измеритель и метод оценок.
Критерии оценивания
-
Научные знания и понимание: Учащиеся демонстрирует понимание изученного материала, способны применять полученные знания в стандартных и измененных ситуациях.
-
Научное исследование: Учащиеся определяют проблему исследования, формируют проверяемую гипотезу, определяют методы исследования, планируют деятельность, делают выводы согласно полученным данным, самостоятельно описывают свою деятельность.
-
Обработка данных: Учащиеся независимо используют простое оборудование, получают надежные результаты при наблюдениях и измерениях, соблюдают нормы техники безопасности.
-
Коммуникация: Учащиеся осмысленно и логично передают информацию, применяют научную терминологию, показывают высокий уровень сотрудничества с другими учениками.
Рекомендации
-
Применение в дополнительных и основных курсах физики.
-
Использование разработанных экспериментальных заданий в практической части общего курса физики.
-
Многоуровненный характер заданий позволяет применить их на разных ступенях обучения, в классах и группах с различной степенью предметной подготовки.