Урок по теме «Три состояния вещества в природе»

Этот урок проводится для того, чтобы, зная предмет «Физика», лучше понять окружающий мир, явления, происходящие в нем. В последние десятилетия, в природных процессах наблюдаются опасные изменения, угрожающие устойчивости биосферы и нормальному развитию общества. Отмечены опасное потепление климата, изменение воздушных течений, изменения в строении и составе атмосферы, расширение пустынь, исчезновение отдельных видов животных и растений. До недавнего времени при изучении природных явлений мы расс...
Раздел Физика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Три состояния вещества в природе

Тип урока: интегрированный (комбинированный) с опорой на межпредметные связи.

Цель урока: развитие информационной компетенции обучающихся по теме ''Три состояния

вещества в природе'' с использованием ИКТ.

Задачи:

Образовательные:

  • развивать умение понимания необходимой информации в просмотренном видеофрагменте;

  • развивать умение наблюдения различных процессов и явлений в обыденной жизни;

  • развивать умение анализировать демонстрируемые и наблюдаемые явления;

  • познакомить обучающихся с агрегатными состояниями вещества.

Воспитательные:

  • формировать осознание единства протекания физических явлений в реальных природных процессах и их многообразие как пример существования всеобъемлющих связей в природе;

  • формировать правильное отношение к вмешательству человека в превращение веществ из одного состояния в другое, которое происходит в природных условиях;

  • формировать ценностно-личностное отношение учеников к проблеме сохранения природы на нашей планете;

  • формировать экологическую культуру личности.

Развивающие:

  • развивать внимание, память, мышление, воображение;

  • расширять кругозор обучающихся;

  • развивать мотивы познавательного интереса.

Оборудование:

  1. Слайдовая презентация, видеофрагмент.

  2. Карточки-задания, незаконченные таблицы, схемы (на доске).

  3. Модели молекул, кубики (сравнительные модели воды).

  4. Пробирки, спиртовка, химические стаканчики, растительное масло.

Структура урока:

  1. Начало урока

1. Объявление темы и цели урока

2. Вентиляция головного мозга (вдох через нос, выдох через рот - 3-5 раз)


  1. Основная часть

1. Беседа

Вещества в окружающем нас мире могут существовать в трех основных состояниях: в виде твердого тела, жидкости и газа. Примеры вы можете привести сами.

Что такое вода? Большинство из вас скажет, что это жидкость, молекулы которой состоят из одного атома кислорода и двух атомов водорода. (Демонстрация моделей молекул воды). Это верно. А как же быть со льдом? Ведь это тоже вода, только существующая в твердом виде при низкой температуре.

Если воду охладить ниже 0ºС, она превратится в лед, а нагревая, ее можно испарить, т.е. перевести в газообразное состояние. Кстати, имейте в виду, что испарение жидкостей происходит при любой температуре, нагревание лишь увеличивает скорость испарения. Железо при комнатной температуре - твердое тело, а выше 1535ºС оно плавится и превращается в жидкость, которую при дальнейшем нагревании можно испарить. Испаряются или сублимируются и твердые тела, правда, очень медленно. Однако есть вещества, испаряющиеся достаточно быстро и в твердом состоянии, например нафталин.

Урок по теме «Три состояния вещества в природе»




Урок по теме «Три состояния вещества в природе»





2. Слайдовая презентация

Пары многих веществ, попавшие в воздухе, могут нанести серьезный вред здоровью. К ним относятся ртуть и многие органические жидкости, например ацетон.

Изменяя внешние условия, процесс перехода вещества из одного состояния в другое можно ускорить или замедлить. Так, например, обычную водопроводную или чистую речную воду можно превратить в лед при температуре 0ºС. Если в воду добавить какие-либо примеси, то изменится и температура замерзания, а для льда - температура плавления. То же самое относится и к другим чистым веществам. Например, сталь, в состав которой входит железо с небольшим количеством атомов углерода (до 2%), плавится уже при более низкой температуре, чем чистое железо (1500ºС).

Урок по теме «Три состояния вещества в природе»




3. Демонстрационный опыт

Может ли человеческая деятельность повлиять на процесс испарения воды в водоеме? Давайте вместе проделаем простой опыт.

Налейте в стакан воды и осторожно опустите на ее поверхность 3-4 капли растительного масла. С течением времени они расплывутся и покроют всю поверхность воды тонкой пленкой. Повлияет ли такая пленка на испарение воды? Конечно. Молекулам воды трудно пробиться через вязкую пленку масла. Испарение будет происходить значительно медленнее. А теперь обратите внимание на отражение света от поверхности чистой воды и поверхности, покрытой масляной пленкой. Свет отражается по-разному. Во втором случае оно сильнее. А это значит, что солнечного света, необходимого для жизни водных животных и растений, проникнет в воду меньше.

4. Рассказ

Для того чтобы в воде жили рыбы, мелкие животные, растения, помимо света необходим еще и кислород, который растворяется в воде, попадая в нее сквозь поверхность. Кислород также важен и при самоочищении воды от органических примесей, таких, как навоз, остатки растений и животных. Кислород способствует их окислению и разложению на элементарные безвредные соединения и элементы. Недостаток кислорода приводит к росту сине-зеленых водорослей и гибели многих обитателей водоемов.

Вывод: Человек может повлиять своим вмешательством на состояние вещества и на превращение его из одного состояния в другое как в лабораторных, так и в природных условиях.

Физические явления в этом случае связаны с явлениями в живой среде. Загрязнение воды нефтепродуктами и другими веществами изменяет физические свойства воды и ухудшает условия жизни водных обитателей. Часть их погибает. На их месте развиваются сине-зеленые водоросли, препятствующие доступу света в воду, которым кислород не нужен. Так начинается гибель реки или озера.

Рассматривая простые физические явления и понятия, мы тем самым пытаемся понять сложные процессы, происходящие в окружающей среде. В этом сила физики.

В учебнике физики мы изучаем изолированные явления. Например, кристаллизация - это способ перехода жидкости в твердое состояние, и все. В природе, как мы выяснили, с кристаллизацией воды связана целая цепочка событий и явлений, связанных с жизнью.

Урок по теме «Три состояния вещества в природе»Урок по теме «Три состояния вещества в природе»






Урок по теме «Три состояния вещества в природе»





5. Видеофрагмент.

Много ли мы выливаем нефти, бензина, масел в Мировой океан? Очень много. В 1990г. было вылито 70 млн. т, а в 2009г. уже 190 млн. т в результате аварий танкеров, морских буровых платформ и нефтепроводов. Нефть, вылитая в одном месте, распространяется по поверхности Мирового океана. Таким образом, главная жидкость нашей планеты - вода Мирового океана загрязняется и меняет свои свойства.

Неприятные изменения происходят и с газовой оболочкой нашей планеты - атмосферой. Атмосферный воздух состоит в основном из азота - 78%, кислорода - 21% и небольшого количества других газов, в состав которых входит озон. Озона в атмосфере очень мало, но роль его велика. Слой атмосферы с наибольшей концентрацией озона, расположенный на высоте около 25км, защищает все живое на Земле от губительного ультрафиолетового излучения Солнца. В последние годы, начиная с 1985г., наблюдается разрушение озонового слоя. Это происходит из-за выбросов в атмосферу большого количества фреона и соединений, содержащих азот. Фреон используется в холодильниках, в баллончиках с краской, парфюмерией, в металлургической и химической промышленности. Озон в результате взаимодействия с фреоном превращается в обычный кислород, через который свободно проходит ультрафиолетовое излучение, которое при длительном воздействии способно разрушить органические молекулы живых организмов и вызывать в них опасные изменения. Наиболее разрушительное действие фреона замечено над Антарктидой, где образовалась так называемая озоновая "дыра".

Многие страны подписали соглашение об уменьшении производства фреона и о запрете на его выброс в атмосферу. Очень опасны и пары ртути, попадающие в воздух, которые способствуют разрушению зубов, выпадению волос, пагубно влияют на состав крови.

Урок по теме «Три состояния вещества в природе»





Урок по теме «Три состояния вещества в природе»






Урок по теме «Три состояния вещества в природе»





6. Работа с книгой

Твердое состояние - это основное состояние вещества на Земле. Нас повсюду окружают твердые тела разной формы и с различными свойствами. Для нас важен вопрос об устойчивости твердых тел в окружающем мире: земной коры, почвы, растений, животных. Мы уже говорили, что состояние вещества зависит от внешних условий. Например, растения и животные чувствительны к изменению солнечной радиации, температуры. При сильных колебаниях температуры некоторые из них могут погибнуть. Это часто случается в морозные зимы с культурными растениями, поэтому многие из них требуют нашей защиты. Изменения климата, как мы уже знаем, связаны с деятельностью человека.

Твердая оболочка Земли - литосфера, точнее ее наружная часть, также испытывает воздействие человека. Особенно сильно загрязняется и разрушается почва из-за чрезмерного внесения минеральных удобрений и ядохимикатов, использование тяжелой сельскохозяйственной техники, воздействия ветров и дождей.

Состояние более глубоких слоев литосферы нарушается шахтными выработками, глубинными взрывами, сооружением высотных плотин в горах. Все это нарушает устойчивость пород и является причиной их сдвига, оползней и даже землетрясений.

Твердые тела в природе не так просты, как те, что мы рассматриваем при изучении физики, но знание свойств простых тел помогает нам понять свойства более сложных.

Урок по теме «Три состояния вещества в природе»








Урок по теме «Три состояния вещества в природе»






7. Заполнение таблиц схем на доске

8. Включение регионального компонента

Расскажите, какие взаимодействия в природе при превращениях веществ из одного состояния в другое происходят в нашей области, в нашем городе.

Пример: Целлюлозный комбинат на Байкале:

Урок по теме «Три состояния вещества в природе»







9. Дидактическая игра

Класс делится на 3 группы. Каждая группа имеет свое название по цвету:

группа желтых - «Литосфера»

группа бирюзовых - «Гидросфера»

группа небесной синевы - «Атмосфера»

На цветных листах бумаги задание для каждой группы. В течение 10 минут необходимо подготовить ответы по вопросам карточек. По окончании отведенного времени все группы прекращают работу, слушают представителей от команд, вносят дополнения и выставляют оценки от каждой группы. Оценивается работа внутри группы в соответствии с их активностью и максимальным баллом всей группы. Списки сдаются учителю, отметки выставляются в журнал.

10. Офтальмологическая пауза (гимнастика для глаз)

11. Подведение итогов

Тела в окружающем мире взаимодействуют, участвуют в превращениях из одного состояния в другое. Земные породы на больших глубинах плавятся под воздействием земного тепла, превращаются в жидкую магму и газы, которые при извержениях выбрасываются на поверхность Земли в атмосферу. При горении угля, древесины, нефти, при дыхании животных образуется углекислый газ. Из атмосферы углекислый газ поглощается растениями и опять переходит в твердое состояние. Растворяясь в воде, он участвует в образовании карбоната кальция, выпадающего в осадок. Такие отложения называют известняками. Эти превращения представляют собой часть круговорота углерода в природе или углеродного цикла, полный цикл значительно сложнее.

Все элементы в природе участвуют во множестве круговоротов. При этом происходят различные процессы и превращения. Благодаря устойчивости этих круговоротов существует и развивается наш мир.

Урок по теме «Три состояния вещества в природе»Нарушение природных круговоротов приведет к гибели жизни на Земле.








  1. Окончание урока

  1. Рефлексия

  2. Выставление оценок

  3. Задание на дом.Урок по теме «Три состояния вещества в природе»

© 2010-2022