• Преподавателю
  • Физика
  • Урок по физике по теме «Методы познания. Философия Сократа: от мифологии и религии - к науке и философии»

Урок по физике по теме «Методы познания. Философия Сократа: от мифологии и религии - к науке и философии»

И как тут не вспомнить притчу-рассказ писателя Л. Н. Толстого. «Много ли человеку земли нужно?» Сюжет этой притчи таков: пожаловался как-то раз крестьянин Господу, что мало у него земли. Ответил Бог: «Ты раскинь руки и беги до заката Солнца. Сколько землицы захватишь за день - вся твоя будет!». Обрадовался мужик, раскинул руки широко и побежал. Бежал, бежал, устал очень, но не останавливается, всё мало ему. А потом упал замертво. Лежит, руки раскинул. Так спрашивается, сколько человеку земли н...
Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

1.Античная философия



1.1.Основные периоды развития античной философии


История античной мысли охватывает около пятнадцати веков (период с VII в. до н.э.). Античная философия родилась и начала развиваться в эллинском мире. Это философия древних греков и древних римлян, первые философы думали и писали на греческом языке и, после завоевания римлянами Греции и Среднего Востока, именно греческий продолжал оставаться языком философии.

Античная философия внесла исключительный вклад в развитие
мировой цивилизации. Именно здесь зародилась европейская культура,
здесь истоки западной философии, почти всех ее последующих школ, идей и представлений.

В истории греческой философии можно выделить четыре
периода:

1. Период «зарождения философии» продлился около четырех
веков (Х по VI век дo н. э.): в основе этого периода - мифологические повествования, рассказывающие о происхождении Вселенной (космогония) и богов (теория).

Широко распространяется народное поклонение божествам в святилищах и священных местах (рощах и т. п.). Культам этого времени присущи сакрализация животных, жертвоприношения, торжественные шествия, театрализованные игры, более или менее символически изображавшие миф либо эпизод мифа.

Противоположность таким публичным, народным культам оставляли культы тайные, так называемые мистерии. Они предназначались для немногих «посвященных» (мистов).

2. Период «юности», продолжавшийся в общей сложности с 600-го по 450 г. до н. э.

Этот период начинается с основания Милетской школы
Фалесом, и заканчивается в городе, который вскоре станет интеллектуальной столицей греческого мира, - в Афинах, где Сократ будет обучать всех, кто желает его услышать. Философов этого периода называют досократиками, так как они действовали до Сократа; это ионийцы из Милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен); пифагорейцы; философы Парменид, Зенон, Гераклит, Эмпедокл, Анаксагор, Демокрит и софисты, уже современники Сократа.

Досократики были первыми «философами» в классическом
смысле этого слова. В основном они занимались космологией,
но также и моралью, математикой, физикой…

3. Третий период ознаменован учением Сократа, произведениями Платона и Аристотеля; он начинается во второй половине V века до н. э. и заканчивается смертью Аристотеля (322 г. до н. э.). Этот период, без всякого сомнения, является самым плодотворным: он длился немногим больше века, но определил полторы тысячи лет истории философии!

4. После смерти Александра Македонского (чьим наставником и учителем был Аристотель) речь больше не идет об эллинском греческом мире: ему на смену приходит мир эллинистический. Двумя веками позже владычество над эллинистическим Востоком сменится римским. В течение эллинистического и романского периодов в Афинах появились новые школы - эпикурейская в 306 г., стоиков в 260 г. до н. э. Затем греческая философия постепенно угасает, теряет творческую силу и постепенно в течение пяти-шести веков превращается в школу комментаторов и компиляторов (среди которых особое место занимают александрийцы).

Греческая античная философия официально умирает в 529 г., когда по приказу императора Юстиниана была закрыта Афинская школа.

Общая характеристика

Представители

Период ранней классики

Натуралистический период

с его проблемами

Фюзиса (Природы) и Космоса.

Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Парменид, Зенон, Ксенофан, Пифагор, Демокрит.

Период средней классики

Гуманистический период с его проблемой человека.

Сократ и его школа; софисты: Протагор, Горгий, Продик,
Антифонт, Антисфен
и др.

Период высокой классики

Период большого синтеза с его главной проблемой

- синтез философского знания.

Сократ и его школа;

софисты: Протагор, Горгий, Продик,
Антифонт, Антисфен
и др.

Эллинизм

Период эллинистических школ с его главными проблемами -
мораль и свобода человека, проблемы познания и т.п.

Эпикур, Пиррон, стоики раннего периода: Панэций, Посидоний, поздние римские стоики, или неостоицизм: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий и др.

Религиозный период античной мысли

Основные проблемы - структуры Космоса, судьбы Космоса и человека, отношения Бога и человека и т.п.

Плотин, Порфирий, Прокл, Филон Александрийский и др.


1.2.Краткая характеристика и отличительные особенности

классической античной философии


  • Античная философия зародилась не как область специальных философских исследований, а в неразрывной связи с научными знаниями - математическими, естественно-научными, с зачатками политических понятий, а также с мифологией и искусством. Духовное развитие в VII-IV вв. до н.э шло от мифологии и религии к науке и философии.


  • Возникли два основных типа философского мировоззрения - материализм («линия Демокрита») и идеализм («линия Платона») и два противоположных основных метода мышления - диалектика и метафизика.


  • Античная философия была первой исторически известной формой диалектической философии.


Отличительной особенностью античной философии является единство трех взаимосвязанных между собой моментов: объекта исследования, метода и цели.

Первый момент - объект - определяет содержание античной философии, которое конкретизируется в идеях космоцентризма.

Во втором моменте триединства - методе, следует отметить следующую характерную особенность античной философии: стремление к рациональному объяснению всеобщего, бытия, реальности. Она не ограничивается конкретными фактами и опытными данными. Для нее значим не отдельный факт или конкретный опыт, а разумный аргумент,
логическое доказательство, знание. Это не только определяет научный характер философии, но и границы между философией, религией, мифом и искусством. Последние также имеют дело с реальностью как целым, но если мифология описывает ее исходя из фактических представлений,
религия - посредством веры, искусство - через идею красоты, воплощенную в художественных образах, то философское объяснение осуществляется на рациональном уровне (диалектика мышления). Античная философия в целом есть бескорыстная любовь к истине. Эта особенность определяет и ее третий момент - цель. Цель античной философии состоит в чистом созерцании истины, чистом желании достичь ее.

Античная философия - уникальное явление, давшее человечеству импульс в развитии буквально во всех областях духовной и материальной деятельности. Все поколения философов, жизнь которых практически укладывается в классический период истории Древней Греции, заложили основы европейской цивилизации и создали образы для подражания на тысячелетия вперёд. Один из них - Сократ, знаменитый античный философ, воплощенный идеал истинного мудреца в исторической памяти человечества.




2. Философия Сократа


2.1. Жизнь и личность Сократа


О личности Сократа (469-399 до н.э.), его жизни и учении написано много книг. И, тем не менее в истории философии, возможно, нет фигуры более загадочной, чем Сократ. Дело в том, что сам философ не оставил письменного наследства. О его жизни и учении мы узнаем главным образом из сочинений его учеников и друзей (философа Платона, историка Ксенофонта) или его идейных противников (комедиографа Аристофана), а также из книг более поздних авторов (например, Аристотеля), каждый из которых по-своему понимал Сократа.

В большинстве источников указывается, что Сократ был сыном каменотеса Софрониска и повивальной бабки Фенареты, они оба считались афинскими гражданами скромного достатка. Бедные родители все же сумели дать сыну неплохое образование. Сократ учился у многих, но был оригинален и объяснял это тем, что свои идеи черпал не от других, а от собственного ума. Сократ был женат на Ксантиппе - рыжей, сварливой женщине, родившей ему трех детей. Диоген Лаэртский (позднеантичный историк философии) в своей книге «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов» описал следующую историю: «Однажды Ксантиппа сперва разругала его, а потом окатила водой. «Так я и говорил, - промолвил он, - у Ксантиппы сперва гром, а потом дождь. Алкивиад твердил ему, что ругань Ксантиппы непереносима; он ответил: «А я к ней привык, как к вечному скрипу колеса. Переносишь ведь ты гнусный гогот? - «Но от гусей я получаю яйца и птенцов к столу», - сказал Алкивиад. «А Ксантиппа рожает мне детей»,- отвечал Сократ».

Прежде чем стать учителем, как законопослушный гражданин, Сократ в качестве пехотинца участвовал в трех войнах, где вел себя стойко и мужественно, а в битве при Делионе (424 г. до н. э.), спас, как считается, жизнь Ксенофонту.

Он ходил зимой по снегу босиком, в легкой одежде, подолгу мог терпеть голод и как никто другой наслаждался кушаньем, когда еды было много.

Сократ никогда не пил один и по собственной воле. Но если его принуждали, он мог выпить больше всех. При этом никто не видел Сократа пьяным. Выше всего Сократ ставил справедливость. Будучи избран пританом - одним из тех, кто созывали и вели народное собрание - Сократ проявил не меньшее мужество, чем на войне. Он не страшился ни богатых олигархов, ни народного гнева, одинаково презирая тиранию личности и тиранию буйной толпы.

Когда на него пал жребий быть притоном и он вел дело военачальников Аргинуза, то был единственным, кто голосовал против смертного приговора, требовавшегося «гласом» народа. После установления в Афинах олигархического режима «тридцати тиранов» (404 г. до н. э.) Сократ не изменил ни образ жизни, ни образ мысли; он не слишком почитал и демократию, но совсем не принимал тиранию: известно, что он не подчинился приказу олигарха Крития, «главе тридцати», который
требовал указать, где скрывается некий враг тирании. Когда демократия была восстановлена, его обвинили в безбожии и приговорили к смерти. В 399 г. До н. э. он добровольно выпил чашу ядовитой цикуты.


2.2. Учение Сократа

Согласно распространенному определению, философия - это наука о наиболее общих законах развития природы, человека, общества и познания. Но представления о предмете философии весьма многочисленны и различны.

Например, для эпикурейцев - это путь достижения счастья через познание мира; у Аристотеля философия - исследование причин и принципов вещей; для Декарта философия - целостная наука, представленная в понятийной форме; Гегель именует философию наукой о всеобщем, о разуме, постигающем самого себя.

Для Сократа философия - средство познания добра и зла. Миссию философа Сократ сравнивал с профессией своей матери - повивальной бабки и называл ее повивальным искусством.

Философия, как ее понимает Сократ, - не умозрительное рассмотрение природы, а учение о том, как следует жить.

Это не так просто понять, поскольку от Сократа не осталось ни одной строчки. Философ полагал, что записывать свои мысли не нужно, а лучшей формой философствования является живая беседа в форме диалога. О его философских взглядах можно су­дить по рассказам учеников, которые, конечно, каждый по-своему излагал и интерпретировал мысли учителя. Платон, например, в своих диалогах создает идеализированный портрет своего учителя, который изрекает мысли самого Платона; и часто не поймешь, где мысли Сократа, а где - Платона. Ари­стофан в «Облаках» создает карикатуру на Сократа, искажая его учение и жизненный путь. В его изложении Сократ - со­фист, астролог, обманщик и пустослов. Сократа подлинного, видимо, так никому узнать и не придется, но определенные его идеи все же дают представление о его философии.

Сократ отказался от попытки посвятить себя изучению природы и причин природных явлений, а переключился на самого человека, поставив его в центр своей философии. Он продолжает линию софистов, выбрав для себя участь духовных просветителей народа.

Сократа волнуют вопросы этики, эстетики. Первичным для него является дух, сознание человека, а вторичным - природа. По­этому он полагал, что все в мире совершается ради пользы человека.

Телеологические идеи Сократа довольно просты и отража­ют представления древних эллинов по этому вопросу. Напри­мер, Сократ считал, что каждый орган человека создан таким образом, чтобы выполнять определенные функции. Глаза соз­даны, чтобы видеть, уши - слышать, нос - обонять. Боги спе­циально позаботились о том, чтобы человек мог отдыхать но­чью, а земля производила пишу для него. Боги же позаботились разместить человека на таком расстоянии от солнца, чтобы человек не пострадал от его лучей.

Главное в умении жить, считал Сократ,- это умение правильно и логично мыслить, познавать человеческий мир. Потому в центре его философии - метод доказательства и определения понятий, который он называл диалектикой. Слово «диалектика» в дословном переводе означает «искусство вести беседу, спор». В отличие от диалектики Гераклита, диалектика в понимании Сократа и Платона описывает не развитие природы, а движение человеческой мысли в ходе дискуссии, позволяющей установить истину. Сократ также называл свой метод ведения беседы и спора майевтикой. В переводе с греческого «майевтика» - повивальное искусство. Сократ говорил, что в ходе дискуссии помогает рождению истины, подобно тому, как повивальное искусство помогает рождению человека.

Мыслитель скромно утверждал, что за неимением собственной мудрости он не может чему-либо учить. Его задача состоит в том, чтобы побуждать других находить истину, ведя беседу и ставя все новые и новые вопросы. Обычно беседа начиналась с постановки проблемы определения какого-либо понятия. Сократ спрашивал в своих диалогах, что такое мужество, добро, справедливость, добродетель, благоразумие, кто такие софисты и т. п. Анализ полученных ответов показывал противоречивость или неточность данных его собеседником определений, и это становилось исходным пунктом для дальнейшего обсуждения.

Согласно Сократу, важнейший принцип познания - сомнение («я знаю, что ничего не знаю»). Сомнение побуждает человека к самопознанию. «Познай самого себя» - главная задача, поставленная философом перед собой и другими людьми.

Необходимым условием правильного рассуждения Сократ считал свободу мысли от противоречия. Запрет внутреннего противоречия в рассуждении позже был возведен Аристотелем в ранг одного из законов формальной логики. Мыслитель достиг высочайшей по своим временам культуры мышления, требуя точного и строго понимания терминов. Сократ фактически стал одним из создателей европейского научного стиля мышления, введя в науку безусловное требование доказательности. Истина не может основываться на мнении авторитетов или на мифологической традиции. Она может быть установлена или опровергнута только строгим логическим доказательством. То, что доказано, невозможно запретить или отменить, его можно только опровергнуть - если, конечно, сумеешь разрушить доказательства своего оппонента и выдвинуть противоположные аргументы. Именно от Сократа и Платона берет начало привычная и само собой разумеющаяся для современного европейца мировоззренческая установка: любое положение должно быть логически обосновано и доказано, а не просто принято на веру под давлением авторитетов.

Глубокий анализ человеческого познания и логики рассуждения, содержавшийся в беседах Сократа, побуждал его учеников высоко ценить мысль, духовный мир и видеть именно в нем ключ к пониманию мира материального. Для создания системы философского идеализма оставалось сделать последний шаг и объявить материальный мир производным от духовного мира.


2.3. Основные положения философии Сократа


  • Центральная проблема в философии - человек и человеческое сознание. Природа и сущность человека - это его душа (разум). Душа - это «Я сознаю­щее», т.е. совесть и интеллектуальная и моральная личность. Благодаря этому открытию создана моральная и интеллектуальная традиция, которая питает Европу до настоящего времени.


  • Главная задача познания - самопознание: «познай самого себя», познание самого себя как «человека вообще», т.е. как моральную, общественно значимую личность. Познание - главная цель и способность человека, ибо в про­цессе познания он приходит к общезначимым истинам, к познанию добра и красоты, блага и счастья. В этом и есть цель философии.


  • Этика Сократа отождествляет добродетель со знанием:

1) добродетель (мудрость, справедливость, постоянство, умеренность) есть всегда знание, порок - это всегда невежество;

2) никто не грешит сознательно, а кто совершает зло, делает это по незнанию. Этот этический рационализм Сократа сводит мораль­ное благо к факту сознания.


  • Диалектика Сократа совпадает с диалогом (диалогос), который состоит из двух моментов: «опровержения» («иронии») и «майевтики». «Сократовский» метод - это метод последовательно и систематически задаваемых вопросов, имеющих своей целью приведение собеседника к противоречию с самим собой, к признанию собственного невежества. В этом суть «иронии», суть «майевтики» - посредством наводящих вопросов и логических приемов под­вести собеседника к самостоятельному нахождению истины.


  • Задача метода - найти «всеобщее» в нравственности посредством «индукции» (отыскания общего в частном) и «определения» (установления родов и видов, их соотношений).


  • Основные составные части «сократического» метода: «ирония» и «майевтика» - по форме, «индукция» и «определение» - по содержанию.







2.4. Философы спорят

Известно такое высказывание Сократа: нужно есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть. Можно возразить: нет ничего плохого в том, чтобы есть ради того, чтобы есть, и жить отчасти для того, чтобы есть. В этом высказывании Сократа - начало идеализма и холизма. (Холизм (холос - целое) - концепция, утверждающая примат целого над частями). Получается, целое важнее части; часть однозначно должна подчиняться целому. (Целое -жизнь, часть - питание.).

Любая часть целого (если это действительно часть, а не ничтожная частичка) «живет» относительно самостоятельной, относительно независимой от целого жизнью и влияет на целое не меньше, чем целое на нее. Если говорить о питании, то совершенно очевидно, что эта «часть» жизни живет своей «жизнью», относительно независимой от жизни вообще.

Существует культура питания, существуют радости, изощрения и изыски питания, существует целый мир питания, почти такой же сложный, как и сама жизнь. Я считаю, что каждая часть жизни равноценна самой жизни, как одно бесконечное множество, являющееся «частью» другого бесконечного множества, равномощно этому другому.

Диоген Лаэртский о Сократе: «Часто он говаривал, глядя на множество рыночных товаров: Сколько же есть вещей, без которых можно жить!»

Или: «Он говорил, что лучше всего ешь тогда, когда не думаешь о закуске, и лучше всего пьешь, когда не ждешь другого питья; чем меньше человеку нужно, тем ближе он к богам».

В этих словах не просто начало идеализма, противопоставления духа материи. В них - опасная жизненная философия, философия аскетизма, нищеты, пренебрежения к материальному, природному, естественному. Платон развил эти начатки идеализма, а философы - неоплатоники и последующие христианские проповедники довели его до крайности (в виде института монашества, практики аскетизма, попыток остановить прогресс знания, материальной культуры и т. д., и т. п.).

И как тут не вспомнить притчу-рассказ писателя Л. Н. Толстого. «Много ли человеку земли нужно?»

Сюжет этой притчи таков: пожаловался как-то раз крестьянин Господу, что мало у него земли. Ответил Бог: «Ты раскинь руки и беги до заката Солнца. Сколько землицы захватишь за день - вся твоя будет!». Обрадовался мужик, раскинул руки широко и побежал. Бежал, бежал, устал очень, но не останавливается, всё мало ему. А потом упал замертво. Лежит, руки раскинул. Так спрашивается, сколько человеку земли нужно? Ответ напрашивается сам собой: мол, ровно по размеру и нужно, чтобы могилу выкопать. Но! Это трупу нужно так мало, а ЧЕЛОВЕКУ нужна вся земля!

Попытка отрицания Сократом естественного стремления человека (как живого существа) к большему-лучшему - ошибка философа, идеализация природы человека. Живое по определению стремится к расширению, к повышению качества и количества жизни - во всех отношениях! И человек, как часть живой природы, никогда не удовлетворится достигнутым. Он, в сущности, и живет в этих качелях: удовлетворения - неудовлетворения, ограничения - выхода за пределы. Кто перестал стремиться к большему - лучшему - тот остановился в развитии становлении, стал стариком по духу и, более того, живым мертвецом.









2.5 Изречения и афоризмы Сократа


  • Вопросы о явлениях природы либо не доступны человеческому разуму, либо не имеют отношения к жизни людей.


  • Высшая мудрость - различать добро и зло.


  • Кто хочет сдвинуть мир, пусть сдвинет себя!


  • В каждом человеке есть солнце. Только дайте ему светить.


  • Как много есть на свете вещей, которые мне не нужны!


  • Я знаю только то, что ничего не знаю.


  • Брак, если уж говорить правду, зло, но необходимое зло.


  • В одежде старайся быть изящным, но не щеголем; признак изящества - приличие, а признак щегольства - излишество.


  • Если человек сам следит за своим здоровьем, то трудно найти врача, который знал бы лучше полезное для его здоровья, чем он сам.


  • Женись, несмотря ни на что. Если попадется хорошая жена, будешь исключением, а если плохая - станешь философом.


  • Заговори, чтобы я тебя увидел.


  • Какой человек, будучи рабом удовольствий, не извратит своего тела и души.


  • Красота - это королева, которая правит очень недолго.


  • Лучше мужественно умереть, чем жить в позоре.


  • Людям легче держать на языке горячий уголь, чем тайну.


  • Нельзя врачевать тело, не врачуя души.


  • Распаляется пламя ветром, а влечение - близостью.


  • Тот наиболее богат, кто доволен малым, ибо такое довольство свидетельствует о богатстве натуры.


  • Хорошее начало не мелочь, хоть начинается с мелочи.


  • Хорошо было бы, чтобы человек осмотрел себя, сколько он стоит для друзей, и чтобы старался быть как можно дороже.


  • Я ем, чтобы жить, а другие люди живут, чтобы есть.


  • Я хочу при помощи гимнастики всего тела сделать его более уравновешенным.


  • Без дружбы никакое общение между людьми не имеет ценности.


  • Воспитание - дело трудное, и улучшение его условий - одна из священных обязанностей каждого человека, ибо нет ничего более важного, как образование самого себя и своих ближних.


  • Добрым людям следует доверяться словом и разумом, а не клятвой.


  • Есть одно только благо - знание и одно только зло - невежество.


  • Женишься ты или нет - все равно раскаешься.


  • Когда слово не бьет, то и палка не поможет.


  • Лучшая приправа к пище - голод.


  • Любви женщины следует более бояться, чем ненависти мужчины. Это - яд, тем более опасный, что он приятен.


  • Мудрость - царица неба и земли.


  • Непознанная жизнь не стоит того, чтобы быть прожитой.


  • То, что я понял, - прекрасно, из этого я заключаю, что и остальное, чего я не понял, - тоже прекрасно.


  • У солнца есть один недостаток: оно не может видеть самого себя.









15



© 2010-2022