Формирование личностных результатов на уроках физики

Одна из задач современной системы образования является формирование универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия  подразделяются на четыре блока:  личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные. Мне бы хотелось вам рассказать о том, как я осуществляю на уроках физики, развитие личностных результатов. Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся. По словам  В.А. Сухомлинского: "«Без надёжной  эмоциональной основы невоз...
Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование личностных результатов

на уроках физики.

Из опыта работы учителя физики МОУ «Сернурская средняя общеобразовательная школа №1» Перминовой Г.Ю.


Одна из задач современной системы образования является формирование универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия подразделяются на четыре блока: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные. Мне бы хотелось вам рассказать о том, как я осуществляю на уроках физики, развитие личностных результатов. Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся. Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

  • воспитание патриотизма, уважения к Отечеству,

  • формирование ответственного отношения к учению, к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору профессий

  • формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное многообразие современного мира

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку

  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах

  • формирование нравственных чувств и нравственного поведения

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве

  • формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления

  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира

В подростковом возрасте дети уже готовы к формированию личностного самоопределения и формированию гражданской позиции.

Как достичь личностных результатов на уроках физики? Очень часто в разговорах выпускников можно слышать, что самым ужасным предметом в школьной программе является физика. К сожалению год от года эта ситуация усугубляется. А мне бы хотелось, чтобы на уроках физики у ребят формировалось чувство красоты Природы, преклонение перед совершенством науки, возможность самому применить свои знания для преобразования мира. Поэтому на уроках я пытаюсь соединить, воедино физику и лирику. В настоящее время эстетическое и нравственное воспитание осуществляется в основном на уроках литературы, музыки, рисования. Стандарты второго поколения позволяют расширить границы эстетического и нравственного циклов, включить в этот цикл все предметы, включая физику.

Мы часто на уроках знакомим детей с биографией ученых, благодаря которым наша жизнь продвигается вперёд. Я предлагаю проводить так называемые уроки - конференции. На таких уроках основную задачу я вижу не в том, чтобы преподнести какой-либо учебный материал, а чтобы пробудить у учеников желание познавать, расширять свой кругозор, тягу к знаниям, науке и технике. Обращение к истории помогает ввести в процесс физического образования в учебный и умственный труд - эмоциональную компоненту. По словам В.А.Сухомлинского: «Без надёжной эмоциональной основы невозможно не только успешное, но и вообще нормальное обучение. Отсутствие единства эмоционального воспитания и познания мира является одним из самых опасных источников равнодушного отношения к знаниям…»

Именно поэтому я решила проводить - уроки нравственности. При подготовке к таким урокам ребята стараются как можно больше и глубже познакомиться с жизнью и деятельностью учёного, отыскать такие сведения, чтобы показать наиболее ярко учёного как Человека, как Личность. Многие учёные - это красивые личности, озарённые любовью к людям, своему делу и высокими благородными чувствами. На уроке мы слушаем отрывки музыкальных произведений любимых композиторов, читаем стихи любимых поэтов и отрывки из любимых книг учёных. А вы знаете, что Академик физик Мандельштам, знал почти всю поэзию своего любимца А.С. Пушкина наизусть. Его друг тоже академик Н.Д.Папалекси выше всего ставил поэзию Лермонтова, физик- оптик академик Лансберг, ведя свои эксперименты, в абсолютно тёмной стробоскопической лаборатории, декламировал «Евгения Онегина», академик Вавилов даже на фронте не расставался с гётевским «Фаустом», академик Ландау говорил, что физик, не воспринимающий поэзии и искусства, - плохой физик. А каким чувством юмора обладали все великие люди! Например:

  • Известный итальянский физик Алессандро Вольта был страстным любителем кофе, который он пил всегда без молока и сахара. Когда один его знакомый спросил, почему Вольта пренебрегает молоком и сахаром, знаменитый физик, улыбаясь, ответил: «Чего ж тут объяснять… Раз в чашке нет ни молока, ни сахара, значит в ней больше кофе».

  • Отражательный телескоп, который изготовил Исаак Ньютон, произвел в Англии настоящий фурор. Сам король Карл II внимательнейшим образом изучил прибор и, вдоволь налюбовавшись через него на звезды и планеты, передал новинку в Лондонское королевское общество. Много лег спустя, родственник ученого поинтересовался у него:

- Скажите, кто же этот искусный мастер, изготовивший зеркало для вашего телескопа?

- Я, зеркало сделал я сам, - простодушно ответил Ньютон.

- Но где же вы достали станки и инструменты?

- И их я сделал сам, - пояснил Ньютон. ­- Если бы я ждал, пока кто-то чего-то мне сделает, я вообще никогда не сделал бы ничего.

Ученики находят и рассказывают смешные случаи из жизни ученых.

  • Однажды, находясь в Швеции, знаменитый датский физик Нильс Бор поехал со своими родными и друзьями встречать брата. Прибыв на вокзал, Бор отправился за перронными билетами на всю компанию. Вскоре он вернулся с билетами очень расстроенный и обескураженный.

«Все-таки в Швеции дело поставлено рациональнее, чем у нас в Дании, - грустно сказал он. - У нас билетные автоматы работают на электричестве, а здесь на каждом автомате надпись, предлагающая покупателю, прежде чем опустить монету, стать на небольшую площадку. Таким образом, здесь автомат срабатывает за счет силы тяжести, не расходуя дорогой электроэнергии».

Когда встречающие подошли к входу на перрон, контролер отказался пропустить их.

- Это не перронные билеты, - объявил он Бору. - Это квитанции весов автомата, на которых вы почему-то взвешивались несколько раз.

Всё это помогает детям переосмыслить своё отношение к науке. Для проведения таких уроков удобнее использовать групповую форму работы. Каждая группа изучает жизнь и деятельность ученого с разных сторон. На уроке каждая группа представляет своего «героя», рассказывая очень интересные факты. Например: А.Ф.Иоффе, о котором в школьном курсе физики сказано не так много. В годы Великой Отечественной войны он в разгар военных действий создал простой и надежный источник питания для раций-"партизанский котелок", а на самом деле полупроводниковый термоэлектрогенератор. В котелок наливали воду и помещали над костром. Кипящая вода "задавала" температуру одним спаям термоэлементов, а температуру других определяло пламя, нагревающее дно котелка. Котелок помогал партизанам обеспечивать радиосвязь с Большой землей. Его добрым словом вспоминали партизаны, для которых это было сделано. Абрам Федорович всегда замечал чужую боль, умел придти на помощь в нужную минуту. Раз во время юбилейного банкета один из учеников Иоффе попросил встать тех, кому когда-нибудь помог А.Ф.Иоффе. Встал весь зал. Иоффе был необыкновенно доброжелателен ко всем сотрудникам. Вы приходите, например, в библиотеку, берете новую книжку журнала и видите: почти на каждой статье пометки - это надо прочитать Курчатову, то - Александрову, а с этим полезно ознакомиться Арцимовичу. Короче, он постоянно заботился о нашем образовании". Когда на уроке ведём речь об атомной энергии, вспоминаем И.В. Курчатова. Ученик А.Ф. Иоффе, Игорь Васильевич Курчатов вставал рано, утро его на­чиналось с зарядки, затем он принимал холод­ный душ. В течение рабочего дня устраивал активные перерывы. Нередко его можно было видеть играющим партию в пинг-понг или расчищающим лопатой дорожки от снега. Работал увлеченно, по 12 часов в сутки. Среди людей не было в те годы человека более популярного, более уважаемого, чем великан с медленной поход­кой, вечно лучистыми глазами и с теплым кратким именем «Борода». Любимым писателем И.В.Курчатова был Михаил Булгаков, а любимой книгой - роман Булгакова "Мастер и Маргарита". Многие ученые-физики не просто любили музыку, но и сами играли на различных музыкальных инструментах.

Всё это интригует и удивляет учеников. Знакомство с учеными вот в таком плане вызывают у детей живой интерес. Они начинают, по-другому относится к предмету, у детей формируется позитивная моральная самооценка и чувство гордости за наших ученых, за свою страну.

Знакомство с прекрасным и культурным наследием России формирует уважение к памятникам и живописи русских художников.

При изучении световых явлений и распространении света, целесообразно привести пример истории реставрации картины Репина «Иван Грозный и его сын Иван». Гениальную картину Репина «Иван Грозный и сын его Иван» чуть не погубил сумасшедший. Он забрел в Третьяковскую галерею и ударом ножа вспорол холст. Картина, казалось, была ранена насмерть, краски облупились, по лицу Ивана Грозного прошел рваный разрез. Картину спасали лучшие реставраторы России. Терпеливо, нитка за ниткой склеивали они драгоценный холст и добились чуда: рваные края разреза срослись как живое тело. Восстанавливать живопись должен был сам Репин. Когда Репину сообщили о несчастье, престарелый художник, говорят, обрадовался. Он с годами будто бы стал замечать недостатки картины, которых раньше не видел. Год от году она нравилась ему все меньше и меньше. Он втайне укорял себя за пренебрежение к фиолетовым оттенкам и все тверже убеждался в том, что лицо Ивана Грозного он пережелтил. Репин рад был случаю исправить «ошибки». Он стал писать лицо Ивана Грозного заново, налегая теперь на холодные фиолетовые тона. Почитатели художника тревожно следили за его кистью. И чем дальше продвигалась работа, тем сильнее росло беспокойство и недоумение среди окружающих. На глазах у всех в радостном вдохновении художник портил свою картину. А когда он, довольный и успокоенный отошел от станка, окружающим стало ясно: последние мазки репинской кисти оказались для картины смертельней, чем удар ножа. Картина была погублена бесповоротно. Почитатели умоляли художника вернуться к своим старым краскам, но Репин только смеялся и махал руками. Тогда решили смыть все репинские исправления, а другой художник по репродукциям, памяти восстановил картину в прежнем виде. А как вы думаете, почему автор испортил свой шедевр? Вот на этот вопрос отвечает физика. Оказывается, что с возрастом хрусталик глаза мутнеет, и цвета человек воспринимать начинает по-другому.

Изучая силу трения, обязательно привожу пример выразителя эстетических идеалов в Древней Руси - ансамбль Кижского погоста в Заонежье. Преображенская церковь - смысловой центр всего ансамбля - сооружена с таким техническим совершенством, что может служить эталоном мастерства плотника. На Руси в качестве строительного материала часто использовалась древесина, особенно в северных районах страны. Многие неизвестные мастера с помощью одного лишь топора, пилы, и нехитрых приспособлений оставили, нам целую поэму, в деревянном зодчестве. Основой всякой постройки был сруб, который «вязался» из брёвен с прокладкой между ними мха и пеньки. Чтобы кладка брёвен выглядела ровной и красивой, их обтёсывали «в лапу» или «ласточкин хвост», косые кромки плотно удерживали стену в узлах связки. Ученики даже не верят, что такая красота сделана без единого гвоздя.

На этой стадии понимания ученик начинает рассматривать причины открытия, происхождение изучаемого явления, постигая законы, лежащие в основе этого явления, предвидит различные следствия, вытекающие из этих законов. При этом он видит закономерность изучаемого явления, целостную картину окружающего мира.

Введение в педагогические технологии элементов исследовательской деятельности учащихся позволяет педагогу не только и не столько учить, сколько помогать, школьнику учиться, направлять его познавательную дея­тельность. Одним из наиболее распространенных видов исследовательского труда школьников в процессе учения сегодня является метод проектов.

В наше время учитель должен не только научить ученика, но и воспитать личность, ориентированную на саморазвитие. Процесс этот нужно организовывать и моделировать так, чтобы учащиеся научились:

  • намечать ведущие и текущие (промежуточные) цели и задачи;

  • искать пути их решения, выбирая оптимальный путь при наличии альтернативы

  • осуществлять и аргументировать выбор;

  • предусматривать последствия выбора;

  • действовать самостоятельно (без подсказки);

  • сравнивать полученное с требуемым;

  • корректировать деятельность с учетом промежуточных результатов;

  • объективно оценивать процесс (саму деятельность) и результат проектирования.

Технология проектов ориентирована не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение, он позволяет учителю формировать педагогические ситуации по различным основаниям на основе содержания предмета физики.

Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.

Метод проектов полностью реализуется в мультимедийных презентациях и других компьютерных проектах. Мы с учениками создали множество учебных и исследовательских проектов. Например: «Мой дом - мини Чернобыль», «Да здравствует полотенце пушистое». К 70-летию Победы был создан проект «Физика и оружие Победы». Это проекты были представлены на районном и республиканском уровне. Учебные проекты, ученики представляют на уроке, при изучении нового материала или при обобщении пройденного материала. Примеры учебных проектов: «Радиация вокруг нас», «Применение радиоактивных изотопов в промышленности», «Применение радиоактивных изотопов в медицине», «Применение радиоактивных изотопов в археологии», «Применение радиоактивных изотопов в сельском хозяйстве». Изучая развитие средств связи, дети представили проекты: «Сотовая связь», «Пейджинговая связь», «Проводная телефонная связь». Подготавливая проект, дети используют различные источники информации, вся информация уходит далеко за пределы учебника. Перед защитой проекта ученику сообщаются критерии оценивания, требования к оформлению презентации, доклада и умения представить свою работу. Но такую работу надо начинать как можно раньше, чтобы дети учились представлять себя, а не только учебный материал. Проектная технология позволяет повысить интерес к изучению физики. Дети самостоятельно изучают материал, готовя физические проекты, занимаются исследовательской деятельностью, что способствует повышению качества обучения.

Физика - предмет достаточно сложный и от учителя требуется немалое мастерство, чтобы овладение физическими знаниями было успешным. Многие учебники физики никак не назовешь интересными. В таких учебниках изложено все, что следует по программе. Там обычно объясняется, какую пользу приносит физика и как важно ее изучать, но из них очень редко можно понять, почему заниматься физикой интересно. На своих уроках стараюсь осуществлять педагогическое воздействие для создания благоприятной эмоциональной атмосферы, поощряя самостоятельность и инициативность учащихся.

"А если это так, то, что есть красота

И почему её обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?"


Орган отливал серебром,

Немой, как в руках ювелира,

А издали слышался гром,

Катившийся из-за полмира.

Покоилась люстр тишина,

И в зареве бездыханном

Играл не орган, а стена,

Украшенная органом.


© 2010-2022