- Преподавателю
- Физика
- Новогодний урок - соревнование, в котором обобщается пройденный материал
Новогодний урок - соревнование, в котором обобщается пройденный материал
Раздел | Физика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Сазанова Е.Б. |
Дата | 11.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Начнём Новый год с «5»!
Эту игру я провожу в последний урок в уходящем году в 9-х классах. Девятиклассникам предстоит сдавать выпускной экзамен за курс основной средней школы. Повторить изученный материал в игровой форме - цель этого урока. Дети приходят в празднично убранный класс, где установлена елка, звучат фонограммы новогодних песен. Перед Новым годом случаются разные чудеса. Приятный сюрприз - первую «5» в наступающем году может получить каждый участник игры. Все ученики имеет такую возможность. А дальше уж как повезет… Звучит песня: « Новый Год к нам мчится …» Стартом к началу игры служит вопрос: О каком физическом явлении говорится в этой песне? (Ответ: механическое движение)
С Новым Годом поздравляю
И удачи Вам желаю!
Всем сегодня победить
И пятерки получить!
Если в классе 30 человек, игра проводится в 5 туров. В каждом туре принимает участие 6 человек. В первом играют, сидящие за первыми партами, во втором - за вторыми и т. д. (предполагается, что в классе парты стоят в три ряда). Какой группе, в каком туре играть определяется по жребию. Играющему нужно выполнить доставшееся ему задание, если ответ полный - ставится «5», если ответ неполный - участник получает новогодний жетон. В случае затруднений при выполнении задания участником тура, в игру вступают зрители. Зритель, наиболее полно ответивший на вопрос, награждается жетоном. Два таких жетона - это «5».
1тур. Физические приборы.
На кафедре стоят 6 физических приборов: демонстрационный амперметр, демонстрационный вольтметр, демонстрационный динамометр, мензурка, барометр, электроскоп. Очередность ответов и кому, о каком приборе рассказывать определяется по жребию.
План ответа:
-
Название прибора.
-
Назначение.
-
В каких единицах измеряется физическая величина, измеряемая данным прибором.
Ожидаемые ответы:
Амперметр
Вольтметр
Динамометр
прибор для измерения силы тока в электрической цепи, включается последовательно
прибор для измерения электрического напряжения, включается параллельно с тем элементом цепи, на котором нужно произвести измерение
прибор для измерения силы
сила тока - I
напряжение - U
сила - F
единица измерения - Ампер
единица измерения - Вольт
единица измерения -
- Ньютон
Мензурка
Барометр
Электроскоп
прибор для определения объема жидкости
прибор для измерения атмосферного давления
прибор для обнаружения электрических зарядов и приблизительного определения их величины
объем - V
давление - р
электрический заряд - q
единица измерения - мл
1мл=10-6м3
единица измерения - Па,
мм рт. ст.,
1 мм рт. ст.= 133,3 Па.
единица измерения - Кулон
2 тур. Физическая формула.
На доске заранее написаны формулы: Q = I2 R t; FАрх = g ρж Vт; Q = c m ( t2 - t1);
Ек = m υ2 / 2; Еп = m g h; А = U I t;
Задание: для каких расчетов используется данная формула, составить расчетные формулы для двух физических величин, входящих в неё и назвать их.
Ожидаемые ответы:
Q = I2 R t
FАрх= g ρжVт
Q = c m ( t2 - t1)
закон Джоуля - Ленца, позволяет определить количество теплоты, которое выделяется в проводнике при прохождении по нему электрического тока
формула силы Архимеда, позволяет вычислить силу, с которой жидкость выталкивает погруженное в неё тело
количество теплоты, необходимое для нагревания тела или выделяющееся при его охлаждении
сила тока-
сопротивление-
время-
ускорение свободного падения -
плотность жидкости -
объем тела -
удельная теплоемкость -
масса тела -
изменение температуры-
Ек = m υ2 / 2
Еп = m g h
А = U I t
формула кинетической
энергии
формула потенциальной энергии
формула работы электрического тока
масса тела -
скорость тела-
масса тела-
ускорение свободного падения-
высота-
напряжение -
сила тока -
время -
3 тур. Физическое явление.
На кафедре установлены приборы для демонстрации физических явлений и законов или на стенде развешены плакаты с их изображением. Задание: какое физическое явление, закон демонстрируется, дать определение явления или формулировку закона.
Варианты заданий: Ожидаемые ответы:
1.
Деформация- это изменение формы и размеров тела.
2.
Конвекция - это передача энергии струями жидкости или газа.
3.
Диффузия - это взаимное проникновение соприкасающихся веществ,
вследствие беспорядочного движения молекул.
4.
Излучение - это перенос энергии с помощью тепловых лучей.
5.
Теплопроводность - это перенос энергии молекулами как бы по цепочке от одной к другой.
6. Закон Паскаля:
Давление, производимое на жидкость или газ, передается в любую точку одинаково во всех направлениях.
4 тур. Единицы измерения физических величин.
Дети получают карточки и выполняют работу у доски. Задание: выразить числовые значения физических величин в СИ и стандартном виде.
Варианты заданий: Ответы:
-
1.
50 МПа=
1.
50 106 Па = 5 107 Па
2.
135 см =
2.
135 10 -2 м = 1,35м
3.
0,65 км =
3.
0,65 103 м = 6,5 102 м
4.
0,3 мл =
4.
0,3 10-3л = 3 10-7 м3
5.
0,05 гПа =
5.
0,05 102 Па = 5 Па
6.
750 дм =
6.
750 10-1м = 7,5 101 м
5 тур. Задачи на эрудицию и смекалку.
Карточки с заданиями разложены на столе. Участники этого тура после розыгрыша вопросов получают 1 мин на размышление и отвечают устно.
Варианты заданий:
-
Имеются три бруска льда одинаковой массы, взятые при разных температурах равных соответственно 00С, - 40С, -250С. У какого бруска самый большой объем?
Ответ: Лед, как и всякое твердое тело при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается. Следовательно, плотность льда при более низкой температуре больше, чем при более высокой. Поэтому самый большой объем у бруска с t = 00С.
-
В плотно закрытой бутылке заполненной водой, имеется пузырек воздуха. Когда этот пузырек больше в теплую или прохладную погоду?
Ответ: В прохладную, так как в этом случае объем воды уменьшается (вода сжимается) и воздух занимает весь предоставленный ему объем.
-
Действует ли закон Паскаля на искусственном спутнике Земли?
Ответ: Да. Жидкости и газы передают производимое на них давление по всем направлениям без изменения. Вес жидкости или газа при передаче давления роли не играет.
-
Стакан с мыльной пеной поставили в чашку и поместили под колокол воздушного
насоса. Что произойдет, если воздух оттуда откачать?
Ответ: При откачивании воздуха из под колокола внутреннее давление воздуха в пузырях становится больше внешнего давления, поэтому пузыри раздуваются.
-
Сильная струя воздуха, которая идет на вас от настольного вентилятора, создает прохладу.
Можно ли этой струей сохранить мороженое в твердом виде?
Ответ: Нельзя, так как вентилятор нагнетает на мороженое воздух, температура которого все равно больше температуры таяния мороженого.
-
В кастрюле бурно кипит вода, и в ней варятся макароны. Кипит ли вода в трубках
макарон?
Ответ: Нет. Чтобы вода в полости макарон кипела, ей необходимо сообщать тепло от более нагретого тела. Вода в кастрюле не может быть нагрета выше температуры кипения. Поэтому температура воды в полости макарон может лишь сравняться с температурой воды в кастрюле.
Для зрителей во время подготовки играющих к ответам можно использовать блиц-вопросы и физические ребусы. За верный ответ - новогодний жетон.
-
Какое слово лишнее?
а) САЧ б) АИЛС
АДУНЕКС САМАС
ТУПЬ ЕИНРЕКОУС
ТАУИМН ТЬПУ
Ответы: а) ЧАС, СЕКУНДА, МИНУТА. Лишнее - путь.
б) СИЛА, МАССА, УСКОРЕНИЕ, Лишнее - путь.
-
Вставьте в скобки слово- единицу измерения физической величины, так чтобы оно
было продолжением 1-го слова и началом 2-го.
ДИНАМО ( … ) О
Ответ: Метр, динамометр - метро.
3. Прочитайте слова:
Ответ: Сила тока Ответ: Вольтметр
Ответ: Ньютон
Ответ: Закон Ома
Ответ: Читать с буквы «П» по часовой Ответ: Читать с буквы «И» по стрелке «ПЕРЕМЕЩЕНИЕ» часовой стрелке «Инерция»
4. Что нужно поставить вместо вопросительного знака?
m F υ α
кг Н м/с ?
Ответ: единица измерения ускорения - м/с2.
Заканчивается урок подведением итогов и новогодним пожеланием:
Пусть ученье увлекает,
Школа знаний прибавляет.
И удача тоже ждет
В этот добрый Новый Год!
7