• Преподавателю
  • Физика
  • Внеклассное мероприятие «Нетривиальные задачи на развитие логического мышления»

Внеклассное мероприятие «Нетривиальные задачи на развитие логического мышления»

Внеклассное мероприятие «Нетривиальные задачи на развитие логического мышления» можно проводить для учащихся 9–11 классов или студентов колледжей. Данное мероприятие призвано повысить интерес к изучению физики, показав практическое применение физических законов в природе, быту, технике. Кроме того, оно способствует развитию логического и творческого мышления. Большинство нетривиальных задач требует построения определенной цепи рассуждений, которую преподаватель может по своему усмотрению разбить на простые звенья и подготовить наводящие вопросы. В подавляющем большинстве случаев знание физических законов не требуется – достаточно простой логики. Там, где знание определенного закона все-таки необходимо, преподаватель может сообщить качественные следствия этого закона. В работе приводятся задачи по основным разделам физики: механика, теплота, свет, эле...
Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

НЕТРИВИАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ НА РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

МЕХАНИКА.

1. Как измерить диаметр футбольного мяча с помощью линейки?

(Прокатить мяч по столу, чтобы он сделал полный оборот, измерить длину этого следа и воспользоваться формулой длины окружности).

2. Зачем скашивают радиатор у современных автомобилей?

(Увеличивается надежность управления на большой скорости - воздух прижимает передние колеса к дороге).

3. На какую пару колес автомобиля выгоднее ставить тормоза?

(На переднюю. При быстрой остановке инерция движения корпуса прижимает передние колеса к земле, препятствуя проскальзыванию).

4. Следует ли жать на педаль тормоза «до упора» для быстрейшей остановки автомобиля?

(Нет! Остановленные в своем вращении колеса начнут скользить. Коэффициент трения скольжения меньше, чем коэффициент трения покоя).

5. Как направлены силы трения между шинами и землей у переднего и заднего колес едущего велосипеда?

(На катящееся переднее колесо действует только сила трения качения, она направлена против направления движения велосипеда; на заднее колесо действует еще и сила трения покоя, она направлена по ходу движения и намного больше силы трения качения - результирующая сила направлена по ходу движения и двигает велосипед).

6. Зачем на поверхности шин автомобиля создается «рельеф» из канавок?

(Для того, чтобы в его канавки выдавливалась вода на мокрой дороге. Движение колес будет как бы «посуху», с соответствующим этому трением).

7. Почему хорошо подпрыгивает детский мяч, оболочка которого изготовлена из неупругого пластика?

(При падении на землю мяч слегка сплющивается. Объем воздуха внутри него уменьшается. Уменьшение объема воздуха в закрытом сосуде приводит к повышению давления, которое действует на опору, вызывая ее реакцию, направленную вверх, - мяч подпрыгивает).

ТЕПЛОТА

1. Нагретый стальной цилиндр, диаметр основания которого равен его высоте, остывает на деревянном столе. В каком положении он остынет быстрее: стоя на основании или лежа на боку?

(Лежа. В этом положении нагретый воздух уходит с большей открытой поверхности цилиндра).

2. Почему разбросанные угли костра гаснут быстро, а собранные в кучку могут «продержаться» до утра?

(У собранных в кучу углей только наружные угли соприкасаются с окружающим воздухом. Если нет сильного ветра, они покрываются пеплом, затрудняющим дальнейшее поступление воздуха и не допускающим остывание за счет излучения).

3. На обоих донышках консервной банки выштампованы концентрические канавки. Зачем?

(Объем банки может слегка увеличиваться или уменьшаться в соответствии с температурой и давлением окружающего воздуха)

4. Можно ли вскипятить воду в сосуде, помещенном на водяную баню?

(Нельзя. Вода в сосуде нагреется до 100°С, но требуемое на парообразование количество теплоты в силу равенства температуры воды с температурой бани поступать к бане не будет).

5. Какой водой удастся быстрее охладить раскаленную сталь при закаливании: холодной или кипящей?

(Кипящей. Тепло раскаленной стали расходуется сразу на парообразование, а не на предварительный нагрев воды до 100°С).

СВЕТ

1. Может ли тень на земле от горизонтально весящей веревки быть длиннее самой веревки?

(Может, если земля неровная. К примеру, если тень пересекает канавку).

2. Зачем рабочая одежда сталевара покрыта тонким слоем металла?

(Для отражения мощного ИК-излучения при разливе стали).

ЭЛЕКТРИЧЕСТВО И МАГНЕТИЗМ

1. Как вести себя при сильной грозе в лесу и в открытом поле?

(В лесу укрыться от дождя под деревом, но подальше от его ствола, в поле - присесть на корточки, но не ложиться)

2. Как определить полярность клемм аккумулятора, если они не обозначены?

(Опустить в стакан с водой две проволочки, присоединенные к клеммам аккумулятора. Начнется электролиз воды. На проволоке, идущей от отрицательной клеммы, обнаружится вдвое большее количество пузырьков газа (водород), чем на проволоке, идущей от положительной клеммы (кислород)).

© 2010-2022