Рабочая программа по физике за курс основной школы

Раздел Физика
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Гафури

муниципального района Буздякский район Республики Башкортостан

Рассмотрена

на заседании ШМО,

протокол №____

от «____»___________2015 г.

Согласована.

Зам директора по УВР:

_______ Г.Х.Утяшева

«____»_________2015 г.

Утверждена.

Директор школы:

_________А.С.Юмадилов

«____»_________2015 г.

Приказ №___от _______2015г.







Рабочая программа

по учебному курсу «ФИЗИКА»

для основного общего образования на 2015-2016 учебный год

(базовый уровень)






Составитель: Набиуллина Назира Ансафовна,

учитель математики



2015 г.










1.Пояснительная записка

1.1.Рабочая программа по физике для основного общего образования составлена на основе следующих нормативно - правовых документов:

1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (приказ.МО РФ от 05.03.2004 №1089 ) «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.

2. Приказ Минитерства образования и науки РФ от 08 июня 2015г №576 «О внесении изменений в федеральный перечнь учебников, рекомендуемых к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализиующих образовательные прграммы основного общего образования и имеющих государственную аккредитацию, утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ ОТ 31 марта 2014г. №253»

3.Примерные программы основного общего образования (Сборник нормативных документов. Физика. Составитель А.В. Перышкин.М. Дрофа, 2008г.)

4.Учебный план МОБУ СОШ с.Гафури на 2015-2016 учебный год

1.2. Цели и задачи .

Цели изучения курса - выработка компетенций:

общеобразовательных:

- умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки до получения и оценки результата);

- умения использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;

- умения использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки и презентации результатов познавательной и практической деятельности;

- умения оценивать и корректировать свое поведение в окружающей среде, выполнять экологические требования в практической деятельности и повседневной жизни.

предметно-ориентированных:

- понимать возрастающую роль науки, усиление взаимосвязи и взаимного влияния науки и техники, превращения науки в непосредственную производительную силу общества: осознавать взаимодействие человека с окружающей средой, возможности и способы охраны природы;

- развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе самостоятельного приобретения физических знаний с использований различных источников информации, в том числе компьютерных;

- воспитывать убежденность в позитивной роли физики в жизни современного общества, понимание перспектив развития энергетики, транспорта, средств связи и др.; овладевать умениями применять полученные знания для получения разнообразных физических явлений;

- применять полученные знания и умения для безопасного использования веществ и механизмов в быту, сельском хозяйстве и производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Программа направлена на реализацию личностно-ориентированного, деятельностного, проблемно-поискового подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности.

освоение знаний о механических, тепловых, электромаг­нитных и квантовых явлениях; величинах, характеризу­ющих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюде­ний, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графи­ков и выявлять на этой основе эмпирические зависимо­сти; применять полученные знания для объяснения раз­нообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для реше­ния физических задач;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приоб­ретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с ис­пользованием информационных технологий;

воспитание убежденности в возможности познания при­роды, в необходимости разумного использования дости­жений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества; уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общече­ловеческой культуры;

применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природополь­зования и охраны окружающей среды.

1.3.Место предмета в базисном учебном плане.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации и учебный план МОБУ СОШ с. Гафури определяют на изучение курса физики на ступени основного общего образования:

7 класс - 70 ч. (2ч в неделю);

8 класс - 70ч. (2ч. В неделю);

9 класс - 68 ч. (2 ч. В неделю), вгего 208 часов.

1.4. Учебно-методический комплект

Учебник. 7, 8, 9 классы. Авторы: Перышкин А.В. (7, 8 классы); Перышкин А.В., Гутник Е.М. (9 класс)
- Рабочая тетрадь. 7, 8 классы. Авторы: Ханнанова Т.А., Ханнанов Н.К. (7 класс); Ханнанова Т.А. (8 класс)
- Сборник вопросов и задач. 7, 8, 9 классы. Авторы: Марон А.Е., Марон Е.А., Позойский С.В.
- Диагностические работы. 7 класс. Авторы: Шахматова В.В., Шефер О.Р.
- Дидактические материалы. 7, 8, 9 классы. Авторы: Марон А.Е., Марон Е.А.
- Методическое пособие. 7 класс. Автор: Филонович Н.В.
- Методическое пособие. Рекомендации по составлению рабочих программ. 7-9 классы. Автор: Тихонова Е.Н.

2. Тематическое планирование.

2.1. 7 класс.

Тема

Количество

часов

Кол-во

лабораторных

работ

Кол-во

контрольных

работ

Введение

4

1

-

Первоначальные сведения о строении вещества

6

1

-

Взаимодействие тел

21

4

2

Давление твердых тел, жидкостей и газов

25

2

1

Работа, мощность, энергия

12

2

1

Итоговая контрольная работа

1


1

Всего

Резерв

69

1

10

5

2.2. 8 класс.



Тема

Количество

часов

Кол-во

лабораторных

работ

Кол-во

контрольных

работ

Тепловые явления.

10

2

-

Изменение агрегатных состояний вещества.

12

-

1

Электрические явления.

28

5

1

Электромагнитные явления.

5

2

1

Световые явления.

9

1

1

Итоговое повторение

3



Итоговая контрольная работа

1


1

Всего

Резерв

68

2

10

5

2.3. 9 класс

Тема

Количество

часов

Кол-во

лабораторных

работ

Кол-во

контрольных

работ

Законы взаимодействия и движения тел

28

2

2

Механические колебания и волны. Звук.

14

1

1

Электромагнитное поле

12

1

1

Строение атома и атомного ядраю Энергия атомного ядра

14

1

1

Всего

68

5

5

3. Перечень контрльных и лабораторных работ.

3.1 7 класс

Тема

Темы

лабораторных

работ,№

Тмы

контреольных

работ,№

Введение

1.Определение цены деления измерительного цилиндра.


-

Первоначальные сведения о строении вещества

2. Измерение размеров малых тел

-

Взаимодействие тел

3.Измерение массы тела на рычажных весах.

4.Измерение объема тела.

5. Определение плотности вещества твердого тела.

6.Градуирование пружины и измерение силы динамометром.


1.Механическое движение. Масса и плотность вещества.

2.Взаимодействие тел

Давление твердых тел, жидкостей и газов

7.Определение выталкивающей силы, действующей на погруженные в жидкость тела.

8.Выяснение условия плавания тела в жидкости.

3.Давление твердых тел, жидкостей и газов

Работа, мощность, энергия

9.Выяснение условия равновесия рычага.

10.Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.

4. Работа, мощность.


5.Итоговая контрольная работа

Всего

10

5

3.2. 8 класс



Тема

Темы

лабораторных

работ,№

Темы

контрольных

работ,№

Тепловые явления.

1.Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры.

2. удельной теплоемкости твердого тела

-

Изменение агрегатных состояний вещества.

-

1.Количество теплоты


Электрические явления.

3.Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках.

4.Измерение напряжения на различных участках цепи.

5.Регулирование силы тока реостатом.

6.Измерение сопротивления проводника с помощью амперметра и вольтметра.

7.Измерение мощности и работы в электрической лампе.

2.Электрические явления

Электромагнитные явления.

8.Сборка электромагнита и испытание его действия.

9.Изучение электродвигателя постоянного тока.

3.Электромагнитные явления.

Световые явления.

10.Получение изображения с помощью линзы.


4.Световые явления.


5. Итоговая контрольная работа

Всего

10

5

3.3. 9 класс

Тема

Темы

лабораторных

работ, №

Темы

контрольных

работ,№

Законы взаимодействия и движения тел

1.Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.

2.Измерение ускорения свободного падения.

1.Кинематика материальной точки..

2. Законы Ньютона. Закон сохрангения импульса.

Механические колебания и волны. Звук.

3.Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний математического маятника от его длины.

3. Механические колебания и волны.

Электромагнитное поле

4. Изучение явления электромагнитной индукции.

4. Электромагнитное поле.

Строение атома и атомного ядра

5.Изучение деления ядра урана по фотографии треков.

5.Строение атома и атомного ядра.

Всего

5

5


4. Содержание учебного курса.

4.1. 7 класс.

I. Введение (4 ч)


Предмет и методы физики. Экспериментальный метод изучения природы. Измерение физических величин.

Погрешность измерения. Обобщение результатов эксперимента.

Наблюдение простейших явлений и процессов природы с помощью органов чувств (зрения, слуха, осязания). Использование простейших измерительных приборов. Схематическое изображение опытов. Методы получения знаний в физике. Физика и техника.

Фронтальная лабораторная работа.

1.Определение цены деления измерительного прибора.

Школьный компонент

Спутниковая информация для изучения загрязнения атмосферы и окружающей среды.

Хозяйственная деятельность человека и ее влияние на окружающую среду.

Взаимосвязь природы и человеческого общества.

II. Первоначальные сведения о строении вещества. (6 часов.)

Гипотеза о дискретном строении вещества. Молекулы. Непрерывность и хаотичность движения частиц вещества.

Диффузия. Броуновское движение. Модели газа, жидкости и твердого тела.

Взаимодействие частиц вещества. Взаимное притяжение и отталкивание молекул.

Три состояния вещества.

Фронтальная лабораторная работа.

1.Измерение размеров малых тел.

Школьный компонент

Распространение загрязняющих веществ в атмосфере и водоемах.

Загрязнение поверхности водоемов нефтяной пленкой.

III.Взаимодействие тел. (21 час.)


Механическое движение. Равномерное и не равномерное движение. Скорость.

Расчет пути и времени движения. Траектория. Прямолинейное движение.

Взаимодействие тел. Инерция. Масса. Плотность.

Измерение массы тела на весах. Расчет массы и объема по его плотности.

Сила. Силы в природе: тяготения, тяжести, трения, упругости. Закон Гука. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой тела. Динамометр. Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Трение.

Упругая деформация.

Фронтальная лабораторная работа.

3.Измерение массы тела на рычажных весах.

4.Измерение объема тела.

5.Измерение плотности твердого вещества.

6.Градуирование пружины и измерение сил динамометром.

Школьный компонент

Скорость движения автотранспорта и уменьшение выброса в атмосферу отравляющих веществ.

Вредное трение и проблема энергоснабжения.

IV.Давление твердых тел, и жидкостей и газов(25часов)

Давление. Опыт Торричелли.

Барометр-анероид.

Атмосферное давление на различных высотах. Закон Паскаля. Способы увеличения и уменьшения давления.

Давление газа. Вес воздуха. Воздушная оболочка. Измерение атмосферного давления. Манометры.

Поршневой жидкостный насос. Передача давления твердыми телами, жидкостями, газами.

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда.

Сообщающие сосуды. Архимедова сила. Гидравлический пресс.

Плавание тел. Плавание судов. Воздухоплавание.

Фронтальная лабораторная работа.

7.Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.

8.Выяснение условий плавания тела в жидкости.

Школьный компонент

Водоисточники, качество питьевой воды.

Изменение состава атмосферы в результате человеческой деятельности.

Экологически вредные последствия использования водного и воздушного транспорта.

Единый мировой воздушный и водный океаны.

V. Работа и мощность. Энергия. (12 часов.)


Работа. Мощность. Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. Простые механизмы. КПД механизмов.

Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Момент силы. Рычаги в технике, быту и природе.

Применение закона равновесия рычага к блоку. Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило» механики.

Фронтальная лабораторная работа.

9.Выяснение условия равновесия рычага.

10.Измерение КПД при подъеме по наклонной плоскости.

Школьный компонент

Понятие равновесия в экологическом смысле.

Экологическая безопасность различных механизмов.

Связь прогресса человеческой цивилизации с энергопотреблением.

Использование энергии рек и ветра.

Резерв времени - 1 час.

4.2 8 класс.

Тепловые явления (10 часов)

Тепловое движение. Термометр. Связь температуры со средней скоростью движения его молекул. Внутренняя энергия. Два способа изменения внутренней энергии: теплопередача и работа. Виды теплопередачи. Количество теплоты. Удельная теплоемкость вещества. Удельная теплота сгорания топлива. Закон сохранения энергии в механических и тепловых процессах.

Демонстрации.

Изменение энергии тела при совершении работы. Конвекция в жидкости. Теплопередача путем излучения. Сравнение удельных теплоемкостей различных веществ.

Лабораторные работы и опыты.

Исследование изменения со временем температуры остывающей воды. Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры. Измерение удельной теплоемкости твердого тела.

Изменение агрегатных состояний вещества. 12 часов

Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание тел. Температура плавления. Удельная теплота плавления. Испарение и конденсация. Насыщенный пар. Относительная влажность воздуха и ее измерение. Психрометр. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Удельная теплота парообразования. Объяснение изменения агрегатных состояний на основе молекулярно-кинетических представлений. Преобразования энергии в тепловых двигателях. Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина. Холодильник. КПД теплового двигателя. Экологические проблемы использования тепловых машин.

Демонстрации.

Явление испарения. Кипение воды. Зависимость температуры кипения от давления. Плавление и кристаллизация веществ. Измерение влажности воздуха психрометром. Устройство четырехтактного двигателя внутреннего сгорания. Устройство паровой турбины.

Электрические явления. 28 часов

Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Проводники, непроводники (диэлектрики) и полупроводники. Взаимодействие заряженных тел. Электрическое поле. Закон сохранения электрического заряда. Делимость электрического заряда. Электрон. Строение атомов.

Электрический ток. Гальванические элементы и аккумуляторы. Действия электрического тока. Направление электрического тока. Электрическая цепь. Электрический ток в металлах. Носители электрического тока в полупроводниках, газах и электролитах. Полупроводниковые приборы. Сила тока. Амперметр. Электрическое напряжение. Вольтметр. Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка электрической цепи. Удельное электрическое сопротивление. Реостаты. Последовательное и параллельное соединения проводников.

Работа и мощность тока. Количество теплоты, выделяемое проводником с током. Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы. Электрический счетчик. Расчет электроэнергии, потребляемой электроприбором. Короткое замыкание. Плавкие предохранители.

Демонстрации.

Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Устройство и действие электроскопа. Проводники и изоляторы. Электризация через влияние. Перенос электрического заряда с одного тела на другое. Источники постоянного тока. Составление электрической цепи.

Лабораторные работы.

Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках. Измерение напряжения на различных участках электрической цепи. Регулирование силы тока реостатом. Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах при постоянном сопротивлении. Измерение сопротивления. Измерение работы и мощности электрического тока в лампе.

Электромагнитные явления. 5 часов

Магнитное поле тока. Электромагниты и их применение. Постоянные магниты. Магнитное поле Земли. Магнитные бури. Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель. Динамик и микрофон.

Демонстрации.

Опыт Эрстеда. Принцип действия микрофона и громкоговорителя.

Лабораторные работы.

Сборка электромагнита и испытание его действия. Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели).

Световые явления ( 9 часов)

Источники света. Прямолинейное распространение света в однородной среде. Отражение света. Закон отражения. Плоское зеркало. Преломление света. Линза. Фокусное расстояние и оптическая сила линзы. Построение изображений в линзах. Глаз как оптическая система. Дефекты зрения. Оптические приборы.

Демонстрации.

Источники света. Прямолинейное распространение света. Закон отражения света. Изображение в плоском зеркале. Преломление света. Ход лучей в собирающей и рассеивающей линзах. Получение изображений с помощью линз. Принцип действия проекционного аппарата. Модель глаза.

Лабораторные работы.

Исследование зависимости угла отражения от угла падения света. Исследование зависимости угла преломления от угла падения света. Измерение фокусного расстояния собирающей линзы. Получение изображений.

Итоговое повторение 5 часов

4.3. 9 класс( 68часов).

I. Законы взаимодействия и движения тел. (25 часов)

Материальная точка. Траектория. Скорость. Перемещение. Система отсчета.

Определение координаты движущего тела.

Графики зависимости кинематических величин от времени.

Прямолинейное равноускоренное движение.

Скорость равноускоренного движения.

Перемещение при равноускоренном движении.

Определение координаты движущего тела.

Графики зависимости кинематических величин от времени.

Ускорение. Относительность механического движения. Инерциальная система отсчета.

Первый закон Ньютона.

Второй закон Ньютона.

Третий закон Ньютона. Свободное падение

Закон Всемирного тяготения.

Криволинейное движение

Движение по окружности.

Искусственные спутники Земли. Ракеты.

Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.

Движение тела брошенного вертикально вверх.

Движение тела брошенного под углом к горизонту.

Движение тела брошенного горизонтально.

Ускорение свободного падения на Земле и других планетах.

Фронтальная лабораторная работа.

2. Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.

3.Измерение ускорения свободного падения.

Школьный компонент

Скорость движения автотранспорта и уменьшение выброса в атмосферу отравляющих веществ.

Экономия энергоресурсов при использовании в практике явления инерции.

ИЗС для глобального изучения влияния деятельности человека на природу планеты.

Проблемы космического мусора.

Центробежные очистители.

Мировые достижения в освоении космического пространства.


II.Механические колебания и волны. Звук. (10часов)


Механические колебания. Амплитуда. Период, частота. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник.

Зависимость периода и частоты нитяного маятника от длины нити.

Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания.

Механические волны. Длина волны. Продольные и поперечные волны. Скорость распространения волны.

Звук. Высота и тембр звука. Громкость звука.

Распространение звука.

Скорость звука. Отражение звука. Эхо. Резонанс.

Фронтальная лабораторная работа.

4.Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний маятника от его длины.

Школьный компонент

Шумовое загрязнение среды. Последствия и пути его преодоления. Ультразвук. Ультразвуковая очистка воздуха.

Вредное влияние вибраций на человеческий организм.


Ш.Электромагнитное поле. (11 часов)


Взаимодействие магнитов.

Магнитное поле.

Взаимодействие проводников с током.

Действие магнитного поля на электрические заряды. Графическое изображение магнитного поля.

Направление тока и направление его магнитного поля.

Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки.

Магнитный поток. Электромагнитная индукция.

Явление электромагнитной индукции. Получение переменного электрического тока.

Электромагнитное поле. Неоднородное и неоднородное поле. Взаимосвязь электрического и магнитного полей.

Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн.

Свет - электромагнитная волна.

Фронтальная лабораторная работа.

4..Изучение явления электромагнитной индукции.

Школьный компонент

Влияние магнитного поля на биологические объекты.

Электродвигатель. Преимущество электротранспорта.

IV.Строение атома и атомного ядра (13 часов)


Радиоактивность. Альфа-, бетта- и гамма-излучение. Опыты по рассеиванию альфа-частиц.

Планетарная модель атома. Атомное ядро. Протонно-нейтронная модель ядра.

Методы наблюдения и регистрации частиц. Радиоактивные превращения. Экспериментальные методы.

Заряд ядра. Массовое число ядра.

Ядерные реакции. Деление и синтез ядер. Сохранение заряда и массового числа при ядерных реакциях.

Открытие протона и нейтрона. Ядерные силы.

Энергия связи частиц в ядре.

Энергия связи. Дефект масс. Выделение энергии при делении и синтезе ядер.

Использование ядерной энергии. Дозиметрия.

Ядерный реактор. Преобразование Внутренней энергии ядер в электрическую энергию.

Атомная энергетика. Термоядерные реакции.

Биологическое действие радиации.

Фронтальная лабораторная работа.

5.Изучение деления ядра урана по фотографии треков.

Школьный компонент

Опасность ионизирующей радиации. Естественный радиоактивный фон.

АЭС и их связь с окружающей средой.

Экологические проблемы ядерной энергетики.

Лучевая болезнь.

Ядерная война - угроза жизни на Земле.

5.Требования к уровню подготовки учащихся.

5.1.В результате изучения физики 7 класса учащийся должен

знать/понимать:

- смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, атом, атомное ядро,

- смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия,

- смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения, сохране­ния импульса и механической энергии

уметь:

- описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию, теплопроводность, конвекцию;

- использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры;

- представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления;

- выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях;

- решать задачи на применение изученных физических законов;

осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изда­ний, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повсе­дневной жизни;

- для обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств;

контроля за исправностью водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире.

рационального применения простых механизмов;

5.2.В результате изучения курса физики 8 класса учащийся должен:

знать/понимать

- смысл понятий: электрическое поле, магнитное поле;

- смысл физических величин: внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;

- смысл физических законов: сохранения энергии в тепловых процессах, Ома для участка цепи, Джоуля-Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света;

уметь

- описывать и объяснять физические явления: теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, отражение, преломление света;

- использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;

- представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;

- выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых, электромагнитных явлениях;

- решать задачи на применение изученных физических законов;

- осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для рационального использования, обеспечения безопасности в процессе использования электрических приборов, водопровода, сантехники и газовых приборов.

5.3. В результате изучения физики учащийся 9 класса должен

знать/понимать:

- смысл понятий: физическое явление. физический закон. взаимодействие. электрическое поле. магнитное поле. волна. атом. атомное ядро;

- смысл величин: путь. скорость. ускорение. импульс. кинетическая энергия, потенциальная энергия;

- смысл физических законов: Ньютона. всемирного тяготения, сохранения импульса, и механической энергии;

уметь:

- описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение. равноускоренное прямолинейное движение., механические колебания и волны.. действие магнитного поля на проводник с током. электромагнитную индукцию;

- использовать физические приборы для измерения для измерения физических величин: расстояния. промежутка времени;

- представлять результаты измерений с помощью таблиц. графиков и выявлять на это основе эмпирические зависимости: пути от времени. периода колебаний от длины нити маятника;

- выражать результаты измерений и расчетов в системе СИ;

- приводить примеры практического использования физических знаний о механических, электромагнитных и квантовых представлений;

- решать задачи на применение изученных законов;

- использовать знаниями умения в практической и повседневной жизни.


6.Критерии и нормы оценок ЗУН учащщихся.


6.1.Оценка устных ответов учащихся

Оценка «5» ставиться в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, а так же правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения: правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ собственными примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка «4» ставиться, если ответ учащегося удовлетворяет основным требованиям на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, 6eз использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении др. предметов: если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка «3» ставиться, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению вопросов программного материала: умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул, допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более 2-3 негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил 4-5 недочётов.

Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов чем необходимо для оценки «3».

6.2.Оценка контрольных работ

Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочётов.

Оценка «4» ставится за работу выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.

Оценка «3» ставится, если учащийся правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и.двух недочётов, не более одной грубой ошибки и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочётов, при наличии 4 - 5 недочётов.

Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.

6.3.Оценка лабораторных работ

Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасности труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ погрешностей.

Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5» , но было допущено два - три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта.

Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, позволяет получить правильные результаты и выводы: если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов: если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.











































7. Календарно - тематическое планирование учебного материала. Физика.

7.1. 7 класс

урока

Дата

Тема урока

Материал

по УМК,§

Примечание

План

Факт

Тема 1. Введение (4ч)

1.

05.09

Что изучает физика. Наблюдения и опыты.

1-3

2.

07.09

Физические величины. Погрешность измерений.

4-5

3.

12.09

ЛР№1, «Определение цены деления измерительного прибора».

4.

14.09

Физика и техника.

6


Тема 2. Первоначальные сведения о строении вещества (6ч)

5.

19.09

Строение вещества. Молекулы.

7-8

6.

21.09

ЛР№2 « Измерение размеров малых тел».

7.

26.09

Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах

9

8.

03.10

Взаимное притяжение и отталкивание молекул

10

9.

05.10

Три состояния вещества. Различия в строении веществ.

11-12

10.

10.10

«Сведения о веществе», повторительно-обобщающий урок

1 -12


Тема 3. Взаимодействие тел (21ч)

11.

12.10


Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение.

13-14

12.

17.10


Скорость. Единицы скорости.

15

13.

19.10


Расчет пути и времени движения. Решение задач.

16

14.

24.10


Явление инерции. Решение задач.

17

15.

26.10


Взаимодействие тел.

18

16.

07.11


Масса тела. Единицы массы. Измерение массы.

19

17.

09.11


ЛР№3 «Измерение массы тела на рычажных весах».

20

18.

14.11


ЛР№4 «Измерение объема тел».

19

16.11


Плотность вещества.

21

20.

21.11


ЛР№5 «Определение плотности вещества твердого тела».

21.

23.11


Расчет массы и объема тела по его плотности

22

22.

28.11


Решение задач на тему « Плотность тела»

23.

30.11


КР№1 «Механическое движение.».

24.

05.12


Сила. Явление тяготения. Сила тяжести.

23-24

25.

07.12


Сила упругости. Закон Гука.

25

26.

12.12


Вес тела.

26

27.

14.12


Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела.

27

28.

19.12


Динамометр.ЛР№8 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром»

28

29.

21.12


Сложение двух сил, направленных вдоль одной прямой.

29

30.

26.12


Сила трения. Трение скольжения. Трение покоя.

30-31

31.

28.12


Трение в природе и технике. КР№2 «Взаимодействие тел»

32



Тема 4. Давление твердых тел, жидкостей и газов (25ч)

32.

16.01

Давление. Единицы давления.

33

33.

18.01

Способы изменения давления

34

34.

23.01

Давление газа.

35

35.

25.01

Закон Паскаля.

36

36.

30.01

Давление в жидкости и газе.

37

37.

01.02

Расчет давления на дно и стенки сосуда

38

38.

06.02

Решение задач на тему «Расчет давления на дно и стенки сосуда»

37,38

39.

08.02

Сообщающие сосуды

39

40.

13.02

Вес воздуха. Атмосферное давление

40,41

41.

15.02

Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли.

42

42.

20.02

Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах.

43,44

43.

22.02

Решение задач на тему «Атмосферное давление»

44.

27.02

Решение задач на тему «Давление»

45.

29.02

Манометры. Поршневой жидкостной насос.

45,46

46.

05.03

Гидравлический пресс

47

47.

07.03

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.

48

48.

12.03

Архимедова сила.

49

49.

14.03

ЛР№7 «Определение выталкивающей силы».

50

19.03

Плавание тел.

50

51.

21.03

Решение задач на тему: «Архимедова сила»

52.

04.04

ЛР№8 «Выяснение условий плавания тел».

53.

09.04

Плавание судов

51

54.

11.04

Воздухоплавание

52

55.

16.04

Повторение темы «Давление», решение задач.

56.

18.04


КР №3 «Давление твердых тел, жидкостей и газов»



ТЕМА 5. Работа и мощность. Энергия. (12ч)

57.

23.04

Механическая работа.

53

58.

25.04

Мощность.

54

59.

230.04

Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге.

55-56

60.

02.05

Момент силы.

57

61.

07.05

Рычаги в технике, быту и природе. ЛР№9 «Выяснение условия равновесия рычага».

58

62.

10.05

«Золотое правило механики». Равенство работ при использовании механизмов.

59-60

63.

14.05

Решение задач на тему «Работа и мощность»

64.

16.05

КПД. ЛР№10 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости».

61

65.

18.05

Решение задач на тему «Работаи мощность. Момент силы»

66.

21.05

КР№4 «Работа и мощность».

67.

23.05

Энергия. Превращение энергии. Закон сохранения энергии.

62-64

68.

25.05

Итоговое повторение курса физики 7 класса.

69.

28.05

Итоговая контрольная работа (№5)

70.

30.05

Резерв


7.2. 8 класс.

урока

Дата

Тема урока

Мат.УМК,

параграф

Примечание

план

факт

ТЕМА 1:Тепловые явления (10ч)

1.

02.09

Тепловое движение. Внутренняя энергия. Инструктаж по ТБ.

1-3

2.

07.09

Теплопроводность. Конвекция. Излучение.

4-6

3.

09.09

Количество теплоты. Единицы количества теплоты.

7

4.

14.09

Удельная теплоемкость. Расчет количества теплоты.

8-9

5.

16.09

Решение задач на расчет количества теплоты.

6.

21.09

Энергия топлива. Удельная теплота сгорания.

10

7.

23.09

Количество теплоты. Решение задач.

8.

25.09

Закон сохранения энергии в механических и тепловых процессах.

11

9.

30.09

ЛП№1 «Сравнение кол-в теплоты при смешивании воды разной температуры» .Инструктаж по ТБ.

10.

05.10

ЛР№2 «Измерение удельной теплоемкости твердого тела». Инструктаж по ТБ.


ТЕМА 2: Изменение агрегатных состояний вещества. (12)

11.

07.10

Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел.

12-13

12.

12.10

График плавления и отвердевания кристаллических тел.

14

13.

14.10

Удельная теплота плавления.

15

14.

19.10

Испарение и конденсация.

16,17

15.

26.10

Кипение.

18

16.

28.10

Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха.

19

17.

09.11

Удельная теплота парообразования и конденсации.

20

18.

11.11

Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания

21-22

19.

16.11

Паровая турбина. КПД теплового двигателя.

23-24

20.

18.11

Обобщающий урок по разделу «Тепловые явления».

21.

23.11

Практикум по решению задач «Расчет количества теплоты»

22.

25.11

Контрольная работа №1 «Количество теплоты».


ТЕМА 3: Электрические явления (28ч.)

23.

30.11

Электризация тел при соприкосновении. Два рода зарядов.

25-26

24.

02.12

Электроскоп. Проводники и непроводники электричества.

27

25.

07.12

Электрическое поле.

28

26.

09.12

Строение атома. Электрон.

29-30

27.

14.12

Объяснение электрических явлений.

31

28

16.12

Электрический ток. Источники электрического тока.

32

29

21.12

Электрическая цепь и ее составные части.

33

30.

23.12

Электрический ток в металлах. Действия электрического тока. Направление электрического тока.

34-36

31.

28.12

Сила тока. Единицы силы тока.

37

32.

30.12

Амперметр. ЛР№3 «Измерение силы тока» Инструктаж по ТБ.

38

33.

18.01

Электрическое напряжение. Единицы напряжения.

39-40

34.

20.01

Вольтметр. ЛР №4 «Измерение напряжения». Инструктаж по ТБ

41

35.

25.01

Зависимость силы тока от напряжения.

42

36.

27.01

Электрическое сопротивление проводников. Ед-цы сопротивления.

43

37.

01.02

Закон Ома для участка цепи.

44

38.

03.02

Расчет сопротивления проводника. Удельное сопротивление.

45-46

39.

08.02

Реостаты. Л.Р№5 «Регулирование силы тока реостатом». Инструктаж по ТБ

47

40

10.02

ЛР№6 «Расчет сопротивления проводника» Инструктаж по ТБ.

41

15.02

Последовательное соединение проводников.

48

42

17.02

Параллельное соединение проводников.

49

43

22.02

Работа и мощность электрического тока.

50

44

24.02

ЛР№7 «Измерение мощности и работы эл. тока». Инстр.по ТБ.

45

29.02

Нагревание проводников эл. током. Закон Джоуля-Ленца.

51

46

02.03

Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы.

54

47

07.03

Короткое замыкание. Предохранители.

55

48

09.03

Решение задач «Смешанное соединение проводников»

49

14.03

Повторительно-обобщающий урок «Электрические явления».

50

16.03

Контрольная работа №2 «Электрические явления».


ТЕМА 4: Электромагнитные явления (5ч)

51

21.03

Магнитное поле. Магнитные линии.

56-57

52

23.03

Магнитное поле катушки с током. Электромагниты.

58-60

53

04.04

ЛР№8 «Сборка электромагнита». Инструктаж по ТБ.


54

06.04

Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель. ЛР №9 «Изучение эл. Двигателя постоянного тока». Инструктаж по ТБ.

61

55.

1 1.04

Контрольная работа №3 «Магнитные явления»


ТЕМА 5: Световые явления (9ч)

56

13.04

Источники света. Распространение света.

62

57.

18.04

Отражение света. Закон отражения света. Плоское зеркало.

63-64

58.

20.04

Преломление света.

65

59.

25.04

Решение задач «Отражение и преломление света».

60.

27.04

Линзы. Оптическая сила линзы.

66

61.

02.05

Изображения, даваемые линзой.

67

62.

04.05

ЛР №10 «Получение изображения при помощи линзы». Инструктаж по ТБ

63.

11.05

Обобщающий урок по теме «Световые явления».

64.

16.05

Контрольная работа №4 «Световые явления»

65

18.05

Итоговое повторение . Решение задач.

66.

23.05

Решение задач. Тепловые явления.

67.

25.05

Итоговая контрольная работа.

68.

26.05

Обобщающий урок «Тепловые и световые явления»

69-70

28.05

30.05

Резерв. 2ч.

7.3. 9 класс.

урока

Дата

Тема урока

УМК,

параграф

Примечание

план

факт


ТЕМА 1: Законы взаимодействия и движения тел (11ч.)

1

03.09

Материальная точка. Система отсчета.

1

2

04.09

Перемещение.

2

3

10.09

Определение координаты движущегося тела.

3

4

11.09

Прямолинейное равномерное движение.

4

5

17.09

Решение задач на тему: «Прямолинейное равномерное движение»

6

18.09

Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение.

5

7

24.09

Скорость равноускоренного движения. График скорости.

6

8

25.09

Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении.

7

9

01.10

Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости.

8

10

02.10

ЛР,№1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости»

11

08.10

КР №1 на тему: «Кинематика материальной точки»


ТЕМА 2: Динамика материальной точки (17ч)

12

09.10

Относительность движения

9

13

15.10

Решение задач на тему: «Относительность движения»

14

16.10

Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона.

10

15

22.10

Второй закон Ньютона.

11

16

23.10

Третий закон Ньютона.

12

17

29.10

Свободное падение тел.

13

18

30.10

Движение тела, брошенного вертикально вверх.

14

19

05.11

Л.Р. № 2,,Измерение ускорения свободного падения,,

20

06.11

Закон всемирного тяготения. Ускорение свободного падения»

15

21

12.11

Ускорение свободного падения на Земле и других небесных тел.

16

22

13.11

Прямолинейное и криволинейное движение. Равномерное движение по окружности.

17-19

23

19.11

Искусственные спутники Земли.

20

24

20.11

Импульс тела. Закон сохранения импульса тела.

21-22

25

26.11

Реактивное движение. Ракеты.

23

26

27.11

Решение задач на тему: «Законы динамики»

27

03.12

Решение задач на тему «Законы сохранения»

28

04.12

К.Р. № 2,,Основы динамики,,



ТЕМА 3: Колебания и волны. Звуковые волны(14ч)

29

10.12


Колебательное движение. Свободные колебания. Маятник.

24-25

30

11.12


Величины, характеризующие колебательное движение.

26

31

17.12


Гармонические колебания.

27

32

18.12


Превращения энергии при колебательном движении. Затухающие колебания.

28

33

24.12


Вынужденные колебания. Резонанс.

29

34

25.12


Л.Р. № 3,,Исследование периода и частоты ММ от длины нити,,

35

14.01


Распространение колебаний в среде. Продольные и поперечные волны.

31-32

36

15.01


Длина волны. Скорость распространения волн.

33

37

21.01


Источники звука. Звуковые колебания.

34

38

22.01


Высота и тембр звука. Громкость звука.

35-36

39

28.01


Распространение звука. Звуковые волны. Скорость звука.

37-38

40

29.01


Отражение звука. Эхо. Звуковой резонанс.

39-40

41

04.02


Интерференция звука.

42

42

05.02


К.Р. № 3,,Механические колебания и волны.,,



ТЕМА 4: Электромагнитное поле (12ч.)

43

11.02

Магнитное поле и его графическое изображение. Однородное и неоднородное поля.

43-44

44

12.02

Направление тока и направление линий его магнитного поля.

45

45

18.02

Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило ,, левой руки,,

46

46

19.02

Индукция магнитного поля

47

47

25.02

Магнитный поток

48

48

26.02

Явление ЭМИ

49

49

03.03

Л.Р. № 4,,Изучение явления ЭМИ,,

50

04.03

Получение переменного тока

50

51

10.03

Электромагнитное поле

51

52

11.03

Электромагнитные волны

52

53

17.03

Электромагнитная природа света. Интерференция света.

53-54

54

18.03

К.Р. № 4,,Электромагнитное поле,,



ТЕМА 5: Строение атома и атомного ядра. Энергия атомных ядер (14ч)

55

24.03

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атома.

55

56

07.04

Модели атомов. Опыт Резерфорда.

56

57

08.04

Радиоактивные превращения атомных ядер.

57

58

14.04

Экспериментальные методы исследования частиц.

58

59

15.04

Открытие протона, нейтрона.

59-60

60

21.04

Л.Р. № 5,,Изучение деления ядра урана по трекам,,

61

22.04

Состав атомного ядра. Массовое число. Зарядовое число. Изотопы.

61-63

62

28.04

Ядерные силы. Энергия связи. Дефект массы.

64-65

63

29.04

Решение задач на тему «Ядерные реакции»

64

05.05

Деление ядер урана. Цепная реакция.

66-67

65

06.05

Цепная ядерная реакция.Атомная энергетика. Биологическое действие радиации.

68-70

66

12.05

Термоядерные рекции.

72-73

67

13.05

К.Р. № 5,,Строение атома и атомного ядра ,

68

19.05

Итоговое занятие

8. Информационно-методическое обеспечение.

Учебники (включенные в Федеральный перечень):

Перышкин А.В. Физика-7 - М.: Дрофа, 2008;

Перышкин А.В. Физика- 8 - М.: Дрофа, 2008;

Перышкин А.В. Физика- 9 - М.: Дрофа, 2009;

Сборники тестовых и текстовых заданий для контроля знаний и умений:

Лукашик В.И. сборник вопросов и задач по физике. 7-9 кл. - М.: Просвещение, 2002. - 192с.

Марон А.Е., Марон Е.А. Контрольные тексты по физике. 7-9 кл. - М.: Просвещение, 2002. - 79с.

Гутник Е. М. Физика. 7 кл.: тематическое и поурочное планирование к учебнику А. В. Перышкина «Физика. 7 класс» / Е. М. Гутник, Е. В. Рыбакова. Под ред. Е. М. Гутник. - М.: Дрофа, 2002. - 96 с.

Кабардин О. Ф., Орлов В. А. Физика. Тесты. 7-9 классы.: Учебн.-метод. Пособие. - М.: Дрофа, 2000. - 96 с. Ил.

Минькова Р. Д. Тематическое и поурочное планирование по физике: 7-й Кл.: К учебнику А. В. Перышкина «Физика. 7 класс»/ Р. Д. Минькова, Е. Н. Панаиоти. - М.: Экзамен, 2003. - 127 с. Ил.

Гутник Е. М. Физика. 8 кл.: тематическое и поурочное планирование к учебнику А. В. Перышкина «Физика. 8 класс» / Е. М. Гутник, Е. В. Рыбакова. Под ред. Е. М. Гутник. - М.: Дрофа, 2002. - 96 с. ил.

Электронные пособия.

«Открытая физика 1.1» п/р С.М. Козелла. ООО «Физикон», 2001г.

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия.«Уроки Кирилла и Мефодия»7 кл. , 2004г.

Библиотека электронных наглядных пособий. Физика 7-11 классы. «Кирилл и Мефодий», 2003г.

Учебное электронное издание «Физика. 7-11 классы. Практикум.» Физикон, 2005г.

«Виртуальная физическая лаборатория, 7 класс»,Дрофа,2006г.

Интерактивные лекции «Физика7-11», ИД Равновесие, 2005г.






3


© 2010-2022