Методическая разработка урока по физике по теме «Трансформаторы»

Методическая разработка помогает изучить устройство и принцип действия  трансформатора, рассмотреть его особенности и применение.  Данная методическая разработка предназначена для  преподавателей общеобразовательныих и общепрофессиональных дисциплин. Цели:   изучить назначение, устройство и принцип действия трансформатора; совершенствовать интеллектуальные способности и мыслительную деятельность учащихся, коммуникативные свойства речи; формировать материалистическое мировоззрение и нравственные ...
Раздел Физика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки Самарской области

ГБОУ СПО ННХТ

















Методическая разработка урока по физике

по теме «Трансформаторы»













Автор:

Преподаватель физики

Комиссарова Н.Н.



2013 год


Методическая разработка помогает изучить устройство и принцип действия трансформатора, рассмотреть его особенности и применение.

Данная методическая разработка предназначена для преподавателей общеобразовательныих и общепрофессиональных дисциплин.

Цели:

  • изучить назначение, устройство и принцип действия трансформатора;

  • совершенствовать интеллектуальные способности и мыслительную деятельность учащихся, коммуникативные свойства речи;

  • формировать материалистическое мировоззрение и нравственные качества личности.

Оборудование: трансформатор, катушка с сердечником

Демонстрация: передача электроэнергии

Ход урока:

Этапы урока

Время, мин.

Приемы и методы

1.Организационный момент.

Актуализация знаний.

2-3

Сообщение преподавателя.

2. Сообщения учащихся.

9-10

Сообщения учащихся.

3. Демонстрация опыта.

5

Демонстрационный опыт. Анализ результата.

4. Изучение нового материала.

15

Беседа. Заполнение опорного конспекта. Теоретические выводы.

5. Закрепление знаний, умений и навыков.

10

Фронтальная беседа по вопросам. Теоретические выводы.

6. Подведение итогов. Рефлексия.

2

Сообщение преподавателя.









  1. Организационный момент.

Актуализация знаний:

Преподаватель:

Нередко на практике требуется питать приборы, рассчитанные на разные напряжения. Так ламповый телевизор включают в сеть напряжением 220В, на нитях ламп должно быть 6,3 В; между анодом и катодом от 200В до 500В; на электронно-лучевой трубке до 15000В; а для работы транзисторов от 5В до 18В. Повышение и понижение напряжения переменного тока осуществляется трансформаторами.

  1. Сообщения учащихся:

Уже второй век человечество использует электрический ток в промышленных масштабах. И все эти годы используется в основном переменный ток. В странах Европы и Америки наибольшее распространение получил ток, меняющий свое направление 100-120 раз в секунду. В России частота переменного тока 50 Гц.
Логично предположить, что переменный ток, имеет какие то преимущества перед постоянным. Разные потребители электрического тока рассчитаны на разные напряжения. Так, большинство электробытовых приборов рассчитано на напряжение 27 и 220 В., промышленные электродвигатели на 200, 360 и 600 в.
Электрический ток никогда не получил бы такого широкого применения, если бы его нельзя было преобразовывать почти без потерь энергии.
ЭДС мощных генераторов электростанций довольно велика. При передаче электроэнергии используется напряжение в сотни киловатт. Между тем на практике чаще всего нужно не слишком высокое напряжение. Преобразование переменного тока, при котором напряжение увеличивается или уменьшается в несколько раз практически без потери мощности ( при неизменной частоте тока), осуществляется с помощью трансформаторов.
Трансформатор преобразует переменный ток так: Методическая разработка урока по физике по теме «Трансформаторы», P и v не изменяются. Первый трансформатор был изобретен в 1878 году русским ученым П.Н.Яблочковым и усовершенствован в 1882 году другим русским ученым И.Ф.Усагиным.



Биография П.Н. Яблочкова.

Методическая разработка урока по физике по теме «Трансформаторы»

Павел Николаевич Яблочков родился в 1847 году в семье мелкопоместного дворянина. Электротехник, изобретатель и предприниматель. Получил образование военного инженера, окончив в 1866 году Николаевское инженерное училище. Стал сапером, но вскоре вышел в отставку. Отставной поручик увлекался электротехникой. Изучать эту область техники можно было в Офицерских гальванических классах в Петербурге. Яблочков, вновь одевает военную форму и работает над проблемами, связанными с применением электричества в военном и гражданском деле. Он окончательно вышел в отставку и в 1873 году был назначен начальником телеграфной службы Московско-Курской железной дороги. Он организовал мастерскую, где проводил работы по электротехнике, которые легли в основу его изобретений в области электрического освещения, электрических машин, гальванических элементов и аккумуляторов.
К 1875 году относится одно из главных изобретений П.Н.Яблочкова - электрическая свеча, первая модель дуговой лампы. Идея создать электрическое освещение увлекла Яблочкова настолько, что он бросает работу и на свои скромные сбережения открывает в Москве лабораторию, где проводит работы по электротехнике. В 1878 году в Париже вскоре он пришел еще к одному гениальному решению: стал питать ''русский свет'' переменным током так, как это происходит и сегодня, изобрел трансформатор. В 1879 году Яблочков организовал ''Товарищество электрического освещения'' и электромеханический завод. В последние годы жизни Яблочков работал над созданием генераторов электрического тока, гальванических элементов. Был одним из инициаторов создания журнала ''Электричество''.
В историю отечественной науки П.Н.Яблочков вошел, как автор ''свечи Яблочкова'', ''русского света'', ''северного света'', изобретатель трансформатора. Умер П.Н.Яблочков в 1894 году.

Устройство трансформатора.

Методическая разработка урока по физике по теме «Трансформаторы»

Трансформатор состоит: из замкнутого сердечника, изготовленного из специальной листовой трансформаторной стали. На нем располагаются две катушки с различным числом витков из медной проволоки. Одна из обмоток, называется первичной, она подключается к источнику переменного напряжения. Устройства, потребляющие электроэнергию, подключаются к вторичной обмотке, их может быть несколько .Принцип действия трансформатора. Принцип действия основан на законе электромагнитной индукции. При прохождении переменного тока по первичной обмотке в сердечнике возникает переменный магнитный поток, который возбуждает ЭДС индукции в каждой обмотке. Магнитное поле концентрируется внутри сердечника и одинаково во всех его сечениях. Мгновенное значение индукции Ei в любом витке и первичной, и вторичной обмоток одинаково: Е1 = Е2

Потери энергии при работе трансформатора:

  1. на нагревание обмоток;

  2. на рассеивание магнитного потока в пространство;

  3. на вихревые токи в сердечнике и на его перемагничивание.

Меры, принимаемые для уменьшения потерь:

  • обмотка низкого напряжения делается большого сечения так, как по ней протекает ток большой силы;

  • сердечник делают замкнутым, чтобы уменьшить рассеяние магнитного потока;

  • сердечник делают пластинчатым, чтобы уменьшить вихревые токи.

Благодаря этим мерам КПД современных трансформаторов достигает 95-99%.
Это означает, что практически вся энергия тока, проходящего по первичной обмотке трансформатора, превращается в энергию индукционного тока, возникающего во вторичной обмотке. Поскольку каждый виток первичной и вторичной обмоток пронизывает один и тот же магнитный поток, то в них возникают одинаковые ЭДС , равные по закону Фарадея для электромагнитной индукции, то:

е1 = е2 = - Ф'

ЭДС Е1 и Е2 действующие во всей первичной или вторичной обмотках, равны произведению ЭДС в одном витке е1 или е2 на число витков в обмотке N1 и N2

Е1 = е1• N1
Е2 = е2• N2

Вывод: ЭДС, действующие в обмотках, прямо пропорциональны числу витков в них.

Методическая разработка урока по физике по теме «Трансформаторы»

Сила тока в первичной обмотке трансформатора во столько раз больше силы тока во вторичной обмотке, во сколько раз напряжение в ней больше напряжения в первичной обмотке:

Методическая разработка урока по физике по теме «Трансформаторы»

Если пренебречь падением напряжения на сопротивлениях обмоток, когда сопротивления малы, то можно записать отношение и для напряжений на обмотках трансформатора

Методическая разработка урока по физике по теме «Трансформаторы»

3. Демонстрация опыта (понижение напряжения).

  1. Изучение нового материала

Учитель: Для анализа электромагнитных процессов, происходящих в трансформаторе, рассмотрим два режима его работы.

Работа трансформатора на холостом ходу

Методическая разработка урока по физике по теме «Трансформаторы»

Если первичную обмотку подключить к источнику переменного напряжения, а вторичную оставить разомкнутой, (этот режим трансформатора называют холостым ходом), то тока в ней не будет, а в первичной обмотке появится слабый ток, создающий в сердечнике переменный магнитный поток. Этот поток наводит в каждом витке обмоток одинаковую ЭДС, поэтому ЭДС индукции в каждой обмотке будет прямо пропорциональна числу витков в этой обмотке.

Е ~ N

При разомкнутой вторичной обмотке напряжение на ее зажимах U2 будет равно наводимой в ней ЭДС Е2.

U2 Методическая разработка урока по физике по теме «Трансформаторы» Е2

В первичной обмотке ЭДС Е1 по числовому значению мало отличается от подводимого к этой обмотке напряжения U1, практически их можно считать равными.

U1 Методическая разработка урока по физике по теме «Трансформаторы» Е1

Величина, показывающая, во сколько раз данный трансформатор изменяет напряжение переменного тока, называется коэффициентом трансформации.

При подаче на первичную обмотку трансформатора какого-либо напряжения U1 на вторичной обмотке мы получаем на выходе U2. Оно будет больше первичного, если обмотка содержит больше витков, чем первичная.

Итак, если N2 > N1, то U2 > U1, коэффициент трансформации k < 1 и трансформатор называется повышающим.

Если N2 < N1 и U2 < U1, то k > 1 и трансформатор называется понижающим.

Эти формулы справедливы, если ни первичная, ни вторичная обмотки не содержат активного сопротивления R. Первичная обмотка, как правило, не содержит такого сопротивления, а вторая обмотка может его содержать. Если она все же не содержит сопротивления или им можно пренебречь, то напряжение на выходе такой обмотки равно напряжению U2.

Когда вторичная обмотка трансформатора не имеет сопротивления R2 = 0, то кпд = 100%

Апол = А затр, тогда U1 I1 t = U2 I2 t и U1 I1 = U2 I2 , то Р1 = Р2

Методическая разработка урока по физике по теме «Трансформаторы» и Методическая разработка урока по физике по теме «Трансформаторы»

следует, что

Методическая разработка урока по физике по теме «Трансформаторы»

Работа трансформатора с нагрузкой. Если во вторичную цепь трансформатора включить нагрузку, то во вторичной обмотке возникает ток. Этот ток создает магнитный поток, который согласно правилу Ленца, должен уменьшить изменение магнитного потока в сердечнике, что в свою очередь, приведет к уменьшению ЭДС индукции в первичной обмотке, поэтому ток в первичной обмотке должен возрасти, восстанавливая начальное изменение магнитного потока. При этом увеличивается мощность, потребляемая трансформатором от сети. (Рис.5).

Методическая разработка урока по физике по теме «Трансформаторы»

Если же вторичная обмотка трансформатора имеет сопротивление вторичной обмотки R2 (говорится о длине проводников из которых изготовлена обмотка, или о материале проводника, или о сечении и диаметре проводов обмотки), то на выходе вторичной обмотки напряжение U2' будет меньше расчетного напряжения U2 на величину падения напряжения Методическая разработка урока по физике по теме «Трансформаторы»U = I2 • R2 на этом сопротивлении из-за потерь энергии тока на джоулево тепло. На выход (на нагрузку) Rн ''пойдет'' меньшее напряжение:

U2' = U2 - Методическая разработка урока по физике по теме «Трансформаторы»U = U2 - I2 • R2

Потери напряжения Методическая разработка урока по физике по теме «Трансформаторы»U находят по закону Ома для участка цепи: Методическая разработка урока по физике по теме «Трансформаторы»U = I2 • R2, откуа Методическая разработка урока по физике по теме «Трансформаторы»

(отмечаем, что такой же ток течет и в нагрузке Rн, так как R2 и Rн соединены последовательно).

Напряжение на нагрузке по закону Ома для участка цепи сопротивлением Методическая разработка урока по физике по теме «Трансформаторы», тогда Методическая разработка урока по физике по теме «Трансформаторы»

Учитывая, что Методическая разработка урока по физике по теме «Трансформаторы» Методическая разработка урока по физике по теме «Трансформаторы» можем всегда найти нужную величину напряжения или силы тока, количество витков в катушках.

Методическая разработка урока по физике по теме «Трансформаторы», где Ап = U2'• I2 • t ; Аз = U1 • I1 • t , то Методическая разработка урока по физике по теме «Трансформаторы»

Использование трансформаторов. Трансформаторы используются в технике и могут быть устроены очень сложно, однако незыблемым остается принцип их действия: '' изменяющееся магнитное поле, созданное переменным током в первичной обмотке, пронизывая витки вторичной обмотки, индуцирует в ней переменный ток той же частоты, но другого напряжения''. В современных мощных трансформаторах суммарные потери энергии не превышают 2-3%.

  • на заводах и фабриках при подаче напряжения к двигателям станков 380-660 В.

  • при передаче электроэнергии по проводам от 100 до 1000В;

  • для электросварки и электроплавки;

  • в радиотехнике; и др.



  1. Закрепление знаний, умений, навыков

Вопросы беседы


  1. Зачем нужен магнитопровод?

(концентрация МП; чтобы не было рассеяния)

  1. Почему магнитопровод набирается из тонких изолированных пластин?

(чтобы устранить потери на вихревые токи)

  1. Как отличить по внешнему виду обмотку высшего напряжения от обмотки низшего напряжения?

(ВН; N>; S< ; J<)

  1. Увеличился ток на нагрузке во вторичной обмотке. Как изменился ток в первичной обмотке?

Методическая разработка урока по физике по теме «Трансформаторы»(J1 ; т.к. результирующий М.поток: Фт =const)

  1. ЧМетодическая разработка урока по физике по теме «Трансформаторы»то произойдет, если случайно подключить трансформатор к источнику постоянного тока? Закон?

(только R; J , выйдет из строя)

  1. Что произойдет, если во вторичной обмотке трансформатора замкнется один виток? Режим?

(Методическая разработка урока по физике по теме «Трансформаторы»Методическая разработка урока по физике по теме «Трансформаторы»R , Jкз ) - КЗ (короткое замыкание)

  1. Для чего используется повышающий трансформатор на электростанциях?

(уменьшение потерь энергии на линии э/передач)

  1. Почему наличие высокого напряжения во вторичной обмотке повышающего трансформатора не приведет к большим потерям энергии в самой обмотке?

(Методическая разработка урока по физике по теме «Трансформаторы»J )

  1. Допустимо ли, сняв катушку трансформатора с сердечника подавать на неё переменное напряжение?

(Методическая разработка урока по физике по теме «Трансформаторы»Методическая разработка урока по физике по теме «Трансформаторы»Методическая разработка урока по физике по теме «Трансформаторы»L ; XL, J ) может перегореть.

И Л И

Решение задач

Задача 1. Как, вы думаете, что будет, если первичную обмотку подключить к источнику постоянного тока?

Ответ: В этом случае трансформатор сгорит, так как первичная обмотка обычно имеет ничтожно малое сопротивление, и поэтому произойдет короткое замыкание.

Задача 2. Если сопротивление первичной обмотки, подключенной к источнику постоянного тока велико, то изменится ли напряжение во вторичной обмотке?

Ответ: Никакого изменения напряжения этот трансформатор дать не сможет из-за отсутствия явления электромагнитной индукции. Если такой трансформатор подключить к источнику постоянного тока, то ток пойдет по первичной обмотке и вокруг нее возникает магнитное поле, которое будет пронизывать вторичную обмотку. Т.е. магнитный поток вторичную обмотку будет пересекать, но он будет постоянным и значит скорость его изменения Ф' = 0, поэтому ЭДС индукции во вторичной обмотке Е2 = 0.

Задача 3. Сколько витков должна иметь вторичная обмотка трансформатора, чтобы повысить напряжение с 220 до 11000В, если в первичной обмотке 20 витков? Каков коэффициент трансформации?

Задача 4. Под каким напряжением находится первичная обмотка трансформатора, имеющая 1000 витков, если во вторичной обмотке 3500 витков и напряжение 105В?

7. Подведение итогов. Рефлексия.

Преподаватель:

Практически вся жизнь человека в быту связана с электричеством. А что будет, если его не станет?



Как наша прожила б планета,

Как люди жили бы на ней
Без теплоты, магнита, света
И электрических лучей?

А. Мицкевич

Что нового узнали на уроке?

Что больше всего понравилось? Не понравилось?



















Приложение

Опорный конспект к уроку по теме «Трансформаторы. Производство и передача электроэнергии»

1.

Трансформатор - это устройство…

2. Виды трансформаторов:

  • ________________________

  • ________________________

3. Устройство трансформатора:

Схема трансформатора

4.

5. Принцип действия:

6. Работа трансформатора на холостом ходу:

7. Ответьте на вопросы:

  • Зачем нужен магнитопровод?

  • Почему магнитопровод набирается из тонких изолированных пластин?

  • Как отличить по внешнему виду обмотку высшего напряжения от обмотки низшего напряжения?

  • Увеличился ток на нагрузке во вторичной обмотке. Как изменился ток в первичной обмотке?

  • Что произойдет, если случайно подключить трансформатор к источнику постоянного тока? Закон?

  • Что произойдет, если во вторичной обмотке трансформатора замкнется один виток? Режим?

  • Для чего используется повышающий трансформатор на электростанциях?

  • Почему наличие высокого напряжения во вторичной обмотке повышающего трансформатора не приведет к большим потерям энергии в самой обмотке?

  • Допустимо ли, сняв катушку трансформатора с сердечника подавать на неё переменное напряжение?



Литература

  1. В.А. Волков. Универсальные поурочные разработки по физике. 11 класс. - М.: «ВАКО», 2008.

  2. Ю.А. Сауров, Г.А. Бутырский. Электродинамика. Модели уроков. - М.: «Просвещение», 2002.

  3. В.Ф. Дмитриева. Физика для профессий и специальностей технического профиля. - М.: «Академия"







© 2010-2022